Жк рф действующая редакция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жк рф действующая редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Жилищный кодекс (ЖК РФ)

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Современная трактовка юристов по жилищному праву имеет две точки зрения:

  • жилищное право следует включать в свод гражданского права;
  • жилищное право – самостоятельная область закона.

Скачать кодекс

Жилищный кодекс (ЖК РФ) 2021, 2020

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так, предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей, находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось приблизительно 4 м2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше: ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г., утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный Кодекс Российской Федерации.

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Жилищный кодекс Российской Федерации

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.


Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.


ФЗ-188 Жилищный кодекс действующий в 2021 г. в формате doc и pdf

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.


В настоящее время складировать различные вещи, в том числе и мебель, запрещается на чердаках многоквартирных домов, а также на технических этажах. Но с наступлением нового года этот запрет будет расширен. Теперь хранить вещи, мебель и даже овощи будет запрещено на цокольном этаже и даже в подвале.

Этот момент очень важно учесть, так как многие граждане хранят овощи, выращенные на даче, в подвале многоквартирного дома. Но с 1 января 2021 года за это придется платить штраф.

Использование открытого огня на лоджиях и балконах многоквартирных домой было запрещено еще с прошлых новогодних праздников. Необходимые изменения тогда были внесены в Правила пожарной безопасности.

Теперь же новое Постановление Правительства расширит эти правила, в результате чего, будет запрещено оставлять без присмотра любые источники открытого огня не только на балконах и лоджиях, но и в квартирах.

Здесь изменения касаются в первую очередь решеток на приямках и окнах подвальных этажей. Они должны будут быть открывающимися, особенно в том случае, если они обозначены в качестве аварийного выхода на плане эвакуации. Конечно же, переоборудование таких решеток потребует значительных дополнительных расходов.

В отношении решеток, находящихся на окнах квартир, в новом постановлении ничего не сказано. Однако многие эксперты уже сейчас говорят о том, что противопожарные службы вполне могут заинтересоваться и такими решетками, найдя немало претензий.

Изменение Жилищного кодекса РФ с 1 января 2021 года

1. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире определяется исходя из того, что указанная доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащей собственнику комнаты в данной квартире. При этом в общую площадь комнаты, принадлежащей собственнику, не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас (см. ч. 5 ст. 15 Кодекса).

Если в коммунальной квартире собственнику принадлежат две (или более) комнаты, то следует полагать, что это обстоятельство само по себе не должно учитываться при определении размера его доли в праве общей собственности, так как решающее значение в этом случае имеет не количество жилых комнат, а их общая площадь.

Таким образом, доли участников общей собственности в коммунальной квартире не являются равными. Поэтому в данном случае применяются правила гражданского законодательства о долевой, а не о совместной собственности. В связи с этим целесообразно иметь в виду, что доля участника долевой собственности может быть увеличена по правилам первого абзаца п. 3 ст. 245 ГК РФ, если этот участник осуществил за свой счет неотделимые улучшения общего имущества.

2. Собственнику комнаты в коммунальной квартире, помимо права на долю в праве собственности на общее имущество в этой квартире, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Она пропорциональна сумме: а) размера общей площади указанной комнаты и б) определенного в соответствии с долей данного собственника в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире размера площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

3. В соответствии с принципом, заложенным в основу ч. 2 ст. 37 Кодекса, в ч. 3 ст. 42 содержится императивное правило о следовании доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты судьбе права собственности на комнату, принадлежащую этому собственнику. В случае, когда собственник комнаты в коммунальной квартире отчуждает свою комнату иному лицу (продает, дарит, меняет и т.п.), к новому собственнику (приобретателю) переходит не только право собственности на указанную комнату, но и право собственности на принадлежавшую прежнему собственнику долю в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

4. В случаях, когда право собственности на комнату в коммунальной квартире переходит к другому лицу на основании сделки или в порядке наследования, доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире в неизменном виде переходит к новому собственнику.

5. Императивные нормы ч. 5 ст. 42 Кодекса запрещают собственнику комнаты в коммунальной квартире совершать действия, нарушающие принцип следования доли в праве общей собственности собственника комнаты в коммунальной квартире судьбе права собственности на указанную комнату (см. ч. 3 ст. 42 Кодекса). См. также комментарий к ст. 38 Кодекса.

1. Доля собственника комнаты (комнат) в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры определяется пропорционально общей площади комнаты (комнат). Расчет общей площади комнаты: площадь вспомогательных помещений делится на число комнат в коммунальной квартире. Приходящаяся на комнату часть вспомогательных помещений и жилая площадь комнаты дает (в сумме) общую площадь комнаты. Эта площадь — основа определения доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире — пропорционально общей площади комнаты.

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире является неотъемлемой частью комнаты и всегда следует судьбе права собственности на нее. При смене собственника комнаты доля нового собственника в праве общей собственности равна доле предшествующего собственника.

Собственник комнаты в коммунальной квартире лишен возможности выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры и ее отчуждения отдельно от отчуждения комнаты.

3. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат имеют преимущественное право покупки этой комнаты в порядке и на условиях, установленных Гражданским кодексом РФ.

Порядок продажи доли таков: продавец обязан письменно известить собственников всех остальных комнат в этой квартире о намерении продать свою комнату, указав цену и другие условия, на которых она продается. Любой из остальных собственников вправе купить ее на этих условиях в течение месяца; в противном случае собственник вправе продать свою комнату любому лицу (ст. 250 ГК РФ).

Если продавец нарушает преимущественное право собственников других комнат, любой из них может в течение 3 месяцев требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя. Для этого необходимо обратиться в суд.

1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.

Жилищный кодекс представляет собой специализированный федеральный закон, посвящённый регулированию взаимоотношений лиц разного юридического ранга в области владения, распоряжения и пользования помещениями, относящимися к жилому фонду.

Действующий ЖК РФ был принят в 2005 году в качестве нормативного акта, который максимально адаптирован к условиям разнообразия форм собственности на недвижимость.

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей. Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права. Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст. 35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица. В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Управление осуществляется собственниками жилых помещений с помощью делегирования полномочий компаниям, осуществляющим сбор средств (коммунальные платежи, капремонт и т.п.) и обеспечивающим дом и придомовую территорию всем необходимым для комфортного проживания людей.

Отдельный раздел кодекса (девятый) посвящён проведению капремонта. Законодатель определяет понятие капремонта, процедуру его проведения и правила формирования специального фонда.

Несмотря на то, что большая часть Жилищного кодекса посвящена многоквартирным домам, этот документ регулирует взаимоотношения лиц различного ранга относительного всего жилого фонда страны, то есть индивидуального жилья, многоквартирных домов разных форм собственности, ведомственных и специальных помещений. Так что нормативы этого кодекса касаются всех жителей страны.

Среди полномочий этой организации можно выявить такие, как:

  1. Управление домом.
  2. Обеспечение прав и свобод жильцов.
  3. Проведение собрание и разрешение повесток дня.
  4. Заключение договоров со сторонними организациями.
  5. Проведение ремонта общего имущества и др.

Законодательством РФ, товарищество собственников жилья наделяется обязанностями, важнейшими среди которых является соблюдение российского законодательства, в том числе Жилищного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

ТСЖ так же обязательно должно соблюдать законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Не во всех жилых помещениях можно создать такого рода товарищество. Прежде всего, такая возможность предоставляется жильцам, находящимся в многоквартирном доме. В нем должно быть более четырех квартир.

Однако это не единственная возможность создания товарищества собственников жилья. Допускается объединение собственников сразу нескольких близлежащих домов. Можно воспользоваться этим способом управления и в бараках, которые также приравниваются к многоквартирным постройкам.

Создание товарищества должно происходить в порядке и по правилам, предусмотренным действующим законодательством.

В случае несоблюдения норм и правил, ТСЖ будет считаться не созданным. Происходит отказ в государственной регистрации и признаются недействительными акты собрания о создании данного юридического лица.

Правом на принятие данного решения обладают исключительно собственники жилого помещения. Именно они имеют право провести собрание и решить избрать этот способ управления многоквартирным домом.

Как правило, инициирует данную процедуру старший по дому. Он объявляет о необходимости проведения собрания и о повестке дня. После того, как решение о проведении собрания было оглашено, жильцы организовывают общий сбор. Выбор способа управления происходит путем открытого голосования. При этом, необходимо наличие более двух третьих голосов. Там же утверждаются все первоначальные юридически значимые акты и формируется проект устава. После чего происходит подписание всех необходимых документов.

ТСЖ – это некоммерческая организация, поэтому она подчиняется исключительно гражданскому законодательству. Новое положение последней редакции ЖК РФ устанавливает правила составления и утверждения устава.

Устав – это письменный документ, являющийся основополагающим актом любого юридического лица. Его проект должен быть составлен вы тот момент, когда и будет принято решение о создании товарищества собственников жилья. Устав включает в себя такие основные положения, как:

  1. Название организации.
  2. Ее местонахождения.
  3. Основные правила проведения собраний и принятие на них решений.
  4. Состав товарищества.
  5. Права и обязанности.
  6. Порядок ликвидации.
  7. Сведения о правлении объединения собственников.
  8. Порядок и правила ликвидации организации.

В каждом конкретном случае, ТСЖ может включать в свой устав и другие положения, которые правление называет наиболее существенными.

Прежде чем перейти к процедуре регистрации, необходимо выяснить, кто именно ее проводит. Это Росреестр. Система, куда вносятся данные, именуется единым государственным реестром юридических лиц.

Регистрация происходит в несколько этапов. Первым из них является подготовка и сбор всей необходимой документации. После этого документы на регистрацию направляются в реестр. Это можно также сделать путем подачи документации через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Поданные документы изучаются должностными лицами этих государственных структур. В том случае, если никаких ошибок выявлено не было, то регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в реестр и юридическое лицо считается созданным.

Если же имеются какие-либо недостатки, то регистрация может быть приостановлена или же в ней отказывается вовсе.

Как уже отмечалось выше, лица, создавшие ТСЖ, это – собственники жилых помещений. Их количества никоим образом не ограничивается. Единственное ограничение касается наименьшего числа участников. Их должно быть не менее четырех. Что касается большинства участников, то их может быть как 50, так, например, и 100.

Нет ограничений и по поводу членов, входящих в состав правления ТСЖ. Если у граждан в доме проживает менее четырех человек, то ТСЖ создать не получится. Им придется заключать договор с той или иной управляющей компанией. Для этого избирается инициативный гражданин, который от имени других жильцов и заключает договор с УК.

Порядок избрания и вступление в полномочия председателя ТСЖ происходит в несколько этапов:

  1. Оповещение граждан о проведении собрания.
  2. Оглашение повестки дня по поводу предстоящего избрания председателя.
  3. Дата выборов.
  4. Выдвижение кандидатов.
  5. Непосредственное проведение выборов.
  6. Оглашение результатов.
  7. Подписание необходимой документации и вступление в должность.

Порядок выбора председателя регламентируется внутренними локальными актами ТСЖ. При отсутствии таковых документов выборы могут быть признаны недействительными по заявлению кого-либо из собственников многоквартирного дома.

федеральный закон
«Жилищный кодекс Российской Федерации»
Номер: 188-ФЗ
Принят: Государственной Думой 29 декабря 2004
Одобрен: Советом Федерации 24 декабря 2004
Подписан: Президентом РФ 29 декабря 2004
Вступил в силу: 1 марта 2005
Впервые опубликован: «Собрание законодательства Российской Федерации», 3 января 2005, № 1 (часть I)
Действующая редакция: от 23 июля 2008

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан Российской Федерации.

Изменения в Жилищный кодекс РФ

  • Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 250-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 251-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ
  • Федеральный закон от 18 октября 2007 года № 230-ФЗ
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ
  • Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ
  • Федеральный закон от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ

Жилищный кодекс состоит из восьми разделов, четырнадцати глав и 165-ти статей.

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство
Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд
Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Жилищный кодекс России 2021 года

Жилищный кодекс РФ является базовым юридическим документом законодательства, призванного обеспечить защиту прав граждан на жилище. С помощью ЖК создаются условия для защиты прав владельцев квартир и домов, обеспечения жильём малоимущих граждан, развития рынка недвижимости, стимулирования строительства индивидуальных и многоквартирных домов (ст. 2 ЖК).

Субъектами любого нормативного акта являются люди, находящиеся в специфических взаимоотношениях. Эта специфика и является предметом регулирования с помощью законов разного ранга.

Статья 4 ФЗ №188 содержит полный перечень взаимоотношений жилищного характера. К таковым относится регламентация:

  • эксплуатации, перепланировки, ремонта и переустройства жилья;
  • использования фонда капитального строительства;
  • оказания коммунальных услуг их цены;
  • контроля и надзора в сфере ЖКХ и состояния жилого фонда.

К субъектам ФЗ №188 относятся:

  • физические и юрлица;
  • государственные учреждения;
  • муниципалитеты.

Это означает, что отношения, возникающие между всеми этими субъектами в сфере разных вариантов реализации прав на жилище, регламентируются Жилищным кодексом РФ и другими документами жилищного законодательства.

Объект у ФЗ №188 законодательства только один. Это помещения, официально признанные жилыми. Получить такой статус могут отдельные дома и их части, отвечающие требованиям специального государственного стандарта. Элементарными единицами объектов жилищного права являются комнаты, квартиры и дома, имеющие свой индивидуальный кадастровый номер.

Жилищные права граждан России защищаются с помощью:

  • процедуры закрепления, изменения и прекращения прав собственности на недвижимость;
  • определения категории помещения;
  • правил предоставления объектов недвижимости в пользование по договору соцнайма;
  • регулирования деятельности кооперативов и товариществ (ТСЖ, ЖСК);
  • формирования правил управления многоквартирными домами и прилегающими территориями.

Для того, чтобы у физических или юридических лиц возникли жилищные права, необходимо создать объект (квартира, дом, комната) и передать его в пользование и/или владение субъекту, то есть человеку, организации, государству или муниципалитету.

После передачи права на недвижимость физическому лицу решается жилищная проблема данного человека и выполняется государственная задача обеспечения конституционных прав граждан. Однако на этом не заканчивается охрана прав граждан на жильё. Статья 40 Конституции РФ не только декларирует такое право, но и запрещает произвольно выселять людей из жилой недвижимости. Эти права защищаются статьями главы 5 ЖК РФ.

Таким образом, ФЗ №188 содержит комплекс нормативов, которые создают основу для того, чтобы каждый гражданин страны был обеспечен жилыми помещениями в соответствии с санитарными нормами. Эти основы не гарантируют полного удовлетворения потребности в жилье, но позволяют контролировать ситуацию и создавать благоприятные условия.

Базовые положения или иначе – принципы жилищного законотворчества, регулирующие взаимоотношения, изложены в первой статье ЖК РФ.

К основополагающим концепциям жилищного права относят:

  • обязанность государства по обеспечению условий, позволяющих гражданам реализовывать свое право на жилище;
  • обязательность обеспечения безопасности жилого фонда (начиная с этапа проектирования);
  • неприкосновенность жилища, кроме случаев, оговоренных законом;
  • защита от неправомочного лишения жилья;
  • защита прав пострадавших в судебном порядке;
  • необходимость принятия мер по сохранности жилого фонда;
  • контроль за эксплуатацией жилых помещений исключительно по назначению.

Право на жилище – главное из названных – соответствует конституционному утверждению, выраженному в ст. 7 – праву на достойную жизнь и свободное развитие личности. А ст. 40 Конституции разъясняет, что органы власти и административные структуры на местах должны поощрять строительство всеми доступными способами.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *