Как учитывать пожертвования в 2024 году в бюджетном учете
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать пожертвования в 2024 году в бюджетном учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
У вас своя некоммерческая организация, вы задумываетесь об оптимизации и повышении эффективности бухучета? Тогда вам надо обратиться в компанию, специализирующуюся на ведении аутсорсинга бухгалтерии. Специалисты , с большим стажем работы, осуществляют комплексный бухгалтерский учет в благотворительной организации.
КБК и счета учета пожертвований, грантов в форме субсидий, от РФФИ, РНФ, частных лиц
Одним из источников дополнительных денежных средств, получаемых учреждениями, являются безвозмездные поступления – гранты и пожертвования. И те, и другие могут быть предоставлены учреждению юридическими и физическими лицами, и именно от статуса грантодателя или жертвователя зависит выбор правильной подстатьи КОСГУ для учета таких поступлений:
Вид поступлений
Код вида дохода
КОСГУ
Счет учета расчетов
Комментарий
Организационно-правовая форма РФФИ – федеральное бюджетное учреждение, т. е. он является организацией сектора госуправления.
Фонд создан РФ, но имеет организационно-правовую форму унитарной некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса).
Поэтому РНФ не может быть отнесен к госсектору, ведь к госсектору относятся только:
Гранты в форме субсидии от сектора государственного управления
По КФО 4, 5, 6 и, соответственно, по кодам видов доходов 130, 180 учитываются расчеты по субсидиям, предоставленным на основании соглашений с органом-учредителем (субсидии, предоставляемые в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса).
Но грант в форме судсидии не является субсидией, т. к. предоставляется по итогам конкурса (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетная субсидия в данном случае – лишь способ доведения средств учреждению. Поэтому код видов доходов 180 здесь не применяется.
НО! Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели. В таком случае поступление будет учитываться по КВР 180 и КФО 5.
Гранты и пожертвования от юридических лиц (НЕ относящихся к госсектору и сектору госуправления)
Как определить тип организации –грантодателя или жертвователя для применения КОСГУ к счету 205 – смотрите здесь.
Гранты и пожертвования от физических лиц
Как правило, договор о предоставлении гранта содержит условия его предоставления, направления расходования и предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта.
Жертвователь также вправе обусловить использования пожертвования по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), а при невыполнении этого условия – требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п. 5 ст. 582 ГК РФ).
Наличие в договоре условия о целевом направлении расходования средств гранта или пожертвования означает, что оценить целевой характер расходования этих средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть. Только когда грантодатель/жертвователь примет отчет, можно будет признать грант/ пожертвование в доходах текущего периода.
Поэтому п. 40 СГС «Доходы» прямо предусматривает, что поступление грантов, а также пожертвований, обусловленных жертвователем использованием переданного имущества или денежных средств по определенному назначению, должны учитываться как доходы будущих периодов с отражением на счете 401 40.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?
Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.
В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».
Для учета пожертвований применяйте КФО 2.
На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:
- Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
- Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.
- без условий:
Проводка | Что означает |
---|---|
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Х | в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора |
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Х | в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора |
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х | пожертвования поступили на счет учреждения |
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х | пожертвования поступили в кассу учреждения |
Денежные пожертвования: изменения в учете в 2019 году
- работы, услуги в рамках оперативно-разыскных мероприятий;
- расходы, чтобы обеспечить безопасность государства от внешних угроз;
- работы, услуги на отдельные мероприятия в сфере национальной обороны и безопасности, исследований и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития ОПК и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химоружия и объектов по его уничтожению.
- компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
- выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении.
Новый порядок применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) станет обязательным для учреждений государственного сектора уже с 1 января 2021 года. Согласно данному Порядку, единые правила использования кодов КОСГУ будут действовать в отношении составления финансовой, бюджетной и другой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета. Из данной статьи вы узнаете про КОСГУ с 2021 года последние новости.
- Выплаты сотрудникам. Эта статья подведена к международным стандартам СГФ-2021, в соответствии с которыми:
- заработной платой считаются регулярные выплаты, выплаты за переработки, ночные, премии, отпускные;
- заработной платой не считаются выплаты расходов за командировки, возмещение расходов на приобретение инструментов, спецодежды, пособия по нетрудоспособности и при увольнении;
- оплата первых трех дней по больничному листу будет производиться по подстатье 266.
- Оплата услуг. Здесь произошли довольно масштабные изменения:
- из подстатьи 222 убрали расходы на проезд на отдых (теперь 214), но внесли расходы на обслуживание личных автомобилей, участвующих в процессе производства;
- по подстатье 223 больше нельзя проводить закупку бутилированной воды (теперь 349);
- из подстатьи 226 убрали расходы на лицензионные права (теперь 352 и 353), на приобретение бланков отчетности (теперь 349), добавили расходы на командировки, медицинский осмотр, встречи делегаций;
- появились новые подстатьи: 227 — уплата страховых взносов, 228 — оплата проектных, сметных услуг, экспертиз;
- расходы по аренде будут отражаться по подстатье 229.
- Безвозмездные расходы.
- Социальные перечисления гражданам.
- Прочие расходы. Статья 290 разделена подстатьями:
- налоги, пошлины и сборы 291;
- штрафы 292-295;
- выплаты физическим и юридическим лицам 296-299.
- Доходы от аренды 121-123 (операционная и финансовая аренды разделены в соответствии с федеральным стандартом «Аренда»).
- Доходы от деятельности по оказанию платных услуг 131-137. Компенсация расходов по обслуживанию арендованных помещений (в том числе за коммунальные платежи) 135, при нескольких собственниках недвижимости 134.
- Безвозмездные поступления:
- денежные;
- неденежные (доходы от перевода нефинансовых активов на баланс, безвозмездных поступлений, обнаружения излишек, прихода после процедуры разукомплектации, увеличения кадастровой стоимости);
- текущего характера;
- капитального характера (основные средства, нематериальные активы, сюда входит и строительство, а также приобретение недвижимого имущества, оборудования, транспорта).
С 2021 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2021 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2021).
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.
Обоснование вывода:
В настоящее время порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) регулируется разделом V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н (далее — Указания N 65н). С 01.01.2021 порядок применения КОСГУ выделен в отдельный нормативный акт — Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2021 N 209н (далее — Порядок N 209н).
В соответствии с положениями пп. 10.2.6 и 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н расходы, связанные с оплатой демонтажных работ (в частности, снос строений), фигурируют как в описании подстатьи 226 «Прочие работы услуги» КОСГУ, так и в описании кода 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
В 2021 году соответствующие расходы прямо поименованы в описании только одной подстатьи КОСГУ — 226. В целях перехода на применение Порядка N 209н Минфином России доведена Сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, действующих в 2021 и 2021 годах (Информация Минфина России от 02.07.2021). Данная таблица также указывает, что в 2021 году расходы, связанные с оплатой демонтажных работ (в частности, снос строений), могут быть отнесены на КОСГУ 226 либо 228.
В то же время из описания кода 228 КОСГУ следует, что по данному элементу отражаются расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений.
Под капитальными вложениями, как правило, понимаются расходы, приводящие к увеличению стоимости недвижимости и списываемые в дебет счета 106 01 «Вложения в основные средства». То есть это расходы по строительству, реконструкции, достройке и капремонту с целью реконструкции. В рассматриваемой ситуации расходы производятся не в таких целях.
Информацией Минфина России от 26.06.2021 доведена Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 01.01.2021. Согласно данной сопоставительной таблице код 228 КОСГУ может быть увязан с кодами видов расходов: 407, 414, 242, 243. Это является еще одним подтверждением неприменимости кода КОСГУ 228 в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, затраты по сносу и демонтажу зданий и сооружений, осуществляемых не в целях осуществления капитальных вложений, в 2021 году следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Как в бухучете отразить благотворительную помощь
Благотворительность, безвозмездная помощь нуждающимся, прочно вошли в хозяйственную жизнь многих коммерческих фирм, организаций — субъектов рынка. Эту сферу регулирует ФЗ-135 от 11/08/95 г. «О благотворительной деятельности». Вместе с тем, подобные операции совершаются далеко не каждый день, и у бухгалтеров часто возникают вопросы, как правильно отразить их учете. Чаще всего оказывается денежная помощь, но бывают случаи, когда имущественные объекты выступают как безвозмездная помощь. Если безвозмездный взнос нуждающимся делает сотрудник, либо помощь оказывается ему самому, возникает вопрос об НДФЛ. Вопрос об учете благотворительной помощи имеет множественные нюансы в учете, которые мы и рассмотрим.
Согласно ПБУ 10/99 (п. 12) благотворительные взносы учитываются на счете 91 как прочие расходы. В БУ «входной» НДС по благотворительности учитывается, а в НУ – нет, что приводит к возникновению налоговых разниц и ПНО. Обязательства исчисляются умножением налоговой разницы на ставку налога на прибыль (ПБУ 18/02).
Учет Пожертвований В Бюджетном Учреждений В 2022 Году
1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений. 1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения.
- 401 29 200 – произведенные расходы прошлых отчетных период.
- 401 20 200 – произведенные расходы;
- 401 19 100 – полученные доходы прошлых отчетных периодов;
- 401 10 100 – полученные доходы;
- 401 18 100 – полученные доходы предыдущего отчетного периода;
- 401 28 200 – произведенные расходы предыдущего отчетного периода;
активы и др.3-й раздел, обязательства, включает в себя и все платежи, включая расчеты между контрагентами.В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов.Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете.
Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой. В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.
Бухгалтер госсектора в 2022 году: учет и налогообложение в бюджетных, автономных и казенных учреждениях с учетом последних изменений
- Существенные вопросы и понятия государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Актуальный порядок взаимодействия с системой.
- Порядок подключения к системе «Электронный бюджет»: федеральный уровень, региональный и муниципальный уровни. Алгоритм и документарное сопровождение подключения пользователей к системе «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет».
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет».
- Формирование и ведение общероссийских базовых и федеральных перечней. Подсистема «Управление закупками». Подсистема «Учет и отчетность».
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Проверка и передача отчетности в системе «Электронный бюджет». Решения проблем по отчетности в системе «Электронный бюджет».
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
- Методы и практика планирования в 2022 г. Нюансы формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Правила отражения в плане финансово-хозяйственной деятельности негарантированных поступлений.
- Требования к форме и порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного учреждения) в 2022 году.
- Порядок подготовки расчетных обоснований при планировании. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований.
- Планирование доходов учреждения. Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Планирование расходов учреждения по КВР и особенности применения КОСГУ при планировании расходов.
- Порядок внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности и в расчетные обоснования. Ограничения возможностей по внесению изменений в расчетные обоснования к плану финансово-хозяйственной деятельности.
- Новый порядок планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения.
- Контроль качества планирования и обоснования расходов.
- Механизмы контроля строительных рисков.
- Постатейный контроль превышения лимитов капитальных расходов «по оплате».
- Формы контроля на основании утвержденной проектно-сметной документации. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденной проектно-сметной документации.
- Формы контроля на основании утвержденного бюджета проекта. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденного бюджета проекта.
- Порядок применения правил учета нефинансовых активов с учетом иерархии нормативных актов. Корректные правила учета в случае конфликта ФСБУ и действующих Инструкций. Общее нормативное поле и взаимодействие действующих нормативных актов в части учета нефинансовых активов. Обзор изменений Инструкций и методических рекомендаций по бюджетному учету в части правил учета нефинансовых активов.
- Изменения кодов бюджетной классификации для нефинансовых активов в 2022 г. Методические и практические рекомендации. Требования и особенности применения кодов КОСГУ.
- Обзор существенных аспектов и правил учета, ведения регистров бухгалтерского учета и формирования отчетности по нефинансовым активам в 2022 г. Нюансы влияния нормативных актов и отдельных ФСБУ на учет нефинансовых активов.
- Обзор актуальных требований к учету арендных отношений и безвозмездного пользования имуществом. Виды и особенности арендных отношений. Особенности отражения в учете договоров аренды с учетом ФСБУ «Аренда».
- Правила учета нефинансовых активов, требующие отражения в учетной политике учреждения в 2022 году. Методические и практические рекомендации. Возможности упрощения учета хозяйственных операций посредством корректировки учетной политики учреждения. Риски применения обновленных правил учетной политики с учетом требований ФСБУ «Учетная политика». Нюансы отражения событий после отчетной даты.
- Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
- внедрение механизмов взаимного признания (непризнания) органами внешнего и органами внутреннего госфинконтроля результатов контроля.
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля, при котором проверки сократят за счет внедрения риск-ориентированного подхода к их планированию.
- переориентация внутреннего госфинконтроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля.
- автоматизация процедур внутреннего финансового контроля, «контроля вещей.
- переход к полноценному внутреннему аудиту, внедрение единых требований и системы обучения внутренних аудиторов.
- Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
- функции и полномочия органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, контрольно-счетных, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. Взаимодействие с правоохранительными органами;
- внешний государственный финансовый контроль. Общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ. Функции Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе». Функции Счетной палаты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
- внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль администратора бюджетных средств. Порядок и требования контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Функциональная независимость и цели внутреннего финансового аудита: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств;
- внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Обязательный характер внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Отсутствие ограничений на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля;
- внутренний аудит как способ подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.
- Обзор изменений нормативных актов Российской Федерации 2022 года напрямую влияющих на ФХД учреждения и вступление с 01.01.2022 отдельных Положений и Требований законодательства.
- Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, вносимые Федеральным законом от 26 июля 2022 г. № 199-ФЗ. Уточнение терминологии и правил внутреннего контроля.
- Стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и финансового аудита. Обзор требований стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, вступивших в силу с 01.07.2022. Регламенты и процессы внутреннего финансового контроля и внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
- Стандарты внутреннего финансового аудита, вступившие в силу с 01.01.2022 года. Порядок проведения внутреннего финансового аудита в отношении учреждений государственного сектора: предмет и метод внутреннего финансового аудита в учреждении, порядок составления плана внутреннего финансового аудита, порядок проведения аудиторской проверки.
Пожертвования учреждению спорта
У казенных учреждений источником обеспечения всех расходов являются средства соответствующих бюджетов, поэтому операции по поступлению денежных пожертвований отражаются по КВФО 1 «Бюджетная деятельность». Как правило, пожертвования денежных средств в пользу таких учреждений перечисляются в бюджет жертвователями. Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами (расходовать их). Вместе с тем стоит отметить, что суммы пожертвований, зачисленные в бюджет, впоследствии могут быть доведены казенным учреждениям в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02‑03‑09/2022).
Кроме того, целесообразно оформлять письменный договор и в том случае, когда жертвователь установил условие об использовании пожертвованного имущества по определенному назначению. Наиболее простым способом зафиксировать такое назначение является его указание в договоре, подписанном обеими сторонами.
При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь вправе установить условие об использовании такого имущества по определенному назначению. В этом случае организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Стоит отметить, что если использование имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением невозможно (к примеру, вследствие изменившихся обстоятельств), то оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти, ликвидации жертвователя – по решению суда (п. 3, 4 ст. 582 ГК РФ).
В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль».
При применении перечисленных статей необходимо также учитывать категории жертвователей: организации госсектора, прочие организации, физические лица, нерезиденты и т. д. Для них предусмотрены разные подстатьи. К примеру, при поступлении от физических лиц (резидентов РФ) денежных пожертвований на приобретение основных средств используется подстатья 165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)», при поступлении имущества в виде оборудования – подстатья 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц» КОСГУ. При аналогичных поступлениях от коммерческих организаций используются подстатьи 165 и 196 («Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)») КОСГУ соответственно.
Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2022 № ВК-2227/08).
Вопрос: у нас ГБУК СО. Физическое лицо, гражданин другой страны выразил желание профинансировать премию нашего литературного журнала с условием, что она будет названа в честь определенного поэта, в память о нем. Как оформить эту премию: как пожертвование, спонсирование или еще что-то? Какой КОСГУ выбрать? Какой вид финансового обеспечения это будет?
Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?
Ответ: согласно Порядку № 209н безвозмездные поступления текущего характера относят на подстатью 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ, в том числе гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц.
Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.
Действующее законодательство не дает четких указаний по организации раздельного учета. Бухгалтерии бюджетного учреждения предстоит руководствоваться ПБУ, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения учета, самостоятельно решать, какие использовать регистры.
Согласно действующему законодательству, основанием для признания доходов является достижение цели, на которую произведено пожертвование. Обязательным является документальное подтверждение этого факта. Есть первичка? Оформляйте бухгалтерскую справку для отражения текущих доходов.
У бюджетных учреждений может быть несколько источников дохода. Основным является целевое финансирование. Дополнительными – коммерческая деятельность в рамках ограничений, установленных действующим законодательством, и пожертвования. Принимаются они без чьего-либо разрешения или согласия (ГК РФ ст. 582).
К числу пожертвований относятся денежные средства и имущество, переданное учреждению на безвозмездной основе для использования в общественно полезных целях. Жертвовать могут юридические, физические лица. А принимать пожертвования – любые бюджетные учреждения медицинского, образовательного, социального, научного профиля.
Нередко как пожертвование учитывается то, что им не является. Также довольно часто встречаются ошибки определения финансового обеспечения и нарушение законодательства о благотворительности. Последнее особенно актуально для учреждений, в которых есть регулярные взносы. Если сумма этих взносов фиксированная и утверждена локальными НПА, это, согласно письму Минобрнауки №ВК-2227/08 от 09.09.2022, нарушает нормы ФЗ №135 от 11.08.1995.
Пожертвования учреждению спорта
При принятии к учету пожертвованных объектов нефинансовых активов, стоимость которых не указана в договор пожертвования учреждениям, определяется их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью названного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Порядок определения такой стоимости установлен п. 25 Инструкции № 157н.
статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» – согласно п. 7 Порядка № 209н на данную статью относятся денежные пожертвования, которые направляются на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению
Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.
Деньги жертвователь может отдать:
- денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
- путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.
Пожертвование в бюджетном учреждении и налоги
При поступлении в учреждение объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, определять дату окончания срока полезного использования нужно в указанном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации данного объекта. То есть максимальный срок, предусмотренный для соответствующей амортизационной группы, следует уменьшить на количество лет (месяцев), в течение которых этот объект уже эксплуатировался предыдущими владельцами (п. 44 Инструкции № 157н).
Порядок безвозмездной передачи и оформления вещи в собственность другой стороне (одаряемому) представлен в гл. 32«Дарение»ГК РФ. Такая передача может быть оформлена договором дарения или пожертвования.
Учет Пожертвований В Бюджетном Учреждений В 2022 Году
В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями й получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Пример. Учреждение образования в качестве пожертвования передает учреждению здравоохранения здание. Восстановительная стоимость здания по данным учета учреждения образования — 420 000 руб. На момент передачи здания сумма начисленной амортизации составила 220 500 руб. В соответствии с заключением организации — оценщика рыночная стоимость здания составляет 500 000 руб. Услуги по оценке здания составили 10 000 руб. Оба учреждения финансируются из федерального бюджета.
КБК и КОСГУ на 2021 год: что учесть при планировании расходов
Договор пожертвования, заключенный с учреждением, может содержать условие использования имущества (денежных средств) по определенному назначению. Если условия использования пожертвованного имущества в договоре не прописаны, то такое имущество используйте в соответствии с его назначением. Такие правила следуют из пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса РФ.
В учете поступление пожертвований в денежной форме отразите по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2021 г. № 65н). При этом в учете сделайте проводки:
Кроме того, важно отметить, что наличие письменного договора при принятии пожертвования (даже в тех случаях, когда его оформление необязательно) поможет правильно квалифицировать такие поступления в целях налогового учета и избежать претензий со стороны налоговых органов.
статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» – согласно п. 7 Порядка № 209н на данную статью относятся денежные пожертвования, которые направляются на приобретение (создание) основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
Между Картошкиным с одной стороны (жертвователь) и областной больницей в лице главного врача — Власова Ивана Игоревича с другой стороны (блогополучатель) был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благотворитель пожертвовал 100 тысяч рублей на закупку лекарственных средств в онкологическое отделение.
- предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. В тексте соглашения необходимо его описать, указать все характеризующие данные, иначе сделка будет ничтожной);
- цель использования и назначения пожертвованного имущества;
- способ передачи (лично или через третьих лиц);
- сроки предоставления отчета об использовании (периодичность);
- права, обязанности, ответственность благотворителя и одаряемого;
- порядок урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.
Закон разрешает привлекать пожертвования для их целевого использования. Однако не следует путать дарение и пожертвование. Если дарение – это безвозмездная передача в дар какому-либо лицу или учреждению, то пожертвование делается для общеполезных целей. Если благодеяние принимается по договору, в котором указано, на какие цели оно выдается, то истратить его можно только на указанные цели. Чтобы принять пожертвование, спрашивать у кого-либо разрешения не нужно.
Добровольные пожертвования: как учесть?
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.
Минфин уточнил отдельные положения Приказа № 209н с целью совершенствования нормативно-правового регулирования порядка применения КОСГУ в соответствии с положениями ст. 18, 19, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса РФ.
Сразу скажем, что Минфин внёс изменения и в доходные, и расходные коды КОСГУ. И вообще предусмотрено довольно много уточняющих правок. Некоторые из них надо применять уже с 21 ноября 2020 года.
Также уточнены требования к утвержденной структуре кодов КОСГУ. По-новому изложены положения, касающиеся перечня «доходных» статей КОСГУ, детализированы отдельные статьи и порядок отнесения на подстатьи некоторых доходов.
В новой редакции Приказа № 209н Минфин учёл свои требования, разъяснения и комментарии по применению кодов КОСГУ, которые давал ранее.
Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.
Имущество (в т. ч. денежные средства), полученное некоммерческой организацией в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).