Закон о психиатрической помощи 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о психиатрической помощи 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок проведения Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности.

Перечень факторов Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Обязательное психиатрическое освидетельствование проводится перед трудоустройством и предварительным медицинским осмотрам. По окончании проведенного психосмотра, работник может идти на предварительный медицинский осмотр (пункт 9, Порядка проведения предварительных осмотров, утвержденный Приказом 302н). В дальнейшем требуется проходить повторный осмотр не реже 1 раза в 5 лет.

Проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников является лицензируемым видом деятельности. Не у всех медицинских организаций проводящих предварительный/ периодический МО есть на это лицензия. Получение лицензии не так просто, поэтому обязательно проверяйте её у медицинской организации.

Важно! Не у всех медицинских организаций проводящих предрейсовые и предварительные МО есть лицензия на психосмотры!

Согласно пункту 3, Статьи 5.27.1. КоАП РФ. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований. Влечет наложение административного штрафа в размене 110-130 тыс. руб. на Юрлицо.

Психиатрическое освидетельствование работников в 2021 году!

1. П.13 ст. 2 законопроекта предполагает, что проведение психиатрического освидетельствования является видом помощи, гарантируемым Государством. Данное положение противоречит ст. 213 ТК РФ о том, что психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, проводятся за счет средств работодателя.

2. П.18 ст.2 законопроекта предполагает признание утратившим силу положение об обязательном страховании на случай причинения вреда здоровью или смерти работников, участвующих в оказании психиатрической помощи. Исключение данного пункта является нарушением конституционного права на труд в безопасных условиях.

3. П.20 ст. 2 определяет, что консультация, лечение и диспансерное наблюдение проводятся при самостоятельном обращении лица по его просьбе или с согласия (ранее – диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица). Установление диспансерного наблюдения с согласия лица либо его законного представителя повлечет за собой отсутствие динамического наблюдения за психическими больными данной диспансерной группы, что повлечет за собой рост числа ООД, суицидальных попыток, совершенных общественно-опасными больными. При этом редакция статьи противоречит п.5 ст.23 Закона (психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия либо согласия законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением). Определение диспансерного наблюдения с согласия освидетельствуемого не допускает правоприменения всех нормативных актов, где медицинским критерием являются заболевания, требующие обязательного динамического психиатрического наблюдения.

4. П.34. ст. 2 законопроекта изложен в следующей редакции: «Выписка пациента, добровольно находящегося в медицинской организации проводится по его личному заявлению, заявлению одного из его родителей». Необходимо указать, что выписка в отношении именно несовершеннолетних проводится по заявлению родителей либо законных представителей.

5. Согласно ст.24 Закона « О психиатрической помощи…» врач-психиатр не может освидетельствовать лицо с психическим расстройством, которое обусловливает его беспомощность без получения санкции судьи. На сбор доказательной базы и подготовку документов в суд уходит слишком много времени, в результате пациент, не способный к удовлетворению основных жизненных потребностей, на долгое время остается без необходимой ему психиатрической помощи. Просим предоставить комиссии врачей-психиатров амбулаторного звена возможность недобровольного освидетельствования по показаниям, указанным в ст. 24 п.4 п.п. «б» без санкции судьи.

Просим обратить внимание и внести изменения в следующие статьи, изложенные в прежней редакции ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»:

Статьи 23 п.4 п.п. «а» и 29 п. «а» предусматривают принятие решения об освидетельствовании лица или его госпитализации единолично врачом-психиатром в случае: если психическое расстройство обусловливает непосредственную опасность для себя или окружающих, но не потенциальную. В результате при потенциальной опасности психически больных нужен момент, когда потенциальная опасность приводит к непосредственной реализации. Данная недоработка в ст. Закона РФ «О психиатрической помощи …» препятствует профилактике суицидов и общественно-опасных действий психически больных, т.к. формулировки: «беспомощность» и «существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния» в суде практически недоказуемы. Просим дополнить данные статьи формулировкой не только непосредственной «а так же в случаях потенциальной опасности для себя и окружающих».

Главный врач ГКУЗ «Краевая клиническая психиатрическая больница им. В.Х. Кандинского», д.м.н. Ступина О.П.

Председатель Забайкальского общества психиатров, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГБОУ ВПО ЧГМА, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор Говорин Н.В.

На сайте РОП данный законопроект обсуждается в этой и этой темах.

Здесь приводятся статьи закона О психиатрической помощи», вызывающие наибольшее количество вопросов: права пациентов, виды амбулаторного наблюдения, процедура госпитализации в недобровольном порядке.

Статья 11. Согласие на лечение.

Статья 11 определяет необходимость такой процедуры, как согласие на лечение:

(1) Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

(2) Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации.

(3) Согласие на лечение несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, дается их законными представителями после сообщения им сведений, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

(4) Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РСФСР, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.

Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

  1. его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  2. его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,или
  3. существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

1. Статья регулирует одну из важных форм оказания психиатрической помощи, связанную с помещением лица, страдающего психическим расстройством, в психиатрический стационар, но не по его просьбе или с его согласия, а в недобровольном порядке.

Значимость статьи определяется тем, что госпитализация в психиатрический стационар вопреки воле самого лица или его законных представителей сопоставима с лишением свободы. Речь идет о помещении этого лица в стационар до постановления судьи и, следовательно, только на основании заключения врача, что связано с неотложностью психиатрической помощи.

Это можно трактовать как акт, аналогичный задержанию или взятию под стражу. Понятно поэтому, что состояние госпитализируемого должно соответствовать определенным критериям, которые являются непременным условием для принятия врачом решения о госпитализации больного в недобровольном порядке.

2. Статья содержит три критерия, которые действительны при следующем общем для всех критериев условии — если обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым. В связи со сказанным прежде всего возникает необходимость уточнить, какие психические расстройства следует отнести к тяжелым.

Тяжесть психического расстройства определяется наличием нарушений психотического уровня (психоза) или выраженного психического дефекта (врожденная умственная отсталость, приобретенное слабоумие, выраженные изменения личности); наличие менее глубоких расстройств дает основание квалифицировать состояние как тяжелое лишь в тех случаях, когда эти расстройства по выраженности достигают психотического уровня (например, декомпенсация при психопатии, когда возникает непосредственная опасность ауто- или гетероагрессии).

Что касается другого условия, то оно имеет место, когда тяжесть психического расстройства сочетается с особенностями, которые отражены в изложенных в данной статье признаках, делающих возможным обследование и лечение только в стационарных условиях, исключая любую другую менее ограничительную альтернативу.

Любой человек может оказаться в группе риска, если он владеет имуществом, пусть даже таким скромным, как ветхая дачка или захудалая хрущевка. Карательным инструментом для «сравнительно честного отъема» собственности все чаще становится закон о психиатрии.

До недавнего времени Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был из разряда почти «мертвых» — на юридическом сленге. Он редко даже упоминался в залах судебных заседаний. Сегодня в судах — десятки исков с «психиатрическим» диагнозом.

Больной посмертно

В одном из районных судов Московской области рассмотрено почти мистическое дело о дележе наследства. Оспорена вменяемость покойника, который уже десять лет лежит в могиле. При жизни тот был явно в здравом уме, преподавал в школе. Одна из его родственниц, не указанная им в завещании, умудрилась признать давно умершего дядю психически больным человеком. И даже добилась посмертной экспертизы. Суд согласился с выводами психиатров. Соответственно завещание безумного усопшего признали незаконным.

Сложилось два классических повода упечь кого-то в психушку. Первый — это бытовая склока с соседями по лестничной площадке, даче или коммуналке. Для этого достаточно зачастую просто иметь знакомого в соответствующей клинике. Дальше дело техники: звонок в «скорую» и сообщение, что у соседа «крыша поехала».

В большинстве своем от таких корыстных диагнозов страдают люди в возрасте, обладающие правами на жилье. Они становятся жертвами детей, племянников и прочих алчных родственников.

Другие 48 часов

Какие бы ни были поводы записать человека в психи, результат один — с попаданием в такую клинику у здорового жизнь разбивается. Он выходит из палаты в состоянии апатии. Юристы отмечают, что у пострадавших очень низкий уровень способности бороться. По статистике, из 10 человек примерно 8 говорят, что не будут подавать никакие иски, никакие жалобы, потому что «завтра за мной опять приедут, меня снова заберут».

В законе о психиатрии выявился опасный пробел. Еще до судебного решения человека можно насильно госпитализировать, лишить свободы. А еще принудительно накачивать лекарствами, отчего тот перестает себя контролировать. При этом психиатрические препараты отнюдь не безобидны по последствиям.

По Уголовно-процессуальному кодексу никто не может быть лишен свободы более чем на сорок восемь часов без решения суда. С точки зрения психиатрии все получается по-другому. Минимум восемь суток человек может находиться до судебного решения за решеткой, причем не просто за решеткой, а получая «лечение» галоперидолом, аминазином и другими нейролептиками. По закону о психиатрической помощи, если человека принудительно поместили в стационар, врачи должны в течение сорока восьми часов его освидетельствовать и принять решение, надо ли его насильно лечить. Потом у врачей есть сутки на то, чтобы направить заключение — заявление о принудительной госпитализации — в суд. У суда есть пять суток на то, чтобы это заявление рассмотреть. И вот в итоге мы получаем восемь суток, когда человек содержится в психбольнице до судебного решения. Но человека уже полечили. Юристы отмечают, что такая терапия нередко делает из него внешне совершенно неадекватного, больного человека. Появляются мышечные спазмы, у него бегают глаза. И даже если судья настаивает, чтобы человека привезли в суд, то появляющиеся от нейролептиков признаки свидетельствуют, что человек явно не в себе — он не может сидеть на месте, все время оглядывается, отвечает невпопад, у него текут слюни.

Свежий и совершенно вопиющий случай, с которым пришлось столкнуться адвокатам. Психиатры подделали подпись женщины в бланке согласия на госпитализацию и соответственно месяц добросовестно ее лечили.

Без свидетелей проще

Если вспомнить Уголовно-процессуальный кодекс, то всякое действие следователя должно быть четко задокументировано. Есть процедуры специальных протоколов, понятых, без которых следственные действия не производятся. В психиатрической медицине всего этого нет.

Оснований для принудительной госпитализации в законе три: упоминается беспомощное состояние, угрожающее человеку, либо то, что он может причинить вред себе или окружающим, либо то, что непринятие мер может принести угрозу его организму. Юристы заметили: чаще всего психиатры в обосновании принудительной госпитализации записывают все три признака сразу. То есть человек одновременно является беспомощным, но представляет угрозу для себя и окружающих.

Вот реальный пример: мать-психиатр упекла в больницу сына, с которым у нее были конфликты. Мать вызвала «скорую». Позже в суде врач психиатрической «скорой» мотивировал принятое им решение насильно увезти взрослого человека в клинику тем, что пациент вел себя агрессивно и напряженно. Это правда. Но ведь «скорая» приехала с бригадой службы спасения, железную дверь взломали, так как сын отказался ее открыть, ворвались в квартиру, и врач посчитал возмущенную реакцию человека на все это ненормальной.

Психиатрическое освидетельствование работники будут проходить сами

ЗАКОН

О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН
ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;
учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;
отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;
принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,
Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс


При реализации гражданином своих прав и свобод требования предоставления сведений о состоянии его психического здоровья либо обследования его врачом-психиатром допускаются лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации.

Комментарий к статье 8


Основания и порядок психиатрического обследования в амбулаторных и стационарных условиях при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации определяются настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о военной службе.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 15

Внесение изменений в «Закон о психиатрической помощи»


(1) При оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

(2) Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Комментарий к статье 21


(1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

(2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Комментарий к статье 24

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Проект предлагает разрешить врачам общей практики оказывать помощь пациентам с признаками психических расстройств или заболеваний, которые не представляют непосредственной опасности для его жизни и/или здоровья, жизни и/или здоровья других и не требуют его направления к врачу-специалисту или на заседание врачебно-консультационной комиссии. Однако в этом случае должно быть желание пациента. Раньше этот момент не был прописан в законе, сейчас есть предложение его внести.

Ранее TUT.BY уже писал о том, что специалисты-психиатры выступают за то, чтобы в Законе «Об оказании психиатрической помощи» были изменения, где прописано, что врачи соматической медицины (которые лечат телесные заболевания) могут оказывать помощь пациентам с распространенными психическими расстройствами, прежде всего — с тревогой и депрессией.

Изменения предлагают гарантировать государством содействие в занятости инвалидов, страдающих психическими расстройствами или заболеваниями, согласно заключениям медико-реабилитационной экспертной комиссии о характере и условиях труда. Сейчас такого пункта в законе нет. Также в проекте указано, что людям с психическими заболеваниями нужно гарантировать равный доступ к медпомощи.

Проект закона предполагает, что госполитика в плане психиатрической помощи в том числе будет направлена на обеспечение равенства прав пациентов и защиты от стигматизации и дискриминации по признаку наличия психического расстройства или заболевания. Сейчас этот момент в законе не указан. Планируется, что госполитика будет направлена на создание условий для максимально полной социальной интеграции лиц, страдающих психическими расстройствами или заболеваниями.

Если пациента, которому оказывают экстренную психиатрическую помощь, перевозят, то к нему проект предлагает применять меры физического стеснения только тогда, когда уже невозможно предотвратить опасность для него и/или других людей. При этом медики должны контролировать состояние пациента.

Такие же условия использования мер физического стеснения пациентов предлагают использовать и во время оказания экстренной помощи в больничных условиях, но не в психиатрическом стационаре.

Если пациента планируют лечить принудительно и в отношении него есть постановление суда о мерах безопасности, то доставлять его в больницу хотят с помощью милиции.

Наркоманам, потребителям психоактивных веществ, алкоголикам без признаков развития психической и/или физической зависимости предлагают ежеквартально проходить медпрофосмотры.

В новой редакции закона хотят прописать обязанности пациентов, которые состоят на диспансерном учете. Во-первых, предлагается их обязать приходить в государственную организацию здравоохранения в установленный врачом срок для осмотра и участвовать в самом осмотре. Во-вторых, хотят прописать, что пациенты должны соблюдать врачебные предписания и заранее информировать врача или клинику о том, что он не может прийти на осмотр. Пациент при этом должен указать причину неявки.

(1) Психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(2) Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

(1) Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи состоит из настоящего Закона , иных федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(2) Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(3) часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(4) Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи, то применяются правила международного договора.

(5) Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

(1) Настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех организаций и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при оказании им психиатрической помощи пользуются всеми правами, установленными настоящим Законом, наравне с гражданами Российской Федерации.

(1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(2) Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя в порядке, установленном настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(3) Лицо, обратившееся за оказанием психиатрической помощи, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части второй настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет данное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

пребывание в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, только в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи в таких условиях; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных препаратов для медицинского применения, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, научных исследований или обучения, от фото-, видео- или киносъемки; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;

помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

Внесены поправки в закон о психиатрической помощи

(1) Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(2) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

ФЗ № 323-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда медицинская помощь оказывается без согласия пациента. Всего их пять.

Медицинское вмешательство (лечение) без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

  • если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

  • при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Следует иметь в виду, что понятие о медицинском вмешательстве без согласия гражданина и понятие о принудительной госпитализации, не являются тождественными.

Говоря о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, подразумевается возможность выполнения медицинским или иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, какой-либо медицинской манипуляции по отношению к пациенту (в том числе его медицинское обследование, освидетельствование) без получения от данного пациента (или его законного представителя) информированного добровольного согласия на это.

Принудительная госпитализация — это мера обеспечения возможности оказания медицинской помощи при уклонении гражданина от обязательной госпитализации в медицинское учреждение в установленных законом случаях. Отметим, что данная мера может быть реализована медицинской организацией на основании судебного решения с привлечением органов полиции.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке, в соответствии с частью 1 статьи 276 КАС РФ, подается в течение 48 часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Отметим, что данная норма вступает в противоречие с рассмотренной выше статьей 32 Закона № 3185-1, устанавливающей, что в течение 48 часов должно быть проведено освидетельствование недобровольно госпитализированного лица, и лишь потом, в случае признания госпитализации обоснованной, заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов должно быть направлено в суд (т.е. получается, что по Закону № 3185-1 административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке должно быть подано в течение 72 часов, а по КАС – в течение 48 часов).

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1

(в ред. Федеральных законов
от 21.07.1998 N 117-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 203-ФЗ,
от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 06.04.2011 N 67-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 27.02.2009 N 4-П)

Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;

учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;

принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством

(1) Государством гарантируются:

неотложная психиатрическая помощь;

консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;

все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;

социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

решение вопросов опеки;

консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;

социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;

обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.

(2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной поддержки государство:

создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;

организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;

создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;

устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;

применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;

создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.

(3) Организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Финансовое обеспечение психиатрической помощи

(1) Финансовое обеспечение психиатрической помощи, оказываемой населению в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

(2) Финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь

(1) Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(2) Виды психиатрической помощи, оказываемые психиатрическими и психоневрологическими учреждениями или частнопрактикующими врачами-психиатрами, указываются в уставных документах; информация о них должна быть доступна посетителям.

Статья 19. Право на деятельность по оказанию психиатрической помощи

(1) Право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(2) Иные специалисты и медицинский персонал, участвующие в оказании психиатрической помощи, должны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами.

(3) Деятельность врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала по оказанию психиатрической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется в соответствии с законом.

Статья 20. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи

(1) Профессиональные права и обязанности врача-психиатра, иных специалистов и медицинского персонала при оказании психиатрической помощи устанавливаются законодательством Российской Федерации о здравоохранении и настоящим Законом.

(2) Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.

(3) Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для предоставления ему гарантий, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

(1) При оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

(2) Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи

(1) Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

(2) Медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, подлежат:

обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Психиатрическое освидетельствование

(1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

(2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет проводятся по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя, в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на психиатрическое освидетельствование, — по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о просьбе или даче согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем такой просьбы или дачи указанного согласия.

(3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «а» части четвертой настоящей статьи.

(4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

(5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.

(6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации.

Статья 24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя

(1) В случаях, предусмотренных пунктом «а» части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно.

(2) В случаях, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи.

Статья 25. Порядок подачи заявления и принятия решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя

(1) Решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 настоящего Закона, принимается врачом-психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных в части четвертой статьи 23 настоящего Закона.

(2) Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.

(3) В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом-психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.

(4) При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу-психиатру. Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив, что в заявлении отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» и «в» части четвертой статьи 23 настоящего Закона, врач-психиатр в письменном виде, мотивированно отказывает в психиатрическом освидетельствовании.

(5) Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление об освидет��льствовании и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи

(1) Часть утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(2) Контроль за деятельностью федеральных психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(3) Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации и подчиненными им прокурорами.

Статья 46. Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи

(1) Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся психиатрические и психоневрологические учреждения.

(2) Представители общественных объединений обязаны согласовать условия посещения с администрацией психиатрического или психоневрологического учреждения, ознакомиться с правилами, действующими в нем, выполнять их и подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.

Закон о психиатрической помощи

Статья 47. Порядок и сроки обжалования

(1) Действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору.

(2) Жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, в месячный срок, исчисляемый со дня, когда лицу стало известно о совершении действий, ущемляющих его права и законные интересы.

(3) Лицу, пропустившему срок обжалования по уважительной причине, пропущенный срок может быть восстановлен органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу.

Статья 48. Порядок рассмотрения жалобы в суде

(1) Жалобы на действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.

(2) Участие в рассмотрении жалобы лица, чьи права и законные интересы нарушены, если позволяет его психическое состояние, его представителя, лица, чьи действия обжалуются, или его представителя, а также прокурора является обязательным.

(3) Расходы, связанные с рассмотрением жалобы в суде, несет государство.

Статья 49. Порядок рассмотрения жалобы в вышестоящем органе (вышестоящим должностным лицом)

(1) Жалоба, поданная в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), рассматривается в десятидневный срок с момента обращения.

(2) Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) по существу жалобы должно быть мотивированным и основанным на законе.

(3) Копия решения вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в трехдневный срок после рассмотрения жалобы по существу направляется или вручается заявителю и лицу, чьи действия обжалуются.

(4) Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Уголовная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законодательством Российской Федерации. Административная и иная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством

Государством гарантируются:

оказание неотложной психиатрической помощи;

оказание консультативно-диагностической, лечебной, психопрофилактической, реабилитационной помощи в стационарных и во внестационарных (амбулаторных) условиях;

проведение всех видов психиатрической экспертизы, определение при необходимости временной нетрудоспособности;

оказание социально-бытовой помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), и содействие в их трудоустройстве;

решение вопросов опеки и попечительства;

консультации по правовым вопросам и оказание других видов юридической помощи в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также уход за ними;

обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования и профессиональное обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

оказание психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.

Для обеспечения оказания гражданам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), психиатрической помощи и их социальной защиты государство:

создает психиатрические (психоневрологические) учреждения для оказания психиатрической помощи в стационарных и во внестационарных (амбулаторных) условиях по возможности по месту жительства пациентов;

организует обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с условиями труда, приспособленными для таких граждан;

устанавливает обязательную квоту рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной формы собственности для трудоустройства граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

применяет методы экономического стимулирования предприятий, учреждений, организаций, предоставляющих рабочие места для граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями);

создает общежития для граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), утративших социальные и семейные связи;

принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Обеспечение всеми видами психиатрической помощи и социальной защиты граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), осуществляется государственными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Республики Беларусь.

Статья 20. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь

Психиатрическую помощь оказывают психиатрические (психоневрологические) учреждения и индивидуальные предприниматели, имеющие в соответствии с законодательством Республики Беларусь право на осуществление этой деятельности.

Статья 21. Право на осуществление деятельности по оказанию психиатрической помощи

Право на осуществление врачебной деятельности по оказанию психиатрической помощи предоставляется врачу-психиатру, имеющему высшее медицинское образование и подтвердившему свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Медицинские работники и иные специалисты, участвующие в оказании психиатрической помощи, для допуска к работе с гражданами, страдающими психическими расстройствами (заболеваниями), должны пройти специальную подготовку и подтвердить свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Деятельность врача-психиатра, медицинских работников и иных специалистов по оказанию психиатрической помощи основывается на нормах профессиональной этики и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 22. Профессиональные права и обязанности медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи

Профессиональные права и обязанности врача-психиатра, медицинских работников и иных специалистов при оказании психиатрической помощи устанавливаются настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь.

Установление диагноза психического расстройства (заболевания), принятие решения об оказании психиатрической помощи в принудительном порядке либо дача заключения для рассмотрения этих вопросов являются только правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.

Заключение врача иной специальности о состоянии психического здоровья гражданина носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении прав и законных интересов этого гражданина, а также для предоставления ему льгот, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Статья 23. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

При оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом, нормами профессиональной этики и законодательством Республики Беларусь.

Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Статья 45. Контроль и надзор за деятельностью психиатрических (психоневрологических) учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь

Республиканский орган государственного управления, ведающий вопросами здравоохранения, и другие государственные органы Республики Беларусь в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за деятельностью психиатрических (психоневрологических) учреждений независимо от форм собственности, а также лиц, оказывающих психиатрическую помощь.

Общественный контроль за деятельностью психиатрических (психоневрологических) учреждений, а также лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется зарегистрированными общественными объединениями в соответствии с их уставами.

Надзор за соблюдением законодательства Республики Беларусь о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Статья 46. Право на обжалование действий (бездействия) по оказанию психиатрической помощи

Действия (бездействие) государственных органов, иных юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору гражданина, подающего жалобу, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а также прокурору и (или) непосредственно в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, чьи права нарушены, его представителем, иными лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством Республики Беларусь защищать права и свободы граждан, которым оказывается психиатрическая помощь.

Статья 47. Порядок рассмотрения жалобы вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом)

Жалоба, поданная в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), рассматривается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан.

Статья 48. Порядок рассмотрения жалобы в суде

Жалоба на действия (бездействие) государственных органов, иных юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматривается судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Статья 49. Возмещение морального вреда

Граждане имеют право взыскивать в судебном порядке материальное возмещение морального вреда от учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, допустивших нарушение прав и свобод граждан при оказании им психиатрической помощи.

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

Нарушение законодательства Республики Беларусь о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании влечет уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 51. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Часть первая статьи 29, статьи 30, 33 — 36 настоящего Закона в части принудительной госпитализации по решению суда вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих норм Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Статья 17 настоящего Закона вступает в силу со дня вступления в силу соответствующих норм Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 52. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь:

подготовить и до 1 декабря 1999 года внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Номер документа: 3185-1
Дата принятия: 02/07/1992
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/1993
Органы эмитенты: Парламент




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *