Электроэнергия на соид при прямых договорах кто выставляет в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электроэнергия на соид при прямых договорах кто выставляет в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Владельцы двухзонных счетчиков будут платить:
- 0,5 тарифа ночью (с 23:00 до 7:00);
- полный тариф в другие часы.
Владельцы трехзонных счетчиков будут платить:
- 1,5 тарифа в часы максимальной нагрузки (с 8:00 до 11:00 и с 20:00 до 22:00);
- полный тариф в полупиковый период (с 7:00 до 8:00, с 11:00 до 20:00 и с 22:00 до 23:00);
- 0,4 тарифа в часы ночной минимальной нагрузки (с 23:00 до 7:00).
- Новости
- Новости Славянска
- Новости региона
- Новости Украины
- Статьи
- Интервью
- Блоги
- Видео
- Донбасс европейский
- О нас
С приближением февраля операторы рынка уже начали объявлять свои цены. Например, «Нафтогаз» установил 6,86 грн./кубометр, компания «Сумыгазсбыт» (группа РГК Дмитрия Фирташа) поставила 6,99 грн./кубометр, а компания Megawatt – 6,79 грн./кубометр. Интересно, что ДТЭК убрал с сайта YASNO всю информацию о тарифах на газ, хотя в январе, согласно данным сайта, осуществлял поставки по цене 7,39 грн./кубометр. Дополнительно к цене газа идет платежка со стоимостью распределения, которая для февраля ниже, чем в январе.
По данным НКРЭКУ, для «Лубныгаз», «Мелитопольгаз», «Николаевгаз», «Харьковгаз» цена распределения – 1,79 грн./куб., многие поставщики поставили цену на уровне 1,78 гр./кубометр. Ниже стоимость распределения у небольших поставщиков, например, «Гадячгаз», где тариф – 1,66 грн./куб.
Как отмечает Александр Мартыненко, глава департамента группы ICU по корпоративному анализу, стоимость газа продолжит стремительное снижение по мере приближения лета и роста поставок LNG (импорт сжиженного газа, — Фокус), в результате чего к середине 2021 года цены на газ на европейском рынке могут снизиться до $100-130 за тыс. кубометр. Это примерно соответствует уровню лета 2020 года.
Антон Зоркин, руководитель сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования BRDO, не исключает, что некоторые поставщики попытаются продолжать продавать газ по старой цене, и потребители, не успевшие самостоятельно перейти к поставщику последней надежды, продолжат платить больше. Если государство закроет на это глаза, пострадают только граждане, которые поверили правительству и не поспешили по собственной инициативе перезаключить договора – поменять поставщика.
Опрошенные Фокусом эксперты указывают, что введение граничной цены в 6,99 грн. за кубометр нарушает закон «О рынке природного газа», из-за чего обиженные поставщики будут массово обращаться в суды. Ведь статьи вышеназванного закона не позволяют государству ограничивать цены на газ.
Возможно, те игроки, которые в убыток себе будут продавать газ за 6,99 грн. за кубометр, позже будут в судах требовать у Кабмина компенсацию. Ведь пока в постановлении Кабмина такой механизм не оговаривается и государство, по всей видимости, намерено избежать каких-либо выплат операторам.
Подобные прецеденты уже были. Ранее суды поддержали позицию «Нафтогаза» в тяжбах с Кабмином. В результате в декабре 2020 года правительство выплатило госмонополисту компенсацию в сумме 32 млрд грн за продажу газа населению по цене ниже рыночной в 2015-2019 годах.
Однако, как отмечает Марунич, в Кабмине, похоже, осознавали возможные судебные последствия, и поэтому не опирались на закон «О рынке природного газа». Вместо этого правительство расширило карантинное постановления №1236 от 9 декабря 2020 года — внесло газ в перечень социально значимых товаров, утвержденных постановлением №341 от 22 апреля 2020 года. Это ставит судебные перспективы поставщиков газа под сомнение.
Страсти вокруг цены на газ для населения совпали по времени с работой в Украине онлайн-миссии МВФ. И введение граничной цены в 6,99 грн за кубометр, по всей видимости, стало очередным камнем преткновения в возобновлении финансирования Украины.
Напомним, открытие рынка газа для населения, состоявшееся в августе 2020 года, входило в число требований МВФ к Украине. Однако фактический возврат к ручному регулированию ставит реформу на паузу или даже вовсе демонтирует ее.
«Это решение правительства прямо противоречит летнему меморандуму, подписанному премьер-министром Шмыгалем, — говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. — Там украинские власти прямо брали на себя обязательство не ограничивать цену газа. Поэтому до 31 марта позитивного решения Фонда и транша точно не будет».
Юрий Корольчук считает, что финансирование МВФ станет возможным разве что, если будет согласована новая программа под обещание восстановить рынок.
Со своей стороны Дмитрий Марунич предполагает, что, если МВФ убедят, что граничная цена на газ вводится как временная мера из-за карантина до завершения отопительного сезона 31 марта 2021 года, сотрудничество с фондом, возможно, не будет приостановлено.
А дальше что? «С приближением следующего отопительного сезона цены на газ могут достичь уровня $200 за тыс. куб.м. и выше, — предупреждает Александр Мартыненко. — Если правительству Украины не удастся выработать действенного и приемлемого для МВФ механизма потребления населением накопленного в хранилищах дешевого летнего газа, включение очередного ручного режима будет неизбежно».
То есть, если выводы не будут сделаны, история с граничными ценами может повториться спустя год со всеми вытекающими последствиями для потребителей и операторов рынка.
В Украине снова повысят тарифы на электроэнергию: кто заплатит на тысячи больше
Бюджетні установи та організації, які відповідають ознакам малого непобутового споживача (з договірною потужністю до 50 кВт), зможуть продовжувати отримувати електроенергію від постачальника універсальних послуг. Для цього потрібно буде укласти новий договір.
Наголошуємо, що законодавство в сфері публічних закупівель НЕ ЗАБОРОНЯЄ ЗДІЙСНЕННЯ ЗАКУПІВЕЛЬ НА ОЧІКУВАНУ ВАРТІСТЬ у кінці поточного року для потреб наступного бюджетного періоду. А тому, з метою недопущення переходу бюджетних установ на постачання електричної енергії до постачальника «останньої надії», а разом з тим – і для уникнення понаднормових витрат*, пов’язаних із закупівлею електроенергії за цінами постачальника «останньої надії», Товариство інформує про необхідність проведення відповідних процедур публічних закупівель відповідно до вимог Закону України «Про публічні закупівлі».
Також наголошуємо, що замовникам при плануванні дати початку проведення процедури закупівлі потрібно зважати на те, що навіть у разі успішного проведення аукціону та вибору переможця торгів електронною системою закупівель – не виключено, що термін укладення договору може затягнутись, або ж узагалі договір укладено не буде (наприклад, через відхилення пропозицій усіх учасників процедури закупівлі), а тому розпочинати процедуру закупівлі необхідно ЗАВЧАСНО.
- Особистий кабінет
- «>Оплата
- «>Рахунок
- Договори
- Тарифи
- «>Обслуговування клієнтів з обмеженими можливостями
- «>Відключення
- «>Підключення
- Нормативні документи
- «>Питання-відповідь
- Контакти
- Центри обслуговування клієнтів
- «>Карта розташування ЦОК
- «>Електронна черга
- Контакти
- «>Віртуальний тур по ЦОК
Еще один «пожиратель» электроэнергии — бойлер. Сделать этот прибор более экономным позволит регулярная очистка от накипи. Очистка ТЭНа два раза в год позволит снизить расход электроэнергии на 15–20%.
Стоит ли отключать бойлер, пока вы им не пользуетесь, зависит от его объема. Если прибор объемом 30–50 л, то отключать его на день имеет смысл, т. к. он быстро наберет нужную температуру и не потратит на это много электроэнергии.
(Не) льготная электроэнергия: сколько будет стоить и как получить субсидию
В современных квартирах очень много приборов, которые работают в режиме ожидания: телевизоры, компьютеры, принтеры, кофемашины, микроволновки, мультиварки и т. д.
На самом деле даже в режиме покоя они потребляют электричество, хотя, на первый взгляд, их аппетиты кажутся ничтожными. Технология экономии электроэнергии в этом случае предельно проста — отключайте бытовые приборы из розетки всегда, когда они не нужны.
Проблемы с энергетикой начались в 2014 году. Причиной тому стали военные действия на юго-востоке Украины и непонимание с соседними странами.
Недостаточное количество энергоносителей заставила приостановить деятельность некоторых предприятий, негативно сказалась на качестве жизни, поставила перед жителями Украины сложная задача, оплачивать электроэнергию по новым тарифам. В 2020 ситуация по-прежнему остается сложной.
Предложенный ДТЭК тариф предусматривает выполнение следующих условий:
- увеличение тарифа в месяц на первые 100 кВт/ч – до 1,68 грн.;
- увеличение тарифа потребителям свыше 500 кВт / ч до 2,88 грн.
Начиная с 2021 года и вплоть до 2023 года руководитель предприятия предложил ежегодно увеличивать стоимость услуг для потребителей свыше 500 кВт/ч на 25%. Если такое случится, электроэнергия тарифы для населения с 01.03.2021 станут катастрофически высокими, что равносильно смерти для людей пенсионного возраста.
Ситуацию, сложившуюся на Украине, можно назвать катастрофической. Недостаточная обеспеченность жителей, отсутствие денег в государственной казне, долг перед МВФ, военные действия на Донбассе и коронавирус – минимальный перечень проблем, с которыми президент и население Украины столкнулось лично.
Повышать стоимость услуг снова-глупая затея. Несмотря на терпимость народа, может наступить предел. Если такое случиться, предсказать ситуацию будет трудно.
Эксперты по вопросам ЖКХ уверены, что действующие тарифы на электроэнергию будут стабильными вплоть до конца декабря 2020 года. Ни для кого не секрет, что есть постановление КМУ. Однако, с нового года тарифы и цены на электроэнергию в 2021 году для населения в Украине снова изменится.
Открытый для формирования цены рынок заработает вновь. Поэтому повышения тарифов не избежать. По предварительным данным ситуация будет следующей:
- первый скачок тарифов на свет состоится в январе 2021 года, стоимость услуг вырастет на 10-15%;
- стоимость услуг будет зависеть от количества конкурирующих между собой поставщиков;
- окончательная стоимость услуги формируется в зависимости от цен газа и энергоносители.
Вывод: изменение тарифов на свет произойдет обязательно. Это произойдет в начале нового года или ближе к весне. Какими будут тарифы на электроэнергию на 1 апреля 2021 года в Украине станет известно в конце этого года.
Главные причины роста причины роста стоимости услуг на электроэнергию кроются в следующих факторах:
- Отсутствие контроля над большей частью угольного бассейна (на сегодняшний день он находится на оккупированной территории).
- Высокая стоимость энергоносителей из-за рубежа (Украина не в состоянии погашать потребности за счет собственных энергоносителей, поэтому закупает их на европейских рынках по выгодным ценам).
- Ежегодный рост цен на европейское топливо.
- Транспортировка зарубежного топлива требует внесения дополнительной оплаты, что проблематично из-за отсутствия средств в государственной казне.
Тарифы на электроэнергию в 2021: что изменится для населения
На данный момент не идет речь об отмене многозонных тарифов. По двухзонному или трехзонному счетчику стоимость электроэнергии будет считаться в зависимости от времени суток.
Двухтарифный счетчик
Время суток | Тариф |
с 7 до 23 часов | 1,68 грн |
с 23 до 7 часов | 0,84 грн |
Тарифная «дата Ч» может наступить уже с 1 января следующего года, то есть через 10 дней.
Действующее ПСО по ценам на электроэнергию для населения истекает в этом году. То есть Кабмин должен либо его продлить, либо предложить какую-то другую модель.
Если предположить, что о тарифной теме в Кабмине вдруг «забудут», то уже с 1 января «Энергоатом» и «Укргидроэнерго», на которые сейчас возложены спецобязательства, смогут выходить на свободный рынок электроэнергии с любыми ценниками, — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По его словам, расчетный ценник, который могут выставить людям эти компании, — порядка 3 гривен за киловатт.
Но не факт, что власти решатся вот так сразу отпустить цены на электроэнергию в свободное плавание. Иначе все может закончиться тарифным майданом, — говорят эксперты.
Пауза в уже анонсированном «решении» связана с тем, что найти компромисс в этом вопросе пока так и не удалось.
«С одной стороны, у президента не в восторге от повышения тарифов, так как понимают, что это сильно ударит по рейтингам власти. Поэтому перед правительством поставили задачу искать варианты по ПСО на 2021 год. С другой — есть МВФ, которому власти уже пообещали «экономически обоснованные тарифы», и зеленая энергетика, где завязаны интересы многих европейских и американских инвесторов. Платить дальше по высоким зеленым тарифам и при этом не повышать ценник для населения попросту нереально. Плюс — в энергетике реально назревает кризис из-за высоких долгов почти в 40 млрд гривен», — говорит источник.
В Кабмине действительно обсуждается вопрос продления ПСО на 2021 год.
«Энергоатом» хотят обязать продавать львиную долю электроэнергии гарантированному покупателю по цене от одной до 15 копеек за киловатт. То есть это фактически тот же ценник, что и сейчас.
Сейчас главный вопрос не в том — будут ли повышать ценник для населения, а насколько именно его повысят.
Геннадий Рябцев говорит, что обойтись без пересмотра тарифов вряд ли удастся.
«Страна» уже писала об основных причинах тарифного роста.
Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.
Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:
- расчет стоимости обслуживания;
- распределение суммы по списку жильцов;
- выставление счетов;
- контроль за своевременной оплатой;
- заключение договором с поставщиком услуг.
Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
Минусы прямых контрактов с РСО:
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Работа с должниками кропотлива и трудоемка:
- ведение учета плательщиков и неплательщиков;
- своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
- контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.
Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Причины жалоб на работу РС могут быть:
- некачественно поставляемые услуги;
- перебои в подаче воды, свете, газа;
- неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.
Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения. Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.
С 1 января 2021 года газоснабжающие компании Украины подняли цену на газ для населения. Топливо в среднем подорожает на одну гривну за кубометр по сравнению с ценой в декабре 2020 года. Дороже газ обойдется клиентам ООО «Львивенергозбут», у этого поставщика цена в январе составит 10,8 грн за кубометр (в декабре – 9,05 грн).
Тарифы же в большинстве облгазсбытов колеблются в пределах 8,91 грн за кубический метр («Полтавагаз сбыт») и до 9,93 грн («Черновцыгаз сбыт») – цена включает НДС, но без стоимости услуги за распределение, то есть за доставку. Для сравнения: в декабре облгазсбыты продавали газ населению в среднем по 8,8 грн за куб – цена в разных областях была в диапазоне 7,92 – 9,05 грн.
Всего в Украине 12,5 млн бытовых потребителей газа. 70% из них обслуживают облгазсбыты (Региональной газовой компанией Дмитрия Фирташа) – это более 9 млн домохозяйств.
Ряд поставщиков, которые начали свою деятельность после запуска розничного рынка газа для населения (с 1 августа 2020 года) пока предлагают более низкие цены на газ. Они заинтересованы в привлечении клиентов, поэтому часто демпингуют. Самую низкую цену в январе предлагает ООО «Мегаватт Энерго» – 7,05 грн (в декабре – 6,22 грн). Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины» подняла цену в январе до 7,22 грн за куб (в декабре 6,33 грн). Поставщик последней надежды – ГП «Нафтогаз Украины» в январе продавать газ по 7,65 грн за кубометр (в декабре – 6,77 грн).
С 1 января также возрастет стоимость услуги за доставку газа – в среднем почти вдвое по сравнению с декабрем. Итак, в платежке от оператора газораспределительной системы в графе «плата за распределение (доставку) природного газа» будет стоять большая цифра. Всего в Украине работает 43 оператора газораспределению – им тарифы утверждает государственный Регулятор.
16 декабря 2020 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила тарифы на распределение газа на 2021 год для первых 19 облгазов. В ближайшее время государственный Регулятор обещает утвердить тарифы и для остальных облгазов.
По предварительным расчетам, для 17 облгазов тариф вырастет на 6-110%, еще для двух облгазов тариф снизится. Больше будут платить потребители АО «Лубныгаз» – 2,94 грн за кубометр в месяц (с НДС). Меньше всего – 0,47 коп – потребители ЗАО «Кременчуггаз». Стоит отметить, что после общественного обсуждения Регулятор утвердил тарифы на 7-11% ниже, чем планировалось.
С 1 января подорожают услуги на отопление. 24 декабря НКРЭКУ приняла ряд постановлений об установлении новых тарифов на производство тепловой энергии для 22 предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). Подорожание отопления произошло сразу после того, как в декабре «Нафтогаз Украины» повысил цену на газ для производителей тепловой энергии до 6103 грн за тысячу кубометров, то есть на 13,5% выше, чем была стоимость газа для ТКЭ в ноябре.
«Нафтогаз» поставляет газ предприятиям ТКЭ в рамках специальных обязательств (ВСО), то есть цена регулируется Кабмином с учетом изменений котировок (цен) на европейских газовых хабах. Средняя цена газа по ВСО в 2020 году составляла 3813,10 грн за 1000 кубометров, что на 28% ниже, чем средняя цена газа по ВСО в 2019 году.
Средневзвешенный тариф для поставки тепла населению для 22 компаний составил после повышения 1121,71 грн/Гкал. При этом наиболее высокий размер тарифа в Северодонецкого ТЭЦ – 1471,54 грн/Гкал, самый низкий – в ТЭЦ-2 Эсхар (Харьковская обл.) – 653,99 грн/Гкал.
Больше тариф для населения вырос для ООО «Евро-реконструкция» (Киев, Дарницкая ТЭЦ) – до 791,40 грн за 1 Гкал (без НДС), то есть на 49,7%. Меньше повышенный тариф для Днепровской ТЭЦ (город Каменское, Днепропетровская обл.) – до 1204,38 грн за 1 Гкал (без НДС), то есть на 5,5%.
НКРЭКУ устанавливает тарифы на производство тепловой энергии для 26 лицензиатов с объемом выработки более 170 000 Гкал – это 50% от общего объема производства тепловой энергии в Украине. Остальным предприятий ТКЭ – таких в Украине почти 2000 – тарифы на производство тепла устанавливают местные органы власти.
Потребители с электроотоплением вскоре получат компенсации — Шмыгаль
С 1 января отменяется льготный тариф (0,9 грн за кВт-час) в первые 100 кВт-час потребленной электроэнергии для населения. Решение об этом Кабмин принял 28 декабря 2020 года. Уже с первого кВт-часа украинцы будут платить 1,68 грн – такой тариф будет действовать до 31 марта 2021 года.
Целесообразно заметить, что в помещениях, где установлены двух- и трехзонные счетчики электрической энергии, понижающие коэффициенты двух и трехзонного учета потребленной электрической энергии останутся без изменений. «Поэтому в случае установления, к примеру, двухзонного учета электрической энергии, ее цена в ночное время будет на 50% меньше», – успокаивает Минэнерго.
Но стоит помнить, что понижающие коэффициенты теперь применяться к тарифу, который вырос с 0,9 грн до 1,68 грн за кВт-час. То есть с января ночная электроэнергия уже будет стоить не 0,45 грн за кВт-час (0,9 грн : 2 = 0,45 грн), а 0,84 грн (1,68 грн : 2 = 0,84 грн), то есть почти вдвое больше, чем теперь. Для домов с электрическим отоплением установлен месячный лимит потребления 3000 кВт-часов, в пределах которого действуют ночные тарифы. И хотя потребитель обычно пытается уложиться в этот лимит, это все равно достаточно большие объемы потребления, поэтому придется выложить кругленькую сумму.
К примеру, если за отопление дома только ночной электроэнергией электрическим котлом мощностью 10 кВт (рассчитан на отопление дома площадью до 100 квадратных метров) вместе с дневным потребления хозяин платил около 1,5 тыс. грн в месяц, то с нового года придется платить около 3 тыс. грн.
Однако цена электроэнергии и в дальнейшем будет расти. И.о. министра Юрий Витренко отметил, что даже после повышения цены будут примерно вдвое ниже реальных рыночных цен на электрическую энергию. Ежегодные дотации за заниженных тарифов на электроэнергию для населения достигли 65-70 млрд грн. «Главком» писал о том, что от решения по тарифам зависит дальнейшая финансовая поддержка Украины от МВФ.
28 декабря правительство одобрило постановление которым, в частности, был продлен срок действия Положения о возложении специальных обязанностей участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии (ВСО).
Срок действия действующего механизма ВСО истекает 01.01.2021 года, и в случае непринятия предложенных изменений цена на электроэнергию для бытовых потребителей должна формироваться на рыночных условиях. Минэнерго считает, что это привело бы к резкому – более чем в 2,5 раза, рост тарифа на электрическую энергию для населения – до 3,30 грн за кВт-час. Поэтому правительство путем принятия упомянутого постановления пытается избежать стремительного роста тарифа для населения уже с января следующего года. Но в течение месяца Минэнерго совместно с НКРЭКУ обещает усовершенствовать «сценарий финансового сбалансирования рынка электрической энергии в 2021 году, на основании которого правительства будет предложено обновленную редакцию ВСО». Вполне понятно, что через три месяца состоится следующий рост цены на электроэнергию – до более 3 грн за кВт-час.
Наталка Прудка, «Главком»
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Поскольку в соответствии с новыми правилами поставки электроэнергии рынок электроэнергии является конкурентным, заказчику придется выбирать нового поставщика с применением одного из вариантов:
• либо путем проведения открытых торгов, если ожидаемая стоимость потребности в электроэнергии (остаток на часть декабря и до конца этого года) будет равна или будет более 200 тыс. грн., — для заказчиков-бюджетников, и 1 млн грн. — для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922;
• либо путем заключения прямого договора, если ожидаемая стоимость не превышает стоимостный предел, предусмотренный Законом № 922.
При этом если заказчик не уверен в том, что сможет доказать контролерам, что закупка электроэнергии на декабрь — это новый предмет закупки, то даже на сумму менее 200 тыс. грн. нужно проводить открытые торги.
Как видим, с декабря этого года закупка электроэнергии как товара по переговорной процедуре станет для заказчика возможной лишь при наличии законных оснований, в частности, если два раза не состоятся открытые торги.
Надеемся, что с закупками на декабрь 2018 года мы разобрались. Далее возникает следующий вопрос: электроэнергия — это такой товар, который должен поставляться непрерывно, поэтому как быть заказчикам с закупками электроэнергии на 2019 год? Можно ли продлить действие «старых» договоров 2018 года на 20 % на 2019 год? Можно ли продлить действие новых декабрьских договоров на 2019 год на 20 %? Ответим на эти вопросы.
Прежде всего остановимся на возможности применения положений ч. 5 ст. 36 Закона № 922 к действующим в настоящее время «старым» договорам закупки электроэнергии на 2018 год. Сразу отметим, что указанные договоры невозможно распространить на услуги по распределению электроэнергии, и вот почему.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 Закона № 922 действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.
Поскольку, как мы указывали выше, действующий поставщик не будет иметь права поставлять электроэнергию уже после 11.12.2018 г., поэтому в части поставки эти договоры нельзя будет продлить.
В то же время эти договоры будут действовать исключительно в части задолженности/переплаты, начисления пени, неустойки, ограничения и прекращения поставки электроэнергии, а в остальной части договоры о пользовании электроэнергией и договоры о поставке электроэнергии прекращают свое действие. Кстати, Правилами № 312 утверждены новые формы договоров на поставку и на распределение электроэнергии.
Одновременно с этим в п. 4 постановления НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 318 предусмотрено следующее: в период с даты получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по распределению электроэнергии до 01.12.2018 г. операторам систем распределения заключить договоры о предоставлении услуг по распределению электроэнергии, которые заключают с потребителем, со всеми потребителями, электроустановки которых присоединены на территории деятельности таких операторов. Договор разрабатывают операторы на основе существенных условий, определенных Кодексом систем распределения, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 310, и формы, установленной Правилами № 312.
Так, п.п. 2.1.4 разд. ІІ Правил № 312 предусмотрено, что договор потребителя о предоставлении услуг по распределению электроэнергии является публичным договором присоединения и заключается с учетом ст. 633, 634, 641, 642 ГКУ по форме договора, приведенного в приложении 3 к этим Правилам.
При этом в соответствии с Правилами № 312 в случае необходимости определения по взаимному согласию сторон дополнительных условий договора, конкретизирующих условия договора, форма которого установлена этими Правилами, договор оформляется в бумажной форме. Поэтому усматривается, что стороны могут уточнять, конкретизировать в зависимости от определенных обстоятельств предусмотренный в приложении 3 к Правилам № 312 Типовой договор потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электроэнергии.
Что касается возможности продления срока действия новых декабрьских договоров на поставку и на распределение в начале 2019 года, то все зависит от того, будут ли они заключены по результатам процедур закупок. По этому поводу напомним, что ч. 5 ст. 36 Закона № 922применяется именно к «процедурным» договорам. Поэтому если заказчики будут работать по прямым договорам, без применения Закона № 922, то они не смогут применять к ним п. 8 ч. 4 ст. 36и ч. 5 ст. 36 Закона № 922.
Что же тогда делать заказчикам для обеспечения электроэнергией в 2019 году?
Во-первых, уже в 2018 году заказчик может запланировать закупку электроэнергии и закупку услуг по распределению электроэнергии в годовом плане закупок на 2018 год и объявить по электроэнергии открытые торги, а по распределению провести переговорную процедуру закупки. При этом заказчикам-бюджетникам не стоит забывать об ограничениях, установленных ст. 48 «Взятие бюджетных обязательств» Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. 031233400).
Во-вторых, если до конца года КМУ будет определен поставщик «последней надежды», то заказчики при наличии оснований смогут выбрать на три первых месяца 2019 года поставщика «последней надежды». А возможно, такой выбор будет сделан еще в декабре этого года, если заказчик не выберет нового поставщика, а механизм поставщика «последней надежды» уже до того времени заработает.
Цены на свет в Украине теперь регулирует государство
Более 28 млн грн поступило в бюджет Киева после продажи трех земучастков – КГГА
ЗаТЭС подключила к энергосистеме блоки №1 и № 2 суммарной мощностью около 300 МВт
Цена нефти Brent поднялась выше $59 за баррель впервые почти за год
Польский mBank улучшил прогноз роста прибыли «Кернела» в 2020г на 23%
Молдова 12 февраля лишится железнодорожного сообщения из-за убытков
Общий объем поступлений от туристического сбора в 2020г составил 130,6 млн грн – ГАРТ
«Укрэнерго» выиграло апелляцию у НЗФ по тарифам на диспетчеризацию
Ливан будет импортировать молоко из Украины
МАУ за 10 мес. вернула пассажирам более $26,5 млн за отмененные рейсы
Порядок ввода приборов учёта коммунальных ресурсов в эксплуатацию закреплён в п.п. 81(4) – 81(7) ПП РФ № 354. При этом исполнитель КУ должен проверить соответствие установленного оборудования технической и заводской документации, схему монтажа оборудования согласно техзаданию и его комплектацию, работоспособность системы.
Как правило, приёмка в эксплуатацию автоматизированной системы учёта проводится в три этапа, которые соответствуют ГОСТ 34.601:
1. Приёмка работ по монтажу оборудования и проведение предварительных испытаний.
2. Период опытной эксплуатации.
3. Приёмка системы в постоянную эксплуатацию с составлением актов приёмки комплекса к учёту.
Принимает АИИСУ комиссия, в которую должны входить представители ресурсоснабжающей компании, управляющей домом организации, подрядчика, производившего монтаж и наладку автоматической системы. Также в комиссию можно включить председателя Совета многоквартирного дома или уполномоченного представителя от собственников.
Акт о вводе системы в эксплуатацию составляется минимум в двух экземплярах: один – для РСО, второй – для управляющей домом организации или ТСЖ как заказчика работ (п. 81(7) ПП РФ № 354). В документацию по приёмке системы в эксплуатацию необходимо включить акт приёмки работ по монтажу АИИСУ, акт ввода системы в работу и вся исполнительная и техническая документация по оборудованию.
Все эти документы включаются в состав технической документации на многоквартирный дом и при смене формы управления или управляющей организации в полном комплекте передаются в новую УО, в ТСЖ или собственнику, определённому на ОСС (п.п. 24, 27 ПП РФ № 491).Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО
По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников.
Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы.
В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.
Разберем вопрос “на пальцах”. Многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В общем МКД в месяц потребил 10000 кВт. На индивидуальное потребление (поквартирное) пришлось 7000 кВт.
Остается в воздухе 3000 кВт. Именно эти 3000 кВт управляющая/ресурсоснабжающая организация распределяет на все принадлежащие собственникам жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме.
И в этом случае необходимо разобраться, есть ли сверхномативное начисление КР СОИ или нет.
Ночной тариф на электричество в 2021 году. Как воспользоваться
Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры. Появляется вопрос: приводит такое решение к автоматическому исключению из предмета договора управления обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?
Общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение о переходе на прямые договоры с РСО (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ). В таком случае прямой договор считается заключенным с даты, определённой в решении ОСС.
По решению РСО этот срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О переносе срока РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС. Порядок уведомления описан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.
Изменение или расторжение ДУ МКД происходит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если другое не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).
П. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД. Поэтому принятие собственниками помещений в МКД на ОСС решение о переходе на прямые договоры влечёт изменение договора управления МКД в силу закона.
Работа управляющих организаций после принятия № 59-ФЗ
Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.
Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме.
Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).
Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.
Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО
Итак, собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, но управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги. Что можно сделать в такой ситуации?
Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.
Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.
Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.
Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.
Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.
— Раньше, если собственник участка на территории СНТ хотел заключить индивидуальный договор энергоснабжения (и не зависеть в вопросах энергоснабжения от товарищества), ему надо было заключить с СНТ специальный договор на пользование электросетям товарищества. Теперь это требование отменено.
- упорядочение и конкретизиция взаимодействия сетевиков и садоводческих товариществ
- исключение дублирующего строительства новых линий электропередач
- пресечение деятельности недобросовестных заявителей, имеющих:
- фактическое подключение
- немалые долги перед СНТ за ранее потреблённую электроэнергию
- «прощающих» себе задолженность
- пытающихся напрямую подключиться к сетям электросетевиков
- использующих яркую палитру благовидных предлогов
- документы, содержащие сведения о приборах учета. В них указывается тип прибора учетов, их класс, место установки, присвоенные номера, сведения о проверках. В качестве таких сведений заявителем могут быть представлены паспорт прибора учета с печатью государственного органа о проведении проверки прибора;
- схему, в которой отражена сеть, используемая потребителем (запрашивается в том случае, когда у потребителя имеется электрическая сеть).
Сложность заключения прямого договора с “Мосэнергосбытом” после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию заключается в том, что большая часть квартир ещё не оформлена в собственность. Это значит, что провести собрание жильцов не удастся. В такой ситуации застройщик после ввода в эксплуатацию в течение 5 дней на своё усмотрение заключает договор на три месяца с любой управляющей компанией.
- Установить оборудование, считывающее потребляемое электричество. Монтажные работы должен проводить специалист от компании поставщика, так как он пломбирует счётчик и выдаёт документы.
- Предоставить в “Мосэнергосбыт” акты ввода в эксплуатацию, техприсоединения и о разграничении балансовой принадлежности. Помимо этого, потребуется предоставить документы, подтверждающие личность владельца организации (юр. лица), устав компании, свидетельство о постановки на налоговый учёт.
- Написать заявление на заключение прямого договора.
Энергосбыт еще требует, чтобы в Акте было прописано количество и качество подаваемой на садовый участок электроэнергии — количества фаз, вольт, мощность. Акт должен быть удостоверен печатью садоводческого объединения.
Прямой договор энергоснабжения садового участка — выход из многих проблем. В случае заключения прямого договора — сеть Вашего садового участка оказывается присоединена к сетевой компании опосредствовано, через сеть СНТ.
Тарифы для населения на электроэнергию в 2021 году в Украине
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Если делать все по порядку, то сначала получаем акты разграничения и тех. присоединения у правления СНТ, берем документы на участок/дом, паспорт снимаем копии и идем в офис ЕИРЦ. Там заполняем заявление, оплачиваем услугу, и ждем звонка от них. По большому всё. самое сложное получить акты, всё остальное делается довольно быстро.
Каждый житель Беларуси обязан производить оплату за потребляемую электроэнергию не позднее 25 числа месяца, который следует за расчётным периодом. Если оплата не была произведена до 26 числа, то сумма автоматически приобретает статус задолженности. При задолженности платежа за каждый день просрочки взимается пеня в размере 0,3% от суммы платежей, которые не были вовремя оплачены.
Расчётным периодом считается календарный месяц, а оплата производится за установленный расход.
Оплату можно произвести путём перечисления средств на расчётный счёт энергоснабжающей компании:
- В любом отделении банка или почты
- В расчётно-кассовых центрах
- В инфокиосках
- Через интернет-банкинг
Также, согласно законодательству Республики Беларусь, граждане имеют право на оплату электроэнергии по льготному тарифу. Для этого необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию, предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий право на получение льгот.
Оплата производится согласно тарифам, установленным законодательством.
Кто устанавливает тарифы?
Тарифы, а также нормы оплаты электроэнергии устанавливаются на основании Постановлений Совета Министров.
Тарифы на электроэнергию пересматриваются примерно раз в полгода на основании:
- Роста потребления электроэнергии
- Увеличения или снижения цен на электроэнергию
Нормы расхода зависят от:
- Числа жителей
- Наличия счётчика
- Наличия электрической плиты
- Времени использования
Также следует отметить, что в Беларуси существует 3 тарифа:
- По объёму потребления
- По двум временным периодам
- По трём временным периодам
Согласно Постановлению Совета Министров №933 от 28.12.2019 г., с 1 января 2021 года действуют новые тарифы на электроэнергию.
1. Тарифы по объёму потребления
С начала года правительство повысило тарифы по объёму потребления. Теперь не учитывается количество человек, проживающих в квартире или жилом доме, а также сколько кВт∙ч проживающий потребил. Все платят по единому тарифу.
Для жителей, у которых на кухне установлена электрическая плита, тариф равен 0,1778 рубля за кВт∙ч, у кого установлена газовая — 0,2092 рубля за кВт∙ч.