Как рассчитать пени по 44 фз 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать пени по 44 фз 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для расчета Вам необходимо лишь определить размер невыполненных обязательств.


Что такое претензия?

Претензия — заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе (Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).

Особенности начисления неустойки и пеней по 44-ФЗ в 2021 году

В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, при любом нарушении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) претензию с требованием об устранении нарушений.

А в соответствии с ч.5 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) заказчику является правом поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае нарушения обязательств по контракту заказчиком.

Но в соответствии со ст.4 АПК РФ при невыполнении обязанности по досудебному урегулированию спора (направление претензии и ответ на претензию в срок) лицо теряет право на судебную защиту своих интересов.

В том числе, для заказчика по госконтракту предусмотрена ответственность за бездействие, предусмотренная ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

Претензия оформляется в свободной форме, но существуют обязательные атрибуты:

  • Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
  • Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
  • Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
  • Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
  • Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
  • Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
  • Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
  • Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
  • В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.

После расчета пени на нашем онлайн калькуляторе расчета пени по 44-ФЗ Вы сможете сформировать образец претензии.

Претензию необходимо направить заказным письмом или иным способом, позволяющим отследить получение письма, по адресу места нахождения Адресата, т.е. тот адрес, который указан в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве адреса регистрации лица.

Копию или экземпляр претензии, а также чек об отправке или иной документ, подтверждающий направление претензии Адресанту необходимо сохранить.

Не рекомендуем передавать претензию лично в руки, во избежание спорных ситуаций в будущем.

Калькулятор пени по 44 фз – онлайн расчет неустойки

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Цена контракта (этапа); Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей 10%
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5%
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 1%
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей 0,5%
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей 0,4%
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей 0,3%
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей 0,25%
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей 0,2%
превышает 10 млрд. рублей 0,1%

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Цена контракта (этапа) Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей 3%
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) 2%
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) 1%
Пример:
цена контракта составляет 2 млн. руб. штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03)
7 млн. руб. 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02)
12 млн. руб. 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01)

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

НМЦК Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контракта Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей
Цена контракта Размер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей 1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 10 000
превышает 100 млн. рублей 100 000

Калькулятор расчета неустойки (пени) для 44-ФЗ

  • Составляем возражение на жалобу в ФАС — образец
  • Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
  • Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 44‑ФЗ
  • Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках
  • С жалобами по 223‑ФЗ разберется ФАС России

Начиная с сентября 2017 года Исполнитель и Заказчик, которые являются двумя сторонами заключившими между собой контракт, должны рассчитывать пени по новой системе в случае невыполнения обязательств. В нововведения входят такие пункты как:

1. Произошло изменение размера штрафов, который накладывался на Исполнителя при неисполнении им своих обязательств при стоимости контракта больше, чем 500 млн.р, исключения составляют — просрочка исполнения взятых обязательств.

2. СМП, среднего предпринимательства и СОНКО в этом плане однако выигрывают, штрафы которые накладываются на них стали куда ниже по сравнению с иными компаниями.

3. Установили фиксированную сумму, накладываемую на победителя, который предложил наибольшую сумму контракта.

4. Определили денежные штрафы для Исполнителей по контрактам, которые не имеют стоимости.

5. Так же как и для Исполнителей, Заказчики будут платить фиксированную сумму, которая будет зависеть от ценовой стоимости заключенного контракта в случае, если Заказчик откажется от выполнения обязательств.

6. Изменения принципа расчета штрафов, которые оплачивает Исполнитель в случае нарушения срока выполнения договора.
Данные нововведения созданы с целью упрощения системы расчетов пени и добиться того, чтобы она была более понятна, поскольку произойдет сокращения спорных вопросов в случае неправильно начисленной неустойки.

Давайте посмотрим на одну из ситуаций, которая может произойти между Исполнителем и Заказчиком. Дано:

1. Контракт заключен на суммарную стоимость в 1 миллион 200 тысяч рублей.

2. Выполнить обязательства нужно было 19 января 2017 года.

3. Исполнителем было передано товара на общую сумму 850 тысяч рублей.

4. Все оборудование Исполнитель доставил 1 февраля 2017 года.

Отсюда имеем следующее:

1. Рефинансирование на 2017 год в это время — 7,75%, следовательно, коэффициент у нас будет 0,0755.

2. Теперь давайте вычислим размер обязательств которые были не выполнены:

Сумма контракта — Стоимость поставленного товара = сумма обязательств.

1 200 000 — 850 000 = 350 000 рублей.

3. Теперь выясним дни просрочки, у нас их 12.

Теперь требуется узнать сумму пеней, которую должен заплатить Исполнитель:

Сумма пени: 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей.

Давайте посмотрим на одну из ситуаций, которая может произойти между Исполнителем и Заказчиком. Дано:

1. Была заключена сделка на суммарную стоимость 500 тысяч рублей.

2. Срок в который должен был выполнен договор — 25 января 2017 года.

3. Заказчиком было оплачено в срок всего лишь 250 тысяч рублей.

4. Остаток суммы был перечислен 1 февраля 2017.

Отсюда имеем следующее:

1. Рефинансирование на 2017 год в это время — 7,75%, следовательно, коэффициент у нас будет 0,0755.

2. Теперь давайте вычислим размер обязательств которые были не выполнены:

Сумма контракта — Стоимость поставленного товара = сумма обязательств.

500 000 — 250 000 = 250 000 рублей.

3. Теперь выясним дни просрочки, у нас их 6.

Теперь требуется узнать сумму пеней, которую должен заплатить Исполнитель:

Сумма пени: 1 : 300 * 0, 0775 * 250 000 * 6 = 387,50 рублей.

При просрочке обязательств Заказчиком по оплате по контракту пеню рассчитывают от неуплаченной в срок суммы оплаты по госконтракту (п. 5 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Подрядчик (исполнитель) по госконтракту выполняет работы (оказывает услуги, продает товары), однако, пеню надо рассчитать в денежном выражении. Для этого цену контракта (или отдельного этапа контракта) уменьшают пропорционально тому объему обязательств, который уже фактически выполнен.

Учитывайте, что если подрядчик (исполнитель) нарушает не основное обязательство по контракту, то к нему предъявляют не требования о взыскании пени, а взыскивают штраф в порядке и размере, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042.

Разъяснения по этому поводу даны Верховным Судом Российской Федерации (далее – ВС РФ) в Определении от 13.08.2020 г. № 305-ЭС20-10760 (в конкретном случае указано на недопустимость выставления пени за несоблюдение сроков передачи сопроводительных документов).

В связи с внесением изменений в п. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года, в случае, если контракт разбит на этапы, то пени считаются исходя из стоимости каждого из этапов, даже если вы не предусмотрите это непосредственно в контракте.

НДС включается в сумму расчета пени, если только сторона не применяет налоговый режим, при котором она не является плательщиком НДС.

Если заказчик не может рассчитать потребность в товарах (объеме работ или услуг), то неустойку, в том числе пеню, можно рассчитать от максимального значения цены контракта.

Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ

Для расчета пени сумму неисполненных обязательств по госконтракту (или этапу контракта) умножают на 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ на момент расчета пени и на количество дней просрочки.

К неустойкам (в.т.ч. пеням) по госконтрактам применяется общее правило статьи 333 ГК РФ о том, что такая неустойка может быть уменьшена в случае ее несоразмерности основному обязательству. Для этого должник должен заявить об уменьшении до окончания рассмотрения дела по существу и удаления суда 1 инстанции в совещательную комнату.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Профессиональная переподготовка

Государственные, муниципальные и корпоративные закупки

От 7 300 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

От 4 300 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

От 3 900 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

От 4 900 руб Подробнее

Что назначать — пени или штраф? Выбор не зависит от желания сторон. Пени могут назначаться в единственном случае — если исполнение обязательства просрочено. Например, когда поставщик поставил товар позже даты исполнения контракта.

Во всех остальных случаях, то есть когда нарушение не связано с просрочкой исполнения обязательства, налагается штраф. Если поставщик привез товары вовремя, но они оказались ненадлежащего качества или неполного ассортимента, на него следует наложить штраф.

На практике может сложиться ситуация, когда заказчик не стремится выставить неустойку. Чаще всего это бывает, если его с поставщиком связывают длительные партнерские отношения. Может ли заказчик не начислять пени или штраф? Нет, закон 44-ФЗ такой вольности заказчику не позволяет, ведь речь идет о бюджетных деньгах. Выставлять неустойку следует даже за самые несущественные нарушения.

Если поставщик не поставил товар в срок, это должно квалифицироваться, как неисполнение им своих обязательств по контракту. За это полагается штраф. Если товар все-таки будет поставлен, хоть и с опозданием, штраф можно заменить на пени. Однако вовсе никак не отреагировать на задержку поставки заказчик по закону не имеет права.

Но выставить неустойку — это еще не значит ее получить. Должен ли заказчик требовать ее уплаты? Ни постановление № 1042, ни статья 34 закона 44-ФЗ об этом не говорит. В них лишь содержатся положения о требовании неустойки. Среди специалистов по госзакупкам единого мнения также нет. В любом случае заказчику следует исходить из соображений разумности.

Расчета пеней очень прост — в упомянутом выше постановлении Правительства формула упрощена до предела.

Пени = Цена Контракта * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

Правила исчисления пеней таковы:

  1. Если на момент начисления пени обязательства частично исполнены, их стоимость нужно вычесть из цены контракта.
  2. Начинать расчет нужно со дня, следующего за датой исполнения контракта.
  3. В расчет следует включить выходные и праздничные дни.
  4. Ключевую ставку ЦБ (не путать со ставкой рефинансирования) нужно брать на дату уплаты пеней.

Рассмотрим пример. Пусть цена контракта составляет 2,4 млн рублей. Поставщик в срок поставил товар стоимостью 1,6 млн рублей. Период просрочки составил 25 дней. Ключевая ставка ЦБ — 7,25%. Рассчитаем сумму пеней.

Учитывая, что обязательства были частично исполнены, стоимость контракта будет уменьшена. Формула примет вид:

(Цена контракта — Цена исполненных обязательств) * 1 / 300 * Ключевая ставка ЦБ / 100 * Кол-во дней просрочки

Пени составят: (2 400 000 — 1 600 000) * 1 / 300 * 7,5 / 100 * 25 = 5 000 рублей.

Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить?

Условия оплаты должны прописываться в контракте. Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.

Поставщик просрочил поставку мебели на 10 дней, а после этого еще в течение 10 дней осуществлял сборку. За какой срок начислять пени? За 10 дней или за 20?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что прописано в контракте. Если товар должен был готов к сроку уже в собранном виде, то просрочка составляет 20 дней. Если же сборка мебели была отдельным условием, и на нее выделялось определенная время, то нужно смотреть, превышено оно или нет. Например, в контракте прописано, что сборка мебели должна быть осуществлена в течение 5 дней. Тогда просрочка по сборке составить 5 дней. Итого пени нужно выставлять за 15 дней: 10 дней просрочки поставки + 5 дней просрочки сборки.

При этом отдельное соглашение или включенное в текст договора условие о неустойке на случай неисполнения обязанности по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, может быть признано недействительным по самостоятельному основанию (статьи 168 — 179 ГК РФ). В таком случае указанное соглашение не влечет последствий, на которые оно было направлено.

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Такая неустойка начисляется ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Калькулятор расчета пени (неустойки) за просрочку контракта — 2021 год

В новом постановлении отсутствуют условия определения пени, которые подлежат оплате заказчиком после нарушения срока договора. Поэтому сейчас действенны нормы прошлой статьи 34 44-ФЗ. Пени за просрочку исполнения контракта добавляется ежедневно до тех пор, пока кредитор не заплатит проценты. Ставка рефинансирования составляет 1/300. Формула для исчислений одинаковая для заказчиков и поставщиков.

Поставщики и заказчики, выступающие в роли сторон по государственному договору, обязываются осуществлять подсчет финансовых санкций в случае нарушения условий контракта. Все пени всегда прописываются в контракте, они должны указываться четко и однозначно для того, чтобы нарушитель не смог уклониться от наказания. Многие физические лица не различают между собой пени и штрафы.

Пройдите обучение для заказчиков по 44-ФЗ на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

Основное новшество состоит в том, что пени для поставщиков не нужно будет рассчитывать по специальной формуле. На смену ей придет простое правило: за каждый день просрочки пени будут начисляться в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. При этом она должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему исполненных обязательств.

Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2021 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2021 года.

С сентября 2021 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Расчет неустойки (пени) по контракту 44-ФЗ. Пример 2020 г.

Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

Изменения в расчете штрафов и пеней по 44-ФЗ Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пеней, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Что изменилось и когда нужно начать применять новые правила, рассмотрим в статье.

Согласно п. 9 Контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок до «30» апреля 2021 года. Данное условие Контракта было нарушено ООО «Гамма». Фактически обязательство было исполнено «15» мая 2021 года. Просрочка составила 15 дней.

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2021). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Как исчислять срок просрочки по контрактам 44-ФЗ

В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

  • ненадлежащее исполнение обязанностей по госконтракту (фиксированные размеры установлены в п. 3 Правил ПП РФ № 1042);
  • несоблюдение договорных условий (величина взыскания определена п. 4 Правил ПП РФ № 1042);
  • недобросовестное выполнение условий контракта поставщиком — победителем закупки с наивысшей ценой (взыскание налагается на материально ответственных лиц по п. 5 Правил ПП РФ № 1042);
  • нарушения при исполнении обязательств, не имеющих стоимостного выражения (п. 6 Правил ПП РФ № 1042);
  • ненадлежащее выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (фиксированная неустойка в размере 5% от стоимости подрядных работ — п. 7 Правил ПП РФ № 1042).

Стороны вправе взыскать упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Для заказчика инструментом взыскания является не только неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору, но и обеспечение контракта. Поставщик предоставляет обеспечение госконтракта при его заключении. Чаще всего обеспечением выступает банковская гарантия, равная авансовому платежу по госконтракту. Взыскивать упущенную выгоду через гарантию допускается только на основании судебного решения. Если в контракте прописано условие об использовании гарантийных обязательств в качестве компенсации недобросовестного поведения исполнителя, то решение суда организации-заказчику не потребуется.

Порядок взысканий регулируется на законодательном уровне. Все взаиморасчеты заказчиков и поставщиков по штрафным санкциям регламентированы Постановлением Правительства № 1042 от 30.08.2021 (в редакции ПП № 1011 от 02.08.2021). В Федеральной контрактной системе правила по неустойке закреплены в ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей. Срок исполнения обязательств был назначен на 19 января 2021 года. К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей. Оставшееся оборудование было доставлено только 1 февраля 2021 года.

С сентября 2021 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

Если решили что сможете исполнить контракт, но позже или по более высокой цене, то просите заказчика изменить контракт. Такое право дал Закон от 01.04.2021 № 98-ФЗ. Если же понимаете, что исполнить контракт не получится, расторгните сделку. Как действовать в каждой из ситуаций, читайте ниже.

Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.

Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:

  1. Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
  2. Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.

Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:

  • неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
  • неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
  • если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
  • для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
  • при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
  • в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
  • если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.

Как начислять неустойку по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.

В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Для поиска необходимой информации о неустойках следует обращаться к следующим документам, предложенным законодательством:

  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.

В Постановлении № 1042 сказано, что размер штрафа напрямую зависит от суммы контракта. Приведен порядок исчисления штрафов для представителей СМП и СОНКО. А также для штрафов, когда торг проводится на повышение (в этом случае закон — на защите заказчика). Стоит акцент на важном моменте: за каждое нарушение необходимо выставлять соответствующие неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

14 августа 2019 г. начало действовать Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019 г. Оно вносит изменения в Постановление № 1042. Что же поменялось в новом регламенте? Коррективы коснулись штрафов.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

10% НМЦК, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% НМЦК, если цена 3-50 млн. руб.;
1% НМЦК, если цена 50-100 млн. руб.

Если же сумма контракта выше НМЦК, то штраф:

10% цены контракта, если цена контракта менее 3 млн. руб.;
5% цены контракта, если цена 3-50 млн. руб.;
1% цены контракта, если цена 50-100 млн. руб.

Разница между первым и вторым случаями очевидна: в первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Что же касается расчета пеней, то он, по сути, не поменялся. В Постановлении №1042 утратил силу пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Изменилось и название Постановления: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Таким образом, 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает порядок только для штрафов.

Расчет же пени не изменился – он указан в ч.5 и 7 ст.34 44-ФЗ.

В сфере закупок применяются две формы неустоек. Они кардинально отличаются друг от друга, и заменять одну на другую непозволительно.

  1. Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
  2. Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.

Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.

В проект заказчики включают:

  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств (кроме просрочки);
  • размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (кроме просрочки), в т.ч. гарантийное обязательство;
  • размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком и заказчиком обязательства, начиная со дня окончания установленного срока.

При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2017 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:

  • Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.

В первом случае пени будут рассчитываться по формуле:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

Ст – величина ключевой ставки ЦБ на день уплаты пеней;

Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;

Д – количество дней просрочки.

Например: Сумма контракта – 300 тысяч руб. Дата уплаты пеней за просрочку – 15 февраля 2019 г. Ставка рефинансирования равна 6,25%.

По условиям контракта поставка происходила в 3 этапа:

  • по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:

(1/300 * 6,25%) * 300000 * 29 =1812,50 руб.;

  • по второму этапу просрочка составила 10 дней. За этот период поставлено продукции на 170 тыс. руб. Пени исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму принятой части в первом этапе, т.е. 270 тыс. руб. По формуле находим пени:

(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.;

  • в третьем этапе последняя часть товара была поставлена на сумму 100 тыс. руб., но с просрочкой в 20 дней. Пени необходимо рассчитать от последней неисполненной в установленный период суммы, т.е. от 100 тыс. руб.:

(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.;

Чтобы узнать общую сумму пеней, нужно сложить получившиеся в каждом из этапов 3 цифры:

1812,50+562,50+416,70=2791,70 руб.

В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.

Штрафные санкции за нарушение стоимостных обязательств, применяемые к исполнителю – НЕ субъекту малого предпринимательства (СМП):

Цена контракта (руб.)

Штрафы в % отношении к цене контракта

Менее 3 млн. 10
3-50 млн. 5
50-100 млн. 1
100-500 млн. 0,5
500 млн.-1 млрд. 0,4
1-2 млрд. 0,3
2-5 млрд. 0,25
5-10 млрд. 0,2
Более 10 млрд. 0,1

Если исполнитель относится к СМП – см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи

Когда стоимость контракта ниже и выше НМЦК – также см. раздел 2 «Нормативные правовые акты» данной статьи.

Для нарушения нестоимостных обязательств штрафы начисляются в виде фиксированной суммы от цены контракта, и неважно, относится исполнитель к СМП или нет:

Цена контракта (руб.)

Фиксированный штраф (руб.)

Менее 3 млн. 1000
3-50 млн. 5000
50-100 млн. 10000
Более 100 млн. 100000

В ходе исполнения контракта заказчик также может нарушать свои обязанности. При исчислении пеней в отношении заказчика, поставщик должен руководствоваться ч.9 Правил, о которых говорится в Постановлении №1042. Для заказчика предусмотрены фиксированные штрафы за некачественное исполнение обязательств (кроме просрочки).

Цена контракта (руб.)

Фиксированный штраф (руб.)

Менее 3 млн. 1000
3-50 млн. 5000
50-100 млн. 10000
Более 100 млн. 100000

Если заказчик просрочил срок оплаты за работу поставщику, то на него налагается штраф в виде процентов на сумму долга согласно ст.395 ГК РФ.

В этом случае используется та же формула, что и для расчета неустойки для исполнителя:

1/300 Ст * Ц * Д

Например: Стоимость контракта – 300 тыс. руб. Исполнитель относится к СМП, а значит, заказчик должен оплатить работу в 15-дневный срок после итоговой приемки. А заказчик произвел оплату только через 30 дней (по общим основаниям), т.е. опоздал на 15 дней. Рассчитываем по формуле:

(1/300 * 6,25%) * 300 000 * 15 = 937,50 руб.

С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств. Среди ключевых нововведений выделяют следующие:

  1. Изменились размеры штрафа, который накладывается на поставщика при нарушении им условий контракта стоимостью свыше 500 миллионов рублей, исключая случаи просрочки выполнения обязательств.
  2. Размеры санкций для поставщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО стали ниже, чем для всех остальных компаний.
  3. Установлены размеры штрафов, которые накладываются на победителя закупочной процедуры, предложившим самую высокую стоимость контракта в ситуациях перехода через «0». Объем штрафа определяется в виде фиксированной суммы.
  4. Определены объемы штрафов для поставщиков по договорам, не имеющим стоимостного выражения.
  5. Штрафы за отказ от исполнения заказчиком своих обязательств теперь выражаются в фиксированных суммах в зависимости от цены контракта.
  6. Полностью поменялся принцип расчета пеней, которые должен выплатить поставщик при нарушении им сроков исполнения договорных обязательств.

Нововведения призваны упростить систему расчета штрафов и пеней и сделать ее более понятной. Считается, что это сократит количество спорных ситуаций по вопросам неверных начислений неустоек.

Постановлением Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года установлен порядок, в соответствии с которым заказчик должен рассчитывать и начислять неустойку по 44-ФЗ. Но прежде всего необходимо точно установить обстоятельства нарушений контракта:

  • Определить факт просрочки по договору и подсчитать число календарных дней. На основании этих данных и будет производиться расчет неустойки по 44-ФЗ.
  • Установить, имеются ли нарушения по другим условиям договора. Они могут оцениваться в денежном выражении либо не иметь такового.

По первому пункту формула расчета неустойки по 44-ФЗ следующая:

1/300 Ст * Ц * Д, где:

Ст – размер ключевой ставки ЦБ на дату уплаты пеней;

Ц – общая сумма договора или сумма обязательств, которые не выполнены в срок;

Д – число дней просрочки.

Рассмотрим пример. Полная стоимость контракта – 300 000 руб. По контракту допущена просрочка, расчет выполняется на 15 декабря 2019 г. Ключевая ставка на этот день равна 6,25 %.

Контрактом предусмотрено, что товар поставляется в 3 этапа. На первом этапе исполнитель привез всю продукцию к сроку, но заказчик не смог ее принять, потому что в партии были обнаружены товары, качество которых не удовлетворяло условиям контракта. В результате был составлен акт приемки, в соответствии с которым оформлена поставка товара на 30 000 руб. Завершить поставку по первому этапу подрядчик смог через 29 дней – именно этот период и признан просрочкой. База для расчета пени – вся сумма контракта, потому что его условия были выполнены с опозданием. Расчет неустойки по 44-ФЗ:

(1/300 * 6,25 %) * 300000 * 29 =1812,50 руб.

На следующем этапе исполнитель задержал поставку общей стоимостью 170 000 руб. на 10 дней. База для расчета неустойки – цена контракта минус стоимость продукции, доставленной ранее на первом этапе, то есть 270 000 руб. Формула расчета неустойки по 44-ФЗ будет такой:

(1/300 * 6,25%) * 270000 * 10 = 562,50 руб.

На заключительном этапе исполнитель поставил товар на 100 000 руб., опоздав при этом на 20 дней. Таким образом, пеня насчитывается на 100 000 руб. и на 20 дней:

(1/300 * 6,25%) * 100000 * 20 = 416,70 руб.

Расчет полной неустойки по 44-ФЗ в данном примере проводится простым сложением пени, начисленной на каждом этапе:

1812,50 + 562,50 + 416,70 = 2791,70 руб.

Если же подрядчик не только задержал поставку, но и не выполнил еще какие-либо условия договора, то по таким нарушениям применяется неустойка в виде штрафа. Суммы штрафов рассчитываются в виде процентов от невыполненных обязательств. Если же нарушения касаются условий, не имеющих стоимости, то устанавливается фиксированная сумма штрафа. Такой порядок прописан в Постановлении Правительства № 1042.

В 2019 году в сферу отношений в рамках 44-ФЗ был внесен ряд корректировок. С 14 августа 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1011 от 02.08.2019, которое изменило положения ранее действовавшего Постановления № 1042 от 2017 года. Установлен новый порядок расчета неустойки по 44-ФЗ:

1. Отменяются правила определения неустойки, изложенные в Постановлении Правительства РФ № 1042. Новые положения приведены в п. 13, который был добавлен на основании Постановления Правительства РФ № 1011.

2. П. 4 изложен в новой редакции. Для закупок, в которых исполнителями являются субъекты СМП и СОНКО, установлен единый размер штрафов при нарушении условий контракта. А именно, как уже было сказано выше, неустойка равна 1 % от стоимости всей сделки либо отдельного этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Определяя неустойку, можно, конечно, прибегнуть к интерактивному калькулятору пени по 44 ФЗ на одном из интернет-сайтов, однако, формула расчета претерпела изменения и стала простой и короткой.

Для правильного расчета пени предполагается определение в денежном эквиваленте объема неисполненного по контракту, который умножается на ключевую ставку Центробанка с коэффициентом 1/300, а также на количество дней задержки. В период включаются выходные, а также красные дни календаря. Долг определяется путем вычета от общей суммы по контракту денежного выражения фактически исполненного к концу срока.

Отсчет дней стоит вести с даты, следующей за той, что определена в договоре, как дата исполнения обязательства. Ставку ЦБ стоит брать ту, которая действовала в период наличия долга. Если она менялась, то расчет требуется производить с учетом изменений, дробя весь период на отдельные отрезки времени, в течение которых ставка была фиксированной.

По мнению экспертов, действующая сегодня система неустоек адекватна и равнозначна для всех участников правоотношений. Она в равной степени защищает интересы и гарантирует восстановление прав как заказчика, так и поставщика.

Штрафы за нарушение в данной сфере фиксированы и строго прописаны в нормативных актах, пени рассчитываются по единому алгоритму. Если какая-либо из сторон игнорирует требование о выплате начисленных пеней при нарушении обязательств, то добросовестный и одновременно пострадавший участник вправе обратиться в суд и принудительно взыскать штрафную сумму, а если позволяют нормы контракта (титульного или государственного), то удержать из причитающихся сумм (актуально только если лицо заказчик).

Вступление в силу 1042 постановления отечественного правительства, предписало участникам отношений, следствием которых становится государственный контракт, осуществлять расчет неустойки за неисполнение обязательств должным образом по новым правилам. Ключевыми нововведениями стали:

  • Изменения величины штрафа, при нарушении поставщиком контрактных условий стоимостью от полумиллиарда рублей и больше. Только исключаются ситуации с просрочкой реализации обязательства.
  • Сокращение мер ответственности для поставщиков – представителей малого и среднего бизнеса, СОНКО. Юрлица, не входящие в эту категорию, не наделены такой льготой.
  • Зафиксированы штрафные рамки для субъекта, выигравшего закупочную процедуру, по самой высокой цене контракта в ситуациях перехода через «0». Санкция представлена в виде конкретной твердой денежной величины.
  • Конкретизированы штрафы, налагаемые на поставщиков, по контрактам, которые не имеют денежного выражения.
  • Установление фиксированных санкций, применяемых в отношении заказчика за отказ последнего от исполнения своих обязательств. Штрафы дифференцированы.
  • Кардинальное изменение общего подхода к вычислению пени, которая причитается с поставщика, при пренебрежении условиями о сроках исполнения обязательства. Сумма всех посчитанных санкций не может быть больше, чем цена самого соглашения.

Такие перемены и нововведения в законодательстве были направлены на упрощение правил расчета неустойки и прочих санкций, уменьшения спорных ситуаций при определении и выставлении финансовых претензий контрагентам. Сколько придется платить за свою нерасторопность, теперь оформлено в простую и понятную математическую формулу.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *