В усеченном составе преступления законодатель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В усеченном составе преступления законодатель». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подобное утверждение ни на чем то основано и должно быть отвергнуто. Судебная практика понимает оконченное преступление так и только так, как законодатель формулирует составы преступлений. Противопоставление понятия оконченного преступления в судебной практике и в законе является причиной ошибочной трактовки так называемых «усеченных» составов.

Надо сказать, что не всегда в нормах УК последовательно предусмотрены признаки всех составов преступлений. Есть нормы только с основным составом преступления (например, в ст. 357 УК, имеющей лишь одну часть). С другой стороны, некоторые нормы УК содержат не только основной и квалифицированный составы, но и особо квалифицированный состав.

В усеченном составе преступления законодатель описывает

Таким образом субъективное состояние лица является критерием для признания невиновности. Например, спасатель, спасая утопающего в бурной реке, сам стал тонуть. Бросив утопающего, спасатель с трудом сам спасся, а утопающий в результате этого утонул. Он предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, однако в силу своих психофизиологических качеств не смог их предотвратить.

Состав совершенного преступления против человека или всего общества – это уголовно-правовая категория исследования УК РФ.

Первое из них главным образом характеризует социальную сущность уголовно наказуе­мого деяния, а второе — его юридическую структуру, необходи­мые свойства.

Моментом окончания длящегося преступления признается момент задержания виновного или явки его с повинной. Моментом окончания дезертирства (ст. 338 УК РФ) является факт задержания дезертира или явки с повинной.

В отличие от прямого и косвенного умысла, а также легкомыслия, при совершении преступления по небрежности, лицо не только не осознает общественную опасность своего поведения, поскольку не предвидит возможности наступления вредных последствий, но и не может желать их наступления. Однако виновный обязан был и мог их предвидеть.

Иными словами – они одномерны. Например, в составе причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) указан один объект – жизнь человека, одно деяние – причинение смерти; одна форма вины – неосторожность.

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Незавершенность преступления по не зависящим от лица обстоятельствам означает, что преступление не доводится до конца по обстоятельствам, которые не зависят от желания виновного. Виновный не предвидел эти обстоятельства и не учитывал их при совершении преступления. Лицо не доводит преступление до конца не по внутренним своим убеждениям, а в силу внешних факторов, возникших помимо его воли и желания.

В уголовном праве понятие «состав преступления» является преимущественно доктринальным, а не законодательным. Уголовные кодексы большинства государств мира не используют данную правовую категорию, не применяется она и в англо-американском прецедентном праве [5] .

Преступление – это предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, совершенное субъектом. За такое правонарушение закон предусматривает уголовную ответственность. Кодекс определяет, за какие именно деяния наказываются субъекты, которые их совершают.

Законодатель исхо-дит из того, что процесс реализации возникшего у лица намерения совершить конкретное преступление в ряде случаев проходит оп-ределенные этапы (ступени) его осуществления. В таких ситуациях и говорят о стадиях совершения умышленного преступления.

Существуют также и другие признаки формального состава преступления. К ним относят объективную и субъективную сторону. Именно в этих категориях и содержатся основные отличия этого состава от остальных.

5. Признаки объективной стороны состава преступления

Если эта группа лиц обезвреживается правоохранительными органами, не успев совершить ни одного преступления, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к соответствующему преступлению.

Факультативные признаки используются в конструкции лишь некоторых составов преступлений, характеризуя их дополнительными чертами, специфичными для данных посягательств. Они являются обязательными для этих составов и необязательными для других.

Особо отягчающие признаки, если они включаются законодателем в соответствующую статью уголовного кодекса, могут повлиять на создание особо квалифицированного состава преступления, обозначаемого законодателем словосочетанием типа: «Действия, предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи» и т.д.

Факультативные признаки используются в конструкции лишь некоторых составов преступлений, характеризуя их дополнительными чертами, специфичными для данных посягательств. Они являются обязательными для этих составов и необязательными для других.

Законодатель формулирует различные по конструкции составы, оперируя набором признаков, характеризующих объективные и субъективные элементы преступления, подобно тому, как архитектор сооружает разные по стилю здания, используя набор определенных строительных конструкций.

В теории уголовного права по этому вопросу не сложилось единого мнения. Одни ученые утверждают, что усеченный состав преступления возможен только на стадии приготовления к преступлению, другие утверждают, что формальный состав возможен как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на преступление.

Составы со смягчающими обстоятельствами включают в себя обстоятельство, которое существенно снижает опасность преступления, а с отягчающими обстоятельствами — обстоятель­ство, которое существенно повышает опасность преступления.

Преступление с таким составом признается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия.

С их помощью законодатель при кон­струировании уголовно-правовых норм отражает дополнитель­ные черты, в которых выражается специфика конкретного преступления.

Характерной чертой «усеченных» составов, по мнению Н. Д. Дурманова, является то, что законодатель признает преступление оконченным, «когда деяние, прямо направленное на объект, охватываемый умыслом виновного, еще не совершено, (но этот объект уже ставится в явную опасность причинения ему ущерба.

Составы преступлений по моменту окончания (материальный, формальный, усеченный)

Первый состав — нормальный, два остальных — являются «усеченными», при этом во втором нужно доказывать не реальное причинение ущерба, а лишь опасность такого причинения, а в третьем доказывается только наличие самого действия.

Уголовный кодекс содержит в себе и так называемые преступления с усеченным составом, когда момент окончания преступления связан с моментом начала самих преступных действий. Яркий пример такого усеченного состава преступления — разбой (ст. 162 УК) . Это преступление является оконченным с момента нападения с целью хищения чужого имущества.

Под преступлением с формальным составом понимают такой вид правонарушения, который предусматривает, что оно будет оконченным с того момента, когда совершено общественно опасное деяние. То есть в число необходимых признаков не включены причинная связь и последствия.

Получается, что преступник совершает все действия, которые хотел, а значит состав считается оконченным без наступления опасного для общественности вреда.

Именно на данном понимании основываются нормы уголовного и уголовно-процессуального, предполагающие, что состав «содержится в деянии».

Объективную сторону этого состава преступления образует только деяние — поставление в опасность. Но сами последствия в виде заражения находятся вне пределов рассматриваемого состава, для наличия которого необходимо и достаточно только деяния и угрозы причинения вреда.

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ. Это означает, что в содеянном содержатся все признаки объективной стороны того преступления, на совершение которого был направлен умысел виновного.

Деяние лица может рассматриваться в качестве причины лишь при условии, что наступившие последствия в конкретных обстоятельствах были неизбежны, закономерны. Наступившее последствие должно выступать результатом именно этого, а не какого-либо другого деяния.

3. Формальный и материальный состав преступления

Факультативные признаки состава могут выступать в качестве отягчающего или смягчающего ответственность обстоятельства.

Обязательными признаками объективной стороны для всех составов преступления является совершение действия или бездействия, посягающего на охраняемый законом объект, а для материальных составов — еще и наступление вредных последствий и причинную связь между деянием и последствиями.

Так, напр., уже самое вступление в бандитскую организацию признается законченным преступлением, предусмотренным в ст. 59й УК, независимо от того, совершила ли банда какое-либо нападение или нет. Точно так же разбой признается законченным, если последовало со стороны виновного нападение на потерпевшего, хотя бы в результате нападения и не наступило завладение чужим имуществом.
Наиболее обстоятельно она впервые была изложена в восьмитомной монографии Биндинга «Нормы и их нарушения».

Вопрос Понятие состава преступления

В уголовном праве причинная связь является конструктивным признаком объективной стороны преступлений, имеющих материальный состав. В связи с этим она признается необходимым и непременным условием уголовной ответственности за наступившие общественно опасные последствия.

Волевой момент преступной небрежности определятся двумя критериями: объективным и субъективным. Объективный критерий небрежности состоит в том, что лицо при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий. Субъективный критерий означает, что лицо могло предвидеть наступление общественно опасных последствий.

Преступление с усеченным составом признается оконченным с момента совершения части деяния (деяний), установленного статьей Особенной части данного УК.

Признаки, характеризующие конкретное преступление, обра­зуют систему признаков, отсутствие хотя бы одного из них озна­чает отсутствие и состава преступления в целом.

С подобной оценкой значения «усеченных» составов авторами учебника как умаляющей их «политически принципиальное значение для советского уголовного права» не согласны М. Д. Шаргородский и Н. Д. Дурманов. Сторонники признания «усеченных» составов считают, что эти составы нужны для того, чтобы способствовать активизации борьбы с наиболее опасными преступлениями.

Квалифицированный состав включает в себя признаки, характеризующее деяние как обладающее повышенной по сравнению с типовым общественной опасностью.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *