Последняя редакция налогового кодекса рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последняя редакция налогового кодекса рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раздел VIII. Федеральные налоги

Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС

Статья 143. Налогоплательщики
Статья 144. Утратила силу
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
Статья 146. Объект налогообложения
Статья 147. Место реализации товаров
Статья 148. Место реализации работ (услуг)
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
Статья 152. Утратила силу
Статья 153. Налоговая база
Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Статья 163. Налоговый период
Статья 164. Налоговые ставки
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Статья 166. Порядок исчисления налога
Статья 167. Момент определения налоговой базы
Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Статья 169. Счет-фактура
Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Статья 171. Налоговые вычеты
Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
Статья 175. Исключена
Статья 176. Порядок возмещения налога
Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 178. Утратила силу

Глава 22. Акцизы

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 22 января 2021 года)

____________________________________________________________________

  • НДФЛ не облагается:
  • возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;

До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.

  • оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
  • материальная помощь на рождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
  • Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
  • По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
  • имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
  • Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
  • По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.

С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.

Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.

  • По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
  • Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания уплачивается исходя из среднегодовой стоимости, если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
  • В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.

Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.

  • По НДС:

Изменения налогового законодательства в 2021 году

С 23 ноября 2020 года установлено, что льгота по транспортному налогу предоставляется с того налогового периода, когда у плательщика возникло право на нее, а не с момента, когда об этом узнала инспекция. Раньше в статье 361.1 НК РФ говорилось только о том, что в отсутствие заявления на льготу инспекция назначает ее (или дает отказ) на основании имеющихся у нее сведений. Уточнение о периоде, несомненно, важно.

Также с 23 ноября действует норма о доверенности на представление отчетности в налоговую инспекцию. ФНС будет утверждать новую форму и электронный формат такой доверенности, а также пропишет правила ее направления в ИФНС (ст. 80 НК РФ).

Через месяц, то есть с 23 декабря 2020 года, повышается порог для взыскания налоговых долгов. В течение года со дня уплаты недоимки или с момента, когда сумма пеней превысила 10 000 рублей, инспекторы направляют требование об уплате долга по пеням. Раньше этот порог был 3000 рублей (ст. 48, 70 НК РФ).

Также с 23 декабря отменяется заявительный порядок возврата процентов, начисленных налогоплательщику за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогам. Заявление на возврат таких процентов больше не потребуется. Налоговая будет их перечислять сама (п. 10 ст. 78 НК РФ). Напомним, это касается только процентов, которые начислены на суммы, не возвращенные в срок от даты вынесения решения о возврате переплаты.

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 м².

С 01.01.2021 для бывших плательщиков ЕНВД вводится особый порядок учета расходов на страховые взносы и пособия, уплаченные после 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Данные страховые взносы и пособия уменьшают сумму ЕНВД за IV квартал 2020 года. Организации и ИП не смогут перенести расходы на уплату страховых взносов за 2020 год на периоды 2021 года, когда они будут применять иные режимы налогообложения.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0 % по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0 % по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

С 01.01.2021 меняются реквизиты счетов казначейства для уплаты налогов. Это предусмотрено письмами Федерального казначейства от 30.09.2020 № 05-04-09/19667 и от 06.10.2020 № 05-04-09/20207. Новые реквизиты счетов приводятся в письме ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. При этом до 30.04.2021 казначейством установлен переходный период, когда будут одновременно функционировать оба счета, как старый, так и новый. С 1 мая будут действовать только вновь открытые казначейские счета.

С 26.04.2021 упрощается порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ при переименовании организаций (Федеральный закон от 27.10.2020 № 350-ФЗ).

Согласно поправкам, при изменении в ЕГРЮЛ наименования компании регистрирующий орган самостоятельно внесет необходимые поправки в данные всех других компаний, где такое юрлицо является участником, лицом, имеющим право действовать без доверенности, либо держателем реестра акционеров. Самой организации никаких заявлений и уведомлений для этого предоставлять не придется.

С 01.07.2021 вступают в силу новые правила блокировки банковских счетов за несвоевременное предоставление налоговой отчетности (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). Налоговые органы станут заблаговременно (за 14 дней) информировать налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов о предстоящей приостановке операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности. Кроме того, в 2 раза, с 10 до 20 дней, будет увеличен срок представления налоговой отчетности, по истечении которого налоговые органы смогут блокировать счета.

Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года

  • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  • Глава 22. АКЦИЗЫ
  • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
  • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
  • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)
  • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
  • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ
  • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
  • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:

  • обновление формы декларации по налогу на имущество;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
  • новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
  • изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.

Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.

Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.

Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.

У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.

О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.

По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.

Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.

Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    • Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311

      «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

    • Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408

      «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию

      «О бюджетной политике на 2002 год»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2021 N 96-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с переносом чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года»»

    • Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 105 (ред. от 20.01.2021)

      «О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»

    • Постановление Правительства РФ от 18.01.2021 N 10

      «Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов»

    Все документы >>>

    • Информация ФНС России

      «Вступили в силу новые правила налогообложения земельных участков»

    • Письмо ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-3/868@

      «Об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 года»

    • Письмо ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-3/883@

      «О направлении письма Минфина России» (вместе с «Письмом» Минфина России от 10.12.2020 N 03-03-10/108118)

    Все документы >>>

    Изменения в Налоговый кодекс РФ

    Статьей 210 НК РФ определено, что теперь налоговая база определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных в течение года по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.

    Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.

    В статье 214.2 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются проценты по вкладам, выплаченные в валюте РФ, ставка по которым в течение всего периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.

    Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками. В статье указано, что:

    Банк обязан предоставлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

    НДФЛ с процентов по вкладам и остаткам на счетах в банках за налоговый период 2021 года фактически необходимо уплатить не позднее 01.12.2022.

    Новой редакцией статьи 224 НК РФ предусмотрены несколько размеров налоговой ставки НДФЛ:

    • 13%, если сумма доходов за налоговый период составляет не более 5 млн рублей;
    • фиксированные 650 000 рублей и 15% суммы доходов, превышающих 5 млн рублей, если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 млн рублей.

    В отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными независимо от величины дохода.

    В статье 210 НК РФ введены понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». В частности, определено, что:

    Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации отдельно.

    Установлены перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ. Статьей 225 НК РФ определены особенности уплаты налога, если на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 000 рублей.

    В силу новой редакции статьи 217 НК РФ не облагаются НДФЛ:

    • возмещение расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива, а также соответствующие доходы, полученные в натуральной форме (ранее — бесплатное предоставление жилых помещений, топлива или соответствующее денежное возмещение);
    • возмещение стоимости полагающегося натурального довольствия (ранее — оплата стоимости полагающегося натурального довольствия).

    В перечень добавлены доходы, полученные в период до 01.01.2029 от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании.

    В силу новой редакции п. 2 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) должников, признанных банкротами, в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных, приобретенных (выполненных, оказанных) после признания должников банкротами, больше не признается объектом налогообложения НДС. До 01.01.2021 объектом налогообложения НДС не признавались только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами).

    Нормами статьи 147 НК РФ в новой редакции установлено, что местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ и товаров, произведенных из водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, признается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне РФ.

    В статье 149 НК РФ расширен ряд услуг, оказываемых оператором финансовой платформы, которые освобождаются от обложения НДС. В него теперь вошли такие услуги, оказываемые оператором финансовой платформы:

    • по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы через интернет;
    • по идентификации участников финансовой платформы;
    • по информационному обеспечению взаимодействия в целях совершения финансовых сделок;
    • по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы.

    В статье 164 НК РФ расширен список транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС. В него включили:

    • прием и выдачу грузов;
    • разработку документов для проектных перевозок;
    • экспедиторское сопровождение.

    В силу новой редакции статьи 169.1 НК РФ для компенсации сумм НДС организации розничной торговли, участвующие в системе tax free, могут оформлять электронный документ (чек). В статье указано, что:

    Документ (чек) для компенсации суммы налога может оформляться организациями розничной торговли в электронной форме (далее в настоящей статье — электронный документ (чек)). Формат электронного документа (чека) утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    В электронной форме также осуществляется документооборот между указанными организациями розничной торговли, лицами, оказывающими услуги по компенсации суммы НДС иностранным физическим лицам, ФТС России и ФНС России.

    Специальные налоговые режимы: что изменится с 2021 года?

    Перечень расходов, по которым можно заявить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, дополнен расходами на НИОКР. В силу статьи 286.1 НК РФ этот инвестиционный налоговый вычет составляет в совокупности не более 90% суммы расходов на НИОКР, указанных в пп. 1–5 п. 2 статьи 262 НК РФ.

    Если налогоплательщик воспользовался правом на применение такого инвестиционного налогового вычета, он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы указанных расходов.

    Предельный размер расходов на НИОКР, виды НИОКР и категории налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение указанного инвестиционного налогового вычета, могут устанавливаться законами субъектов РФ.

    Налогоплательщик, использовавший право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении НИОКР, не вправе учитывать при определении налоговой базы расходы на такие исследования и (или) разработки, а также применять в отношении их положения статьи 267.2 НК РФ.

    Денежные средства, полученные организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, включаются в расходы по налогу на прибыль организаций. На эту сумму разрешено уменьшить доходы:

    • в виде имущества (имущественных прав), полученные акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками);
    • от реализации имущественных прав (долей, паев) организации.

    Статья 331.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» утратила силу.

    В новой редакции статьи 256 НК РФ больше не признается амортизируемым имуществом:

    • объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение налогового вычета в соответствии со статьей 343.6 НК РФ;
    • нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных п. 7 статьи 286.1 НК РФ.

    Статьей 257 НК РФ определено, что:

    Остаточная стоимость нематериальных активов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации.

    В статье 259 НК РФ утратила силу часть 9.

    В силу новой редакции статьи 346.12 НК РФ, право применения упрощенной системы налогообложения есть у организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.

    Статьей 346.13 НК РФ в новой редакции установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если:

    • его доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей (ранее — 150 млн рублей);
    • средняя численность его работников превысила 130 человек (ранее — 100 человек).

    Определены особенности применения УСН налогоплательщиками, чьи доходы за отчетный (налоговый) период превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, и средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.

    В статье 346.20 указано, что следует применять повышенную налоговую ставку в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения:

    • 8% — для объекта «доходы»;
    • 20% — для объекта «доходы минус расходы».

    Если превышения допущены в I квартале календарного года, то повышенная налоговая ставка применяется в течение всего налогового периода.

    Нормами статьи 346.18 НК РФ установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов налогоплательщика, который применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», превышает сумму доходов, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю.

    С 01.01.2021 упразднена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статья 346.26, статья 346.27, статья 346.28, статья 346.29, статья 346.30, статья 346.31, статья 346.32, статья 346.33) утратила силу. Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ установлены переходные положения для налогоплательщиков, применявших ЕНВД.

    1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

    2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.

    3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

    4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

    Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Статья 346.43 Налогового кодекса РФ патент определяет как льготный режим налогообложения, применяемый субъектами при условии соблюдения ряда ограничений. Эта норма устанавливает основные отличительные черты данной системы:

    • патент применяют только индивидуальные предприниматели;
    • патент вводится на территории конкретного субъекта РФ региональным законом;
    • есть ограничения, которые должны соблюдать налогоплательщики на данном режиме. Основные ограничения касаются численности штата работников, не более 15 человек, и видов деятельности;
    • в статье приведены определения понятий, используемых в ней (розничная торговля, магазин, павильон и т.д.);
    • при перечислении видов деятельности указываются фактические показатели, соблюдение которых позволяет применять ПСН;
    • законодателем установлено, что при осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом ПСН не применяется;
    • установлены права субъектов РФ по установлению потенциального возможного дохода для расчета налога, по установлению дополнительных ограничений и налоговых каникул.

    ИП на патенте не платят НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц.

    Какие основные виды деятельности входят в перечень для ПСН в соответствии с поправками ФЗ-373:

    • пошив, ремонт, чистка одежды и обуви;
    • услуги парикмахерских и косметологических кабинетов;
    • изготовление и ремонт металлической галантереи;
    • ремонт бытовой техники, приборов, изделий хозяйственного назначения;
    • ремонт мебели, предметов домашней обстановки;
    • ремонт и техобслуживание автомобильной и мототехники;
    • услуги автоперевозки;
    • ремонт жилья и спортивных сооружений;
    • ветеринарные услуги;
    • обслуживание жилых помещений;
    • уход за детьми;
    • сдача в аренду жилья;
    • услуги по переработке пищевых продуктов;
    • услуги по уборке жилья и уходу за домашними питомцами;
    • дизайнерские услуги;
    • услуги экскурсовода;
    • похоронные услуги;
    • розничная торговля;
    • услуги стоянок;
    • разработка компьютерных программ;
    • ремонт спортивного оборудования.

    Этот перечень не полный.

    В новой редакции НК РФ начнет применяться с 1 января 2021 года. Комментарии юристов на закон ФЗ-373 уже есть, правоприменители посчитали, что поправки сделали режим более доступным и удобным для ИП.

    • Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
    • Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
    • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
    • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
    • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021

    Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

    Весь объем положений и правил данного законодательного акта разделен на две крупные части. В первой части содержится семь разделов, куда входит сто сорок две статьи. В них нашли отражение все существенные особенности таких направлений, как:

    • общие положения системы обложения налогами;
    • порядок выявления сторон финансовых отношений в данной сфере;
    • список объектов обложения налогами;
    • межгосударственные соглашения;
    • процедура обжалования действий каждой стороны взаимоотношений;
    • последовательность сбора платежей с нерезидентов и предприятий, зарегистрированных в других государствах;
    • сроки, в течение которых должны взиматься пошлины и прочие сборы;
    • права и обязанности ведомств, действующих в данном правовом поле;
    • детали налогового контроля и проверки, и его основные функции;
    • типология нарушений в данной области и описание ответственности за таковые.

    Вторая часть Кодекса содержит 2 раздела, куда включены двести семьдесят пять статей. Положения этой части регламентируют:

    • порядок начисления сборов и отмены их поступлений в казну;
    • виды пошлин и налогов с расписанной последовательностью взыскания;
    • технический разрыв и формирование специальных режимов налогообложения;
    • списки налогов на уровне региона и местного муниципалитета.

    Также вторая часть описывает формы деклараций, время, отведенное для их подачи и другие особенности регулирования в данной области.

    Основные начала обозначены в ст. 3 НК РФ. Здесь же указаны последние изменения базовых положений в редакции 2020 года.

    • На каждое лицо налагается обязанность по уплате установленных Кодексом налогов и сборов. В основе этого положения равенство и всеобщность обложения налогами. Но при этом в расчет берется физическая возможность плательщика уплачивать налог.
    • Исключается дискриминационный характер сборов. Также не допускается различное применение налогов, исходя из критериев расы, социального положения, национальности или религии.
    • Для каждого вида налога потребуется экономическое основание. Нельзя применять их в произвольном порядке. Исключаются и сборы, не позволяющие реализовать права, закрепленные в конституции.
    • Запрещена установка взысканий, идущих вразрез с единым экономическим пространством страны. Налоги не должны каким-либо образом ограничивать беспрепятственное перемещение товаров, финансов или услуг по территории РФ.
    • Не допускается наложение обязанности уплаты сборов и прочих платежей, имеющих признаки налогов, но не предусмотренные в НК РФ.
    • Все элементы обложения налогом определяются в процессе установления налогов. Законодательство формулируют так, чтобы каждый налогоплательщик понимал, какие платежи, в каком объеме и в какие сроки он должен вносить в казну государства.
    • Если существуют противоречия, сомнения относительно порядка взыскания или отсутствие ясности в законодательных актах, они должны толковаться в пользу плательщика налогов или иных взносов.
    • Наиболее актуальная редакция 2020 года отражает цивилизованный подход к обложению налогами. Она сформировалась в процессе правовой эволюции страны. Согласно ей взыскание налогов обосновано с точки зрения экономики.

    Закреплены специализированные принципы данной отрасли права. В первую очередь они коснулись равенства, справедливости, соразмерности и законности в ходе взыскания средств. Требование справедливости находит отражение в каждом принципе НК РФ. Но главное, что следует отметить в данной редакции – это требование толкования неопределенности в пользу налогоплательщика.

    Вместе с созданием нового государства (Российской Федерации) в 1991 году началось формирование и налоговой системы страны. Основы были заложены в октябре этого года, а закончилось создание системы в январе следующего года. В этот период установили положения, касающиеся всех основных налогов.

    С того момента, как Кодекс был сформирован, его статьи и положения регулярно меняли и исправляли. Это создавало некоторую беспорядочность в налоговых отношениях. Корректировки утверждали в середине года, многие правки имели обратное действие, а ответственности за некорректно поданную финансовую отчетность не было. Отсюда и хронический дефицит бюджета в период 1992-98 гг. Граждане в этот же срок теряли деньги на вложениях в кредитные общества или финансовые пирамиды.

    Когда общие положения, наконец, утвердили, появился и полноценный Налоговый Кодекс. Случилось это в 1998 году. Второй раздел Кодекса частично узаконили двумя годами позднее. После изменения пятой статьи в 2008 году, стало понятно, что начинается эра цивилизованных отношений государства и налогоплательщика. Такие правки 2008 года позволили законам, облегчающим положение плательщиков налогов, вступать в силу в момент их опубликования в СМИ. Устранение задержек и стало ключевым моментом поправок.

    Также в новой редакции добавили правило, отменяющее обратную силу для актов, ужесточающих правила налогообложения. Положения, делающие оплату сборов проще, а ответственность мягче, согласно этой редакции, имели обратную силу. Так заложили основу для нового Кодекса, где государственные институты лояльнее относились к объектам обложения налогами.

    В последней редакции данный нормативный акт выполняет определенный функционал:

    • этот документ регулирует создание бюджетов федерального, местного и регионального уровня;
    • определяет правила взаимодействия сторон отношений в данной правовой сфере;
    • регулирует пополнение бюджета за счет нерезидентов и организаций, зарегистрированных за пределами страны;
    • реализует в реальности принцип справедливости обложения налогами, предусматривающий учет доходов и финансового положения плательщика;
    • регулирует фискальные операции в части ввоза и вывоза продукции;
    • контролирует распределение и обложение налогом доходов.

    Главное доказательство эффективности законов в данной отрасли – это своевременность и объем поступлений в бюджеты различных уровней (регион, муниципалитет, государство). Сейчас соблюдение положений такого базового документа, как НК РФ, осуществляет ведомство, подчиненное Минфину страны – ФНС. Реализация перечисленных выше функций также лежит на данной Службе.

    Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству охвата и кругу лиц.

    Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых актов:

    1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
    2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения. Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
    3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны, направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
    4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими также уточняется порядок выполнения принятых норм.
    5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти. Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
    6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания) сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или иных сборов с отдельных лиц.
    7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

    Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2020

    С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к капиталистической форме экономических отношений при формальных рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы налогообложения.

    Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме «дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

    Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

    В качестве основополагающего законодательного акта, устанавливающего и регулирующего правила функционирования налоговой системы страны, НК РФ решает следующие задачи:

    1. Устанавливает принципы, на которых вводятся новые и прекращают действие устаревшие налоги и сборы на федеральном, региональном и местном уровнях.
    2. Формулирует процедуру и порядок уплаты налоговых начислений.
    3. Регулирует права и обязанности лиц подлежащих налогообложению, а также органов исполнительной власти и специализированных служб, являющихся участниками общественно-государственных налоговых отношений.
    4. Определяет взимаемые в государстве налоги и сборы.
    5. Устанавливает методы регулирования и контроля над начислением и сбором налогов.
    6. Вводит степень ответственности за несвоевременную или неполную оплату налогов, укрывательство и иные преступления в сфере налогообложения, а также меры административного или уголовного преследования по данным основаниям.
    7. Предусматривает механизмы защиты интересов (включая судебные) граждан и организаций в случаях злоупотреблений, неправомерных действий или бездействия представителей налоговых органов и иных должностных лиц, так или иначе вовлеченных в сферу налогового регулирования.

    Как уже было указано, под налоговыми отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

    Исходя из определения, к объектам этого вида общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

    Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и должностных лиц. К ним относятся:

    • Налоговые инспекции;
    • Таможенные пункты;
    • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

    Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными законодательными актами.

    Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России, приводится в первом разделе документа (главы 1 и 2 ), в 1 -18 статьях. В них приводятся:

    • Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли законодательства и международными договорами РФ;
    • Отношения и принципы налогового законодательства;
    • Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
    • Участники налоговых отношений и их краткая характеристика;
    • Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
    • Основы системы страховых взносов.




    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *