Пособие по временной нетрудоспособности курсовая работа 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по временной нетрудоспособности курсовая работа 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Введение.

1. История развития пособий по временной нетрудоспособности. ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

  • 1.1. История развития пособий по временной нетрудоспособности. ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

2. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

  • 2.1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности.
  • 2.2. Круг лиц, имеющий право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
  • 2.3. Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

3. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

  • 3.1. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
  • 3.2. Размеры пособий по временной нетрудоспособности.

Заключение.

Библиографический список.

Пособия по временной нетрудоспособности


Актуальность данной темы определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как главного вида обеспечения из средств социального страхования, касающегося интересы безусловного большинства трудящихся людей Российской Федерации.

Пока человек живет, он находится в опасности перед пришествием событий, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к потере заработной платы — основного источника средств существования. Российское правительство принимает на себя какую-то определенную долю ответственности за их наступление и формирует систему социальной защиты, тем самым предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Долгое время действовала система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, которая сложилась еще в 80-е годы, при этом значимая часть правовых норм, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были поставлены в еще более ранние годы.

С 1 января 2007 года, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», в котором устанавливаются новейшие нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В частности, определение размера пособия сейчас зависит от продолжительности страхового стажа.

Предметом исследования данной курсовой работы являются нормы действующего законодательства, которые имеют отношение к вопросам правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе назначения, определения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Цель работы — изучение пособия по временной нетрудоспособности.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • — дать понятие пособия по временной нетрудоспособности;
  • — изучить правила исчисления пособия по временной нетрудоспособности;
  • — проанализировать круг лиц, имеющих право на получение этого пособия;
  • — изучить основные случаи обеспечения пособиями;
  • — определить правила предоставления пособия по временной нетрудоспособности.

Если человек трудится только несколько часов в день, расчет ведется по тем же правилам, но с учетом некоторых нюансов. Для определения среднего заработка в день нужно поделить доход за расчетный период на 730 дней.

Если средняя оплата труда при вычислениях составила меньше МРОТ, то для расчета нужно взять сумму МРОТ. Средний заработок в день, вычисленный из МРОТ, нужно уменьшить пропорционально количеству отработанного времени.

Пособие по временной нетрудоспособности

Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.

Действовавшая долгое время система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась еще в 80-е годы[1], причем значительная часть правовых норм, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установлены в еще более ранние годы. В целом прогрессивные для своего времени эти нормы, к настоящему моменту в большинстве своем устарели. В них отсутствовали правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; правила исчисления пособий были ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Указанные обстоятельства объективно требовали необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, на что неоднократно указывалось как учеными, так и практическими работниками, но законодатель слишком долго не обращался к решению данной проблемы.

Наконец, с 1 января 2007 года, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ)[2], в котором устанавливаются новые нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В частности, определение размера пособия теперь зависит от продолжительности страхового стажа, внесены изменения в механизм исчисления пособий (средний дневной заработок, и расчет пособия ведется в календарных днях вместо рабочих и др.).

В развитие данного закона, был принят целый ряд нормативных актов. Так, порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, теперь определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальном страхованию»[3]. В соответствии со статьей 16 Закона № 255-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91 [4], были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, имеющего первостепенное значение для установления размера пособия по временной нетрудоспособности. В связи с этим, возникает объективная необходимость, изучения обновленного законодательства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме.

Целью исследования является изучение и оценка опыта правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных социально-экономических условиях.

Рассмотренный в настоящей работе перечень вопросов, касающихся правового регулирования назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, позволяет сформулировать следующие выводы.

Пособие по временной нетрудоспособности — это страховая денежная выплата, назначаемая в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми законом социальнозначимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, освобожденным от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств социального страхования работодателем или органами Фонда социального страхования.

Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности реализуется через систему обязательного социального страхования на основании целого ряда Федеральных законов.

Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ установлены новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями. Закон вступил в силу с 1 января 2007 года и применяется по страховым случаям, наступившим после этой даты.

Российское законодательство расширило круг застрахованных лиц, включив в него отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В России сложилась развитая система обеспечения работающих пособием по временной нетрудоспособности — предусмотрены пять оснований для этого: пособие по временной нетрудоспособности выплачивается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; при санаторно-курортном лечении; при болезни члена семьи и в случае необходимости ухода за ним; при карантине; при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением. Листок временной нетрудоспособности выдается лицам, состоящим в трудовых отношениях, независимо от их гражданства, а также независимо от формы собственности или организационно-правовой форы юридического лица, являющегося работодателем.

По общему правилу пособие выдается, если нетрудоспособность наступила в период работы. В отдельных случаях оно предоставляется при утрате трудоспособности до фактического начала работы и после увольнения.

Согласно Закону № 255-ФЗ с 1 января 2007 г. размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности общего страхового стажа, а не от непрерывного, как прежде. В страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Составными частями формулы определения размера пособия являются: процентное отношение пособия к среднему индивидуальному заработку застрахованного; минимальный и максимальный размеры пособия; состав заработка, принимаемого во внимание при расчете пособия, а также период, за который он берется

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ.

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку.

Размер пособия определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Для пособий по временной нетрудоспособности, установлен лимит: их размер не может превышать максимальных размеров пособия по временной нетрудоспособности установленных федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год (на 2007 г. — 16125 руб.). Если гражданин работает у нескольких работодателей, размер пособия не может превышать указанный максимум по каждому месту работы. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты по заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Кроме того, парламентарии сохрани��и положение о выплате за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности. За остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, выплаты осуществляются за счет средств ФСС РФ.

Денежное выражение пособий находится в непосредственной зависимости от начисленного страхового стажа трудящегося. Вторым определяющим элементом является размер заработной платы. Оба этих структурных параметра складываются в процентном соотношении, что и составит фиксированный размер выплаты.

Важная информация! Стечение обстоятельств, по которым утрата способности к труду застраховавшим себя гражданином произошла по завершению его рабочей деятельности на основании трудового договора, служебной или иной деятельности, приводит к некоторому уменьшению твердых размеров выплаты. Компенсационная составляющая тогда будет предоставляться в объеме шестидесяти процентов усредненного заработка.

Основание по назначению пособия в связи с кратковременной утратой трудоспособности Количественное выражение пособий в связи с кратковременной утратой трудоспособности
Возникновение правового статуса нетрудоспособного у трудящегося по причине дисфункций его здоровья либо повреждении анатомической целостности организма. Плюс ко всему, невозможность трудиться вследствие протезирования по докторскому заключению и долечиванию в медицинско-реабилитационных центрах Определяющее значение будет отдаваться страховому стажу работающего застрахованного гражданина:

1. В случае страхового стажа восемь и свыше лет — сто процентов усредненного заработка;
2. В случае страхового периода от пяти до восьми лет — восемьдесят процентов среднего заработка;
3. В случае страхового стажа от пяти лет и менее — шестьдесят процентов среднего заработка

Комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление сил малолетнего:

1. По основаниям оздоровления несовершеннолетнего при лечении на дому или при посещении самими нездоровым медицинской организации.
2. По основаниям оздоровления несовершеннолетнего с помещением лечащегося в больницу

По прошествию начальных десяти календарных суток в объеме, назначаемом, опираясь на длительность страховых периодов гражданина. Относительно последующих за этим дней в размере пятидесяти процентов среднего заработка.

Устанавливается в непосредственной связи от протяженности страхового стажа трудящегося гражданина:

1. В случае страхового стажа восемь и свыше лет — сто процентов среднего заработка.
2. Относительно суммарной продолжительности страховых периодов от пяти до восьми лет — восемьдесят процентов среднего заработка.
3. Относительно суммарной продолжительности страховых периодов от пяти лет и менее — шестьдесят процентов среднего заработка

Комплекс мероприятий, способствующих быстрому выздоровлению, предупреждению и профилактике осложнений заболевания по отношению к больному члену семьи.

Оздоровление должно протекать в амбулаторных условиях. Исключения составляют случаи ухода за больным малолетним лицом

Как и в двух первых случаях определяющее значение отдается страховому стажу работника:

1. Относительно суммарной продолжительности страховых периодов от восьми и свыше лет — сто процентов среднего заработка.
2. Относительно суммарной продолжительности страховых периодов от пяти до восьми лет — восемьдесят процентов среднего заработка.
3. Относительно суммарной продолжительности страховых периодов от пяти лет и менее — шестьдесят процентов среднего заработка

Лишение должного уровня трудоспособности застрахованным трудящимся до временной приостановки работы по обстоятельства экономического, технологического, технического или организационного характера и протекающей в период простоя С учетом временного отрезка простоя и в аналогичном объеме, в каком сохранилась к этому времени зарплата. Однако, не превышая объема компенсационных выплат в связи с кратковременной утратой трудоспособности, которые застрахованный трудящийся, получал бы по общим основаниям

Не всегда лишь один только работодатель нарушает условия предоставления государственных преференций. Бывают ситуации, когда пособие по кратковременное утрате трудоспособности, вызвано недобросовестными действиями застрахованных граждан. Рассмотрим какие обстоятельства могут повлиять на фактор уменьшения либо отмены причитающихся денежных средств:

  1. Не соблюдение застрахованным трудящимся предписанных ему доктором мер медицинского восстановления. Это нарушение не должно иметь под собой никаких уважительных оснований.
  2. Необоснованная неявка работника, в отношении которого устанавливаются пособия, в место производства лечебного осмотра и в установленный временной промежуток.
  3. Возникновение производственной травмы или дисфункции организма в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, наркотическими веществами или токсикомании. Однако в этом случае обязательно подлежит доказыванию причинно-следственную связи между заболеванием и состоянием потерпевшего.
  • Декретные пособия
  • Планирование и распределение рабочего времени в современной организации
  • XVII–«порог»Нового Времени. Переворот в мировоззрении
  • Правовые основы назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в РФ
  • Организация оперативного учета персонала ОАО «Веста». Учет рабочего времени и выработки рабочих
  • Теория временной стоимости денег
  • Системы временного контроля встроенных систем
  • Регламентация и нормирование времени перерывов
  • Разум и воля в европейской философии XIX века (Философия Новейшего времени)
  • Понятия и виды рабочего времени и времени отдыха в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь
  • Диспансеризация пациентов как метод профилактики временной нетрудоспособности
  • Рецензия на учебное пособие Марины Павловны Айзенштат «Британия Нового времени. Политическая история»
  • Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты
  • Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления уходом за больным членом семьи

Введение ………………………………………………………………….………….…3

1. Пособие по временной нетрудоспособности …………………………………….5

1.1 Случаи выдачи листков нетрудоспособности ………….…………………….…..5

1.2. Порядок заполнения больничного листа ………………….………………..…..11

2. Расчет пособия по временной нетрудоспособности ………………………….15

Заключение ……………………………………………………………………….…24

Глоссарий …………………………………………….…………………….……..…25

Список использованных источников ………………………………………….…27

Нет такого бухгалтера, занимающегося трудовыми вопросами и зарплатой, который хотя бы раз в своей работе не сталкивался с необходимостью рассчитать «больничный», то есть, выражаясь языком законодательства, – пособие по временной нетрудоспособности.

Длительное время пособия по больничным листам рассчитывались в соответствии с правилами, утвержденными Советом Министров СССР и ВЦСПС.

В настоящее время порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулируют следующие документы:

— Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84 г. № 191 (с изменениями и дополнениями на 14.08.91 г.) «О пособиях по государственному социальному страхованию»;

— Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 101 (с изменениями на 19.07.02 г.) (далее — Положение о ФСС РФ);

— Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6 (в ред. от 15.04.92 г.) (далее — Положение по ПВНТ).

Все указанные документы действуют в части, не противоречащей законодательным актам, принятым позже, изменяющим и дополняющим отдельные условия регулирования расчета пособий по временной нетрудоспособности.

С 1 января 2004 г. размер пособия исчисляется по-новому в соответствии с Федеральным законом от 08.12.03 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Закон № 166-ФЗ).

Основное нововведение Закона № 166-ФЗ заключается в установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам от среднего заработка работника (ст. 8 Закона № 166-ФЗ).

Порядок применения положений ст. 8 Закона № 166-ФЗ определен в разъяснении Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее — Разъяснение), которое утверждено совместным постановлением Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 № 89/145 «Об утверждении разъяснения «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году»»

С 1 января 2011 г. во всех случаях определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам необходимо продолжать учитывать непрерывный трудовой стаж за последние 2 года работы и иные условия, установленные законодательными и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

То есть и Основные условия, и Положение по-прежнему применяются при определении условий и порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) право на пособие по временной нетрудоспособности имеют все работники независимо от статуса работодателя, характера и продолжительности выполняемой работы, сроков и способов оплаты труда, других условий. Эта выплата начисляется за счет средств Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС России).

Основная цель исследования состоит в изучении принципов и порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством.

Введение 3
Глава 1. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию 6
1.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности 6
1.2. Круг лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности 11
Глава 2. Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности 16
2.1. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности 16
2.2. Порядок разрешения споров по предоставлению пособий по временной нетрудоспособности 23
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение 35

Анализ внешней и внутренней среды организации

  • Курсовые

Структура организации, влияние на нее законов теории организации

  • Курсовые

Разработка управленческого решения

  • Рефераты

Информационные технологии в муниципальном управлении

  • Дипломы

Методы оценки и анализа рисков

  • Рефераты
  • О проекте
  • Партнеры
  • Рекламодателям
  • Обратная связь

Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.

Действовавшая долгое время система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась еще в 80-е годы, причем значительная часть правовых норм, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установлены в еще более ранние годы. В целом прогрессивные для своего времени эти нормы, к настоящему моменту в большинстве своем устарели. В них отсутствовали правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; правила исчисления пособий были ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Указанные обстоятельства объективно требовали необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, на что неоднократно указывалось как учеными, так и практическими работниками, но законодатель слишком долго не обращался к решению данной проблемы.

Наконец, с 1 января 2007 года, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ), в котором устанавливаются новые нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В соответствии со статьей 16 Закона № 255-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91, были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, имеющего первостепенное значение для установления размера пособия по временной нетрудоспособности. В связи с этим, возникает объективная необходимость, изучения обновленного законодательства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Целью исследования является изучение и оценка опыта правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных социально-экономических условиях.

Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности реализуется через систему обязательного социального страхования на основании Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ), Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее – Закон №190-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Под социальными пособиями принято понимать выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Данное пособие выплачивается за период временной нетрудоспособности.

Нетрудоспособность — закрепленное в нормах права такое состояние организма человека, при котором он юридически признается утратившим принадлежащую ему, как индивиду, способность трудиться, полностью или частично, вследствие болезни или травмы или при наличии социально значимых обстоятельств, препятствующих ему использовать свою способность к труду.

Временная нетрудоспособность, в отличие от стойкой нетрудоспособности (инвалидности) характеризуется благоприятным медицинским и трудовым прогнозом. Невозможность трудящегося выполнять работу в силу заболевания, травмы или иных причин носит преходящий, обратимый характер и может быть устранена в ходе лечения или социально-профилактических мероприятий.

Следует отметить, что временная нетрудоспособность как основание выплаты пособия является собирательным понятием. Она может иметь место как фактически, то есть по причинам физиологического состояния организма работника (болезнь, трудовое увечье, профзаболевание, временный перевод на другую работу по состоянию здоровья, протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия), так и презюмироваться. В последнем случае законодатель предполагает невозможность выполнения трудовых функций ввиду стечения определенных жизненных обстоятельств, признаваемых уважительными (уход за больным членом семьи, карантин, санаторно-курортное лечение). Однако и для этих случаев характерным является преходящий характер нетрудоспособности.

Таким образом, под временной нетрудоспособностью можно понимать — установленный в порядке, предусмотренном в законодательстве, юридический факт, выражающийся в состоянии временной невозможности выполнения работником своей трудовой функции при утрате им способности к труду вследствие изменений, происшедших в состоянии здоровья (болезнь, травма), а также в иных случаях, признаваемых законодателем социально значимыми (санаторно-курортное лечение, уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, беременность и роды, усыновление), влекущими обязанность обеспечения пособиями.

В соответствии со ст. ст. 7 и 8 Закона № 165-ФЗ, временная нетрудоспособность является социальным страховым риском, а пособие по временной нетрудоспособности — видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, т.е. государственным пособием.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (п. 3 ст. 1 Закона № 165-ФЗ)

Обязательное социальное страхование распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и установленных законодательством РФ о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования (п. 4 ст. 1 Закона № 165-ФЗ)

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — застрахованные лица), при соблюдении установленных законом условий.

Курсовая работа: Пособие по временной нетрудоспособности и безработице

Работодатели продолжат в 2021 году назначать и выплачивать следующие пособия по социальному обеспечению:

  • оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Данная выплата обусловлена требованиями ст. 262 ТК РФ;

  • пособие на погребение. Оно выплачивается работодателем в течение шести месяцев со дня смерти работника (или несовершеннолетнего ребенка работника) (ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ[1]). С 01.02.2020 размер пособия составляет 6124,86 руб. Там, где установлен районный коэффициент, пособие увеличивается на этот коэффициент;

  • пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника. Оплата этих дней осуществляется исходя из среднедневного заработка, на основании совокупного заработка работника за расчетный период – два года, предшествующих периоду наступления нетрудоспособности (пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ[2] и п. 6 Положения о страховых выплатах по ВНиМ[3]);

  • пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, выплаченное сверх норм тем работникам, которые имеют право на повышенное пособие (п. 5 ст. 3 Закона №255-ФЗ).

Обратите внимание

Предельная величина базы по стразовым взносам в ФСС на 2019 год равна 865 000 руб., на 2020 – 912 000 руб. Соответственно, максимальный размер среднего дневного заработка для оплаты больничного в 2021 году составит 2 434,25 руб. ((865 000 + 912 000) / 730).

В свою очередь, минимальный средний заработок за день болезни с учетом МРОТ составит 407,41 руб. (12 392 х 24 / 730).

После принятия Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ МРОТ на 2021 год составит 12 792 руб., и тогда минимальный средний заработок за день болезни составит 420,56 руб. (12 792 х 24 / 730).

Выплаченные работодателем в 2021 году социальные пособия в дальнейшем будут ему возмещены за счет средств ФСС. Но не во всех случаях. Так, возмещению подлежат пособие на погребение, оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами и пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного, выплаченное сверх норм льготникам (п. 6, 10 и 11 Положения о страховых выплатах по ВНиМ).

Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного возмещаться работодателям не будет.

В законах №125-ФЗ[4] и 255-ФЗ, определяющих условия обеспечения пособиями на случай временной нетрудоспособности (в том числе по травматизму) и в связи с материнством застрахованных лиц, порядок назначения и выплаты указанных пособий, до сих пор говорится о том, что назначение таких пособий производит страхователь (то есть работодатель). Это следует, например, из действующей редакции ст. 13 Закона №255-ФЗ.

Масштабные поправки в названные законы планируется внести законопроектом № 1062568-7 (его рассмотрение в первом чтении назначено на январь 2021 года).

Основная цель данного законопроекта – отказ от «зачетного» принципа расходования средств ФСС на выплату социальных пособий и переход на механизм выплаты этих пособий застрахованным лицам непосредственно ФСС (страховщиком), а также устранение отдельных правовых пробелов. По замыслу авторов указанного законопроекта переход на прямые выплаты пособий ФСС в рамках закона должен состояться с 2022 года.

Между тем фактически такой механизм выплаты пособий начнет действовать на всей территории РФ уже с 1 января 2021 года. Регулироваться он будет правительственным актом. Напомним: ранее механизм «прямых» выплат социальных пособий (в рамках так называемого пилотного проекта ФСС) был определен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294. Но эти правила действовали в период с 2011 по 2020 годы. Поэтому для 2021 года, по всей видимости, либо будет утвержден новый правительственный акт, либо будут внесены поправки в вышеназванный документ[5].

Обратите внимание

Пункт 2 ст. 431 НК РФ, которым установлен зачетный принцип уплаты страховых взносов, с 1 января 2021 года утратил силу. То есть в текущем году всем работодателям придется уплачивать страховые взносы в начисленном размере, возможности уменьшить их на сумму расходов по выплате социальных пособий больше нет.

В 2021 году социальные пособия, выплачиваемые напрямую ФСС, по-прежнему будут оформляться через работодателя (страхователя). Алгоритм его действий в таком случае состоит из двух этапов.

Этап 1. Для назначения и выплаты социального пособия страховщиком (то есть ФСС) работодателю следует получить от работника:

  • заявление (оно подается по форме, утвержденной Приказом ФСС России от 24.11.2017 №578);

  • документы, необходимые для назначения и выплаты пособия (их перечень зависит от вида назначаемого пособия).

Этап 2. Работодатель не позднее пяти календарных дней[6] после получения от работника заявления и необходимых документов должен передать их в территориальный орган ФСС, дополнив их своими документами (в зависимости от вида выплаты). Об этом сказано в п. 3 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 3 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ[7].

Сведения, необходимые для назначения пособий по социальному страхованию, работодатель должен представить в ФСС в виде реестра (по формам, утвержденным Приказом ФСС России от 24.11.2017 №579), который подается (п. 4 и 4(1) Положения о страховых выплатах по ВНиМ):

  • на бумажном носителе – если среднесписочная численность работников составляет 25 человек и менее;

  • в электронном виде в соответствии со Спецификацией на обмен данными, утвержденной ФСС России 16.11.2018, – если среднесписочная численность работников у страхователя превышает 25 человек.

Обратите внимание

Если работодатель представит неполный пакет документов для назначения пособия или передаст документы, оформленные с погрешностями, ФСС направит ему извещение о необходимости исправления указанных недочетов. Порядок действий страховщика и страхователя в этом случае регламентирован в п. 7, 8 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 6, 7 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ.

Следует также иметь в виду, что убытки в виде излишне начисленных и выплаченных сумм пособий, которые возникнут по вине работодателя, ФСС взыщет не с застрахованного лица, а со страхователя. Это предусмотрено п. 16 Положения о страховых выплатах по ВНиМ и п. 15 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ. Кроме того, должностные лица страхователя – юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.

К сведению

Срок выплаты пособия территориальным органом ФСС – десять календарных дней со дня получения им от работодателя заявления и документов (сведений), которые необходимы для назначения и выплаты пособия (см. п. 9 Положения о страховых выплатах по ВНиМ, п. 7, 9 Положения о страховых выплатах по НСПиПЗ).

Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за больным ребенком).

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также Письмо Минфина России от 24.04.2020 №03-04-05/33283). Поэтому при выплате пособий по временной нетрудоспособности работодатели как налоговые агенты обязаны рассчитать и удержать НДФЛ с получаемых работниками сумм. Перечислить в НДФЛ бюджет работодатель должен не позднее последнего числа месяца, в котором работнику выплачено пособие (п. 6 ст. 226 НК РФ).

В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС. Поэтому обязанностей налогового агента у работодателя не возникает. Ведь в роли налогового агента в такой ситуации выступает ФСС, который и должен рассчитывать, удерживать и перечислять НДФЛ с выплачиваемых работникам пособий. Работодатель при этом не обязан вести учет удержанных и перечисленных страховщиком сумм НДФЛ (данная обязанность не предусмотрена гл. 23 НК РФ).

Но поскольку НДФЛ подлежит удержанию со всей суммы выплачиваемого пособия, за работодателем по-прежнему сохраняются обязанности налогового агента в части пособия, выплачиваемого работнику за первые три дня нетрудоспособности.

Выплаты, которые банки (иные кредитные учреждения) обязаны зачислять только на счета, обслуживаемые картой «Мир», указаны в п. 5.5 ст. 30.5 Закона №161-ФЗ[9] и в перечне выплат, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 №1466 (далее – Перечень).

С учетом изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 №920, Письмом Банка России от 18.12.2020 №ИН-04-45/175, такое требование начинает действовать с 1 июля 2021 года.

Среди выплат, для получения которых с указанной даты необходима карта «Мир», пособия по временной нетрудоспособности не названы. Значит, такие пособия с 1 января 2021 года по-прежнему могут быть перечислены на банковские карты любых платежных систем. И это касается как выплат, производимых работодателем за счет его средств (то есть за первые три дня болезни), так и прямых выплат, осуществляемых ФСС.

В то же время в Перечне поименованы выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие:

  • катастрофы на Чернобыльской АЭС;

  • аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;

  • сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

  • ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

А указанным лицам, пострадавшим от радиации, наряду с прочими социальными выплатами положено пособие по нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, причем независимо от страхового стажа (п. 6 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 13 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1). Это пособие выплачивается по правилам, установленным п. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ:

  • за первые три дня нетрудоспособности – за счет средств работодателя;

  • за оставшийся период нетрудоспособности – за счет средств ФСС.

При этом ни в Законе №161-ФЗ, ни в Перечне не содержится требования о перечислении на карту «Мир» только той части пособия, которая выплачивается за счет бюджетных средств. Получается, что обозначенное пособие за все дни нетрудоспособности вышеупомянутых граждан следует перечислять на карту «Мир». Но! Лицам, пострадавшим от радиации и болеющим реже одного раза в год, больничные можно выплатить на любую карту (а не только карту «Мир»). Это следует из п. 5.4 ст. 30.5 Закона №161-ФЗ.


[1] «О погребении и похоронном деле».

[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[3] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

[4] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[5] На момент подготовки данного материала в печать ни один из этих вариантов еще не был реализован.

[6] Для соблюдения указанного срока, полагаем, работодателю имеет смысл вести журнал регистрации полученных от работников заявлений для назначения и выплаты пособий.

[7] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

[8] «Об исполнительном производстве».

[9] Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Введение

1. Случаи выдачи листков нетрудоспособности

2. Порядок заполнения больничного листа

2.1 Порядок заполнения лицевой стороны больничного листа

2.2 Порядок заполнения оборотной стороны больничного листа

3. Расчет пособия по временной нетрудоспособности

3.1 Расчет среднего заработка

3.2 Определение размера пособия по временной нетрудоспособности

Заключение

Нормативные акты

Библиографический список литературы

Введение

Длительное время пособия по больничным листам рассчитывались в соответствии с правилами, утвержденными Советом Министров СССР и ВЦСПС.

В настоящее время порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности регулируют следующие документы:

— Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84 г. № 191 (с изменениями и дополнениями на 14.08.91 г.) «О пособиях по государственному социальному страхованию»;

— Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 101 (с изменениями на 19.07.02 г.) (далее — Положение о ФСС РФ);

— Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6 (в ред. от 15.04.92 г.) (далее — Положение по ПВНТ).

Все указанные документы действуют в части, не противоречащей законодательным актам, принятым позже, изменяющим и дополняющим отдельные условия регулирования расчета пособий по временной нетрудоспособности.

С 1 января 2004 г. размер пособия исчисляется по-новому в соответствии с Федеральным законом от 08.12.03 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» (далее — Закон № 166-ФЗ).

Основное нововведение Закона № 166-ФЗ заключается в установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам от среднего заработка работника (ст. 8 Закона № 166-ФЗ).

Порядок применения положений ст. 8 Закона № 166-ФЗ определен в разъяснении Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 № 5 «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году» (далее — Разъяснение), которое утверждено совместным постановлением Минтруда России и ФСС России от 24.12.03 № 89/145 «Об утверждении разъяснения «Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году»»

С 1 января 2004 г. во всех случаях определения размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам необходимо продолжать учитывать непрерывный трудовой стаж и иные условия, установленные законодательными и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

То есть и Основные условия, и Положение по-прежнему применяются при определении условий и порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) право на пособие по временной нетрудоспособности имеют все работники независимо от статуса работодателя, характера и продолжительности выполняемой работы, сроков и способов оплаты труда, других условий. Эта выплата начисляется за счет средств Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС России).

Основная цель исследования состоит в изучении принципов и порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить, в каких случаях выдаются листки нетрудоспособности.

2. Рассмотреть порядок заполнения больничного листа.

3. Изучить порядок расчета и определения размера пособия по временной нетрудоспособности.

1. Случаи выдачи листков нетрудоспособности

В соответствии с пунктом 8 Положения по ПВНТ пособие по временной нетрудоспособности может быть выдано в следующих случаях:

Þ при заболевании и травмах, связанных с утратой трудоспособности;

Þ при санаторно-курортном лечении;

Þ при необходимости ухода за больным членом семьи;

Þ при карантине, объявленном медицинским учреждением;

Þ при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопеди-ческого предприятия.

До введения в действие Трудового Кодекса пособие по временной нетрудоспособности выдавалось и при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием (подпункт «д» п. 8 Положения по ПВНТ). ТК не предусматривает временных переводов на другую работу по состоянию здоровья. В связи с этим норма союзного законодательства, устанавливающая выплату пособия в указанном случае, фактически утратила силу. [2]

Пособие по временной нетрудоспособности при заболеваниях (травмах). При заболеваниях (травмах) пособие выплачивается, если болезнь наступила в период работы, включая время испытательного срока и день увольнения.

Введение.

Глава 1. Социальное страхование и пособия по праву социального $> обеспечения Российской Федерации.

1.1. Понятие социального страхования в социально-экономических условиях современной России.

1.2. Понятие пособия по праву социального обеспечения.

1.3. Классификация пособий по праву социального обеспечения.

Глава 2. Временная нетрудоспособность как одно из оснований назначения пособий по праву социального обеспечения

2.1. Понятие и виды временной нетрудоспособности.

2.2. Характеристика видов «действительной» временной нетрудоспособности.

2.3. Характеристика видов «условной» временной нетрудоспособности.

Глава 3. Пособия по временной нетрудоспособности по праву социального обеспечения России.

3.1. Понятие и виды пособий по временной нетрудоспособности, круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности.

3.2. Правила назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

3.3. Гарантии права на пособие по временной нетрудоспособности

Сидорова В.П. предоставила в бухгалтерию бюллетень за период с 1.02 по 11.02 2021 года (11 календарных дней).

Стаж Сидоровой В.П. равен 9-ти годам. В 2018 году сотрудницей была получена зарплата 754 000 руб., а в 2019 году — 730 000 руб.

Осуществляем вычисление величины пособия.

  1. Совокупная сумма заработка за 2 предпоследних года равняется:

754 000 + 730 000 = 1 484 000 рублей.

Наибольший размер дохода для перечисления взносов по соцстрахованию в 2018 и 2019 гг. составляет 1 680 000 рублей. (815 000 + 865 000). Величина пособия, для включения в вычисление, будет равняться 1 484 000 рублей (754 000 + 730 000)

  1. Среднедневной доход равняется:

1 484 000 / 730 = 2 032,87 × 100 % = 2 032,87 рублей.

Здесь, итог нужно помножить на 100%, т. к. стаж Сидоровой равен 9-ти годам, что больше 8-ми лет. Согласно нормативов ей положено использовать 100% среднего дохода.

  1. Сумма пособия по больничному листу Сидоровой составит:

2 032,87 × 11 = 22 361,57 рублей.

Порядок начисления пособия по болезни в 2021 году остается без изменений. Накануне расчета понадобиться вычислить:

  1. Расчетное время.

Учитываются два предыдущих календарных года до заболевания, в данном варианте (2018 и 2019) годы (ч. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ от 29.12.2006).

Если в расчетные годы сотрудница была в отпуске по присмотру за младенцем либо в декрете по БиР, то для подсчета можно взять другие годы, если это повысит величину пособия (ч. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

  1. Доход работницы в расчетном отрезке времени.

Сюда добавляются все доходы, на которые перечисляются взносы в ФСС. При этом, используемый доход за год не может быть большим наибольшего лимита, предусмотренного для перечисления взносов по соцстраху.

Примечание. Предельный лимит для перечисления взносов в ФСС принимается Правительством РФ:

  • За 2018 год – 815 000 рублей (№ 1378 от 15.11.2017).
  • За 2019 год – 865 000 рублей (№ 1426 от 28.11.2018).

Доход с предыдущей работы можно узнать из формы, принятой Минтруда РФ № 182н от 30.04.2013, выдаваемой работнице при ее отчислении либо по ее запросу, а превышение дохода за пределы максимального лимита выясняется из справки 2-НДФЛ, выдаваемой администрацией прошлого предприятия.

Если за два прошедших года, накануне заболевания, работница не имела дохода или же среднемесячная зарплата выявилась менее МРОТ на день страховой ситуации, то средний доход приравнивается к МРОТ, равный с 01.01.2021 года – 12 130 рублей (ч. 1.1 ст. 14 закона № 255-ФЗ, закон № 481-ФЗ от 25.12.2018).

  1. Среднедневной доход.

Результат получается делением суммы совокупного дохода за расчетное время на 730 (ч. 3 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Наибольший размер среднедневного дохода в 2021 году равен 2 301,37 руб. ((815 000 + 865 000) руб. / 730 дн.), а наименьший – 398,79 рублей ((12 130 руб. х 24 мес.) / 730 дн.).

  1. Страховой стаж работницы.

В данный стаж включается время трудовой деятельности работницы, на протяжении которой перечислялись взносы в ФСС (ч. 1 ст. 16 закона № 255-ФЗ).

Примечание. Стаж при подсчете пособия по бюллетеню определяется на дату заболевания. При этом, день ухода на больничный не включается в стаж (Письмо ФСС РФ № 02-09-14/15-02-24113 от 09.12.2016).

Согласно ч. 1 ст. 7 закона № 255-ФЗ, полученный среднедневной доход корректируется на процент, учитывающий величину стажа, так:

  • При 8-ми лет стажа и больше учитывается 100% среднего дохода.
  • При стаже от 5 до 8 лет – 80%.
  • При стаже менее 5-ти лет – 60%.

Если стаж менее 6-ти месяцев, величина больничного равна МРОТ.

  1. Численность дней недомогания работницы.

Данные берутся из бюллетеня.

Курсовая работа: Пособия по временной нетрудоспособности

Согласно Приложению 1 Приказа ФСС №335 от 17 сентября 2012 года, основными документами, на основании которых может быть назначено пособие, являются:

  1. Заявление на выплатуот сотрудника (на бланке организации).
  2. Больничный лист, подтверждающий наличие законного основания на начисление социальной выплаты.

Дополнительно при несчастных случаях на производстве может потребоваться:

  • акт, устанавливающий обстоятельства несчастного случая (если нетрудоспособность возникла по причине несчастного случая на производстве).
  • акт о профзаболевании;
  • копии материалов расследования.

Пособие может быть назначено в 10-дневный срок после того, как работник обратился к работодателю, при условии предоставления всех необходимых документов, подтверждающих законность прав на выплату по нетрудоспособности.

Фактическое начисление пособия, как правило, производится в день следующего зарплатного перечисления, т.е. пособие можно получить вместе с остальной зарплатой, либо вместо нее, если весь период оплаты был проведен на больничном.

Если организация не имеет документального подтверждения трудового дохода сотрудника за предыдущий период, основанием для расчета пособия станут сведения, поступившие от застрахованного работника.

Возможен перерасчет пособия в пределах последних 3х лет, при условии, если работник предоставит соответствующую справку о заработке.

Для того, чтобы социальное перечисление было начислено, гражданин обращается в срок в пределах полугода с момента последующего выхода на работу, восстановления здоровья или наоборот – присвоения инвалидности.

6-месячный срок, в течение которого можно обратиться за соцвыплатой, применяется и в остальных случаях временной нетрудоспособности – с момента завершения процесса протезирования, выздоровления члена семьи, окончания карантинного периода. При несвоевременном обращении за пособием – вопрос обоснованности назначения выплаты передается на усмотрение органов соцстраха, в зависимости от конкретной ситуации.

При вычислении компенсации берется в расчет максимальная величина выплат, которая облагается страховыми взносами.

С учетом этой суммы максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в 2020 году составляет 2301,37 рублей в день.

Расчет больничного, если неполный день

Если человек трудится только несколько часов в день, расчет ведется по тем же правилам, но с учетом некоторых нюансов. Для определения среднего заработка в день нужно поделить доход за расчетный период на 730 дней.

Если средняя оплата труда при вычислениях составила меньше МРОТ, то для расчета нужно взять сумму МРОТ. Средний заработок в день, вычисленный из МРОТ, нужно уменьшить пропорционально количеству отработанного времени.

Документ выдается в медучреждении. В нем указываются:

  • Адрес и название медицинской организации.
  • ФИО больного.
  • Причина потери трудоспособности.
  • Тип занятости.
  • Данные о среднем доходе, сведения о работодателе, стаже.
  • Срок освобождения от работы.

Лист заполняется медицинским работником, затем работодателем.

Пособие по временной нетрудоспособности в 2021 году

В случае, если работник имеет несколько работодателей, право получить компенсацию в связи с нетрудоспособностью возникает в каждой из трудоустроивших организаций.

Действия по начислению и назначению пособия по каждому из работодателей выглядят в рамках стандартной процедуры, и закон не ограничивает возможности получения пособия, вне зависимости от количества мест работы, при условии, если везде велись официальные отчисления страховых взносов в ФСС.

При расчете пособия следует учитывать, что назначенный размер не может быть ниже установленного по региону минимального размера оплаты труда.

Следует учесть, что уволившийся сотрудник также имеет право на получение пособия, если страховой случай произошел в течение 30-дневного срока после дату увольнения. В таком случае пособие составит в пределах 60% уровня заработка за предшествующий период.

Как правило, основная часть граждан получает выплаты из соцстраха при непосредственном участии своего работодателя, по месту получения зарплаты.

В отдельных случаях граждане обращаются в фонд Соцстраха напрямую:

  • если нетрудоспособность возникла спустя месяц после увольнения;
  • если работники относятся к категории самозанятых лиц (ИП, нотариусы, адвокаты и т.д.);
  • если работодатель прекратил свою деятельностью, закрылся, признан банкротом и т.д.

Осуществляя регулярные отчисления в фонд социального страхования, каждый работник может рассчитывать на получение различных видов пособий, которое станет хорошей помощью в период невозможности исполнения трудовых обязанностей, при условии, если причина нетрудоспособности является временной.

При исследовании понятия пособий по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о их функциях. Согласно методологии системного подхода функция есть проявление свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами1. Данное взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях, поэтому для функционирования тех или иных явлений характерна полиструктурность, наличие разноуровневых функций2.

В свете сказанного функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. Функции социального обеспечения и права социального обеспечения являлись предметом исследования многих авторов, которыми было предложено несколько подходов к данному вопросу. А.Д.Зайкин выводил функции права социального обеспечения непосредственно из задач данной отрасли права и относил к ним функцию материально-бытового обеспечения престарелых и нетрудоспособных; функцию охраны здоровья граждан; функцию социально-трудовой реабилитации инвалидов и пенсионеров по возрасту; демографическую функцию . А.Е. Козлов различал две основные функции социального обеспечения — индивидуальную и социальную2 . Я.М. Фогель основными функциями социального обеспечения считал функцию материального обеспечения в старости или по нетрудоспособности и социально-восстановительную функцию3 P.M. Цивилев и В.В. Рогожин к числу функций социального страхования по болезни относили функции обеспечения трудящихся средствами существования в период временной нетрудоспособности и функцию охраны и профилактики здоровья4. В.Ш. Шайхатдинов рассматривал две взаимосвязанные системы функций: функции социального обеспечения как системы общественных отношений и функции права социального обеспечения как совокупности правовых норм, опосредующих данные отношения. Определяя три основных функции социального обеспечения, — экономическую, социальную, семейно-бытовую (демографическую). Указанный автор выделяет в их структуре ряд подфункций. Экономическая функция реализуется в распределительной, обеспечительной и производственной подфункциях. Социальная функция, в свою очередь, подразделяется на защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции 1 .

Как представляется, большинство из названных функций присущи пособиям по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Распределительная функция социального обеспечения, отражающая одну из основных его задач как регулятора распределения фондов потребления посредством определения конкретных способов и форм аккумуляции средств в специальных фондах, а также видов обеспечения, предоставляемых в определенных жизненных ситуациях, проявляется применительно к пособиям по временной нетрудоспособности путем определения круга застрахованных, имеющих право на получение пособия, а также конкретных страховых случаев (заболевание, травма, трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь члена семьи, карантин, санаторно-курортное лечение, протезирование), дающих право на получение денежных выплат из специального фонда. Экономической основой функционирования распределительного механизма является специальный Фонд социального страхования, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий1 . Обеспечительная функция социального обеспечения, направленная на предоставление достаточного уровня обеспечения нуждающимся гражданам, реализуется посредством оп ределения условий, порядка предоставления и размеров пособий по времен ной нетрудоспособности.

Для каждого работника, который временно является нетрудоспособным, очень важно данное социальное обеспечение. По сути, данная выплата представляет собой компенсацию дохода, который работник теряет по причине своей нетрудоспособности и не за невыполнение своих обязанностей из-за проблем со здоровьем, как своего, так и члена семьи, если за ним требуется уход.

Курсовые работы на тему пособие по временной нетрудоспособности

Пособие по нетрудоспособности выплачивается работодателем на общих основаниях. Если человек работает сразу на нескольких работах, и в течение последних двух лет также работал в этих же организациях, то пособие будет выплачиваться по каждому из мест работы.

Если человек работает сразу на нескольких работах, и в течение последних двух лет также работал в нескольких других организациях, то пособие будет выплачиваться по одному из последних мест работы, по выбору сотрудника. Но тогда необходимо будет принести справку о том, что пособие не выплачивалось в других компаниях.

Сроки выплаты данного пособия при уходе за больным членом семьи зависят от возраста и заболевания:

  • В возрасте до 7 лет – выплата осуществляется за весь период лечения или совместного нахождения в стационаре, но не более 60 дней в году по всем случаям при уходе за одним ребенком. Срок может быть увеличен до 90 дней, если у ребенка заболевание, которое прописано в перечне Минздравсоцразвития. Это такие заболевания как рак, инсулинозависимый диабет, артрит, астма и другие. Также в данном перечне прописаны травмы, такие как внутричерепные и внутренних органов, ожоги, обморожения и другие.
  • В возрасте от 7 до 15 лет – выплата осуществляется за весь период до 15 дней по каждому амбулаторному или стационарному случаю, а максимальный срок в данном случае не должен превышать 45 дней в году.
  • Ребенок инвалид в возрасте до 18 лет – выплата осуществляется за весь амбулаторный или стационарный период в лечебно-профилактическом учреждении, но не более 120 дней в году при всех случаях ухода за данным ребенком.
  • В возрасте до 18 лет, если у ребенка ВИЧ-инфекция, поствакцинальное осложнение или рак – выплата осуществляется за весь период пребывания совместно с ребенком в специализированном учреждении, и максимальными сроками не ограничивается.
  • В других случаях, когда требуется уход за членом семьи при амбулаторном лечении – выплата осуществляется не более чем за 7 дней лечения, и не более 30 дней в году по всем случаям ухода за данным членом семьи.

Назначение и начисление пособия по временной нетрудоспособности производится страхователем в течение 10 дней после предоставления всех необходимых документов застрахованным лицом. Выплата будет производиться в ближайшую заработную плату. Если отсутствует справка о заработке, то назначение выплаты будет произведено по документам человека и сведениям страхователя.

При предоставлении справки, пересчет компенсации производится за все время, но не более чем за три года до момента предоставления данной справки. Назначение пособия произойдет не позднее, чем за 6 месяцев с момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности. Если обращение произошло позже данного срока, то уважительность причины рассматривает только ФСС на основании утвержденного перечня.

Для того, чтобы был произведен расчет пособия по временной нетрудоспособности и назначение выплаты, застрахованному гражданину требуется предоставить следующий пакет документов:

  • Больничный лист, который заполняет медицинское учреждение, заполнение должно производиться в утвержденной форме и по специальной процедуре.
  • С мест проведения трудовой деятельности от других страхователей необходимо принести сведения о трудовом доходе. Из размеров дохода будет произведено начисление данной социальной компенсации, а так же о времени временной нетрудоспособности в календарных днях, в которые было произведено отчисление страховых взносов в Фонд социального страхования. Если выплачивает пособие ФСС или его территориальный орган, то дополнительно необходимо предоставить справку, которая подтвердит наличие страхового стажа.
  • Если человек работает не у одного работодателя, то выплата пособия будет производиться из одного из рабочих мест застрахованного, на его выбор. Но тогда требуется принести справку с других мест работы, которая подтвердит, что выплата не была произведена у них.

Временная нетрудоспособность у работников учреждений физической культуры и спорта возникает по причинам, перечисленным в п. 8 Постановления N 13-6 <1>:

  • заболевание (травма);
  • санаторно-курортное лечение;
  • болезнь члена семьи и необходимость ухода за ним;
  • карантин;
  • временный перевод на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;
  • протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

<1> Постановление Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 «Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию».

Наряду с выплатой пособия по указанным случаям в соответствии с п. 37 Постановления N 13-6 выдается также пособие по беременности и родам.

На основании какого документа производится начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности? Согласно п. 9 Постановления N 13-6 — на основании листка нетрудоспособности. Порядок его выдачи регламентирован совместным документом Минздравмедпрома N 206 и ФСС РФ N 21 <2> (далее — Инструкция N 206/21). В частности, указывается, что листок выдается только лечебно-профилактическим учреждением или частнопрактикующим врачом. Другие документы (справки, выписки из лечебно-профилактических учреждений и т.д.) не могут служить основанием для выплаты пособия.

Если работник потерял листок нетрудоспособности, то пособие он может получить по дубликату, который выдается при наличии справки работодателя о том, что работник не получал пособие по выданному ранее листку нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности имеет двойное назначение: он одновременно является и финансовым документом, и документом, подтверждающим временное освобождение от работы по причине нетрудоспособности.

<2> Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. Приказом Минздравмедпрома N 206 и Постановлением ФСС РФ от 19.10.1994 N 21.Обратите внимание: листок нетрудоспособности должен быть оформлен надлежащим образом. В случае неправильного оформления или необоснованной его выдачи произведенные по нему расходы не принимаются у страхователя к зачету и подлежат перечислению в ФСС РФ. Поэтому работнику отдела кадров, бухгалтеру следует обратить внимание на оформление лицевой части больничного листа. Должны быть правильно заполнены все строки (заболевание, отпуск по беременности и родам, уход за больным членом семьи, возраст ребенка, вид травмы, санаторно-курортное лечение и т.д.), так как от причины нетрудоспособности зависят размер пособия, продолжительность выплаты, источники, за счет которых она производится.

Как показывает арбитражная практика, листки нетрудоспособности, оформленные с нарушениями, не могут быть приняты к зачету в счет взносов на обязательное социальное страхование. Это подтверждается Постановлениями ФАС ЗСО от 13.01.2005 N Ф04-7073/2004, от 06.09.2004 N Ф04-6286/2004, ФАС ВСО от 12.07.2005 N А33-8816/04-С1-Ф02-3248/05-С2, ФАС ВВО от 20.01.2005 N А43-9967/2004-4-378). На основании некоторых из этих Постановлений с учреждений здравоохранения, выдавших листки нетрудоспособности, оформленные с нарушениями правил, взыскан ущерб в пользу организаций, производивших выплату пособий согласно этим документам.

Дипломная работа: Пособия по временной нетрудоспособности

Размер пособия по временной нетрудоспособности работника зависит от непрерывного трудового стажа, который для расчета размера пособия исчисляется до дня наступления нетрудоспособности работника согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 252 <3>.

<3> Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252.

В зависимости от непрерывного стажа работы сумма пособия по временной нетрудоспособности может быть ограничена (п. 30 Положения N 13-6):

  • до пяти лет пособие выплачивается в размере 60% от заработка;
  • при непрерывном трудовом стаже от пяти до восьми лет выплата составит 80% от заработка;
  • при стаже свыше восьми лет оплата производится в размере 100% от заработка.

Что взять за основу при расчете пособий по временной нетрудоспособности — МРОТ или среднюю зарплату? Ответ зависит от того, сколько работник фактически отработал за последние 12 календарных месяцев перед тем, как заболеть (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 180-ФЗ <4>). Если он отработал более трех месяцев, то больничные определяются исходя из его средней заработной платы, которая рассчитывается согласно Положению N 213 <5>. Если работник проработал менее трех месяцев, то его пособие за каждый полный календарный месяц не может превышать 1 МРОТ, равному с 01.10.2006 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.09.2006 N 590 «О повышении с 1 октября 2006 года размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»). Но здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. если работник только поступил на работу, это не значит, что пособие ему рассчитывается исходя из МРОТ. При этом нужно учесть и период работы у прежнего работодателя. Причем считается, что на прежнем месте работник отработал весь период полностью, даже если какое-то время он болел или был в отпуске. Период работы по прежним рабочим местам определяется по записям в трудовой книжке работника. Требовать от него каких-либо дополнительных справок не нужно;
  2. трехмесячный период фактической работы определяют в календарных, а не в рабочих днях;
  3. не имеет значения, трудился работник непрерывно в течение последнего года или его стаж прерывался. То есть время фактической работы может состоять из нескольких отдельных периодов.

<4> Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году».
<5> Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Можно сделать вывод, что пособие из расчета МРОТ получат работники, проработавшие за последний год менее трех месяцев.

Обратите внимание: следует разделять период фактической работы и расчетный период. Период фактической работы используют, когда решается вопрос о том, из расчета какой суммы начислять пособие: исходя из МРОТ или средней зарплаты. Расчетный период нужен для расчета средней зарплаты.

Согласно п. 3 Положения N 213 средний заработок рассчитывается исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих болезни работника.

В п. 2 Положения N 213 указаны выплаты, которые включаются в расчет среднего заработка.

Обратите внимание: этот перечень примерный. Если какая-то выплата в нем не указана, то ее также нужно учесть при исчислении среднего заработка при условии, если она прописана в коллективном договоре или положении об оплате труда и начислена работнику за выполненную работу.

Согласно п. 8 Положения N 213 во всех случаях, кроме применения суммированного учета рабочего времени, для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы работника за расчетный период на количество фактически отработанных им в этом периоде дней.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 180-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые два дня оплачивает учреждение. Начиная с третьего дня болезни пособие выплачивается за счет средств ФСС РФ. Поэтому в бухгалтерском учете сумму начисленного пособия надо подразделять на суммы, которые будут оплачиваться за счет средств учреждения и за счет средств ФСС РФ.

Так как согласно действующему законодательству период нетрудоспособности определяется в календарных днях, а пособие выдается за фактически пропущенные рабочие дни (часы) в периоде нетрудоспособности, предусмотренные графиком работы, оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), предусмотренные графиком работы и пропущенные работником вследствие заболевания (травмы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности. То есть если работник заболел в пятницу, которая по графику работы для него является рабочим днем, а суббота и воскресенье — выходные дни. В этом случае за счет средств работодателя подлежит оплате только один день — пятница (Письмо ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243).

Обратите внимание: правило оплаты первых двух дней за счет средств работодателя касается случаев, когда заболел или получил травму сам сотрудник организации (кроме пособий в случае несчастных случаев на производстве и профзаболеваний). По уходу за заболевшим членом семьи, при карантине, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности пособие выплачивает ФСС РФ.

Источником финансирования пособия по временной нетрудоспособности в части выплат за первые два дня, как указывает Письмо Минфина России от 28.03.2005 N 12-07-01 «О финансировании расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности», является фонд заработной платы организации. Суммы пособий за первые два дня временной нетрудоспособности следует относить на подстатью 211 ЭКР.

На практике может возникнуть ситуация, когда работнику за последние 12 месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности была начислена заработная плата и за счет бюджетных средств, и за счет внебюджетных. Как в этом случае рассчитать сумму пособия? Согласно ст. 139 ТК РФ при определении среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда, независимо от источника финансирования этих выплат. Источник финансирования пособия по временной нетрудоспособности в части выплат за первые два дня будет зависеть от источника оплаты труда работника в настоящий момент. Если оплата труда работника производится за счет бюджетных средств, то два первых дня пособие по временной нетрудоспособности будет также выплачено за счет бюджетных средств.

Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете пособия по временной нетрудоспособности.

Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, ЕСН не начисляется на государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе и на пособия по временной нетрудоспособности.

Однако согласно трудовым договорам размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в зависимости от непрерывного трудового стажа и среднего заработка, может превышать сумму, равную 15 000 руб. Возникает вопрос: облагается ли в этом случае ЕСН разница между максимальным и фактическим размером пособия? Письмо Минфина России от 27.04.2005 N 03-05-02-04/82 разъясняет, что сумма, выплачиваемая работнику в случае временной нетрудоспособности сверх максимального размера (превышающего 15 000 руб. за полный календарный месяц), подлежит обложению ЕСН в общеустановленном порядке.

Обратите внимание: не облагается ЕСН пособие за первые два дня болезни, которые оплачивает организация, так как данная выплата не является платой за выполнение работ (оказание услуг), а компенсирует доход работника, который он потерял по причине болезни.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговая база по страховым взносам совпадает с налоговой базой по ЕСН, установленной гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Поэтому все то, на что указано в предыдущем разделе статьи, относится и к начислению страховых взносов в Пенсионный фонд.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *