Налог на добычу нефти 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добычу нефти 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году — 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы — 1; для четвертой группы 0,5 — первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчеты:

1 Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество добытого полезного ископаемого * Стоимость единицы добытого полезного ископаемого 2 Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации добытого полезного ископаемого Количество реализованного добытого полезного ископаемого


или


Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого 3 Выручка от реализации полезных ископаемых = Цена без учета НДС и акциза — Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД — эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

При расчете НДПИ на нефть в 2020-2021 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2020 году и в 2021 году, будут такими:

Период уплаты и отчета

Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах

Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах

Сентябрь 2020

26.10.2020 02.11.2020

Октябрь 2020

25.11.2020

30.11.2020

Ноябрь 2020

25.12.2020

31.12.2020

Декабрь 2020

25.01.2021

01.02.2021

Январь 2021

25.02.2021

01.03.2021

Февраль 2021

25.03.2021

31.03.2021

Март 2021

26.04.2021

30.04.2021

Апрель 2021

25.05.2021

01.06.2021

Май 2021

25.06.2021

30.06.2021

Июнь 2021

26.07.2021

02.08.2021

Июль 2021

25.08.2021

31.08.2021

Август 2021

27.09.2021

30.09.2021

Сентябрь 2021

25.10.2021

01.11.2021

Октябрь 2021

25.11.2021

30.11.2021

Ноябрь 2021

27.12.2021

31.12.2021

Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.

Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@ в его актуальной редакции.

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

В России изменятся правила налогообложения нефтяной отрасли

Налоговый манёвр в нефтегазовой отрасли не всем пришёлся по вкусу. Главным оппонентом Минфина с планом совершения «налоговой рокировки» стало Министерство энергетики.

Глава ведомства Александр Новак ещё в марте 2018 года заявил, что проводить нефтяной манёвр есть смысл только после 2023 года, когда все российские НПЗ уже пройдут модернизацию.

По мнению самих нефтяников, постоянные колебания налоговой нагрузки негативно влияют на работу НПЗ. В частности, нефтяным компаниям в новых условиях становится всё труднее привлекать инвесторов для реализации проектов модернизации, поддерживать стабильные объёмы переработки. Для отдельных предприятий и вовсе возникает риск закрытия, в первую очередь речь идёт о независимых компаниях.

Наглядный тому пример – Антипинский НПЗ(«Новый поток»), который в мае 2019 года объявил о банкротстве. Президент Группы компаний Дмитрий Мазуров связал финансовые трудности именно с инициативой Минфина.

Так, в письме к премьер-министру Дмитрию Медведеву он подчеркнул, что с 2019 по 2025 год НПЗ из-за налогового манёвра в общей сложности потеряет $1,7 млрд.

Это – основной налог на нефть, вернее, на её добычу. Поскольку все природные ресурсы находятся в государственной собственности, за право их добычи платится налог, называемый НДПИ. Начиная с 2016-го года, чтобы перенести налоговое бремя с экспортеров на добывающие предприятия, ставки экспортных пошлин начали снижать, а ставку этого налога – постепенно повышать.

Налогообложение нефтедобычи регламентировано статьей 334 Налогового Кодекса Российской Федерации, а порядок деятельности предприятий этой сферы регулируется Федеральным законом, называемым «О недрах».

Все физические и юридические лица, которые занимаются добычей природных ресурсов, должны иметь соответствующую лицензию.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых – добыча ископаемых ресурсов (их называют еще пользователи недр).

Постановка на учет в налоговом органе таких предприятий и физических лиц отличается тем, что она происходит после получения ими лицензии (в течение 30-ти дней).

Организации-плательщики НДПИ представляют в ФНС декларацию по этому налогу ежемесячно, срок сдачи такой декларации – последняя дата месяца, который следует за прошедшим периодом.

Накопительного учета нет, все данные основаны на месячном периоде. Налоговый период, соответственно, составляет один календарный месяц.

Предприятия-недропользователи обязаны подавать сведения по этому налогу с того момента, как начинают добычу углеводородного сырья.

Подача отчетности по НДПИ индивидуальными предпринимателями и организациями осуществляется в ФНС по месту нахождения недр (если они действуют в рамках соглашения о разделе имущества). Крупные налогоплательщики такую декларацию подают по месту своего налогового учета.

Рассчитанная сумма месячного налога должна быть уплачена в бюджет не позже 25-го числа следующего за отчетным месяца.

НДПИ платится по каждому месторождению отдельно, согласно месту его расположения. Налог на нефть относится к федеральным налогам.

Объектом налогообложения в данном случае выступает натуральный показатель, который выражается в тоннах.

Ископаемым ресурсом считается обезвоженная, обессоленная или стабилизированная нефть. К попадающим под действие этого закона полезным ископаемым относятся следующие ресурсы:

  • добытые на территории Российской Федерации;
  • добытые российскими компаниями вне ее пределов;
  • добытые путем переработки нефтяных отходов.

На добытую за рубежом нефть НДПИ рассчитывают в том же порядке, в каком производится расчет на ресурсы, полученные внутри страны.

Международными договорами прописана возможность предоставления в аренду площадей, находящихся на иностранной территории, с целью разработки шельфов.

Качество сырья, добываемого за рубежом, проверяется по установленным в России стандартам. К полезным ископаемым и природным ресурсам не относится продукция, полученная путем обогащения.

Также объектом налогообложения не считается получение материала из отходов, образовавшихся в процессе собственной переработки предприятия.

Также НДПИ не облагаются полезные ископаемые, не состоящие на государственном балансе (если они используются для личных нужд), а также ресурсы, которые Налоговый кодекс относит к палеонтологическим, коллекционным и прочим.

Все действия, связанные с разработкой полезных ископаемых, находятся под контролем Роснедр. Любое действие неправомерного характера, совершенное в отношении полезных ископаемых и разрабатываемых недр Российской Федерации, считается вредом, нанесенным государственной экономике.

Она рассчитывается на основании установленной базовой ставки с учетом плавающих коэффициентов, которые определяют конкретные условия, характерные для места добычи и учитывают динамику нефтяных цен на основании мировых показателей. Базовую ставку определяет Налоговый Кодекс согласно постановлениям правительства РФ.

При корректировке налоговой ставки НДПИ применяют следующие коэффициенты:

  • Кц – этот коэффициент учитывает изменение мировых нефтяных цен;
  • Кдв – показывает степень выработки данного месторождения (при его применении округление показателя не используется); выработанность конкретного участка определяют в соответствии с данными госбаланса, утвержденными для этого участка до начала применения лицензии;
  • Кз – определяет уровень запасов разработки;
  • Кд – характеризует сложность нефтедобычи; уровень этой сложности прописан в проектной документации и находится в пределах от нуля до единицы.

Показатель коэффициента Кц (уровень мировых цен) в 15-х числах каждого следующего за расчетным месяца, публикуется в «Российской газете».

Эти данные также дублируются с помощью рассылки по всем региональным ФНС. Если такие данные – отсутствуют, налогоплательщик вынужден рассчитывать Кц самостоятельно. Для этого расчета берется среднерыночная мировая цена на нефть марки «Urals» и среднемесячный показатель курса доллара к рублю.

Льготы по этому налогу выражаются в применении нулевой ставки и устанавливаются законодательством. Такая ставка может быть установлена в случае получения в процессе разработки месторождения нормативных потерь или при добыче попутного газа.

Нормативные потери принимаются к учету в том месяце, когда был произведен замер добычи. Нормы таких потерь определяются в зависимости от конкретного места добычи, а их показатели утверждает Министерство энергетики, предварительно согласовав их с Роснедрами.

Если нет актуальных данных за конкретный месяц, которые публикуются для каждого месторождения, то налогоплательщик имеет право использовать сведения о показателях технических норм, которые приняты для конкретного вида ресурсоразработки.

Порядок применения нормативов, касающихся разработки недр, установлен Постановлением Правительства номер 921, принятом 29 декабря 2001-го года.

Коэффициент Кдв, учитывающий степень выработки недр, устанавливается законодательством. Он может иметь понижающее значение в случае, когда выработка превышает 80 процентов. Это – льгота для старых, давно разрабатываем месторождений.

Наиболее эффективной практикой налогообложения является система налогов, применяемая в США.

Система налогов в нефтяной промышленности США является важнейшим инструментом формирования технической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной надежной перспективы ее добычи, и на удовлетворение экономических интересов всех задействованных субъектов — компаний, местных, штатных властей и федерального правительства. Нефтяная компания прежде чем начать разведочные работы на нефть, а затем и разработку месторождения, вынуждена покупать участок земли у фермера или брать в концессию его у муниципальной власти (правительства) и с момента строительства, бурения или установки оборудования пла­тить налоги.

В нефтяной промышленности США действуют три вида налогов — местный (муниципальный), «штатный» и федеральный (государственный).

Местный или муниципальный налог называется налогом на собственность и составляет в разных местах США от 0,1 до 1,5% в год от стоимости основных фондов. Величина этого налога, изменяющаяся в широком диапазоне, определя­ется собственником участка, в зависимости от ценности земли, ее недр и от стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета.

  • Регулирующее воздействие этого вида налога заключается в том, что компании не выгодно заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени.
  • «Штатный» налог состоит из двух частей:
  • 1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти и

2) подоходный корпоративный налог.

Налог на добычу нефти взимается с рыночной стоимости добываемой нефти (с оборота капитала), независимо от того, получила компания прибыль или нет, и изменяется он в широких пределах от 0,5% (штат Кентукки) до 12,5% (штат Аляска). Подоходный корпоративный налог также различный по штатам и взимается в раз­мере 4-9% от доходов компаний (за вычетом местного налога) после реализации нефти.

Размер «штатных» налогов (и первого, и второго) устанавливается властями штатов (губернаторами) в зависимости от политики их в стимулировании добычи нефти, увеличения нефтеотдачи пластов, с учетом продуктивности нефтяных месторождений.

Регулирующее воздействие штатного налога состоит в том, что он заставляет любую компанию одновременно проявлять осторожность к реализации новых проектов разработки нефтяных месторождений, увеличивать извлекаемые запасы и сознательно идти на риск в применении новых технологий, пользуясь преимуществом снижения подоходного налога.

Федеральный или государственный налог по своей сути также является корпоративным подоходным налогом. Это единственный налог, который устанавливается конгрессом страны. Налогооблагаемая прибыль (доход) определяется по довольно сложной формуле. Из валовых поступлений от добычи нефти (рыночной стоимости добытой нефти) вычитаются все виды затрат, произведенных компанией:

  1. — арендные платежи (земельная рента, «роялти»);
  2. — местные налоги;
  3. — «штатные» налоги;
  4. — эксплуатационные затраты;
  5. — амортизация оборудования и других основных фондов и так называемые «неосязаемые» затраты или «скидка на истощение недр».
  6. Вычитание из валовых поступлений первых пяти видов затрат компаний определяет их прибыль, которая в других отраслях промышленности и облагается федеральным налогом.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на «неосязаемые» затраты в нефтяной промышленности представляет собой льготу для нефтяных компаний в связи с истощением запасов нефти, вследствие чего ухудшаются условия для использования установленного оборудования и как бы обесценивается вложенный капитал.

Размер «скидки на истощение недр» составляет 10-22% от вложенного капитала, или 30-70% от облагаемой налогом прибыли в зависимости от стадии и методов разработки месторождений. На ранней стадии разработки, т.е.

при малом истощении запасов нефти, скидка меньше, а на поздней стадии разработки, особенно с применением методов увеличения нефтеотдачи пластов — больше.

Этой привилегией скидки с облагаемого дохода на истощение недр пользуются в первую очередь мелкие («независимые») нефтяные компании, чем они отличаются от всех других компаний (ма­шиностроительных, химических и даже угольных и газовых), кото­рые не имеют такой льготы. Определенная таким образом сниженная прибыль у нефтяных компаний облагается федеральным налогом, одинаковым по всей стране, и составляет 34% от прибыли.

Регулирующее воздействие федерального налога заключается в стимулировании прироста извлекаемых запасов путем примене­ния методов увеличения нефтеотдачи пластов.

Оставшаяся часть прибыли (68%) у нефтяных и любых других компаний является «чистой» прибылью, которая должна превышать сложившуюся на рынке так называемую «норму прибыли» от вложен­ного капитала.

В 80-х годах в США норма прибыли составляет 12-13% от вложенного капитала. Если «чистая» прибыль выше этой нор­мы, компания процветает, деятельность ее активизируется и расши­ряется.

При меньшей прибыли компания не может конкурировать с другими фирмами и сворачивает свое производство.

В 1989 г.

View this page in English

Загрузить в формате PDF

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.

Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.

Налогоплательщиками НДПИ признается организации и индивидуальные предприниматели, задействованные в добыче природных ресурсов. Организация, сфера деятельности которой направлена на добычу из недр земли природных ресурсов, должна быть зарегистрирована как плательщик НДПИ и иметь лицензию. Извлечение не всех природных ресурсов относится к лицензированной детальности, существует ряд общераспространенных ресурсов (вода, песок и т.д.) добывать, которые можно и без специального разрешения в рамках правового поля.

[adinserter block=”1″]

Организации и индивидуальные предприниматели, планирующие заниматься деятельностью связанной с добычей, разработкой и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, обязаны уведомить налоговую службу и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в регионе, где непосредственно будет вестись разработка. Вместе с заявлением организация должна предоставить также документы подтверждающие право на разработку месторождений, выданным уполномоченным органом власти в течение одного месяца с момента получения разрешения.

С 2021 года будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Для того чтобы корректно рассчитать сумму, которую необходимо уплатить в бюджет, надо в первую очередь понять что же является налогооблагаемой базой:

  • Количество природных ресурсов (тонны, кубометры и т.д.), которое было разработано на месторождении, зарегистрированном в уполномоченном органе власти. Это касается нефти, газа, угля и т.д.
  • Стоимость природных ресурсов, которые не вошли в список минерально-сырьевых ресурсов, утвержденный налоговым законодательством.

Рассчитать налоговую базу необходимо бухгалтеру организации. Как и с другими налогами, умышленное занижение может привести к проблемам при налоговой проверке и последующего доначисления неуплаченного налога и штрафных санкций. Стоимость разработанных в течение отчетного периода природных ресурсов определяется следующими способами:

  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату;
  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату не включая бюджетное субсидирование;
  • Расчета стоимость с учетом всех расходов на добычу, переработку и т.д. применяется в ситуации, когда за отчетный период организация не осуществила продажи добытого сырья. Расчет ведется на основании бухгалтерского и налогового учета, как при расчете налога на прибыль.

При применении НДПИ плательщикам необходимо знать, что существует два типа ставок, которые зависят от объекта налогообложения:

  • Адвалорные ставки;
  • Твердые ставки.

Адвалорные ставки достаточно распространенный тип фискальных ставок, которые определяются как процентная ставка к стоимости добытого сырья. Величина ставки, устанавливается законодательством индивидуально для каждого вида добытого минерально-сырьевого ресурса, реже от способа добычи или местонахождения недр.

Ставка (%) Объект обложения
0% Нормативные потери, связанные с добычей и извлечением минерально-сырьевых ресурсов
Промышленные воды, как побочный ресурс при основной добыче
Попутные газы
Продукты вторичной переработки или продукт низшего качества
Минеральные воды для санаторно-курортных нужд
Сверхвязкая нефть
3,8% Калийные слои
4% Торф
4% Горючие сланцы
4,8% Черные металлы
5,5% Радиоактивные металлы
5,5% Неметаллическое сырье
6% Горнорудное сырье
6% Сырье, содержащее остатки золота
7,5% Минеральные воды и лечебные грязи
8,0% Цветные металлы

Также существуют показатели на единицу добытого сырья (твердые ставки), выраженные в сумме в рублях. Суммы устанавливаются в зависимости от выбранного сырья или породы, а также условий добычи и в некоторых случаях места расположения недр.

Ставка (рубли) Объект обложения
919,00 руб. за 1 тонну Нефть
42 руб. за 1 тонну Газовый конденсат
35 руб. за 1000 куб. м. Природный газ

Исходные данные: Компания «Золотой лучик» занимается добычей песка, в песчаных карьерах города Иркутска. За отчетный период компания продала 60 тысяч тонн песка, при этом за тот же период было добыто 100 тысяч тонн. Стоимость одной тонны песка составляет 620 рублей, включая НДС по ставке 18%. При этом организация также понесла расходы в размере 600 тысяч рублей.

Расчет: Стоимость одной единицы песка = (60 000 х 620 / 1,18 – 600 000) / 60 000 = 515,42 рублей

Налоговая база = 515,42 х 100 000 = 51 542 000,00 рублей

НДПИ = 51 542 000,00 х 0,055 = 2 834 810,00 рублей

Примечание: Песок относит к типу неметаллического сырья.

Исходные данные: Компания «Нефтидоб» за февраль 2017 года добыла 10 тысяч тонн нефти.

Коэффициенты:

  1. Кц = 8,5698
  2. = 559
  3. Ставка НДПИ = 919,00 рублей за тонну
  4. = 0,2

Остальные коэффициенты для условности примем равными 1.

Расчет: 10 000,00 х (919,00 х 8,5698 – 559 х 8,5698 (1 – 0,2)) = 40 432 316,4

Коэффициенты, изменяющие ставку по налогу. Каждая организация должна очень внимательно и корректно рассчитывать и применять коэффициенты, предусмотренные законодательством по разным видам ресурсов. В противном случае налоговая инспекция в случае нарушения имеет право досчитать неуплаченный налог в бюджет, а также начислить пени и штрафы.

Определение нормативных потерь. Каждая организация имеет право установить в рамках производимой добычи определенный уровень нормативных потерь, который также влияет на расчет НДПИ. При этом если на отчетный период не установлены такие нормативы, организация в праве использовать величину, установленную в прошлые периоды.

Принят закон о корректировке НДД и НДПИ

  • Многофункциональный комплекс Лахта центр (АО)

Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).

При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи по любому углеводородному сырью, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.

Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.

Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.

На период апробации нового фискального режи­ма установлен закрытый перечень пилотных участков, в отношении которых возможно применение НДД. Выделено несколько групп пилотов — традиционные и новые месторождения Западной Сибири, а также месторождения новых регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспий) (см. рис.). В традиционных регионах нефтедобычи (ЯНАО, ХМАО, Коми, Тюменская область) выбрано 46 пилотных участков, право пользования которыми в большинстве случаев предоставлено крупнейшим неф­тяным компаниям в РФ. Для новых регионов четкого перечня участков, которые начнут применение НДД с 1 января 2019 года, не установлено, прописаны лишь критерии по выработанности и регионам, а порядок перехода на НДД конкретных участков предполагает волеизъявление недропользователей. В портфеле «Газпром нефти» представлены пилоты всех групп участков.

Стоит ли ждать дальнейшего увеличения количества пилотов в новых регионах нефтедобычи? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Сейчас обсуждается только расширение периметра пилотов по 4-й группе за счет увеличения суммарной квоты для всех участков по начальным извлекаемым запасам нефти с 51 до 150 млн т. Возможность включения других крупнейших нефтедобывающих регионов (в частности, Оренбургской и Томской областей) будет зависеть от результатов мониторинга экономической эффективности введения НДД как для бюджета, так и для недропользователей.

Для бюджета целью будет рост фискальных поступлений в долгосрочной перспективе от прироста добычи за счет открытия и освоения новых месторождений нефти и вовлечения в разработку нерентабельных в действующей налоговой системе запасов на уже открытых месторождениях. Для недропользователей ключевым ориентиром станет повышение рентабельности зрелых месторождений и новых проектов за счет учета геологических и технологических особенностей их разработки.

Первые итоги внедрения НДД можно будет подводить только через несколько лет. ­Сегодня же нефтяники надеются, что НДД в пилотном режиме оправдает все возложенные на него цели и ожидания и получит возможность распространения на всю нефтяную отрасль. А также позволит за счет мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики (такие, как производство материалов и оборудования, сервисные услуги и пр.) обеспечить устойчивое функционирование экономики страны в целом в долгосрочной перспективе.

В России выросли налоги в нефтяной отрасли

«БИЗНЕС Online» опросил экспертов, как налоговые новшества скажутся на нефтяниках, в частности на «Татнефти».

Геннадий Шмаль — президент союза нефтегазопромышленников России:

— Сколько можно менять правила налогообложения? И так они совершенно бестолковые. Нефтяникам невозможно работать, нет такого квартала, чтобы законы не меняли. Так работать нельзя! Чтобы строить стратегию работы — «Татнефти» или какой-то другой компании, — надо, чтобы была стабильная налоговая политика.

Компании чувствуют нестабильность. Это просто вредительство! Вместо того чтобы стимулировать [добычу трудноизвлекаемых запасов], делают все наоборот. Ну хорошо, «Татнефть» перестанет добывать высоковязкую нефть, налоги платить не будет, но тогда и в целом пропадет прирост налогооблагаемой базы. Такие инициативы приведут к тому, что добыча на части месторождений окажется остановлена. У нас и так значительное количество скважин остановлено — в целом по стране это 10–12 процентов, а по некоторым компаниям гораздо больше, потому что это низкодебетные скважины и экспортировать нефть с них невыгодно.

Конечно, сейчас действует соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, но рано или поздно оно закончится, мировая экономика начнет расти с будущего года, и мы сможем вернуться к докризисным цифрам по добыче. Такие инициативы минфина не стимулируют наших нефтяников, а, наоборот, отбивают руки. А если говорить о малых нефтяных компаниях, это вообще удавка на их шее!


Рафинат Яруллин — гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»:

— Трудноизвлекаемых запасов не будет. Я считаю, что это решение абсолютно неправильное. Наоборот, надо развивать добычу сверхвязкой нефти, переработку, давать возможность, чтобы вся нефть перерабатывалась здесь, а не уходила за рубеж.


Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Из всех нефтяных компаний как раз в «Татнефти» наиболее бурно отреагировали на предложение снизить льготы по пошлинам на сверхвязкую нефть. Ее добыча как раз росла, и у «Татнефти» ее значительная доля. Фактически это ухудшает положение компании. Минфин рекомендует перейти на НДД. Возможно, за счет перевода месторождений на НДД организации удастся несколько снизить налоговую нагрузку, которая, конечно, со снятием пошлин и увеличением НДПИ вырастет.

У «Татнефти» есть одно большое преимущество, которым она долгое время пользовалась, — тем, что добываемую нефть она сливала по большей части в системы «Транснефти» и смешивала с легкой западносибирской нефтью. Получался сорт Urals, который продавался на экспорт по единой общей цене. Если бы данные сорта не смешивались, а продавались отдельно, у «Татнефти» появились бы, думаю, проблемы. Сейчас у компании такое преимущество сократится, но порядок ценообразования не изменяется. Результаты организации могут ухудшиться, но это не значит, что ей будет совсем уж плохо.

НДД в прежней форме был достаточно привлекателен для отложенных проектов. Это такой магистральный путь — переход от налогообложения объемов добычи к реальным финансовым результатам. Не совсем реальным, но это шаг в данном направлении. Критерии отбора и объем налогооблагаемой базы немного ухудшатся по сравнению с первоначальным проектом, но, в принципе, это достаточно перспективная вещь. Однако результаты — первый год поработали, и минфину не понравилось, и он сейчас меняет условия. Поработаем еще год и посмотрим, насколько это не понравится нефтяным компаниям. Во всяком случае в будущем, думаю, какие-то возможности для корректировки сохранятся.


Наталья Мильчакова заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»:

— «Татнефть» — один из крупнейших добытчиков сверхвязкой нефти в России, и ее доля в общей сумме льгот по НДПИ для сверхвязкой нефти составляет, по нашим оценкам, примерно 60–70 процентов. С начала прошлой недели обыкновенные акции компании на Московской бирже подешевели на ожидании этого негативного события более чем на 11 процентов, притом что индекс Мосбиржи даже на фоне угрозы антироссийских санкций и распространения новой волны пандемии коронавируса в Европе упал за аналогичный период всего на 1 процент.

Для «Татнефти» это негативная новость, ее чистая прибыль по МСФО может сократиться за год с учетом отмены льгот по НДПИ на 70 процентов как минимум. Мы не считаем, что компания остановит добычу сверхвязкой нефти на значимом для нее Ашальчинском месторождении, которое в 2019 году обеспечило почти 10 процентов ее совокупной добычи нефти. Однако у организации возрастут издержки, что в текущем году негативно скажется на ее чистой прибыли, но с учетом того, что в первом полугодии 2020 года компания просто показала существенное падение чистой прибыли по МСФО, а «Лукойл» и «Роснефть», которые тоже добывают сверхвязкую нефть, вообще вышли в убыток, можно сказать, что «Татнефть» в период текущего «коронакризиса» отделалась легким испугом.

Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

  • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
  • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
  • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц – в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

Налоговая база – это:

  1. Количество полезных ископаемых (далее – ПИ), которые подверглись добыче. Это относится к предприятиям, занимающимся природным газом, нефтью, газовым конденсатом, кроме добытых на новых морских месторождениях, углем, многокомпонентными рудами, которые получают на участках в Красноярском крае.
  2. Стоимость добытых ПИ. Если занимаются нефтью, природным газом, газовым конденсатом на новых морских месторождениях и другими полезными веществами.
    Стоимость зависит от цен на реализацию, цен без учета субсидий, расчетной цены продукции.

Что за налоговый маневр в нефтяной отрасли и зачем он нужен?

НК РФ налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343.

Формула НДПИ следующая:

налог = налоговая база * ставка налога

Расчет нужно проводить с соблюдением таких правил:

  1. Учитывать нужно каждое месторождение и все виды добытых ПИ по отдельности.
  2. Методы расчета должны быть закреплены в учетной политике плательщика за год. Заменить метод можно только в конце года.
  3. Расчет НДПИ осуществляется с учетом сырья, прошедшего полный технологический цикл.
  4. Для некоторых элементов применяют повышающие и понижающие коэффициенты.

Как рассчитать НДПИ, чтоб не ошибиться с оплатой налога? Все изменения в правилах расчета отображаются на официальном сайте налогой.

Пример:

Расчет НДПИ на песок должен проводиться с учетом:

  1. Актуальности ставки для песка. Его позиционируют, как неметаллическое сырье.
  2. Критериев расчета базы, определенных в статье 340 НК РФ.

Для получения нужной суммы, первый показатель умножают на второй.

Также ключевыми показателями в расчете НДПИ НК РФ являются количество добытого и проданного товара, расходы на доставку и размеры НДС. Немаловажно и то, участвует ли организаций, разрабатывающая и реализующая данные ресурсы в региональном инвестпроекте и получает ли субсидии от государства.

Сумму налога исчисляют, как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы. Данные для расчета НДПИ собирают по итогу каждого налогового периода по каждому ископаемому. Оплату нужно проводить по месту нахождения каждого участка.

При этом сумму должны рассчитывать исходя из доли полезного ископаемого, добытого на определенном участке в совокупном количестве добытого вещества определенного вида.

Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.

Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.

В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2019 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.

Размер налога может быть рассчитан одним из следующих способов:

  1. Первый способ может быть использован для расчета НДПИ при добыче большинства полезных ископаемых. Рассчитывается как общая сумма извлеченного из недр сырья, а действующие ставки берутся из соответствующей статьи НК РФ.
  2. Второй способ исчисления применяется при добыче газа. В этом случае учитывается общий объем добытого сырья и специфические ставки, определяемые НК РФ.
  3. Третий способ применяется при расчете НДПИ на драгоценные металлы. Налоговая база зависит от стоимости реализации готового сырья или самородков, которые были добыты на месте.
  4. Четвертый метод создан для расчета НДПИ при добыче нефти. База определяется в тоннах, а ставку корректируют установленные НК РФ коэффициенты.

Формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, выглядит так:

НДПИ = НБ * НС, где НБ означает налоговую базу, рассчитанную за отчетный период, а НС – ставку процента, установленную НК РФ.

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01. 2019 №53613 в 2019 году также изменились размеры коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля:

  • коэффициент, используемый при добыче антрацита — 0,970.
  • при добыче коксующегося угля – 1,047.
  • при добыче бурого угля – 1,004.
  • на все прочие типы угля – 1,026.

Госдума приняла закон о корректировке НДД и отмене некоторых льгот по НДПИ

Это итоговое решение эксперты предсказывали ещё до начала заседания, называя его «гибридным» или «компромиссным». С 1 января 2021-го года квота добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ увеличивается на 500 тысяч баррелей в сутки. А в дальнейшем каждый месяц необходимо будет проводить новую встречу и снова согласовывать лимит. Но не более, чем на те же полмиллиона баррелей в сутки.

Кажется, «и нефтяные волки сыты, и ценовые овцы целы». Саудовская Аравия призывала заморозить квоты до апреля, а вот ОАЭ и вовсе угрожали сделку развалить, если квоты резко не возрастут.

«Главное достижение этого соглашения — то, что оно существует, и то, что страны ОПЕК+ его подтвердили, само соглашение — это принципиально важно. И вот соглашение от 9 апреля продлевается — и что важно; впервые с апреля участвовали США«, — отмечает заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Леонид Григорьев.

Для России это решение можно назвать самым приемлемым вариантом. До заседания наши нефтяники как раз и настаивали на постепенном увеличении квот. Ведь после того, как в мае была заключена сделка ОПЕК+, нашим компаниям пришлось резко сократить добычу. А значит, уменьшились их доходы, с которых они платят в госбюджет налоги.

«Рынок находится в более-менее стабильном состоянии, которое позволяет нам постепенно принимать решения по ослаблению уровней сокращения — не в ущерб, естественно, балансировки рынка. Поэтому и было принято решение о таком дискретном подходе и ежемесячном мониторинге, которое позволяет нам оперативно реагировать на ту или иную ситуацию», — объяснил вице-премьер РФ Александр Новак.

Новак представил своим коллегам своего сменщика на посту министра энергетики — Николая Шульгинова. По словам очевидцев, Россия председательствовала на этом саммите в одиночку, без Саудовской Аравии. В целом само соглашение представители России назвали «спасением для мировой экономики», а решение по итогам – взвешенным и обдуманным.

«Очевидно совершенно, что это не приведёт к дальнейшему росту цен, но пока цены находятся на уровне, который устраивает основных участников сделки. И они считают, что лучше на цене в диапазоне 40-50 долларов всё-таки на объёме немножко заработать», — считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Весной стоимость бочки нефти «ушла в минус», то есть покупатели доплачивали продавцам, лишь бы те не отправляли им танкеры с «чёрным золотом». Сделка ОПЕК+ резко сократила объемы добычи и выправила ситуацию, цены на нефть и курс валют по всему миру перестали скакать, как бешеные. Но вот теперь, по графику соглашения, объемы добычи будет подниматься, но не так сильно – всего полмиллиона баррелей в сутки вместо двух. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что участникам пришлось корректировать прогнозы по росту спроса.

Учитывая глобальное влияние нефтяных цен на мировую экономику, можно говорить об отсутствии перспектив больших потрясений на международных финансовых и валютных рынках, в том числе девальвации российского рубля. Как говорилось в советской киноклассике: «если доктор сыт, то и больному легче».

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую — обычно не очень большую — сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» — оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» — экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании — налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты — размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин — за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки — если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута — примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен — что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Завершение налогового маневра будет иметь определенные последствия как для нефтегазового сектора, так и для конечных потребителей.

Компании, занимающиеся добычей нефти и продающие ее на экспорт и на внутреннем рынке, разницы от перекладывания налоговой нагрузки с экспортной пошлины на НДПИ практически не ощутят.

Для нефтеперерабатывающих заводов цена на закупаемое сырье существенно вырастет. Это главный недостаток налогового маневра. Теперь цена на сырую нефть для российских НПЗ будет такой же, как и экспортная, за минусом стоимости доставки, т. к. она будет компенсироваться государством. Чтобы избежать повышения цен для конечного потребителя, правительство будет компенсировать стоимость акциза путем налогового вычета.

Сдерживающим фактором для НПЗ становится установленная в законе средняя цена на продукты нефтепереработки и то, что демпфирующий коэффициент, позволяющий получить отрицательный акциз, применяется лишь в том случае, если эта цена отличается от реальной не более чем на 10%.

В результате налогового маневра стоимость бензина и дизельного топлива, безусловно, увеличится. Неправильно предполагать, что отрицательный акциз полностью компенсирует увеличение цен для НПЗ. Несмотря на то, что Правительство будет субсидировать дополнительные затраты НПЗ, оно компенсирует не все и не всем. Несколько смягчит эффект увеличения цен то, что все это будет растянуто во времени.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *