Федеральный закон об отходах производства и потребления изменения 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об отходах производства и потребления изменения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об отходах производства и потребления
(с изменениями на 7 апреля 2020 года)
(редакция, действующая с 14 июня 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 169-ФЗ (Российская газета N 1, 04.01.2001);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 232, 11.11.2008);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ);
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июня 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 431-ФЗ.
абзац утратил силу с 30 июня 2009 года — Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
обработка отходов;
утилизация отходов;
обезвреживание отходов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)
Комментарий к статье 3
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
Комментарий к статье 4
Внесены изменения в закон об отходах производства и потребления
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ)
Комментарий к статье 4_1
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
абзац утратил силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение абзаца пятого настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) применяется с 23 сентября 2012 года (по истечении девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) — см. пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.
установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ.
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 254-ФЗ)
Комментарий к статье 5_1
Попытки усовершенствовать институт РОП, в том числе при помощи повышения нормативов утилизации и ставок экосбора, регулярно предпринимаются органами власти с момента введения РОП в 2015 г. Так, в конце 2018 г. проектом Постановления Правительства РФ предлагалось увеличить ставки экосбора по всем группам товаров «в целях усиления их стимулирующей роли». Однако Минэкономразвития России дало отрицательное заключение[4] на этот проект в связи с экономической необоснованностью и отсутствием правовых оснований для пересмотра установленных ставок экологического сбора.
Осенью 2019 г. по поручению Правительства РФ Минприроды России была разработана Концепция совершенствования института РОП, предлагавшая, в частности, перенос обязательств по утилизации упаковки на производителей упаковки.
Новой версией Концепции совершенствования института РОП предлагается введение норматива утилизации 100% для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей), а также поэтапное увеличение норматива утилизации по другим товарам РОП.
Таким образом, очевидно, что принятие поправок, увеличивающих ответственность производителей за утилизацию их товаров, неизбежно.
Изменения в правовом регулировании обращения с отходами
Паспортизация отходов будет осуществляться путем установления данных о составе и свойствах этих отходов (происхождении, агрегатном состоянии и физической форме), оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, установления на основе этих данных соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов, подлежат хранению хозяйствующим субъектом в течение всего срока действия паспорта отходов.
Паспорт отходов в 2020-2021 годах составляется и утверждается не позднее 30 календарных дней со дня проведения работ по отнесению отходов к конкретному классу.
Внесение изменений в паспорт отходов не допускается.
Паспорт отходов подлежит переоформлению в случае смены лица, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности, в случае изменения технологического процесса или вида его деятельности, а также в случае внесения изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, связанных с включением наименования и/или кода вида отходов, соответствие которому было установлено для конкретного отхода, на который оформлен паспорт.
Экземпляр паспорта отходов, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под роспись.
Утилизация отходов – это процесс сбора мусора для дальнейшей переработки.
Правильный подход к вывозу мусора уменьшает загрязненность нашей планеты, даря одной вещи несколько жизней:
• Сжигание. В результате такого метода, мы получаем тепловую энергию, которую можно потратить на электро- и теплоснабжение.
• Повторное использование. В результате можно получить: корм для животных, материалы для настилов и асфальта, нефть, источники питания, лаки и краску.
• Захоронение. Существует специализированные места, отведенные для захоронения токсичных отходов. Располагаются далеко от жилых домов и являются единственным возможным методом утилизации опасных веществ.
• Нейтрализация.
Существуют такие виды токсичных отходов, которые при разложении наносят сильный вред окружающей среде – батарейки, энергосберегающие лампы и т.п. Такие отходы требуют отдельного внимания.
Стоит начать с покупки различных контейнеров: для батареек, бумаги и т.д. Такой подход значительно упростит и ускорит процесс утилизации.
Выделяют 7 типов контейнеров по цветам:
1. Зеленый – бумага, бутылки, стаканы.
2. Синий – газеты, журналы, книги.
3. Желтый – все картонные изделия.
4. Черный – пищевые отходы.
5. Коричневый – токсичные отходы, содержащие ртуть.
6. Красный — отходы, не подлежащие переработке.
7. Оранжевый – отходы из пластика.
В зависимости от материала, мы можем получить абсолютно новые вещи, путем разбора старых на различные детали, то есть от одного отхода мы можем получить не одну, а несколько новых вещей. Сейчас нередко можно увидеть значок переработки на новых товарах, особенно, на одежде.
Сначала, мусор вывозится на специальный полигон. Затем, если у компании есть собственный завод, каждый вид мусора отдельно перерабатывается и разбирается на детали. В случае отсутствия, другая компания забирает мусор с полигона и отправляет прямиком на свой завод.
Утилизация – необходимый процесс в 2020-2021 годах для поддержания чистоты окружающей среды, поэтому очень важно доверять это дело хорошей компании, выполняющей свою работу оперативно и слаженно.
Решение по реформе расширенной ответственности производителя могут принять в конце 2020 года, тогда новые правила вступят в силу в 2021 году.
Первое, что нужно сделать — это отработать все анкеты, второе — доработать документ по результатам анкетирование, и третье — утверждать документ с горизонтом не раньше 2021 года, поскольку мы согласовали продление срока рассмотрение этого документа — четвертый квартал 2020 года.
По ее словам, сегодня проводится анкетирование экологических активистов, представителей бизнеса, регионов и других заинтересованных лиц. Также на площадке российского правительства собрана рабочая группа по проведению реформы, куда вошли 50 экспертов.
Нам очень важно соблюсти баланс: не угробить бизнес, на который ляжет дополнительная нагрузка по расширенной ответственности производителя. И снять нагрузку с граждан, которые сейчас фактически единственные, кто оплачивает вывоз мусора.
Расширенная ответственность производителя существует в России, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, и систему надо реформировать.
Переход на новую систему обращения с ТКО вызывает множество вопросов. Изменения в закон № 89-ФЗ предполагают переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Теперь все операции с мусором должны быть сосредоточены в руках одного или нескольких региональных операторов.
Выбранный оператор обязан заключить договора с собственниками, которые могут быть представлены как организациями, так и частными лицами. Заключение договоров началось с 1 января, что неминуемо привело к огромным очередям в офисах операторов.
Пункт п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ закрепляет единый тариф за вывоз мусора на территории субъекта федерации. Тарифы от области к области в 2020-2021 годах могут кардинально отличаться.
Изменены понятия «сбор» и «накопление». Ранее под сбором понималось принятие мусора для дальнейшего обращения. Теперь же оно привязывается к оператору, который занимается непосредственно обработкой, утилизацией, размещением и обезвреживанием. Для ряда компаний, чья лицензия была получена только на сбор и перевозку ТКО, деятельность оказывается незаконной. Им необходимо обновить разрешительную документацию.
Устранена привязка накопления к определенным площадкам для хранения. Складирование может осуществляться не более 11 месяцев с последующей утилизацией. Жестких требований к площадкам складирования не предъявляется. Теперь для признания предмета «отходом от использования товара» достаточно лишь потери его потребительских свойств. Такая потеря может быть как полной, так и частичной.
Ст. 6 № 89-ФЗ определяет необходимость раздельного хранения мусора. Данная обязанность возложена на региональные структуры в сфере обращения с отходами. Разделение мусора по видам должно происходить еще на стадии накопления. Предполагается, что для жителей многоквартирных домов такая мера позволит значительно экономить на оплате услуг по сбору и утилизации.
В каждой организации рано или поздно встает проблема разработки документации по отходам. И даже если Ваша организация небольшая, скорее всего, Вам все равно придется решать вопрос, связанный с опасным отходом, который есть практически у всех, например, с отработанными люминесцентными лампами.
Один из шагов к решению данной проблемы – инструкция по обращению с отходами – внутренний документ организации, который утверждает руководитель. Инструкция является руководством для ответственного исполнителя по всем требующимся с конкретным типом отхода действиям.
Как и где хранить отход? Какую тару использовать? Как часто осуществлять вывоз? Какие действия принять в непредвиденной ситуации (пожар, разлив и тому подобное)? Получить ответ и руководство к действию поможет инструкция.
Инструкции в 2020-2021 годах должны присутствовать на всех предприятиях, при деятельности которых образуются отходы. Разработка инструкции по обращению с отходами – одно из требований действующих СанПиНов. Таким образом, при ее отсутствии предприятие рискует получить замечания и штраф при проверке контролирующего органа государственной власти.
Кроме того, работник предприятия, ознакомленный с инструкцией – это гарантия соблюдения экологических и других требований на предприятии.
Подготовка инструкции по обращению с отходами возможна силами сотрудников предприятия или специализированной организацией. Установленной формы инструкции нет, но ключевые разделы, например, способ накопления/хранения, периодичность вывоза, принимаемые меры при возникновении чрезвычайных ситуаций, способы их устранения и другое необходимо включить в данный документ.
Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ
Региональные власти смогут освобождать мусорных операторов от ряда налогов
Принят Государственной Думой 17 июля 2019 года
Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года
Статья 1
Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
Абзац третий — Исключен. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 272-ФЗ)
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015)
установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;
определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
Абзац 18. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
установление перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
установление нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее также — норматив утилизации); (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
Госдума рассмотрит изменения в закон «Об отходах производства и потребления»
1. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004), от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ)
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
9. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015))
3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон об отходах производства и потребления
Ответственность за нарушение ФЗ №89 может быть:
- дисциплинарной для сотрудников предприятий — замечание, выговор, увольнение и т. д.;
- гражданско-правовой — возмещение нанесенного урона окружающей среде, людям, государственному имуществу;
- административной, например, по статье №8.2 КоАП РФ;
- уголовной, например, за производство без лицензии, если это причинило крупный ущерб, по статье №171 УК РФ.
Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:
- сортировка;
- разборка;
- очистка.
Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.
Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.
На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.
Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.
Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.
Изменения в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления»
Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.
Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.
Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.
Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.
Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.
Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.
Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:
- охрана окружающей среды;
- налоговое:
- бюджетное;
- гражданское;
- другие.
Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.
ФЗ-458 «Об отходах производства и потребления»: особенности и основные положения
К принципам экономического регулирования относят:
- Уменьшение объема мусора путем максимального использования технологий переработки – приоритетный способ снижения опасного влияния на окружающую среду и получения вторсырья.
- Платность дислокации отходов — установления платы за:
- сбросы загрязняющих материалов в пределах нормы;
- выбросы в границах установленных лимитов.
Порядок расчета и оплаты за размещение регламентирован ст. 23 настоящего закона. Экономическое стимулирование обычно выражается в предоставлении налоговых и других преимуществ (льгот) при внедрении инновационных технологий.
Правовые основы определены ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.
ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.
В первой статье закона об отходах производства и потребления даются определения основным понятиям, которыми оперирует закон. Там же определяются типы отходов. Формулируется, что именно в законе понимается под ТКО (твердые коммунальные отходы) – большой группой отходов бытового мусора. Основные положения уточняют, что правовое регулирование вопросов обращения с отходами осуществляется 89-ФЗ, однако предусмотрены исключения – радиоактивные, медицинские, биологические и опасные для озонового слоя отходы. С соответствии со статьей 4.1, все отходы классифицирую по степени опасности:
- I – чрезвычайно опасные;
- II – высокоопасные;
- III – умеренноопасные;
- IV – малоопасные;
- V – практически неопасные.
В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.
Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.
До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.
С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.
Статья 6 закона №89-ФЗ дополнила обязанности региональных структур в сфере обращения отходов. Теперь они должны позаботиться об организации деятельности, в том числе по раздельному накоплению (!) отходов. Это нововведение вступит в силу с января 2019 года. Раньше речь шла только о раздельном сборе отходов. Теперь это будет происходить само собой, еще на стадии их накопления.
В частности, для жильцов многоквартирных домов раздельное накопление ТКО (твердые коммунальные отходы) должно помочь в снижении платы за услуги по сбору и утилизации таких отходов.
Корректировки статей 24.8-24.9 закона №89-фз уточняют правила по установлению тарифов в сфере обращения с ТКО и льгот при их внесении. А также вводят обязанность по уплате экологического сбора для производителей товаров в случае не соблюдения ими нормативов по утилизации ими товаров и упаковки.
Кроме того, закон №503-ФЗ внес изменение в Жилищный Кодекс РФ в ч.1 его статьи 157. Теперь с 1 января 2019 года плата за обращение ТКО будет включена в состав платежей за коммунальные услуги, которые оказываются лицам, проживающим в многоквартирных домах.
Комментирует – Алина Маклакова, предприниматель, владелец фирмы по вывозу и утилизации отходов:
С января 2019 года в нашей стране начал работать новый закон по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. Говорят о нем много, бессчетное количество раз собирали всех операторов, перевозчиков на разных уровнях. Об этом много не буду говорить, потому что все всё знают, а кто не знал, уже давно прочитал в интернете. Определены региональные операторы, выбраны перевозчики. А дальше “мусорная” реформа начала буксовать.
Мы вывозили мусор из деревень. Взяли “газельку“, организовали минимальную сортировку. К новому закону стали готовиться заранее. Если вы хотите стать перевозчиком, то должны отвечать нескольким обязательным требованиям:
- у вас обязательно должна быть лицензия на перевозку и утилизацию отходов. Мой совет: прописывайте по возможности все классы опасности, кроме утилизации промышленных отходов. Так вам не придется доплачивать каждый раз за внесение изменений. Не забывайте, что лицензия должна соответствовать ОКВЭДам (коды экономической деятельности), прописанным в Уставе организации или индивидуального предпринимателя.
- у вас обязательно должен быть специализированный транспорт. Обычно он требуется , если вы собираете мусор в больших городах. В небольших населенных пунктах местным жителям разрешили мешковой сбор мусора. То есть едет машина или трактор и собирает мешки по улицам. В деревнях, где кольцевое движение сведено к минимуму (то есть улицы относительно прямые), установили самодельные контейнеры на несколько домов, куда все складывают мусор. Удобно и нам, и людям. Имейте в виду, что это пока временное явление.
483-ФЗ. Изменения в ФЗ об отходах производства и потребления — жкхпортал.рф
В апреле по всей стране начнется массовое обустройство контейнерных площадок. Поскольку суммы небольшие, скорее всего будут дробить, чтобы упросить процедуру конкурсных торгов. Здесь тоже можно заработать. У нас обычно подряд предлагают тем, кто уже участвует в “мусорной” цепочке, потому что они владеют большей информацией по своим объектам. В каждой управляющей компании, которая обслуживает сельсовет, есть свои сертифицированные специалисты, которые могут разработать всю документацию. Это удешевляет процесс: они получают за это зарплату, а вам обустройство могут отдать на подряд или субподряд.
Начинать шевелиться нужно сейчас. Никто не знает, насколько вырастут цены на строительные материалы , рост инфляции тоже никто не отменял, а суммы, которые выделены из федерального и регионального бюджетов, уже утверждены и даже перечислены в поселковые и сельские советы.
Однажды пришлось мне присутствовать на одном из совещаний в местной администрации по проблемам мусорной реформы. Как обычно в России делается, сначала мы создаем проблемы, а потом начинаем их устранять. Пригласили нас как специалистов, давно работающих на этом рынке. Компания собралась довольно разношерстная, большую часть составляли жители соседних деревень.
Основной вопрос, который волновал многих – это плата за вывоз мусора. Волевым решением главы нашего региона она была снижена в несколько раз и составила 35 рублей для сельского населения. Еще один немаловажный момент – почему приходится платить и по месту прописки, и по месту фактического проживания. В этой ситуации необходимо обратиться в управляющую компанию и уведомить ее о том, где вы постоянно проживаете.
Есть один нюанс: если в регионе плата берется исходя из количества квадратных метров, то платить собственнику придется за все адреса, а не только там, где прописан. Слава богу, в нашем регионе тариф установлен за количество проживающих.
Заключать договор обязаны абсолютно все. Хотя штрафных санкций для физических лиц новым законодательством не предусмотрено. Многие ссылаются на то, что в деревнях мусора особенно не собирается, все или утилизируется, или сжигается. Если ведется жизнедеятельность, значит, образуются и отходы, а их нужно утилизировать. Сжигать категорически запрещено законом и правилами благоустройства, за это положен штраф до 2 000 рублей.
Договор считается заключенным с того момента, когда он опубликован на официальной сайте регионального оператора и считается публичной офертой. Можно заключить его самостоятельно, если для вас это принципиально. Есть только один момент: у нашего оператора должным образом не приписаны его обязанности и ответственность, так что никто особенно не стремится его скачивать.
Все данные о жителях берутся из официальных источников, их предоставляет сельский совет, поэтому обращаться в прокуратуру бесполезно, никакого нарушения законодательства нет. Единственный минус – предоставляются недостоверные данные, очень часто встречаются “мертвые души”, те, кто уже умер.
Если вы занимаетесь или планируете заниматься переработкой мусора, ходить на такие мероприятия очень полезно. Можно найти множество “болевых” точек, с которыми не справляется региональный оператор, и взять эти проблемы на себя. Например, по новому законодательству он доложен не только вывозить мусор, но и сортировать его, содержать в порядке контейнерные площадки. Многие с этим не справляются и готовы заключать договора субподряда.
Очень много вопросов и по методу сбора. В нашей деревне размещение контейнеров на территории поселения вызвало огромный резонанс: большая часть проголосовала за то, чтобы оборудовать площадки в пределах населенного пункта, остальные – на выезде. Дебаты были долгими и продолжительными, подписи собирались по несколько раз, поскольку находились типа юристы и признавали предыдущие собрания нелегитимными. В итоге по соглашению с региональным оператором до конца года остались на мешковом сборе мусора.
По всем вопросам региональный оператор советовал обращаться на “горячую линию”. Звонила, спрашивала. Сидит на том конце девочка, которая на все вопросы отвечала только одно: “Перезвоните позже, я записала все ваши вопросы, передам их руководству”. И ни слова о том, что “мы вам перезвоним”, или “оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас”. Мой совет – обучайте свой персонал, чтобы потом не краснеть перед клиентами. Мы тоже пришли к тому, что иметь в своем штате сертифицированных экспертов гораздо выгоднее, чем обращаться в сторонние организации. Есть риск того, что они потом могут уйти к конкурентам или откроют свой бизнес. Места на этом рынке хватит всем.
Из диалога с оператором стало понятно, что государство просто не готово к этой реформе. Например, не продумана логистика вывоза мусора. Например, в Белорецком районе Башкирии машинам приходится проезжать около150 километров до отдаленных деревень, где мусорную машину видели в последний раз еще в советское время, собирал мусор обыкновенный трактор и вывозил в неизвестном направлении. Понятно, что тарифы уменьшились, а затраты значительно возросли. Поэтому решено было привлечь прежних поставщиков услуг.
Нет мусороперерабатывающих заводов. Те, которые есть, просто стоят, потому что не отработана цепочка полного цикла, мусор просто везут на полигоны. Случился такой инцидент в г. Октябрьский, когда предприниматель на собственные средства построил такой завод (а это 20 миллионов рублей), прошел все экспертизы, получил разрешение, а теперь его просто заставляют сносить. Мы тоже столкнулись с проблемой: почти год приучали жителей к сортировке, а теперь с приходом регоператора все почти рухнуло. Люди видят, что все их труды сваливают в одну кучу и перестали сортировать отходы. Мусора стало гораздо больше.
И никакие субботники не решат экологической проблемы: с одного места мусор просто перекладывают в другое. Вот и вся реформа.
Проект «XLOM» — самая полная и полезная информация о рынке металлолома, вторсырья, а также утилизации и переработке отходов, уделяются вопросы экологии в России. Сайт постоянно пополняется новой и уникальной тематической информацией. Скоро будет открыт каталог пунктов приема металлолома и вторсырья по всем городам России.