Ндс в грузоперевозках в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндс в грузоперевозках в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

Какие транспортно-экспедиционные услуги с 1 января 2021 г. не облагаются НДС

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
  • Какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозка
  • Патент на грузоперевозки для ИП
  • Стоимость патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
  • Патент на грузоперевозки для ИП: заявление
  • УСН для ИП в 2021: грузоперевозки
  • УСН и ПАТЕНТ одновременно: грузоперевозки
  • Грузоперевозки на ОСНО: бухучет и налоговый учет
  • Cамозанятый: грузоперевозки 2021
  • Предусмотрены ли налоговые каникулы для грузоперевозок в 2021 году?
  • Какую систему налогообложения выбрать при грузоперевозках в двух городах

Из-за отмены ЕНВД приходится выбирать: УСН или патент на грузоперевозки для ИП. Мы предлагаем прочитать полный обзор одного и второго специального режима налогообложения. В конце статьи читайте ответы на самые популярные вопросы, в том числе может ли грузоперевозки в 2021 году осуществлять самозанятый.

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.

С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:

  • патент;
  • УСН.

Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.

Помощником в ведении налоговой и бухгалтерской отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас >>

Любой ИП на патенте обязан работать в соответствии с требованиями этой системы налогообложения:

  1. не больше 15 человек сотрудников;
  2. доход не должен превышать 60 млн;
  3. работать необходимо по месту прописки.

Если какое-то из этих условий не работает, то ИП следует поменять или же изначально выбрать другую систему. Например, УСН, где возможный размер дохода выше и нет привязки к регистрации.

У налоговой неоднозначное отношение к ИП, которые работают на патенте, а возят товары в другие города. В большинстве регионов на это закрывают глаза, в других же — могут пригрозить лишением патента. Однако последние пять лет неизвестно о судах по таким делам. В открытом доступе решения суда в пользу предпринимателей, однако это старые дела (2014 года).

Если вы определились с типом налогообложения, необходимо написать заявление. Важное отличие патента от УСН — подать заявление на патент можно в любой день года, сумма патента рассчитывается пропорционально оставшемуся времени года (или периоду, на который вы взяли патент).

При заполнении заявления самые популярные вопросы о коде транспортного средства и ОКВЭДу. Объясним нюансы ниже.

Это поле предназначено для выбора транспорта:

01 — автомобильный транспорт по перевозке грузов;

02 — автомобильный транспорт по перевозке пассажиров;

03 — водный транспорт по перевозке пассажиров;

04 — водный транспорт по перевозке грузов.

Код выглядит так — 49.41.1

Он состоит из трех кодов-значений:

  • 49 – деятельность сухопутного транспорта и трубопроводов;
  • 49.4 – деятельность грузового автотранспорта и грузоперевозки;
  • 49.41 – деятельность грузового автотранспорта.

Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.

Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).

В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.

Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).

Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.

Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.

А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.

Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.

Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).

Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.

Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.

Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.

Какие изменения ждут российских перевозчиков с 2021 года

Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.

Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.

Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?

Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.

Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.

Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.

Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

  • База знаний
  • Как заполнить отчеты
  • Форматы первичных документов
  • Электронные трудовые книжки
  • Электронные больничные
  • Как перевести офис на удаленную работу
  • Что важно знать о 54-ФЗ
  • ЭДО и как он работает
  • Как ИП участвовать в тендерах
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ
  • Что такое и как открыть спецсчет

В интернете многое сказано о продлении «налоговых каникул» для малого и среднего бизнеса. Заявлялось, что грузоперевозчики на ПСН тоже вправе воспользоваться льготами. Однако послабления коснутся исключительно отраслей, пострадавших от COVID-2019: гостиничный бизнес, общепит, туризм и некоторые другие сферы. На предпринимателей из автоперевозок дополнительная отсрочка по уплате налогов не распространяется.

Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок

Чтобы перейти на патентный режим, предприниматель должен уведомить об этом территориальный орган ФНС РФ не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого начала работы. Сделать это можно через сайт ведомства, используя личный кабинет.

ИП должен соответствовать ряду обязательных требований:

  1. Среднесписочная численность сотрудников – не более 15 человек;
  2. Максимальный доход – не более 60 млн.руб.;
  3. Извещение органа ФНС по месту осуществления деятельности (т.е. нельзя быть зарегистрированным в Туле, а работать в Москве);

Если первое и/или второе условие более не соблюдается, предпринимателю необходимо выбрать другую систему налогообложения. На это отводится 10 дней с момента наступления юридического события. Максимальный доход ИП не должен превышать 60 млн. руб. и в том случае, если применяется одновременно ПСН и УСН.

Преимущества ПСН:

  • Отсутствие других налогов (не нужно заполнять отчётность и платить НДС, налога на имущество и доходы);
  • Минимум отчётности;
  • Возможность совмещения с другими режимами налогообложения;
  • Право оказывать услуги физическим лицам и корпоративным клиентам.

Если патент приобретается на срок, не превышающий 6 месяцев, то сумма должна быть внесена не позднее окончания срока, указанного при подаче заявления. Если на 6-12 месяцев, то 1/3 вносится в течение 90 дней с начала срока действия ПСН, а остальная сумма – до окончания срока.

В 2021 году указанное правило не изменится. Кстати, если ИП оплатил патент за определённый срок, но отработал меньше (к примеру, в связи с прекращением деятельности), остаток может быть возвращён по его заявлению.

Итак, глобальных изменений в ПСН в сфере грузоперевозок в 2021 году не планируется, что само по себе является хорошей новостью. Данная система налогообложения оптимальна для небольшого по объёму бизнеса, является пластичной и масштабируемой. Тем не менее, некоторые моменты остаются неурегулированными.

К примеру, ИП зарегистрирован в Московской области, но иногда оказывает услуги клиентам из столицы: на закон какого субъекта ориентироваться? Или областникам с москвичами вступать в правоотношения нельзя? Ведь куда выгоднее покупать патент в области, где подход гибче, нежели в столице. И всё же, стоит признать, что ПСН остаётся одной из немногих систем налогообложения, адаптированных под небольшие субъекты хозяйствования.

В следующем году в один из основных документов, регулирующих автомобильные грузоперевозки, будут внесены существенные правки. С 1 января в силу должен вступить новый проект постановления правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ». Из основных моментов можно выделить четыре пункта.

С 2021 года в путевом листе необходимо указывать не только сведения о транспорте и водителе, но и информацию о видах сообщения и перевозок. В сведениях о транспорте нужно будет указывать марку машины, пробег в начале и конце смены и номер прицепа (полуприцепа), если он есть. Также указан порядок проставления отметок о прохождении медицинского освидетельствования водителя.

ИП для Грузоперевозок в 2021г. УСН или Патент?

Постановлением Правительства допускается возможность использования транспортной накладной, заказа-наряда и сопроводительной ведомости в электронной форме. Журнал регистрации путевых листов тоже можно будет вести в электронном виде, но только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Согласно положениям проекта постановления, водителям разрешается предъявлять перевозочные документы сотрудникам полиции или других контролирующих органов на экране смартфона или компьютера.

При этом бумажные документы своей силы не теряют и остаются в ходу.

С 1 февраля 2021 года тариф «Платона» вырастет на 0,15 рублей и составит 2,35 руб./км. Удорожание связано с ежегодной инфляцией. Повышение тарифа применяется к системе «Платон» с 2019 года.

Изменения в системе налогообложения

Изменения в грузоперевозках в 2021 году коснулись и налоговой системы. В следующем году перестанет действовать режим ЕНВД. Грузоперевозчикам, которые использовали этот вид налогообложения, придется выбирать другой вариант. Для некоторых организаций и ИП оптимальным выбором может стать упрощенная налоговая система. Перейти на упрощенку возможно при выполнении двух требований:

  • доход в год не превышает 200 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников — не более 130 человек.

Еще один вариант — покупка патента (ПСН). Данный вид налогообложения оптимален для небольшого по объёму бизнеса и доступен только ИП. При этом для применения патентной системы индивидуальный предприниматель должен соответствовать определенным требованиям:

  • с начала года ИП должен заработать не более 60 млн рублей дохода по всем купленным патентам;
  • количество работающих в рамках патентной деятельности лиц не может быть более 15.

Важная особенность ПСН в том, что различные регионы самостоятельно определяют ставки, которые должны быть уплачены субъектами правоотношений.

С 1 января 2021 года должен вступить в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, в котором есть поправки, касающиеся грузоперевозок:

  • неограниченное количество штрафов по системе «Платон». Новый кодекс не меняет установленный размер штрафа за повторное нарушение — 5000 рублей. При этом из документа убрали пункт о том, что при фиксации нарушения камерой штраф на один и тот же автомобиль выписывается только один раз в течение суток. Поэтому теперь оштрафовать смогут столько раз, сколько машина проехала под камерами;
  • За несоответствие весогабаритному контролю будут штрафовать только владельцев ТС. Водители и должностные лица к ответственности привлекаться не будут. Сумму штрафа закрепят одинаковой для всех юридических лиц и ИП. При этом требования к размерам крупногабаритных авто смягчат: превышение до 15 см не будет считаться нарушением;
  • отдельная ответственность для ИП при перевозке опасных грузов. Санкции для ИП составят около 25000 рублей, что больше, чем для должностных лиц, но меньше, чем для юридических лиц;
  • разделение водителей на профессионалов и любителей. Новый КоАП вводит штрафы для тех, кто работает водителем, не имея права этого делать. Помимо самого водителя, оштрафуют и работодателя, нанявшего человека без спецразрешения;
  • обязательная установка ГЛОНАСС. Оснащать системой мониторинга необходимо автомобили, перевозящие опасные грузы, а также тяжеловесные и крупногабаритные транспортные средства;
  • увеличение штрафа за превышение скорости. Сумму повысят в несколько раз: минимальный штраф за превышение на 20 км/ч составит 3000 вместо 500 рублей.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» с начала 2021 года вступают в силу новые правила расчета рабочего времени для водителей, работающих как ИП.

Беспрерывное вождение транспортным средством составит до 4,5 часов, после чего необходимо отдохнуть в течение 45 минут. За неделю время отдыха должно составлять 42–45 часов. При этом время, которое водитель из экипажа провел не за рулем или потратил на охрану груза, не будет засчитываться как рабочее.

Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • налог на профессиональный доход (НПД).

Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.

Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.

Переход с ЕНВД на другую систему налогообложения

«Моё дело» возьмёт на себя всю работу по переходу на другой режим.

С 1 января 2021 года отменяется единый налог на вмененный доход

Замена ЕНВД на общую систему налогообложения для грузоперевозок пройдёт автоматически, если плательщик вменёнки не уведомит ИФНС о переходе на другой налоговый режим. В случае совмещения ЕНВД с УСН, плательщик перейдёт на упрощёнку.

ОСНО характеризуется большим количеством начисляемых и уплачиваемых налогов:

  • для ИП — это НДФЛ, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, а также обязательные страховые взносы;
  • для юридических лиц — налог на прибыль, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, и обязательные страховые взносы.

На каждый налог подаётся своя декларация, поэтому можно представить, какой объём работы придётся вести бухгалтеру. ИП обязаны заполнять книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), а юридические лица — составлять ежегодный бухгалтерский баланс и приложения к нему.

В то же время, ОСНО — это единственная система налогообложения без ограничений. Их нет ни по выручке ни по численности работников. Она обязательна для всех ИП и компаний с выручкой больше 150 миллионов рублей в год.

Для грузоперевозчиков ОСНО будет интересна в случае работы с клиентами-плательщиками НДС. ИП и юрлицам на ОСНО выгоднее покупать у таких же плательщиков НДС, чтобы этот налог можно было принять к учёту или возместить из бюджета. Во всех других случаях применение этого налогового режима нецелесообразно.

Его можно применять только тем перевозчикам, которые оказывают услуги за рулём собственного автомобиля. При самозанятости нельзя нанимать работников. Плательщик НПД не уплачивает страховые взносы и не применяет контрольно-кассовую технику. Максимально разрешённая выручка — 2,4 миллиона рублей в год. Налог берут с дохода, по ставке 6% при расчётах с юридическими лицами, и 4% — с физическими лицами. Зарегистрироваться самозанятым можно в любое время через специальное приложение «Мой налог».

Что выбрать для грузоперевозок, решать предпринимателю.Нам кажется, что вместо ЕНВД с 2021 года целесообразно применять патент: у них схожие базы расчётов, возможность быстрого перехода на налоговый режим и обратно, совместимость с другими налоговыми режимами.

Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.

Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.

Льгота для сельхозпроизводителей

До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.

С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.

В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.

Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.

Переход с ЕНВД для автоперевозчиков

С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.

Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.

При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.

Предусмотрены исключения:

  • реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реэкспорт;
  • реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.

Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
  • количество прослеживаемого товара.

При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.

Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:

  • заменены штрихкоды,
  • с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
  • в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
  • добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
  • введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
  • новые коды для IT-отрасли.

Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.

Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.

УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:

  • 6% со всех доходов
  • 15% с разницы между доходами и расходами.

Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.

Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:

  • Среднее число работников < 100 человек.
  • Доход < 150 млн рублей.
  • Остаточная стоимость основных средств < 150 млн рублей.

Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.

Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.

Тарифы грузоперевозчиков могут вырасти на 25–30% с нового года

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

УСН или патент для ИП: что выгоднее с 2021 года

Изменения ПСН в 2021 году для ИП

ПСН: страховые взносы 2021

Стоимость патента для ИП на 2021 год

Патент для ИП на 2018 год

Одним из самых выгодных налоговых режимов для грузоперевозок до 2021 года считался ЕНВД. В связи с его отменой предприниматели вынуждены рассматривать иные варианты налогообложения. Альтернативным вариантом для ИП выступает УСН или приобретение патента. Важным фактором, влияющим на окончательный выбор, становится стоимость патента на грузоперевозки.

ИП, проживающий во Владимирской области, занимается грузоперевозками, имея 1 транспортное средство. В 2021 г. он решил приобрести патент сроком на 2 месяца, с 01.02.2021 по 31.03.2021 г. (на 59 дней). Потенциальный годовой доход, утвержденный законом Владимирской области № 126 на 2021 год, составляет 170 000 руб.

В бюджет за патент ИП заплатит:

170 000 руб. х 6% х 1 ед. ТС /365 дн. х 59 дн. = 1649 руб.

Местное законодательство может ограничивать возможность применения ПСН по количеству автотранспорта (п. 2.1 ч. 8 ст. 346.43 НК РФ). Например, во Владимирской области патент можно приобрести ИП, у которых в распоряжении не более 10 единиц автотранспорта, в Кировской области допускается не более 15 ТС.

Решением местных властей величина годового дохода может быть привязана и к другому физическому показателю (пп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК), например, к грузоподъемности транспортного средства. В этом случае в формулу добавится значение утвержденного показателя.

ИП занимается грузоперевозками автомобильным транспортом на территории Камчатского края. Используемый а/м — КАМАЗ 6520, грузоподъемность которого 20 т. Потенциальный годовой доход, согласно закону Камчатского края от 05.10.2012 г. № 121 (в ред. закона от 03.12.2020 № 529), составляет 49 900 руб. на 1 т грузоподъемности. Патент ИП решил взять на 3 месяца, с 01.04.2021 по 30.06.2021 (91 день).

В бюджет ИП должен заплатить:

49 900 руб. х 6% х 20 т / 365 х 91 дн. = 14 929 руб.

Если ИП берет патент сразу на несколько ТС, сначала рассчитывается стоимость по каждому а/м отдельно, затем полученные суммы складываются.

Новая формулировка ст. 346.51 НК РФ позволяет снижать сумму, уплачиваемую за патент для грузоперевозок ИП. Стоимость в 2021 г. уменьшается:

  • на страховые взносы за себя и за работников (в ПФР, ФФОМС, ФСС, в т.ч. от несчастных случаев и профзаболеваний), уплаченные в периоде действия патента в пределах начисленных сумм;
  • на величину пособий по нетрудоспособности, выплаченных предпринимателем из собственных средств (за исключением по несчастным случаям и профзаболеваниям);
  • платежей за работников по добровольному личному страхованию.

ИП-работодателям разрешено снижать платеж до 50%, ИП без сотрудников вправе заявить об уменьшении налога до 100%.

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *