Ставки налога на имущество организаций в 2021 году: примеры расчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки налога на имущество организаций в 2021 году: примеры расчета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет налога на имущество юридических лиц зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.

ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налогооблагаемым объектом по налогу на имущество признается только недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налоговой базы. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Налог на имущество организаций — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.

Пример расчета налога на имущество организаций

Чиновники определили два варианта расчета налога на имущество. Общепринятый вариант — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй случай — это расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, однако применять его можно только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости нельзя включать объекты, по которым начислять налог на имущество организаций следует из расчета кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налог на имущество организаций с кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости». Теперь покажем на примере, как рассчитать сумму платежей в бюджет по среднегодовой стоимости объектов.

Размер налога на имущество определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку, утвержденную региональными властями на соответствующий отчетный период. Показатели ставок могут отличаться в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика. Уточнить текущие значения можно на сайте ФНС, однако максимальное значение не может превышать 2,2 %.

В первую очередь определяем налогооблагаемую базу.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Как рассчитать налог на имущество организаций в 2021 году пример

Пример 1. Средняя общеобразовательная школа в собственности имеет нежилое здание. По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость на первое число каждого месяца составила: 1 января — 400 000 руб.; 1 февраля — 390 000 руб.; 1 марта — 380 000 руб.; 1 апреля — 370 000 руб.; 1 мая — 360 000 руб.; 1 июня — 350 000 руб.;

Годовой налог = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы). Если в регионе регистрации фирмы установлены отчетные периоды для имущественного налога, нужно рассчитывать авансовые платежи.

Региональные власти вправе установить перечень имущества, которое попадает под уплату по кадастровой стоимости. На первый день отчетного периода (1 января) информация публикуется на официальных сайтах законодательного органа субъекта РФ. Если оно в списке, бухгалтер должен:

Автомобиль приобретен в июле 2014 г. при реорганизации юридического лица, и стоимость покупки составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 60 месяцев. По данным бухучета на 01.01.2017 — 480 000 руб., срок эксплуатации в учреждении на ту же дату — 30 мес. ВАЖНО! Движимое имущество, которое принято в порядке реорганизации или ликвидации юридического лица до 01.01.2013, не нужно включать в базу для исчисления налога организации (п.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости нельзя включать объекты, по которым начислять налог на имущество организаций следует из расчета кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налог на имущество организаций с кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости». Теперь покажем на примере, как рассчитать сумму платежей в бюджет по среднегодовой стоимости объектов.

  • движимое – способное к безопасному перемещению по инициативе владельца. Не предусматривает регистрацию в обязательном порядке, в связи с этим при заключении договора купли-продажи, дарения или иных процессов права на собственность могут переходить от одних лиц к другим (финансы, транспортные средства и т. д.);
  • недвижимое – напрямую связано с аграрной территорией, что предполагает невозможное его перемещение без повреждений. Подлежит обязательной регистрации.

Фирмы, имеющие в личном владении имущество, должны в положенный срок вносить платежи по налогу, помимо нулевой декларации, не предусматривающей подачу в налоговую инспекцию. Предусматриваются следующие сроки:

  • Основные средства 1 и 2 групп, которые внесены в обновлённый классификатор;
  • Земельные участки;
  • Те движимые объекты, которые были приобретены после 1.01.13 года;
  • Те предметы, которые на основании требований бухучета не принимаются на баланс вообще.

Для начала рассмотрим, по какой формуле вычисляется величина годового платежа в казну страны для бюджетной организации. За основу возьмём ставку налога в данном регионе на уровне 2%, метод расчёта амортизации – линейный.

  • «1» — если имеется кадастровый номер, указанный в ЕГРН;
  • «2» — если нет кадастрового, но есть условный номер;
  • «3» — если имеется только инвентарный номер и объекту присвоен адрес;
  • «4» — если имеется только инвентарный номер, но объекту не присвоен адрес.

Помимо этого, в разделе появились графы для указания адреса объекта недвижимости. Они заполняются, если у объекта есть инвентарный номер, а кадастрового или условного номера нет. Но, если объекту адрес не присвоили, в новых полях поставьте прочерки. Сейчас в отчетах надо прописать кадастровый, условный или инвентарный номер объекта.

  1. Если стоимость имущества меняется по причине изменения характеристик объекта, таких как площадь, назначение и т.п., тогда налог на имущество рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.
  2. Если изменение кадастровой стоимости имущества происходит в случае ее обжалования, тогда применяется следующий порядок пересчета налога на имущество.

В 2021 году, если налогоплательщик оспаривает кадастровую стоимость в комиссии при территориальном Росреестре или суде, то обновленные данные для расчета налога применяют с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Во все времена сборщиков налогов (мытарей) в широких народных массах недолюбливали. Тем не менее, органы, исполняющие фискальные функции – неизбежный атрибут любого государства. Налог на имущество, согласно общепринятой классификации, относится к следующим категориям:

  • По характеру изъятия – прямой (в противовес косвенным, таким как НДС);
  • По уровню управления – местный (средства адресуются бюджетам муниципальных и региональных административных образований РФ);
  • По субъекту – может взиматься и с физических, и с юридических лиц;
  • По объекту также разнообразен – фискальное обязательство начисляется на движимое имущество и объекты недвижимости;
  • Целевое назначение – общее (бывают также специальные сборы, но это не тот случай).

Теперь о том, кем рассчитывается налог на имущество. Организации должны считать его сами. Эта работа поручается, как правило, бухгалтерии – как подразделению, владеющему наиболее полной и обоснованной документально информацией. О том, как начисляется размер налога, уже рассказано выше. Остаётся лишь напомнить, что достоверность сведений о стоимости имущества контролируется, и технически проверка не составляет проблемы.

Заботу о правильности начисления налога на недвижимость граждан берёт на себя государство в лице ФНС РФ.

Регистрирующие органы отправляют Федеральной Налоговой Службе сведения о собственности физических лиц в течение десяти дней после приобретения объекта недвижимости (пункт 4 статьи 85 НК). Местное отделение ФНС, за месяц до 1 декабря (крайней даты зачисления средств) каждого года (то есть до 1 ноября), направляет уведомление, из которого можно узнать сумму и код бюджетной классификации.

Налоговая политика в отношении имущества проводится регионами в значительной мере самостоятельно. Ставки обложения могут увеличиваться (не более, чем в три раза) или вообще обнуляться для отдельных категорий граждан, относительно установленных в пункте 4 статьи 406 Налогового кодекса значений:

База налогообложения, тыс. руб. Налоговая ставка, %
Менее 300 0,1
300 – 500 от 0,1 до 0,3
Более 500 от 0,3 до 2

Кроме стоимости, налоговая ставка для физлиц может зависеть от функционального назначения объекта недвижимости. В частности, для жилых помещений, хозяйственных построек и гаражей она, как правило, не превышает значения 0,1%.

Право на льготное налогообложение, вплоть до полной отмены сбора на имущество, имеют граждане, чьи заслуги перед Отечеством признаны государством: Герои СССР и России, участники боевых действий, ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Также к этой особой категории относятся инвалиды первой и второй групп, детства, и семьи военнослужащих, утратившие кормильца. Право на уменьшение фискальных обязательств предоставляется на основании поданного в ФНС заявления.

Льготы касаются только одного объекта недвижимости. Поэтому если у гражданина в собственности имеются, к примеру, две квартиры, то основной ему есть прямой смысл указать наиболее дорогостоящую.

Ставка налога на имущество организации по кадастровой стоимости 2021

Налог на имущество является местным, прямым и общим. Он взимается с физических и юридических лиц.

Сумма налога тем больше, чем выше стоимость имущества, которым обладает плательщик. Зависимость носит нелинейный характер.

Сумма сбора на имущество, которым владеет рядовой гражданин России, относительно невелика.

Существуют простые и доступные методы расчёта налога на имущество.

Следует внимательно следить за своевременностью уплаты налога на имущество.

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

С 1 января 2020 года в Налоговый кодекс внесены изменения касательно налога по кадастровой стоимости на имущество организаций, а именно:

  • В отношении налоговых ставок на имущество организаций по кадастровой стоимости уточнена предельная налоговая ставка не выше 2 процентов во всех регионах страны. До 2020 года для Москвы и остальных регионов действовали разные ограничения. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  • Добавлены объекты налогообложения (жилые, садовые дома, гаражи и пр.). То есть, теперь юрлица, обладающие объектами, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, должны платить налог на имущество организаций по кадастровой стоимости. (Изменения внесены Федеральным законом от 28.11.2019 N 379-ФЗ).
  • Если до 1 января 2020 года условием по уплате налога по кадастровой стоимости для организаций было право собственности, то теперь к этому еще добавилось имущество, находящееся в доверительном управлении, и полученное по концессионному соглашению. (Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  • С 2020 года организациям не нужно сдавать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество, остались только налоговые декларации, форма которых, кстати, тоже видоизменилась. (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405).

Размер ставки налога на имущество организаций порядком выше, чем размер ставки налога на имущество граждан.

Каждый субъект нашей страны устанавливает свои условия по уплате налога, а также определяет размер налоговых ставок и льгот.

Налоговые ставки на имущество организаций устанавливаются НЕ выше:

  • 2,2% — максимальная ставка налога на имущество организаций;
  • 2 % в отношении объектов имущества, налоговая база которых – кадастровая стоимость;
  • в 2019 году — 1,3%; в 2020 году – 1,6% в отношении ж/д сооружений;

Также Правительством утвержден перечень организаций, в отношении которых налоговая ставка -0%, помимо этого часть организаций имеют налоговые льготы и освобождаются от уплаты имущественных налогов.

Для того, чтобы уточнить какая налоговая ставка применима именно к вашей организации, следует обратиться к действующему федеральному и региональному законодательству.

Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.

Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:

  • Вида имущества.
  • Региона.
  • Года.

Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.

Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:

  • Железные дороги.
  • Линии электропередач.
  • Магистральные трубопроводы.
  • Технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью перечисленного имущества.

Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.

В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.

Каждый регион самостоятельно определяет порядок уплаты данного налога. Существует два возможных варианта:

  1. По первому из них определяется только налоговый период, т. е. предприятия рассчитывают платеж за год и в сроки до 30 марта по окончании года подают декларацию о начисленных суммах.
  2. Второй вариант предусматривает, что предприятия ежеквартально подают расчеты авансовых платежей за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев) в течение 30 дней после его завершения. По окончании года сдается декларация за налоговый период (год), в которой от общего начисленного налога отнимаются ранее начисленные суммы авансовых платежей.

Сроки платежей устанавливаются каждым регионом самостоятельно. В 2014 году было внесено несколько существенных изменений и дополнений в положения о налоге. В 2015 году начинается всеобщее взимание этого платежа, которое выявит все слабые места законодательства. В связи с этим стоит ожидать новые поправки, рекомендации и разъяснения по этому вопросу.

С 1 января 2016 года предприятия обязаны определять данный вид налога согласно кадастровой стоимости недвижимости. Данное нововведение касается исключительно юридических лиц.

В 2016 году практически все регионы определились с индивидуальными ставками налогообложения: они становятся более щадящими по той причине, что есть существенная разница между суммой, соответствующей остаточной стоимости (по которой расчет велся раньше) и кадастровой стоимости. В большинстве регионов размер ставки колеблется в пределах от 1 до 1,5 процентов. При этом в каждом регионе действует свой порядок уплаты платежа.

Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.

Для примера приведем ставки в некоторых регионах РФ:

  • в Москве и области применяется нулевая налоговая ставка на 2018 – 2020 года;
  • для объектов Еврейской автономной области на текущий год применяется ставка равная 0,5 процента.
  • земельные участки и прочие объекты природопользования;
  • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
  • объекты культурного наследия народов РФ;
  • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
  • ледоколы и прочие суда;
  • объекты космической отрасли;
  • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
  • имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д.

Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий, перечисленный в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество организаций: расчет, уплата и изменения 2021 года

  • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
  • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
  • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации, получивших статус участников “Сколково”;
  • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
  • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость — начисленная амортизация

Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика.

Для расчета налога к уплате применяется формула:

Налог = налоговая база *налоговую ставку/100.

[box type=»info» border=»full» icon=»none»] Пример:
На балансе организации имеется станок. Остаточная стоимость на 01.01.2021 г. составляет 80 000 рублей. Ежемесячно на него начисляется амортизация в размере 2 000 рублей.

Остаточная стоимость за первый квартал 2018 года:
• январь — 78 000 (80 000 — 2 000);
• февраль — 76 000 (78 000 — 2 000);
• март — 74 000 (76 000 — 2 000).

За налоговый период по налогу на имущество принят год.

Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.

Налог уплачивается:

  • для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
  • для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
  • для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.

Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.

Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.

Недвижимость, подлежащая обложению налогом, должна быть включена в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень формирует уполномоченный орган исполнительной власти вашего субъекта РФ (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень на текущий год должен быть сформирован не позднее 1 января. Он направляется в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и размещается на официальном сайте исполнительного органа или на сайте субъекта РФ.

Обратите внимание, в перечне приводится конкретный объект недвижимости (например, здание), с указанием его кадастрового номера, полного адреса и кода КЛАДР. Если свою недвижимость в перечне вы не обнаружили, процедура расчета закончена.

Подробнее о том, какие объекты могут войти в перечень, читайте в материале «По каким объектам недвижимости налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости?».

Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости

Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 380 НК РФ).

При этом ставка по «кадастровой» недвижимости, начиная с 2016 года, не может быть больше 2%, независимо от региона (п. 2 ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим как правильно осуществить расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

Самым правильным решением было бы написать не одну статью на эту тему, а восемьдесят пять – по количеству субъектов Российской Федерации.

Как и транспортный налог, налог на имущество организаций относится к региональным. Помимо того, что все сборы по нему перечисляются в местную казну, это указывает на изменчивость базовых характеристик имущественного налога от субъекта к субъекту.

К такой головоломке добавляются законодательные движения последних трех лет в этом направлении, что делает тему нашей статьи особенно интересной для обсуждения.

С ней все достаточно ясно. Чем она выше, тем невыгоднее организации и прибыльнее бюджету, так как она увеличивает итоговый налог. Ее устанавливает каждый субъект РФ по своему усмотрению исходя из своих неповторимых региональных особенностей. Главное условие – не превышать максимальный предел – 2,2%.

В случае если в отношении имущества применяется кадастровая, а не инвентаризационная стоимость (мы поговорим о них в следующем параграфе), то максимальная ставка также составляет 2,2%.

Мы просмотрели несколько официальных документов различных регионов и, несмотря на их самобытность, можем выделить определяющие характеристики некоторых групп, по которым варьируется величина ставки:

  1. Род деятельности предприятия по приоритетности в регионе.

Пример. В Орловской области в отдельную категорию плательщиков налога со ставкой 1,1% выделены производители строительной керамики.

В Воронежской области в привилегированную категорию попали компании, связанные с авиационной техникой. Любопытно, что Ярославская область благоволит циркачам: для цирков и их имущества установлена сниженная ставка в 1,1%.

  1. Срок владения имуществом. Как правило, чем дольше основное средство стоит на балансе, тем выше ставка.

Пример. В Камчатском крае в первый налоговый период для недвижимости установлена ставка 0%, во втором – 0,6%, и по нарастающей.

  1. Текущий год нововведения. Тенденция такова, что для безболезненного повышения налога увеличение ставки проводят постепенно, по годам. Это актуально при нововведениях, таких как переход на налогообложение по кадастровой стоимости.

Пример. В Калининградской области ставка на имущество, где для расчета берется кадастровая стоимость, растет от 0,75% в 2016 году до 2% (максимальной) начиная с 2021 года.

Таким образом, каждый субъект РФ закрепляет в своем региональном законе о налоге на имущество категории налогоплательщиков и соответствующие им ставки налога. Все имущество организаций, которое в этот печень не попало – по умолчанию облагается налогом по наивысшей ставке.

Если вы хотите узнать налоговые ставки по имуществу в вашем регионе, достаточно поискать официальный документ в интернете. По закону региональные власти обязаны обнародовать его в сети на своем официальном сайте и вовремя вносить все поправки.

Здесь расчеты не понадобятся – все сведения о ней значатся в Росреестре. Любое заинтересованное лицо, зная кадастровый номер объекта, может узнать стоимость объекта, не выходя из дома – воспользовавшись сервисом Росреестра в интернете.

Также можно заказать выписку из ЕГРН. В выписке так же, как и в интернет-запросе, будет обозначена актуальная кадастровая стоимость.

В данном случае кадастровая стоимость имущества и будет являться налоговой базой.

Для того, чтобы определить какой авансовый платеж нужно внести, поступаем следующим образом:

Берем кадастровую стоимость объекта, по состоянию на 1 января отчетного года, делим ее на 4 (отчетных квартала) и умножаем на ставку налога.

В годовом выражении это будет выглядеть так:

Налоговая база объекта умножается на ставку налога.

При определении налога к доплате, из общей суммы налога вычитаем сумму уплаченных авансовых платежей.

Важно! 2021 год разрешил вносить изменения в расчетную кадастровую стоимость с учетом поправочного коэффициента. Что это означает? Если в течение года меняется кадастровая стоимость объекта, что может произойти вследствие изменения количественных или качественных его характеристик, пересмотренных по решению комиссии, суда, которые установят недостоверные сведения об объекте, применяемые ранее, то, с момента, когда эти изменения будут приняты документально, а именно внесены исправления в ЕГРН, в расчетах можно применять скорректированную кадастровую стоимость (основание закон №334-ФЗ от 03.08.2018 г.)

Налог на имущество организаций в 2021 году

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налог на имущество в 2020 и 2021 году

Налог на имущество платят организации по ставкам, выбранным региональными властями. Значит ли это, что кто-то платит много, а кто-то – ничего? На самом деле, ставки прописаны в Налоговом кодексе и не могут превышать указанный максимум.

Таблица 1. Ставки налога (максимум, НК РФ, по состоянию на 2021 год)

На что платят? Показатель, %
На любое имущество, исключая нижеперечисленные виды 2,2%
Недвижимость в Москве 1,4%
Недвижимость в других городах РФ 2%
Ж\Д и сооружения общего пользования, попадающие под список постановления Правительства РФ № 504. 1%
Магистральные трубопроводы, ЛЭП, части их инфраструктуры 1,6%
Магистрали газодобычи, производства и хранения гелия; — (не платится налог)
Объекты общего пользования, входящие в перечень распоряжения №2188-р Правительства РФ — (не платится налог)

Для различных категорий имущества ставки могут отличаться и в различных субъектах РФ.

Нет, конечно. Даже не на все виды имущества накладывается такая повинность. Если открыть Налоговый Кодекс на статье 381, можно вычитать случаи освобождения от ее уплаты. Рассмотрим, какие категории субъектов имеют право не платить налог на имущество.

Налог по ставке 0% платят (читай – не платят налог вообще):

  • Адвокатские коллегии, бюро и юрисконсульты;
  • ГосНИИ;
  • Те, кто задействован в проекте «Сколково».

Помимо установленных законом случаев, региональные власти могут назначать «налоговые каникулы» по собственному усмотрению.

Однако с 2018 года это правило упразднили, так что если администрация региона успела принять закон об освобождении от уплаты налога на имущество ДО 2018 года, он продолжает действовать.

Уже в 2019 году планируется поднятие минимальной ставки до 2,2%, хотя официального распоряжения правительства еще не поступило.
Министерство экономического развития РФ выдвинуло предложение отменить налог на движимое имущество вовсе. С такой позицией явно не согласились другие ведомства, так что покамест все организации продолжают платить за имущество на балансе.
Правки в Закон №286-ФЗ от 30.09.2017 все же были внесены. К примеру, льготы на общем уровне были отменены в пользу льгот, устанавливаемых регионами. То есть, перечисленные выше условия каникул действительны лишь в том случае, если принят подходящий закон на местном уровне. Пока что большая часть регионов таких законов о льготировании не приняла, а значит, организациям приходится платить налог на общем уровне.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *