Закон о банковской тайне 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о банковской тайне 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоговая начиная с 2021 года будет знать все о движении средств на счетах россиян. Надо отметить, что и до сегодняшнего дня Федеральная налоговая служба имела довольно широкие полномочия. ФНС получала сведения об открытии и закрытии счетов и депозитов физлиц, индивидуальных предпринимателей и организаций. С 1 апреля 2020 года налоговой стало известно об открытии и закрытии электронных кошельков.

Но эту информацию ФНС была вправе запрашивать только в рамках камеральных проверок, причем запрос должен был быть мотивированным. Банки были обязаны по запросу налоговой службы предоставить справки о наличии у клиентов счетов, вкладов и остатках на них или операциях за конкретный период.

Теперь же новый закон позволит налоговой запрашивать данные о счетах россиян в банках безо всякого повода, в том числе без инициирования камеральной налоговой проверки. Надо сказать, что этого ведомство добивалось аж с 2000 года. Однако Минфин и Центробанк защищали банковскую тайну как основу банковской системы. Но теперь, когда в Правительство пришел бывший налоговик, это стало вполне реализуемо.

Минюст намерен получить доступ к банковской тайне

Хочу вам напомнить, что такое «банковская тайна», и приведу цитату из «Вики»:

Банковская тайна — юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.В ряде государств мира под банковской тайной подразумевается то, что банки не имеют права предоставлять властям информацию о личных счетах своих клиентов (например, в случае возбуждения уголовного дела). Такое толкование термина характерно для таких государств, как, например, Швейцария, Сингапур, Люксембург, а также для офшорных зон либо офшорных банков, осуществляющих банковскую деятельность, в рамках добровольных или установленных законом положений о конфиденциальности.

В нашей стране правовую основу банковской тайны закрепляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «О банках и банковской деятельности», стандарт ЦБР «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации» (принят и введен в действие распоряжением ЦБР от 18 ноября 2004 г. № Р-609) и др.

Исходя из ст. 26 федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», банковская тайна – это защищаемые банком и иными кредитными организациями сведения о вкладах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, а также иные сведения о клиентах, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни.

Но для наших законотворцев, как мы много раз уже это наблюдали, закон не писан. Понятие «банковской тайны» в нашей стране после принятия законопроекта «Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2021–2023 гг.» будет утрачено полностью. Государство хочет знать о нас все, в том числе о наших деньгах.

С 10 января этого года вступил в силу ряд поправок в небезызвестный Закон о противодействии легализации преступных доходов (№ 115-ФЗ).

Изменился перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга (Закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ). В частности, банк обязан сообщить туда, если:

  • гражданин откроет вклад в пользу третьего лица (в т.ч. с привязкой к банковской карте), пополнив счет наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей,
  • или оформит на свою карту возврат неиспользованного остатка средств на балансе мобильного телефона на сумму более 100 тысяч рублей,
  • или получит на свою карту выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования в сумме от 600 тысяч рублей,
  • или произведет расчет со своего банковского счета по сделке с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей (полный перечень подконтрольных операций представлен в ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

ФНС получила полный доступ к банковской тайне россиян

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Закон стоит на страже банковской тайны – чтобы защитить ее (и заодно коммерческую и налоговую тайну), существует даже целая статья Уголовного кодекса РФ (статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»).

По этой статье за разглашение банковской тайны нарушителя могут наказать даже согласно УК РФ:

  • незаконный сбор данных, составляющих тайну (похищение документов, подкуп или угрозы) – штраф в сумме до 500 тысяч рублей, исправительные работы на срок до года, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет;
  • незаконное разглашение составляющих тайну сведений без согласия владельца – штраф до 1 миллиона рублей, исправительные работы до 2 лет, принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет;
  • то же самое, но совершенное из корысти или причинившее крупный ущерб – штраф до 1,5 миллионов рублей, лишение свободы на срок до 5 лет;
  • если все это имело тяжкие последствия – лишение свободы на срок до 7 лет.

Что интересно, наказание по этой статье серьезно ужесточили примерно 5 лет назад – но по факту в интернете все так же можно купить базу данных клиентов банков, а значит – клиентские данные все еще продолжают воровать и продавать.

Правда, возникает другая проблема – за нарушение банковской тайны сложно привлечь кого-то к ответственности, потому что такой факт сложно доказать. Ведь касается она данных по счетам и операциям клиентов, тогда как «слив» полных данных клиентов или продажа реквизитов банковских карт – немного другой состав преступления. А доказать ущерб от того, что банк разгласил информацию об операциях по счету, будет непросто.

Жаловаться в случае нарушения банковской тайны клиенту можно по разным адресам:

  • руководство банка – это может помочь, если закон нарушил рядовой сотрудник банка без ведома начальства;
  • Банк России – в нем есть Служба по защите прав потребителей финансовых услуг. Написать жалобу можно прямо на сайте ЦБ;
  • правоохранительные органы и суд – если из-за нарушения банковской тайны клиент понес ущерб, его можно взыскать с виновников.

Судебная практика показывает, что выиграть суд по вопросу нарушения банковской тайны можно – если правильно оформить иск и грамотно аргументировать свою позицию.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация обязана получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у кредитной организации сведений о счетах, вкладах кредитная организация обязана направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Кредитная организация и должностные лица кредитной организации несут ответственность за нарушение требований части шестой настоящей статьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме: (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

1) 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

2) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3) 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

4) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе «О национальной платежной системе». (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Формы лицензий на осуществление банковских операций для кредитных организаций устанавливаются Банком России. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ)

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 140-ФЗ)

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

10. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ)

Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией, вправе получить статус банка с универсальной лицензией не ранее чем через два года с даты государственной регистрации изменений, внесенных в устав этого банка и связанных с получением им статуса банка с базовой лицензией. При присоединении банка с универсальной лицензией к банку с базовой лицензией требование о соблюдении указанного срока не применяется. При преобразовании банка с базовой лицензией указанный срок не прерывается. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

При представлении документов, перечисленных в статье 14 настоящего Федерального закона, Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, а принятие такого решения в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, — в срок, не превышающий трех месяцев. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

Решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.

Кредитная организация вправе обращаться в Банк России с запросами и заявлениями в связи с решениями и действиями (бездействием) Банка России, на которые Банк России обязан в месячный срок дать ответ по существу затрагиваемых в них вопросов.

Споры между кредитной организацией и ее клиентами (физическими и юридическими лицами) разрешаются в порядке, предусмотренном федеральными законами.

На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

При наложении ареста на денежные средства (драгоценные металлы), находящиеся на счетах и во вкладах, или на остаток электронных денежных средств кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах денежных средств (драгоценных металлов), на которые наложен арест, а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на которые наложен арест. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и совершать другие взаимные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Банком России. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Кредитная организация ежемесячно сообщает в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории Российской Федерации и за рубежом.

Кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. (в ред. Федерального закона от 05.07.99 N 126-ФЗ)

Корреспондентские отношения между кредитной организацией и Банком России осуществляются на договорных началах. (в ред. Федерального закона от 05.07.99 N 126-ФЗ)

Списание средств со счетов кредитной организации производится по ее распоряжению либо с ее согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 05.07.99 N 126-ФЗ)

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. (в ред. Федерального закона от 05.07.99 N 126-ФЗ)

Кредитные организации вправе осуществлять переводы денежных средств в рамках платежных систем, соответствующих требованиям Федерального закона «О национальной платежной системе». (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

По информации «Известий», Минюст разработал законопроект «О внесении изменений в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Этим документом предполагается включить министерство в перечень организаций, имеющих право на получение сведений, являющихся банковской тайной. Эту информацию подтвердили в самом ведомстве.

— Проект федерального закона разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России федерального государственного надзора за деятельностью НКО. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством, — пояснили в пресс-службе министерства, не став уточнять, о каких именно организациях идет речь.

Во фракциях отнеслись к инициативе Минюста по-разному.

— Сначала мы должны увидеть сам законопроект. Тема резонансная и очень чувствительная, поэтому мы должны все внимательно изучить, а потом давать оценки, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев считает, что размывать понятие банковской тайны нецелесообразно.

Нет никаких гарантий, что не возникнет злоупотреблений в ущерб гражданам нашей страны. Банковская тайна — это одно из великих достижений человечества с точки зрения частной жизни. Если мы начнем раздавать к ней право доступа, то никакой частной жизни не останется. Если хотите что-то узнать, обращайтесь в суд. Поэтому мы вряд ли поддержим данную идею Минюста, — пояснил «Известиям» либерал-демократ.

1. Одной из обязанностей банка по договору банковского счета является обязанность гарантировать тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данные сведения составляют банковскую тайну. В соответствии со ст. 26 Закона о банках к банковской тайне также относятся сведения о корреспондентах клиентов банка.

Обязанность хранить банковскую тайну лежит не только на банке, но и на его служащих, а также на иных лицах (на аудиторских и иных организациях, на уполномоченном органе, осуществляющем меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на их должностных лицах и работниках и т.д.), в силу осуществления своих профессиональных обязанностей получивших сведения, составляющие банковскую тайну.

2. Раскрывать сведения, составляющие банковскую тайну, может сам клиент или его представитель. Банк может представить сведения, составляющие банковскую тайну, в бюро кредитных историй. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк может представить такие сведения государственным органам и их должностных лицам. Порядок выдачи банком справок по счетам и иной информации заинтересованным лицам предусмотрен в ст. 26 Закона о банках. Банк выдает справки по счетам клиентам, судам, арбитражным судам, Счетной палате, налоговым и таможенным органам, органам принудительного исполнения актов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, обязанность предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, может быть предусмотрена иными законами. Так, п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции обязывает коммерческие организации, а значит, и банки в том числе, представлять документы и информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну, антимонопольному органу по его мотивированному требованию, основанному на возложенных на него полномочиях. В то же время Банк России в силу п. 2 ст. 25 Закона о защите конкуренции не обязан разглашать банковскую тайну по запросу антимонопольного органа.

3. Если банк разгласил сведения, составляющие банковскую тайну, клиент может потребовать от банка возмещения причиненных убытков, а также возмещения морального ущерба в соответствии со ст. 151 — 152 ГК. Если банк допускает просрочку в возмещении убытков, то с момента вступления в законную силу решения суда об их возмещении, если иной срок не предусмотрен в законе, на сумму убытков кредитор вправе начислить проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК. Проценты начисляются и в том случае, если обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, ст. 183 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны, а служащие могут нести дисциплинарную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны лежит не только на банке, но и на иных лицах, которые в силу выполнения своих профессиональных обязанностей или возложенных полномочий получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну (см., например, ст. 26 Закона о защите конкуренции).

4. Правила о банковской тайне распространяются также на отношения по договору банковского вклада. Обязанность по ее сохранению лежит на кредитной и иных организациях, а также на организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов.

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 305-ЭС19-147 по делу N А40-32894/2017

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 20.3, 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и исходил из нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов должника.

Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 305-КГ17-15881 по делу N А40-188163/2016

Суды, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 19, 60 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 17, 21, 22, 431, 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском кредите), пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2020 N 309-ЭС20-6304 по делу N А60-5019/2019

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 382, 388, 421, 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 10, 16, 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», статей 5, 7, 12 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, пришли к выводу о том, что оспоренное предписание вынесено в пределах предоставленных управлению полномочий, соответствует требованиям законодательства, содержит конкретные формулировки допущенных нарушений и является исполнимым.

Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2020 N 304-ЭС20-16889 по делу N А70-577/2020

Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь положениями статей 32, 82, 86, 100, 102 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.11.2011 N 15726/10, пришли к выводу об отсутствии нарушений закона со стороны налогового органа при отказе в выдаче документов, содержащих относящуюся к налоговой и банковской тайне информацию.

20296

Закон о банковской тайне в российском законодательстве

21505

27816

32223

Фото Видео 32401

Минюст заинтересовался банковской тайной НКО

Фото Видео 25763

В перечень лиц и организаций, имеющих доступ к банковской тайне, относятся:

  • Сам владелец счета и денежных средств на нем;
  • Кредитная или финансовая организация, предоставившая услуги по сохранению и страхованию вклада;
  • Бюро кредитной истории, которое точно так же, как и банк, может нести ответственность за разглашение банковской тайны;
  • Суд;
  • Федеральные налоговые, таможенные и следственные органы;
  • Счетная палата;
  • Агентство по страхованию вкладов (ASV);
  • Пенсионный Фонд России;
  • Фонд Социального Страхования;
  • ФССП, ФТС и ФСФН.

Причем предоставление информации производится только в том объеме, что необходимо для ведения деятельности запросившей организации. Например, налоговым службам будет сообщена лишь информация о том, поступали ли от вкладчика налоги на прибыль от процентов.

Кроме того, для получения доступа необходимо предоставить разрешающие документы: постановление суда, санкция прокурора, акт федерального или муниципального уровня и т.д.

Ни один банк, по своей воле или неосторожности, не рискнет нарушить закон о конфиденциальности персональных данных. Все дело в том, что разглашение банковской тайны в УК РФ наказывается штрафом до 1,5 млн рублей или «чем похуже». Этот аспект регулируется ст. 183 УК РФ. В рамках этого правового акта предполагается, что банк сознательно разглашает конфиденциальные данные, преследуя свои собственные корыстные или иные цели.

Статья применяется в отношении лиц, собственно, разгласивших защищенные сведения, а также тех, кто сознательно украл или иным незаконным образом получил информацию в банке. Осужденным может быть любое лицо, связанное с делом — не имеет особого значения, является ли этот человек сотрудником банка или нет.

Наказание может быть следующим:

  • Штраф до 1,5 млн рублей или штраф в размере дохода осужденного за последние три года;
  • Ограничение трудовых возможностей осужденного: он не сможет работать в государственных органах, адвокатских конторах и банковских организациях в течение 1-3 лет;
  • Принудительные работы сроком до пяти лет;
  • Ограничение свободы на срок до семи лет.

Судья выносит решение, опираясь на целый комплекс факторов: мотивы преступления, его цели; степень осведомленности осужденного; отягчающие и смягчающие обстоятельства; наличие или отсутствие сознания совершенного преступления и т.д. Так, например, если преступник разгласил относительно несерьезные сведения, не преследуя корыстных мотивов и при этом сознав свою вину, он вполне может получить небольшое наказание — условный срок или штраф до 300 тысяч рублей.

Практически всегда такая передача не нарушает закон. Для этого должны быть соблюдены два условия:

  1. С коллекторами было заключено соглашение об уступке прав требования. Вы имеете полное право воочию убедиться, что такое соглашение было заключено. Обратиться за этим вы можете как к банку, так и к коллекторам;
  2. Если клиент — физлицо, переуступить права можно лишь при наличии соответствующих договоренностей (пункт в первоначальном договоре с клиентом). Правда, если переуступка производится организацией, имеющей лицензию на ведение банковской деятельности, это ограничение снимается. Таким образом, если после изучения договора вы не обнаружили в нем пункт про передачу права требования, и при этом вам звонят коллекторы — закон был нарушен. Если звонит другой банк, то закон не был нарушен.

Если начато исполнительное производство, то переуступку прав требования можно произвести в отношении кого угодно, не спрашивая разрешения должника. Эта норма сформулирована Определением Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015. В таком случае даже наличие в кредитном договоре оговорок на эту тему не играет никакой роли.

Банки хорошо знают, как сформировано юридическое и правовое поле в Российской Федерации. У многих организаций имеется свой юридический отдел с профессиональными и опытными юристами. Поэтому вероятность того, что банк где-либо нарушил закон о БТ, крайне мала. Даже если нарушение все же произошло, в суде еще необходимо это доказать — а юристы банка будут очень активно защищаться. Резюмируя, если данные о вас попали в руки коллекторов — существует 99% вероятность, что данные переданы законно.

Сведения, составляющие банковскую тайну, не относятся к коммерческой или служебной информации банка (ст. 139 ГК РФ). Это информация исключительно о клиентах банка. Предоставляются эти сведения только соответствующим организациям и должностным лицам на основании законов.

Специальный закон.

В частности, таких как Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Режим банковской тайны предусматривает ограничение доступа к информации о счетах, финансовом состоянии и операциях клиента. Кроме владельца, такими сведениями располагает только банк и ограниченный круг сотрудников правоохранительных и контролирующих органов: бюро кредитных историй, судам, следственным, налоговым и таможенным органам, Счетной палате, АСВ, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФСФН, ФТС. Раскрытие информации выполняется в порядке и объеме, определенном законодательством. Для предоставления доступа к банковской тайне, необходимо решение суда, санкция прокурора, предписание и другие документы.

Правовая защита банковской тайны обеспечивается законодательством Российской Федерации. Гаранты соблюдения банковской тайны — финансовое учреждение, Банк России, агентство по страхованию вкладов.

Для защиты банковской тайны, финансовые учреждения должны:
— ограничивать круг лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;
— организовать отдельное делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
— использовать технические средства для предотвращения несанкционированного доступа к носителям информации;
— применять предупреждения о необходимости сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах между банком и клиентом.

Нарушением банковской тайны считается умышленное или невольное разглашение информации, признанной конфиденциальной, должностным лицом финансового учреждения без согласия клиента. В случае, если такие действия нанесли физическому или юридическому лицу материальный или репутационный ущерб, законодательство предусматривает возможность обращения в суд для защиты своих интересов. Законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушение банковской тайны.

Минюст захотел получить доступ к банковской тайне

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Получить информацию, относящуюся к банковской тайне, в виде справки, также могут:

  1. Суда
  2. Арбитражные суда (судьи)
  3. Счетная палата Российской Федерации
  4. Таможенные органы
  5. Агентство по страхованию вкладов
  6. Если банковский клиент умирает – нотариус, физическое лицо, указанное в завещательном письме клиента, а также иностранные консульские учреждения.

Ознакомиться с банковскими документами, являющимися банковской тайной, имеет право Банк России.

Российская Федерация обладает перечнем лиц, которым банковское учреждение должно предоставить сведения, относящиеся к банковской тайне (перечень определяет федеральный закон). Такими законами являются не только Банковский закон, но и законы, занимающиеся контролем деятельности конкретных государственных органов и организаций. Это действует в том случае, если Банковский закон вообще не предоставил этому государственному органу или должностному лицу право доступа к банковской тайне (это касается судебных приставов).

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Банковской тайны больше нет: налоговики смогут заглянуть на счета каждого

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

05.02.21 Преемник Меркель: Германия не должна отказываться от «Северного потока-2» из-за Навального
05.02.21 Российские банки поставили миллиарды долларов на укрепление рубля
05.02.21 Прослушка, наружка и слежка: ФСБ усилит контроль за россиянами
05.02.21 За ЧП в Норильске Потанин отдаст половину всех денег «Норникеля»
05.02.21 «Выдохнули с облегчением»: Рубль подорожал до максимума за неделю после заявлений главы дипломатии ЕС

Написать комментарий

1. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, — это передача сведений установленным настоящим Законом третьим лицам в случаях и по основаниям, устанавливаемым настоящим Законом.

2. Лица, за исключением банков (кредитных организаций), которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены либо стали известны в связи с их службой или работой, имеют права предоставлять эти сведений государственным органам, должностным, а также иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

3. Национальный (центральный) банк не имеет права предоставлять государственным органам, должностным, а также иным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, которые стали ему известны в процессе выполнения им возложенных на него законом функций по контролю за банками и банковской деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Минюст захотел получить доступ к банковской тайне

1. Сведения, составляющие банковскую тайну, о лице, являющемся обвиняемым или подсудимым по уголовному делу, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют судам, а также органам, осуществляющим уголовное дознание или предварительное следствие в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом государства.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение двух банковских дней после получения постановления суда или мотивированного запроса по уголовному делу органа, осуществляющего дознание или предварительное следствие, предоставить суду или органу, осуществляющему уголовное дознание или предварительное следствие, требуемые сведения и документы, составляющие банковскую тайну, в закрытом и запечатанном конверте. После предоставления указанных сведений банк (кредитная организация) принимает необходимые меры для уведомления своего клиента о получении данного постановления или запроса, обязательства банка (кредитной организации) предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, и их представлении.

3. Руководитель или служащий банка может быть допрошен по поводу сведений о клиенте банка, составляющих банковскую тайну, в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом.

1. Составляющие банковскую тайну сведения о клиентах, являющихся стороной по гражданским делам, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют на основании постановления суда, вынесенного в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным законодательством государства, а также на основании вступившего в законную силу решения об обращении взыскания на банковские счета их клиентов.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение двух банковских дней с момента получения постановления или решения суда предоставить суду требуемые сведения и документы, составляющие банковскую тайну, в закрытом и запечатанном конверте. В течение этого времени банк принимает необходимые меры для уведомления своего клиента о получении постановления или решения суда, обязательстве банка предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, и их предоставлении.

1. Сведения о клиентах, составляющих банковскую тайну, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют нотариусам по находящимся в их производстве наследственным делам об имуществе умерших клиентов банка (кредитной организации), а также наследникам (правопреемникам) данного клиента, если последние или их представители предъявили достаточные документы в обоснование прав наследования (правопреемства) данным лицам.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение пяти банковских дней с момента получения документов, подтверждающих права наследования (правопреемства), уведомить обратившихся лиц о недостаточности предоставленных документов с указанием перечня недостающих документов, а в случае их достаточности — в течение десяти банковских дней передать им имеющиеся в банке (кредитной организации) исчерпывающие сведения о клиенте, предоставить все документы и сведения, составляющие банковскую тайну.

3. Отказ в сообщении банком (кредитной организацией) сведений и в предоставлении документов, составляющих банковскую тайну, или непредоставление их в установленные настоящей статьей сроки могут быть обжалованы в суд. Ущерб, причиненный обратившимся лицам вследствие отказа или несообщения сведений или непредоставления документов в установленные настоящей статьей сроки, подлежит возмещению в полном размере, если отказ был не обоснован или сроки были нарушены по вине банка (кредитной организации).


Банк (кредитная организация) предоставляет сведения о своих клиентах, составляющие банковскую тайну, должностным лицам органов валютного контроля, налоговых и таможенных органов государства в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

1. Банки (кредитные организации) в целях обеспечения безопасности своей деятельности и возвратности кредитов могут обмениваться между собой и предоставлять друг другу сведения о своих клиентах, даже если они составляют банковскую тайну.

2. Национальный (центральный) банк имеет право в процессе выполнения им возложенных на него законом функций по контролю за банками (кредитными организациями) и банковской деятельностью получать и ознакомляться со сведениями о клиентах банков (кредитных организаций), даже если они составляют банковскую тайну, если эти сведения необходимы для оценки кредитных и иных вкладов, иных активов банков (кредитных организаций).




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *