Закон о малом и среднем предпринимательстве 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о малом и среднем предпринимательстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.
Критерии малого предприятия 2021: таблица
По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.
Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.
Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.
С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/752@).
Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.
Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.
При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.
Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).
С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).
Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Комментарий к статье 1
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Комментарий к статье 2
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ.
2) пункт утратил силу с 30 июня 2015 года — Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 156-ФЗ;
3) пункт утратил силу с 30 июня 2015 года — Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 156-ФЗ;
4) пункт утратил силу с 30 июня 2015 года — Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 156-ФЗ;
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 156-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 265-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 13 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 293-ФЗ.
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1_1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 222-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ.
1_1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 222-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ.
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ.
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 185-ФЗ.
1. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
2. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее — уполномоченный орган).
3. В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства:
1) наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
4) дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
5_1) сведения о среднесписочной численности работников юридического лица в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1_1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 313-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 ноября 2020 года Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 349-ФЗ.)
6) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
7) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
8) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
1. Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ.
2. Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.
3. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством Российской Федерации.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комментарий к статье 5
Малый и средний бизнес в 2021 году ждут новые меры поддержки
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.
Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.
Субъекты малого и среднего предпринимательства получат поддержку от государства
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается до конца 2021 года. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Решение принято по поручению Президента России. Оно не распространяется на компании, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей.
По итогам первого моратория, действовавшего в период с 2016 по 2018 год, от плановых проверок освободили более 500 тыс. малых предприятий. Эта мера доказала свою эффективность и впоследствии была продлена ещё на два года.
-
Из вступительного слова Михаила Мишустина на совещании с вице-премьерами 30 ноября 2020 года
В документе содержится ещё несколько положений, направленных на снижение административной нагрузки. Фиксируется, что контролирующий орган может заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом. Одновременно с этим закрепляется возможность вести надзор в дистанционном формате – с помощью аудио- и видеосвязи. Эти послабления коснутся как небольших, так и более крупных компаний.
Принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролёрами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии.
Работа Правительства:
- Малое и среднее предпринимательство
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
- страница1
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.
Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:
- Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
- ПП от 02.04.2020 № 409;
- ФЗ от 15.10.2020 №-320;
- ПП от 01.10.2020 №1587;
- ПП 02.09.2020 №1340.
Гос. помощь МБ, включая ИП в 2021 году, осуществляется с помощью разных инструментов:
- мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
- приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
- автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
- кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
- льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
- снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
- налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
- отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
- адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
- прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
- кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.
Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.
Самая распространенная мера господдержки безработных. Она направлена на открытие собственного дела большим количеством граждан. Сумма зависит от количества нанятых в штат будущей организации официально безработных:
- 1 человек – 60 000 рублей;
- 2 человека – 120 000 рублей.
После получения средств на их реализацию дается 3 месяца. Все расходы будут проверены комиссией.
Представители МБ могут воспользоваться одним из вариантов кредитования на льготных условиях в 2021 году.
Программа невозвратного кредитования выглядит для хозяйствующих субъектов наиболее привлекательно. Ею могут воспользоваться 2 вида предпринимателей:
- из списка наиболее пострадавших организаций;
- занимающиеся социально значимыми проектами.
Ставка составляет 2%. Выполнить финансовые обязательства необходимо до 01.04.2021 года. Размер заемных средств определяется в индивидуальном порядке.
Он рассчитывается, исходя из количества сотрудников компании. Их число умножается на МРОТ, а затем на шесть.
Кредитование имеет целевую форму – деньги направляются на выплату зарплаты либо погашение иных займов, взятых ранее на оплату труда.
По данной программе организации могут не возвращать долг, если в течение года сохранят свой штат на 90% и более. При сохранении сотрудников на 80% предприниматель должен будет отдать 50% от заемных средств и начисленных процентов.
На территории РФ действует развитая сеть организаций, оказывающих софинансирование коммерческим проектам:
- РФПИ – ориентирован на международные проекты и крупные компании;
- «Роснано» – заинтересован в ЮЛ, занимающихся инновациями;
- РВК – рассматривает заявки посредством венчурных партнерских фондов и вкладывает в понравившиеся проекты до 25 000 0000 рублей;
- ФРП – поддерживает высокотехнологичные проекты путем предоставления льготного кредита;
- «Сколково» – занимается коммерциализацией технологичных проектов;
- МСП – берут на себя роль гаранта по кредитам заявителей;
- Фонд Бортника – рассматривает как стартапы, так и хорошо проработанные проекты.
Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах
Важные изменения: налоговые льготы и кредиты, адресная поддержка для конкретных компаний.
Налоговые льготы. В октябре 2020 года в НК внесут изменения, чтобы сохранить льготы для участников специальных инвестиционных контрактов, заключивших их в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».
Инвестиционный налоговый вычет. Станет больше регионов, в которых можно будет использовать вычет. С января 2021 года в регионах планируют запустить усовершенствованный механизм инвестиционного налогового вычета. Пока неясно, что конкретно в нем хотят изменить, уточнения – на подготовке в Минфине.
Системообразующие организации. В плане есть меры поддержки для системообразующих организаций. С июня 2020 года Правительство запланировало для системообразующих организаций программы:
- кредитования под потребности в оборотных средствах на период с июня 2020 года по декабрь 2021 года;
- адресной поддержки отдельных предприятий на период с июня по декабрь 2020 года.
Планируют скорректировать принципы реализации программы кредитования системообразующих предприятий в рамках постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 582. В частности:
- расширить перечень пострадавших отраслей;
- исключить критерий по снижению выручки за II кв. 2020 года к II кв. 2019 года более 30%, либо ввести нормы отклонения (до 5 %).
В плане есть меры поддержки по отраслям, многие из них начнут действовать уже с июня 2020 года. Основные меры – льготное кредитование, финансирование из бюджета, поддержка отдельных предприятий отрасли.
Для каждой отрасли свои индивидуальные меры поддержки. Есть меры для промышленности, транспорта, связи и телекоммуникаций, сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, строительства и ЖКХ, туризма и гостиниц и пр. Полный перечень – в разделе с мерами поддержки по отраслям.
Меры поддержки по отраслям также планируют расширить. Например, установить на 2020 год каникулы сроком на 6 месяцев по уплате страховых взносов для организаций легкой промышленности с последующим установлением тарифа страховых взносов в размере 7,6% на период до 2025 года.
Удаленная работа. Введут понятие удаленного режима работы. Сотрудников можно будет переводить на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору. Также позволят вводить комбинированный режим, который будет объединять удаленную работу и работу на рабочем месте в определенные дни. Срок начала – июль 2020 года.
Если сотрудник и работодатель договорятся о том, что свои трудовые обязанности работник будет выполнять за пределами офиса, работодателю достаточно будет издать приказ о переводе на дистанционную работу, а работнику – выразить согласие на такой перевод.
Если нужно, чтобы сотрудник совмещал удаленную работу с работой на территории работодателя, то отразить такое условие можно будет в приказе о переходе на удаленную работу.
Так как допсоглашения не будет, все особенности удаленной работы сотрудника придется определять в самом приказе. Например, стороны могут договориться об ином режиме работы сотрудника удаленно, о том, как будут обмениваться документами, сроках и формате отчетов о проделанной работе.
Дистанционная работа. Предоставят возможность переводить государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу. Срок начала – июль 2020 года.
Заключение срочных договоров. Расширят основания для заключения срочного трудового договора. Срок начала – декабрь 2020 года. Так, срочный трудовой договор можно будет заключить на срок до одного года с выпускниками образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. По соглашению сторон трудового договора таким сотрудникам также можно будет установить испытательный срок. Другой вариант оформления таких сотрудников – это оформление стажировки.
Также можно будет заключать срочные трудовые договоры на срок до одного года с сотрудниками при приеме во вновь созданную организацию. Однако пока нет информации о том, в течение какого периода с момента создания организации можно будет заключать срочные договоры с сотрудниками по этому основанию.
Продление срочных договоров. Работодателю разрешат продлевать действие срочных трудовых договоров на новый срок, а также вносить изменения или дополнения в срочный трудовой договор. Срок – декабрь 2020 года.
Напомним, что сейчас работодатели вынуждены при окончании срока трудового договора расторгать его и заключать новый. При этом есть риск, что трудовая инспекция при проверке признает такой срочный договор бессрочным. Продление срочных договоров позволит избежать излишних кадровых процедур.
Неполное рабочее время. Установят минимальный размер часовой ставки (МРЧС), чтобы принимать сотрудников на неполное рабочее время на срок до трех месяцев для выполнения различных видов работ. Цель – борьба с теневой оплатой труда и защита интересов работников и работодателей при неполном рабочем времени. Срок – октябрь 2020 года.
Какой установят размер часовой ставки, пока не решили. Скорее всего, размер будет таким, чтобы за полностью отработанный месяц сотрудник получил не меньше МРОТ.
Напомним, что сейчас если сотрудник работает в режиме неполного рабочего времени, то он может получить зарплату за месяц меньше МРОТ.
Электронный документооборот. Всем работодателям дадут возможность вести электронный кадровый документооборот с 2021 года. Срок – июль 2021 года.
Напомним, что сейчас Правительство проводит эксперимент, по которому отдельные работодатели будут вести кадровые документы в электронном виде без дублирования их на бумаге. Это будет касаться и трудовых договоров с сотрудниками. Эксперимент начался 5 мая и продлится по 31 марта 2021 года включительно (Федеральный закон от 24.04.2020 № 122-ФЗ).
Принять участие в этом эксперименте организации могут добровольно и сами будут определять виды электронных документов. Работники участвуют в эксперименте также на добровольной основе. Они в любое время могут отказаться от участия, о чем могут уведомить работодателя в письменной форме.
Вести кадровые документы в электронном виде работодатель будет с помощью своей информационной системы или электронного сервиса «Работа в России».
Напомним, что сейчас использовать электронный документооборот можно только с дистанционными работниками.
Коллективные договоры. Усилят роль коллективных и трудовых договоров при предоставлении гарантий и компенсаций работникам, которые совмещают работу с получением высшего и среднего профессионального образования, не по направлению самого работодателя. Срок – декабрь 2020 года.
Профессиональное обучение. Внедрят единую цифровую платформу по образованию, повышению квалификации и поддержки занятости на основании интегрированного взаимодействия с образовательными учреждениями, центрами занятости, работодателями, гражданами и иными участниками. Срок начала – август 2020 года.
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлили на весь 2021 год
В ноябре 2020 года планируют исключить дублирование требований по подтверждению квалификации для работников и руководителей организаций, которые эксплуатируют ОПО.
Осенью 2020 года начнется проект по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности на отдельные ОПО.
К марту 2021 года разрешат продлевать сроки эксплуатации техустройств, зданий и сооружений ОПО по решению руководителя организации без проведения экспертизы промбезопасности.
С сентября 2020 года передвижные ОПО планируют начать регистрировать по юридическому адресу организации.
В ноябре 2020 года планируют сократить перечень требований к планам и схемам развития месторождений углеводородного сырья (кроме добычи нефти шахтным способом) и технических подземных вод (для собственных производственных нужд), разрабатываемых скважинным способом.
Правительство планирует не повышать размер ставок платы за НВОС на 2021 год. Одновременно к концу 2020 года планируют отменить авансовые платежи и пени по плате за НВОС во II–III кварталах 2020 года.
К июлю 2020 года разрешат продлить срок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по всем договорам, заключенным до 30 марта 2020 года. Для этого нужно будет подать специальное ходатайство. При этом оформлять ГЭЭ будут удаленно. Также упростят обсуждение материалов оценки воздействия на окружающую среду для объектов, которые готовят к ГЭЭ. Проводить публичные слушания не будут, только подготовят сводки по поступившим письменно или по электронной почте замечаниям.
Увеличат срок компенсационного лесовосстановления с одного года до трех лет. Перечень работ по лесовосстановлению расширят, в том числе за счет агротехнического ухода за лесными культурами. Из списка, когда нужно проводить лесовосстановление, исключат вырубку в связи с проведением сейсморазведочных работ.
К июлю 2020 года продлят на один год разрешительные документы на водопользование, в отношении выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также в отношении отходов для предприятий первой категории.
Разрешат добычу попутных компонентов не только компаниям с госучастием.
Лицензию на право пользования недрами разрешат получать на аукционе, даже если претендент – единственный участник. Разрешат менять в упрощенном порядке проектную документацию на работы по использованию недр, чтобы отклоняться от уровня добычи полезных ископаемых.
1. Акционерные общества и некоммерческие организации смогут проводить любые собрания онлайн. Личное присутствие акционеров и участников не потребуется. Изменения вступят в силу в июле 2021 года.
В 2020 году акционерным обществам уже разрешили проводить годовые собрания в заочной форме. Ранее Закон об акционерных обществах это запрещал, но до 2021 года новый Закон № 50-ФЗ снял ограничения (п. 2 ст. 50 Закона об акционерных обществах).
2. Акционерные общества смогут менять кандидатуры для избрания в органы управления на годовом собрании. Такая возможность появится в июне 2020 года.
3. С июля 2020 года ООО смогут проводить годовые собрания участников в заочной форме. Сейчас ООО могут рассматривать вопросы об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов только очно.
4. Продлят срок, в который акционерные общества должны подписать протоколы общих собраний акционеров и заседаний советов директоров в 2020 году. Изменения вступят в силу в июле 2020 года.
5. Хозяйственные общества смогут проводить смешанные и совмещенные реорганизации. С июня 2021 года в реорганизации смогут участвовать компании разных организационно-правовых форм. В результате смешанной реорганизации может быть создана компания любой организационно-правовой формы. Даже если среди участников реорганизации такой организационно-правовой формы нет.
Также с июня 2021 года компании смогут сочетать разные формы реорганизации в одной процедуре.
6. В июле 2021 года заработает механизм, который позволит регулировать проблемы с акционерами, сведения о которых отсутствуют. А также с акционерами, которые не осуществляют свои права длительное время («потерянные акционеры»).
7. У залогодержателей появится возможность осуществлять только права на получение дохода по заложенной ценной бумаге.
Сейчас залогодержатель может осуществлять либо все права, удостоверенные заложенной ценной бумагой, либо все, кроме права на получение дохода по ценной бумаге (п. 1 ст. 358.17 ГК). Изменения вступят в силу в июле 2021 года.
Полное его название – «Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства». Через Думу он прошёл ещё в 2007 г., был принят 24.07.2007 г. и действует до сих пор. За все время своего существования акт неоднократно менялся: он содержит более тридцати поправок. Последние из них относятся к 2018 и 2019 годам.
Поддержка малого бизнеса: меры на 2021 год (при короновирусе)
В статьях с 1 по 4 даются базовые определения для работы с законом, разъясняются термины, которые используются в нём. Даётся понятие, кто является малым или средним предпринимателем. Объясняются категории, к какой относится то или иное коммерческое хозяйство: малому, среднему или микропредприятию. Эта группа статей обязательна для ознакомления всем, кто хочет изучать ФЗ 209, неважно, полностью или частично. Без неё отдельные нормы могут быть неправильно поняты. Статьи из этой части подвергались правкам в последней редакции, так что если кто-то пользовался ФЗ 209 ранее, имеет смысл вновь прочитать более свежую версию.
Вторая группа статей, с 4.1 по 8, будет полезна для чиновников исполнительной власти. В ней рассказывается о реестрах и других нормативных документах, которые используются при учёте малой и средней предпринимательской деятельности в регионе. Также с ней будет полезно ознакомиться тем, кто непосредственно связан с делопроизводством: бухгалтерам, референтам, секретарям. Статьи из данной группы тоже подвергались изменениям, так что следует изучить более поздний вариант документа, если ранее использовалась другая версия.
В третьей группе, с 9 по 13, даётся определение полномочий чиновников в отношении малых форм предпринимательства. Эта группа также будет полезна для ознакомления чиновникам и депутатам, причём всех уровней. Здесь перечисляются полномочия как местного самоуправления, так и властей уровня субъектов федерации и общегосударственного масштаба. Многие предприниматели хотели бы получить координационную, информационную помощь, поэтому им необходимо ознакомиться со статьей 13, в которой объясняется, какие гос. структуры её оказывают.
Обратите внимание! Статьи с 14 по 20 имеют особую ценность для предпринимателей. В них разъясняется, как и кто осуществляет поддержку бизнеса, в каком объёме, где и в каком порядке можно оформить заявку на эту поддержку. В случае, если в ней было отказано, можно разобраться, почему, и оформить претензию.
Подробнее о предоставлении поддержки можно также узнать из 21-25 статей. Например, уточнить, как осуществляется денежная помощь, льготное кредитование и лизинг, выделяется муниципальное имущество в помощь бизнесу. С такой информацией будет особенно полезно ознакомиться фермерам: зачастую для их деятельности бывает нужен дополнительный земельный надел, который допустимо в некоторых регионах получить в пользование безвозмездно на основе данного закона.
Закон подвергался изменению 32 раза. Это было связано как с общим экономическим положением государства, так и ситуацией в малом бизнесе. Последние поправки были приняты в прошлом году и вступили в силу в начале 2020 года. Соответствующее уведомление было сделано в прессе, после публикации на официальном портале окончательная последняя версия закона начала действовать на территории страны.
Список последних корректировок:
- В ст 4. Поправки коснулись части 1 этой статьи. В нее были добавлены положения, касающиеся обществ инвалидов.
- В ст 4.1. Была изменена часть 7, добавлена часть 6.5, касающаяся вновь созданных юридических лиц.
Для руководителей и сотрудников малых предприятий, бухгалтеров, юристов, экономистов, а также лиц, ответственных за их поддержку, будет нелишним ознакомиться также со следующими документами:
- Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». В нем говорится о оланируемой поддерже, госкредитах, их суммах, порядке выделения.
- Федеральный закон 294 о защите предпринимателей при проведении контроля надзорными органами.
- Закон 159 об отчуждении недвижимости, арендуемой малыми и средними предприятиями у государственных и муниципальных структур.
- Постановление Верховного суда от 2018 года о применении судебными органами законодательства, касающегося прав работников, занятых в малом и среднем бизнесе.
- Постановление Правительства о порядке предоставления имущества предприятиям малого и среднего типа, в редакции 2019 года.
- Постановление Минфина о рекомендуемой форме подачи информации о доходах в Реестр малых предприятий в электронном виде. Пока в силу не вступил, так как принят в 2020 году, 25 февраля и др.
В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).
Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.
Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.
Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).
Примечание:
* Мы писали об этом здесь.
Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в 2021 году
В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.
Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.
В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).
Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.
Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.
Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Численность сотрудников в 2020 по-прежнему основной показатель, по которому коммерческий деятель может стать малым предприятием. Это не единственный критерий, но важнейший.
В 2021 году установлены следующие рамки по численности:
• Средняя фирма – до 250 человек;
• Малое предприятие – до 100 человек;
• Микропредприятие – до 15 человек.
Расчет ведется исходя из среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Поэтому если организация хочет получить статус МП в 2021, нужно определить среднее количество служащих за 2020 год. Как это сделать, мы расскажем ниже.
Так как одним из решающих аргументов в получении статута МП является среднесписочная численность. Разумно будет посмотреть, как ее правильно определять.
Данные нужно брать за прошлый год. Поэтому если вы планируете, стать льготником в 2021 году, считайте работников за 2020. В расчет принимаются штатники по трудовым договорам, если это их основное место службы. Лица с ГПД не считаются.
Расчет делается в два этапа: на первом обрабатывается количество работников, занятых полный рабочий день, на втором – неполный:
1. Среднее число за месяц: складывают работников, отработавших весь день, за каждые сутки. В выходные ставят то количество, которое было в последний рабочий день перед ними. Получившуюся сумму делят на число дней в месяце. Повторяют процедуру 12 раз;
2. Складываем число работников за все месяцы и делим на 12. И у вас получится средняя списочная за год. Но если есть такие, кто трудится неполный день, то пройдите еще шаг 3.
Шаг 3:
Средняя списочная = Кол-во отработанного времени за месяц : (Число часов в полном рабочем дне Х Кол-во рабочих дней за месяц)
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
Примечание:
Указом Президента РФ от 15.05.2008 N 797 в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности Правительству РФ поручено образовать при соответствующих федеральных органах исполнительной власти совещательные (координационные) органы по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства.
1. В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителям федеральных органов исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, с предложением создать при данных органах координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства руководители данных федеральных органов государственной власти обязаны рассмотреть вопрос о создании таких координационных или совещательных органов. О принятом решении по указанному вопросу руководители федеральных органов исполнительной власти в течение месяца в письменной форме уведомляют такие некоммерческие организации.
2. В случае принятия решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти руководители указанных органов обязаны обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в количестве не менее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.
3. Координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
4. Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».