Нужна Ли Лицензия Тсж На Управление Многоквартирным Домом В 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна Ли Лицензия Тсж На Управление Многоквартирным Домом В 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.
Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.
Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.
Решили создать ТСЖ — надо ли получать лицензию?
Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.
На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».
В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.
Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».
Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!
- изменилось наименование товарищества;
- в договоре объединение именуется, как «некоммерческая корпоративная организация»;
- разрешается предпринимательство, если оно осуществляется для блага собственников;
- наличие председателя (председателей может быть несколько) и правления обязательно;
- возможно формирование наблюдательного совета;
- права и обязанности членов ТСН можно изменить на основании протокола общего собрания собственников.
- гарантирование соблюдения Устава и законодательных норм;
- осуществление контроля над своевременным внесением платежей участниками товарищества;
- составление сметы расходов/доходов на текущий год;
- создание отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
- представление отчета общедомовому собранию для ознакомления;
- управление МКД или заключение договоров на управление;
- найм и увольнение сотрудников для эксплуатации здания (но работодателем в трудовых отношениях выступает ТСН, а не управленческий орган);
- заключение договоров на обслуживание общедомового имуществ;
- ведение списка участников товарищества;
- осуществление делопроизводства и бухучета;
- ведение отчетности;
- созыв и проведение общедомовых собраний;
- выполнение иных обязанностей, прописанных в Уставе.
Принятие решений о выдаче или аннулировании лицензий предлагается возложить на так называемые лицензионные комиссии. Состоять они будут из представителей саморегулирующих организаций, в том числе из собственников жилья. По мнению разработчиков инициативы, это минимизирует возможную коррупционную составляющую.
В-четвертых, Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 516 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.
К чему это приведет: необходимости пересмотра перечней работ и услуг по всем без исключения МКД, которыми управляли небольшие УО и ТСЖ; массовому уходу зарплат в тень, так как с учетом аферы с пенсионным возрастом и повышением налогов сотрудники готовы получать деньги в конверте, но сейчас в виде оплаты труда, а не «в гробу», но потом в виде пенсии; существенному повышению затрат на обслуживание МКД по всей России.
198 ЖК РФ. Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ .
Из названных правовых норм следует, что Товарищество собственников жилья является юридическим лицом, управляющим многоквартирным домом, однако деятельность ТСЖ не является лицензируемой и на него не распространяются требования ст.
Ответ: За предоставление лицензии — 30 рублей, за переоформление лицензии — 5 рублей.
Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии? Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления. Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?
Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения? Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии.
Если среди квартир в доме есть такие, которые не используются под жилое помещение, а применяются с целью бизнеса, то в этом случае регистрируют Товарищество собственников недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты п.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ.
Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 516 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Планируемое на государственном уровне в 2014 году лицензирование ТСЖ (Товарищества собственников жилья), вступившие в силу в 2015 году, ужесточает требования к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.
После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Получение лицензии не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
Нет, не нужно. ТСЖ не обязаны получать лицензию, не зависимо от количества домов. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 192 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2021 № 255-ФЗ) под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. ТСЖ осуществляет управление домом не в силу договора управления, а в силу выбора способом управления – ТСЖ, создания ТСЖ и полномочий ТСЖ, установленных законом. То есть ТСЖ не должны получать лицензию.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Нужна Ли Лицензия Тсж На Управление Многоквартирным Домом В 2021
Пока не ясно, что ждет те управляющие компании, у которых на балансе находится много ветхих бараков, а жильцы не платят за коммуналку месяцами. В законопроекте оговаривается, что на момент проведения судебных процедур (процесса аннулирования лицензии) все платежи за коммунальные услуги автоматически переходят к ресурсоснабжающим организациям.
Эксперты хотели бы видеть в ней представителей профессионального сообщества (СРО, а также организации, объединяющие представителей бизнеса) и организации, работающие в сфере защиты прав потребителей коммунальных услуг.
Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2021 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».
Санкт-Петербурга и Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга были проведены собеседования с руководителями управляющих организаций, на которых даны разъяснения о порядке и принятии квалификационного экзамена, порядке получения лицензии, а также другие вопросы, связанные с предстоящим лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами.
По старинке многие жильцы до сих пор называют управляющие компании ЖЭКом, хоть юридически это уже и не верно.О том, какие услуги предоставляет нам ЖЭК, поговорим далее.Количество услуг, которые оказывают организации входящие в систему ЖКХ (ЖЭка и т.д.), варьируется от одного до нескольких десятков.Требования к срокам и порядку коммунального сервиса постоянно совершенствуются и меняются.В нашей стране никаких бесплатных услуг, которые оказывают ЖЭК, не существует.Ведь если даже жильцы неприватизированных квартир не оплачивают какой-либо сервис домоуправляющей компании, то за них это делает муниципалитет.В современных реалиях отношения между УК и жильцами строятся на коммерческой основе.
Для управления своим жилищным фондом ПЖЭК получать лицензию не надо. Мы хотим заключить Договор на управление и обслуживание нашего дома с ПЖЭК (потребительским жилищно-эксплуатационным кооперативом), 3 дома которого находятся от нас в 200 метрах от нашего дома. Квартиры приобретены по ДДУ, но Свидетельство о праве собственности получили только 40% жильцов.
- организации ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСН не реже одного раза в год;
- составление сметы о прибылях и убытках;
- создание отчетов по итогам ревизии;
- представление отчета о проделанной работе общему собранию участников ТСН.
- гарантирование соблюдения Устава и законодательных норм;
- осуществление контроля над своевременным внесением платежей участниками товарищества;
- составление сметы расходов/доходов на текущий год;
- создание отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
- представление отчета общедомовому собранию для ознакомления;
- управление МКД или заключение договоров на управление;
- найм и увольнение сотрудников для эксплуатации здания (но работодателем в трудовых отношениях выступает ТСН, а не управленческий орган);
- заключение договоров на обслуживание общедомового имуществ;
- ведение списка участников товарищества;
- осуществление делопроизводства и бухучета;
- ведение отчетности;
- созыв и проведение общедомовых собраний;
- выполнение иных обязанностей, прописанных в Уставе.
Допускается создание ТСЖ собственниками нескольких близко расположенных зданий, например, домов на одного хозяина, дачных домиков с приусадебными участками и без них, если их земельные участки граничат или располагаются на общей территории и имеют общие элементы инфраструктуры.
Текущие работы по управлению домом организуются действующими управленцами — председателем и правлением, выбранных жильцами. Они могут являться такими же собственниками либо наниматься «со стороны».
Нужна Ли Лицензия Для Тсж С Одним Домом В 2021 Году
Данный порядок предполагает два варианта создания БСО по форме, разработанной предприятием самостоятельно: изготовление типографским способом (наименее затратный способ, предпочитаемый компаниями с небольшими оборотами наличных); формирование с использованием автоматизированных систем (программно-технический комплекс, имеющий защиту от несанкционированного доступа, фиксирующий информацию о выпущенных БСО в течение пяти лет, выпускающий БСО с уникальными серией и номером, доступ к информации о БСО следует предоставлять налоговому органу по запросу)
Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в ТСЖ При организации бухучета в товариществе, в обязательном порядке должны в отдельном учетном регистре регистрироваться поступающие денежные средства, из которых формируется капитал: Как должны учитываться коммунальные платежи? Особенности бухучета Особенности бухгалтерского учета в ТСЖ заключаются в следующем: По итогам отчетного периода (как правило, это календарный год) составляется финансовая отчетность ТСЖ, которая передается членам товарищества для изучения.Касса онлайн для ИП на УСН Актуально на: 12 мая 2021 г.
Согласно нормативному акту, вносящему изменения в действующий ЖК РФ, для управления коммерческая организация обязана регулярно подтверждать компетентность, качество проводимых работ.
По ФЗ № 485, срок лицензии для управляющей компании ЖКХ – 5 лет. Если на момент вступления нормативного акта в силу учреждение уже осуществляло деятельность, то нужно сразу получить разрешение для сотрудничества с жильцами.
Отсутствие подтверждающего документа – основание для административного наказания.
Оформить разрешение на обслуживание жилых населенных зданий могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на управлении недвижимостью. Лицензию вправе выдавать кооперативам, товариществу собственников помещений, имеющих контроль над двумя и более домами. Документ не выдается ТСЖ, обслуживающему один дом, несколько зданий, расположенных на едином участке.
Оформление лицензии возможно при условии нахождения главного офиса УК в России. Законная деятельность невозможна без квалификационного аттестата руководителя.
Выдача документа осуществляется после сдачи экзамена, порядок проведения которого определяется вышестоящей инстанцией региона. Глава УК не должен иметь действующей судимости за экономические, тяжкие преступления, обязан работать длительный период.
Для выдачи разрешения могут потребовать выполнение правил, которые установлены муниципальными нормативными актами.
Основные лицензионные требования к работе управляющих компаний ЖКХ
Для получения разрешения существуют требования Росжилнадзора к лицензируемым управляющим компаниям:
- регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- наличие технической основы для эффективной работы: укомплектованное помещение, оборудование, инвентарь;
- высококвалифицированные сотрудники разных специальностей;
- неимение нарушений, невыполненных предписаний на протяжении года;
- доступность к сведениям о проводимых мероприятиях;
- отсутствие задолженностей.
Юридическое лицо, ИП вправе подать заявку в Государственный жилищный надзор РФ для получения разрешения на управление многоквартирными жилыми домами. Лицензирование управляющих компаний не осуществляется без заявления. Вместе с заявкой необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований, согласно ст. 193 ЖК РФ. Основной перечень:
- свидетельство о регистрации ИП или юридического лица;
- ИНН главы организации;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- учредительные бумаги;
- уставной документ организации;
- справка о владении нежилым недвижимым имуществом, предназначенным для деятельности компании;
- документы об образовании, трудовая книжка сотрудников, зачисленных в штат;
- технические справки об исправности оборудования, инвентаря;
- удостоверение руководителя об успешной сдаче квалификационного экзамена.
Чтобы получить лицензию на деятельность управляющей компании, начальник обязан представить свидетельство о владении нежилой недвижимой собственностью, предназначенной для работы сотрудников. В случае аренды помещения необходимо приложить договор найма.
Вместе с основными справками следует предоставить список многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания.
Члены лицензионной комиссии, кроме заявления и прилагаемого пакета документов, вправе потребовать дополнительные справки о наличии судимости руководителя, свидетельства об образовании сотрудников.
Лицензия для управляющей компании не выдается без подтверждения квалификации начальника. Квалификационное испытание проводится для оценки знаний, которые требуются для грамотного управления, обслуживания жилых многоквартирных домов, общения с собственниками квартир.
Перед проверкой гражданин должен своевременно подать заявление в лицензионную комиссию или Жилищную инспекцию. Для подачи прошения необходимо предъявить паспорт или доверенность, когда интересы руководителя управляющей компании представляет третье лицо. Срок рассмотрения письменного заявления на участие составляет до 15 дней.
Для получения квалификационного аттестата ЖКХ глава организации должен пройти тестирование на компьютере. Максимальное количество вопросов – 200, из которых на итоговый экзамен выводится только половина.
Время прохождения теста составляет не более 2 часов. Экзамен считается успешно сданным, если количество правильных ответов более 86 %.
В случае удовлетворительного результата выдается аттестат, действующий в течение 5 лет.
В соответствии со ст. 192 Жилищного Кодекса РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право наделять законами субъектов РФ уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Согласно ему, садовые некоммерческие товарищества становятся разновидностью товариществ собственников недвижимости. Объединениям потребуется привести учредительную документацию в соответствие с новыми правилами. В статье мы подробно рассмотрим ожидаемые нововведения.
Также по решению суда лицензия может быть аннулирована. Согласно законопроекту, орган Госжилнадзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет компания.
Требования к управляющим компаниям 2021
- Свидетельство о собственности нежилого помещения.
- Приказ о назначении руководителя.
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
- Решение учредителей о создании организации.
- Устав организации.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН).
- Техническая документация на электроинструмент, технические средства, оборудование и документы, свидетельствующие право собственности на них.
- Копии дипломов и трудовых книжек сотрудников УК.
- Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем компании.
- Оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (допускается предоставление заверенной копии).
- Управляющая организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
145 ЖК России любые изменения в уставе, а также — принятие новой его редакции – это прерогатива общего собрания. Как же трудно бывает его провести! Вспомните: нужно письменно уведомить всех членов товарищества за 10 дней, заранее ознакомив всех с текстом нового устава! Следовательно, задолго ДО собрания текст уже должен быть качественным, а не «сырым».
Начнем с азов. С выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, которые управляющие организации (далее по тексту – УО) и ТСЖ производят в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, необходимо оплатить страховые взносы (пп.1 п.1 ст.420 НК РФ). Для организаций, которые применяли упрощенную систему налогообложения, и основным видом деятельности которых по ОКВЭДу являлось управление
Санкт-Петербурга и Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга были проведены собеседования с руководителями управляющих организаций, на которых даны разъяснения о порядке и принятии квалификационного экзамена, порядке получения лицензии, а также другие вопросы, связанные с предстоящим лицензированием деятельности по управлению многоквартирными домами.
Важным вопросом для вступающих является то, кто же и как может контролировать деятельность товарищества. С некоторого времени на товарищество можно пожаловаться в жилищную инспекцию, которая имеет на него влияние и может проводить инспекции на основании недовольных жильцов абсолютно правомерно. В том числе они могут проверять насколько чистую правовую базу имеет создание товарищества, как и на каком основании выбирался председатель и правление ТСЖ.
- Возможности жильцов всячески влиять на решения товарищества. В таких организациях важное место занимают собрания, на которых и принимаются общие решения. Если общим решением будет пока что не тратить деньги на обустройство, то так и будет.
- Сокращение затрат со стороны жильцов с помощью резервов дома и качественной работы управляющих. К этому пункту относится деятельность, при которой на фасадах размещается реклама и сдаются пустующие помещения, доход от которых пополняет бюджет товарищества.
Лицензионные требования к управляющей компании многоквартирным домом в 2021 году
Государство в равной степени заинтересовано как в контроле качества работы управляющих компаний, так и в увеличении их количества, предотвращающего монополизацию рынка. В связи с этим получение лицензии на управление многоквартирным домом — простая и быстрая процедура.
Порядок оформления разрешения на ведение предпринимательской деятельности управляющими компаниями можно представить в виде следующего алгоритма:
- Подготовка документов и подача их вместе с заявлением в Госжилнадзор.
- Обработка заявки комиссией, проверка достоверности информации, принятие решения.
- Выдача лицензии.
Предлагаем ознакомиться с тем, как выглядит лицензия.
В таблице представлены сроки и стоимость лицензирования фирм, обеспечивающих эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Сроки | |
---|---|
Для лицензиатов, получивших разрешение на ведение хозяйственной деятельности до 11.01.2018 | До 11.01.2023 |
Для фирм, получивших лицензию после 11.01.2018 | 5 лет с момента получения |
Стоимость | |
Получение лицензии | 30 тыс. рублей |
Продление | 5 тыс. рублей |
Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.
Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.
Нарушитель | Сумма штрафа, тыс. рублей | Дисквалификация, лет |
---|---|---|
Должностное лицо | От 50 до 100 | До 3 |
Индивидуальный предприниматель | От 250 до 300 | До 3 |
Юридическое лицо | От 250 до 300 | — |
Если УК считает незаконными действия органов лицензирования и хочет их обжаловать, следует подать заявление в арбитражный суд по месту нахождения отделения Госжилнадзора, решение которого оспаривается. Предварительно рекомендуется направить жалобу с изложением претензий на адрес структуры, которая инициировала процесс аннулирования лицензии или применение других санкций без веских оснований.
Обязательное лицензирование компаний, работающих в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволило обеспечить доступ на рынок исключительно компетентным фирмам и мотивировать их постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Право лишить лицензии любую компанию, грубо нарушающую требования законодательства, даёт возможность Госжилнадзору контролировать соблюдение стандартов обслуживания и защищать права владельцев жилплощади.
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
Лицензия выдается двумя взаимодействующими структурами:
- Госжилнадзор субъекта РФ.
- Лицензионная комиссия по управлению МКД.
Само заявление подается в первую инстанцию. Данный орган принимает документы на рассмотрение, после чего передает лицензионной комиссии.
Если заключение Госжилнадзора положительное, вторая инстанция дает разрешение на оформление лицензии управляющей организации. Оно служит основанием для выдачи Жилищным надзором данного документа. Вместе с заявлением подается и другая документация:
- Устав компании.
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
- ИНН организации.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Решение учредителей о создании управляющей фирмы.
- Приказ о назначении директора.
- Трудовые книжки и дипломы работников УК (можно копии).
- Техническая документация на технические средства и оборудование.
Предоставить можно копии документов, заверенные в нотариальной конторе. Если УК арендует помещение, необходимо предъявить договор аренды.
Вся информация о лицензировании и выданных аттестатах хранится в общегосударственных и региональных реестрах. Доступ к информации не ограничен. В них содержатся:
- Выданные лицензии.
- Лица, получившие разрешение.
- Дисквалифицированные нарушители лицензионных условий.
Каждый желающий может отыскать лицензию и ознакомиться с перечнем домов, которые обслуживает управляющая компания.
ВНИМАНИЕ! Если УК берет в обслуживание дополнительный многоквартирный дом, в реестр вносятся изменения. При этом разрешение заново брать не нужно. Оно выдается только один раз и не требует переоформления.
При ненадлежащем исполнении своих обязанностей УК может лишиться лицензии. Кроме того, ранее обслуживающий дом может быть исключен из реестра лицензирования страны.В этом случае собственники квартир могут проголосовать за смену УК на другую организацию.
Последнее слово о выборе новой управляющей компании остается за Гос.жил.надзором. Отозвать лицензию на основании решения суда может и Лицензионная комиссия.
Управление многоквартирными домами должно происходить в соответствии с установленными требованиями. За их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.
Если УК обслуживает жилое здание без лицензии, она заплатит штраф в большом размере. Его сумма составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Для ИП размер еще больше — от 150 до 250 тысяч рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и для юридических лиц.
ВАЖНО! Если лицензия была выдана безосновательно, то наказание по КоАП понесет и Лицензионная комиссия. Будет назначен штраф в размере 50-100 тысяч рублей.
Основная цель введения лицензии на управление жилыми зданиями — сохранение в коммунальной сфере только профессиональных и ответственных организаций, имеющих соответствующую квалификацию. Лицензирование направлено на улучшение управленческой деятельности и качества предоставляемых услуг.
Основная ответственность возложена на органы Жилищного надзора, в прямые обязанности которого входит выдача и изъятие такого документа, как лицензия.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Если дом подпадает под установленные законом условия (не более, чем тридцать квартир в МКД), он может находиться под непосредственным управлением собственниками помещений. Непосредственное управление многоквартирным домом имеет плюсы и минусы.
Достоинства:
- Стоимость управления значительно ниже за счет снижения расходов на услуги ЖКХ и отсутствия вознаграждения посредника.
- Решения принимаются оперативно, поскольку все собственники заинтересованы в комфортном проживании.
- Есть личный контроль, владельцы помещений заинтересованы в качественном обслуживании дома, поэтому подрядчики отбираются тщательнее.
- Деньги, собранные жильцами, идут на нужды только их дома. В случае с УК собранные средства могут перераспределяться между жилищным фондом организации.
Недостатки:
- Инспекторы жилищного надзора не контролируют непосредственную форму управления многоквартирным домом.
- Жильцы не могут получать государственную помощь по управленческим вопросам.
- Каждый из жильцов должен уделять больше времени и внимания для участия в общем деле.
Решение вопроса о переходе на непосредственный способ управления многоквартирным домом зависит лишь от активности жильцов. Если граждане занимают активную жизненную позицию, готовы действительно заниматься общими вопросами проживания в МКД – то непосредственное управление будет удачным решением.
Если же собственники пассивны, стремятся избавиться от «надоедливых» проблем и переложить ответственность на чужие плечи, то проще избрать ТСЖ или заключить договор с управляющей компанией.
Осуществлять управление МКД в 2021 году стало намного проще:
- Собственнику не обязательно приходить на общую встречу лично – можно выдать письменную доверенность представителю. Доверенность не обязательно удостоверять нотариально – достаточно попросить об этом компетентного человека по месту работы или учебы.
- Для принятия положительного решения на собрании теперь необходимо простое большинство голосов – более половины жильцов. Ранее требовалось не менее 2/3, что осложняло жизнь МКД.
- По решению собственников можно открыть банковский депозит для размещения средств капитального ремонта. Счет легко контролировать, а проценты защитят деньги от инфляции.
Перечисленные изменения позволяют активным собственникам эффективнее управлять имуществом МКД, повышая комфортность проживания в доме.
Инициативная группа собственников, желающих перейти на непосредственное управление, выполняет следующие функции:
- определяет план дальнейших действий;
- извещает собственников о планируемом переходе и доводит до их сведения важную информацию;
- предварительно выясняет отношение собственников к переходу;
- назначает общую встречу (собрание) и определяет повестку.
Для инициативной группы достаточно 3-5 самых активных жильцов, желательно – от каждого подъезда. Группу не нужно нигде регистрировать, ее основная задача – сформировать предварительное общее мнение жильцов по поводу перехода на непосредственное управление.
Готовую повестку собрания с датой проведения нужно разместить в местах ознакомления с документами, а также передать жильцам через почтовые ящики.
Несколько основных вопросов, которые решаются на собрании:
- Непосредственно по вопросу перехода.
- По поводу ответственного жильца или управляющего.
- По поводу Совета дома и его председателя.
- По поводу договоренностей с фирмами по обслуживанию – определение подрядчиков и условий соглашений.
Сначала жильцы созываются на очную встречу. Собрание состоится, когда соберутся владельцы, имеющие в совокупности 50% и больше. Оглашается повестка, проходит голосование, результаты которого заносятся в протокол собрания.
Если очное собрание не состоялось, нужно провести его повторно, но теперь – в виде заочного опроса. Собственники проголосуют на специальных бюллетенях и передадут опросные листы активному собственнику.
ГЖИ вправе лишать лицензии Управляющую компанию МКД? 2021 год
Непосредственное управление – успешная форма управления небольшим домом, которая высокоэффективна при условии достаточной активности проживающих собственников. Законодатель упрощает жизнь домов с непосредственным управлением, поэтому такая форма еще долгое время будет оставаться жизнеспособной и не будет исключена из законодательства.
Жилищный закон претерпевает изменения, направленные на общее улучшение состояния многоквартирных домов. Основной проблемой МКД долгое время остается денежный вопрос – где взять деньги на поддержание дома, на текущий и капитальный ремонт?
Непосредственное управление лишено возможности пользоваться государственными льготами и местными преференциями, а финансовые вопросы урегулированы Жилищным кодексом слабо. В будущем закон, вероятно, встанет на сторону инициативных собственников и предусмотрит для них источники дополнительного финансирования.
С другой стороны, непосредственное управление контролировать сложнее, поэтому законодатель вполне может предусмотреть какие-либо инструменты для регистрации органов управления домом, например, ввести обязательную регистрацию совета дома.
Непосредственное управление – неплохая альтернатива другим, более традиционным методам при условии, что дом состоит из 30 и менее квартир. Эта форма обладает как плюсами, так и минусами, которые необходимо учитывать при принятии решений.
Очень многое зависит от жизненной позиции жильцов – если она достаточно активная, дом получится содержать в хорошем состоянии, комфортном для проживания. Если собственники приняли решение, то процедура перехода на непосредственное управление не составит труда.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ.
Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии? Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.
Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения? Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии.