Новая редакция трудового кодекса 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая редакция трудового кодекса 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статью 185 предлагается изложить в следующей редакции:

На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняется средняя заработная плата (средний заработок) по месту работы.

Сейчас статья 185 в такой редакции:

На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.

Как видите, ключевое слово — психиатрическое освидетельствование.

Глава 10 ТК РФ — новый проект 2021 Основные моменты

В статью 209 добавлено новое понятие — опасность.

Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.

Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты разделили, конкретизировав последние, а именно:

Средства коллективной защиты — технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Понятие «Система управления охраной труда» в 209 статье отсутствует. Почему? Не знаю, смотрю сам дальше. Наверное в этом есть какой-то сакральный смысл.

Из понятия «Профессиональный риск» изъяли яблоко раздора, а именно это предложение:

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Спор о необязательности проводить оценку и управление профессиональными рисками из-за отсутствия порядка сам собой аннигилируется.

А вот и СУОТ, частью которой будет являться оценка и управление профрисками:

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.

Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 216.1 настоящего Кодекса.

Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.

Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.

Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Работодатель имеет право:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации).

Как видите, у работодателя появились права 🙂

Всё это очень интересно, но остальное смотрите в законопроекте, который можно скачать в PDF ниже.

Изменение Трудового кодекса РФ с 1 января 2021 года

В новой редакции статьи 312.1 ТК РФ сказано:

Дистанционной (удаленной) работой (далее — дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

Определено, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего 6 месяцев, либо периодически при условии чередования дистанционной работы и работы на стационарном рабочем месте).

Статьей 312.9 ТК установлен порядок временного перевода сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях. Установлено, что работника допускается временно перевести по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев):

  • катастрофы природного или техногенного характера;
  • производственной аварии;
  • несчастного случая на производстве;
  • пожара;
  • наводнения;
  • землетрясения;
  • эпидемии или эпизоотии;
  • любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Временный перевод сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя возможен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Определен порядок такого перевода.

Для перевода на дистанционную работу необходимо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. Статьей 312.2 ТК РФ определены особенности заключения трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору, предусматривающих выполнение работником трудовой функции дистанционно. В частности, закреплено, что:

  • трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, допускается заключать путем обмена между работником (лицом, поступающим на работу) и работодателем электронными документами в порядке, предусмотренном частью первой статьи 312.3 ТК РФ;
  • при заключении трудового договора путем обмена электронными документами документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ, разрешено предъявить работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронных документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
  • ознакомление лица, поступающего на дистанционную работу, с документами, предусмотренными частью 3 статьи 68 ТК РФ, допустимо осуществить путем обмена электронными документами;
  • по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (за исключением случаев, если трудовая книжка работника не ведется).
  • Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
  • Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
  • Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации

С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.

Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Напоминаем, что сдать вы его должны до 15 февраля. Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п утверждает единый порядок сдачи отчетности.

Совет

Если вы приняли или уволили кого-то с работы — отчитаться надо не позднее следующего рабочего дня. Если изменений в штатной структуре не было — нулевой отчет не сдается.

Какие сведения войдут в отчет за январь:

  • о заявлениях на форму трудовой книжки в январе 2021, если работники не написали их в 2020 году;
  • о тех работниках, по которым вы ни разу за 2020 год не передавали данные в ПФР (по состоянию на 1.01.2020 г);
  • о переводах, которые оформлены в январе 2021.

Проверьте себя и уточните сроки сдачи кадровой отчетности в 2021 году.

С 1.01 2021 сможете оформлять удаленку в чрезвычайных обстоятельствах — такие изменения внесли в ТК 2021. В данной ситуации обязательно не согласие работника, а локальный акт. В нем вы пропишете обоснование удаленки и распишете регламент работы. Тем, для кого удаленный режим не применим, оформляйте простой с оплатой ⅔ ставки.

С нового года применяется постоянная и временная удаленка, также возможен комбинированный режим. Вводятся два основания для увольнения дистанционного работника:

  • невозможность продолжать работу по объективным причинам (переезд в другую местность);
  • работник не выходит на связь больше 2 дней.

Важно!

ТК в 2021 году прямо запрещает вводить дополнительные основания для увольнения дистанционного работника и уменьшать ему зарплату

Об изменениях в Трудовом кодексе относительно дистанционной работы читайте подробнее здесь.

Здесь тоже внесены изменения — утвердили право работодателя устанавливать любую форму общения, которая удобна обеим сторонам. Основное внимание уделите тому, чтобы впоследствии вы смогли доказать, что отправляли работнику корреспонденцию, и он ее получил.

Упростили правила использования электронной подписи — усиленная квалифицированная ЭП применяется только при оформлении допсоглашений и договоров. В остальных случаях можно использовать простую ЭП.

С 1 января 2021 увеличен МРОТ. Необходимо внести изменения в ЛНА, трудовые договоры. Размер МРОТ влияет на величину зарплаты и пособий.

Об изменении узнайте подробнее из нашего материала.

На тех сотрудников, которые впервые с 1 января 2021 года будут устраиваться на работу, сведения о трудовой деятельности нужно будет вести только в электронном виде. Бумажная трудовая книжка для них уже не заводится.

Бумажный вариант в 2021 году останется для работающих сотрудников, которые в заявлении о выборе способа ведения трудовой книжки (работодатель должен был получить его до 31 декабря 2020 года), решили оставить бумажный вариант. Для таких сотрудников помимо обычной бумажной трудовой работодателю придется вести еще и электронную трудовую, а именно вносить сведения о трудовой деятельности в систему.

Те, кто в заявлении выразили желание перейти на электронные трудовые, получат бумажную книжку на руки.

С самого начала ПФ РФ отмечал несколько преимуществ от внедрения электронных трудовых:

  • невозможность подделки документа;
  • минимизация риска утери информации о профессиональной деятельности человека;
  • защита сведений от ошибок, которые допускаются при заполнении трудовых вручную;
  • упрощение ведения кадрового производства;
  • стандартизация, ведение кадровой информации в специализированных базах данных (работники, имея доступ, смогут контролировать в режиме онлайн, какие сведения вносятся в их трудовую книжку).

На него должны обратить внимание те, кто получает пенсии и иные социальные выплаты на MasterCard, Visa.

Чтобы передать в ПФР новые реквизиты счета, нужно выбрать способ доставки пенсии или изменения способа доставки в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР и на портале госуслуг. Также можно лично обратиться в территориальный орган ПФР или МФЦ с соответствующим заявлением.

Требование не распространяется на тех, кому выплаты производятся через отделения почтовой связи, иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, на счета в кредитных организациях (на вклад, например), то есть без банковской карты. Они, как и ранее, будут получать пенсии по той же схеме.

Изменения в работе кадровиков в 2021 году

Удалённая работа фактически существует в России уже много лет. Все это время преимущество отдавалось заключению с работниками гражданско-правовых, а не трудовых договоров. Отчасти это было связано с отсутствием чёткого регулирования дистанционных трудовых отношений. С принятием нового закона предполагается, что ситуация изменится. Важно, что наработанная практика электронного взаимодействия в рамках договоров ГПХ оказалась полезной и нашла отражение теперь уже в трудовом законодательстве.

Как будет организован рабочий процесс, решает в первую очередь работодатель, но и мнение работника должно быть учтено. Работодателю желательно заранее определить правила выполнения трудовых функций в удалённом режиме для конкретной должности дистанционного работника. Применительно к конкретному сотруднику урегулировать детали можно в трудовом договоре или дополнительном соглашении, а общие вопросы — в коллективном договоре.

Актуально на

Трудовой кодекс РФ

1 ТК РФ статья: 1 — 14

2 ТК РФ статья: 15 — 22

3 ТК РФ статья: 23 — 28

4 ТК РФ статья: 29 — 34

5 ТК РФ статья: 35 — 35.1

6 ТК РФ статья: 36 — 39

7 ТК РФ статья: 40 — 51

8 ТК РФ статья: 52 — 53

9 ТК РФ статья: 54 — 55

10 ТК РФ статья: 56 — 62

11 ТК РФ статья: 63 — 71

12 ТК РФ статья: 72 — 76

13 ТК РФ статья: 77 — 84.1

13 ТК РФ статья: 85 — 90

14 ТК РФ статья: 91 — 99

16 ТК РФ статья: 100 — 105

17 ТК РФ статья: 106 — 107

18 ТК РФ статья: 108 — 113

19 ТК РФ статья: 114 — 128

20 ТК РФ статья: 129 — 132

21 ТК РФ статья: 133 — 158

22 ТК РФ статья: 159 — 163

23 ТК РФ статья: 164 — 165

24 ТК РФ статья: 166 — 169

25 ТК РФ статья: 170 — 172

26 ТК РФ статья: 173 — 177

27 ТК РФ статья: 178 — 181.1

28 ТК РФ статья: 182 — 188

29 ТК РФ статья: 189 — 190

30 ТК РФ статья: 191 — 195

31 ТК РФ статья: 195.1 — 197

32 ТК РФ статья: 198 — 208

33 ТК РФ статья: 209 — 210

34 ТК РФ статья: 211 — 215

35 ТК РФ статья: 216 — 218

36 ТК РФ статья: 219 — 231

37 ТК РФ статья: 232 — 233

38 ТК РФ статья: 234 — 237

39 ТК РФ статья: 238 — 250

40 ТК РФ статья: 251 — 252

41 ТК РФ статья: 253 — 264

42 ТК РФ статья: 265 — 272

43 ТК РФ статья: 273 — 281

44 ТК РФ статья: 282 — 288

45 ТК РФ статья: 289 — 292

46 ТК РФ статья: 293 — 296

47 ТК РФ статья: 297 — 302

48 ТК РФ статья: 303 — 309

48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2

49 ТК РФ статья: 310 — 312

49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5

50 ТК РФ статья: 313 — 327

50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7

51 ТК РФ статья: 328 — 330

51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5

52 ТК РФ статья: 331 — 336

52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3

53 ТК РФ статья: 337 — 341

53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5

54 ТК РФ статья: 342 — 348

54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12

55 ТК РФ статья: 349 — 351.5

56 ТК РФ статья: 352

57 ТК РФ статья: 353 — 369

58 ТК РФ статья: 370 — 378

59 ТК РФ статья: 379 — 380

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

13 изменений в трудовом законодательстве в 2021 году

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

С 01.01.2021 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» (далее – ФЗ № 407). Данный закон вносит ряд поправок в Гл. 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 14, ст. 1668; N 52, ст. 6986; 2014, N 30, ст. 4217; 2019, N 14, ст. 1461), посвящённую правовому регулированию труда дистанционных работников.

Проанализировав текст ФЗ № 407, хотелось бы обратить внимание на следующие, наиболее существенные его моменты.

1. Уточняется понятие «дистанционной (удалённой») работы.

Так, начиная с 01.01.2021 г. под ней будет пониматься выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования (ст. 312.1 ТК РФ в будущей редакции).

2. Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

3. Для целей Гл. 49.1 ТК РФ под дистанционным работником теперь будет пониматься работник, заключивший трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, указанные в части второй статьи 312.1, а также работник, выполняющий трудовую функцию дистанционно в соответствии с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ.

4. Статьёй 312.3 ТК РФ в будущей редакции, закрепляются особенности порядка взаимодействия дистанционного работника и работодателя.

Так, например, при заключении в электронном виде трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении изменений в эти договоры (дополнительные соглашения к трудовым договорам) и их расторжении путем обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись работника в соответствии с законодательством Российской Федерации об электронной подписи.

В иных случаях взаимодействие дистанционного работника и работодателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, может осуществляться путем обмена электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору и позволяющей обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

5. Хорошей новостью для работников является то, что, начиная с 01.01.2021 года, время взаимодействия дистанционного работника с работодателем будет включаться в рабочее время, а выполнение работником трудовой функции дистанционно не сможет являться основанием для снижения ему заработной платы. (абз. 6 ст. 312.4, ст. 312.5 ТК РФ в новой редакции).

6. Новая редакция ФЗ № 407 также обязывает работодателя обеспечивать дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, а также позволяет работнику, с согласия или ведома работодателя и в его интересах, использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства с получением соответствующей компенсации за их использование в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Приняты поправки в ТК РФ относительно организации удаленной работы, совмещения такой работы с работой в офисе. Закон вступит в силу с 01.01.2021.

Напомним, что правила дистанционной работы регулирует глава 49.1 ТК РФ, поправки существенно расширили ее. Законодатели ввели понятие удаленной работы, приравняв ее к дистанционной, выделили несколько видов так называемой удаленки и установили порядок ее документального оформления. Неизменным осталось только правило о том, что дистанционной (удаленной) работой признается занятость вне места нахождения работодателя с взаимодействием через интернет (и тому подобные сети). Рассмотрим новшества подробнее.

1. Статья 209 “Основные понятия”

Добавлено новое понятие – “опасность”:

“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”

Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”

Изменения в трудовом законодательстве 2021

Если работодатель своими неправомерными действиями или бездействием причинил сотруднику моральный вред, он должен выплатить компенсацию. Ее размер устанавливается в судебном заседании.

В трудовое законодательство вносятся корректировки в части сроков подачи заявления в судебные органы на получение компенсации. Ранее эти сроки никак не регулировались законодательством.

Установлены конкретные сроки подачи работниками исковых заявлений в суд по вопросам разрешения трудовых споров:

  • в течение 3-х месяцев с момента, когда узнал о причиненном ему вреде;
  • в течение 1-го месяца с момента получения на руки копии приказа об увольнении, со дня выдачи трудовой книжки в бумажном или электронном виде (при спорах по увольнениям).

В соответствии с вносимыми поправками будут установлены сроки подачи заявление на компенсацию морального вреда. Его нужно будет подавать одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав:

  • в течение 1-го или 3-х месяцев в зависимости от вида трудового спора;
  • в течение 3-х месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу, согласно которому права сотрудника восстановлены полностью либо частично.

В планах чиновников — установить минимальную почасовую ставку по оплате труда. Ее размер будет 150 руб./час. Однако такая ставка будет использоваться по сотрудникам, работающим по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени.

На данный момент проект закона обсуждается в Госдуме. Если он будет принят, то поправки начнут использоваться уже с зарплаты за январь 2021 г. Следовательно, работодателям уже в декабре 2020 г. нужно пересмотреть и скорректировать условия договоров с сотрудниками, работающими неполный день или неделю. Кроме того, рассматриваемая минимальная почасовая ставка будет в последующем индексироваться с учетом инфляции.

На данный момент МРОТ равен 12 130 руб. Если это значение брать при расчете почасовой ставки, то она равна 70 руб. При вводе изменений размер почасовой ставки при неполном рабочем времени будет увеличен вдвое.

Сотрудники трудовой инспекции будут проверять соблюдение работодателем требований в сфере труда, связанных с тем, как он ведет свою деятельность. Такие нормы трудового права будут указаны в Трудовом кодексе. По этим же требованиям инспекторы будут оценивать нарушения трудового права.

К примеру, в Трудовом кодексе указаны необходимость и порядок прохождения предварительного медосмотра, если сотрудник принимается на работу, характеризующуюся вредными и опасными условиями. В случае, когда уровень здоровья человека не соответствует требованиям профессии, работодатель отказывает ему в приеме, даже при условии наличия необходимой профессиональной квалификации. Кроме того, будет сохранен порядок приема на работу, если он предусматривает возрастные ограничения.

Разработчики законопроекта уверены, что вносимые изменения не повлекут наступления негативных социально-экономических и других последствий в области трудовых отношений. Корректировки направлены на систематизацию обязательных требований, регулирующих трудовые отношения, которые уже закреплены в трудовом законодательстве.

Проект закона не вносит изменений в редакцию ТК РФ, но позволяет объединить положения в конкретной части кодекса.

Остались вопросы? Закажите консультацию наших специалистов!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Каждый субъект России вправе самостоятельно устанавливать минимальный уровень оплаты труда. Правительство Москвы в 2021 году закрепляет МРОТ в размере 20 195 рублей! Эксперты напоминают, что закон предусматривает наложение административной ответственности для Работодателя в виде штрафа до 50 000 рублей, в случае, если сотрудникам выплачивается заработная плата ниже установленного минимального размера.

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции безусловно внесла существенные изменения в трудовую деятельность граждан во всем мире. Дистанционный режим работы для сотрудников в 2021-м вводится повсеместно.

Правительство России включило введение понятия удалённой работы в Общенациональный план как одну из мер поддержки экономики страны. Законопроект предполагает возможность временного перевода сотрудников на удаленный режим работы по инициативе Работодателя без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору.

Вводится возможность смешанного режима работы, который включает в себя и дистанционную трудовую деятельность и нахождение сотрудника на рабочем месте в определенные дни. Изменения о смене формата трудовой деятельности будет достаточно закрепить Приказом Работодателя о переводе сотрудника на дистанционную работу и согласием Работника на такой перевод.

В ТК РФ внесены поправки о дистанционной работе

Законопроект предусматривает возможность заключения срочного трудового договора с выпускниками образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Дополнительным вариантом оформления трудовых отношений с выпускниками устанавливается стажировка.

Для Работодателя вводится возможность закреплять испытательный срок для данной категории сотрудников, а также, при необходимости, продлевать срочный трудовой договор без его расторжения.

В настоящее время проект работает в тестовом режиме, однако уже сейчас каждый Работодатель может испытать новую систему ведения кадрового учета.

Электронный формат вводится в отношении документов, которые Работодатель определяет самостоятельно на основании рекомендаций Министерства Труда России и не затрагивает трудовую книжку Работника. Для участия в проекте Работодателю необходимо подать заявление в Министерство.

С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.

Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Краснодар
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Тюмень
  • Уфа
  • Махачкала

В качестве объекта регулирования Федерального Закона о трудовой деятельности РФ №197, принятого в 2001 г., трудовые отношения по статье 15 складываются на основе обоюдного письменного соглашения между работником и нанимающим его работодателем.

Для первого оно закрепляет обязательство добросовестного выполнения работы согласно режиму и правилам работодателя.

Поправки в Трудовой кодекс: разбираем новые правила удаленной работы

Трудовой Кодекс разделен на 6 частей, которые содержат 424 статьи, сгруппированных в 62 главы, распределенных по 14 разделам, представляющим отдельные институты трудового права.

Начиная с общих положений, далее законодатель переходит к конкретизации принципов, а именно: формам и особенностям трудовых договоров, определению рабочего времени и времени отдыха, критериям начисления зарплаты и норм трудового графика, перечню обязательных гарантий и компенсаций, нормам охраны труда, материальной ответственности участников трудового договора, отдельных видов труда и трудовых прав наемных категорий рабочих.

Последний раздел представляет собой административные и заключительные положения.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Раздел I. Общие положения

  • Глава 1. Основные начала трудового законодательства
  • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений

ВТОРАЯ ЧАСТЬ Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

  • Глава 3. Общие положения
  • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
  • Глава 5. Органы социального партнерства
  • Глава 6. Коллективные переговоры
  • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
  • Глава 8. Участие работников в управлении организацией
  • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Раздел III. Трудовой договор

  • Глава 10. Общие положения
  • Глава 11. Заключение трудового договора
  • Глава 12. Изменение трудового договора
  • Глава 13. Прекращение трудового договора
  • Глава 14. Защита персональных данных работника

Раздел IV. Рабочее время

  • Глава 15. Общие положения
  • Глава 16. Режим рабочего времени

Раздел V. Время отдыха

  • Глава 17. Общие положения
  • Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
  • Глава 19. Отпуска

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

  • Глава 20. Общие положения
  • Глава 21. Заработная плата
  • Глава 22. Нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

  • Глава 23. Общие положения
  • Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
  • Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
  • Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук
  • Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
  • Глава 28. Другие гарантии и компенсации

Являясь базовым актом, разъясняющим и конкретизирующим поведение в сфере общественных трудовых отношений, статья 2 Кодекса устанавливает основные нормативные положения-принципы, на которых формируются основные права граждан в данной сфере, и строится их защита в трудовых отношениях в Российской Федерации:

  • Свобода труда и право добровольно выбирать интересующую работника трудовую сферу по его способностям, профессиональному интересу и сфере деятельности;
  • Запрет на принуждение к труду и на дискриминационную трудовую политику;
  • Гарантии защиты, в том числе и государственные, от безработицы и проведение политики обеспечения трудоустройства граждан;
  • Обязательная защита прав работников, включая гарантирование справедливых условий оплаты работы, социальных прав, связанных с трудом (требования безопасности места труда, режима работы и отдыха, выходных и праздников, отпусков);
  • Предоставление работникам равных прав и возможностей, в том числе при продвижении по работе (далее этот раскрывается – в расчет принимается способности, квалификации и стаж, а также профессиональное обучение и повышение квалификации);
  • Гарантированное получение полной зарплаты в установленный срок не ниже закрепленного ФЗ минимума по оплате труда. Особенно важно, что она должна обеспечить достойное проживание человеку и его семье;
  • Предоставление работникам и работодателям права на ассоциации и профессиональные союзы, которые будут обеспечивать защиту их интересов и соблюдение их прав;
  • Право коллективного управления – то есть участия работников в формировании управленческой политики предприятием в формах, разрешенных по законодательству;
  • Гарантия гражданско-правового (договорного) и государственного участия в регулировании общественных отношений, связанных с трудовой деятельностью;
  • Регулирование договорных отношений на совместной основе работодателями и работниками (включая их объединения);
  • Гарантирование компенсации работнику за вред, полученный в ходе выполнения работ, предусмотренных договором;
  • Гарантии государства в лице его органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и выполнением своих обязанностей работодателями и работниками;
  • Гарантирование защиты (включая судебную) участникам трудовых отношений со стороны государства;
  • Право разрешения индивидуального и коллективного спора в трудовых отношениях, в том числе через возможность забастовок, организуемых согласно положениям Кодекса и других актов федерального законодательства;
  • Pacta sunt servanda – принцип добросовестного выполнения взятых на себя по договору обязательств, включая право требования выполнения таковых обязательств и норм трудового права;
  • Для работодателя: требования от работников внимательного отношения к принадлежащему работодателю используемого в процессе труда имущества;
  • Предоставление профсоюзным деятелям возможности контролировать добросовестное соблюдение работодателем трудового законодательства по отношению к работающим;
  • Социальные гарантии трудящимся в период их трудовой деятельности, включая право на защиту их чести и достоинства;
  • Государственные гарантии социального страхования работников.

Первые два принципа относятся к так называемым свободам и правам человека. Их суть более подробно раскрывается в следующих статьях (3 и 4 соответственно) раздела общих положений.

Положения Кодекса регулируют отношения, возникающие между тремя группами субъектов:

  • работодатель;
  • работающий;
  • государство в лице своих контролирующих органов, выступающих гарантом обеспечения гражданам страны права на добросовестный труд.

Основные права, которые определяют и защищают нормы Трудового Кодекса – это права граждан, которые поступают на работу, заключая трудовой договор.

Одновременно с этим, положения регламентирующие работу отдельных институтов трудового права, например социальное партнерство (Раздел 2) или трудовой распорядок (Раздел 8) очерчивают рамку взаимодействия и работодателей, и для работников – формируя комплекс обоюдных прав и обязанностей. В то же время ряд разделов, таких как охрана труда (Раздел 10), защита трудовых прав (Раздел 13) и другие добавляют к договорной составляющей государственные полномочия.

Изменения в трудовом законодательстве с 2021 года

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г.

N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ.

2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.

N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ.

2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда.

У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.

Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ.

2000. N 2.

С. 252).

Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.

Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

2) Начальнику отдела кадров:

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить «Положение о службе охраны труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.

2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г.

N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда.

Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.

2002. N 5).

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *