Сроки и порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки и порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

В надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, а именно если нарушены:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей судьей Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 308.4 АПК РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение, предусмотренное ч. 4 ст. 308.4 АПК РФ.

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Определение о приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении исполнения выносится судьей Верховного Суда Российской Федерации в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Надзорная жалоба по арбитражному делу: образец 2021 года

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе регулируется гл.

36.1 АПК РФ.См. также Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный распоряжением ВАС РФ от 11 декабря 2002 г. N 64Согласно ст. 308.1 АПК РФ по надзорным жалобам

  1. лиц, участвующих в деле, и
  2. иных лиц, указанных в ст. 42 АПК РФ,

26.11.18, 10:44 Процессуальное право Куда подавать? Пересмотр арбитражного дела в порядке надзора является последней возможностью добиться отмены принятых судебных актов по арбитражному делу. Заявление о пересмотре решения в порядке надзора (надзорная жалоба) подается в Президиум Верховного суда Российской Федерации после второй кассации (ст.

308.1 АПК). Какой срок обжалования?

Законом установлен 3-х месячный срок на подачу надзорной жалобы.

Кто может подать? Правом на подачу надзорной жалобы обладают следующие лица:

  1. генеральный прокурор и его заместители.
  2. участник спора или его правопреемник;
  3. иное лицо, которое не участвовало в судебном разбирательстве, но его права и обязанности были затронуты принятым решением;

При этом, прокурор может обратиться в арбитражный суд в следующих случаях (ч.1 ст. 52 АПК):

  1. с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов;
  2. с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  1. с иском о применении последствий недействительности такой ничтожной сделки;
  2. с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Какие судебные акты можно обжаловать? Обжаловать в порядке надзора можно следующие судебные акты:

Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ / ст. 308.1 АПК РФ 1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Как подать надзорную жалобу в арбитражный суд. Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.

Порядок рассмотрения жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и в Президиуме Верховного суда РФ отличается от порядка надзорного производства в ВАС РФ. Ответ юриста на вопрос: подача кассационной жалобы в арбитражный суд.

Направлять встречный иск в арбитражный суд нужно в Ответчик подал кассационную жалобу. Таким образом, при подаче жалобы трехмесячный срок для обращения в суд начинается c того дня, когда вышестоящий налоговый орган утвердил решение. Решение арбитражного суда города Москвы я обжаловал в апелляционной инстанции, т.е. в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Сроки подачи жалоб в верховный суд рф в 2017 году. Разобраться в основаниях для подачи жалобы. Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления.

Первым делом вам нужно обратить внимание на сроки, в течение которых вы можете подать жалобу в высшую судебную инстанцию. Как обратиться в арбитражный суд в 2017 году.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Возбуждение надзорного производства основания и порядок арбитражный процесс

В большей степени современная надзорная инстанция в основном уделяет внимание единообразию правоприменительной практики, а именно толкованию и применению норм права, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов — основная задача арбитражного суда кассационной, а не надзорной инстанции.

Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством голосов судей. Председательствующий в заседании голосует последним.

При равенстве голосов судей заявление или представление оставляется без удовлетворения, а судебный акт — без изменения. Судья, несогласный с мнением большинства членов Президиума ВАС РФ, вправе изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с постановлением Президиума ВАС РФ (ст. 303 АПК РФ).

Для того чтобы судебное решение было отменено или изменено, Президиум обязан указать основания, которые соответствуют 304-й статье АПК.

Решение принимается большинством судейских голосов. Председатель заседания отдает свой голос последним.
Если количество голосов равное, то предоставление или заявление не удовлетворяется, а предыдущее судебное решение остается в силе.

Порядок надзорного производства в арбитражном процессе прописан все в той же 303-й статье Кодекса.

права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления или представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дела, если оно было истребовано из арбитражного суда.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора заключается в том, что согласно ст.

Надзорное производство в арбитражном процессе: понятие, сущность, стадии

Заявление о восстановлении срока на обжалование может быть удовлетворено при условии возникновения указанных обстоятельств в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу. Обстоятельства, связанные с пропуском срока подачи жалобы в порядке надзора, возникшие за пределами годичного срока, не имеют правового значения и не подлежат проверке.

О возвращении надзорной жалобы (представления) без рассмотрения судьей должно выноситься определение. Вопрос о возвращении надзорной жалобы (представления) должен быть разрешен судьей, рассматривающим жалобу, не позднее 10 дней с момента ее поступления в суд надзорной инстанции, поскольку в силу ч. 2 ст. 379.1 именно в этот срок она должна быть возвращена лицу, ее подавшем.

Пропущенный срок, однако, может быть восстановлен. В соответствии с ч. 4 ст. 112 ГПК РФ заявление лиц о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.

К сожалению, не все так гладко, и проблемы надзорного производства в арбитражном процессе тоже имеются. Например, тридцать шестая глава Арбитражно-Процессуального кодекса говорит о том, что пересмотр дела в надзорном порядке возможен в Высшем Арбитражном суде. Здесь все в порядке, но дальше возникают проблемы. Согласно Кодексу, дело рассматривает судейская коллегия и о самом заседании участников дела не информируют. Перед тем как отправить дело на пересмотр, та же коллегия должна решить, есть ли основания для пересмотра. Если оснований, которые соответствуют статье 304 АПК, не обнаружено, то в пересмотре дела откажут. И вот тут мы отчетливо видим проблему. Закон не допускает обжалования отказа или повторное обращение того же человека с тем, чтобы дело пересмотрели.

А так как Высший суд обязан контролировать и устранять любые недочеты нижестоящих судов, то 299-я статья Арбитражно-Процессуального кодекса, которая позволяет вернуть надзорную жалобу, препятствует в выполнении своих прямых обязанностей Высшему Арбитражному суду.

Права людей, которые являются участниками дела, также ограничиваются, а точнее, право на защиту оспариваемых и нарушенных прав. Ведь люди не могут рассчитывать на защиту Высшего суда, так как большинство таких жалоб возвращаются обратно еще на стадии рассмотрения, и аргументируется это тем, что отсутствуют основания для пересмотра дела.

По этой причине необходимо внести в законодательство изменения, касающиеся оспаривания отказов в рассмотрении дела Верховным Арбитражным судом. Если такие поправки будут приняты, то это повысит качество работы суда и авторитет его.

Структура судебно-надзорного производства в арбитражном процессе имеет свои особенности. Сначала человек должен получить судебное решение, которое его не устроило. Потом, в течение двух месяцев с момента вступления этого решения в силу, ему необходимо написать надзорную жалобу. В ней указывают реквизиты, адрес инстанции, которая занимается пересматриванием судебного решения. В этом месте стоит вспомнить о том, что действия должны быть последовательны. Что это значит? Судебное решение, например, выданное районным судом, нельзя сразу отправить на рассмотрения Верховным судом. Сначала нужно обратиться к Президиуму регионального значения и только в случае неудовлетворения решением идти дальше. Это работает на руку заявителю, так как если он обратится напрямую в Высший суд, то в случае отклонения жалобы больше обращаться будет некуда. Важно помнить, что обжалованию подлежит что-то одно — или судебное решение, или определение.

После того как заявитель подал жалобу, ее рассматривает судейская коллегия на предмет соответствия основаниям для пересмотра дела. Если основания присутствуют, то дело передается в Президиум Верховного суда.

Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстанции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

С принятием АПК РФ 2002 г. данная инстанция претерпела значительные изменения, прежде всего это касается оснований изменения и отмены судебных актов путем их конкретизации. Если в соответствии с положениями АПК РФ 1995 г. такими основаниями являлись незаконность или необоснованность судебного акта, то, согласно нормам АПК РФ 2002 г., проверке подлежит только законность принятых судебных актов.

Возбуждение надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

В случае наличия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра судебного акта в порядке надзора, арбитражным судом надзорной инстанции выносится определение о передаче заявления и дела в Президиум ВАС РФ.

Таким образом, Президиум ВАС РФ принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда.

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.

Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.

Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.

Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.

Надзорное арбитражное судопроизводство

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

В надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, а именно если нарушены:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей судьей Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 308.4 АПК РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Источник: //juristic.pro/arbitrazhnyj-process/vozbuzhdenie-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe-osnovaniya-i-poryadok-priostanovlenie-ispolneniya-sudebnogo-akta-vysshim-arbitrazhnyj-sudom-rf.html

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Слово прокурора

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Для возбуждения дела в арбитражном суде необходим триггер – обращение в виде иска, заявления, жалобы или представления.

В качестве обращения в арбитражный суд могут выступать:

  • Исковое заявление. Это, пожалуй, наиболее частая форма обращения в суд. Иск в арбитражный суд подаётся по делам, которые вытекают из гражданских правоотношений и носят экономический характер.
  • Заявление. Эта форма, инициирующая судебный процесс, используется в тех случаях, когда дело строится на основе публичных правоотношений, в частности – административных. Также эта форма применяется в делах о банкротстве и ещё в ряде случаев, которые оговариваются в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ.
  • Жалоба. Эта форма установлена для обращения в апелляционные и кассационные суды, куда направляются дела для пересмотра по инициативе одной из сторон или, если затронуты публичные интересы, – по инициативе прокуратуры.
  • Представление – особая форма обращения, применяемая прокуратурой для инициации пересмотра судебных актов в надзорной инстанции.

В большинстве случаев дела в арбитражном органе возбуждаются при подаче искового заявления. Иск вместе с пакетом документов направляется в канцелярию арбитражного суда. Там происходит техническая обработка заявления: ему присваивается регистрационный номер, все поданные документы регистрируются. Регистрационный номер дела (аналогичный номеру искового заявления) в последующем используется и при рассмотрении спора (если таковое будет) в судах высших инстанций. Он включает:

  • индекс, присвоенный арбитражному суду;
  • порядковый номер заявления;
  • год, когда получен иск;
  • индекс судебного состава (этот пункт опционален).

После регистрации иска канцелярия передаёт его лицу, ответственному за делопроизводство в судебной коллегии, которая будет рассматривать дело. Согласно установленному законом порядку, передача искового заявления должна быть произведена или в тот же день, или не позднее следующего. Получатель ставит роспись с указанием даты передачи заявления.

Будет ли арбитражным судом данный иск принят к производству или нет, решает получивший его судья. На это отводится пять рабочих дней, отчитываемых с того момента, как исковое заявление оказалось в арбитражном суде.

[1] Изучив исковое заявление судья выносит одно из трёх решений:

  1. Возбудить производство.
  2. Оставить иск без движения.
  3. Возвратить его заявителю.

Следует отметить, что принять решение в отказе принять исковое заявление арбитражный суд, согласно АПК РФ, не имеет права.

Если иск подан с соблюдением всех процессуальных требований, принимается решение о возбуждении судебного производства по делу. Это решение закрепляется определением, в соответствии с которым и начинается производство по экономическому спору. Определение арбитражного суда должно включать:

  • указание на подготовку данного дела к разбирательству в арбитраже;
  • требования к сторонам, которые участвуют в арбитражном процессе, совершить те или иные действия;
  • сроки, в течение которых эти действия должны быть совершены.

Каждая из сторон, а также иные заинтересованные в тяжбе лица, уведомляются о принятии иска к производству – им направляются копии определения. Арбитражный суд, согласно установленному в АПК РФ порядку, обязан направить копии определения лицам, принимающим участие в деле, или в тот же день, когда оно вынесено, или максимум – на следующий.

Не исключено, что судья, рассмотрев ваше исковое заявление, примет решение оставить его без движения. Это означает, что при составлении иска нарушены требования Арбитражно-процессуального кодекса РФ, а именно – статей 125 и 126.

Если иск оставлен без движения, ещё не всё потеряно: вы не лишаетесь права на его предъявление, нужно всего лишь подать его правильно. Вам будет дано время, чтобы устранить допущенные нарушения. Срок для их устранения указывается в определении арбитражного суда. Проще всего решить проблему, обратившись к профессионалу – арбитражному адвокату. Кстати, если обратиться к юристу сразу, риск возникновения нарушений в исковом заявлении будет минимален, а значит – ваше дело будет возбуждено без проволочек.

Ещё один вариант реакции судьи на исковое заявление – возвращение его заявителю. Это означает, что арбитражный суд не имеет права возбудить по данному иску дело вследствие препятствий, которые не могут быть устранены заявителем. Проще говоря, переписать иск невозможно: например, из-за неправильно определённой подведомственности спора. Чтобы не случилось подобного казуса, составление исковых заявлений рекомендуется поручать профессиональным юристам.

Грамотное составление искового заявления – залог быстрого начала судопроизводства по экономическому делу. При составлении иска необходимо:

  1. Указать предписываемые процессуальными нормами реквизиты:

    а) обязательные (наименование судебного органа; информация о сторонах конфликта; обстоятельства, из которых вырастают исковые требования; соответствующие ссылки на правовые нормы);

    б) условно-обязательные, то есть предписываемые для отдельных категорий исков (информация о соблюдения претензионного порядка; цена иска; соответствующие расчёты и т. д.).

  2. Приложить документы:

    а) обязательные (копии документов из органов государственной регистрации определяющие статус истца; подтверждение уплаты государственной пошлины; подтверждения отправки другим участникам тяжбы копий приложенных к иску и отсутствующих у них бумаг; а также документы, подтверждающие фактические основания исковых требований).

    б) условно-обязательные, то есть необходимые в ряде случаев (доверенность, выписанная на представителя; подтверждения направления претензии; проект договора и т. д.).

  3. Чётко, внятно, опираясь на логику, описать обстоятельства иска, изложить доказательную базу со ссылками на законодательные нормы и прилагаемые документы и выдвинуть исковые требования. Если у иска есть цена – обосновать расчёты.

Поскольку правом на подачу искового заявления обладает не только сам истец, но и его представитель, целесообразно выбрать его из числа профессиональных юристов, желательно – с опытом работы в арбитраже. Это застрахует вас от ошибок и сэкономит время – самый важный актив и для человека, и для бизнеса.

Заявление об оспаривании в порядке надзора судебного акта может быть подано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта. Таким образом, возможность пересмотра дела в порядке надзора ограничена пресекательными сроками. Данное обстоятельство позволит обеспечить стабильность гражданского оборота, так как ранее отсутствие сроков для пересмотра дел в порядке надзора позволяло «затеять» процесс в любое время. Такой «дамоклов меч», подвешенный законодателем, позволял определенным образом повлиять на поведение субъектов предпринимательской деятельности.1 Такой срок установлен с учетом специфики сферы, в которой рассматривают споры арбитражные суды,- экономическая деятельность, где напрямую действует принцип – время деньги.2 Интересным представляется тот факт, что 7.07.2004 в Государственную Думу РФ Курганской областной думой был внесен законопроект «О внесении изменений в АПК РФ», в котором предлагалось увеличить срок подачи заявления об оспаривании в порядке надзора судебного акта до шести месяцев с целью обеспечения соблюдения прав участников арбитражного процесса.3 Однако внесение данных изменений так и не было произведено.

Именно соблюдение законодательно установленного срока подачи заявления (представления) о пересмотре в порядке надзора судебного акта является одним из условий возбуждения надзорного производства в гражданском судопроизводстве. Истечение этого срока погашает право на возбуждение производства в суде надзорной инстанции, однако могут существовать обстоятельства, объективно препятствовавшие заявителю реализовать право надзорного обжалования. Для таких случаев АПК РФ закрепляет механизмы восстановления пропущенного срока. Поскольку восстановление срока на надзорное обжалование влечет возбуждение процедуры надзорного производства и, как следствие, возникает возможность отмены окончательного судебного решения, то обоснованность и правомерность выводов суда о восстановлении срока имеют большое значение. Необоснованное, произвольное восстановление пропущенного срока нарушает принцип правовой определенности и противоречило бы целям установления процессуальных сроков. Принцип доступности правосудия подразумевает возможность участников процесса реализовать свои процессуальные права не только в установленные сроки, но и за их пределами, если заявитель по уважительным, независящим от него обстоятельствам объективно не имел возможности своевременного совершения процессуального действия.4

В арбитражном процессе ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (ч. 3 ст. 117 АПК РФ). Рассмотрение заявления о восстановлении срока согласно ч. 4 ст. 117 АПК РФ проводится в судебном заседании, проводимом без извещения лиц, участвующих в деле, что придает судебному заседанию формальный характер, однако это не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности процесса, поскольку само по себе восстановление срока не может нарушить прав участников процесса, его последствием может являться только допуск заявления (жалобы, представления) к рассмотрению в судебном заседании суда проверочной инстанции. Объем исследования уважительности причин пропуска срока существенно ограничен, поскольку стороны, не участвуя в судебном заседании, не могут дать объяснения по рассматриваемому вопросу, что лишает их предусмотренных ч. 1 ст. 41 АПК РФ процессуальных прав: приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами, возражать против ходатайств. 5

Следует отметить, что процесс возбуждения надзорного производства не ограничивается вынесением постановления о принятии заявления (представления), а включает и его рассмотрение на предмет возможности передачи дела в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу . Коллегиальный состав судей ВАС РФ, разрешая вопрос о приемлемости заявления, для реализации возложенных на него функций обязан исследовать заявление (представление) не только на предмет соответствия содержащихся в нем доводов основаниям для пересмотра судебного акта в порядке надзора, но и должен проверить правильность разрешения вопроса о восстановлении срока на обжалование. Выявление факта необоснованного восстановления этого срока является обстоятельством, исключающим продолжение надзорного производства.

Для разрешения вопроса о приемлемости заявления коллегиальный состав судей ВАС РФ на основании ч. 3 ст. 299 АПК РФ наделен правом истребования дела, что позволяет ему более тщательно проверить доводы заявления (представления), в том числе и соотнести доводы заявителя, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока, с имеющимися в материалах дела доказательствами и иными документами. Подача заявления (представления) лицом, не наделенным правом обжалования, либо без соблюдения порядка подачи заявления (представления), либо за пределами срока, в течение которого допускается обжалование, является достаточным основанием для отказа в передаче заявления (представления) на рассмотрение в Президиум ВАС РФ и соответствует полномочиям коллегиального состава судей ВАС РФ, закрепленным в ст. 299 АПК РФ.

Однако существующая арбитражная судебная практика не предполагает обязательной ревизии коллегиальным составом судей ВАС РФ ранее принятого судей ВАС РФ решения о восстановление срока.

Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.

Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.

Стоит отметить, что надзорное производство является окончательной стадией рассмотрения того или иного дела. Постановление, вынесенное по итогам данной процедуры, не может быть в дальнейшем обжаловано.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Источник: https://juristic.pro/arbitrazhnyj-process/vozbuzhdenie-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe-osnovaniya-i-poryadok-priostanovlenie-ispolneniya-sudebnogo-akta-vysshim-arbitrazhnyj-sudom-rf.html

Надзорное производство в арбитражном процессе

Для возбуждения дела в арбитражном суде необходим триггер – обращение в виде иска, заявления, жалобы или представления.

В качестве обращения в арбитражный суд могут выступать:

  • Исковое заявление. Это, пожалуй, наиболее частая форма обращения в суд. Иск в арбитражный суд подаётся по делам, которые вытекают из гражданских правоотношений и носят экономический характер.
  • Заявление. Эта форма, инициирующая судебный процесс, используется в тех случаях, когда дело строится на основе публичных правоотношений, в частности – административных. Также эта форма применяется в делах о банкротстве и ещё в ряде случаев, которые оговариваются в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ.
  • Жалоба. Эта форма установлена для обращения в апелляционные и кассационные суды, куда направляются дела для пересмотра по инициативе одной из сторон или, если затронуты публичные интересы, – по инициативе прокуратуры.
  • Представление – особая форма обращения, применяемая прокуратурой для инициации пересмотра судебных актов в надзорной инстанции.

В большинстве случаев дела в арбитражном органе возбуждаются при подаче искового заявления. Иск вместе с пакетом документов направляется в канцелярию арбитражного суда.

Там происходит техническая обработка заявления: ему присваивается регистрационный номер, все поданные документы регистрируются.

Регистрационный номер дела (аналогичный номеру искового заявления) в последующем используется и при рассмотрении спора (если таковое будет) в судах высших инстанций. Он включает:

  • индекс, присвоенный арбитражному суду;
  • порядковый номер заявления;
  • год, когда получен иск;
  • индекс судебного состава (этот пункт опционален).

После регистрации иска канцелярия передаёт его лицу, ответственному за делопроизводство в судебной коллегии, которая будет рассматривать дело. Согласно установленному законом порядку, передача искового заявления должна быть произведена или в тот же день, или не позднее следующего. Получатель ставит роспись с указанием даты передачи заявления.

Не исключено, что судья, рассмотрев ваше исковое заявление, примет решение оставить его без движения. Это означает, что при составлении иска нарушены требования Арбитражно-процессуального кодекса РФ, а именно – статей 125 и 126.

Если иск оставлен без движения, ещё не всё потеряно: вы не лишаетесь права на его предъявление, нужно всего лишь подать его правильно. Вам будет дано время, чтобы устранить допущенные нарушения. Срок для их устранения указывается в определении арбитражного суда. Проще всего решить проблему, обратившись к профессионалу – арбитражному адвокату. Кстати, если обратиться к юристу сразу, риск возникновения нарушений в исковом заявлении будет минимален, а значит – ваше дело будет возбуждено без проволочек.

Ещё один вариант реакции судьи на исковое заявление – возвращение его заявителю.

Это означает, что арбитражный суд не имеет права возбудить по данному иску дело вследствие препятствий, которые не могут быть устранены заявителем.

Проще говоря, переписать иск невозможно: например, из-за неправильно определённой подведомственности спора. Чтобы не случилось подобного казуса, составление исковых заявлений рекомендуется поручать профессиональным юристам.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле,

    • копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и
    • копии надзорных жалобы, представления.

Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Статья 293 АПК РФ. Порядок надзорного производства (действующая редакция)

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

В соответствии со ст. 412.4 УПК РФ жалоба или представление подлежит возвращению подавшему ее лицу без разбирательства по существу, если:

  • нарушены требования, предъявляемые к ее составлению;
  • жалоба была предъявлена лицом, не обладающим правом пересмотра дела в надзорной инстанции;
  • не соблюден срок, который предусмотрен для пересмотра приговора в порядке надзора;
  • лицо, ранее предъявившее жалобу, обратилось с прошением об ее отзыве;
  • не были пройдены предыдущие судебные инстанции;
  • вынесенный на прошедшем этапе правосудия приговор еще не вступил в юридическую силу.

Если жалоба в соответствии с приведенными основаниями не может быть рассмотрена, она возвращается лицу, от которого поступила, не позже 10 суток с даты получения.

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Разобравшись, куда писать надзорную жалобу по уголовному делу, нужно понять кто вправе выполнять подобное действие. Этот вопрос регламентирован первым пунктом статьи 412.1 и статьей 401.2 УПК. Согласно этим положениям закона, правом подачи наделены следующие субъекты уголовного процесса:

  • осужденные лица;
  • оправданные лица;
  • потерпевшие;
  • любые другие субъекты уголовного процесса, чьи права были нарушены решением суда.

Жалоба может подаваться как самолично, так и через представителя. Например, писать жалобу от имени лица, отбывающего наказание, должен его представитель, имеющий соответствующую доверенность, заверенную нотариусом или начальником колонии.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *