Индивидуальный персонифицированный учет в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальный персонифицированный учет в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

Изменения по страховым взносам в 2021 году

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 14, ст. 1461) и подпунктом 5.2.82 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2019, № 45, ст. 6362), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45549).

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 385н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2018 г., регистрационный N 51615).

Министр А.О. Котяков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г.

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ)1 и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе:

а) порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

б) порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности;

в) порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

г) порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

2. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Регистрация физического лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее — регистрация) осуществляется посредством открытия индивидуального лицевого счета.

Датой регистрации считается дата открытия индивидуального лицевого счета.

4. Регистрации подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации (далее — гражданин).

5. Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:

а) анкеты зарегистрированного лица;

б) сведений о государственной регистрации рождения;

в) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Сведения от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в целях регистрации граждан направляются посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Гражданин (его представитель) может представить анкету зарегистрированного лица лично, через страхователя или многофункциональный центр.

7. При представлении анкеты зарегистрированного лица гражданином (его представителем) лично представляются следующие документы:

а) документ, удостоверяющий личность гражданина;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления анкеты зарегистрированного лица от имени гражданина его представителем).

Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина (его представителя).

8. При представлении анкеты зарегистрированного лица страхователем правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина.

Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.

Анкета зарегистрированного лица может быть представлена страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ)2.

9. При представлении анкеты зарегистрированного лица через многофункциональный центр правильность указанных в анкете сведений заверяется гражданином и (или) работником многофункционального центра. Анкета зарегистрированного лица может быть получена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации из многофункционального центра в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, по защищенным каналам связи либо посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

10. При поступлении от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведений о физическом лице территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации для проверки таких сведений направляют запрос в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия3.

11. Регистрация граждан осуществляется на основании сведений о государственной регистрации рождения, полученных Пенсионным фондом Российской Федерации из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»4.

12. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты зарегистрированного лица, сведений о государственной регистрации рождения, сведений, поступающих от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, принимает решение об открытии индивидуального лицевого счета либо об отказе в регистрации зарегистрированного лица.

13. Документом, подтверждающим регистрацию, является уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащее сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (далее — Уведомление о регистрации).

14. Основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе в регистрации зарегистрированного лица является наличие в системе индивидуального (персонифицированного) учета индивидуального лицевого счета, открытого на зарегистрированное лицо с аналогичными анкетными данными.

Решение об отказе в регистрации зарегистрированного лица может быть выдано в форме электронного документа.

15. Зарегистрированное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в случае утраты или непригодности для использования Уведомления о регистрации.

Обновлены формы персонифицированного учета

37. Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

38. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации11, страхователю вручается уведомление12 об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

39. При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

40. За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

41. За несоблюдение страхователем порядка представления индивидуальных сведений в форме электронных документов страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

42. За нарушение установленных Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации должностные лица страхователя несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.


В связи с изменениями законодательства Минтруд разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2016 г.

Так, с 2020 г. страхователи должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Появилась новая составная часть индивидуального лицевого счета — раздел «сведения о трудовой деятельности».

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) применяется в РФ с 2002 года и основывается на принципах страхования: краеугольным камнем будущей пенсии любого гражданина являются взносы, которые работодатели обязаны уплачивать за него на продолжении всей его трудовой деятельности и из которых в дальнейшем формируется пенсия.

Индивидуальный персонифицированный, то есть привязанный к конкретному физическому лицу учет существует как раз для точного учета данных о перечисленных страховых взносах, о трудовом стаже гражданина, обо всех местах работы и продолжительности трудовой деятельности – всех тех сведений, которые необходимы для назначения пенсии, ее выплаты и перерасчета в определенных законодательством случаях.

Все эти данные формируют индивидуальные сведения физического лица, которые хранятся в ПФР и являются сугубо конфиденциальными. При этом должны быть соблюдены установленные правила, регламентирующие сохранность персональной информации граждан.

С момента регистрации в системе ОПС, которая охватывает всех граждан России, в том числе детей и подростков, граждан других государств и лиц без гражданства, ПФ открывает каждому застрахованному лицу персональный счет с уникальным страховым номером – СНИЛС.

В рамках пенсионного страхования правовые отношения возникают между страховщиками – ими выступают пенсионные фонды, государственные или негосударственные; страхователями – теми организациями или лицами, которые платят заработную плату наемным работникам, и застрахованными лицами – гражданами РФ, иных государств или лицами без гражданства, вступившими в трудовые отношения, а также всеми теми, кто работает непосредственно “на себя”. Это могут быть адвокаты, нотариусы, фермеры и пр.

Страховщики контролируют достоверность и правильность сведений, необходимых для корректного назначения и своевременной выплаты различных видов пенсий. Они же следят за правомерностью социальных единовременных выплат, предусмотренных российским законодательством; обеспечивают, гарантируют и контролируют целевое использование средств ПФР; ведут учет поступлений страховых взносов, регистрации застрахованных лиц, следят за финансовой устойчивостью фондов.

ПФР может требовать у страхователей и налоговых органов необходимые для осуществления своей деятельности сведения, проводить проверки документов, связанных с начислением и уплатой взносов.

В свою очередь, организации или физические лица, которые сами являются страхователями, обязаны зарегистрироваться как плательщики страховых взносов. Они должны вести учет начисленных взносов, своевременно и полностью уплачивать страховые платежи в ПФ, предоставлять страховщику документы, необходимые для назначения и выплаты пенсионного обеспечения, а также выполнять требования территориальных органов ПФ в рамках законодательства РФ об ОПС.

Застрахованные лица обязаны предоставлять работодателям достоверные сведения, на основании которых в дальнейшем будет формироваться пенсия, и сообщать вовремя обо всех изменениях, которые могут повлиять на этот процесс.

В свою очередь, граждане, участвующие в системе ОПС, могут получить информацию от работодателя о начисленных взносах, контролировать их своевременное перечисление в ПФ, перейти в негосударственный пенсионный фонд с передачей пенсионных накоплений.

Отчетность в Пенсионный фонд в 2021 году: самое важное

В случае нарушения сроков подачи отчетности к страхователям применяются штрафы в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо, в отношении которого отчет не предоставлен. Если страхователь нарушает порядок предоставления электронных отчетов, он будет обязан уплатить уже 1000 рублей за каждого застрахованного.

Если страхователь отказывается уплачивать финансовые санкции или уплачивает их не в полном объеме, взыскание этих сумм производится в судебном порядке.

Гражданин, наряду с обязательным, может иметь и дополнительное пенсионное страхование, которое осуществляется на добровольной основе. В наше время существует достаточное количество страховых компаний и негосударственных фондов, чья деятельность направлена на сохранение денежных средств граждан, заключивших договор дополнительного пенсионного обеспечения.

Такая система предусматривает уплату страховых платежей и юридическими лицами. Таким образом, любая компания может перечислять денежные средства в добровольный страховой фонд, чтобы ее работники получили дополнительное обеспечение в будущем. После смерти застрахованного лица накопленные средства наследуют его родственники.

В такой системе существует возможность любому гражданину вносить платежи за другого члена семьи, которому и будет назначена пенсия. Этого нет в обязательной системе страхования пенсий, которая устанавливается и контролируется исключительно государством.

Добровольное страхование дает возможность каждому гражданину самостоятельно определять и формировать размер будущей пенсии.

Естественно, плательщики должны рассчитывать на свои финансовые возможности, поскольку договор дополнительного страхования предусматривает регулярные платежи в определенном денежном размере. Если сроки внесения средств, их размер не соблюдаются, страховая организация имеет право расторгнуть договор.

В числе основных проблем пенсионной системы выделяют невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране, хотя индексация пенсий и повышение их размера происходит регулярно. Но это увеличение не может покрыть рост инфляции. По мнению многих экспертов, гигантская доля теневой экономики является также причиной недополучения страховых взносов в бюджет.

То, что молодые семьи не торопятся обзавестись детьми отчасти из-за финансовой нестабильности, обуславливает невысокий уровень рождаемости. Это, в свою очередь, приводит к старению населения в общем, увеличению числа пенсионеров. Такое положение отражается на пенсионной системе и ведет к дефициту бюджета ПФ.

Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.

Важной проблемой является то, что не все категории занятых граждан уплачивают взносы. Возможно, в целях сокращения дефицита ПФ РФ имеет смысл включить в систему ОПС и служащих силовых структур.

С момента начала трудовой деятельности каждый гражданин становится застрахованным лицом в системе ОПС. Конечно, при условии, что с его заработка перечисляются страховые взносы. И в качестве подтверждения на руки он получает СНИЛС – карточку с указанием номера его индивидуального пенсионного счета. Именно на нем накапливаются и хранятся все сведения о его трудовой деятельности, начисленной заработной плате, перечисленных взносах в Пенсионный фонд. Эта информация доступна каждому гражданину, застрахованному в системе ОПС.

Источники:

  • Федеральный закон от 01.04.1996 (ред. от 29.07. 2021 ) № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”.
  • Федеральный закон от 15.12.2001 (ред. от 27.06. 2021 ) №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Пенсионный индивидуальный лицевой счет застрахованного лица

ФЗ №48 от 01.04.2019 внес в ФЗ №27 от 01.04.1996 следующие понятия в их значениях (статья №1 ФЗ №27 от 01.04.1996):

  • застрахованные лица – граждане, которые пользуются обязательным пенсионным страхованием, согласно ФЗ №167 от 15.12.2001;
  • зарегистрированные лица – граждане, на которых заведены специальные индивидуальные счета в системе индивидуального персонифицированного учета (СИПУ) не только для использования услуги пенсионного страхования (получение пенсии), но и для получения иных муниципальных и государственных услуг;
  • страхователи – организации, страхующие граждан в пенсионной системе. Это иностранные и отечественные юридические лица, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, общины коренных народов РФ (народы Севера, Сибири и т. д.), ИП, крестьянские хозяйства, служба занятости населения (для безработных), ФСИН (для отбывающих наказание);
  • физические лица, которые уплачивают взносы самостоятельно – граждане, которые производят выплаты в пенсионный фонд самостоятельно (ИП, нотариусы, самозанятые и т. д.);
  • страховые взносы – обязательные взносы в Пенсионный фонд, а также дополнительные взносы на накопительную часть пенсии, согласно ФЗ №56 от 30.04.2008;
  • индивидуальный (персонифицированный) учет – система учета информации о зарегистрированных гражданах для реализации пенсионной программы, идентификации личности, для использования иных муниципальных и государственных услуг;
  • индивидуальный лицевой счет – документ электронного образца, хранящий личные данные застрахованного гражданина;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета – уникальный номер, который присваивается личному счету застрахованного гражданина;
  • общая часть индивидуального лицевого счета – часть индивидуального счета, которая содержит информацию о номере счета и застрахованном гражданине, данные о его стаже, размерах доходов и отчислений в Пенсионный фонд, дате регистрации в системе и т. д.;
  • специальная часть индивидуального лицевого счета – часть индивидуального счета, которая содержит информацию о страховых взносах, которые поступили на счет, и методах их инвестирования, а также подобные сведения о взносах на накопительную часть пенсии, дополнительных взносах, поступления по софинансированию (ФЗ №56 от 30.04.2008) и т. д.;
  • профессиональная часть индивидуального лицевого счета — часть индивидуального счета, которая содержит информацию о размерах взносов, по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также за периоды рабочей деятельности застрахованного на вредном или опасном производстве;
  • профессиональный стаж застрахованного лица – сумма периодов трудовой деятельности застрахованного гражданина на вредном или опасном производстве, в которые осуществлялись отчисления по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • отчетный период – срок, в который страхователь обязан предоставить информацию о застрахованных гражданах в СИПУ, в Пенсионный фонд (месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и год);
  • информационная система «Личный кабинет зарегистрированного лица» — информационная система в сети интернет, которая позволяет застрахованному гражданину получать доступ к информации из его индивидуального лицевого счета в СИПУ.

ФЗ №48 от 01.04.2019 привнес изменения и в статью №3 ФЗ №27 от 01.04.1996, теперь список целей СИПУ выглядит следующим образом:

  • создание условий, чтобы все застрахованные граждане могли получить страховую и накопительную пенсии, согласно со своими трудовыми результатами;
  • получение достоверных сведений о стаже и доходах застрахованных;
  • реализация информационной базы для работы ПФР;
  • проведение мероприятий для заинтересованности застрахованных в уплате взносов;
  • контроль за уплатой взносов;
  • участие в составлении прогнозов на расходы по выплате пенсий, разработка тарификации взносов, макроэкономический анализ ОПС;
  • разработка систем для упрощения назначения и получения пенсий;
  • взаимодействие с органами исполнительной власти, фондами, госорганами субъектов РФ и т. д. для получения данных, которые должны содержаться в СИПУ, и выдача данных для получения застрахованными иных муниципальных и государственных услуг.

В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:

  1. ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
  2. МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
  3. В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
  4. В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
  5. Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
  6. ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).

В соответствии с нововведениями из ФЗ №48 от 01.04.2019 застрахованный при устройстве на работу должен предоставить страхователю (работодателю) документ, который подтверждает его регистрацию в СИПУ, на бумажном носителе или в электронном варианте (третий пункт статьи №9 ФЗ №27 от 01.04.1996).

Организации, предоставляющие муниципальные и государственные услуги с использованием ИЛС как способа идентификации личности гражданина, обязаны предоставлять в ПФР не позднее следующего рабочего дня после обращения гражданина следующую информацию о застрахованном:

  • ФИО (а также фамилию, которую носил гражданин при рождении);
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • пол;
  • адрес регистрации;
  • паспортные данные;
  • гражданство.

Бланк СЗВ-СТАЖ в 2021 году: новая или старая форма?

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 1755; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417, 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597; 2011, N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7037, 7057, 7061; 2012, N 50, ст. 6965, 6966; 2013, N 14, ст. 1668;N 49, ст. 6352; N 52, ст. 6986; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6155; N 49, ст. 6915; 2016, N 1, ст. 5; N 18, ст. 2512; N 27, ст. 4183; 2017, N 1, ст. 12; 2018, N 27, ст. 3947; N 31, ст. 4857, 4858) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.»;

2) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В части пятнадцатой статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2013, N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6952; 2015, N 1, ст. 78; 2018, N 53, ст. 8454) слова «и органам местного самоуправления» заменить словами «, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации».

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2010, N 52, ст. 7002; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6918; 2015, N 29, ст. 4356) следующие изменения:

1) в статье 65:

а) абзац четвертый части первой изложить в следующей редакции:

«документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка. В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.»;

2) абзац четвертый части третьей статьи 303 изложить в следующей редакции:

«представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счет.»;

3) в части четвертой статьи 3122 слова «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования» заменить словами «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа,».

Абзац первый части 1 статьи 72 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2016, N 27, ст. 4294) после слов «должен содержать» дополнить словами «предусмотренный законодательством Российской Федерации идентификатор сведений о физическом лице (при наличии), если документы и информация запрашиваются в отношении физического лица, а также».

Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Статья 8

Признать утратившими силу:

1) пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 138-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4149);

2) абзац сорок второй пункта 7, пункт 8, абзац седьмой подпункта 2 пункта 11, абзац пятый подпункта 2 пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 13);

3) статью 3 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7061);

4) статью 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1668);

5) абзац третий подпункта «б» пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986).

Для чего нужен индивидуальный (персонифицированный) учет

Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.

Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.

Он регламентируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также некоторыми другими нормативными актами.

Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:

  • информация об обязанностях плательщика взносов;
  • соответствующие суммы начислений по взносам;
  • выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
  • подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
  • личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).

ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.

Если раньше персонифицированный учет предоставлялся исключительно в ПФР, то с 2017 года часть функций контроля и администрирования взяла на себя ФНС. Поэтому теперь нужно будет подавать расчеты в оба этих органа:

  • в ПФР – ежеквартально форму СЗВ-М (сведения о застрахованных) – до середины следующего за отчетным месяца;
  • в ИНФС – ежеквартально Единый расчет (новая единая форма) – до 30 числа после каждого квартала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2017 года потребуется ежегодный переучет сведений персонифицированного учета, впервые его нужно будет сдать за целый 2017 год. Сроки для сдачи ограничивают предпринимателя 1 марта следующего года, так что первый такой отчет поступит в ПФР только в 2018 году. Форма для него еще не разработана.

В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:

  1. ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
  2. МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
  3. В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
  4. В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
  5. Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
  6. ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).

Произведены изменения и в статье №14 ФЗ №27 от 01.04.1996. Так, правами зарегистрированных в СИПУ теперь являются:

  • бесплатное получение информации со своего ИЛС в ПФР или МФЦ;
  • получение копий личной информации, которую страхователь (работодатель) подает в ПФР и ФНС для формирования СИПУ, при несогласии с этими сведениями; направление заявления на исправление данных в ПФР, ФНС или суд;
  • получение информации со своего ИЛС через «личный кабинет» портала ПФР;
  • получение в ПФР подтверждающего регистрацию в СИПУ документа на бумажном носителе или в электронном виде.

Застрахованный гражданин обязан:

  • предъявлять документ, подтверждающий регистрацию в СИПУ, по просьбе сотрудников ПФР, МФЦ и иных организаций, которые оказывают муниципальные и государственные услуги;
  • сообщать в ПФР об изменениях в данных, которые указываются в ИЛС;
  • предоставлять документы, которые подтверждают данные, оказывающиеся в ИЛС, по требованию сотрудников ПФР.

В системе прав, обязанностей и ответственности ПФР, МФЦ, и иных организаций, которые осуществляют муниципальные и государственные услуги, произошли следующие изменения:

  1. Страхователи (работодатели) могут получать документы, подтверждающие регистрацию застрахованных в СИПУ, и выдавать их сотрудникам под роспись (четвертый абзац статьи №15 ФЗ №27 от 01.04.1996).
  2. ПФР в соответствии со статьей №16 ФЗ №27 от 01.04.1996 имеет право получать информацию от МВД о смене или выдаче документов, удостоверяющих личность граждан. ПФР обязуется информировать застрахованного гражданина о его регистрации в СИПУ путем направления документа, который подтверждает его регистрацию в системе. Документ направляется способом, выбранным застрахованным, в том числе через сеть интернет. ПФР также обязуется предоставлять информацию о стаже застрахованного и начисленных взносах органам исполнительной власти, фондам, госорганам субъектов для предоставления застрахованному муниципальных и государственных услуг.
  3. Должностные лица ПФР, фондов, органов исполнительной власти, госорганов субъектов РФ, которые участвуют в работе СИПУ, обязаны соблюдать законодательство РФ в сфере защиты информации и конфиденциальности. Виновные в нарушении защиты информации или в незаконном ограничении доступа застрахованного к информации должны понести наказание в соответствии с УК РФ, ГК РФ и КоАП РФ.

Многие годы вся информация о стаже и об отчислениях граждан хранилась у работодателя и в Пенсионном фонде в бумажном варианте. Процесс поиска информации был очень трудоемок. А после распада СССР многие документы вообще были утрачены. В связи с этим перед государством возникла задача создания новой системы сбора и хранения информации, которая не только обеспечит систематизацию полученных сведений, но и позволит их анализировать и давать прогнозы. Так в начале 1996 года возник индивидуальный персонифицированный учет. Порядок, понятия и ответственность регулирует Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Задачи, которые государство планирует решить с помощью персучета:

  • установление зависимости пенсионного обеспечения от личных результатов труда;
  • обеспечение аутентичности данных о периодах работы и зарплате;
  • формирование электронной базы;
  • облегчение порядка назначения пенсии посредством автоматизации.

В соответствии с законом 27-ФЗ о персонифицированном учете смысл персучета заключается в следующем: на каждого гражданина создается индивидуальный лицевой счет в ПФ, где собирается вся информация об отчислениях и стаже независимо от места работы. Номер счета создается единожды при регистрации и остается постоянным.

СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.

В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.

Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.

В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.

Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.

Указанная система включает в свой состав несколько участников. В том числе, это страхователи и страховщики, кроме того, граждане, застрахованные в системе. Обязанность страхователей заключается в проведении правильной регистрации граждан, за которых перечисляются взносы.

Можно выделить несколько основных правил для данной категории участников:

  • поддержка с правовой стороны;
  • перечисление дополнительных взносов на формирование накопительной части пенсионных выплат.

20 лет назад в России введён индивидуальный (персонифицированный) учёт

В данном направлении могут возникнуть разные вопросы.

Ответ: Индивидуальный счет указывает сведения о каждом этапе жизни гражданина и выступает как основание при решении вопроса, связанного с оказанием поддержки со стороны государственных органов. Структура, использованная при разработке счета, помогает выявлять ошибки и следить за тем, какие изменения произошли, что влияет на расчет полагающихся выплат.

В документе прописываются такие данные:

  • информация из паспорта гражданина;
  • половая принадлежность;
  • адрес проживания;
  • номер страхового документа;
  • гражданская принадлежность;
  • ИНН;
  • величина стажа;
  • доход гражданина;
  • взносы страхового типа;
  • коэффициенты.

Перечисленные сведения подлежат постоянной проверке. Делать это уполномоченный орган будет в течение всей жизни человека.

Ответ: Номер, нанесенный на данный документ имеет уникальный характер. Он применяется в качестве идентификатора граждан. Он помогает формировать регистры лиц, которые получают социальные услуги от государства. Для оформления льгот требуется предоставить СНИЛС. Государственные органы имеют возможность передавать друг другу сведения о данном акте.

Кроме того, документ используется для прохождения регистрации на портале Госуслуг.

Ответ: В качестве таковых выступают граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, организации и фирмы, занимающиеся частной практикой.

Таким образом, система учета направлена на установление гарантий для будущего пенсионного обеспечения граждан. Используется она в отношении всех лиц, кто трудоустроен на основании договора.

Кстати, ответственность работодателей за несвоевременное представление сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР либо представление неполных или недостоверных сведений будет наступать, как определено законопроектом о внесении изменений в КоАП РФ, только при неоднократном совершении – два раза или более в течение года – соответствующего деяния.

На этой неделе, 3 декабря, в окончательном чтении принят закон , утверждающий новую обязанность работодателей. Им придется отчитываться в Пенсионный фонд о трудовой деятельности каждого сотрудника. Новый отчет нужно будет сдавать каждый раз в случае приема, перевода или увольнения работника, а также при подаче работником заявления о выборе трудовой книжки (бумажная или электронная). В настоящей статье мы расскажем о форме нового отчета, о том, как и когда его надо сдавать, а также о штрафах за нарушения при сдаче СЗВ-ТД.

ПФР утвердил новые формы документов для учета граждан

Новую форму следует сдавать, если работник устроился в штат, перевелся на другую постоянную работу, подал заявление о выборе формы трудовой книжки (бумажная или электронная) или уволился. В каждом из перечисленных случаев срок для сдачи отчета в 2021 году — не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло соответствующее событие.

  • установление зависимости пенсионного обеспечения от личных результатов труда;
  • обеспечение аутентичности данных о периодах работы и зарплате;
  • формирование электронной базы;
  • облегчение порядка назначения пенсии посредством автоматизации.

В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.

В соответствии с законом 27-ФЗ о персонифицированном учете смысл персучета заключается в следующем: на каждого гражданина создается индивидуальный лицевой счет в ПФ, где собирается вся информация об отчислениях и стаже независимо от места работы. Номер счета создается единожды при регистрации и остается постоянным.

В противном случае, как сказано в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 , сумма санкций фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Такой подход, как сообщается в названном письме, позволит стимулировать заинтересованность организаций в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между предприятиями и органами ПФР.

При этом сумма штрафа исчисляется не от взносов, начисленных за всех застрахованных лиц организации, а от платежей за тех работников, в отношении которых сведения индивидуального (персонифицированного) учета не были представлены (либо представлены не полностью или искажены). Таким образом, если, например, общее количество застрахованных лиц на предприятии составляет 456 человек, а сведения не представлены в отношении 11 сотрудников, то неверно исчислять сумму санкций как 10% от страховых взносов в целом по организации за отчетный год. Размер штрафа следует определять в виде 10% от суммы платежей, начисленных с выплат в пользу указанных 11 работников.

  • бесплатное получение информации со своего ИЛС в ПФР или МФЦ;
  • получение копий личной информации, которую страхователь (работодатель) подает в ПФР и ФНС для формирования СИПУ, при несогласии с этими сведениями; направление заявления на исправление данных в ПФР, ФНС или суд;
  • получение информации со своего ИЛС через «личный кабинет» портала ПФР;
  • получение в ПФР подтверждающего регистрацию в СИПУ документа на бумажном носителе или в электронном виде.

Индивидуальные пенсионные сведения содержат необходимые данные сотрудников по начисленным взносам за определенный период и полученным доходам. Также они показывают, к какой категории относятся застрахованные лица, их рабочий стаж.

С начала 2021 года произошли изменения в порядке заполнения отчетности для сдачи в ПФ. Страхователям при реализации сведений индивидуального персонифицированного учета больше не нужно самостоятельно перераспределять уплаченные суммы взносов между работниками.

Что такое индивидуальный персонифицированный учет

В системе ОПС можно выделить следующих участников:

  • страховщики – администратор системы ОПС, им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;
  • страхователи – это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;
  • застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений

В обязанности страхователя, как и прежде, входит ежемесячное предоставление индивидуальных сведений по застрахованным лицам в ПФР. Эти сведения формируются, основываясь на данных, которые ведет бухгалтерия организации, а также на основании данных кадрового дела. С 2017 года основные страховые взносы перешли в налоговый орган, однако основной контроль персонифицированного учета продолжает осуществлять Пенсионный фонд РФ. В том числе, ПФР продолжает принимать отчетность.

Т.е. теперь сдавать отчет по страховым взносам придется как в Пенсионный фонд, так и в налоговый орган.

В настоящее время сдать отчет можно как распечатав на бумаге, так и в электронном виде. Однако, существуют некоторые ограничения. Так, если среднесписочная численность организации или ИП составила число, равное 25-ти, либо менее человек, то отчет по страховым взносам можно представить на бумажном носителе, в противном случает отчет сдается только в электронном виде.

Нужно обратить внимание на правильность заполнения формы, в настоящее время допустимо не указывать только отчество застрахованного и ИНН, в случае если сотрудник его не предоставил.

В реквизитах страхователя заполняется:

  • наименование организации либо ИП (кратко), которые представляют сведения;
  • регистрационный номер организации или ИП;
  • ИНН и КПП (в случае если он есть) организации иди предпринимателя;
  • отчетный период – порядковый номер отчетного месяца и отчетный год;
  • тип формы, в зависимости от того впервые подается форма или повторно;
  • полностью фамилия, имя и отчество лица, по которому заполняется форма, ИНН (если он имеется) и индивидуальный номер СНИЛС.

Вопрос №1. Как правильно уплачивать страховые взносы, по основному месту нахождения компании или по месту фактического нахождения обособленного подразделения?

С 1-го января 2017 платить страховые взносы компании обязаны и по месту их нахождения основной организации, так и по местонахождению обособленных подразделений.

Вопрос №2. Учредитель нашей организации не получает никаких выплат, трудовой договор с ним не заключали. Нужно ли сдавать по нему отчет СЗВ-М?

Ранее ПФР требовал отчитываться даже по лицам, с которыми работодатель трудовой договор не заключал и не производил никакие выплаты. В настоящее время этого делать не нужно. Ссылаться можно на разъяснения ПФР N08-22/6356 от 06.05.2016г.

Вопрос №3. Нужно ли нам представлять нулевой отчет СЗВ-М?

Смотря что вы подразумеваете под нулевым отчетом. Отчет по физлицу не содержащий абсолютно никакую информацию о нем сдавать просто не имеет смысла, т.к. это просто пустой бланк. Но в случае, когда в компании временно приостановлена деятельность, а сотрудники так же числятся, сдавать форму СЗВ-М нужно обязательно.

Вопрос №4. Какой срок дается на устранение ошибок в персонифицированном отчете?

Ранее на устранение ошибок в сведениях компании давалось 2 недели. С 2017г этот срок сокращен до 5-ти рабочих дней. Регламентировано это требование законом 27-ФЗ.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *