Счет 20651 в казенном учреждении в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счет 20651 в казенном учреждении в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Исправление ошибок прошлых лет: что нового с 2021 года?

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Если ошибки обнаружены иными лицами, включая работников учреждений, используются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 86 000

1 401 18 000

1 401 28 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 96 000

1 401 19 000

1 401 29 000

Обратите внимание: счета, применявшиеся до 01.01.2021 для исправления ошибок прошлых лет в части консолидируемых расчетов (1 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному», 1 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»), исключены из плана счетов бюджетного учета и Инструкции № 162н.

Согласно п. 17 Методических рекомендаций ошибка прошлых лет исправляется в зависимости от периода ее обнаружения (факторов, выявивших такую ошибку) по решению субъекта учета или уполномоченного лица с формированием уточненной бюджетной отчетности, содержащей ретроспективный пересчет.

К сведению: ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей бюджетной отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.

Пересчет сравнительных показателей следует начинать с того года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда такая корректировка не представляется возможной. Напомним, что ретроспективный пересчет отчетности не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого пересчета (п. 19, 33 СГС «Учетная политика»):

  • невозможна в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.

При этом исправлять утвержденную отчетность за прошлые годы не нужно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».

К сравнительным показателям, раскрываемым в бюджетной отчетности, относятся, в частности (п. 17 Методических рекомендаций):

  • показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году));

  • показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);

  • обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).

Информация об исправлении ошибок прошлых лет отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (п. 170 Инструкции № 191н):

  • в графе 6 по коду причины 03 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета;

  • в графе 10 по коду причины 07 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.

Сведения заполняются на основании оборотов по исправлению ошибок прошлых лет, отраженных в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).

Показатели дебетовых (кредитовых) оборотов по исправлению ошибок прошлых лет по счетам, которые в соответствии с правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета подлежат закрытию при завершении года на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), отражаются в графах 6, 10 строки 570 «Финансовый результат экономического субъекта» указанных сведений.

Показатели бюджетной отчетности на начало отчетного периода (в любых форах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям в части выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей отчетности.

На основании данных сведений (ф. 0503173) отражаются скорректированные входящие остатки (на начало отчетного года) баланса (ф. 0503130). Его показатели на начало года после изменений должны отличаться от показателей на начало отчетного года, отраженных в главной книге (ф. 0504072) за отчетный год, на суммы корректировок (исправлений) ошибок прошлых лет. При этом показатели (остатки) на конец отчетного года главной книги (ф. 0504072) за отчетный год и баланса за отчетный год должны совпадать.

В случае, когда ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.

Если однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, пересматриваются входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года (п. 33 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что показатели изменений (оборотов по увеличению, уменьшению) активов, обязательств, доходов, расходов, повлиявших на изменения показателей вступительного баланса (графы 6, 10 сведений (ф. 0503173)) в результате исправления ошибок прошлых лет), не включаются в показатели увеличений, уменьшений (оборотов) активов, обязательств, доходов, расходов, отражаемых в бюджетных формах за отчетный период (п. 170 Инструкции № 191н).

Дополнительно в отношении ошибок предшествующих годов в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 5 или в сопроводительном документе, содержащем пояснения к бюджетной отчетности, при представлении отчетности отражается следующая информация (п. 34 СГС «Учетная политика», п. 21 Методических рекомендаций):

  • описание ошибки;

    Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

    Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

    • исключительные права;
    • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

    Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

    Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

    • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
    • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
    • не иметь материально-вещественной формы;
    • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
    • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
    • иметь полезный потенциал;
    • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
    • не предназначаться для последующей перепродажи;
    • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
    • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
    • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

    Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

    • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
    • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

    Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

    Право Счет учета Пример
    Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

    0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

    0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

    0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

    Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

    Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

    Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

    Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

    Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

    0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

    0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

    0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

    Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

    Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

    Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

    Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

    Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

    В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:

    104 00 106 00 114 00
    0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»
    0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»
    0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»
    0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

    То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.

    А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.

    Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

    Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

    Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».

    Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.

    По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.

    В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:

    1. Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
    2. Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
    3. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
    4. Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.

    Соответствует подстатье 243 КОСГУ 206 44 — Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство Новый счет. Соответствует подстатье 244 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 41 206 45 — Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство Новый счет. Соответствует подстатье 245 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 206 46 — Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство Новый счет.

    КПС на счетах учета в 2021 году

    «При этом отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов осуществляется, в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, далее — ОКПД2.

    С 1 января 2020 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. Также чиновники ввели новые пять федеральных стандартов. Все эти нововведения изменили правила ведения бухучета в казенных учреждениях.

    Так, например, учет основных средств в казенных учреждениях в 2020 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

    Вариант первый — просто перебить все документы с начала года, подставив в них правильные значения КОСГУ. В принципе, не долго если документов не так много. Однако, как показывает практика даже в небольших учреждениях с начала года первичных документов введено не так уж и мало. Поэтому предлагаю вариант второй — приобрести обработку автоматической замены КОСГУ в оборотах 2020 года.

    В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений изменений в 2020 году не вносилось, структура осталась прежней, но нельзя при этом забывать про изменения внесенные Приказами 245н от (об использовании бюджетной классификации) и 246н от (об использовании КОСГУ).

    При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01.2020 дополнительно к ранее введенным необходимо применять федеральные стандарты (утверждены приказами Минфина РФ: от 30.12.2017 № 275н; от 30.12.2017 № 278н; от 27.02.2020 № 32н; от 30.05.2020 № 122н): «Отчет о движении денежных средств»; «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»; «Доходы»; «События после отчетной даты»; «Влияние изменений курсов иностранных валют». Составлять бюджетную (бухгалтерскую) отчетность по этим стандартам государственные учреждения должны начиная с отчетности 2020 г.

    Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2020 года

    1. по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.
    2. по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость;

    В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

    • Справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)
    • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
    • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
    • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)
    • Пояснительную записка к Балансу учреждения (ф. 0503760)

    В данной форме бюджетной отчетности вместо реквизита «ИНН» теперь указывается «Номер (код) организации». Это может быть ИНН контрагента по отражаемым расчетам или код по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

    *** К счету 0 104 40 000 применяется подстатья 451 «Уменьшение стоимости права пользования активом» КОСГУ – на нее относятся операции по выбытию права пользования активом, связанные с начислением амортизации на объекты учета операционной аренды (п.

    Чтобы проверить типы контрагентов также можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счетам расчетов (205.ХХ, 302.ХХ, 209.ХХ и др.). Рассмотрим на примере счета 302.ХХ. Необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету 302.ХХ, в настройках группировки следует выбрать поле «Контрагент» и «Тип контрагента», как показано на рисунке 21.

    1. Добавили новые балансовые счета:
      • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
      • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
      • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
    2. Добавили новые забалансовые счета:
      • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
      • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
    3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
      • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
      • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
      • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
      • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
      • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
      • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
    4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

    • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
    • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
    • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
    • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
    • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
    • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

    Счет 20651 в казенном учреждении в 2020 году

    В отчетности нужно будет отражать материальные запасы по новой аналитической разбивке. Она предусматривает четыре группы материальных запасов:

    — материалы;

    — готовая и биологическая продукция;

    — товары;

    — прочие материальные запасы.

    Материалами признаются только такие материальные запасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций. Состав продукции и товаров не изменился.

    В проектах Минфина сейчас не предусмотрено закрепление отдельного аналитического счета за каждой группой материальных запасов. Исключать действующую аналитику по видам материальных запасов также не планируется.

    Чтобы упростить задачу при составлении отчетности, отражайте материальные запасы по собственной аналитической разбивке, которая будет соответствовать новым группам.

    Из состава готовой продукции выделена биологическая продукция. Для нее не предполагается вводить особый аналитический счет, поэтому отражайте ее на том же счете 10507. Если для управленческих нужд возникнет необходимость, предусмотрите дополнительный аналитический учет по ней.

    По прежним правилам незавершенное производство могло быть только по готовой продукции и работам. По услугам себестоимость регулярно списывалась в счет уменьшения доходов.

    Теперь учреждению нужно разработать и начать применять порядок оценки объема незавершенных услуг и доли затрат, которая на них приходится.

    Незавершенное производство отражайте не по всем услугам учреждения. Распределите услуги на те, по которым результат передается постоянно при исполнении договора, и на те, по которым он может остаться незавершенным и не переданным заказчику на отчетную дату.

    Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.

    В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций. Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

    Запасы отражайте на балансовых счетах только при признании их активами. Если запасы не имеют полезного потенциала и не могут принести экономическую выгоду, комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о прекращении их использования. Бухгалтер на его основании списывает объект с баланса.

    Правила, предусматривающие учет на балансе только запасов-активов, списание с баланса объектов при прекращении их использования, а также отражение таких объектов на забалансовом счете 02, уже были закреплены в Инструкции N 157н.

    Если материальные запасы будут находиться в эксплуатации в течение более чем 12 месяцев, комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить конкретный срок их полезного использования.

    Аналогичную обязанность уже предполагала Инструкция N 157н. Однако прежде не было единого ориентира, для материалов с какой именно продолжительностью использования необходимо установить конкретный срок эксплуатации.

    Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь

    Проверьте, соответствует ли применяемый вами порядок определения первоначальной стоимости запасов правилам стандарта.

    Если приобретаете несколько объектов материальных запасов, распределяйте пропорционально их стоимости любые расходы, связанные с такой покупкой. Ранее подобный порядок был предусмотрен только в отношении затрат на заготовку и доставку.

    Авансы в иностранной валюте учитывайте в первоначальной стоимости запасов по курсу на дату оплаты. Такой порядок уже применялся по основным средствам.

    Если материальные запасы получили по необменной операции и не можете оценить их рыночную цену, отражайте их в учете по стоимости, которую указала передающая сторона. А если та не сообщит эти сведения, пользуйтесь общим правилом учета материальных запасов в условной оценке.

    При обмене запасов на некоммерческих условиях (кроме оплаты деньгами или их эквивалентами) материальные запасы отражайте по данным бухучета о стоимости переданных взамен активов. Аналогичный порядок уже применялся по основным средствам.

    В первоначальную стоимость продукции и других материальных запасов, которые изготовило учреждение, не включайте сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса.

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

    Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

    Таблица 1

    Номер разряда счета

    1–17

    18

    19–21

    22

    23

    24–26

    Классификационный признак поступлений и выбытий

    Код финансового обеспечения (деятельности)

    Объект учета

    (код ситнетического счета)

    Группа объекта учета

    (код аналитического счета)

    Вид объекта учета

    (код аналитического счета)

    Вид поступлений, выбытий объекта учета

    Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

    Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

    Номер разряда

    Значение разряда

    Расшифровка

    1–17

    КРБ

    См. таблицу 2

    18

    1

    За счет средств бюджета

    19–21

    102

    Нематериальные активы

    22

    3

    Иное движимое имущество

    23

    0

    24–26

    320

    Увеличение стоимости НМА

    Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

    КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

    В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2019 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020-2021 годы (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

    В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:

    • появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
    • скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.

    Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.

    Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

    Источники:

    • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
    • Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
    • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

    Светлана Сивец прокомментировала новые правила учета для государственных учреждений

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г.

    Регистрационный N 19593

    На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

    1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

    3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

    4. Положения настоящего приказа применяются к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Заместитель

    Председателя Правительства Российской Федерации —

    Министр финансов Российской Федерации

    А. Кудрин

    Приложение N 2 к Приказу

    В Единый план счетов введены новые балансовые счета. Приведем некоторые из них.

    Счет

    Наименование счета

    0 102 90 000

    Нематериальные активы – имущество в концессии

    0 102 0N 000

    Научные исследования (научно-исследовательские разработки)

    0 102 0R 000

    Опытно-конструкторские и технологические разработки

    0 102 0I 000

    Программное обеспечение и базы данных

    0 102 0D 000

    Иные объекты интеллектуальной собственности

    0 104 60 000

    Амортизация прав пользования нематериальными активами

    0 104 90 000

    Амортизация имущества учреждения в концессии

    0 106 60 000

    Вложения в права пользования нематериальными активами

    0 111 60 000

    Права пользования нематериальными активами

    0 114 60 000

    Обесценение прав пользования нематериальными активами

    0 114 70 000

    Обесценение непроизведенных активов

    0 114 80 000

    Резерв под снижение стоимости материальных запасов

    0 205 38 000

    Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

    0 207 40 000

    Расчеты по прочим долговым требованиям

    0 208 50 000

    Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям

    0 208 52 000

    Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств

    0 208 53 000

    Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям

    0 302 51 000

    Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

    0 302 52 000

    Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

    0 401 41 000

    Доходы будущих периодов к признанию в текущем году

    0 401 49 000

    Доходы будущих периодов к признанию в очередные года

    Часть балансовых счетов переименовали. Среди них счет 0 105 01 000. В новой редакции он имеет название «Лекарственные препараты и медицинские материалы». Счет 0 105 09 000 имеет наименование «Наценка на товары».

    Добавлены новые забалансовые счета.

    Забалансовый счет

    Наименование счета

    33

    Ценные бумаги по договорам РЕПО

    38

    Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

    39

    Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

    45

    Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

    Далее рассмотрим отдельные изменения, которые затрагивают порядок учета бюджетных учреждений.

    Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2021 года

    Основные средства. Скорректирован п. 46 Инструкции № 157н: в случае принятия на учет объекта основного средства, входящего в инвентарную группу, из-за разукомплектования последней такому объекту основного средства присваивается новый инвентарный номер.

    В пункте 54 Инструкции № 157н уточняется, что аналитический учет основных средств ведется в разрезе видов имущества, объектов основных средств и (или) инвентарных групп, инвентарных номеров, местонахождений инвентарных объектов (адресов, мест хранения), ответственных лиц. Ответственные лица ведут инвентарные списки нефинансовых активов, за исключением библиотечных фондов.

    Нематериальные активы. С 2021 года порядок учета нематериальных активов осуществляется с учетом положений СГС «Нематериальные активы»[2] (п. 56 Инструкции № 157н). Отметим, что существенным изменением в учете НМА является введение аналитических кодов вида синтетического счета объекта учета по следующим группам учета (п. 67 Инструкции № 157н):

    – N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    – R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    – I «Программное обеспечение и базы данных»;

    – D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

    Дополнительные аналитические коды видов синтетического счета объекта учета, детализирующие группу «Иные объекты интеллектуальной собственности», устанавливаются учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики на основании требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

    Аналитический учет объектов нематериальных активов ведется в инвентарной карточке учета нефинансовых активов в разрезе объектов учета нематериальных активов по инвентарным номерам и ответственным лицам (п. 68 Инструкции № 157н).

    Непроизведенные активы. С учетом изменений, внесенных в п. 70 Инструкции № 157н, к непроизведенным активам также относятся земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН. Такие участки отражаются на соответствующем счете 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из ЕГРН о соответствующем земельном участке). Аналитический учет непроизведенных активов ведется в разрезе объектов, идентификационных номеров данных объектов (кадастровых, реестровых, учетных номеров), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц (п. 82 Инструкции № 157н).

    Амортизация. В соответствии с п. 90 Инструкции № 157н аналитический учет начисленной амортизации объектов нефинансовых активов ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. При этом аналитический учет начисленной амортизации ведется в разрезе:

    – объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами);

    – идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных, кадастровых, реестровых, учетных номеров).

    Установлено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы» (п. 93 Инструкции № 157н).

    Материальные запасы. В силу изменений, внесенных в п. 99 Инструкции № 157н, к материальным запасам относится в том числе биологическая продукция, которая согласно п. 121 инструкции подлежит учету на счете 107 07 «Готовая продукция».

    В пункт 118 Инструкции № 157н внесены уточнения.

    Номер и наименование счета

    Сфера применения счета

    0 105 01 000 «Лекарственные препараты и медицинские материалы»

    Счет предназначен также для учета иных лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях

    0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»

    Счет применяется для учета иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем

    0 105 04 000 «Строительные материалы»

    Установлено, что счет также применяется для учета строительных материалов, используемых для целей капитальных вложений

    0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»

    Счет используется для учета спецодежды, функционально ориентированной на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону, защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    На счете 0 105 06 000 не отражается бланочная продукция строгой отчетности, выданная ответственным лицам в рамках хозяйственной деятельности учреждения со склада или приобретенная ответственными лицами в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад.

    Пунктом 119 Инструкции № 157н установлено, что аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам (возрастным группам) и количеству, в разрезе ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов, мест хранения), а также при необходимости – правовых оснований поступления с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

    Касса. Добавлены положения по ведению кассовых операций с применением электронных подписей. В силу изменений, внесенных в п. 167 Инструкции № 157н, в случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов в виде электронных документов, подписываемых квалифицированными электронными подписями, кассовая книга формируется в виде электронного документа ежедневно, включая рабочие дни, в которые кассовые операции не проводились.

    Записи в электронную кассовую книгу вносятся в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного кассового ордера либо скан-копии приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, содержащего собственноручные подписи. В последнем случае ответственность за соответствие скан-копии подлиннику кассового ордера, содержащего собственноручные подписи, возлагается на кассира.

    Регистрация в хронологическом порядке в течение финансового года приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) и расходных кассовых ордеров (ф. 0310002), созданных в виде электронных документов, ведется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров с указанием информации об их статусе («новый», «подписан», «исполнен», «аннулирован»).

    Отражение приходного кассового ордера (ф. 0310001), зарегистрированного в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, в статусе «исполнен» осуществляется при формировании к нему квитанции, подписываемой ЭЦП главным бухгалтером или уполномоченным лицом, и кассиром.

    В случае если по приходному (расходному) кассовому ордеру, зарегистрированному в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в статусе «подписан», кассовая операция в течение временного периода, установленного учетной политикой (но не более десяти рабочих дней), не проведена, такой кассовый ордер аннулируется (переводится в статус «аннулирован»).

    Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров формируется в виде электронного документа, подписываемого ответственным исполнителем бухгалтерии ЭЦП, за временной интервал в течение финансового года по необходимости и (или) с периодичностью, предусмотренной учетной политикой, но не реже одного раза в год (по завершении отчетного финансового года).

    Записи в кассовой книге, сформированной на бумажном носителе или в электронном виде, сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером, иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и в случае отсутствия несоответствий подписываются: на бумажном носителе – собственноручно, в электронном виде – ЭЦП.

    Обратите внимание

    Кассовая книга, сформированная на бумажном носителе (копия электронной кассовой книги на бумажном носителе), должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями главного бухгалтера (иного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета).

    С листом кассовой книги (копией электронной кассовой книги на бумажном носителе), оформленным за соответствующий рабочий день, кассиром прошиваются кассовые документы, содержащие собственноручные подписи.

    Согласно дополнениям, внесенным в п. 168 Инструкции № 157н, аналитический учет по счету «Касса» ведется:

    – в разрезе ответственных лиц (лиц, осуществляющих ведение кассовых операций (кассиров));

    – по видам валют.

    Денежные документы. Согласно уточнениям, внесенным в п. 169 Инструкции № 157н, счет 0 201 35 000 предназначен для учета различных денежных документов, к которым, в частности, отнесены перевозочные документы (билеты) для проезда железнодорожным, авиационным транспортом, оформленные на бумажном носителе.

    Расчеты по доходам. В силу дополнений, внесенных в п. 198 Инструкции № 157н, переоценка расчетов плательщиков по доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте и на отчетный период с учетом положений СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»[4].

    Пунктом 200 Инструкции № 157н установлено, что аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

    Аналитический учет по счету 0 205 00 000 ведется по видам доходов (поступлений) в разрезе:

    – контрагентов (плательщиков доходов (групп плательщиков доходов));

    – идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) при наличии);

    – правовых оснований возникновения расчетов и видов валют.

    Применение способа организации аналитического учета по группе плательщиков доходов допускается при условии:

    1) обеспечения ведения учреждением приведенного выше персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов вне балансовых счетов;

    2) формирования персонифицированных регистров учета расчетов с плательщиками;

    3) проведения на постоянной основе в целях формирования отчетных данных (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах рабочего плана счетов по соответствующим группам плательщиков.

    Расчеты по принятым обязательствам. Новые требования, касающиеся ведения аналитического учета по счету 0 302 00 000, соответствуют требованиям в отношении учета расчетов по доходам (счет 0 205 00 000). Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы ведется в карточке учета средств и расчетов либо в журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе:

    – кредиторов (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иного участника договора, в отношении которого принимаются обязательства));

    – правовых оснований;

    – учетных номеров денежных обязательств.

    Применение способа организации аналитического учета по группам контрагентов (группам получателей выплат) допускается при условии (п. 257 Инструкции № 157н):

    1) обеспечения ведения учреждением персонифицированного учета расчетов с получателями выплат (в разрезе контрагентов) вне балансовых счетов рабочего плана счетов (в управленческом учете);

    2) формирования персонифицированных регистров учета расчетов с получателями выплат;

    3) проведения на постоянной основе в целях формирования отчетных данных (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах рабочего плана счетов по соответствующим группам контрагентов.

    Расчеты с прочими кредиторами. В силу изменений, внесенных в п. 281 Инструкции № 157н, учреждение отражает исправительные бухгалтерские записи по ошибкам прошлых лет на новых аналитических счетах.

    Номер и наименование счета

    Сфера применения счета

    0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»

    Счет применяется в части бухгалтерских записей по исправлению (согласно предписаниям и (или) представлениям органов финансового контроля) ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата

    0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»

    При этом уточняется:

    – счет 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 304 66;

    – счет 304 96 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 304 76.

    Доходы будущих периодов. Внесены изменения в п. 301 Инструкции № 157н. Бухгалтерские записи по учету доходов будущих периодов отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета:

    – 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;

    – 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

    Данные счета применяются в соответствии с положениями учетной политики и требований по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной отчетности.

    Учет доходов будущих периодов ведется по видам доходов, предусмотренных бюджетной сметой (планом ФХД) учреждения, в разрезе:

    – контрагентов;

    – правовых оснований (договоров (соглашений), протоколов об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях, определений арбитражного суда о принятии искового заявления к производству арбитражного суда и т. д.);

    – доходов будущих периодов, ожидаемых в иностранной валюте, – по видам валют.

    Резервы предстоящих расходов. Внесены изменения в п. 302.1 Инструкции № 157н. Установлено, что счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм резервов, формируемых в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, принимаемых к бухгалтерскому учету на основании СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»[5].

    Учет материальных запасов в 2021 году

    Основные изменения, затрагивающие забалансовые счета, касаются ведения аналитического учета объектов учета. Рассмотрим их.

    Номер и наименование счета

    Изменения, внесенные в порядок учета

    01 «Имущество, полученное в пользование»

    Поскольку неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности сейчас будут отражаться на счете 111 60, этот забалансовый счет для учета таких объектов больше не используется (изменен п. 333 Инструкции № 157н).

    Кроме того, внесены уточнения в п. 334 Инструкции № 157н. Аналитический учет по забалансовому счету 01 ведется в разрезе:

    – объектов имущества (имущественных прав);

    – учетных (инвентарных, серийных, реестровых) номеров;

    – местонахождений объектов (адресов);

    – ответственных лиц;

    – контрагентов (собственников, балансодержателей);

    – правовых оснований;

    – кодов КОСГУ

    02 «Материальные ценности на хранении»

    В силу дополнений, внесенных в п. 335 Инструкции № 157н, материальные ценности учреждения, не соответствующие критериям активов, подлежат отражению на забалансовом счете 02 в условной оценке «один объект – один рубль».

    Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов имущества, местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, контрагентов (собственников, владельцев, иных лиц), правовых оснований

    03 «Бланки строгой отчетности»

    На этом счете учитываются бланки строгой отчетности, выданные ответственным лицам с мест хранения (со склада) для их оформления (использования в рамках хозяйственной деятельности учреждения) или находящиеся у ответственных лиц с момента их приобретения (изменен п. 337 Инструкции № 157н).

    Аналитический учет по счету ведется по каждому виду БСО (по наименованию бланка, номеру, серии) в разрезе ответственных лиц и местонахождений (адресов, мест хранения) в книге по учету бланков строгой отчетности (п. 338 Инструкции № 157н)

    04 «Сомнительная задолженность»

    Установлено, что аналитический учет по счету ведется в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), контрагентов, кодов классификации доходов бюджетов, уникальных идентификаторов начислений (УИН), правовых оснований (п. 340 Инструкции № 157н)

    05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»

    Из новой редакции п. 343 Инструкции № 157н следует, что аналитический учет по счету ведется в разрезе контрагентов (учреждений-грузополучателей), объектов имущества, правовых оснований

    07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

    Ценные подарки (сувениры) учитываются на забалансовом счете с момента выдачи их со склада (с момента приобретения в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад) и до момента вручения (п. 345 Инструкции № 157н).

    При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение ценных подарков, подтверждающих документов информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете не отражается. Такие расходы признаются в текущем финансовом периоде в сумме стоимости ценных подарков (сувениров).

    Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов, мест хранения) (п. 346 Инструкции № 157н)

    09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»

    Согласно п. 349 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета информации о материальных ценностях, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), определяется учетной политикой учреждения. При этом учет основывается на установленных нормах расхода и (или) сроков службы ремонтно-эксплуатационных материалов и запасных частей.

    Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов транспортных средств, ответственных лиц, номенклатуры запасных частей (с указанием производственных номеров при их наличии) (п. 350 Инструкции № 157н)

    10 «Обеспечение исполнения обязательств»

    Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов имущества, видов валют, контрагентов, идентификаторов обязательств, идентификаторов обеспечения, мест хранения (адресов) (п. 352 Инструкции № 157н)

    11 «Государственные и муниципальные гарантии»

    Аналитический учет по счету ведется в разрезе (п. 354 Инструкции № 157н):

    – субъектов гражданских прав (обязательств);

    – видов гарантий;

    – видов долга (внутренний, внешний), правовых оснований (договоров, контрактов);

    – кодов бюджетной классификации, элементов бюджетов, регистрационных номеров

    20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»

    Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:

    • мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
    • санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.

    Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».

    А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).

    Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).

    Отметим, что до 2021 года Минфин требовал отражать указанные санкции по коду 295 КОСГУ «Другие экономические санкции».

    И ещё много уточнений Минфин внёс в подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». Теперь по ней отражают следующие расходы:

    • оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.) в случае, если они производились не для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включались в объемы капвложений, формирующих стоимость ОС;
    • материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
    • компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
    • оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарств по единому контракту (договору), заключенному с фармацевтической компанией;
    • оплату услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
    • оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
    • вознаграждение конкурсному управляющему, а также компенсацию его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.

    Отметим, что по большинству этих затрат Минфин уже давал свои разъяснения.

    Изменения в планах счетов: к чему готовиться учреждениям

    Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице.

    ПОДСТАТЬЯ КОСГУ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ ДОБАВИЛИ
    262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» Выплата материальной поддержки безработным и гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства

    Выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан

    Выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

    Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях

    Выплата органами госвласти (муниципальными органами) физлицам, в т. ч. работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами

    263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» Закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и лиц из их числа, а также компенсация указанных расходов

    Оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно

    Компенсация стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным на профобучение или получение дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости

    Компенсация стоимости проезда и провоза багажа безработным при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

    264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» Единовременное пособие в связи со смертью судьи

    Ежемесячное возмещение судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью

    Ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти)

    Материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудника, условиями трудовых отношений

    Оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам

    265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» Возмещение расходов членам семьи бывшего работника, связанных с его погребением
    266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» Оплата 4-х дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

    Единовременное денежное поощрение (пособие) при увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

    Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2021 — 2021 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2021 № 297н.

    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания), субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений), субсидий на иную цель, в том числе грантов в форме субсидий (далее — субсидии на иную цель) (при совместном упоминании — субсидии).

    Представление Извещений (ф. 0504805) осуществляется в порядке, аналогичном порядку представления Учредителю Извещения (ф. 0504805) в целях формирования расчетов с Учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом (по взаимосвязанным показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения (по счетам 021006000) и бюджетной отчетности Учредителя (по счету 120433000).

    • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
    • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

    Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.




    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *