Земельный налог налоговый кодекс 2021 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог налоговый кодекс 2021 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:

  • объекты налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Обратите внимание

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

К сведению

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Вступили в силу новые правила налогообложения земельных участков

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

  • титульный лист;

  • разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

  • разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Обратите внимание

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Земельный налог-2021: комментарий МНС

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Обратите внимание

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Алгоритм расчета земналога во многом зависит от правил определения базы налогообложения земли, а именно от того, проведена нормативная денежная оценка (НДО) земли или нет. Так, если:

— НДО земель проведена, то налог рассчитывается как произведение площади земли (в га), НДО единицы площади, проиндексированной на начало года (в грн), и ставки налога (в %);

— НДО земель не проведена, то налог определяют как произведение площади (в кв. м или га) и ставки (в грн за 1 кв. м или га). При этом ставка налога определяется исходя из НДО единицы площади пашни по области.

Следовательно, чтобы можно было рассчитать земналог, следует иметь три показателя: площадь земли, ее НДО и ставку налога.

Глава 31. Земельный налог (ст. 387 — 398)

Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года.

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Согласно законодательству, штрафы для физических лиц за неуплату налога или просрочку платежа не предусмотрены. Если налогоплательщик нарушил сроки оплаты, то предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Но взыскать средства ФНС может только после решения суда.

Изменений по земельному налогу с 2021 года будет немало. Вводится единый срок уплаты. Налог на землю на 2021 год увеличится, зато упрощается процедура предоставления документов для оформления льгот.

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

  • На каких условиях предпринимателям передадут оказание госуслуг
  • Кадастровые работы могут передать частному сектору
  • При расчете налога планируют использовать рыночную цену
  • Как изменится стоимость права пользования землей в Ташкенте
  • Как предлагают поддержать предпринимателей при переходе на МСФО
  • Что планируется сделать в 2021 году

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Изменения 2021 по земельному налогу

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Земельный налог — 2021: начисление

Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.

Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:

  • наименование ФНС;
  • ФИО налогоплательщика;
  • причину и сумму переплаты;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.

Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

  • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
  • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
  • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
  • Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
  • Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021

В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:

  • обновление формы декларации по налогу на имущество;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
  • новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
  • изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.

Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.

Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.

Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.

У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.

О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.

По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.

Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.

Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.

(0)

Ставки УСН в 2021 году

Новая ставка НДФЛ 15%

Ставка НДС в 2021 году в России

Изменения по онлайн-кассам с 2021 года

Декларация по земельному налогу за 2017 год

Какой налог на землю сельхозназначения будут уплачивать физические и юридические лица в 2021 году? Изменится ли порядок начисления и уплаты налоговых платежей? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

ООО «Орион» владеет участком сельхозземель, расположенным на территории Плавского района Тульской области, где для земель сельхозназначения действует ставка 0,3% (решение Собрания депутатов муниципального образования № 39/173 от от 11.11.2011). Кадастровая стоимость на 01.01.2021 составляет 3,55 млн. руб. Расчет суммы налога за 2021 год:

3 550 000 × 0,3 % = 10 650 руб.

Если участок не будет использоваться по назначению и это выявит орган земельного надзора, налог придется исчислять по общей ставке, действующей в указанном регионе – 1,5%, тогда компания будет вынуждена уплатить в бюджет за 2021 год:

3 550 000 х 1,5% = 53250 руб.

Земельный налог / 12:42 14 февраля 2019
Какую ставку применять к земельным участкам под коттеджную застройку

Налог на прибыль / 9:51 19 октября 2020
Меняются правила уплаты налога на прибыль

Земельный налог / 10:56 17 апреля 2019
Земли ИЖС, используемые в бизнесе, облагаются налогом по повышенной ставке

Земельный налог / 14:17 1 сентября 2017
За неиспользование земли для сельхозпроизводства ставка налога не повышается

Земельный налог / 11:50 6 февраля 2019
К дачному участку, используемому в бизнесе, применяется повышенная ставка

НДФЛ / 10:20 18 сентября 2020
ИП на ОСНО будут платить НДФЛ 15%

Земельный налог / 15:12 5 сентября 2019
Налоговики напомнили последствия нецелевого использования земель

За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей.

Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период.
1 марта является конечной датой. Налогоплательщики обязаны следить за внесением авансовых платежей, которые не должны быть позже последней даты того месяца, который идёт за периодом отчётности.

Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %.

Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством.

Земельный налог: что нового для организаций в 2020 – 2021 годах

Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб.

Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов.

Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных.

Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет.

О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее.

Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство.

Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор.

Процесс исчисления налоговых выплат обычно не вызывает проблем. Дело в том, что все старые правила остаются прежними, и есть всего лишь несколько нюансов, на которые приходится обращать внимание. И именно они помогут разобраться в том, как рассчитать налог на землю для физических лиц и организаций.

Госпошлина не начисляется в том случае если стоимость земельного участка не указано в кадастре. Такое сегодня встречается очень редко, но всё-таки это бывает.

Иногда в процессе расчётов могут возникать некоторые сложности, которые могут касаться коррекции кадастровой стоимости. Во время формирования отчёта кадастровая цена меняться не может, что зафиксировано правилами Налогового кодекса. Если подтверждается такой факт, то стоимость налога должна быть пересчитана.

Иногда бывает так, что владелец земельного участка приостанавливает его использования, и в таком случае налог пересчитывается с учётом специальных коэффициентов, которые зафиксированы в налоговом кодексе.

В соответствии с новыми правилами законодательства ставка земельного налога составляет 0,3 % для участков сельскохозяйственного назначения.

Однако если данная земля не используется для вышеуказанной деятельности, то лимит может быть повышен до полутора процентов. Таким образом, можно сказать, что для земли, которая используются под любой вид бизнеса ставка составляет полтора процента.

И такой же процент должны платить те люди, которые используют землю для индивидуального земельного строительства, но не заканчивают работу в срок. Такое пояснения дает юрист.

Отдельного внимания заслуживает вопрос получения льгот. Юридические лица имеют право на освобождение от уплаты по земельному налогу, если они относятся к исполнительной системе. Также на льготы могут рассчитывать те организации, которые используют свои земельные участки для автомобильных федеральных трасс.

Получение льгот регулируется налоговым кодексом. Для этого необходимо отправить соответствующее заявление федеральную налоговую службу и заполнить единую форму.

Для получения льгот необходимо знать кадастровый номер участка, сроки использования льготы, а также документы, которые подтверждают право на получение подобных привилегий. Льготы формируются как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Никакие изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2021 году, потому что они как и раньше смогут рассчитывать на льготы только по одной позиции.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *