Профстандарт специалиста по охране труда в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалиста по охране труда в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.
Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.
«Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПРОФСТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Как мы уже сказали, каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:
1. Подбора кадров;
2. Руководства и управлением персоналом;
3. Тарификации работ и присвоении разрядов;
4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (Эти уровни указаны во втором разделе профстандартов);
5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профстандартам;
6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:
— переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;
— правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами;
— провести аттестацию;
— определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.
При проведении проверок инспекторами по труду могут быть проверены любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, затем стандарты других профессий.
Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» действует с 1 июля 2016 года. Поэтому с этого времени в случае выявления государственным инспектором труда несоблюдения профессиональных стандартов, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе административные штрафы.
Пункт 1 статьи 5.27 Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
Пункт 4 статьи 5.27 За повторное нарушение наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 70000 руб.
Сейчас наиболее часто подвергаются штрафу должностные лица за доступ к работе сотрудника по охране труда, у которого нет профильного образования или без должной переподготовки по охране труда. (Данное требование прописано как профессиональных стандартах, так и в ЕКСД). Применяйте без проблем профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»!
Также советуем почитать:
- Приказ 1100н по охране труда МЧС
- Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
- Межотраслевые правила по охране труда — что это такое?
- Понятие охраны труда
Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
Периодичность обучения по охране труда — 1 раз в 3 года, поскольку работники службы охраны труда относятся к категории «Руководители и специалисты». Работодатель может установить и более частую проверку знаний.
Внеплановую проверку знаний проводят вне зависимости от того, когда была проведена очередная проверка. Например, если вступили в силу новые правила по охране труда по профилю деятельности организации.
- Скачайте дополнительный материал в конце статьи — приказ о направлении на обучение по охране труда.
Обучение работников службы охраны труда проводят исключительно в обучающих организациях (абз. 2 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций № 1/29).
- Если организовать обучение специалиста или руководителя службы в своей комиссии, то оштрафовать могут по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Штраф составит от 50
до 80 тыс. руб. - Если не организовать обучение вообще или организовать с опозданием, то оштрафуют по части 3 этой же статьи, и сумма штрафа составит от 110 до 130 тыс. руб. За эти деньги можно обучить в УЦ не один десяток руководителей или специалистов.
Можно учиться очно или дистанционно:
- Очная форма обучения. Работник посещает лекции, участвует в семинарах, сдает промежуточные тесты. Продолжительность программы, как правило, не менее 40 часов. Программу учебный центр разрабатывает самостоятельно, используя рекомендации Минтруда. Во время обучения могут проводить индивидуальные или групповые консультации, деловые игры, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
- Дистанционная форма. В протоколе проверки знаний допускается не указывать подпись обучающегося. Достаточно в договоре на обучение указать сведения о примененных дистанционных технологиях.
Применение дистанционных технологий регламентировано статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Должностная инструкция руководителя службы охраны труда 476.1 КБ
-
Приказ о направлении на обучение по охране труда 388.3 КБ
-
Профстандарт для специалистов по охране труда. Изменения_1746 392.7 КБ
- Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
- 7 вопросов про обучение по охране труда. Расставим точки над i
- Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
- Обучение по охране труда, пожарной безопасности, первой помощи, ГО и ЧС и работам на высоте
- Топ‑3 вопроса об обучении и аттестации строителей
- Путеводитель по видам обучения в охране труда: как провести, чтобы снизить профриски
Нормативно-правовые акты по охране труда 2021
Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:
- Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
- Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
- Провести внеплановый инструктаж.
- Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.
Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).
Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:
- Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
- Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
- В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».
Данный законодательный документ содержит перечень требований и норм, которые могут служить базой руководителя компании:
- для правомерного заключения трудовых соглашений с подчиненными. В частности, положения трудового договора не только не должны противоречить положениям профстандарта, но и соответствовать им в части квалификационных требований и наличия у субъекта конкретизированных навыков;
- для формирования должностных инструкций сотрудников. Профстандарт может служить основой для обозначения определенных требований к работнику, а также предоставлять формулировки тех или иных функций, которые предполагаются на должности;
- для увеличения эффективности труда кадровых служащих.
Фактически, профстандарт является характеристикой тех норм, которым должны соответствовать профессиональные качества подчиненного.
Документ был утвержден Приказом Министерства труда РФ № 524-н от 04.08.2014г. В приказе отражены требования к знаниям субъектов сферы безопасности труда, а также группировка трудовых функций на 3 основных направления (общий функционал стандарта) и на 9 вспомогательных направлений (конкретизированные задачи для должностей).
Помимо этого, в Приказе прописывается, что минимальный уровень квалификации для подобных служащих – шестой. При этом профессиональный стандарт инженера по охране труда также предусматривает возможность исполнения должностных обязанностей работником на основании седьмого квалификационного уровня – данные работы отличаются повышенной сложностью и ответственностью, а также связаны с навыками управления.
Профстандарты являются современным эквивалентом квалификационных справочников, для которых существует перспектива ликвидации из перечня официальных законодательных нормативов. Так, если рассматривать стандарт специалиста по охране труда и соответствующий справочник, можно сделать вывод, что они практически не отличаются друг от друга в части требований, включая требования к управляющим должностям в сфере безопасности труда.
Однако также существуют и отличия. Они заключаются в следующем:
Обязательность профстандартов фиксируется в трудовом законодательстве. Так, особое внимание стоит уделить ст. 57 и ст. 195 ТК РФ.
В частности, ст. 57 ТК РФ гласит, что если трудовая деятельность сотрудника связана с наличием некоторых ограничений или предоставлением ему льгот и компенсаций, то квалификационные требования к профессиональным навыкам субъекта должны соответствовать наименованиям и требованиям из справочников или конкретной должности, содержащейся в соответствующем профстандарте.
Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональные стандарты не являются строго обязательными к применению во всех случаях без исключений. Так, стандарт обязателен только для тех ситуаций, когда в нем содержатся квалификационные требования к конкретной должности. За игнорирование данного правила и не использование стандарта для тех профессий, которые фиксируются в стандартах, предусматривается административная ответственность.
Так, стандарт «Специалист по охране труда» является обязательным для использования его практической деятельности соответствующих работников с 01.07.2016г.
К обобщенным трудовым функциям, положенным к исполнению специалистами по безопасности труда, относятся:
- Введение и обеспечение стабильной беспрерывной работы системы по охране трудового процесса.
- Мониторинг процесса работы системы по безопасности трудовой деятельности.
- Планирование, составление, модификация и модернизация системы по управлению охраной труда на предприятии.
К конкретизированным функциям подобных работников можно отнести:
Профстандарт специалиста по охране труда
Квалификационные требования тесно связаны с функциональной картой стандарта. Исходя из требований квалификационного уровня, формируются функции для конкретных должностей.
Так, к первой группе обобщенных функций специалиста по охране труда относится квалификация шестого уровня. В данную квалификацию включаются такие требования, хотя бы одному из которых должен соответствовать сотрудник:
- Наличие высшего образования по профилю «Техносферная безопасность» или по схожей специальности.
- Наличие высшего образования любого профиля, при этом также наличие дополнительных образовательных курсов или программ, которые связаны с безопасностью труда.
- Наличие среднего образования любого профиля, также при наличии у того же сотрудника дополнительных курсов по охране трудового процесса.
Для шестого уровня квалификации предусматриваются следующие требования к стажу:
- если у субъекта есть высшее образование, наличие стажа не является обязательным;
- если у субъекта среднее профессиональное образование, необходимо наличие опыта работы, как минимум, три года.
Также специалисты в сфере охраны труда могут трудиться, основываясь на седьмом уровне квалификации. Данному уровню соответствует третья группа обобщенных функций. При этом требования к образованию едины: необходимо высшее специальное образование и наличие у специалиста дополнительных курсов повышения квалификации по охране труда. Также особенностью седьмого уровня квалификации является требование к стажу, а именно – наличие у сотрудника, как минимум, пяти лет опыта работы.
Основы действия профстандартов объяснены в Федеральном законе 122-ФЗ, утвержденном в 2015-м году. Он определяет порядок их обязательного и добровольного применения нанимателями. Основные варианты обязательного применения:
- Если для должности законодательно указаны критерии квалификации (статья 195.3 ТК).
- Если для профессии законодательно указаны ограничения или установлены льготы и компенсации (статья 57 ТК).
- Когда работодатель – государственная компания или бюджетное учреждение (Постановление Правительства №584).
В других ситуациях, не входящих в этот перечень, профстандарты применяют на добровольной основе для определения квалификационных показателей (ч. 2. статьи 195.3 ТК). К тому же они позволяют добиться следующих целей:
- Актуализировать действующую кадровую документацию – должностные инструкции, разделы трудовых контрактов и пр.
- Предотвратить конфликты с представителями ФНС и других контролирующих организаций, проверяющих корректность трудовых документов.
- Определить показатели, могущие использоваться для тестирования действующих и потенциальных работников.
- Преобразовать систему управления персоналом, в том числе в области соответствия выполняемых работниками обязанностей их должностям.
Что особенно ценно – все эти плюсы образуются на надежной нормативной основе, благодаря профстандартам, активно продвигаемым государством.
Внимание! Практические вопросы действия профстандартов разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 года.
Основные характеристики специалиста по охране труда содержатся в профстандарте 40.054 (принят в 2014-м году). Он включает четыре части.
Во вводном разделе содержатся общие характеристики должности: наименование, группа, цель и вид экономической деятельности.
Во второй части перечислены три функции, лежащие в основе деятельности по охране труда, и девять их составляющих. Так, функция по мониторингу функционирования системы охраны труда состоит из:
- контроля за соблюдением параметров охраны труда;
- контроля условий работы;
- расследования несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Для каждой функции и составляющей даны уровни сложности и персональные коды.
Грамотное использование профстандартов требует от организации-нанимателя применения следующего алгоритма:
- Написание регламента, где указаны основные аспекты внедрения профстандартов. В нем перечисляют сроки, ответственных за внедрение и т.д.
- Анализ имеющейся трудовой документации – трудовых договоров, должностных инструкций и пр.
- Рассмотрение характера и полноты трудовых обязанностей сотрудников, а также требований к ним по образованию и опыту.
- Преобразование трудовой документации на основе профстандартов.
- Описание новой системы требований к персоналу и претендентам на работу.
Результатом данных действий станет приобретение менеджментом компании новых инструментов по оценке персонала, повышению его качества и определению обязанностей. Так, если инженер по охране труда не будет отвечать параметрам профстандарта, его можно отправить получать дополнительное образование.
Новая Редакция Профстандарта Специалиста По Охране Труда!
- 1
- 2
- 3
- 4
- ›
- »
Перед СОТом открывается перспектива карьерного роста. Например, начав с должности младшего специалиста, он сможет стать собственно специалистом, после чего дорастёт до главного (или ведущего) специалиста. Следующая ступень – руководство службой, отделом или управлением по охране труда. Ещё две возможности: стать экспертом, консультантом, инструктором по вопросам ОТ; управлять профрисками, будучи заместителем руководителя организации или руководителем соответствующего подразделения.
Некоторые критики проекта высказались против разделения должностей. Однако, если отбросить скепсис, такое разделение имеет смысл. Оно позволит учесть квалификацию сотрудников и грамотно распределить ответственность между ними, а в итоге – более надёжно обеспечить безопасность (по крайней мере, хочется в это верить).
Младший специалист может не иметь опыта практической работы до назначения на должность, однако при этом ему полагается иметь профобразование, высшее или среднее.
Специалисту следующей ступени также разрешено не иметь соответствующей практики, если у него высшее образование. Трехлетний стаж в сфере ОТ понадобится в случае, когда у претендента на должность только среднее профобразование.
А вот для главного (или ведущего) специалиста стаж обязателен: трехлетний при высшем образовании, четырехлетний – при среднем профобразовании.
Руководитель или начальник службы (отдела, управления) должен иметь за плечами высшее образование по профилю или иное высшее образование вместе с профессиональной переподготовкой, плюс пятилетний опыт работы в области ОТ. Раз в три года он будет проходить обучение и проверку знаний по ОТ.
Эксперту, консультанту, инструктору понадобятся знания по безопасности, выходящие за рамки ОТ.
Руководители, занятые профрисками, должны иметь не только высшее профильное образование и пятилетний стаж в области ОТ, но и минимально двухлетний опыт руководства в этой области.
Как легко догадаться по увеличению должностей, трудовые функции СОТа заметно расширились.
Обратим внимание: в обновлённом стандарте говорится о системе управления охраной труда и профрисками. Специалист нового образца будет определять цели и задачи этой системы. Кроме того, он получит право распределять полномочия, ответственность и обязанности, касающиеся управления ОТ и оценки профрисков, обосновывать ресурсное обеспечение.
Он будет – при наличии соответствующей квалификации – консультировать сотрудников организации, от рядовых работников до руководителей, по всем вопросам безопасности (условия труда, оценка профессиональных рисков и т.п).
Профессионал в области профрисков может выступить методистом, координатором и контролером при внедрении, а затем и функционировании системы управления рисками (в организации). Также он может мониторить результативность внедренной системы.
Эксперт оценит эффективность системных мероприятий по ОТ.
Кроме того, СОТы будут организовывать тематические уголки или кабинеты и проверять, хватает ли средств первой помощи.
Вырос список знаний и умений, требуемых от специалистов по охране труда.
Функции координации и контроля неразрывно связаны с соответствующими умениями и навыками. Квалифицированный сотрудник способен контролировать условия труда и знает, как управлять рисками.
Работа с профрисками потребует, чтобы специалист умел идентифицировать опасные и вредные производственные условия, оценить профриски в правильном порядке.
Итак, согласно профстандарту специалиста по охране труда, основная цель деятельности сотрудников по обеспечению безопасности деятельности является профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний, снижение или устранение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков.
Профстандарт инженера по охране труда
Если сравнивать требования к образованию, обучению и опыту практической работы, то квалификационные требования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н и приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, фактически идентичны друг другу, в том числе в части должностей руководителей служб. Но есть и отличия.
Отличия стандарта от квалификационных характеристик
- Теперь занимать должности специалистов по группам А и В могут лица, имеющие среднее профессиональное образование (раньше работник со средним образованием рассчитывал только на самую младшую категорию), при этом стаж работы по профилю должен быть не менее трех лет для обеих групп.
- Введены положения об особых условиях допуска к работе для всех групп, которые заключаются в том, что при наличии у работодателя опасных производственных объектов специалист по охране труда должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
В заключение необходимо сказать, что несмотря на всю шумиху и жуть, которую подняли в последнее время вокруг темы профстандартов, во-первых, их форма проста и удобна, теперь у кадровиков и ответственных исполнителей практически не будет болеть голова, какими конкретными функциональными обязанностями можно зарядить должностную инструкцию, а во-вторых, работодатели и работники будут четко знать, за что они отвечают и что должны делать.
Очные и дистанционные курсы с доставкой итоговых документов в любой регион РФ
Проводим обучение специалистов по России уже более 25 лет
Мы всегда идём на встречу и предлагаем наиболее оптимальный вариант экспресс-обучения, то есть СРОЧНО
Обучение в удобное время без отрыва от производства
Гарантия легитимности! Дипломы, удостоверения и свидетельства в базе ФИС ФРДО
Широкий перечень образовательных программ
Перечни проверяемых работодателей обновили
Списки работодателей с высокой и значительной категориями риска обновили. Проверить свое предприятие можно в перечнях на официальном сайте Роструда. Данные представили по регионам, они актуальны по состоянию на июль 2020 года.
От категории риска зависит периодичность плановых проверок. ГИТ приходит раз в два года на предприятия высокого риска, раз в три года — на предприятия значительного риска.
Напомним, что с 14 апреля 2020 года ввели мораторий на плановые проверки предприятий. Исключение сделали для категорий высокого и чрезвычайно высокого риска. Для малого и среднего бизнеса запрет на проверки действует без условий.
Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача России от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов»
С 9 августа 2020 года работодателям нужно будет принимать дополнительные меры» профилактики коронавирусной инфекции. Так, главный санитарный врач обязал руководителей:
— обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и в течение рабочего дня с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным или контактным способом. Если у сотрудника повышена температура, его нужно отстранить от работы;
— обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа;
— не допускать переохлаждения сотрудников, которые работают на открытом воздухе зимой, организовать помещения для обогрева и приема пищи, а также соблюдать оптимальный температурный режим в помещениях;
— обеспечить сотрудников, которые работают с населением, медицинскими масками, респираторами и перчатками.
Обновления документов по охране труда в 2021 году
Документ: Приказ Минтруда, Минздрава от 03.04.2020 № 187н/268н «О внесении изменения в приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Вступил в силу: 24 мая 2020 года
С 24 мая не нужно направлять на обязательный медосмотр сотрудников, которые более 50 процентов рабочего времени проводят за компьютерами. Сотрудник будет проходить обследование, только если на рабочем месте превышен предельно допустимый уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот.
Документ: Постановление Правительства от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Сократили количество обязательных требований, которые предъявляют к безопасности зданий и сооружений. Избыточные и дублирующие требования не включили в новый перечень стандартов и сводов правил, который вступит в силу с 1 августа 2020 года.
В новом перечне стало больше позиций по сравнению с утратившим силу постановлением Правительства от 26.12.2014 № 1521. В него включили 78 документов вместо прежних 76. Но по информации Правительства количество обязательных требований при этом сократилось с 10 тыс. до 7 тыс.
На проекты, которые начали до 1 августа, новый перечень не распространяется. Так застройщиков и проектировщиков избавили от необходимости проходить госэкспертизу повторно.
Правительство разработало Общенациональный план, чтобы поддержать и восстановить экономику, а также доходы граждан. План рассчитан на 2020 и 2021 годы — период после самоизоляции и ограничений работы из-за коронавируса. Что в этом плане планируют по охране труда и промбезопасности?
Правительство планирует упростить порядок обучения охране труда, уменьшить количество работников, которых нужно направить на медосмотр, снизить количество работодателей, которые должны проводить СОУТ. Также планируют все же принять новую редакцию раздела X Трудового кодекса и закончить «регуляторную гильотину».
Обучение охране труда
К декабрю 2020 года Правительство должно принять акт, который упростит порядок обучения, инструктажей и проверки знаний по охране труда. В том числе в нем должны предусмотреть возможность дистанционного обучения и контроля его результатов. Напомним, что сейчас дистанционное обучение не запрещено, но, как его проводить, в НПА не прописано. Скорее всего, акт, который примет Правительство, будет новым порядком обучения, который заменит действующий Порядок № 1/29.
Медосмотры
До конца 2020 года Минздрав должен внести изменения в приказ № 302н и сократить количество категорий работников, которых нужно направить на обязательные медосмотры. Одновременно планируют сократить количество работников, которых нужно направлять на психиатрическое освидетельствование.
Напомним, что с 24 мая 2020 года Минтруд отменил обязанность направлять на медосмотр всех работников, которые больше половины рабочего времени проводят за компьютером. Теперь направляют на медосмотр, только если на их рабочих местах есть вредные условия труда.
Спецоценка
До января 2021 года должны утвердить изменения в закон о спецоценке и сократить количество организаций, которые должны проводить спецоценку условий труда. От СОУТ планируют освободить организации низкой категории риска. Также планируют дать возможность проводить СОУТ только один раз и бессрочно при условии, что производственный и трудовой процесс не будет меняться.
СИЗ
К декабрю 2020 года планируют сократить затраты работодателей за счет СИЗ. Для этого упростят порядок обеспечения работников СИЗ. Что именно планируют упростить, пока неизвестно.
Правила по охране труда
К декабрю 2020 года утвердят новые правила по охране труда при выполнении различных работ. Новые правила разработают с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.
Новая редакция раздела X по охране труда в Трудовом кодексе
Новую редакцию раздела по охране труда планируют утвердить к январю 2021 года. В новом разделе планируют уточнить требования к специалисту по охране труда, ввести новые права и обязанности для работодателя, запретить работу в опасных условиях труда и с вредными и опасными веществами, если они не прошли токсикологическую, санитарно-гигиеническую, медико-биологическую оценку. Также введут обязательный учет микротравм.
Проверки
К январю 2021 года планируют разграничить полномочия Роструда и Роспотребнадзора. То есть исключить двойные проверки одних и тех же правил. Например, сейчас на практике и инспекция труда, и Роспотребнадзор проверяют, направлял ли работодатель сотрудников на медосмотр.
К июлю 2020 года планируют принять в третьем чтении Закон о новой системе проверок. В конце года должны завершить «регуляторную гильотину», в рамках которой должны отменить устаревшие требования.
Промышленная безопасность
В ноябре 2020 года планируют исключить дублирование требований по подтверждению квалификации для работников и руководителей организаций, которые эксплуатируют ОПО.
Осенью 2020 года начнется проект по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности на отдельные ОПО.
К марту 2021 года разрешат продлевать сроки эксплуатации техустройств, зданий и сооружений ОПО по решению руководителя организации без проведения экспертизы промбезопасности.
С сентября 2020 года передвижные ОПО планируют начать регистрировать по юрадресу организации.
В ноябре 2020 года планируют сократить перечень требований к планам и схемам развития месторождений углеводородного сырья (кроме добычи нефти шахтным способом) и технических подземных вод (для собственных производственных нужд), разрабатываемых скважинным способом.
Экология
Правительство планирует не повышать размер ставок платы за НВОС на 2021 год. Одновременно к концу 2020 года планируют отменить авансовые платежи и пени по плате за НВОС в II–III кварталах 2020 года.
К июлю 2020 года разрешат продлить срок проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) по всем договорам, заключенным до 30 марта 2020 года. Для этого нужно будет подать специальное ходатайство. При этом оформлять ГЭЭ будут удаленно. Также упростят обсуждение материалов оценки воздействия на окружающую среду для объектов, которые готовят к ГЭЭ. Проводить публичные слушания не будут, только подготовят сводки по поступившим письменно или по электронной почте замечаниям.
Ведомство представило на общественное обсуждение правила проведения обязательных медосмотров.
Порядок медосмотров планируют оставить практически таким же, как действующий.
Могут закрепить положение о том, что все работники проходят терапевта, психиатра, нарколога и невролога. Сейчас участие первых трех специалистов в медосмотре обязательно, но невролог обследует состояние здоровья не у всех. Например, к этому специалисту не нужно направлять сотрудников, занятых подземными работами.
Минздрав планирует уточнить, что 5 рабочих дней дано медорганизациям на то, чтобы выдать только 1 из 5 экземпляров результатов медосмотра —предназначенный работнику.
Некоторых сотрудников, возможно, придется отправлять на медосмотр чаще. Например, проверять состояние здоровья раз в год, а не в 2 года, нужно будет сотрудникам, работающим с алюминием и его сплавами.
С 2021 года обновят перечни вредных и опасных факторов, а также работ, по которым направляют на медосмотры. Чтобы снизить расходы работодателей, в рамках регуляторной гильотины заменят приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Перечень химических, биологических, физических факторов и факторов трудового процесса пересмотрят. В раздел аэрозолей, например, внесут тальк и талькопородные пыли. Среди факторов трудового процесса появится новый — работы, связанные с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат.
Сократят перечень работ, для выполнения которых нужно проходить предварительные и периодические медосмотры. В новый список не попадут пункты 14–26 приложения 2, утвержденного Приказом № 302н. По виду работ на медосмотры не нужно будет направлять работников:
- организаций пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктов, баз и складов продовольственных товаров, контактирующих с пищевыми продуктами при производстве, хранении, реализации и транспортировке;
- общепита и торговли, буфетов, пищеблоков;
- лечебно-профилактических учреждений, роддомов, детских поликлиник (медперсонал);
- образовательных и детских организаций, дошкольных образовательных организаций, детдомов, детских интернатов, санаториев и лагерей;
- бассейнов, водолечебниц;
- парикмахерских, бань;
- гостиниц, общежитий;
- организаций медицинской промышленности, аптек;
- водопроводных сооружений (подготовка воды и обслуживание водопроводных сетей).
В проекте не отметили, с какой периодичностью и у каких врачей проходить осмотры, какие понадобятся лабораторные и функциональные исследования. Также не указали на дополнительные медицинские противопоказания.
Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда | 40.054 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа занятий: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2149. | Специалисты в области техники, не входящие в другие группы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКЗ1) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2149. | Специалисты в области техники, не входящие в другие группы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
A | СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
B | ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
C | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | |||||||||||||||||||||||||||||||||
D | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА | |||||||||||||||||||||||||||||||||
E | ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
F | СТРОИТЕЛЬСТВО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
01.11 | Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур | |||||||||||||||||||||||||||||||||
(код ОКВЭД2) | (наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда | 6 | |||
Нормативное обеспечение системы управления охраной труда | A/01.6 | 6 | |||
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда | A/02.6 | 6 | |||
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда | A/03.6 | 6 | |||
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда | A/04.6 | 6 | |||
B | Мониторинг функционирования системы управления охраной труда | 6 | |||
Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда | B/01.6 | 6 | |||
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах | B/02.6 | 6 | |||
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | B/03.6 | 6 | |||
C | Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда | 7 | |||
Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда | C/01.7 | 7 | |||
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения | C/02.7 | 7 |
Наименование | Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда | Код | A | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Заимствовано из оригинала | ||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Специалист по охране труда |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда |
Требования к опыту практической работы | Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет |
Особые условия допуска к работе | При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности |
Другие характеристики |
Наименование | Мониторинг функционирования системы управления охраной труда | Код | B | Уровень квалификации | 6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Заимствовано из оригинала | ||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей | Специалист по охране труда |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда |
Требования к опыту практической работы | Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет |
Особые условия допуска к работе | При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности |
Другие характеристики |
Новый профстандарт в охране труда
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва | |
Директор | Платыгин Дмитрий Николаевич |
1 | СРО НП «Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда» (СРО НП «НООБОТ»), город Москва |
2 | ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России, город Москва |
3 | НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства», город Санкт-Петербург |
4 | Институт безопасности труда, производства и человека ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский университет», город Пермь |
- ↑Общероссийский классификатор занятий.
- ↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
- ↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
- ↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.
Знать профстандарты нужно также и соискателям:
- Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
- Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
- Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.
К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:
1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.
Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:
- нормативным обеспечением системы охраны труда;
- вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
- работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.
2. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.
В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:
- контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
- расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.
3. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.
О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда — образец».
Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:
- определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
- осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
- управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
- участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.
Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:
- высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
- высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
- среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.
Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:
- допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
- требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.
Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.
Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:
- 7-го уровня квалификации;
- высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
- как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.
О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».
Профессиональный стандарт специалиста по охране труда – это законодательный документ, который действует на основании Приказа Минтруда России от 04.08.2014 №524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
Профессиональный стандарт – это документ, в котором указано какую квалификацию должен иметь работник для осуществления своей профессиональной деятельности.
Квалификация работника – это требования к профессиональному навыку работника, его знаниям, умению и опыту работы.
Профессиональные стандарты разработаны государством для создания современной системы оценки квалификаций, которая соответствует международным стандартам квалификаций, принятых в европейских странах.
Надо сказать, что профстандарт существует не только для специалиста по охране труда. Есть еще около 1000 стандартов к разным профессиям, которые утверждены уже в 2019 году. В будущем государство планирует стандартизировать все возможные профессии начиная от уборщицы, и заканчивая стандартом специалиста наноинженерии в научном центре.
Начиная с 1 июля 2016 года профессиональные стандарты, в том числе профессиональный стандарт в области охраны труда обязательны к применению всеми организациями не зависимо от формы собственности! (см. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ).
Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.
Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.
«Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»
Как мы уже сказали, каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:
1. Подбора кадров;
2. Руководства и управлением персоналом;
3. Тарификации работ и присвоении разрядов;
4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (Эти уровни указаны во втором разделе профстандартов);
5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профстандартам;
6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:
-переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;
— правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами;
— провести аттестацию;
— определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.
При проведении проверок инспекторами по труду могут быть проверены любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, затем стандарты других профессий.