Налог на имущество 1 2 групп юридических лиц в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество 1 2 групп юридических лиц в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Налог на имущество юридических лиц может претерпеть изменения на протяжении года, но пока известны только некоторые из них. Они уже отражены в официальных документах:

  1. Отмена деклараций (по транспортному и земельному налогам) и замена их сообщениями налоговой инспекции о начисленной сумме (она рассчитывается по количеству и характеру объектов).
  2. Срок оплаты установлен единый – транспортный и земельный налоги для юридических лиц вносятся не позднее 1 марта 2022 года (или 1 марта, которое наступает за любым истекшим налоговым периодом).
  3. Уплата двух форм налогообложения производится на основании сообщения отделения ФНС. Расчет суммы происходит на основании поданного перечня с документами о регистрации. Предоставленные данные могут проверяться и уточняться.

Авансовые платежи, как и ранее, должны быть сделаны не позднее последнего числа первого месяца, который наступил за истекшим периодом.

Налоговая служба Российской Федерации продолжает работать над упрощением ведения документации по налогам:

  1. Возможность получения льгот в заявительном порядке.
  2. Можно представить все документы в один налоговый орган.
  3. Отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме.
  4. Расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами.

Плательщиками имущественного налога организаций признаются все юридические лица, выбравшие основной режим налогообложения, а также имеющие в собственности активы, отнесенные к облагаемым.

Чиновники определили исчерпывающий список объектов, которые формируют налогооблагаемую базу по данному фискальному обязательству. Этот перечень имущественных активов закреплен в 374 статье НК РФ. Также данная статья кодекса, а именно пункт 4, определяет имущество, которое не признается налогооблагаемыми объектами. Так, среди освобожденных активов перечислены основные средства, отнесенные к первой и второй амортизационным группам.

К тому же чиновники отметили, что если собственность налогоплательщика — это только необлагаемые объекты, то они не являются плательщиками имущественного налога организаций. А это значит, что исчислять и уплачивать сбор в бюджет они не обязаны. Такие экономические субъекты не должны сдавать в ФНС налоговую декларацию и авансовые расчеты по фискальным обязательствам.

Итак, движимые активы, отнесенные к первой и второй АМ, не являются налогооблагаемыми объектами по ННИО так же, как и земельные участки, водные объекты, ядерные установки, предметы культурного наследия, ледоколы и прочее (п. 4 ст. 374 НК РФ). Следовательно, стоимость такого имущества не должна включаться в налоговую базу при исчислении платежа. Так что же относится к таким активам?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 28.04.2018), к первой АМ следует относить все недолговечное имущество, срок полезного использования которого не менее одного года и не более двух лет (от 12 до 24 месяцев). При расчете налога на имущество первая амортизационная группа ОС не включается в базу для исчисления платежей в бюджет.

Примерами ОС, отнесенных к данной категории, могут быть ручные строительные инструменты (молоток, пила, топор), медицинские инструменты (скальпель, зажимы хирургические), оборудование для добычи полезных ископаемых и многое другое.

Вторую АМ составляют имущественные активы, имеющие срок полезного использования более двух лет (24 месяцев) и менее трех лет включительно. Например, земляника как многолетнее насаждение, грузоподъемные краны стрелкового типа, стогометатели, снегоуборочные машины, спортивный инвентарь и прочее. В подсчете налога на имущество вторая амортизационная группа основных средств не участвует.

Чиновники систематически обновляют нормы фискального законодательства. Очередные нововведения коснулись действующего перечня объектов основных фондов, или ОКОФ. Причем применять изменения пришлось задним числом. То есть обновленный классификатор стал действовать с 01.01.2018, а вот само Постановление Правительства РФ № 526 было утверждено только 28.04.2018.

Это означает, что при определении срока полезного использования конкретного актива следует ориентироваться на обновленный классификатор. Если, к примеру, ОС было принято к учету по упраздненным нормам, то со вступлением в силу вышеуказанных изменений необходимо внести соответствующие коррективы в бухгалтерский и налоговый учеты.

Однако если актив, как и прежде, отнесен к первым двум амортизационным группам, то нести обязательства перед ФНС компания не должна. Иными словами, исчислять налог на имущество (2 амортизационная группа или же первая — не важно) не нужно. Также компании не придется сдавать отчетность (декларацию и расчеты), если в ее собственности числятся только необлагаемые объекты.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Все изменения по налогу на имущество с 2021 года: обзор

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Подлежит налогообложению любое недвижимое имущество, согласно статье 374 НК РФ.

При этом каждый объект должен находиться на балансе юридического лица в разделе «Основные средства». Сюда же включается и то, что передано на условиях договора временного пользования и доверительного управления.

На балансе юридического лица могут учитываться основные средства, которые переданы ему в управление оперативного или хозяйственного ведения. Они также подлежат учету при расчете суммы налога. Его платит балансодержатель.

Уточним, за какое имущество категории плательщиков обязаны платить налог:

  • в части тех основных средств, которые учтены на балансе, юридические лица, как российские, так и иностранные, ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность в пределах России с участием представительства;
  • в части расположенного в России и находящейся в их собственности недвижимости и иные иностранные юр. лица без постоянного представительства в РФ.

С начало налогового периода в 2019 году, движимое имущество организаций не признается налогообложению.

В список необлагаемого имущества входят объекты (п. 4, ст. 374 НК РФ):

  1. Имеющие официальный статус и отнесенные к культурному наследию народов России (произведения живописи, скульптуры, памятники культуры и истории, и иные, перечисленные в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
  2. Находящиеся в управлении оперативном органов исполнительной власти Федерации, а также судам, поименованным в международном реестре судов.
  3. Все объекты природопользования (природные ресурсы, в том числе водные объекты).
  4. Ядерные хранилища.
  5. Атомные суда и установки, ядерные установки, космические объекты, ледоколы.
  6. Основные средства на балансе организации, относящиеся к 1 и 2 группам амортизации.
  7. Суда и воздушные суда, получившими статус в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года № 291-ФЗ.

Основные средства 1 и 2 амортизационных групп: как исчисляем налог на имущество

Устанавливают ставку налогового сбора на имущество законы субъектов Российской Федерации, но она не может превысить предельную величину 2,2%. Такое ограничение отражено в статье 380 НК РФ.

Ставка может быть ниже ее или равной в разных территориях страны. Точную цифру, применяемую непосредственно к своей территории, можно уточнить в налоговой инспекции или официальном сайте ФНС.

Чтобы правильно определить сумму аванса, нужно определить среднегодовую стоимость имущества.

Налог на имущество = Средняя квартальная стоимость × Ставку налога / 4.

Берется кадастровая оценка недвижимого объекта, которая устанавливается на 1 января отчетного года.

Налог на имущество = Кадастровая стоимость × Ставка налога

Если говорить об авансовой системе, то платеж будет равен годовой сумме, деленной на 4.

Организация, не обязанная платить авансы, вносит полную сумму по итогам года. При уплате авансов, в итоге следует вычесть из годовой суммы ранее уплаченные предварительные взносы.

В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.

∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13

Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.

Пример расчета:

ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2020 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:

  • 1 февраля 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 марта 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 апреля 2021 года – 1 250 000 руб.;
  • 1 мая 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 июня 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 июля 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 августа 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 сентября 2021 года – 810 000 руб.;
  • 1 октября 2021 года – 710 000 руб.;
  • 1 ноября 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 декабря 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 31 декабря 2021 года – 1 150 000 руб.

Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества ООО «Инифити»

за 2021 год: (3450000 + 3110000 + 2430000 + 3110000) / 13 = 930 000 руб.

Налоговая База = 930 000 × 2,2% / 4 = 5 115 рублей

  1. Подается до 30 апреля после истечения налогового года — 30.04.2021 года.
  2. Если применяются в регионе промежуточные периоды отчетов и авансовая система платежей, то следует предоставить до:
  • 30 апреля 2021 года;
  • 30 июля 2021 года;
  • 30 октября 2021 года.

Самым непростым может стать вопрос, куда следует предоставить эту декларацию. Сразу оговоримся, если ваше предприятие является крупным налогоплательщиком, то такой вопрос волновать не должен. Как и тех, у кого нет обособленных подразделений. Однозначно в орган, где встали на учет.

Другое дело, если есть филиалы со своими балансами, а также те, чьи объекты недвижимости находятся в разных территориях. Они будут предоставлять:

  • в первом случае по месту нахождения филиала. Хотя тут головное отделение может пойти на договор с налоговиками и сдавать отчет в свою инспекцию;
  • во втором случае – отчетность сдается, согласно местонахождению каждого из объектов.

Подробно описывает основания для расчёта и то, как его грамотно проводить 376 статья НК. Чтобы классифицировать основные средства, являющиеся налоговой базой, применяется общероссийский классификатор (ОКОФ). Чтобы выяснить величину налога в 2021 году, сперва из налоговой базы необходимо вычеркнуть такие объекты:

  • Основные средства 1 и 2 групп, которые внесены в обновлённый классификатор;
  • Земельные участки;
  • Те движимые объекты, которые были приобретены после 1.01.13 года;
  • Те предметы, которые на основании требований бухучета не принимаются на баланс вообще.

Для начала рассмотрим, по какой формуле вычисляется величина годового платежа в казну страны для бюджетной организации. За основу возьмём ставку налога в данном регионе на уровне 2%, метод расчёта амортизации – линейный.

Вычисляем среднегодовую стоимость с использованием такой формулы:
S = (S1 + S2 + S3… + S12 + S13):(12 месяцев + 1), где применяются такие значения:
S1-12 – данные бухучета по остаточной стоимости объекта состоянием на 1 число каждого календарного месяца;
S13 – остаточная стоимость объекта, относительно которого выполняются расчёты, зафиксированная в конце периода, за который необходимо уплатить налог. Итоговая сумма налога определяется по такой формуле:
Н (за год) = Sгод × Региональная ставка : 100%, здесь:
Sгод – средняя годовая стоимость имущества; Региональная ставка – величина, которая принята в определённом регионе, где зарегистрирован бизнес.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Пример 1. В апреле 2018 года на учёт фирмы передано два ноутбука, стоимостью 70 и 45 тысяч рублей соответственно. На основании новой классификации 2018 года ПК и ноутбуки относятся ко второй амортизационной группе, таким образом это имущество не входит в налоговую базу. Пример 2. Ксерокс, который по ОКОФ относится к 3 амортизационной группе, поступил на баланс государственной больницы в январе 2016 года. Его стоимость составила 80 тысяч рублей. Согласно Налоговому кодексу не является объектом налогообложения, поскольку относится к категории движимого имущества, плюс поставлено на баланс после 1.01.13 года. Пример 3. Аналогичная ситуация с крупногабаритным сейфом, который стоит 300 тысяч рублей и принят на учёт фирмой в феврале 2013 года. Такое основное средство относится к категории движимого, при необходимости может быть легко демонтировано, поэтому на него налог на имущество начисляться не будет.

Отдельно заострить внимание следует на том факте, что находящиеся на УСН организации получают освобождение от необходимости уплаты налога на движимое имущество. Налог на ТС платят только те компании, которые работают на общем режиме налогообложения.

Что касается налога на недвижимость, здесь тоже есть нюансы, ведь «упрощенцы» выплачивают единый налог, значит платить другие типы налога им нет необходимости. Исключение составляют основные средства (налоговая база в этом случае – их кадастровая стоимость), которые используются для ведения предпринимательской деятельности. В отношении таких объектов налог на имущество рассчитывается по стандартной схеме.

Согласно статье 375 Налогового кодекса в роли налоговой базы в любом случае выступает среднегодовая стоимость имущества. Параметр необходимо рассчитывать, как разницу между его изначальной стоимостью и величиной износа (данные берутся, исходя из принятых норм амортизационных отчислений). Обратите внимание, что на каждый объект из категории основных средств сумму налога к уплате требуется определять индивидуально. Пример. Для примера возьмём предприятие, у которого на баланс поступил объект общей стоимостью в 375 тысяч рублей и сразу был введён в эксплуатацию 24 декабря 2014 года. Максимальный срок использования объекта – 48 месяцев. Первое начисление амортизационных расходов будет произведено 1 января 2015 года. Поскольку объект поступил в собственность предприятия после 15 числа текущего месяца, то заплатить налог за него нужно будет только за 2015 год в установленном режиме. Для расчётов также потребуется провести оценку износа основных элементов, которая в данном случае составит 2500 рублей ежемесячно. Теперь об остаточной стоимости. Согласно правилам, её необходимо обновлять ежемесячно. Её размер зависит от показателей остаточной стоимости предыдущего месяца за минусом амортизации объекта. Нам нужно будет узнать среднюю цену объекта в рамках 2015 года, и какую сумму налогов необходимо заплатить предприятию за его использование. Для начала необходимо рассчитать налоговую базу:
S=(500 000 + 497 500 + 495 000 + 492 500 + 490 00 + 487 500 + 485 000 + 482 500 + 480 000 + 477 500 + 475 000 + 472 500) / 13 = 448 846 рублей.
Это и есть наша среднегодовая стоимость имущества, которая выступает налоговой базой. Теперь придётся обратиться в местное отделение налоговой службы и узнать, какой коэффициент налога на имущество будет применяться в вашем регионе для предприятий. Согласно нормам, описанным в Налоговом Кодексе, максимальный коэффициент не может превышать значение в 2.2%. В нашем примере будем использовать 1.7%.
Расчёты:
К = (448 846/100) *1,7%=7 630 рублей.

Ещё один пример. На балансе среднеобразовательной школы находится одно нежилое здание. Изначально стоимость этого здания составляла 355 тысяч рублей. Бухгалтерия ежемесячно указывает, сколько будет составлять остаточная стоимость, отнимая при этом затраты на амортизацию объекта (в нашем случае 8 тысяч рублей). В отчёте за год была указана остаточная стоимость в размере:
1 января – 355 тыс. рублей,
1 февраля – 347 тыс. рублей,
1 марта – 339 000 тыс. рублей,
1 апреля – 331 тыс. рублей,
1 мая – 323 тыс. рублей,
1 июня – 315 тыс. рублей,
1 июля – 307 тыс. рублей,
1 августа – 299 тыс. рублей,
1 сентября – 291 тыс. рублей,
1 октября – 283 тыс. рублей,
1 ноября – 275 тыс. рублей,
1 декабря – 267 000 тыс. рублей,
Чтобы узнать, какое среднее значение остаточной стоимости будет за год, воспользуемся первой формулой:
S = (355 000 + 347 000 + 339 000 + 331 000 + 323 000 + 315 000 + 307 000 + 299 000 + 291 000 + 283 000 + 275 000 + 267 000)/(12+1) = 291 692 рубля.
Теперь подсчитаем, сколько составит налоговый платёж, исходя из приведённых данных: N = (291 692 /100)*1,8 установленной региональной ставки = 5250 рублей.

Если у юридического лица есть налогооблагаемое имущество, организация обязана отчитаться по нему путём подачи в налоговые органы заполненной декларации. Исключение – нулевая декларация, которую подавать не требуется. Все остальные юридические лица передают отчётность не позже 30 марта года, идущего за отчётным. При этом организация обязана ежеквартально делать расчёты по авансовым платежам. Это делается не позже 30 календарных дней после конца отчётного периода.

По таким базовым принципам состоянием на 2021 год происходит процесс начисления налога для организаций, ведущих свою деятельность на территории России. Однако необходимо учитывать, что в налоговое законодательство периодически вносятся правки. Поэтому чтобы всегда быть в курсе введённых поправок, необходимо следить за тем, какие законы принимаются на федеральном и региональном уровнях.
Нужно понимать, что определение суммы налога на имущество юридического лица – процесс сложный, поэтому заниматься этим должен только компетентный специалист. При выполнении расчётов стоит пользоваться общими правилами и знать особенности, описанные в Налоговом кодексе. Это позволит избежать проблем с налоговой службой.

Прочтите также: Последствия неуплаты транспортного налога для физических лиц и юридических лиц

Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.

Что касается ставки налога, то ее размер может изменяться в зависимости от региона. Установленные на федеральном уровне показатели не являются обязательными. Единственное ограничение заключается в том, что принятые на местах ставки налога на имущества не должны превышать общероссийские более чем на три процента.

Следует подчеркнуть, что для снижения налоговой нагрузки на население порядок, согласно которому начисляется налог на недвижимое имущество, предусматривает, что на объект недвижимости предусматривается налоговый вычет, который составляет площадь размером 20 квадратных метров. Следовательно, при расчете данного вида сбора в качестве облагаемой площади берется та, которая остается от разницы между общим размером объекта недвижимости и предоставляемым вычетом.

Конечный расчет размера, который составляет налог на имущество физических лиц в 2021, представляет собой несложную операцию умножения кадастровой стоимости интересующего объекта на установленную ставку (можно ориентироваться на средний показатель, который составляет 0,1%). Информацию о том, чему равняется кадастровая стоимость дома, быстрее всего найти на официальном сайте Росреестра. Для получения интересующих сведений после входа на указанный портал необходимо заполнить специальную форму (потребуется внести данные, отражающие местонахождение рассматриваемого объекта недвижимости). После обработки запроса искомая информация отобразится на экране.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более дорогостоящее по рыночным меркам жилье находится в собственности, тем выше взимаемый налог на имущество.

Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.

От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.

Стоимость объекта и ставка налога

Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Имущественные налоги организаций: в НК РФ внесены важные поправки на 2021 год

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

\r\n\r\n\r\n\r\n

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

\r\n\r\n

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2%. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

\r\n\r\n

    \r\n\t

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • \r\n\t

  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • \r\n\t

  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.
  • \r\n

\r\n\r\n

Налог на имущество юридических лиц в 2021 году

\r\n\r\n

Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:

\r\n\r\n

1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они отражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

\r\n\r\n

2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.

\r\n\r\n

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

\r\n\r\n

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2%. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

\r\n\r\n

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

\r\n\r\n

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

\r\n\r\n

В настоящее время юридические лица платят налог на имущество организаций с недвижимого имущества из среднегодовой стоимости этого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ) и только в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налог рассчитывается из их кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2. НК РФ) — это административно-деловые и торговые центры, объекты для размещения офисов и торговых объектов, включаемые в перечень, утверждаемый ежегодно Правительством Свердловской области (п. 7 ст. 378.2. НК РФ).

Объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, на которую ссылается новая норма, а именно ст. 401 НК РФ, признаются: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. То есть практически любое недвижимое имущество!

Причём не должно смущать то, что норма статьи про налог на имущество организаций отсылает к главе про налог на имущество физических лиц, поскольку это не является новшеством. Так, например, в настоящее время индивидуальные предприниматели уже платят налог на имущество физических лиц с кадастровой стоимости при включении их имущества в перечень утверждаемый ежегодно в соответствии со ст. 378.2. НК РФ, которая регламентирует налог на имущество организаций, поскольку это прямо предусмотрено п. 3 ст. 402 НК РФ. Также при определении доходов для целей УСН статья 346.15. НК РФ прямо отсылает к порядку, установленному для налога на прибыль.

Новая формулировка подпункта 4 п. 1 ст. 378.2. НК РФ, отсылающая к главе 32 НК РФ, а по сути к ст. 401 НК РФ сделана видимо для того, чтобы не повторять снова всю статью 401 НК РФ в указанной норме.

В результате главные бухгалтера и директора предприятий с ужасом смотрят кадастровые стоимости своих объектов, ища возможности их оспорить и ожидая разъяснений Минфина, который может быть разъяснит такое «недоразумение».

В то же время я бы не стал надеяться на то, что «барин нас рассудит», помня, что любое разъяснение Минфина России налоговый орган будет игнорировать если из-за него будет уплачиваться налог в меньшем размере.

Тогда возникает вопрос – а зачем вообще составлять перечень объектов недвижимого имущества в соответствии с п. 7 ст. 378.2. НК РФ на 2020 год, если невключение объекта в перечень будет означать, что он подпадает под подпункт 4 п. 1 ст. 378.2. НК РФ как иной объект недвижимости и всё равно будет облагаться налогом из кадастровой стоимости.

Как сказал один герой советского фильма: «О! Сюжет!».

В общем – ждём разъяснений Минфина и готовим деньги на налоги и (или) юристов, господа!

Учитывая ограниченность по времени не уверен, что на региональном уровне до нового года будут установлены виды объектов недвижимого имущества из перечисленных в подпункте 4 п. 1 ст. 378.2. НК РФ, вернее ст. 401 НК РФ. И тогда останется как есть – налог за всё недвижимое имущество юридических лиц будет определяться по их кадастровой стоимости.

Уплаты многих налогов коснулись изменения в 2019 году, а потому у субъектов бизнеса, да и у физических лиц, справедливо возникает вопрос о том, произойдёт ли что-то подобное в следующем году.

Вспоминают в первую очередь основные налоги, в число которых входит и налог на имущество организаций, регламентируемый по НК РФ главой 30. Внести в него изменения не так легко, так как он по большей части региональный, и каждый регион может устанавливать свои сроки оплаты, льготы и даже ставки. О вероятных изменениях, поправках и редакциях в НК РФ в части налога на имущество организаций в 2020 году и будет материал далее.

Налог на имущество в 2021 году

Вне зависимости от того, что у региональных властей есть большая свобода в определении налога на прибыль, о плательщиках, который подлежит его уплатить, в законе говорится чётко. Ими являются все организации, у которых есть какое-либо имущество, что может оказаться объектом налогообложения по статье 374 НК РФ.

В данном случае понятие объекта налогообложения будет различаться для российских и иностранных компаний, которые тоже могут быть признаны налоговыми агентами. Так, для фирм, имеющих регистрацию в РФ, объект обложения налогом – это любая недвижимость, даже полученная во временное пользование, которая учитывается на балансе основных средств компании.

Для иностранных юрлиц всё немного иначе, и здесь ответ на вопрос, какое имущество облагается налогом на имущество в 2020 году, будет таким:

  • Если деятельность осуществляется через представительства, то объектом налогообложения будет недвижимость, относящаяся к основным средствам и полученная в пользование.
  • Если же постоянного представительства нет, то объект налогообложение – это всё недвижимое имущество на территории РФ, оформленное по всем правилам на эти организации или переданное им в пользование.

В обоих случаях выплаты налога не требуется со следующей собственности:

  1. Движимое имущество. Налог на движимое имущество на него исчисляется иначе, и в него включаются зарегистрированные на юрлица автомобили и т.д.
  2. Земельные участки и т. д.

Здесь никаких изменений в 2020 году не предвидится.

Определить недвижимое имущество, как базу для исчисления налога, не так просто. Здесь будет учитываться среднегодовая стоимость всего имущества, что признано объектом налогообложения. То есть для налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2020 году берётся остаточная стоимость, которая устанавливается в учётной политике компании в разделе о ведении бухучёта.

Для вычисления и начисления этого налога, по статье 376 НК РФ, налогооблагаемая база начисляется не со всего имущества, а только с допустимого по закону.

Также перед тем, как считать и платить налог, важно учесть следующие моменты:

  • Если остаточная стоимость имеет оценку затрат, которые будут уплачены в будущем на это имущество, то для расчёта налога на имущество в 2020 году для юридических лиц эти расходы учитывать не требуется.
  • Если для каких-то объектов нет амортизации, стоимость нужно будет рассчитать как разницу между начальной стоимостью и износом – он вычисляется по нормам.

Здесь в настоящем году были внесены изменения, и теперь налоговая база некоторых объектов недвижимости вычисляется по их кадастровой стоимости. Подробнее об этом можно прочесть в главах 31 и 32 НК РФ.

У налога на имущество есть отчётные периоды – их 4, и это кварталы. Налоговый период один, то есть оплачивать этот сбор нужно раз в год, но можно использовать и авансовые платежи. В 2020 году будет отменена необходимость представлять расчёты по ним, можно будет подать единую отчётность за весь период.

Также, если плательщик состоит на учёте в нескольких инспекциях, так как у него есть недвижимость в разных регионах, то с 2020 года можно подавать налоговую декларацию в любую налоговую инспекцию, а не во все сразу. И она может содержать информацию обо всех объектах, зарегистрированных на плательщика. Инспекция также выбирается по желанию самого налогового агента.

О намерении предоставить одну декларацию нужно будет подать уведомление до 1 марта 2020 года в выбранную ИФНС. Этот приказ вступает в силу с 1 января 2020 и он устанавливает бланк уведомления, который разработан в соответствии с положениями пункту 1.1 статьи 386 НК РФ, также вступят в силу 1 января 2020. Раньше форма была другая.

Это можно назвать главным изменением, касающимся налога на имущество юридических лиц в 2020 году.

Каждый отдельный субъект Федерации имеет право не устанавливать отчётные периоды для налогоплательщиков.

Региональные власти могут сами устанавливать льготные режимы для определённых видов организаций. А согласно федеральному закону, выплачивать налог на имущество не обязаны следующие организации:

  1. Тюрьмы, колонии разных типов и другие подобные учреждения.
  2. Религиозные.
  3. Союзы инвалидов.
  4. Занимающиеся производством лекарств, и другой фармацевтической продукции.
  5. Общества адвокатов.
  6. Работающие в ОЭЗ.
  7. Являющиеся резидентами в Сколково.
  8. Судостроительные и т.д.

Перемен в 2020 году для льготников нет, так как в их число в основном входят бюджетные организации. Подробнее обо всех льготируемых организациях можно прочесть не только в законодательных актах, но и на сайте ФНС. Здесь же можно ознакомиться с порядком, согласно которому нужно рассчитывать налог, примеры льгот, и образец, чтобы не ошибиться, когда нужно будет правильно всё посчитать.

Как можно было заметить из текста выше, кардинальных перемен, касающихся налога на имущество юридических лиц в 2020 году, нет. Основная перемена касается только декларирования, но нельзя сказать, что она очень значительна. Однако, удобство этой меры и своевременность нельзя недооценить. Во всём остальном же на ближайший год изменений нет, и не предвидится.

Несмотря на то, что налог на имущество привлекает к себе не так много внимания, как НДФЛ или налог на прибыль организаций, повышение ставок у него точно отразилось бы на бизнесе. Но, так как сейчас ставки по налогам были подняты в других сферах и стали более фискальными, а режимы льготирования стали доступны меньшему количеству компаний, касаться налога на имущества пока не стали. Учитывая нынешнее состояние сферы экономики, этого сбора могут и не коснуться, так как система с имущественным налогом довольно устаревшая и глобальные перемены повлекут за собой и другие изменения, которые лучше не проводить в нынешних реалиях.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *