Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ПВК для ювелиров) разработаны нашими специалистами с учетом требований Федеральной службы по финансовому мониторингу и Пробирной палаты России с учетом специфики деятельности ювелирных магазинов, пунктов скупки ювелирных изделий, комиссионных магазинов, Интернет-магазинов ювелирных изделий.
Основным отличием системы внутреннего контроля субъекта ювелирной отрасли является то, что согласно п. 1.4-2 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. За исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сделка купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. Исходя из этого, ювелиры обязаны контролировать сделки купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на вышеуказанную сумму и направлять в Росфинмониторинг сведения о таких сделках в виде формализованных электронных сообщений через Личный кабинет Росфинмониторинга.
Например, если ювелирный магазин располагает договором скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий своего клиента, в котором не установлена конкретная цена сделки, а согласованы лишь способ ее определения, сроки и порядок осуществления расчетов за поставленные в рамках договора драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из них и лом таких изделий, обязанность по направлению сведений в Росфинмониторинг возникает, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600000 руб. либо будет равна или превысит сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
В этой связи возникает вопрос о порядке исполнения субъектами ювелирной отрасли требования пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ в нижеследующем случае. Допустим, ювелирный магазин, основным видом деятельности которого является розничная торговля ювелирными изделиями, имеет договор поставки товара, не содержащий информации о поставляемом товаре и цене договора. Поставка товара осуществляется отдельными партиями в течение срока действия договора. Наименование товара, его стоимость, количество, а также характеристики товара указаны не в договоре, а в товарных накладных, оформляемых на каждую партию товара отдельно, при этом ассортимент товара может быть различным и включать не только ювелирные изделия, но и аксессуары, бижутерию, подарочные коробки, кожгалантерею и др. Оплата товара осуществляется клиентом (покупателем) на основании выставленных поставщиками счетов — по факту отгрузки соответствующей партии товара.
В указанном случае возможны два варианта действий в целях исполнения требования пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ.
Вариант 1: договор поставки товара рассматривается как единое соглашение, в рамках и по условиям которого поставка товара осуществляется отдельными партиями. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется по договору в целом. В случае, если стоимость отдельной партии товара меньше порогового значения, обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган возникает, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения. Таким образом, организация ждет момента, когда общая стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, и направляет одно общее сообщение в уполномоченный орган, при этом в качестве даты совершения сделки указывает дату заключения договора поставки (а не даты оформления отдельных товарных накладных), а в качестве суммы сделки — общую стоимость товара.
Вариант 2: заключенный клиентом договор поставки товара рассматривается как рамочный договор, а в качестве отдельных договоров, содержащих все необходимые условия договора поставки, предписанные нормами гражданского законодательства, рассматриваются товарные накладные на каждую отдельную партию товара (инвойсы), в которых указаны наименование, стоимость, количество и характеристики товара. Направление сведений в уполномоченный орган осуществляется по каждой партии товара отдельно, исходя из информации, содержащейся в товарных накладных. Таким образом, организация направляет в уполномоченный орган отдельное сообщение по каждой партии товара, стоимость которой превышает пороговое значение, при этом в качестве даты совершения сделки указывается дата оформления товарной накладной, а в качестве суммы сделки — стоимость конкретной партии товара в соответствии с товарной накладной.
[…]
Подробнее