Ндс при аренде муниципального имущества 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндс при аренде муниципального имущества 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Аренда муниципального имущества. УСН и НДС

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС

Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

  • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
  • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
  • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

1. Договор аренды автомобиля с физическим лицом

2. Может ли арендодатель быть физическим лицом?

3. Арендная плата и оформление документов

4. Налоговый учет аренды автомобиля

5. Расходы на ГСМ при аренде автомобиля

6. Путевые листы при аренде автомобиля

7. Уплата НДФЛ с аренды автомобиля

8. Отражение в 2-НДФЛ и код дохода при аренде автомобиля

9. Доход от аренды автомобиля в 6-ндфл

10. Страховые взносы при аренде автомобиля

11. Бухучет аренды автомобиля с проводками

12. Пример и проводки аренды автомобиля у физического лица

13. Аренда автомобиля 1с 8.3

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

Аренда имущества у физического лица оформляется договором, на основании которого арендодатель (физическое лицо) обязуется предоставить арендатору (организации или ИП) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК).

Договор аренды автомобиля с физическим лицом заключается в простой письменной форме. Обязательной регистрации он не подлежит.

[attention type=yellow]

Договор можно заключить на любой срок или вообще не указывать в договоре. В последнем случае он будет считаться заключенным на неопределенный срок. Отказаться от продолжения договора может любая сторона, предупредив об этом другую сторону за месяц или другой срок, который вы пропишете в договоре.

[/attention]

Одним из наиболее важных моментов в заключении договора аренды с физическим лицом является выбор его вида:

  • договор аренды автомобиля с экипажем, т.е. с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.632 ГК);
  • договор аренды автомобиля без экипажа, т.е. без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.642 ГК).

Каждый вид договора имеет свои преимущества и недостатки, так как накладывает различные обязанности на арендатора и арендодателя.

В первом случае обязанности по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, проведение капитального и текущего ремонта, предоставление принадлежностей возложены на арендодателя, во втором – на арендатора.

Особенности Аренда транспортного средства
с экипажем без экипажа
Управление и техническая эксплуатация арендованного транспортного средства арендодатель (ст.632 ГК) арендатор (ст.645 ГК)
транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт арендодатель (ст.634 ГК) арендатор (ст.644 ГК)
Оплата расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией (топливо, мойка, техобслуживание, расходные материалы, транспортные сборы) арендатор (ст.636 ГК) арендатор (ст.646 ГК)
Страхование транспортного средства (в т.ч. страхование ответственности за ущерб) арендодатель (ст.635 ГК) арендатор (ст.645 ГК)
Ответственность за причиненный ущерб третьим лицам транспортным средством, его устройством и механизмами арендодатель (ст.640 ГК) арендатор (ст.648 ГК)

Однако операцию по аренде земли у госоргана надо показать в разделе 7 НДС-декла­рации, где отражаются не облагаемые НДС операции.

В графе 1 надо проставить код операции 1010251, , ; . А в какой графе отразить сумму арендной платы, перечисленной органу власти: в графе 2

«Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без налога в рублях»

или в графе 3 «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, в рублях»? На этот вопрос нам отвечает специалист ФНС.

Отражение налоговым агентом не облагаемых НДС операций в разделе 7 ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса — Операции, не подлежащие обложению НДС, отражаются в разделе 7 декларации по НДС.

При этом налогоплательщик либо налоговый агент в графе 2 указывает стоимость операций, а в графе 1 — код этой операции.

Если отгрузка произведена до 1 января 2021 г., то НДС исчисляется продавцом по ставке 18%, даже если право собственности переходит к покупателю уже после 1 января 2021 г.

При получении предоплаты применяется расчетная ставка НДС, которая зависит от действующей в момент получения предоплаты основной ставки (п.4 ст.164 НК РФ).

Основные вопросы относительно порядка исчисления и уплаты НДС возникают в отношении сделок, переходящих через год. Поэтому ниже мы рассмотрим все возможные варианты.Вариант 1.

Льготная ставка НДС 10% в 2021 году сохранится. Поэтому организации, которые реализуют товар, облагаемый НДС по ставке 10%, будут применять налог в прежнем порядке.

Также изменения не коснутся ставки НДС 0% при операциях, указанных в НК РФ, в частности, при реализации товаров на экспорт и оказании услуг международных перевозок. Годовой отчет — 2021.

Вебинар Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения Закон № 303-ФЗ не предусматривает переходного периода.

Но если договоры заключены в 2021 году и ранее, а срок их исполнения приходится на период после 1 января 2021 года, необходимо провести инвентаризацию и предусмотреть в них изменение ставки НДС.

Мы рекомендуем проверить формулировки ваших действующих договоров аренды во избежание возможных споров с контрагентами. Открытые вопросы Применительно к договорам аренды, заключенным до 1 января 2021 года и действующим после этой даты, могут возникнуть вопросы в следующих случаях:

    оплата авансом арендной платы за январь 2021 года в декабре 2021 года; оплата арендной платы, например, за декабрь 2021 года в 2021 году; оплата до 1 января 2021 года обеспечительного платежа по договору аренды, продолжающему действовать после 1 января 2021 года.

Оплата авансом арендной платы за январь 2021 года в 2021 году При Варианте А арендатор должен будет доплатить арендодателю дополнительно НДС в размере 2% в январе 2021 года. При Варианте Б НДС в размере 2% должен быть перечислен в бюджет за счет арендодателя.

Оплата арендной платы за декабрь 2021 года в

Минфин России разъяснил, что в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы имущества НДС не уплачивают. Это правило действует, в том числе в случае заключения договора аренды с муниципалитетом, который владеет казенным учреждением на праве оперативного управления (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-07-11/43774).

В рассмотренном примере организация просит дать разъяснения по поводу необходимости исполнения ей функций налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования. При этом организация арендует часть нежилого помещения у Администрации города, причем в договоре отражено, что здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением. Арендодателем по договору аренды является Администрация города, а участие казенного учреждения в качестве третьей стороны договора не предусмотрено.

В ответе финансисты напомнили, что в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения НДС при предоставлении на территории РФ органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами – арендаторами имущества (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса).

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения).

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В связи с этим услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения данным налогом.

В свою очередь налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, представленного в аренду на территории РФ органами госвласти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

НДС при аренде муниципального имущества

Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом. В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость. Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.


Под муниципальной собственностью принято понимать следующее имущество:

  • жилищный фонд, который находится на балансе определенного муниципалитета;
  • различные учреждения образовательного или культурного характера;
  • объем финансов, выделенных для муниципальных и местных нужд;
  • земельный фонд, закрепленный за собственностью городских или местных властей;
  • предприятия и организации, образованные в рамках определённой административно-территориальной границы.

Если рассмотреть гражданское законодательство РФ, то в нем под муниципальной собственностью понимается совокупность объектов жилого и нежилого типа, которые переданы на праве собственности определенному субъекту РФ. В данном случае государство может передать имущество любой административно-территориальной части, будь то город или поселок.

Регламент из ст. 17.1 ФЗ-135 указывает, что лица заинтересованные в аренде муниципальной собственности могут найти информацию об арендуемых объектов на официальном сайте РФ или на сайтах органов местного самоуправления, в распоряжении которых наличествует собственность.


Начиная с п.1 ст. 17.1. законодатель отмечает некоторые преференции, которые позволяют определенным субъектам получить право на аренду муниципального имущества в упрощенном порядке (без торгов в форме конкурса или аукциона). Вот список некоторых исключений из общего правила аренды муниципальной собственности:

  • при повторной аренде одного и того же имущества. При этом есть небольшое условие: новая сделка может быть заключена без торгов, если предыдущий контракт не был продлен;
  • когда стороной договора становится представитель Центрального банка, государственных органов и внебюджетных фондов;
  • аренда, где одна сторона признается некоммерческой организацией, призванной решать социальные проблемы, защищать интересы определенных слоев общества и выполнять духовно-нравственную политику государства тоже проводится в упрощенной форме. К таким организациям относят различные ассоциации, союзы, общественные и религиозные организации;
  • медицинские учреждения;
  • субъект, который имеет доступ к сетям инженерно-технического характера, может заключить арендное соглашение на упрощенных началах, если передаваемое имущество будет присоединено к сетям инженерно-технического обеспечения города или сельского поселения;
  • передача имущества по принципам упрощенного порядка допускается и в отношении тех организаций, недвижимость которых была включена в план реконструкции или сноса. При этом в законе отмечено, что предоставляемая альтернатива должна иметь равнозначный характер в соответствии с правилами законодательства об оценочной деятельности;
  • торги не проводятся в отношении кандидата на получение имущества во временное пользование и владение, чья заявка для участия в конкурсе была единственной;
  • если предметом договора является часть отдельного здания или сооружения. При этом исключение действует только в том случае, если доля недвижимости от общего помещения не превышает 10% и не более 20 кв. м.

Кульминационным моментом во всей процедуре передачи муниципального имущества является фиксация обоюдного характера будущей сделки путем составления договора аренды. Сделка заключается на общих началах гражданского законодательства. Однако при предоставлении недвижимой собственности действует правило обязательной регистрации соглашения в Росреестре.

Чтобы иметь ориентировочное представление о правилах заключения договора аренды, рассмотрим ее структуру. Итак, образец договора аренды должен состоять из следующих разделов:

  1. Полное наименование соглашения. Посередине листа А4 должна быть надпись «договор аренды муниципальной собственности».
  2. Дата заключения.
  3. Информация о сторонах. Здесь формат изложения таков: организация Z именуемая «арендодатель», муниципальное учреждение X, именуемая «балансодержатель» и индивидуальный предприниматель C, именуемый «арендатор».
  4. Предмет будущего соглашения. В договоре указывается, что определенное учреждение передает во временное владение и пользование собственность муниципалитета. При этом нужно указать точный адрес недвижимости и номер тех. паспорта БТИ.
  5. Срок. Указывается период начала аренды и окончания срока договора.
  6. Периодичность внесения арендной платы. Здесь стороны согласуют, что арендатор будет по наступлению определенного числа вносить в бюджет муниципалитета оговоренную стоимость аренды. В дополнении указывается обязанность арендатора исчислять НДС.
  7. Раздел посвященный комплексу прав и обязанностей сторон. Считается наиболее важным разделом, так как именно в нем участники договора расписывают модель взаимоотношений. Со стороны арендодателя первоначальной обязанностью признается передача имущества в том виде, в котором она находилась при согласовании условий. Арендатор же обязуется содержать собственность в первоначальном виде и вовремя вносить плату за пользование и владение имуществом.
  8. Обязанности балансодержателя. Балансодержателя – это лицо, которое занимается передачей арендованного имущества путем составления акта приема-передачи. Кроме передачи предмета договора, в обязанности балансодержателя входит и прием имущества в присутствии арендодателя.
  9. Условия, при которых сделка может быть расторгнута в досрочном порядке.
  10. Прочие условия. Как правило, в дополнительном разделе отмечается, что сторона получает возможность на одностороннее изменение условий только путем согласования своих действий с представителями уполномоченных органов муниципального образования. При возникновении нерегулируемых вопросов, спорные моменты могут быть разрешены в судебном порядке. Это тоже указывается в разделе дополнительных условий.
  11. Банковские реквизиты сторон сделки.
  12. Внизу ставится отметка.

Образец договора относится к аренде имущества без проведения торгов. Если же временная передача связана с выигрышем в конусе или аукционе, то помимо основных моментов в документе указываются некоторые дополнения. В частности, в графе «предмет договора», отмечается, что собственность предоставляется на основе выигранного конкурса или аукциона. Кроме того, само название договора, составленного после торгов, выглядит в немножко ином формате: рядом с наименованием пишется: «заключенного путем проведения торгов».

Ндс с арендной платы с 01 01 2021г


Аренда собственности муниципального значения, за последние годы приобрела новый скачек на рынке недвижимости. Для укрепления роста малого и среднего бизнеса «как воздух» были необходимы выгодные предложения о приобретении во временное пользование муниципального имущества.

В 2007 году Госдума приняла ФЗ-209, в котором государство отмечает важность стимулирования отраслей малого и среднего бизнеса с помощью федеральных средств.. Согласно ч. 1 ст. 18 органы государственной власти, а также учреждения местного самоуправления обязаны оказывать содействие учредителям малого и среднего бизнес путем передачи имущественных прав на собственность во временное владение.

В ч. 4 той же статьи уже раскрывается конкретный механизм поддержки. В частности, за административно-территориальной единицей закреплена обязанность по формированию перечня имущества, подлежащего предоставлению субъектом предпринимательской деятельности на условиях аренды. Кроме того, сформированный список необходимо опубликовать в источниках массовой информации, на официальном сайте собственника и в печатных изданиях.

Срок аренды имущества, включенного в льготный список, составляет не менее 5 лет. При этом законодатель оставляет право на сокращение срока при условии, что заявитель успеет подать заявление до подписания договора.


Налоговые отчисления являются важной частью сделок с временным отчуждением имущества, находящегося в собственности муниципального органа. В качестве законодательной основы стороны договора должны придерживаться правил из ч.3 ст.161 НК. В соответствии с ее положениями процедура передачи объектов имущественных прав муниципалитета гражданам и юридическим лицам должна сопровождаться установлением налоговой базы. Объектом формирования налоговой базы выступает размер арендной платы.

Отличительной чертой исчисления налогов при предоставлении муниципальной собственности является то, что в качестве налогового агента выступает арендатор. По сути, после подписания соглашения он обязан вычислить налог в соответствии с общепринятыми правилами и внести сумму в бюджет организации.

За арендатором также закреплена обязанность по предоставлению налоговой декларации НДС в уполномоченные органы до 25 числа следующего отчетного периода.


На первый взгляд, процедура предоставления муниципальной собственности во временное владение и пользование кажется неудобной для обычного гражданина или учредителя юр. лица. Во-первых, нужно принять участие в электронных торгах. Во-вторых, нужно предоставить такие условия, которые будут иметь преимущество перед конкурентами. Однако первоначальные неудобства с легкостью будут покрыты ввиду низкой стоимости арендуемого объекта. Из-за того, что часть муниципальной казны формируется за счет доходов от передачи имущественных прав, представители власти на местах охотно соглашаются на более низкие цены, чем рыночные.

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

Как платить НДС при аренде земли у МУПа

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета,
а другое – у субъекта РФ

Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
с муниципалитетом 100 000 рублей Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 рублей
(100 000 рублей
× 18%)
100 000 рублей
с субъектом РФ 118 000 рублей, включая НДС НДС включен в сумму арендной платы 18 000 рублей
(118 000 рублей
× 18 : 118)
100 000 рублей
(118 000 рублей –
18 000 рублей)


При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРИМЕР

Организация арендует офис, находящий в государственной собственности. Стоимость имущества составляет 1 500 000 рублей.

Ежемесячная сумма арендной платы – 590 000 рублей, в том числе НДС –
90 000 рублей.

В учете организации операцию по аренде следует отразить следующим образом:

На дату получения имущества в аренду:

ДЕБЕТ 001
– 1 500 000 рублей – стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 76
– 500 000 рублей – отражена плата за аренду помещений без учета НДС
(590 000 – 90 000);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– 90 000 рублей – отражен НДС с суммы арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68/НДС
– 90 000 рублей – начислен к уплате в бюджет НДС, удержанный с дохода арендодателя;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 500 000 рублей – перечислена арендная плата без НДС;

ДЕБЕТ 68/НДС КРЕДИТ 51
– 90 000 рублей – перечислен в бюджет НДС, исчисленный и удержанный с арендной платы организацией;

ДЕБЕТ 68/НДС КРЕДИТ 19
– 90 000 рублей – принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом;

КРЕДИТ 001
– 1 500 000 рублей – списана стоимость возвращенного арендодателю имущества.

Аренда государственного и муниципального имущества — порядок исчисления НДС

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Обратите внимание

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

ПРИМЕР

Организация арендует земельный участок. Он используется в основной производственной деятельности. Согласно договору аренды ежемесячная плата за землю составляет 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Фирма применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. В учете компании операции по аренде участка, находящегося в муниципальной собственности, следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 41
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

ПРИМЕР

И еще один пример. Фирма арендует земельный участок у муниципалитета. Участок, согласно сметной документации, предназначен для строительства собственными силами объекта недвижимости. Согласно договору арендная плата уплачивается ежемесячно в размере 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Для целей налогообложения прибыли компания для учета доходов и расходов применяет метод начисления. В учете плату за аренду следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока проектирования и строительства объекта недвижимости:

ДЕБЕТ 08-3 «Строительство объектов основных средств» КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – включена в состав капитальных вложений арендная плата за текущий месяц в части земельного участка, занятого под строительство;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата.

Ежемесячно после окончания строительства и принятия здания в состав ОС:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 41
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

НДС не уплачивается, при аренде муниципального имущества

О.А.

Курбангалеева, консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложениюЗаключая договор аренды, организациям необходимо помнить, что в отдельных случаях им придется выполнять функции налогового агента по НДС в соответствии с ст. 161 Налогового кодекса РФ: удержать НДС из арендной платы, перечислить налог в бюджет и отчитаться перед налоговыми органами по «агентскому» НДС.Давайте разберемся, в каких случаях это делать необходимо. Выполнять функции налогового агента придется в случае, когда вы арендуете:-либо федеральное имущество; -либо имущество субъекта РФ; -либо муниципальное имущество.

Напомним, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) ( Гражданского кодекса РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям ( ГК РФ). Если вы арендуете иное имущество, то выполнять функции налогового агента вам не придется.

Обратите внимание! Если вы арендуете земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендная плата не подлежит обложению НДС, поскольку она относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами (земельными участками) ( п.

2 ст. 149 НК РФ; письма Минфина России , ). Выполнять функции налогового агента по НДС необходимо, если арендодателем является орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления), который предоставляет в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную или муниципальную казну (например, Комитет по управлению государственным или муниципальным имуществом).

Такой вывод сделан в письме ФНС России на основании Определений Верховного Суда РФ , , ; Если арендодателем госимущества является государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное унитарное предприятие (МУП), федеральное государственное учреждение (бюджетное или автономное), то налоговым агентом вы не являетесь.

» » Предоставление имущества в аренду в общем случае облагается НДС. Чтобы рассчитать налог, арендодатель умножает стоимость аренды по договору (без НДС) на 18%.Арендатор может принять к вычету НДС с арендной платы.Если арендатор произвел неотделимые улучшения в арендованное имущество, то на их стоимость нужно начислить НДС.«Входной» НДС по материалам и работам, которые были использованы для неотделимых улучшений, арендатор принимает к вычету.Предоставление имущества в аренду облагается НДС.

Положения договора аренды интересуют не только стороны, заключившие этот договор, но и третьих лиц: внимательнее всего читают договор представители налоговых органов в поисках пункта, за который можно зацепиться.

В данной статье мы рассмотрим, на какие аспекты следует обратить внимание при подготовке договора аренды недвижимого имущества.

На нормативном уровне законодатель многие важные аспекты договора оставляет на усмотрение сторон, добавляя каждой норме фразу: «если иное не установлено договором». Поэтому все условия договора должны быть четко сформулированы, чтобы инспектор не мог трактовать ту или иную норму во вред сторонам договора.

Налоговые последствия даже, казалось бы, простого договора аренды порой могут быть плачевны для фирмы или предпринимателя. Мы подготовили пять советов, которые помогут сформулировать договор аренды так, чтобы обезопасить себя от проблем с налоговой.

Решив заключить договор аренды, в первую очередь, рекомендуется проверить права арендодателя на предоставление имущества в аренду. Так как отсутствие такого права может повлечь не только выселение из арендуемого помещения, в силу признания договора ничтожным, но и претензии со стороны налоговых органов о неправомерности включения арендной платы в расходы. Если арендодатель является собственником, то требуйте свидетельство о праве собственности или выписку из ЕГРП.

Если же ваш арендодатель сам является арендатором данного помещения, тщательно изучите уже заключенный договор аренды и ищите условие о субаренде.

Если субаренда договором предусмотрена, то лучше подстраховаться, получив письменное согласие собственника на сдачу в субаренду.

Тогда принятие арендной платы в расходную часть будет законным. Расходы в договоре аренды – это самый актуальный вопрос.

Чтобы не разбираться с ним в судах, следует закрепить соответствующие условия в договоре. Согласовывайте и прописывайте в договоре, как именно будет подтверждаться обоснованность включения в расходы арендных платежей. Ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве нет четкого указания на то, что арендные платежи должны подтверждаться ежемесячными актами.

Поэтому часто возникает вопрос: составлять ли эти акты? Ответ прост: акт нужен, но в случае, если обязанность составления такого акта предусмотрена договором.

Своим Письмом от 15.06.2015 № 03-07-11/34410 Минфин РФ сделал вывод о том, что ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не требуется.

А для документального подтверждения расходов необходимы документы, оформленные согласно требованиям законодательства:

  1. документы, подтверждающие оплату арендных платежей.
  2. акт приема-передачи арендованного имущества;
  3. заключенный договор аренды;

То есть именно условия вашего договора регулируют этот вопрос. Если договором предусмотрено обязательное составление ежемесячного акта, то такой акт будет являться обязательным, а требования налогового инспектора при проверке обоснованности включения в расходы арендных платежей правомерны.

Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118.

Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%. При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.

Оплата НДС происходит в обязательном порядке за период, в котором он был начислен, не позднее 20-го числа последующего месяца. НДС уплачивается при общем и упрощенном режиме налогообложения с выпиской счета-фактуры в течение 5 дней с момента оплаты.

Если учтены услуги по аренде или арендатор сам себе выставил счет-фактуру, то арендатор, использующий общую систему налогообложения, может вычесть сумму уплаченного НДС в том периоде, в котором была произведена выплата за прошлый квартал. Если арендатор использует упрощенную схему налогообложения, то он может отнести на расходы сумму уплаченного НДС вместе с услугами по аренде.

Сумма НДС при временном пользовании государственным имуществом рассчитывается индивидуально по каждому объекту аренды по ставке, прописанной в Налоговом кодексе. Налоговым периодом признается 1 месяц. Обязательства по выплате НДС автоматически снимаются с организации, если она не платит за аренду имущества в течение налогового периода, равного календарному месяцу.

Сумма НДС должна отчисляться с бюджета одновременно с перечислением платы за временное пользование государственным имуществом арендодателю.

При аренде коммерческого имущества при обеих системах налогообложения за налоговую базу принимают сумму арендной платы. При этом арендодатель должен выставить арендатору соответствующий счет-фактуру в течение 5 дней с момента оказания услуги. Счет-фактура выписывается последним календарным днем месяца. Налогоплательщик имеет право вычесть уплаченную сумму НДС.

Чтобы принять выплаты по НДС к вычету, взятое во временное пользование имущество должно использоваться исключительно в производственных целях, а его арендную плату необходимо отразить в бухгалтерском учете. Вычет осуществляется только после уплаты НДС и выписки счета-фактуры.

Счет-фактура составляется с учетом суммы арендной платы минус НДС по ставке 18/118. Сумма НДС идет в счете-фактуре отдельной строкой. После вычета НДС дается проводка с Дебета 68 счета на Кредит 19.

Арендуем у государства: Особенности НДС-расчетов

Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС <2>. А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджет <3>.

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и суды <4>.

Несмотря на то, что арендатор-спецрежимник платить НДС не должен, он является налоговым агентом <1>. Рассмотрим, какие же у него будут обязанности.

Год 2013-й и ранее: вспоминаем, как было

До 2021 г. при аренде муниципальных земельных участков надо было выставлять счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой «Без налога (НДС)» <5>.

Если арендатор-спецрежимник не делал этого, то налоговая инспекция при выездной проверке может оштрафовать его за отсутствие счетов-фактур — это является грубым нарушением правил учета объектов налогообложения <6>.

Если требуемых счетов-фактур не оказалось более чем за один квартал, штраф ждет немаленький — 30 тыс. руб. <7>

Налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года, предшествующие году, в котором инспекцией вынесено решение о проведении проверки <8>. Поэтому, если у вас нет нужных счетов-фактур, это может быть проблемой даже сейчас.

СОВЕТ

Если в 2011-2013 гг. при аренде муниципальной земли вы не составляли счета-фактуры с отметкой «без НДС», то лучше заполнить их и зарегистрировать в журнале учета сейчас (но прошлыми периодами).

Также надо было сдавать в инспекцию НДС-декларации по итогам каждого квартала <9>. Учтите, что до 2021 г. штрафы за несдачу в срок деклараций распространялись только на налогоплательщиков <10>. Поэтому инспекция могла оштрафовать налогового агента лишь на 200 руб. за каждую несданную декларацию <11>.

Должностным лицам организации (к примеру, бухгалтеру) мог грозить административный штраф за просрочку сдачи налоговой декларации — от 300 до 500 руб. <12> Причем такой штраф также полагается за каждую несданную декларацию, а их в календарном году надо было сдать четыре.

Но наказать могут только в течение года со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации <13>.

Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДСподп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджетп. 3 ст. 129, п. 1 ст. 614 ГК РФ; ч. 1 ст. 9 Конституции РФ; подп. 1 п. 1 ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ; п. 3 ст. 41, статьи 42, 62 БК РФ.

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и судыПисьма Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436, от 01.02.2011 № 03-07-11/21; Постановление 15 ААС от 05.02.2013 № А53-7083/2010.

Несмотря на то, что арендатор-спецрежимник платить НДС не должен, он является налоговым агентомп. 3 ст. 161 НК РФ. Рассмотрим, какие же у него будут обязанности.

Год 2013-й и ранее: вспоминаем, как было

До 2021 г. при аренде муниципальных земельных участков надо было выставлять счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой «Без налога (НДС)»пп. 3, 5 ст. 168 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2021).

Если арендатор-спецрежимник не делал этого, то налоговая инспекция при выездной проверке может оштрафовать его за отсутствие счетов-фактур — это является грубым нарушением правил учета объектов налогообложенияпп. 1, 3 ст. 120 НК РФ.

Если требуемых счетов-фактур не оказалось более чем за один квартал, штраф ждет немаленький — 30 тыс. руб.п. 2 ст. 120 НК РФ

Налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года, предшествующие году, в котором инспекцией вынесено решение о проведении проверкип. 4 ст. 89 НК РФ. Поэтому, если у вас нет нужных счетов-фактур, это может быть проблемой даже сейчас.

СОВЕТ

Если в 2011—2013 гг. при аренде муниципальной земли вы не составляли счета-фактуры с отметкой «без НДС», то лучше заполнить их и зарегистрировать в журнале учета сейчас (но прошлыми периодами).

Также надо было сдавать в инспекцию НДС-декларации по итогам каждого кварталап. 5 ст. 174 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227. Учтите, что до 2021 г. штрафы за несдачу в срок деклараций распространялись только на налогоплательщиковст. 119 НК РФ. Поэтому инспекция могла оштрафовать налогового агента лишь на 200 руб. за каждую несданную декларациюп. 1 ст. 126 НК РФ.

Должностным лицам организации (к примеру, бухгалтеру) мог грозить административный штраф за просрочку сдачи налоговой декларации — от 300 до 500 руб.ст. 15.5 КоАП РФ Причем такой штраф также полагается за каждую несданную декларацию, а их в календарном году надо было сдать четыре.

Но наказать могут только в течение года со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларациич. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно НК РФ единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации — расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, поскольку при определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. При этом арендодатели дополнительно не рассчитывают сумму налога, ограничиваясь пометкой в договоре о том, что сумма арендной платы указана без НДС.

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. С 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено, поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Те же сроки установлены для представления в инспекцию налоговой декларации.

В случае если агент работает по специальному режиму налогообложения, за ним сохраняются обязательства по представлению в налоговый орган декларации по НДС.

Так, согласно письму Минфина от 13 мая 2009 г. № 03−07−11/135 пунктом 5 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют предусмотренные НК обязанности налоговых агентов, в том числе при исчислении и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость».

Никаких исключений для организаций, применяющих ЕНВД, также не предусмотрено (ст. 161 НК РФ). В гл. 26.3 НК РФ также нет специальных норм, касающихся исполнения (неисполнения) «вмененщиком» обязанностей налогового агента. В ней лишь говорится о том, что «вмененщик» не является плательщиком НДС в отношении деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст.164 НК РФ). К аналогичному выводу приходят и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04−6501/2007 (38740-А27−42, ФАС Дальневосточного округа от
1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06−2/3857, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2006 г.
№ А21−716/2006).

Таким образом, налоговый агент вне зависимости от применяемого им налогового режима должен уплачивать НДС в бюджет (в момент выплаты арендной платы арендодателю) и представлять налоговую декларацию по этому налогу в срок не позднее 20-го числа, следующего за истекшим кварталом.

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.

Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих его уплату. Нормы НК РФ в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции и правовым позициям Конституционного суда.

Таким образом, арендатор, являющийся в силу п.3 ст. 161 НК РФ налоговым агентом, не обязан выставлять самому себе счета-фактуры, но при этом имеет право предъявить перечисленный в бюджет НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Этими документами являются, например, платежные поручения (при наличии первичных документов, подтверждающих наличие арендных правоотношений).

Стоит особо отметить, что «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут принять сумму налога, уплаченную ими в качестве налогового агента, в расходы при УСН. В п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен расход, уменьшающий налоговую базу по единому налогу, в виде сумм «налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и ст. 346.17 кодекса». Налоговые органы и Минфин России согласны с тем, что для целей налогообложения аренда является услугой исходя из определения самой услуги, приведенного в ст. 39 НК РФ. О том же, что арендная плата признается расходом при УСН, свидетельствует п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Ответственность налоговых агентов установлена в ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» НК РФ, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При этом из положений ст. 24 НК РФ, в том числе ее пункта 4, следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п. 4 ст. 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.

Смотрите также

  • Сюжет: Налоговая практика

Эксперт
М.И. Филипенко

Вопрос № 1
Фирма арендует нежилое помещение по договору аренды от 30.01.2006. Договор заключен с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля. В договоре и в счете НДС не выделен.
Надо ли нам в этом случае уплачивать НДС? Если надо, то можно ли принять налог к вычету?

Ответ на вопрос №1
Напоминаем, что плательщиками НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления являются налоговые агенты. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы (п. 3 ст. 161 НК РФ). А это значит, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет, то есть у организации возникает обязанность по уплате НДС.
Возникает вопрос, как налоговым агентам определять налоговую базу по данным операциям?

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Заключая договор аренды, организациям необходимо помнить, что в отдельных случаях им придется выполнять функции налогового агента по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ: удержать НДС из арендной платы, перечислить налог в бюджет и отчитаться перед налоговыми органами по «агентскому» НДС.
Давайте разберемся, в каких случаях это делать необходимо.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *