Новый закон о субсидии на оплату коммунальных услуг 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о субсидии на оплату коммунальных услуг 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для этого нужно знать установленные в регионе стандарты к жилому помещению, допустимую норму расходов на ЖКХ, узнать ПМ своей семьи. Для расчета можно использовать специальный онлайн-калькулятор, который моментально произведет вычисление в индивидуальном порядке.

Рассчитать субсидию на ЖКХ можно и самостоятельно, используя установленную законом формулу.

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

Да, если это дети или родители владельца жилья.

Субсидия может предоставляться в размерах той доли, которая закреплена за гражданином, подающим документы на субсидию. Если все владельцы совершеннолетние и имеют право на помощь, можно просто подать документы одновременно, чтобы получить субсидию.

Есть определенные правила, по которым можно получить субсидию. В соответствии с ними субсидия становится доступной собственникам любого жилого помещения с учетом лиц, которые с ним живут.

Согласно 64 статье СК у несовершеннолетнего есть законные представители – родители или опекуны. Их задача – защищать права и интересы своих подопечных в любых взаимоотношениях с внешним миром, включая юридических и физических лиц.

Соответственно, если ребенок оказывается собственником квартиры или дома, то он может получить субсидию с учетом проживающих с ним людей. Пакет документов, который потребуется для назначения субсидии, нужно отнести в управление по социальной защите населения. Это может сделать любой из родителей или опекун.

До конца года продлевается беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Такое решение в правительстве приняли из-за осложнения обстановки с коронавирусом. Соответственно, людям, у которых есть право на льготу, пока не нужно обращаться в органы социальной защиты, писать заявления и подтверждать свой доход.

Если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 октября по 31 декабря, то человек сможет получить господдержку в прежнем размере на последующие шесть месяцев. Никаких заявлений и документов подавать не нужно, — пояснил член Ассоциации юристов России Артём Коростелев.

Субсидия на оплату ЖКХ в 2021 году

Заслуженный юрист России Иван Соловьёв пояснил, что льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг — разные вещи. Льготы положены определённой категории граждан. Субсидии выплачиваются более широкому кругу людей: собственникам, нанимателям, людям, занимающим муниципальное жильё. Правда, при условии, что у человека или семьи на квартплату уходит более 22% от получаемого дохода.

Тут стоит отметить, что в каждом регионе свои нормы. Они могут быть и ниже 22%. Например, в Москве можно получить субсидию, если на оплату коммунальных услуг тратится более 10% от совокупного дохода семьи. Как правило, такая мера поддержки помогает экономить несколько тысяч рублей в месяц.

Чтобы понять, можно ли рассчитывать на субсидию, нужно вычислить средний бюджет членов семьи за полгода. Затем полученную цифру надо сопоставить с ежемесячными тратами на квартплату за это время. Важно учесть, что при расчёте субсидии на оплату коммунальных услуг учитывается весь получаемый доход. Это не только официальная зарплата. Учитываются, например, пособия и единовременные выплаты, алименты, наследство, если оно получено в денежном эквиваленте, проценты по депозитам, прибыль от продажи недвижимости и многое другое, — отметил Иван Соловьев.

На региональном уровне могут устанавливаться и дополнительные льготы для отдельных категорий граждан. Чаще всего к ним относятся пенсионеры, инвалиды и матери-одиночки.

Так, на региональном уровне могут выплачивать компенсацию на уплату взноса на капитальный ремонт. Например, для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений старше 70 лет она может составлять 50%, 80 лет — 100%. Более того, пенсионерам могут полностью компенсировать оплату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, а также траты на домашний телефон.

Матери-одиночки и инвалиды могут получить компенсацию за аренду жилья, скидки на оплату отдельных услуг (например, отопление), а также различные льготы при покупке недвижимости. Полный перечень всех мер поддержки нужно узнавать в региональных отделениях соцзащиты.

Как отметил Иван Соловьев, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если он оказался больше, то затем часть денег придётся вернуть. Соответственно, если получатель заметил ошибку в начислениях, то не стоит этого скрывать.

Если человек больше двух месяцев не оплачивает услуги ЖКХ, то предоставление субсидий может быть приостановлено. Это может произойти и в том случае, если получатель не сообщил об изменениях в составе семьи, размере доходов или он без предупреждения сменил адрес постоянного места жительства, — пояснил Иван Соловьев.

С 01 января 2021 года должникам по ЖКУ нельзя будет воспользоваться субсидией или компенсацией расходов на оплату ЖКХ. Но сообщать о долгах граждане не обязаны. Их долги соцзащита будет проверять через информационную систему ГИС ЖКХ. То есть речь идёт о просуженной задолженности.

Если УК в судебном порядке долг за ЖКУ не взыскивала, соцзащита о нём и не узнает, и субсидия продолжит своё действие.

Субсидия по оплате ЖКУ полагается семьям, у которых оплата ЖКУ превышает 22% общесемейного дохода.

Точный размер платы нужно уточнять самостоятельно, потому что в каждом регионе он разный. Например, в Москве льгота полагается, если семья тратит больше 10%.

Чтобы получить субсидию, нужно со сведениями о доходах всей семьи обратиться в МФЦ или получить услугу через портал Госуслуг.

Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.

Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).

На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.

Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:

1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),

2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:

— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,

— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).

Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.

Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).

Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).

Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:

— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.

Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.

Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.

Все это время программа субсидирования была доступна официально трудоустроенным лицам, пенсионерам, инвалидам и гражданам, стоящим на учете в Центре занятости. Кроме того, обязательным условием для получения льготы являлось отсутствие долгов.

Что же касается самой сути программы субсидирования жилищно-коммунальных услуг, то она заключается в том, что размер платежей не должен превышать определенного процента от дохода, устанавливаемого для каждого субъекта Российской Федерации в индивидуальном порядке.

В среднем эта величина соответствует 22%, а чтобы подтвердить свою неспособность платить больше тех сумм, которые приходят в ежемесячных платежках, претендентам на льготу в обязательном порядке приходится предоставлять справку о составе семьи и доходы всех ее членов за исключением несовершеннолетних лиц, проживающих на территории объекта жилой недвижимости главного квартиросъемщика.

Такое положение вещей ставило многих граждан в тупик, поскольку из-за малых доходов у них неизбежно образовывалась задолженность по коммуналке, не позволяющая оформить субсидию и платить в дальнейшем уже по своим возможностям.

Понимали это и чиновники, ведь попадание в такой замкнутый круг провоцировало еще большее накопление долгов без малейших шансов на их погашение в ближайшей перспективе. И понимая, что лучше все-таки синица в руках, чем журавль в небе, было принято решение, разрешающее оформлять помощь даже с задолженностью вне зависимости от ее размера и без обязательной реструктуризации долга.

Единственное условие для получения такой привилегии будет заключаться в отсутствие судебного решения по делу не в пользу должника. А поскольку коммунальщики не спешат подавать в суд, пока не накопится крупная сумма, достаточно будет просто погасить задолженность за 2-3 месяца, смело подавая заявку на предоставление социальной помощи.

Примечательно, что впервые предложение об отмене табу на субсидирование должников прозвучало еще в прошлом году. Мало того, общим решением Правительства было решено снять соответствующий мораторий еще с 1 января 2020 года.

Однако этого так и не случилось, поскольку в последний момент было решено перенести практическую реализацию поправок на полгода.

И если на этот раз ничего не помешает, то можно будет оформлять субсидию с задолженностью с 1 июля 2021 года.

При этом ожидается, что льготным предложением воспользуется большое количество граждан, поскольку это единственный способ выйти из заведомо тупиковой ситуации, оплачивая текущие расходы и постепенно рассчитываясь по долгам.

В следующем году начнут действовать изменения в Жилищном кодексе, согласно которым гражданин может утратить право на субсидию по квартплате, если у него имеются долги по оплате ЖКУ, причем должны быть соблюдены еще два условия:

  • задолженность образовалась не ранее, чем за последние 3 года,
  • а суд принял решение взыскать ее.

До внесения поправок на компенсационную выплату могли рассчитывать только те граждане, кто совсем не имел долгов за оплату квартиры (считалось не важным, за какое количество лет она накопилась).

В связи с этим, некоторые россияне теряли льготу по той причине, что управляющая компания отказывала в выдаче справки о том, что у гражданина нет долга, выступая с требованием оплатить имеющиеся задолженности (даже в том случае, когда срок давности иска уже прошел). Теперь компании не смогут это делать из -за изменения порядка установления задолженности. Более того, россиянам не нужно будет предоставлять справки, подтверждающие, что долг отсутствует, так как эти сведения автоматически передают в органы соцзащиты.

Главный минус подобных изменений – заключение соглашения с управляющей компанией об оплате задолженности добровольно больше не может стать основанием для назначения компенсации. Ранее можно было получить льготу по квартплате, даже если имелся долг, но было доказано, что он образовался по уважительным причинам (человек остался без работы, не выплатили заработную плату). Теперь это будет сделать гораздо сложнее. По новым правилам, наличие судебного решения о взыскании задолженности является основанием для приостановки выплаты субсидии.

Должники смогут получить субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг

В 2021 году выплаты субсидий были продлены без подачи заявления сроком на полгода тем гражданам, у которых срок завершался с 01.04.2021 — 01.10.2021. Отметим также, что, если позже становилось известно, что гражданин должен был по доходам получать меньшую субсидию, с него не требовали вернуть переплату.

В октябре власти РФ решили продлить выплаты еще раз. Льгота будет доступна тем, у кого срок выплаты завершается в период 01.10.2021 — 31.12.2021. Но теперь переплату уже можно взыскать.

Льготы по оплате ЖКХ предоставляются отдельным категориям граждан.

Федеральные льготники

  • Герои Советского Союза или России;
  • полные кавалеры Ордена Славы;
  • блокадники, члены семьи погибших участников/инвалидов ВОВ;
  • граждане, отмеченные званием «Герой Социалистического Труда»;
  • инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны;
  • их близкие родственники, состоявшие на иждивении;
  • нетрудоспособные родственники военнослужащих, погибших в боевых действиях или вследствие приобретенных на службе заболеваний;
  • люди, пострадавшие от радиации, участвовавшие в ликвидации аварий на АЭС;
  • инвалиды всех групп, дети-инвалиды;
  • семьи, ухаживающие за детьми-инвалидами.

Региональные льготники

  • многодетные и малообеспеченные семьи;
  • дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения;
  • пенсионеры;
  • ветераны труда;
  • несовершеннолетние узники концлагерей;
  • работники тыла ВОВ;
  • сотрудники бюджетных организаций;
  • репрессированные граждане и другие.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату услуг ЖКХ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан по этому направлению. Для этих целей используются размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Право на субсидии имеют:

  • пользователи жилых помещений;
  • наниматели по договорам найма жилых помещений;
  • члены жилищных кооперативов;
  • собственники жилых помещений.

Основным условием начисления субсидии является отсутствие задолженностей по оплате услуг ЖКХ или выполнение гражданами соглашений по ее погашению.

Субсидия начисляется раз в полгода и корректируется с учетом потребления услуг.

Перечень документов для получения субсидии:

  • паспорта и свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • документы подтверждающие право пользования жилым помещением;
  • документы подтверждающие отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг;
  • справка о составе семьи;
  • справки о доходах всех членов семьи.

Перечень документов может быть дополнен на усмотрение региональных властей.

Компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ, которую нередко называют субсидией, является одной из государственных мер поддержки населения, получают которую очень многие граждане. Предназначена такая помощь для малоимущего населения, однако для ее получения необходимо собрать пакет документов в разных инстанциях, и здесь можно столкнуться с разными проблемами и бюрократией. Например, совсем нередко малоимущие граждане получают отказ от субсидии даже при соблюдении всех условий и требований. А потому необходимо знать обо всех изменениях в вопросе предоставления компенсации по ЖКХ. Новые правила компенсации ЖКХ вступили в силу с 1 января 2021 года и внесены в ФЗ 442 от 28.11.2018 года.

На самом деле, оформить и получить компенсацию ЖКХ не так уж и просто, как может показаться изначально. Нужно собрать немалое количество бумаг, необходимо ежемесячно, без задержек и в полном объеме вносить оплату за услуги ЖКХ – это обязательное требование. Также необходимо учитывать и то, что при определении уровня дохода семьи учитывается общий совокупный доход всех ее членов, в том числе и студентов при получении ими стипендии.

Важно и то, что доход должен быть официальным, при этом обязательно потребуются справки о доходах. Если же человек безработный, он должен находиться на учете в Центре занятости населения, откуда так же потребуется получить справку. Если же безработный не состоит на учете – в предоставлении компенсации по оплате ЖКХ могут отказать, так как взрослые здоровые люди должны работать.

Конечно же, для оформления субсидии очень важно не иметь задолженности по оплате коммунальных услуг. И именно этот момент чаще всего и становится проблемой для очень многих граждан страны. В большинстве случаев в начислении субсидии ЖКХ гражданам отказывают именно из-за наличия долгов по оплате. И парадокс здесь заключается в том, что субсидия изначально предназначена для малоимущих граждан, которые из-за небольшого дохода сами не могут оплачивать услуги ЖКХ. И именно потому, что они не могут их оплачивать, малоимущие граждане чаще всего и получают отказы. Получается замкнутый круг.

И наконец-то власти обратили на этот момент внимание, занявшись решением этой проблемы. Новые поправки в законодательство должны изменить ситуацию.

Согласно этому федеральному закону, ранее субсидия гражданам, имеющим задолженность по оплате услуг ЖКХ, не предоставлялась:

  • При этом учитывалась задолженность за период не более 3-х лет до дня обращения с пакетом документов.
  • При подаче документов работники социальной защиты населения проводили проверку по выявлению задолженности.
  • И если задолженность есть, даже небольшая, то в начислении субсидии было отказано.

Теперь же, после вступления в силу новых поправок:

  • отказать гражданам в начислении субсидии государственные органы смогут только в том случае, если в отношении заявителя есть судебный акт о взыскании задолженности, вступивший в силу.
  • Если судебного акта нет, отказать в начислении субсидии по ЖКХ органы соцзащиты не смогут.

Если учесть то, что управляющие компании и поставщики ресурсов в суд с целью взыскания задолженности обращаются только при крупных суммах долга, то очень многие граждане страны с наступлением нового года получат возможность оформить субсидию даже при наличии долгов.

Но есть и другой важный момент. Оформить субсидию можно и при наличии подтвержденной задолженности. Каждый человек при наличии задолженности по оплате ЖКХ, может попросить о предоставлении рассрочки по гашению долга. При выполнении условий рассрочки, он может подавать документы на начисление субсидии. Это право закреплено в Жилищном кодексе РФ в статье 160, пункте 3.

Новые поправки в законодательство помогут многим малоимущим гражданам оформить субсидию на оплату услуг ЖКХ и сократить расход собственных средств.

Предоставление льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг для граждан, которые могут на это претендовать в 2021 году в соответствии с положениями действующего законодательства РФ, имеет ряд нюансов:

  1. Льгота по оплате ЖКХ не может предоставляться в 100% объеме при условии, что в одном жилом помещении живут сразу два гражданина, которым полагается поощрение от государства.
  2. Привилегия не может предоставляться в 100% объеме согласно законодательству РФ, если гражданин может претендовать на скидки сразу по двум льготным категориям.
  3. Для каждого отдельного субъекта дополнительно имеется список граждан, которые могут рассчитывать на поощрение, кто к ним относится указано в нормативно правовых актах регионов РФ.
  4. В ряде случаев можно получить отказ в предоставлении льготы, в этом случае управляющая компания или коммунальное хозяйство обязуется представить письменную форму, где будет содержаться информация относительно причины.
  5. Льготы по оплате коммунальных услуг не предоставляются автоматически, а требуют соответствующего своевременного оформления с предоставлением заявления и необходимых документов, дающих право претендовать на привилегию.

Потребители коммунальных услуг должны знать об изменениях: актуализации правил пожарной безопасности в многоквартирных домах, плановом росте тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2021 года, упрощения порядка получения субсидий.

Изменения коснутся всех россиян, так как рост стоимости коммунальных услуг произойдет за счет индексации. Рост цен на воду, отопление и газ плановый. Правительство пообещало, что никаких изменений не будет до 1 июля 2021 года, а потом увеличатся тарифы на определенный процент в каждом регионе.

Организации, предоставляющие услуги энергоснабжения, водоснабжения и прочие не имеют право устанавливать тарифы выше максимально допустимых.

Предельные индексы определяются на основании индексов изменения размера средней коммуналки, которую оплачивают граждане. Индексы устанавливает Правительство. В последний раз Кабмин выдал распоряжение, в котором была зафиксирована новая тарификация с индексацией.

С первого дня лета 2021 года произойдет рост тарифов:

  • в Питере произойдет увеличение стоимости услуг ЖКХ на 3,5%;
  • в Московской области вырастет плата за коммунальные услуги на 3,6%;
  • москвичам придется платить на 4,6% больше за воду, свет и газ;
  • в Мурманской области тарификация увеличится на 3,2%;
  • граждане, проживающие в Чеченской Республике, обязуются с 1 июля 2021 года оплачивать счета за коммуналку, возросшие на 6,5%.

Минимальное повышение тарифов составляет 3,2%, а максимальное 6,5%. Во многих регионах услуги ЖКХ подорожают только на 3,4%. По итогам перерасчета будут такие тарифы в данных регионах:

Регион Старый тариф на холодную воду, руб./м3 Новый тариф на холодную воду, руб./м3
Санкт-Петербург 32,52 руб. 33,86 руб.
Москва 42,3 руб. 44,24 руб.
Мурманская область 24,32 руб. 24,32 руб.
Чеченская республика 28,89 руб. 29,81 руб.
Краснодарская область 38,71 руб. 40,29 руб.

Гражданам России необходимо в 2021 году провести проверку счетчиков. В 2020 году было запрещено проводить проверку из-за пандемии коронавируса. После снятия моратория в течение 2 месяцев плата за услуги будет определяться средними показателями за последние 6 месяцев.

Если не будет проведена проверка, с апреля начнет действовать повышающий коэффициент – 1,5. Он влияет на установленный в регионе норматив.

Многие нормы начнут действовать, но некоторые возобновят свое действие. С первого месяца 2021 года региональные операторы капитального ремонта не смогут обратиться в суд с заявлениями на должников по коммунальным услугам, потому что для этого понадобится указать некоторые персональные данные гражданина. Поскольку еще нет единой базы с СНИЛС, ИНН и паспортными данными лиц, имеющих задолженность перед поставщиком коммунальных услуг.

Комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству было принято решение: внести изменения в законодательство, способствующие получению возможности истребовать данные должников через суд. Дополнительно нужно создать межведомственную связь, благодаря которой можно получить персональные данные граждан с задолженностью и подать на них в суд.

С первого месяца 2021 года население, имеющее право на получение субсидии или компенсации по оплате услуг ЖКХ, не должны предоставлять органам социальной защиты сведения о том, что у них отсутствует задолженность.

Организации самостоятельно будут проверять, есть ли долги по квартплате. Они будут это делать через особую систему ГИС ЖКХ. Если у гражданина есть весомая задолженность, он субсидию не получит.

С 1 января субсидия положена потребителям услуг ЖКХ, затраты которых выше, чем установленная норма в регионе. Если расходы трудоустроенных лиц выше, чем совокупный доход семейства, стоит оформить льготу.

Право на получение льготы получают:

  • владельцы жилья;
  • пользователи жилых помещений муниципальных и государственных жилищных фондов;
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного фонда;
  • члены жилищных кооперативов.

В 2021 году платить за жилье и коммунальные услуги необходимо каждый месяц до 10 числа. Если не оплатить полную сумму, должник столкнется с пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пеня накладывается на невыплаченную в установленный срок сумму. За каждый день неуплаты придется доплачивать определенную сумму.

Пеня в 2021 году за просрочку оплаты коммунальных услуг исчисляется, начиная с 31-го дня после наступления дня оплаты. Если не поступает оплата за жилье и коммуналку в течение 3 месяцев, начисляется повышенная пеня – 1/130 ставки рефинансирования.

C 2021 года получить льготы на оплату услуг ЖКХ станет проще

Некоторые изменения законодательства коснутся жителей многоквартирных домов. Согласно противопожарным правилам нельзя хранить у себя дома легковоспламеняющиеся жидкости, средства, порох, взрывчатки, баллоны с газом, отходы.

Нельзя открывать мастерские, производственные участки на чердаках, в подвальных и технических помещениях. Запрещено в таких помещениях хранение предметов, которые могут воспламениться.

В домах нельзя использовать неисправные газовые приборы и агрегаты, не прошедшие техобслуживание. Запрещена законодательством установка решеток на окна, считающиеся аварийными выходами. Пользователи услуг ЖКХ должны помнить, что нельзя устанавливать мебель и прочие предметы возле газовых приборов. Требование: расстояние минимум 0,2 метра от плиты.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства для страны остается приоритетной, потому что качество жизни населения зависит от своевременного обеспечения коммунальными услугами.

Чиновники пытаются оперативно реагировать на возникающие проблемы у потребителей коммунальных услуг и компаний-поставщиков. В 2021 году произойдет рост тарифов ЖКХ и пересмотр льгот.

Льгота по ЖКУ – это скидка, которую можно отнять от стоимости потребляемых коммунальных услуг. Субсидия – это компенсация за уже оплаченную стоимость ЖКУ.

То есть льготникам начисляется стоимость потребляемых услуг с определенной скидкой (от 50% до 100%). А субсидия предоставляется в виде возврата определенной суммы ранее оплаченных услуг.

Стоит отметить, что ни льгота, ни компенсация не относятся к доходам их получателей – то есть, с полученной выгоды не нужно будет платить НДФЛ.

Субсидией или льготой может воспользоваться каждый, кто имеет жилье:

  1. в собственности;
  2. по официально заключенному договору аренды;
  3. по договору найма государственного и муниципального жилья.

Кроме того, оформить субсидию или льготу имеют право члены жилищных кооперативов.

Для оформления льготы заявителю необходимо иметь документ, подтверждающий право на льготу. Таким документом может быть, например, справка об инвалидности или удостоверение ветерана ВОВ. А вот для оформления субсидии человеку необходимо еще и подтвердить свой доход, а также размер расходов на услуги ЖКХ.

Субсидии на оплату ЖКУ будут продлеваться автоматически до 1 апреля

Размер льготы определяется на основании нормативных правовых документов. Например, инвалиды имеют право на льготу в размере 50% от суммы ЖКУ. Если в квартире проживает не только инвалид, то льгота будет начислена пропорционально количеству проживаемых людей.

Например, в квартире проживает супружеская пара, в которой один человек – инвалид. Расходы на ЖКУ составляют 5 000 рублей в месяц. Льгота по ЖКУ составит 1 250 рублей (5 000 руб. / 2 чел. * 50%).

Субсидия предоставляется на всех членов семьи, так как она рассчитывается на основании общего дохода, норматива стоимости коммунальных услуг, а также норматива жилплощади по региону. Стандартно размер жилплощади признается разным:

  • на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;
  • на семью из 2 человек – 42 кв.м.;
  • на семью из 3 и более человек – по 18 кв.м. на каждого человека.

Если семья из 3 человек проживает в квартире площадью 60 кв.м., то субсидия будет начислена только из расчета на 54 кв.м (18 кв.м. * 3 чел). Все, что свыше, будет оплачиваться по полной стоимости.

Для оформления субсидии или льготы семье необходимо собрать определенный пакет документов и обратиться в орган, ответственный за предоставление льгот или субсидий по ЖКУ.

Для примера возьмем все ту же семьи из Москвы. Итак, что им надо сделать, какие документы собрать и куда направить.

Первоначально человеку необходимо определиться, что он будет оформлять: субсидию или льготу. От этого зависит перечень документов, которые надо предоставить в ответственный орган.

Итак, для оформления льготы заявителю необходимо собрать следующие документы:

  1. заявление на льготу;
  2. ксерокопию паспорта;
  3. ксерокопию документа, подтверждающего право на льготу;
  4. ксерокопию документа, подтверждающего право на пользование жильем (документ собственности, аренды или найма);
  5. справку о составе семьи или документ о совместно проживающих лицах (договор найма или аренды, в котором прописаны и другие пользователи жилья);
  6. справку об отсутствии ранее оформленных льгот по ЖКУ при условии, что у заявителя несколько жилых помещений.

Если документы будут переданы в уполномоченный орган через представителя, то к данному пакету документов необходимо приложить ксерокопию доверенности.

Если же человек планирует оформить субсидию, то ему необходимо собрать следующие документы:

  1. заявление на оформлении субсидии;
  2. ксерокопию паспорт заявителя;
  3. справку о составе семьи;
  4. ксерокопии паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи и других пользователей жилья;
  5. ксерокопию документа, подтверждающего право пользования жилплощадью (документ права собственности, дарения, наследства, найма или аренды);
  6. документ, подтверждающий статус малообеспеченной семьи, при его наличии;
  7. справку о доходах всех членов семьи (2-НДФЛ или по произвольной форме, справка о размере начисляемой пенсии, пособии по безработице и другие);
  8. документы, подтверждающие отсутствие задолженности по ЖКУ (квитанция или справка из ЖЭУ);
  9. банковские реквизиты для перечисления субсидии.

Для оформления субсидии уполномоченный орган может запросить дополнительные документы.

Собранный пакет документов необходимо предоставить в уполномоченный орган:

  • лично;
  • через МФЦ;
  • посредством электронной связи, в том числе через Госуслуги (при наличии);
  • ценным письмом с описью вложения по Почте России.

Например, льготы и субсидии по ЖКУ в Москве оформляют инженерные службы районов г. Москвы или ГКУ г. Москвы «Городской центр жилищных субсидий».

Решение в оформлении или в отказе в оформлении льготы или субсидии выносится ответственным органом в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления. Ответ направляется заявителю в течение 5 дней после вынесения решения. В ответе будет также указан размер субсидии или предоставляемой льготы. Срок предоставления субсидии составляет 6 месяцев.

Субсидия начинает выплачиваться с месяца подачи заявления в случае, если пакет документов был представлен с 1 по 15 число месяца. Если документы были представлены во второй половине месяца – то с месяца, следующего за подачей заявления.

Период автоматической выплаты субсидий на оплату ЖКУ продлен до 1 апреля

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 года N 761

О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2005 года N 761

(с изменениями на 29 апреля 2020 года)

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

3. Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

4. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

5. В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

6. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
____________________________________________________________________
С 1 июля 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1130 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2391) пункт 6 настоящих Правил будет изложен в новой редакции.

____________________________________________________________________

18. В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:

а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) членами семьи иных граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

19. Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8_1 и 11 настоящих Правил.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2018 года N 871.

20. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее — региональные стандарты).

21. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

22. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;

б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;

в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов.
(Пункт 22 в редакции, введенной в действие с 14 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 734.

22_1. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от:

а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода;

41. Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

____________________________________________________________________
Действие абзаца второго настоящего пункта приостановлено до 1 апреля 2021 года в отношении граждан, являющихся получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, — см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 420 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1703, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2391).
____________________________________________________________________

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1001.

42. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 734.

42_1. Уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.

Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 734)

43. Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

44. При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца — с 1-го числа следующего месяца.

Указанные сроки предоставления субсидии действуют также в случае представления документов, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, для осуществления перерасчета размера субсидии.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 734)

51. Федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых законом предусмотрена военная служба, принимают решение о предоставлении субсидий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540.

а) сотрудникам, проходящим военную службу в указанных федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), сведения о которых не подлежат разглашению;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540.

б) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях, организациях и органах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540.

52. Гражданам, указанным в пункте 51 настоящих Правил, субсидии предоставляются в виде денежной выплаты в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил с учетом региональных стандартов.

53. Порядок оформления документов и направления сведений, необходимых для предоставления субсидий гражданам, указанным в пункте 51 настоящих Правил, а также порядок выплаты таким гражданам субсидий определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба, в пределах их компетенции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540.

54. Гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 1-50 и 56-64 настоящих Правил (пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 379; в редакции, введенной в действие с 24 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1001.

55. В случае если размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает размер соответствующего федерального стандарта, при расчете размера субсидии, предоставляемой семье военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, либо семье гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, применяется размер федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Чтобы оформить субсидию на коммунальные услуги, нужно выполнить следующие условия: своевременно погасить долги по ЖКХ платежам и получать доход, не дотягивающий до прожиточного минимума.

Например, у мужа и жены, проживающих совместно, средний доход составляет 20 тысяч рублей. На оплату коммунальных платежей они тратят 5 тысяч рублей, что составляет ровно четверть. А эта сумма превышает установленные 22 %, поэтому в 2021 году доступно предоставление гражданам вспомогательной суммы.

Денежная помощь выплачивается на протяжении полугода после получения на это разрешения. После того как срок завершится, льготникам можно вновь подать заявление на получение компенсации, если они будут соответствовать требованиям.

Когда рассчитывается сумма компенсации на коммунальные услуги в 2021, берут во внимание следующие факторы:

  • квадратуру;
  • расходы на жилищные услуги;
  • количество прописанных;
  • прожиточный минимум.

Существует специальная программа для расчетов, куда прописывают данные по семье. При помощи калькулятора показывается сумма ежемесячных выплат.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *