Изменения в системе образования в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в системе образования в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник». Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база. Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации. Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель». Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.

Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста. Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт. Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.

Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.

Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года

Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.

Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:

  • Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
  • Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
  • Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
  • В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
  • Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.

Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.

В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.

Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.

Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.

Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.

Новости образования в 2021 году

Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-университет». Ей на смену пришла концепция bite-size learning — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга. Как известно, новая информация воспринимается лучше всего в течении первых 20 минут, а максимальный уровень концентрации приходится на первые 5-8. Соответственно, в диапазоне стандартного урока длинной в 60-90 минут внимание значительно снижается.

Bite-size learning можно назвать одним из наиболее удачных подходов, решающих проблему рассеянного внимания учеников. При учебе «малыми порциями» создаются модули длинной до 15 минут с использованием различных инструментов (видео, блоги, игры) и тестов. На выходе человек получает конкретную и целевую информацию, тем самым значительно экономя собственное время. Кроме того, все модули можно изучать повторно, а объединенные вместе они могут использоваться для знакомства с обширными темами и давать более развернутое представление об изучаемом предмете лучше, чем традиционные линейные презентации. Еще один плюс – для прохождения курса можно использовать не только рабочий компьютер, но и обычный смартфон. Таким образом, во время завтрака за чашкой кофе вы без труда можете пройти краткий обучающий блок.

Всего какие-то 20—30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью. И мир продолжит ускоряться. Времени на неспешное развитие не остается. Единственный выход – переобучение в максимально короткие сроки. Востребованным станет формат интенсивного точечного обучения с использованием цифровизации – например, чат-ботов и искусственного интеллекта. Они способны проводить в том числе и образовательные марафоны в сжатые сроки, отслеживать качество усвоения новых знаний, формировать отчет по итогам обучения.

В настоящее время любое учебное заведение должно предлагать своим ученикам выбор, быть гибким по отношению к ним. Мы больше не можем существовать в жестких рамках классического образования XX века. Принятые ранее программы с фиксированным количеством учебных часов, отведенных на каждый предмет, незаметно отходят в прошлое. Студентам необходимо давать право выбора, на каких предметах фокусироваться, а в какие погружаться не так сильно. Персонализированный подход позволит увеличить мотивацию каждого отдельно взятого человека, позволит ему контролировать процесс обучения и отслеживать собственный прогресс в учебе, что в свою очередь положительным образом скажется на ответственности и вовлеченности в программу уроков. Гибкость распространяется и на систему обучения, недаром все больше университетов в мире смещаются в сторону гибридных схем обучения, когда студенты сначала самостоятельно изучают теорию на платформе, а живые лекции посвящаются обсуждению пройденного материала, конструктивным дискуссиям, разбору конкретных кейсов, групповым заданиям и презентациям. Этот тренд в ближайшие годы будет только укрепляться.

Развитие цифровых технологий, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой – ставит перед нами новые вызовы. Чтобы оставаться в тренде, быть эффективным и востребованным специалистом, необходимо постоянно учиться и развиваться. При этом если еще пять-десять лет назад ВУЗы оставляли за собой право дать студентам лишь теоретические знания, перекладывая эмпирику на плечи работодателей, то сегодня ситуация существенно поменялась. Классического образования уже недостаточно, поскольку появляются новые требования, специальности, меняются технологии и процессы. В итоге современные работодатели все больше интересуются компетенциями, а не традиционными степенями кандидатов. Следовательно, от образовательных учреждений ждут упрощения процесса освоения студентами новых прикладных навыков.

Поколение миллениалов и Z, привыкшее к персонализированным сервисам Apple Music и Netflix, уже не хочет взаимодействовать со стандартизированными образовательными сервисами, рассчитанными на среднестатистического пользователя, и в этом контексте первую скрипку начинает играть кастомизация. Обучение от обязательного постепенно трансформируется в добровольное. Студенты будут сами решать, какие навыки им необходимо развивать. Образовательные платформы и университеты уже сейчас активно стараются найти новые пути персонализировать учебный контент, перестроить академическую и карьерную поддержку, чтобы она соответствовала групповым и индивидуальным запросам студентов.

Данный тренд имеет и экономическую целесообразность: чем больше предметов будет предложено студентам для осознанного выбора, тем меньше будет человек, приходящихся на одного педагога, а чем больше в учебном плане появится внеурочных семинаров и занятий, выбранных студентам по собственному желанию, а не принуждению, тем выше будет степень их удовлетворенности образовательным процессом.

Ключевые изменения в образовании в 2021

Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.

Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.

«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.

Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.

«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.

Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.

В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.

За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.

Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.

Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.

«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.

Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.

«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.

«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.

Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.

То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.

«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.

Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.

В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.

«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.

Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.
На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.

Школьное образование – 2021: что нового?

Некоторые изменения произойдут в 2020-2021 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.

Изменения в сфере образования непременно затронут учебную литературу. Так, при проведении обязательной экспертизы заключения будут выдаваться на пятилетний срок. Причем выдающие экспертные результаты специалисты будут нести личную ответственность, вплоть до указания их фамилий при издании и печати.

А еще все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство (такая информация непременно доводится до сведения родителей учеников).

Меняются ли сроки учебного года? Процесс обучения традиционно стартует с 1-го сентября, а если это число выпадает на выходной, то начало переносится на ближайший будний день. В связи с распространением коронавирусной инфекции образовательные учреждения были закрыты в апреле 2020-го года, а школьники перешли на дистанционное обучение. Из-за этого появилась информация о вероятности переноса начала учебного года. Но пока данные не уточнены, и Министерство образования планирует, что ученики в 2020-2021 учебном году придут в стены школ 1-го сентября, как обычно.

В России есть регионы с катастрофической нехваткой школ. И в них для оптимизации организации образовательного процесса на ограниченных территориях будет разрешаться использовать пятиэтажные здания. Первые проекты построек с пятью этажами находятся на стадии разработки, и когда сооружения будут возведены, опыт смогут перенимать разные российские субъекты.

Но при пятиэтажной высоте школы будут вводиться некоторые ограничения. Так, актовые и спортивные залы можно располагать только на первых или вторых уровнях. А на последних четвертых и пятых этажах заниматься смогут только старшеклассники, учащиеся в 8-11-х классах, причем их общая масса не будет превышать 25% от всего количества школьников.

Также будут внедряться новые требования, предъявляемые к школьной форме, в которой ученики порой проводят до 7-9 часов в день. Изменения коснутся синтетической подкладки, которая создает эффект «скафандра» и доставляет сильный дискомфорт во время активных движений. Что касается необходимости ношения формы, то такие правила утверждают руководства школ.

В некоторых регионах РФ в сфере образования активно внедряются инновационные технологии. Так, в 50-и субъектах страны будет организовано более двух тысяч классов, оборудованных ультрасовременной техникой. В оснащение таких кабинетов войдут 3Д-принтеры, очки виртуальной реальности, интерактивные панели, робототехнические конструкторы.

Педагоги уже начали проходить обучение: курсы по обращению с новым оборудованием организуются на базах технопарков для детей «Кванториум». А уже с 2019-го года Министерство просвещения активно продвигает и реализует инициативу по обучению детей некоторым предметам с помощью мобильных приложений и адаптированных интеллектуальных компьютерных игр.

Тренды в образовании на 2021 год

1. Прием детей в школы в 2021 году будет осуществляться по обновленным в сентябре прошлого года правилам.

Главное новшество – приём заявлений в первый класс начнется 1 апреля (а не 1 февраля, как ранее) и завершится 30 июня для детей, проживающих на закреплённой территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём. Приказ о приёме должен быть издан в течение 3-х рабочих дней после завершения приёма заявлений. Для детей, не проживающих на закреплённой территории, приём заявлений в первый класс начинается 6 июля (ранее — с 1 июля) до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

2. С 1 января 2021 года вступили в силу санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Они будут действовать до 2027 года.

Правила очень обширные. В числе прочего ими предусмотрены также требования, которые должны соблюдаться при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Среди них отметим следующие:

-для образовательных целей не должны использоваться мобильные средства связи;

-использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры;

-одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается;

-при использовании электронных средств обучения рабочее место должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Планшеты должны размещаться на столах под углом наклона 30 градусов;

-обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут;

-электронное оборудование необходимо ежедневно дезинфицировать.

3. С 1 января 2021 года действуют новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), одним из разделов которых установлены особенности организации общественного питания детей, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В частности, ими предусмотрено, что в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий.

В школьных буфетах по-прежнему запрещается продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе, картофель-фри, квас, газировку, тонизирующие напитки, жевательную резинку и некоторые другие продукты. Кроме того, в обновленный перечень запрещенных продуктов вошли картофельные и кукурузные чипсы, снеки.

При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паек»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) – должно быть организовано горячее питание.

Закреплены требования к организации питьевого режима. Предусмотрено, что при проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка.

4. «Коронавирусные» санитарно-эпидемиологические требования к организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи (СП 3.1/2.4.3598-20) будут действовать весь 2021 год – до 1 января 2022 года.

Итоговое сочинение для выпускников в этом году назначено на 2 декабря. Перечень открытых тем уже официально объявлен:

  • «Забвению не подлежит» — исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.
  • «Я и другие» — человек среди людей: проблема конфликта, понимание, что значит быть собой.
  • «Между прошлым и будущим» — портрет моего поколения: культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьёй и обществом.
  • «Время перемен» — тема изменений, открытий и вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
  • «Разговор с собой» — внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования. Вопросы, которые человек задаёт себе, внутренние переживания, тема совести.

2020-ый год ворвался в жизнь россиян и всего мирового сообщества вместе со злосчастным китайским вирусом Covid-19. Чтобы хоть как-то замедлить его распространение, подготовить систему здравоохранения в России были введены ограничительные меры: все образовательные заведения перешли на дистанционное обучение. Это одно из первых и столь масштабных форм обновления обучения в школах, СУЗах и ВУЗах. Ранее она практиковалась в России частично (в отдельных СУЗах и ВУЗах преимущественно на платной основе).

Обучение в каждом классе должно соответствовать утвержденной образовательной программе, действующим стандартам. Согласно новым правилам учащиеся должны не только выполнять домашнее задание, но и изучать часть материалов самостоятельно. Это новшество призвано развить у школьников и студентов СУЗов самостоятельность, навыки по работе с информацией и пр.

Не исключено что количество контрольных срезов, самостоятельных и проверочных работ (особенно при дистанционном обучении) будет увеличено. Данная мера необходима для оценки качества образования, степени усвоения учащимися новой информации, обретения ими соответствующих навыков.

Все образовательные дисциплины и этапы их изучения строго регламентированы. Теперь образовательное учреждение не сможет самостоятельно модернизировать или дополнять программу обучения при необходимости. Минобразования разработал определенные пакеты по подготовке образовательных программ: что они должны учитывать, какие предметы обязательны к изучению, в каком объеме и пр.

Российские школьники с 2021 года будут учиться по обновленным стандартам

29171

103731

20105

26919

Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое

Фото Видео 31113

Фото Видео 24473

  • Опыт коллег
  • Я и другие
  • Мотивация
  • Деньги
  • Методики
  • Полемика
  • Бюрократия
  • Все статьи

ФГОСы, которые появились ещё в 2004 году, необходимо обновлять. Изменения фиксируют и перемены в обществе, притом не только внутри института образования.

ФГОС становится зеркалом для социума как такового, и он должен успевать за временем.

Минпросвещения РФ постоянно мониторит ситуацию и старается максимально быстро вносить поправки в существующий стандарт. Тем не менее мгновенно подстроиться образовательная система не может: на введение нового ФГОС необходимо по крайней мере два учебных года, в течение которого нововведения тестируются и корректируются, если это необходимо.

Формулировки ФГОС модифицируется последние 20 лет, и за это время сменилось несколько поколений стандартов:

  • Первое поколение содержало конкретные требования к освоению каждой из школьных дисциплин;
  • Второе поколение завершается выпуском детей 2020 учебного года. Оно делало акцент на как предметных, так и междисциплинарных знаниях. Именно та версия привнесла в школу проектную деятельность и повышенное внимание к информационным технологиями;
  • Новейшее, третье поколение будет отличаться от первых индивидуальным подходом и конкретизацией требований по результатам образовательного процесса.
  • Опыт коллег
  • Я и другие
  • Мотивация
  • Деньги
  • Методики
  • Полемика
  • Бюрократия
  • Все статьи

Совет Федерации единогласно поддержал идею отвязать МРОТ от потребительской корзины. / Текслер назначил новых руководителей минспорта и минстроя и оставил Челябинск без главного по городской среде. / Уголовное дело курганских полицейских, отбиравших деньги у своих коллег, пополнилось эпизодами. Читать дальше

Некоторые изменения произойдут в 2020-2021 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.

ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2020-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.

Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:

  • Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
  • Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
  • Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
  • Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
  • Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
  • Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
  • Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
  • Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
  • Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
  • Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2020-2021 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.

Изменения в сфере образования непременно затронут учебную литературу. Так, при проведении обязательной экспертизы заключения будут выдаваться на пятилетний срок. Причем выдающие экспертные результаты специалисты будут нести личную ответственность, вплоть до указания их фамилий при издании и печати.

А еще все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство (такая информация непременно доводится до сведения родителей учеников).

Снова в школу: важные изменения 2021 года

Проведение ВПР (всероссийских проверочных работ) с 2020-2021 учебного года станет обязательным для учащихся седьмых и восьмых классов (ранее они писали такие работы по решениям руководств школ). Школьники четвертых, пятых и шестых классов также будут проходить ВПР, как и раньше.

Изменения затронут состав заданий. Теперь они будут индивидуализированными, то есть составленными специально для конкретной школы. Комплекты ВПР планируется создавать случайным образом, то есть генерировать для разных учебных заведений. Такие меры реализуются для предупреждения попыток списывания ответов у учеников других школ, уже прошедших тестирование.

Меняются ли сроки учебного года? Процесс обучения традиционно стартует с 1-го сентября, а если это число выпадает на выходной, то начало переносится на ближайший будний день. В связи с распространением коронавирусной инфекции образовательные учреждения были закрыты в апреле 2020-го года, а школьники перешли на дистанционное обучение. Из-за этого появилась информация о вероятности переноса начала учебного года. Но пока данные не уточнены, и Министерство образования планирует, что ученики в 2020-2021 учебном году придут в стены школ 1-го сентября, как обычно.

Вероятно, в Российских школах и ВУЗах с 2020-2021 учебного года будет внедряться новый формат образовательного процесса – дистанционный. Удаленное обучение уже было опробовано в апреле-мае 2020 г., но все отметили его несовершенство и слабые стороны.

Руководящий Минобрнауки Валерий Фальков заявлял, что в 2020-2021 гг. дистанционная система обучения, во-первых, может обрести правовой статус. Вероятно, правительство подготовит новый закон, регламентирующий правила и процесс удаленного образования. Во-вторых, будет дорабатываться и совершенствоваться программное обеспечение для создания единой, стандартной и удобной для всех платформы.

В России есть регионы с катастрофической нехваткой школ. И в них для оптимизации организации образовательного процесса на ограниченных территориях будет разрешаться использовать пятиэтажные здания. Первые проекты построек с пятью этажами находятся на стадии разработки, и когда сооружения будут возведены, опыт смогут перенимать разные российские субъекты.

ГВЭ для выпускников 11 классов пройдет в конце мая. Основной период ЕГЭ следом — ориентировочно с 31 мая по 2 июля 2021 года для всех участников экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет.

Для участников ЕГЭ, которые не смогут сдать экзамены в основные сроки по болезни или другой уважительной причине, будет предусмотрен дополнительный период проведения ЕГЭ в середине июля 2021 года.

Новый порядок уже обсуждается в соцсетях.

Так, Сергей Чернышов, директор Новосибирского городского открытого колледжа, обратил внимание, что объявление об отмене ЕГЭ для части выпускников разметили в последний рабочий день 2020 года, и многие, собственно, не поняли, что произошло.

По его словам, государственный выпускной экзамен был и раньше — но сдавать его могли дети-инвалиды, заключенные детских колоний и другие, кому по объективным причинам не доступны публичные общие экзамены.

Традиционно Единый государственный экзамен проводился в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Досрочный этап предполагал полноценную сдачу ЕГЭ, которая проводилась в более ранние сроки. Право на досрочную сдачу имеют те лица, которые в полной мере овладели школьной программой:

  1. Выпускники прошлых лет, желающие пересдать экзамены.
  2. Выпускники, которые получили аттестат до того, как был введен ЕГЭ.
  3. Учащиеся колледжей, училищ и техникумов.
  4. Ученики 11 классов, которые не смогут сдать экзамены в основном потоке. Причинами могут стать: участие в олимпиадах, соревнованиях, медицинские показания и др.
  5. Учащиеся 11 классов, которым предстоит срочный переезд.
  6. Лица, обучающиеся в вечерних школах, а также попадающие под весенний призыв.

В 2021 году у тех, кто планирует сдавать ЕГЭ, не будет возможности досрочной сдачи экзамена. Решение об отмене этого этапа, который должен был пройти в период с 20 марта по 14 мая 2021 года, было принято Правительством РФ 25 декабря 2020 года.

Выпускники прошлых лет и все прочие, кто планировал сдать соответствующие экзамены досрочно, вправе сделать это в рамках основного этапа, который пройдет в ранее установленные сроки – с 25 мая по 1 июля 2021 года.

По мнению сотрудников Рособрнадзора, такое решение оправдано, так как ряд поправок, внесенных ранее в правила проведения ГИА, приведет к тому, что число желающих сдавать ЕГЭ существенно сократится, что позволит провести только основной и дополнительный этапы ЕГЭ-2021.

Также принятое решение даст организатором дополнительные три месяца на подготовку точек проведения тестирования для обеспечения необходимых мер безопасности.

Стоит отметить, что изменения коснулись и традиционного «декабрьского сочинения», то есть экзамена, который предоставлял ученикам доступ к основному ЕГЭ. Если в предыдущие годы он проводился в начале года, то в 2021 году итоговое сочинение будет написано выпускниками 11 классов в середине апреля. Решение связано с пиковыми значениями по заболеваемости коронавирусной инфекцией и дистанционным обучением, которые имели место в начале первого семестра 2021 года.

Базовый Единый государственный экзамен по математике в 2021 году отменен, и сдавать его учащиеся могут только по собственному выбору в том случае, если его результат необходим им для поступления на физико-математические и инженерные специальности.

Остальные выпускники, которые планируют поступать в вузы, в обязательном порядке сдают только ЕГЭ по русскому языку, в порядок проведения которого изменения не вносились.

Те выпускники, которые после 11 класса не планируют подавать документы в высшие учебные заведения, будут сдавать итоговые экзамены по двум предметам – русскому языку и математике в период с 24 по 28 мая. Экзамен пройдет в формате контрольной работы, проведенной в школе.

Аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медали, которые могут получить особо отличившиеся выпускники, в 2021 году будут выдаваться только по результатам Единого государственного экзамена.

Такое решение было принято из-за того, что система, когда аттестат с отличием можно было получить на основании оценок, полученных во время обучения без результатов ЕГЭ, привело к взрывному росту количества «отличных» аттестатов, что не могло в полной мере соответствовать действительности.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *