Стажер ГИБДД права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажер ГИБДД права и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня, 12 февраля, Верховный суд рассматривал заявление юриста из Перми Константина Рудакова, который оспаривал право инспекторов останавливать машины вне стационарных постов для проверки документов п. Как указывал заявитель, это необоснованно ограничивает права водителей, противоречит ч. Кроме того, он указал, что норма, по сути, разрешает скрытно наблюдать за участниками дорожного движения, поскольку машина ДПС может располагаться вне зоны видимости, в тени или деревьях. С этим были не согласны представители МВД, которые поделились своими возражениями на заседании ВС сам Рудаков не смог приехать и попросил рассмотреть дело в его отсутствие. Никакие права водителей, тем более конституционные, не нарушаются, заверил Сергей Кайперт. По его мнению, регламент не противоречит правилам дорожного движения.

Может ли стажер ГИБДД останавливать автомобиль и проверять документы

Каждый год в ряды стражей порядка прибывают новые сотрудники. Каждый пытается отдать долг Родине, вот только не каждый с самого начала имеет на это право. На дороге очень часто можно встретить сотрудников ГИБДД, которые проверяют документы или транспортное средство. Однако, иногда рядом с ними находятся стажеры, которые только учатся проходить службу.

Рассмотрим одну интересную ситуацию, которая может произойти на дороге с каждым водителем. Представим, что едет человек и видит впереди сотрудника ГИБДД, ну точнее, человека в форме ГИБДД. Это может быть как действующий инспектор, так и стажер. Обязан ли автомобилист показывать документы последнему и вообще останавливаться по его требованию?

Многие сегодня не смогут отличить на дороге стажера. Поэтому специалисты выводят ряд признаков. Если вдруг из-за угла вам помахали жезлом, нужно внимательно осмотреть человека. У стажера никогда не бывает нагрудного знака, хотя его порой можно не увидеть и у действующего сотрудника. Еще один признак заключается в том, что он не имеет формы сотрудника. Как правило, им выдают обычные жилеты со светоотражателями. Ну и самый главный фактор — у стажера отсутствует кобура с оружием, так как последнее им не полагается. Но что делать, если на улице сплошная темнота и нельзя сразу рассмотреть все эти признаки. Если вдруг вас остановили, первым делом нужно попросить показать документ. После просмотра удостоверения можно смело сказать, кто перед вами — стажер или сотрудник ГИБДД.

Подобными вопросами задаются, если не все, то многие водители на дороге. Имеет ли право стажер ГИБДД проверять документы и вообще останавливать транспортное средство. Ответ однозначный — не имеет. Кроме того, он не может даже потребовать, чтобы автомобилист остановился, так как это может делать только сотрудник полиции, каковым он пока не является. Но здесь есть один очень важный нюанс. Как правило, стажер на дороге не появляется один. Его должен сопровождать действующий сотрудник ГИБДД. В присутствии должностного лица, на котором надета форма и все опознавательные знаки, стажер имеет право остановить транспортное средство и проверить документы.

Не остановился и проехал дальше. Представим ситуацию — передвигается автомобилист, видит, что впереди ему машут жезлом. После долгого рассмотрения понимает, что это обычный стажер, решает не останавливаться, а продолжать движение. Будет ли за это какое-либо наказание? Если автомобилист проигнорирует требование стажера, который работал вместе с сотрудником ГИБДД, то за ним устроят погоню. В этом случае можно получить штраф согласно статье 19.3 КоАП РФ. Сотрудник ГИБДД просто скажет, что это он, а не стажер, потребовал остановиться, а без записи регистратора обратного не докажешь.

Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет?

Нет.

С одной стороны, Федеральный закон «О полиции» говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.

С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение лиц такого статуса к службе осуществляется в порядке, определённым законодательством. И в 2021 году есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц такого положения, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:

  • Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
  • Приказ МВД №942 прямо указывает, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.

Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!

Какие ещё права и обязанности?

Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:

  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.

Какие ещё права и обязанности?

Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:

  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.

Основные положения стажеров ГИБДД

Стажеры ГИБДД имеют право на:

Права Описание
Обучение Стажеры проходят профессиональное обучение, включающее теоретическую и практическую подготовку, с целью усвоения навыков и знаний, необходимых для работы в ГИБДД.
Практику Стажеры проводят непосредственную работу на контрольно-пропускных пунктах и других объектах ГИБДД, выполнение поручений наставников и проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Оценку По итогам стажировки стажеры получают оценку своей работы и возможность получить рекомендацию для дальнейшего трудоустройства в ГИБДД или другие органы правопорядка.

Стажеры ГИБДД: права и обязанности

Милиционер-стажер, выходя на пост, не имеет права одевать служебную форму сотрудника полиции (ДПС), и тем более не имеет служебного жетона. Таким образом, человек в гражданской одежде, даже имея при себе специальную экипировку, регулировщиком не является и, соответственно, отвечая на вопрос, имеет ли права стажер ДПС останавливать ТС, можно с уверенностью ответить — нет, не имеет.

Совершенно таким же образом можно ответить и вопросы, типа «имеет ли право ППС останавливать машину» или «имеет ли право участковый останавливать транспортное средство». Не имеют они такого права, так как не наделены функцией регулировки дорожного движения.

Полезно узнать, какие имеет полномочия участковый полицейский, а также какое наказание предусмотрено за управление автомобилем без прав?

20 октября 2017 года вступил в силу обновленный Административный регламент МВД. Был введен в действие Приказом №644 от 23.08.2017 года.

Административный регламент — внутренний приказ МВД, инструкция для инспекторов, который водители не обязаны учить наизусть, но с которым не помешает ознакомиться. Регламент находится в свободном доступе.

Узнаем, могут ли сотрудники ГИБДД проверять документы вне стационарного поста, на каком основании инспектор может останавливать автомобиль.

Решение № 12-24/2016 от 3 марта 2016 г. по делу № 12-24/2016

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Адвокат, член Палаты Адвокатов Самарской Области. Высшее юридическое образование (Тольяттинский Государственный Университет).

Согласно п. 10 Приложения к Приказу МВД РФ от 15.08.2011№ 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию», при привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

  • поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;
  • привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;
  • знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» в соответствии с п. 4 ст.

28.3 КоАП РФ, а также пунктом 8 статьи 13 ФЗ РФ «О полиции», утверждает перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях , предусмотренных КоАП.

В указанном перечне лица, являющиеся по должности стажерами, отсутствуют , следовательно, не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Первое, что проверяет инспектор ДПС — аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Они нужны, чтобы правильно эксплуатировать транспортное средство.

Стоит отметить, что отсутствие данных атрибутов — не всегда нарушение. Вероятно, водитель мог помочь другому водителю потушить автомобиль, а теперь едет, чтобы приобрести новый.

Тем не менее, инспектор составит протокол, в которой нужно вложить записку, объясняющую отсутствие вышеупомянутых предметов.

  • в автомобиле находятся лица, причастные к совершению преступлений или ДТП;
  • машина разыскивается;
  • необходимость провести опрос находящихся в машине как свидетелей преступления или ДТП;
  • потребность в понятых, которыми могут стать пассажиры автомобиля;
  • потребность использовать автомобиль сотрудниками правоохранительных органов;
  • проверка документов;
  • проведение мероприятий, цель которых — устанавливать личность водителей и проверять грузы;
  • водитель нарушает ПДД.

да, можно, но только не в том случае, когда СТАЖЕР, который вышел первый ну или второй раз на дорогу, уже начинает заниматься дешевым, лоховским разводом, Вам не кажется, что самое подходящее выражение для него — это то, которое я ему и сказал.

Кстати, Вы не обратили внимания на фразу о том, что концовка проходила “…под пристальным взглядом инспектора…” который к тому времени освободился и наблюдал за нами. Никакой реакции инспектора не было и это может говорить только о том, что я был прав.

Видео 3: стажёр гибдд остановил транспортное средство — разбор ситуации нашим юристом

Приказ МВД России от 05.05.2022 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном у задержанию»в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КРФоАП, а также пунктом 8 статьи 13 ФЗ РФ «О полиции», утверждает перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КРФоАП.

На основании изложенного наша позиция сводится к тому, что стажер с 1 сентября 2022г. не наделен полномочиями останавливать ТС, требовать документы и исполнять и исполнять иные административные процедуры, включенные в государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС

  • без промедления подойти к автомобилисту;
  • поздороваться, представиться, назвать ФИО, должность, звание;
  • при обращении к автомобилисту приложить правую руку к головному убору;
  • объяснить причину остановки;
  • предоставить служебное удостоверение после требования водителя (не следует забывать об этом праве и даже фиксировать себе данные сотрудника полиции);
  • изложить требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или изложить права и обязанностей водителя, если необходимо его привлечение в качестве понятного;
  • остановка производится на короткий срок;
  • если водитель совершил административное нарушение, инспектор разъясняет суть такового.
  • были выявлены признаки нарушения требований нормативов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • проводятся специальные мероприятия по предупреждению аварий;
  • проводится осмотр автомобиля и груза, также допускаются другие случаи, если это необходимо для выполнения обязанностей полиции.

Что делать, если инспектор требует остановиться в запрещенном месте

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.

Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.

Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.

Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.

Каждого водителя хотя бы один раз за весь его опыт вождения останавливал инспектор ГИБДД. Происходит это, как правило, для проверки документов или в рамках поисковой операции. Неподчинение сигналам должностного лица влечет за собой наказание, поэтому не каждый решится его игнорировать. Сигнал подается жестом или при помощи громкоговорителя, с указанием места для парковки.

Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.

Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно. На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда. Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.

Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.

Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:

  • С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
  • С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
  • Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
  • С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
  • С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).

Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС небольшой, но не все хотят его платить, если он был выписан незаконно. Если есть уверенность в своей правоте, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Порядок действий:

  1. В первую очередь обратиться к начальнику регионального отделения, выразив свое несогласие в письменной форме. Он обязан проверить законность действия своих сотрудников.
  2. С полученным ответом обратиться в вышестоящее ведомство, приложить доказательства своей правоты, аргументировать позицию.
  3. При отказе в разбирательстве обратиться в судебную инстанцию, предоставив все ответы от государственных органов.

Ни один инспектор не в праве приказать водителю выйти из машины. Но предложить выйти он может в отдельных ситуациях:

  • Когда есть надобность в устранении технических неисправностей автомобиля;
  • Когда речь идет о нарушении правил перевозки грузов;
  • Если у водителя присутствуют признаки наркотического или алкогольного опьянения, или же болезненное состояние;
  • Когда нужно сверить номера агрегата;
  • В ситуации для оказания помощи пострадавшим.
  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

При остановке автомобиля по требованию, сотрудник ГИБДД, в соответствии с новым дорожным регламентом, вправе проверить следующие документы:

  1. водительское удостоверение;
  2. свидетельство о регистрации авто (СТС);
  3. полис ОСАГО (если страховка оформлялась через интернет, предъявляется распечатанная версия электронного полиса е-ОСАГО);
  4. сопроводительную документацию на перевозимый груз;
  5. документы, удостоверяющие личность любого пассажира.

В иных случаях, если есть приказ о поиске преступника либо пропавшего имущества, сотрудник дорожной полиции может провести:

  • личный досмотр водителя и его пассажиров;
  • сверить имеющееся имущество, находящееся в ТС, со списком пропавших вещей;
  • осмотреть перевозимый груз, в случае необходимости – наложить на него арест;
  • запретить пользование ТС в особых случаях, предусмотренных Законом;
  • задержать водителя и его пассажиров.

Тщательно досматривать и обыскивать имущество сотрудник ГИБДД может только по разрешению вышестоящего руководства, инспектор обязан предъявить соответствующий документ водителю.

Весь процесс осмотра вещей может быть снят водителем на любое записывающее устройство.

Помните, что любая проверка, должна быть обоснована сотрудником ДПС.

Как узнать, стажёр перед водителем или нет?

Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.

Если вашу машину остановил стажёр ГИБДД, то вы имеете полное право потребовать у него это удостоверение:

  • пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
  • ФЗ «О полиции» предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.

Кроме того, стажёра вы увидите даже ещё до остановки:

  • им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
  • у стажёра также нет нагрудного знака,
  • наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.

Зачем же нужны стажеры?

В нашей компании качество на первом месте. Мы строим свою культуру разработки, ищем лучшие решения из нашего опыта, дорабатываем и переиспользуем их. У нас есть определенные требования к качеству ТЗ, реализованного кода, автотестам и безопасности. Эти требования и принципы приняты далеко не везде.

Когда срочно требуются ресурсы, найти их на рынке зачастую невозможно. Тогда мы запрашиваем их у наших партнеров. Но важным фактором работы с подрядчиками является текучка мозгов. Работая над сложными проектами, мы, по сути, качаем внешние ресурсы, что не приводит к накоплению экспертизы в компании.

И мы сделали ставку на долгосрочный актив в виде стажировок.

Наша задача — найти хорошего начинающего разработчика, дать ему задачи и ментора и привить нашу культуру.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *