Закон о труде рк 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о труде рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 15. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, безопасности и охраны труда;

2) определяет размеры социального пособия по временной нетрудоспособности;

3) утверждает Типовое положение об условиях оплаты труда и премирования руководящих работников национальных компаний, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству;

4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий;

В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5) заключает генеральное соглашение с республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями работников;

6) устанавливает порядок принятия нормативных правовых актов в области безопасности и охраны труда соответствующими уполномоченными органами;

7) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 16. Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений

Трудовой кодекс Республики Казахстан 2021

Статья 19. Субъекты трудовых отношений

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Руководитель филиала или представительства иностранного юридического лица осуществляет все права и исполняет все обязанности работодателя от имени данного юридического лица.

Статья 20. Представители работников и их полномочия

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии — выборные представители.

В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.

Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.

2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.

3. Выборные представители работников имеют право:

1) представлять и защищать трудовые права и интересы работников;

2) вести с работодателем коллективные переговоры по разработке проектов и заключению коллективных договоров;

3) в соответствии с коллективными договорами посещать рабочие места для изучения и принятия мер по обеспечению нормальных условий труда;

4) участвовать в урегулировании трудовых споров между работником и работодателем в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Кодекс дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

Статья 20-1. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей и их полномочия

1. Работодатели имеют право на добровольной основе создавать и вступать в объединения (ассоциации, союзы) работодателей.

2. Интересы работодателей в пределах делегированных им полномочий представляют объединения (ассоциации, союзы) работодателей в соответствии с настоящим Кодексом, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Объединения (ассоциации, союзы) работодателей представляют права и интересы своих членов через механизмы социального партнерства путем:

1) обеспечения гарантий прав работников и работодателей в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Казахстан;

2) работы в трехсторонних республиканской, отраслевых, региональных комиссиях по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений;

3) участия в разработке соглашений и их заключения;

4) участия в составе согласительной комиссии при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, примирительной комиссии и трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров;

5) консультаций и переговоров с представителями работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 21. Основания возникновения трудовых отношений

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан.

2. В случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, учредительными документами, актами работодателя, заключению трудового договора могут предшествовать следующие процедуры:

1) избрание (выборы) на должность;

2) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

3) назначение на должность или утверждение в должности;

4) направление на работу уполномоченными законами Республики Казахстан органами в счет установленной квоты;

5) вынесение судебного решения о заключении трудового договора.

3. Трудовые отношения с руководителем исполнительного органа юридического лица осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, учредительными документами и трудовым договором.

Статья 22. Основные права и обязанности работника

Статья 24. Предмет трудового договора

По трудовому договору работник обязуется лично выполнять работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

Статья 25. Гарантии равенства прав и возможностей при заключении трудового договора

1. Запрещается нарушение равенства прав и возможностей при заключении трудового договора.

2. Беременность, наличие детей в возрасте до трех лет, несовершеннолетие, инвалидность не могут ограничивать право заключения трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

1. Не допускается заключение трудового договора:

1) на выполнение работы, противопоказанной лицу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

2) с гражданами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, на тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на должности и работы, предусматривающие полную материальную ответственность работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей работодателя, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);

3) с гражданами, лишенными права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Подпункт 4 изложен в редакции статьи 204 (действует с 1 января 2017 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (см. стар. ред.)

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения работодателем разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

5) с иностранными студентами и стажерами, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими справки из организации образования с указанием формы обучения или принимающей организации о прохождении профессиональной подготовки и (или) стажировки и разрешения на пребывание с целью получения образования;

6) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, не представившими разрешения на въезд и пребывание с целью воссоединения семьи и документ, подтверждающий состояние в признаваемом законодательством Республики Казахстан браке с гражданином Республики Казахстан;

7) на выполнение работ (оказание услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем — физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами.

Статья 63. Правила трудового распорядка

1. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем.

2. В правилах трудового распорядка устанавливаются рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Статья 64. Дисциплинарные взыскания

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.)

1. За совершение работником дисциплинарного проступка работодатель или первый руководитель национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, вправе применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

2. Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, не допускается.

См.: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров».

Статья 65. Порядок применения дисциплинарных взысканий

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

1. Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. При наложении дисциплинарного взыскания первым руководителем национального управляющего холдинга в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, применяются положения настоящей статьи и статьи 66 настоящего Кодекса.

2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней письменное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

3. За каждый дисциплинарный проступок к работнику может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

4. Акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период:

1) временной нетрудоспособности работника;

2) освобождения работника от работы на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

3) нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе;

4) нахождения работника в командировке.

Пункт дополнен подпунктом 5 в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI

5) проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в отношении лиц, допустивших нарушения требований по безопасности и охране труда.

См.: Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 августа 2019 года на вопрос от 13 августа 2019 года № 562801 (dialog.gov.kz) «О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника в период отстранения его от работы»

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.20 г. № 321-VI (см. стар. ред.)

5. Акт о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому дисциплинарному взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подтвердить своей подписью ознакомление с актом работодателя об этом делается соответствующая запись в акте о наложении дисциплинарного взыскания.

Изменения в Трудовом кодексе РК с 11.01.2021 года

Статья 101. Нормирование труда

1. Нормы труда (времени, выработки, трудоемкости, обслуживания, численности) являются мерой затрат труда и устанавливаются для работника соответствующей квалификации в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

2. Разработка, введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по труду.

3. Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда.

Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

4. О введении работодателем новых норм труда работники извещаются не позднее чем за один месяц.

5. При разработке норм труда должны обеспечиваться:

1) качество норм труда, их оптимальное приближение к необходимым затратам труда;

2) установление одинаковых норм труда на одни и те же работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических условиях;

3) прогрессивность норм труда на основе достижений науки и техники;

4) охват нормированием труда тех видов работ, для которых возможно и целесообразно установление норм труда;

5) техническая (научная) обоснованность норм труда.

6. Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

7. Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

8. Квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих и типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Статья 102. Государственные гарантии в области оплаты труда

Государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:

1) минимальный размер месячной заработной платы;

2) минимальный размер часовой заработной платы;

3) оплату за работу в сверхурочное время;

4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;

5) оплату за работу в ночное время;

6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

Статья 103. Размер заработной платы

1. Размер месячной заработной платы работника устанавливается дифференцированно в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, а также условий труда. Размер месячной заработной платы максимальным размером не ограничивается.

Заработная плата выплачивается работнику за фактически отработанное им время, учтенное в документах работодателя по учету рабочего времени.

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 19.12.20 г. № 386-VI

1-1. Размер основной заработной платы работников направляющей стороны должен быть не ниже размера основной заработной платы работников принимающей стороны по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы, а также производственно-бытовым условиям в соответствии с договором на оказание услуг по предоставлению персонала.

Заработная плата работникам направляющей стороны выплачивается за фактически отработанное ими время, учтенное в документах по учету рабочего времени принимающей стороны.

Статья 120. Обязанность стороны трудового договора по возмещению причиненного ущерба (вреда)

1. Материальная ответственность стороны трудового договора за ущерб (вред), причиненный ею другой стороне трудового договора, наступает за ущерб (вред), причиненный в результате виновного противоправного поведения (действия или бездействия) и причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом (вредом), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Сторона трудового договора, причинившая ущерб (вред) другой стороне, возмещает его в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

3. В трудовом, коллективном договорах может конкретизироваться материальная ответственность работника и работодателя.

4. Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения стороны трудового договора от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) другой стороне.

Статья 121. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику незаконным лишением его возможности трудиться

1. Работодатель обязан возместить работнику не полученную им заработную плату и иные причитающиеся ему выплаты в случае незаконных перевода на другую работу, недопущения работника к рабочему месту, одностороннего изменения условий трудового договора, отстранения от работы, расторжения трудового договора.

2. Трудовым, коллективным договорами могут быть установлены дополнительные случаи возмещения работодателем ущерба, причиненного незаконным лишением работника возможности трудиться.

Статья 122. Материальная ответственность работодателя за вред, причиненный жизни и (или) здоровью работника

1. При причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.

2. Вред, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат, за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.17 г. № 80-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

3. При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

См. также: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами Республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью».

Заголовок статьи 123 изложен в редакции Закона РК от 19.12.20 г. № 386-VI (см. стар. ред.)

Статья 123. Материальная ответственность работника, работника направляющей стороны за причинение ущерба работодателю или принимающей стороне

1. Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Запрещается включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к трудовым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

1. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда.

2. Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности, общественного согласия.

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника;

6) обеспечение права на вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда.

Трудовой кодекс Республики Казахстан

Каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

1. Каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

3. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

4. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Принудительный труд допускается только:

вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц;

в условиях чрезвычайного или военного положения.

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения:

1) трудовые;

2) непосредственно связанные с трудовыми;

3) социального партнерства;

4) по безопасности и охране труда.

2. Действие настоящего Кодекса распространяется на работников, работников направляющей стороны, работодателей, а также принимающую сторону, которые расположены на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан..

Положения настоящего Кодекса, предусмотренные для страховой организации, распространяются на филиал страховой организации-нерезидента Республики Казахстан, открытый на территории Республики Казахстан и осуществляющий деятельность на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

4. Законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом.

Минимальный размер месячной заработной платы, продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск являются минимальными социальными стандартами в сфере труда в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».

1. Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Запрещается включение в другие законы Республики Казахстан норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к трудовым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 18 по 24 января 2021 года

1. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда.

2. Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности, общественного согласия.

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника;

6) обеспечение права на вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда.

Каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

1. Каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, а также принадлежности к общественным объединениям.

3. Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

4. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Принудительный труд допускается только:

вследствие приговора суда, вступившего в законную силу, при условии, что работа будет производиться под надзором и контролем государственных органов и что лицо, выполняющее ее, не будет уступлено или передано в распоряжение физических и (или) юридических лиц;

в условиях чрезвычайного или военного положения.

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения:

1) трудовые;

2) непосредственно связанные с трудовыми;

3) социального партнерства;

4) по безопасности и охране труда.

2. Действие настоящего Кодекса распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

4. Законы Республики Казахстан не должны снижать уровень прав, свобод и гарантий, установленных настоящим Кодексом.

Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

Минимальный размер месячной заработной платы, продолжительность ежедневной работы (рабочей смены), основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск являются минимальными социальными стандартами в сфере труда в соответствии с Законом Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» и подпунктом 4) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 560, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2021 года № 22030 Квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2021 год.

Установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2021 год в процентном отношении к численности рабочей силы:

1) по разрешениям, выдаваемым местным исполнительным органом работодателю в размере 0,31%;

2) на привлечение трудовых иммигрантов в размере 2,7%.

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 декабря 2020 года № 560, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 января 2021 года № 22030.

В соответствии с подпунктом 16-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 января 2021 года № 4, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2021 года № 22048 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих выпуск 8 (далее – ЕТКС).

ЕТКС (выпуск 8) включает работы по: производству твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии; обработке цветных металлов; производству цветной металлургии (общие профессии); производству цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов; производству электродной продукции.

Тарифно-квалификационные характеристики применяются при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим в организациях независимо от формы их собственности и организационноправовых форм, где имеются производства и виды работ, указанные в настоящем ЕТКС (выпуск 8).

Приложение к ЕТКС (выпуск 8):

Алфавитный указатель профессий рабочих

№ п

/п

Наименование профессии

Диапазон разрядов

Страница

Производство твердых сплавов, тугоплавких металлов и изделий порошковой металлургии

1.

Сварщик изделий из тугоплавких металлов

4

3

2.

Заготовщик химических полуфабрикатов тугоплавких металлов

2-4

4

3.

Спекальщик

3-6

6

4.

Аппаратчик карбидизации

3-6

10

5.

Аппаратчик печей восстановления

3-5

15

6.

Обработчик твердосплавных изделий

2-3

17

7.

Аппаратчик в производстве твердых сплавов и тугоплавких металлов

2-5

18

8.

Шлифовщик изделий из твердых сплавов и тугоплавких металлов

2-6

21

9.

В соответствии с пунктом 5 статьи 233 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» утверждены приказом Министр здравоохранения Республики Казахстан от 6 января 2021 года № ҚР ДСМ-4, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2021 года № 22042, Правила отнесения лекарственных препаратов с учетом действующих веществ, входящих в их состав, к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту (далее – Правила).

Вышеуказанные Правила определяют порядок отнесения лекарственных препаратов к категориям лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и по рецепту.

Согласно п. 4 Правил: К лекарственным препаратам рецептурного отпуска относятся:

1) лекарственные средства, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, подлежащие контролю в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;

2) лекарственные средства, предназначенные для парентерального введения;

3) лекарственные средства, в том числе диагностические лекарственные средства, применяемые только в условиях стационара;

4) лекарственные средства, назначение и дальнейшее употребление которых необходимо проводить при постоянном контроле врача;

5) лекарственные препараты, предназначенные для лечения заболеваний, диагноз которых устанавливается в условиях стационара или в учреждениях, располагающих необходимым диагностическим оборудованием, а применение лекарственного препарата и последующее наблюдение осуществляется в амбулаторных условиях;

6) лекарственные средства, содержащие лекарственную субстанцию, активность и (или) нежелательные реакции которой требуют дальнейшего изучения: впервые зарегистрированные лекарственные препараты с новым действующим веществом; лекарственные препараты с ограниченным опытом применения (с учетом пострегистрационного опыта применения лекарственного препарата в других странах, в том числе применения в общей популяции (при наличии клинических исследований); новая дозировка, новый режим дозирования, новый способ введения, новое показание к применению, новые возрастные группы;

7) лекарственные средства, представляющие опасность здоровью человека при их применении в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата без медицинского наблюдения (токсичность, включая репродуктивную токсичность, генотоксичность, тератогенность, канцерогенность, серьезные нежелательные реакции, связанные с фармакологической активностью действующего вещества лекарственного препарата, серьезные непредвиденные нежелательные реакции, взаимодействия с часто используемыми лекарственными препаратами, которые могут вызывать серьезные нежелательные реакции, маскировку основного заболевания);

8) лекарственные средства, представляющие опасность здоровью человека при применении лекарственного препарата населением без соблюдения требований инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата (нежелательные реакции при длительном использовании лекарственного препарата: толерантность, кумулятивные эффекты, синдром отмены или рикошета, развитие зависимости, лекарственные взаимодействия).

9) лекарственные средства, подлежащие рецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам согласно приложению 1 к настоящим правилам.

Согласно п. 5 Правил: Лекарственные препараты, относимые к безрецептурному отпуску, характеризуются:

1) отсутствием способности к кумуляции, широким терапевтическим диапазоном (терапевтической широтой лекарственного препарата);

2) наличием короткого периода полувыведения (не более 12 часов), степенью связывания с белками плазмы менее чем на 90 % или объемом распределения больше 35 литров, отсутствием клинически значимых взаимодействий с другими лекарственными препаратами, требующих изменения режима дозирования данного лекарственного препарата или взаимодействующих с ним лекарственных препаратов;

3) отсутствием ограничений для применения у детей любого возраста, при условии наличия лекарственной формы данного лекарственного препарата в дозировках, предназначенных для применения у детей; при наличии у лекарственного препарата ограничений его реализация без рецепта врача возможна только при условии четкого указания возрастного диапазона в инструкции по медицинскому применению (листок-вкладыш);

4) отсутствием медицинских противопоказаний при беременности и лактации;

5) лекарственные средства, подлежащие безрецептурному отпуску по клинико-фармакологическим группам согласно приложению 2 к Правилам.

В приложении 1 к Правилам указан перечень лекарственных средств, подлежащие рецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам.

В приложении 2 к Правилам указан перечень лекарственных средств, подлежащие безрецептурному отпуску по клиникофармакологическим группам.

ТОП-5 важных изменений трудового законодательства в Казахстане

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2011 года № 645 «Об утверждении Правил аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»

п.1-1

Отсутствует.

1-1. Государственная услуга по аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности оказывается согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2020 года № 196 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20626).»;

Дополнено:

Государственная услуга по аккредитации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности оказывается согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 мая 2020 года № 196 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 20626).»;

п.5, 9, 10,12,15,16

п. 5. Аккредитация физических лиц, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, носит уведомительный характер с установлением минимальных необходимых требований к ним.

п. 9. Для получения аккредитации юридические лица представляют уполномоченному органу следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) рейтинговый лист;
3) нотариально заверенные копии учредительных документов: устава организации, свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица, регистрационного номера налогоплательщика или бизнес-идентификационного номера организации;
4) копии документов, подтверждающих сведения, указанные в рейтинговом листе.
п. 10. Для получения аккредитации физические лица представляют уполномоченному органу следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
2) нотариально заверенные копии: удостоверения личности, диплома о высшем образовании, диплома магистра, диплома о присуждении ученой степени, аттестата (диплома) о присвоении ученого звания.

п. 12. В аккредитации отказывается по следующим основаниям:
1) не представлены все документы, требуемые в соответствии с пунктами 9 или 10 настоящих Правил;
2) в представленных документах содержатся недостоверные или неполные сведения;
3) при отрицательной оценке деятельности аккредитуемого юридического лица, присваиваемой в соответствии с методикой оценки деятельности, утверждаемой уполномоченным органом.

п. 15. В случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица и (или) наименования и места нахождения юридического лица, аккредитованные субъекты подают заявление в уполномоченный орган о переоформлении свидетельства об аккредитации с приложением документов, подтверждающих сведения в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящих Правил.
Уполномоченный орган не позднее двадцати календарных дней со дня подачи соответствующего письменного заявления переоформляет свидетельство об аккредитации.
При этом свидетельство об аккредитации, выданное ранее, признается утратившим силу и уполномоченным органом вносится соответствующая информация в базу данных аккредитованных Субъектов.
п. 16. В случае утери свидетельства об аккредитации уполномоченный орган по письменному заявлению аккредитованного субъекта в срок до пятнадцати календарных дней выдает дубликат свидетельства об аккредитации.

Исключить

п. 5, 9, 10, 12, 15, 16 исключены

п.11

п. 11. По итогам рассмотрения документов, указанных в пунктах 9, 10 настоящих Правил, уполномоченным органом принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации:
1) юридическим лицам в течение срока, не превышающего тридцати календарных дней.
При этом оценка деятельности юридических лиц проводится в соответствиии с методикой оценки деятельности, утверждаемой уполномоченным органом;
2) физическим лицам в течение срока, не превышающего пяти календарных дней.
В случае аккредитации физических лиц уполномоченный орган вносит их данные в перечень аккредитованных лиц в срок, указанный в настоящем подпункте.

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Пример (доход 100 000 тенге)

Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

2020 год

2021 год

ОПВ

100 000 * 10%

10 000 тенге

100 000 * 10%

10 000 тенге

ИПН

(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

4 750 тенге

(100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10%

4 550 тенге

СО

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

СН

100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

5 305 тенге

100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

5 210 тенге

ООСМС

100 000 * 2%

2 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

ВОСМС

100 000 * 1%

1 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

За счет работодателя

10 455 тенге

10 360 тенге

За счет работника

15 750 тенге

16 550 тенге

Сумма «на руки»

84 250 тенге

83 450 тенге

Обновился порядок приёма сотрудников на работу в связи с внесением изменений в 2021 году в Трудовой Кодекс РК. С началом текущего года работодатели освобождены от обязанности по оформлению письменных отказов от трудоустройства будущих и настоящих матерей с малышами до трёх лет, а также несовершеннолетних и инвалидов.

Предприниматели получили мощный инструмент в защите своей коммерческой тайны и ноу-хау технологических процессов. Им разрешено заключать с сотрудниками соглашения о неконкуренции, что автоматически налагает на сотрудника запрет по использованию полученной информации после увольнения и перехода на работу в фирму конкурента.

«Развязаны руки» теперь у работодателей и в плане применения нормирования испытательного срока:

• он может быть установлен для всех специалистов, невзирая на их стаж, возраст и состояние здоровья;

• для руководящего состава (руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер и менеджеры среднего звена) испытательный срок продлён до полугода, при этом повышение в это время не означает его прекращение;

• отменена необходимость предварительного уведомления (за 7 дней) сотрудника, находящегося на испытательном сроке, о расторжении с ним трудового контракта, теперь работодатель может сделать это без предупреждения.

Работодатель получил право переводить сотрудников на любую работу во время вынужденного простоя предприятия. При этом будет изменена и его оплата труда сообразно новой должности и рабочему времени. Нет никаких ограничений и по времени такого перевода.

Будущие мамы в целях сохранения своего здоровья и заботе о будущем малыше имеют право находиться в оплачиваемом отпуске до момента их перевода на новую, более безопасную работу. Если женщине новая должность не понравиться, то о на может остаться в отпуске, но уже за свой счёт.

Последние изменения в Трудовом кодексе Республики Казахстан в 2021 году

Поправками внесено уточнение, что при совпадении ночного времени работы с праздничным или выходным днём доплата должна быть отдельной за ночные часы, а также за работу в праздничные или выходные дни.

Например, работник заступил на смену в ночь 30 апреля с 20.00 до 08.00 1 мая. Ночным временем считается промежуток с 22.00 до 06.00. По закону работодатель должен оплатить время работы следующим образом:

  1. С 20.00 до 22.00 – оплата в одинарном размере ставки.
  2. С 22.00 до 06.00 – добавить 0,5 ставки за работу в ночное время.
  3. С 00.00 до 08.00 – добавить ещё 0,5 ставки за работу в праздничный день, так как фактически наступило 1 Мая – красный день календаря.

«Раньше бухгалтеры считали, что если человек работает ночью, и этот день совпал с праздничным, то доплата не нужна. Они спрашивали: «Где в законе статья, которая говорит об отдельной доплате?». Теперь это новшество чётко поясняет, как производится выплата», – поясняет доцент кафедры международного права КазНУ имени аль-Фараби, эксперт по трудовому законодательству Наталья Гилёва.

Хоть в законе и осталось ограничение на 36-часовую рабочую неделю для инвалидов, теперь исключён пункт, по которому инвалиды I и II групп могут работать не более семи часов в день. По словам юристов, иногда семи часов не хватало для работы. Фактически работник оставался, но ему не доплачивали, потому что иначе бы работодатель нарушил закон.

Сейчас убрали ограничение в семь часов. Главное, чтобы сотрудник прошёл обследование у профпатолога. Специалист в заключении укажет, может ли он трудиться. Таким образом, стало больше гарантий, что человек с инвалидностью не останется без работы.

За задержку зарплаты или выдачу её не в полном объёме работодатель выплачивает сотрудникам не только задолженность, но и пеню за просрочку. Раньше размер пени был равен официальной ставке рефинансирования Нацбанка. Теперь его повысили до 1,25-кратной ставки рефинансирования.

Внесли уточнение в Трудовой Кодекс, что за призывниками на срочную воинскую службу сохраняется рабочее место. При наличии повестки от военкомата за призывниками в период прохождения медицинской комиссии сохраняются и работа, и зарплата. А на период прохождения срочной воинской службы или воинских сборов сохраняется работа. Сохранение зарплаты в этот период не предусмотрено.

В течение месяца после демобилизации служившие должны вернуться к своим трудовым обязанностям.

Какие законы вступают в силу в Казахстане с января 2021 года

138-я статья Трудового кодекса посвящена дистанционной работе. Работодатель обязан обеспечить сотрудника «на удалёнке» всем необходимым, в том числе средствами коммуникации. Если работник использует, например, свой интернет или электроэнергию, следует выплачивать компенсацию.

Фиксировать рабочее время дома можно с помощью IT-технологий. Специальные программы, к примеру, показывают, есть ли движение по клавиатуре. Сложнее оценивать несчастные случаи, которые произошли в рабочее время.

«Приведу один случай. Девушка работала дистанционно дома. В рабочее время она пошла вывешивать бельё на балкон, оступилась и сломала ногу. Вызвала скорую помощь, вышла на больничный и требовала полной оплаты больничного. Работодатель в растерянности: как поступить, если фактически в это время она должна была не личными делами заниматься, а работать?» – приводит пример Наталья Гилёва.

Статья дополнена пунктом, который обязывает работодателя разработать инструкцию, где будет определён порядок соблюдения такими работниками, требований по безопасности и охране труда, по обеспечению безопасного выполнения трудовых обязанностей.

  • Post author:admin
  • Запись опубликована:15 мая, 2020
  • Post category:Новости
  • Post comments:комментария 2

Закон Республики Казахстан № 321-VI ЗРК от 4 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда».

Разъяснение последних изменений в законодательные акты по вопросам труда.

Уважаемые читатели, мы начинаем публикацию цикла статей, разъясняющих нововведения в НПА, регулирующие вопросы трудовых отношений в нашей стране. Необходимость в изменениях назрела давно и разговор о них шел с прошлого года. Все мы ждали новостей в марте-апреле, но, как видно, эпидемия внесла свои коррективы в нашу жизнь. Однако, изменения приняты. Будем с ними знакомиться.

Обратите внимание, зеленым мы выделили что добавлено, желтым что исключено, Лиловым– то, что заменено.

Права и обязанности сторон трудового договора.

Дополнение в перечень прав и обязанностей субъектов трудового договора.

В соответствии с положениями ст. 28 ТК РК, сторонами трудового договора являются работник и работодатель.

У каждой из сторон есть набор прав и обязанностей. Статья 22 ТК РК «Основные права и обязанности работника» претерпела некоторые изменения и дополнения. Из пп.2) п. 1

«Работник имеет право на заключение, изменение, дополнение, прекращение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим кодексом» исключено действие «расторжение». Это не значит, что у работника отнято право на уход из компании. Дело здесь только в правильном применении формулировок. Действие «расторжение» трудового договора возможно использовать в трудовом законодательстве в ситуациях прекращения трудовых отношений при соглашении сторон (то есть при участии 2-х сторон ТД), либо по инициативе работодателя. Другими словами, расторгаем трудовой договор только вдвоем (взаимным решением), либо, работодатель это делает сам, в случаях, предусмотренных в статье 52 ТК РК.

Своим единоличным решением работник не может расторгнуть трудовой договор, он может только прекратить его по своей инициативе. Удаление данной формулировки никак не ограничило работника в правах. Те же самые возможности для ухода из компании, предусмотренные п. 5) ст. 49 ТК РК, у работника остались.

Пп. 1) п.1

«Работник имеет право на требование от работодателя выполнения условий трудового, коллективного договоров, соглашений, актов работодателя».

Принятое дополнение расширяет список внутренних документов, которые обязательны к исполнению работодателем.

Пп. 15) п.1

«Работник имеет право на равную оплату за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации».

Изменения говорят об уравнивании в правах работников, не только в части оплаты труда, но и условий работы и отдыха. Расширение данной нормы вызвано участившимся недовольством казахстанских работников, которые иногда сталкиваются со случаями разной оплаты труда и неодинаковыми условиями жизни и работы в сравнении с иностранными работниками. Особенно, эта норма касается сотрудников, выполняющих работы вахтовым методом, для которых бытовые условия крайне важны.

В связи с этим, в рассматриваемую статью включен новый пункт.

Пп. 25) п. 1

«Работник имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведения о трудовом договоре и своей трудовой деятельности».

Данный пункт открывает возможность любому казахстанскому работнику получать из единой системы учета трудовых договоров необходимые сведения о своей трудовой деятельности и подтверждать тем самым, факт наличия трудовых отношений с конкретным работодателем.

Эта возможность, безусловно, усиливает позиции работника, особенно, в тех случаях, когда, при уходе сотрудника из компании, работодатель препятствует в выдаче документов, подтверждающих трудовую деятельность.

Теперь, рассмотрим, что нового в правах и обязанностях появилось для работодателей.

Статья 23 «Основные права и обязанности работодателя».

Раздел «Права»

Пп. 13) п. 1

«Работодатель имеет право на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов (с их предварительного согласия) и работников».

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
  • Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
  • Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации

Что изменилось в Казахстане с 1 января 2021 года

Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

С 1 января 2021 года:

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

Иностранная рабочая сила

Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

Они составляют:
до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.

Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

Реклама

Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

Медицина

Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

Органы государственных доходов будут собирать сведения о расходах на образование, на погашение ипотеки, на медицину.

Нотариусы

Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

Министерством труда и социальной защиты населения утверждены Производственный календарь и Баланс рабочего времени на 2021 год в РК

Производственный календарь на 2021 год

Статьей 68
Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Кодекс) предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
В трудовом договоре может предусматриваться меньшая продолжительность рабочего времени с оплатой как за нормальную продолжительность рабочего времени.
Также Кодексом предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников:
для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю (статья 69 Кодекса);
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 36 часов в неделю (статья 69 Кодекса);
для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда — не более 36 часов в неделю согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 69 Кодекса);
для работников-инвалидов первой и второй групп — не более 36 часов в неделю (статья 69 Кодекса).
В соответствии со статьей 79 Кодекса в организациях должен осуществляться учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) не может превышать 8 часов при недельной норме 40 часов, 7 часов 12 минут при недельной норме 36 часов; при шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) не может превышать: у работников с недельной нормой рабочего времени, равной 40 часам — 7 часов; при недельной норме 36 часов — 6 часов и т.д.
В этой связи, продолжительность рабочего времени составляет:
При 40-часовой рабочей неделе:
при пятидневной рабочей неделе – пять рабочих дней по 8 часов;
при шестидневной рабочей неделе – пять рабочих дней по 7 часов и один рабочий день продолжительностью 5 часов.
При 36-часовой рабочей неделе:
при пятидневной рабочей неделе — пять рабочих дней по 7 часов 12 минут (7,20 часов);
при шестидневной рабочей неделе – шесть рабочих дней по 6 часов.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2001 года № 267 «О праздниках в Республике Казахстан» (далее-Закон) дни, в которые отмечаются национальные и государственные праздники в Республике Казахстан, признаются праздничными днями в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Праздничные дни в Республике Казахстан являются нерабочими днями.
При совпадении выходного и праздничного дней выходным днем является следующий после праздничного рабочий день.

Праздничные дни, отмечаемые в Республике Казахстан:

национальный праздник:
День Независимости — 16 – 17 декабря;

государственные праздники:
Новый год — 1-2 января;
Международный женский день – 8 марта;
Наурыз мейрамы – 21-23 марта;
Праздник единства народа Казахстана – 1 мая;
День защитника Отечества — 7 мая;
День Победы – 9 мая;
День Столицы – 6 июля;
День Конституции Республики Казахстан – 30 августа;
День Первого Президента Республики Казахстан – 1 декабря.
В связи с чем, при составлении баланса рабочего времени в 2021 году с учетом норм Закона праздничные дни, совпадающие с выходными днями (суббота, воскресенье), перенесены на следующий после праздничного рабочий день:
при пятидневке:
с 2 января на 4 января;
с 21 марта на 24 марта;
с 1 мая на 3 мая;
с 9 мая на 10 мая.

при шестидневке:
с 21 марта на 24 марта;
с 9 мая на 10 мая.

В соответствии со статьей 84 Кодекса при пятидневной и шестидневной рабочей неделе общим выходным днем является воскресенье.
Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами трудового распорядка.
Первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, 7 января — православное Рождество являются выходными днями.
В 2021 году первый день Курбан-айта приходится на 20 июля.
В производственном календаре приведена норма рабочего времени на месяцы, кварталы и 2021 год в целом в рабочих днях (часах). Она рассчитана по календарю пятидневной и шестидневной рабочей недели, исходя из восьми-, семи- и шестичасового рабочего дня при 40-часовой и 36-часовой рабочей неделе.

В 2021 году норма рабочего времени составляет:
при 40-часовой рабочей неделе:
пятидневка – 1960 часов (245 дней * 8,00 часов);
шестидневка – 1979 часов (247 дней * 7,00 часов + 50 дней * 5,00 часов);

при 36-часовой рабочей неделе:
пятидневка – 1764 часа (245 дней * 7,20 часов);
шестидневка – 1782 часа (297 дней * 6,00 часов).

Среднемесячное число рабочих дней на 2021 год составляет:




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *