Счета бухгалтерского учета рб 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счета бухгалтерского учета рб 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, которые ведут в установленном порядке бухгалтерский учет ОБЯЗАНЫ вместе с годовой отчетностью за 2020 год представить в свои ИМНС учетную политику на 2021 год. При этом организации, которые используют ключ ЭЦП, отправляют учетную политику в электронном виде.

Такие изменения в НК РБ внесены Законом от 29.12.2020 N 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК.

Цитируем подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК:

«Статья 22. Обязанности плательщика

1. Плательщик обязан:

<..>

1.4.2. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную отчетность (далее в настоящем подпункте — отчетность), а также положение об учетной политике на текущий налоговый период. Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на:

План счетов бухгалтерского учета РБ

  • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
  • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
  • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
  • Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
  • Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021
  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

План счетов бухгалтерского учета 2021 года с субсчетами скачать и распечатать

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные.

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Код финансового обеспечения (деятельности)

Объект учета

(код ситнетического счета)

Группа объекта учета

(код аналитического счета)

Вид объекта учета

(код аналитического счета)

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Номер разряда

Значение разряда

Расшифровка

1–17

КРБ

См. таблицу 2

18

1

За счет средств бюджета

19–21

102

Нематериальные активы

22

3

Иное движимое имущество

23

0

24–26

320

Увеличение стоимости НМА

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

Новшества в учете коммунальных расходов

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

Источники:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  • Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

Действующий План счетов

Извлечение из нового ЕПС

Наименование группы объектов аналитического учета Аналитический код счета (субсчет) Наименование группы объектов аналитического учета Аналитический код счета
Синтетический код счета 06 «Материалы и продукты питания» Синтетический код счета 201 «Материальные запасы»

Строительные материалы 10
Материалы для учебных, научных и других целей 060 Материалы для учебных, научно-исследовательских и других целей 20

Материалы для учебных, научных и других целей 21
Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ 044 Спецоборудование для договорных научно-исследовательских работ 22
Медикаменты и перевязочные средства 062 Медикаменты и перевязочные средства 30
Продукты питания 061 Продукты питания 40
Топливо, горючее и смазочные материалы 064 Топливо, горючее и смазочные материалы 50
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности 063 Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности 60
Запасные части 069 Запасные части 70
Прочие материалы 067 Прочие материальные запасы 90
Материалы в пути 068 Материалы в пути 91
Корма и фураж 065 Корма и фураж 92
Тара 066 Тара 93

Прочие материальные запасы 99

План представлен схемой группировок и регистрации деятельности, носящей хозяйственный характер в бухгалтерском учете. Счета подразделяются на первый и второй порядок. Документ является основой для утверждения рабочего порядка бухучета, включающего в себя аналитические и синтетические разделы, требующиеся для ведения учета.

Субсчета подлежат изменению на уровне локальном, организации вправе вводить дополнительные разновидности, исключать либо объединять некоторые виды.

При рассмотрении документа через нормативную призму, приходят к выводу, что документ занимает место между вторым и третьим уровнем документации нормативного характера. Вследствие этого план не признается актом, носящим нормативно-правовой характер.

Учреждение имеет право использовать не все доступные синтетические счета, а те, которые считаются необходимыми для ее деятельности.

В случае грамотного оформления достигается согласованность показателей действующих и учетных. Субсчета, применяемые по функционирующему документу, необходимы для ведения отчетности, контроля и анализа в организации.

Разработка документа основывается на нормах законодательства. Правила закреплены законом, принятым на федеральном уровне под номером 129. Также на разработку распространяется действие ведомственных актов.

В том числе Министерство финансов разработало приказ №106. Согласно указанным актам организация несет обязанность по утверждению плана, носящего рабочий характер.

Формируется документ казенными, коммерческими, автономными и бюджетными организациями. При формировании документа исходят из нюансов осуществляемой деятельности, структурного строения.

Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.

В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.

При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.

В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.

Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.

Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.

Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.

Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.

Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.

Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.

Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.

\r\n\r\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\r\n
\r\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\r\n\r\n

Три вида синтетических счетов:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \r\n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \r\n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \r\n

\r\n\r\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2021 года

\r\n\r\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\r\n\r\n\r\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\r\n\r\n\r\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\r\n
\r\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\r\n\r\n

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Тип

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2020 и 2021 год

Междугородние телефонные коды
Международные телефонные коды
Почтовые индексы
Телефоны справок и экстренных служб
Электронная карта Республики Беларусь
Все предприятия
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
Бизнес идеи
Деловой этикет
Инвестиции и трейдинг
Регистрация, реорганизация, ликвидация
Формы юридических лиц
Бизнес и финансы
Бухгалтерский учет
Налогообложение
Работа с персоналом
Реклама и продвижение
Юридические вопросы

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО! Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

План счетов для практиков: аналитика по бухучету

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.

ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2021. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бухучета в самой значительной части экономических субъектов. Вот актуальная таблица плана счетов бухгалтерского учета на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО.

Счет бухгалтерского учета

Тип (пассивный/активный)

Наименование

Раздел I

01

А

Основные средства

02

П

Амортизация основных средств

03

А

Доходные вложения в материальные ценности

04

П

Нематериальные активы

05

П

Амортизация нематериальных активов

07

А

Оборудование к установке

08

А

Вложения во внеоборотные активы

09

А

Отложенные налоговые активы

Раздел II

10

А

Материалы

11

А

Животные на выращивании и откорме

14

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

15

А

Заготовление и приобретение материальных ценностей

16

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

19

А

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III

20

А

20 счет бухгалтерского учета — это основное производство

21

А

Полуфабрикаты собственного производства

23

А

Вспомогательные производства

25

А

Общепроизводственные расходы

26

А

Общехозяйственные расходы

28

А

Брак в производстве

29

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40

А-П Выпуск продукции (работ, услуг)

41

А

Товары

42

П

Торговая наценка

43

А

Готовая продукция

44

А

Расходы на продажу

45

А

Товары отгруженные

46

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V

50

А

Касса

51

А

Расчетные счета

52

А

Валютные счета

55

А

Специальные счета в банках

57

А

Переводы в пути

58

А

Финансовые вложения

59

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI

60

А-П

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

А-П

Расчеты с покупателями и заказчиками

63

П

Резервы по сомнительным долгам

66

П

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

П

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68

А-П

Расчеты по налогам и сборам

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета

1

2

3

Раздел I
ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

01

По видам основных средств

Амортизация основных средств

02

Доходные вложения в материальные активы

03

1. Инвестиционная недвижимость
2. Предметы финансовой аренды (лизинга)
3. Прочие доходные вложения в материальные активы

Нематериальные активы

04

По видам нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов

05

Долгосрочные финансовые вложения

06

1. Долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги
2. Предоставленные долгосрочные займы
3. Вклады по договору о совместной деятельности

Оборудование к установке и строительные материалы

07

1. Оборудование к установке на складе
2. Оборудование к установке, переданное в монтаж
3. Строительные материалы

Вложения в долгосрочные активы

08

1. Приобретение и создание основных средств
2. Приобретение и создание инвестиционной недвижимости
3. Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)
4. Приобретение и создание нематериальных активов
5. Приобретение и создание иных долгосрочных активов

Отложенные налоговые активы

09

Раздел II
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ

Материалы

10

1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Временные сооружения
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации
12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы

Животные на выращивании и откорме

11

12

13

Резервы под снижение стоимости запасов

14

Заготовление и приобретение материалов

15

Отклонение в стоимости материалов

16

17

Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

Номер документа: 50
Дата принятия: 29/06/2011
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2012
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Текущая редакция принята: 13/12/2019 документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь Об установлении формы акта о списании имущества и учете остаточной (ликвидационной)… № 74 от 13/12/2019
Вступила в силу с: 25/01/2020


Редакция от 22/12/2018, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности Финансовые… № 74 от 22/12/2018
Вступила в силу с: 01/01/2019


Редакция от 30/06/2014, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности… № 46 от 30/06/2014
Вступила в силу с: 01/01/2015


Редакция от 02/12/2013, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня… № 71 от 02/12/2013
Вступила в силу с: 11/01/2014


Редакция от 08/02/2013, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении… № 11 от 08/02/2013
Вступила в силу с: 31/03/2013


Редакция от 20/12/2012, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики… № 77 от 20/12/2012
Вступила в силу с: 01/01/2013


Редакция от 30/04/2012, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь О некоторых вопросах бухгалтерского учета № 25 от 30/04/2012
Вступила в силу с: 01/01/2013


Редакция от 30/04/2012, принята документом Постановление Министерства финансов Республики Беларусь Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании… № 26 от 30/04/2012
Вступила в силу с: 01/01/2013


Первоначальная редакция от 29/06/2011

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах бухгалтерского учета доходов в бюджетных организациях и внесении…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства финансов Республики…»

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об установлении форм отчетности и иной информации о деятельности…»

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об установлении форм отчетности о деятельности на внебиржевом рынке Форекс…»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О некоторых вопросах бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые…»

8 февраля

Курс-погружение (вечерний): Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение: Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение (вечерний): Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение: Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Очный курс: Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2»

9 февраля 2021 Налоговый контроль 2021. Проверки. Споры.

10 февраля 2021 VIII Ежегодная конференция «Электронные торговые площадки в России — 2020»

Банки 04.02.2021
1 USD 2,6340 2,6360
1 EUR 3,1600 3,1630
100 RUB 3,4760 3,4850
Нацбанк 04.02.2021
1 USD 2,6404
1 EUR 3,1764
100 RUB 3,4694

Информация

Ставка рефинансирования 7,75 %
Базовая величина 29,00 руб.
Базовая арендная величина 16,90 руб.
Бюджет прожиточного минимума 262,87 руб.
Базовая ставка 195,00 руб.
Размер МЗП с 1 января текущего года 400,00 руб.
Индексированная МЗП 400,00 руб.
Начисленная средняя зарплата по республике 1 474,60 руб.
Начисленная средняя зарплата рабочих и служащих 1 474,60 руб.
  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

План счетов бухучета для предприятий, 2021

  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
  • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Компания «Урожай» занимается разведением овец. У сторонней организации представителями компании было приобретено 100 животных по 1000 рублей. Из них 70 овец поместили в основное стадо, а 30 – в группу молодняка. В конце месяца 10 овец также были переведены в основное стадо, а 5 пали от болезни. Еще 20 овец из основного стада были реализованы скотозаготовительной компании.

В результате бухгалтер сформировал следующие проводки:

  • Дт. 11 – Кт. 60 – 100 000 рублей

Покупка и оплата 100 овец, приобретенных у другой компании 100*1000= 100 000 рублей.

  • Дт. 11 – Кт. 01 – 70 000 рублей – 70 овец, которых переместили в основное стадо 70 * 1000 = 70 000 рублей;
  • Дт. 11 – Кт. 20 – 30 000 рублей – 30 овец, которые считаются молодняком 30 * 1000 = 30 000 рублей.

Типовые проводки по постановке всех овец на баланс компании.

  • Дт. 08 – Кт. 11 – 10 000 рублей

Количество овец, готовых к переводу в главное стадо 10* 1000= 10 000 рублей.

  • Дт. 01 – Кт. 08 – 10 000 рублей

Перевод молодняка в главное стадо.

  • Дт. 94 – Кт. 11 – 5 000 рублей

Выбытие пяти животных (пали от болезни) 5*1000 = 5 000 рублей.

  • Дт. 91 – Кт. 01 – 20 000 рублей

Овцы, проданные скотозаготовительной компании.

Резюме: счет 11 был использован для распределения поступивших в компанию «Урожай» овец с последующей реализацией сторонним предприятиям.

Бухгалтерию можно смело назвать отдельной отраслью экономической науки. Как и все науки, бухгалтерия обладает собственным языком, которым невозможно овладеть, если не знать «азбуку» или план счетов.

Для всех предприятий, юридических лиц и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности – обязательны для исполнения. Касательно нормативной документации, то план бухгалтерских счетов является базовым комплексом документально оформленных правил ведения учёта. Каждое правило определяет терминологию, методы, способы и сущность учёта при отображении операций. А требования к методам и процедурам бухучёта являются бухгалтерскими стандартами.

Бухгалтерский план счетов утверждается приказом Министерства финансов Украины, приложением к которому является непосредственно план счетов.

В бухгалтерском учете

Курсовые разницы в бухгалтерском учете коммерческих организаций в общем порядке относятся в состав прочих доходов и расходов организации (91-ый счет, Национальный стандарт №69).

Исключение – дебиторская задолженность (в ин.валюте) учредителя / участника организации перед организацией по вкладам в уставный фонд организации. Курсовые разницы по такой дебиторской задолженности учитываются в добавочном капитале (счета 75 – 83).

В общем порядке курсовые разницы в бухгалтерском учете отражаются, скажем так, ежемесячно (не реже 1 раза в месяц).

Счета бухгалтерского учета 2021: таблица

В общем порядке отчетный период по налогу на прибыль – календарный квартал. Таким образом, курсовые разницы в налоговом учете в составе внердоходов / внеррасходов отражаются ежеквартально.

Курсовые разницы в налоговом учете организаций (на ОСН) учитываются в составе внереализационных доходов / расходов (п.3.20 ст.174 и п.3.26 ст.175 НК РБ).

Однако!

В 2020 ГОДУ И РАНЕЕ

До 01 января 2021 года действовал следующий порядок учета курсовых разниц:

Если затраты не учитываются при налогообложении, то (пп.1.18, п.3 ст.173 НК РБ-2019):

  • «отрицательные» курсовые разницы не учитываются в составе внеррасходов (т.е. налогооблагаемую базу не уменьшают)
  • «положительные» курсовые разницы – учитываются в составе внер.доходов при налогообложении (т.е. налогооблагаемую базу увеличивают)

с 01 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА

С связи с внесением изменений с Налоговый кодекс Республики Беларусь (в статье 173 НК – “Затраты, не учитываемые при налогообложении” – в новой редакции изложен пп.1.18, а статья 174 НК – “Внереализационные доходы” – дополнена новым пунктом), с 2021 года ни в состав внереализационных расходов, ни в состав внереализационных доходов не включаются курсовые разницы по:

  • затратам, не учитываемым при налогообложении
  • доходам, не учитываемых при налогообложении.

То есть ни отрицательные, ни положительные курсовые разницы по не учитываемым при налогообложении затратам и доходам не влияют на налогооблагаемую базу – не отражаются ни в составе внер.расходов, ни в составе внер.доходов.

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 №504 «О курсовых разницах» (далее – Указ №504) установил, что организации обязаны закрепить в своей учетной политике порядок учета курсовых разниц для целей налогового учета (порядок учета курсовых разниц в бухгалтерском учете Указ №504 не изменяет).

В соответствии с Указом №504 организация вправе учитывать курсовые разницы в налоговом учете (в составе внер.доходов / внер.расходов):

  • либо в общем порядке – ежеквартально
  • либо в декабре календарного года (последнем отчетном периоде календарного года)

В случае если порядок налогового учета курсовых разниц в учетной политике организации не определен, курсовые разницы подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании положений статей 173 – 175 Налогового кодекса (письмо МНС РБ от 03.06.2020 №2-2-10/01179).

Выбранный в соответствии с Указом №504 организацией порядок учета курсовых разниц в налоговом учете в течение налогового периода (календарного года) изменению не подлежит (в том числе в 2020 году).

Точнее – не подлежал.

Подпункт 2.6 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 №143 «О поддержке экономики» предоставляет организациям право ОДНОКРАТНО в 2020 году изменить выбранный порядок налогового учета курсовых разниц.

При этом:

  • вносятся изменения в учетную политику организации на 2020 год (издается соответствующий приказ)
  • новый измененный порядок действует в течение всего 2020 года

В случае применения организацией норм подпункта 2.6 Указа №143, организация вправе изменить свои показатели по расчету налога на прибыль: (письмо МНС РБ от 03.06.2020 №2-2-10/01179):

  • либо при представлении налоговой декларации за текущий (т.е. прошедший) отчетный период путем заполнения раздела III “Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки” налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль
  • либо путем представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с внесенными изменениями (уточнениями) за предыдущие отчетные периоды.

Обратите внимание!

Если организация отражает курсовые разницы:

  • в налоговом учете – только один раз в конце календарного года (в соответствии с Указом №504),
  • а в бухгалтерском учете – ежемесячно (в общем порядке),

то возникают временные разницы – а это значит, что возникают отложенные налоговые активы (ОНА) и/или отложенные налоговые обязательство (ОНО). ОНА и/или ОНО подержат отражению в бухгалтерском учете.

Для понимания – возникает разница между «условным» налогом на прибыль, который нужно было бы уплатить организации с «бухгалтерской» прибыли, и фактически уплачиваемым по итогам отчетного периода (квартала) налога на прибыль. Для целей достоверности финансовой отчетности эта разница («отложенный» налоговый актив или обязательство) между «бухгалтерским» налогом на прибыль и «фактическим» налогом на прибыль необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Опубликован Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 №159 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее – Указ №159).

Указ №159 вступает в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2020 года.

Указ №159 предоставляет коммерческим организациям право курсовые разницы, возникающие в бухгалтерском учете при пересчете в белорусские рубли стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, относить на доходы / расходы будущих периодов (а не на прочие доходы / расходы организации – как это предусмотрено в общем порядке).

На доходы / расходы организаций такие курсовые разницы относятся (если принято решение относить на «будущие» периоды):

  • в порядке и сроки, установленные руководителем организации
  • не позднее 31 декабря 2022 года

В связи с принятием Указа №159 возникает сразу 2 вопроса:

  1. Не изменяется ли при применении Указа №159 также и налоговый учет курсовых разниц? Ведь и пп.3.20 ст.174, и п.3.26 ст.175 НК РБ в части учета курсовых разниц в составе внер.доходов и внер.расходов организации отсылают нас к самому понятию курсовых разниц, определяемым в порядке, установленном законодательством. А ведь и Указ №159, и Национальный стандарт №69 являются законодательством Республики Беларусь
  2. Распространяются ли нормы Указа №159 на курсовые разницы по так называемым “псевдовалютным договорам” (договорам, в которых денежное обязательство подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах – часть 2-ая пункта 1 ст.298 Гражданского кодекса Республики Беларусь)? Либо Указ №159 можно применять только в отношении стоимости активов и обязательств, выраженных непосредственно в иностранной валюте?

Влияет ли принятие организацией решения о применении норм Указа №159 на налоговый учет курсовых разниц?

Согласно письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.05.2020 №2-2-10/01117 “О курсовых разницах” – не влияет.

Со своей стороны, мы также согласимся с Министерством по налогам и сборам.

В обоснование своей позиции, помимо указанного письма МНС, можно привести следующее.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2015 №103 “О пересчете стоимости активов и обязательств” также затрагивал вопросы изменения коммерческими организациями порядка учета курсовых разниц в бухгалтерском учете.

Однако, Указ от 27.02.2015 №103 (абзац 3-ий пункта 1 Указа №103), в отличие от Указа №159, явно указывал на то, что изменение порядка учета курсовых разниц влияет не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет (внереализационные доходы / расходы, учитываемые при налогообложении).

Указ №159 такого указания (на изменение порядка налогового учета) не содержит. Т.е. если нужно – в целях налогового учета курсовых разниц можно применять Указ №504.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в своем письме от 26.05.2020 №2-2-10/01117 “О курсовых разницах” (ссылка выше) крайне неожиданно (по крайней мере для нас – точно неожиданно) затронуло вопрос бухгалтерского учета курсовых разниц в соответствии с Указом №159.

МНС РБ в указанном письме высказало свою позицию о том, что Указ №159 распространяет свое действия только на порядок бухгалтерского учета курсовых разниц в отношении активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

При этом, согласно письму МНС РБ, Указ №159 не меняет порядок отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств.

Таким образом обозначена позиция МНС о том, что организации (кроме банков):

  • в части курсовых разниц по активам и обязательствам, выраженным в иностранной валюте – вправе применять как нормы Национального стандарта №69, так и руководствоваться Указом №159,
  • в части курсовых разниц по активам и обязательствам, выраженным в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (т.е. в части курсовых разниц по «псевдовалютным договорам») – вправе руководствоваться только Национальным стандартом №69.

Позиция МНС РБ по обозначенному вопросу, по нашему мнению, спорная

(ОБНОВЛЕНО: позиция МНС РБ подтверждена письмом Министерства финансов в ответ на наше электронное обращение

Далее приведем обоснование нашей позиции, которой, однако, руководствоваться не стоит. Следует руководствоваться разъяснениями государственных органов. Но можете ознакомиться с нашей позицией для общего понимания

И вот почему.

Во-первых:

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” государственное регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь осуществляется:

  • Президентом Республики Беларусь
  • Советом Министров Республики Беларусь
  • Национальным банком Республик Беларусь (в части учета в банках и НКФО)
  • Министерством финансов Республики Беларусь (в части учета в организациях, кроме банков)

В том числе Министерством финансов утвержден Национальный стандарт №69, который определяет порядок учета курсовых разниц:

  • и в отношении стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте
  • и в отношении “псевдовалютных” договоров

используя в отношении этих различных видов правовых отношений общее понятие “иностранная валюта”, закрепленная в п.1 Национального стандарта №69.

В Министерство финансов Республики Беларусь нами направлено электронное обращение по данному вопросу – порядку учета курсовых разниц по псевдовалютным договорам в рамках Указа №159

Во-вторых:

Пункт 1 статьи 298 “Валюте денежных обязательств” Гражданского кодекса Республики Беларусь определяет, что:

  • денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях – часть первая п.1 ст.298 ГК РБ
  • в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (“специальных правах заимствования” и др.) – часть вторая п.1 ст.298 ГК РБ

Практически идентичные формулировки содержатся в части первой и части второй статьи 11 “Валюта денежных обязательств” Банковского кодекса Республики Беларусь.

Нас интересует часть вторая п.1 ст.298 ГК РБ и часть вторая ст.11 БК РБ – так называемые “псевдовалютные” договоры.

Пункт 1 Указа №159 содержит дословную формулировку “при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств”.

МНС РБ письмом от 26.05.2020 №2-2-10/01117 “О курсовых разницах” высказывает свою позицию о том, что Указ №159 на псевдовалютные договоры не распространяется, полагая, по всей видимости (по нашему мнению), что если обязательство подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (в соответствии с ч.2 п.1. ст.298 ГК РБ, ч.2 ст.11 БК РБ), то значит стоимость активов и обязательств выражена в белорусских рублях.

Что ж.

По данному вопросу есть определенная судебная практика (судебное право в Республике Беларусь не прецедентное, но как не учитывать сложившуюся судебную практику?)

Обратимся в следующим вступившим в силу судебным решениям:

  • решение хозяйственного суда г. Минска от 30.04.2009 (дело №296-26/09) и Постановление апелляционной инстанции Хозяйственного суда г. Минска от 02.06.2009 (дело №296-26/2009/362а)
  • решение хозяйственного суда Витебской области от 05.07.2012 (дело №85-7/2012)
  • решение Экономического суда Витебской области от 10.03.2015 (дело 16-13/2015)




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *