Права Родителей Детейинвалидов В Рк В 2021 Году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права Родителей Детейинвалидов В Рк В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Согласно ст.12 Закона «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан», месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:
- детям-инвалидам до шестнадцати лет – 1,40 величины прожиточного минимума (45 735 тенге — с 01.04.2020 г. размер величины прожиточного минимума в РК составляет 32 668 тенге);
- с шестнадцати до восемнадцати лет:
- I группы – 1,92 РВПМ (67 723 тенге);
- II группы – 1,59 РВПМ (51 942 тенге);
- III группы – 1,20 РВПМ (39 201 тенге).
Детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, проживающим в медико-социальных учреждениях (организациях) в условиях стационара и находящимся на полном государственном обеспечении, социальные пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца выплачиваются в полном объеме.
Пособия и льготы детям-инвалидам и их родителям в Казахстане
В соответствии со ст.7 Закона РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», дети-инвалиды проживающие в городе Байконыр имеют право на выплату специального государственного пособия.
Данный вид пособия – это денежная выплата гражданам, имеющим право на пособие, предоставляемая независимо от иных видов пособий.
Пособие назначается в следующих размерах:
- детям-инвалидам до 16 лет — 0,96 МРП (2 666 тг. — с 01.04.2020 г. месячный расчетный показатель составляет 2 778 тг.);
- детям-инвалидам с 16 до 18 лет:
- I и II групп – 1,49 МРП (4 139 тг.);
- III группы – 0,64 МРП (1 778 тг.).
Указанное пособие назначается при условии получения пенсии по инвалидности в соответствии с Законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.10 Закона РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», ежемесячное пособие, назначаемое и выплачиваемое матери или отцу, усыновителю, опекуну (попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида составляет – 1,4 РВПМ (45 735 тг.) и выплачивается до достижения ребенком совершеннолетия.
Налоговые льготы
Налоговым вычетом является сумма, на которую уменьшается размер дохода, с которого выплачивается ИПН.
Статьей 346 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» предусмотрены стандартные вычеты в размере 882-кратного размера МРП (2 450 196 тенге в год):
- родителям, опекунам, попечителям ребенка-инвалида, – за каждого такого ребенка до достижения им восемнадцатилетнего возраста;
- родителям, опекунам, попечителям лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», – за каждое такое лицо в течение его жизни.
На стандартные вычеты могут претендовать официально трудоустроенные лица. Такие вычеты начисляются на основании заявления, которое работнику необходимо подать в бухгалтерию организации-работодателя.
Один из родителей ребенка-инвалида освобождается от уплаты земельного налога по:
- земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
- придомовым земельным участкам;
- земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
- земельным участкам, занятым под гаражи.
Пособия 2021 в Казахстане: особенности и изменения
В соответствии со статьей 29 Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», инвалидам гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования .
Для инвалидов первой и второй групп и детей-инвалидов при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, предусматривается квота приема в размере 0,5%.
Инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, учащимся средних профессиональных учебных заведений, обучающимся в организациях образования по государственному заказу или гранту, предоставляются льготы по стипендиальному обеспечению.
Согласно статье 54 Трудового кодекса, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одиноким родителем, воспитывающим ребенка-инвалида до восемнадцати лет по следующим основаниям:
- при сокращении численности или штата работников;
- при снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя.
В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса РК, работники, воспитывающие детей-инвалидов имеют право отказаться от направления в командировку.
Кроме того, работодатель не вправе привлекать к работе в ночное время без их письменного согласия работников, воспитывающих детей-инвалидов до 16 лет.
Большинство изменений в некоторых выплатах произошли благодаря возрастанию прожиточного минимума (ПМ). С первого января текущего года этот показатель равен 34 302 тенге. Из-за этого выросли и другие показатели. Например, месячный расчетный показатель (МРП) теперь составляет 2 917 тенге.
Потеря трудоспособности полностью или частично из-за травмы или болезней — случаи, при которых в РК назначают социальную помощь — пособие по инвалидности.
Суммы не фиксированные, поскольку при начислении учитывается комплекс факторов. Выплата зависит от группы инвалидности и причины получения статуса инвалида, а также текущей величины ПМ.
Сумма пособия в Казахстане сейчас находится в пределах от 35 675 до 65 860 тенге.
При наступлении инвалидности из-за болезни, увечий на работе, профессиональных заболеваний выплаты будут следующими:
- III группа — 35 675 тенге;
- II группа — 52 483 тенге;
- I группа — 65 860 тенге.
Выплаты инвалидам в Казахстане в 2021 году
Многодетная семья также сможет ощутить изменения в финансовом состоянии. С начала 2021 года жители РК, которые воспитывают четверых и больше малышей, гарантированно получат государственную поддержку. Это правило касается детей до 18 лет. Кроме того, пособие положено многодетным родителям детей до 23 лет, которые учатся в вузах (очная форме обучения).
Адресная социальная помощь, или АСП, — это пособие, которое РК выплачивает людям с низким уровнем дохода. Также в категорию получающих выплаты входят многодетные семьи и малообеспеченные жители РК.
Помощь назначается раз в квартал. Для ее получения предоставляются документы, которые подтверждают, что величина дохода составляет не более 70% от ПМ. Поскольку ПМ в 2021 составляет 34 302 тенге, то АСП назначается, если на каждого члена семьи приходится не более 24 011 тенге.
Каждая женщина может рассчитывать на декретные выплаты от государства после родоразрешения. Пособие по рождению ребенка получат все матери. Размер выплаты зависит от того, какой малыш по счету, работала ли женщина до декрета.
Закон «Об обязательном социальном страховании» предусматривает такую выплату для граждан, оставшихся без работы, если их работодатели делали отчисления в Государственный фонд социального страхования (ГФСС).
Данный вид соцвыплат (далее по тексту сокращенно — ГБСП) предусмотрен гражданам с инвалидностью, постоянно проживающим в Республике Казахстан. По сути, главным основанием для их назначения является наличие казахской прописки и подтверждение факта установления инвалидности. Размер данного вида соцпособий зависит от группы инвалидности, категории льготника.
Основные категории льготников |
Группа инвалидности |
Размер ГБСП с 01.01.2021 (тенге) |
Инвалиды общего заболевания |
Первая | 57021 |
Вторая | 45438 | |
Третья | 30886 | |
Военнослужащие—срочники,
ликвидаторы последствий радиационных, техногенных и тому подобных катастроф, которым установлена инвалидность |
Первая | 83452 |
Вторая | 71276 | |
Третья | 59693 | |
Военные (кроме срочников), сотрудники силовых структур, которые получили инвалидность при исполнении | Первая | 102162 |
Вторая | 78700 | |
Третья | 59693 | |
Дети с ограниченными возможностями до 16 л. | – | 41578 |
Дети с инвалидностью от 16 до 18 л., в том числе с детства | Первая | 57021 |
Вторая | 47220 | |
Третья | 35638 |
Размер ГБСП определяется применительно к действующему прожиточному минимуму. Как было отмечено выше, величина ПМ на 2021 год равна 29698 тенге. Примечательно, по сравнению с предыдущим 2018 годом суммы ГБСП заметно увеличились.
Плановое повышение затронуло и специальные госпособия (СГП), предоставляемые вместо льгот в натуральной форме. Следует отметить следующие новые размеры СГП (в тенге):
- для граждан с инвалидностью 1 либо 2 гр.: 3763;
- при 3 гр. инвалидности: 1616;
- инвалидам ВОВ: 40400 и др.
Данный вид соцвыплат (СГП) назначается автономно инвалидам 1, 2. 3 гр., которые являются получателями пенсий по возрасту (и за выслугу лет).
Важно! Те инвалиды, которым назначена доплата к пенсии по возрасту до ежемесячного соцпособия по инвалидности, не имеют права на получение СГП.
Помимо перечисленных льгот государством предусмотрены ежемесячные пособия семьям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. В 2021 год размер данных соцвыплат увеличен на 1 484 и составляет 31183 тенге.
Данная категория льготников относится к получателям соцвыплат по линии ЕНПФ (сокращенно — ПВЕ). Выплачиваются они исключительно за счет общеобязательных (в том числе профессиональных) взносов согласно сформированному графику. Посему, те потенциальные получатели, у которых нет данных накоплений, не могут претендовать на ПВЕ.
Периодичность уже установленных выплат может быть разной: помесячной, поквартальной, ежегодной. Собственно их размер при разных обстоятельствах может отличаться.
Размер ежемесячной ПВЕ | Минимальная сумма ежемесячной ПВЕ | Единовременная выплата |
1/12 годовой суммы ПВЕ, скалькулированной по специальной Методике |
Ее размер не может быть меньше 54% от ПМ (29698 тенге). |
Выплачивается, когда накопления на момент обращения превышают 12—кратный размер МП
(на текущий год) |
Оставшуюся после выплаты часть накоплений причисляют к последующей очередной выплате, если данный остаток составил меньше 54% от ПМ. Соответственно, значение ПМ берется за текущий год.
ЕНПФ автономно осуществляет плановый перерасчет ПВЕ каждый год согласно действующему графику. Основание: положения Правил и Методики расчета размеров пенсион. соцвыплат (правительственное Постановление № 1042 от 02.10.2013).
Сумма накоплений гражданина с инвалидностью на день его обращения в ЕНПФ значительно превысила установленный минимальный размер пенсии (МРП). Поэтому ее должны выплатить получателю единовременно.
Необходимо рассчитать сумму к выплате с учетом изменившегося значения минимальной пенсии. Для калькуляции используются показатели: МРП на 2021 г. (36 109 тенге), условное значение «12».
12—кратный размер МРП калькулируется так: 36 109 * 12 = 433 296. Отсюда следует, что в 2021 г. гражданину с инвалидностью при превышении МРП должны выплатить разово 433 296 тенге.
Порядок осуществления выплат по линии ЕНПФ определяет, что получателю должны отчислять ежемесячную ПВЕ в сумме не меньшей чем 54% от ПМ. На 2021 г. данный минимум рассчитывается с учетом действительного ПМ (29 698 тенге).
Калькуляция производится следующим образом: 29698 * 54% = 16 036,92 тенге. Таким образом, ПВЕ в 2021 г. не может быть меньше 16 036,92 тенге.
Пособия и льготы детям-инвалидам и их родителям в 2021 году
При подготовке комплекта документов для подачи в ЕНПФ, по сути, фигурируют только две типовые формы и те касаются только заявлений. Одна из них предусмотрена непосредственно для получателя ПВЕ, а другая — для его поверенного лица. Оба варианта утверждены Приказом АО»ЕНПФ» № 492 от 18.12.2015.
И первый, и второй бланк фактически идентичны и включают персональные сведения о получателе ПВЕ. Но тот из них, который предназначен специально для поверенного лица, предполагает занесение его личных данных. Для сравнения:
Как обращает внимание ЕНПФ, заполнять представленные бланки следует печатными буквами. Шаблоны, как уже было отмечено выше, размещены на портале. Их можно найти также в Прил. 2 к Приказу № 492.
Еще один документ, который требует отдельного внимания, это доверенность на представление интересов получателя в АО «ЕНПФ». Она составляется по форме, представленной на портале фонда.
Правильно составленная доверенность предполагает включение следующих обязательных данных: место (город) и дату составления, личные данные получателя ПВЕ и его будущего представителя (как минимум ФИО, дом. адрес).
Правовое положение инвалидов в Казахстане регламентировано Законом Республики Казахстан «О соцзащите инвалидов», в соответствии с которым инвалидами признаются граждане, нарушение здоровья которых повлекло стойкое расстройство функций организма, вызванное болезнью, увечьем, их последствиями или врожденным дефектом, которые ограничивают жизнедеятельность и обуславливают применение к ним мер соцзащиты.
Все виды льгот предоставляются человеку только при наличии документального подтверждения инвалидности. Претендующий на льготные условия гражданин должен предъявить документ, подтверждающий его состояние (удостоверение инвалида). Получение статуса инвалида происходит по следующему алгоритму:
- Гражданин посещает участкового врача или узкого специалиста в медучреждении по месту жительства с просьбой выдать направление на стационарное лечение.
- После того, как стационарное лечение завершено, пациенту следует повторно посетить лечащего доктора, имея при себе выписку из истории болезни и справку о подтвержденном диагнозе. Врачом выдается направление на дополнительные диагностические исследования.
- Затем человек общается с членами врачебно-консультационной комиссии, которые во время разговора с пациентом проверяют также справки и иную врачебную документацию. В случае положительного решения по результатам проверки гражданин не ранее чем через 4 месяца после того, как наступила временная нетрудоспособность, направляется в территориальное отделение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Сотрудники МСЭ осматривают больного, оценивают, насколько серьезны нарушения его здоровья, и ограничены возможности и способность к труду, а также изучают медицинскую документацию. После этого, при наличии достаточных оснований, происходит вынесение коллегиального экспертного заключения о присвоении группы инвалидности.
Следует отметить, что как правило, проведение МСЭ осуществляется по месту фактического проживания или регистрации гражданина, однако, при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если пациент не может самостоятельно передвигаться), МСЭ может быть проведена на дому, в больничном стационаре, в местах тюремного заключения или даже заочно.
Налоговые льготы для инвалидов перечислены в статьях Налогового кодекса РК, представленных в нижеприведенной таблице:
Вид налога | Группа инвалидности | № статьи НК |
Индивидуальный подоходный налог | 1, 2, 3 группа, ребенок-инвалид, один из родителей или опекунов ребенка-инвалида или инвалида с детства | ст. 156, п.1, пп. 12-13, 13.2 |
Налог на автотранспорт | Все группы | ст. 365, п. 3, 5-7 |
Госпошлина за регистрацию автомашины | Любая группа, один из родителей инвалида с детства | ст. 546, пп. 7 |
Земельный налог | Все группы, родитель инвалида с детства | ст. 373, п. 3, пп. 4 |
Налог на имущество | 1, 2 группа | ст. 403, п. 2, пп. 3 |
Сбор при регистрации ИП | Все группы | Отдельного законодательного акта нет, т.к. регистрация ИП бесплатна для всех казахов |
Налог на сделки с недвижимой собственностью | Все группы, родитель инвалида с детства | ст. 457, пп. 2 |
Сбор за регистрацию залога недвижимости | Все группы, родитель инвалида с детства | ст. 457, пп. 3 |
Госпошлина за обращение в судебные органы | ст. 541, пп. 12 | |
Госпошлина за обращение к нотариусу | ст. 542, пп. 2 | |
Сбор за регистрацию авторских прав | ст. 457, пп. 5 | |
Госпошлина при оформлении документации, удостоверяющей личность | ст. 546, пп. 1, 6 | |
Госпошлина в ЗАГС | ст. 543, пп. 1 |
Следует остановиться на каждом виде выплат подробнее.
Обязанность по внесению данной выплаты в госбюджет возлагается на всех граждан, получающих официальные доходы (зарплаты, пенсии, доходы от сдачи недвижимости, разовые выплаты, выигрыши в лотерею, дивиденды и т.п.). При этом законодатель сделал исключение для следующих граждан:
- имеющих инвалидность любой группы;
- детей-инвалидов;
- матери или отца, опекунов, попечителей детей-инвалидов (до достижения ими восемнадцатилетия) или детей-инвалидов с детства (на протяжении жизни детей).
Вышеперечисленные граждане имеют право на освобождение от налоговых выплат на доходы, размер которых не превышает 882 МРП (минимального расчетного показателя, используемого для расчета суммы налога).
Для того, чтобы не платить налог, гражданам, помимо документа, подтверждающего их статус, необходимо представление в налоговую службу соответствующего заявления.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОЖИДАЮТСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В 2021 ГОДУ?
На всех автовладельцев возложена обязанность по внесению выплат в пользу государства, если они являются собственниками машины.
Однако если автомобиль находится в собственности инвалида любой группы, он освобождается от такой обязанности (за исключением машин, двигатель которых имеет объем свыше 4 тысяч см3 и которые были зарегистрированы позже 31.12.2013 г.).
Важно! Условие о льготах распространяется только на одну автомашину, поэтому не имеет смысла регистрировать весь автотранспорт, находящийся в распоряжении семьи, на родственника-инвалида.
После того, как гражданин приобрел ТС и получил гос. номера, требуется оформление его в собственность. Эти действия сопровождаются взиманием госпошлины. Однако люди с инвалидностью любой группы освобождаются от этой обязанности после предъявления соответствующего удостоверения в налоговую службу.
Льгота по уплате налога на землю
Владельцы участков земли также обязаны уплачивать налог на земельные наделы. При этом освобождение от таких выплат предоставляется:
- гражданам с инвалидностью любой группы;
- одному из родителей ребенка-инвалида с детства.
Они могут не производить выплаты, если владеют участками земли:
- отданными под жилищный фонд (любые постройки при нем тоже не облагаются налогом);
- находящимися при доме;
- на которых ведется личное (подсобное) хозяйство, находится сад или строится дача (в том числе земли, отданные под постройку);
- на которых расположены гаражи.
Если гражданин, владеющий имуществом, подлежащим налогообложению, имеет инвалидность 1 или 2 группы, а также получает квитанцию об оплате услуг ЖКХ с графой об уплате налога на него, ему следует уточнить стоимость своей собственности. Это необходимо сделать, поскольку, если ее стоимость ниже 1500 МРТ, он полностью может не уплачивать налог. А если стоимость владений превышает эту сумму, владелец будет освобожден от уплаты налога в пределах этой суммы.
Материальная помощь и пособия это не единственное, что предоставляется семьям, которые воспитывают ребенка-инвалида. Специальные льготы установлены и для родителей. При этом назначаются они без учета нуждаемости. Иными словами, семьям не требуется подтверждать свой доход и статус малообеспеченных.
Трудоустроенные родители имеют право получить налоговый вычет, а так же специальные условия от работодателя. Если родители в разводе, то на ребенка в обязательном порядке назначаются алименты. Также выплаты по судебному решению могут быть установлены и на родителя, осуществляющего уход.
Воспитывать ребенка-инвалида и заботиться о нем и после достижения совершеннолетия достаточно сложно, поэтому не стоит пренебрегать даже самой небольшой государственной помощью. Социальная поддержка предоставляется вне зависимости от материального положения. Для оформления пособия необходимо предоставить основные документы, в том числе подтверждение статуса инвалида.
02 февраля 2021 г.
Какие льготы положены людям с инвалидностью в Казахстане?
Над поправками общественники работали несколько лет. И вот документ поступил в Парламент. Изменения коснулись также правил предоставления жилья детям-инвалидам. По достижении 18 лет им не нужно будет вновь становиться в очередь, как это происходит сейчас. Документ предусматривает и выплату пособий абсолютно всем, кто ухаживает за инвалидами первой группы. Даже за теми, у кого она не с рождения. В Минтруда заявили, что эта поправка коснется порядка 20 тысяч наших граждан. Пересмотрена и норма, по которой семьи с инвалидами лишались пособия по утере кормильца. Есть вероятность, что государство будет предоставлять обе выплаты.
Серик Шапкенов, министр труда и социальной защиты населения РК:
– Семьям с инвалидами, потерявшим кормильца, планируют предоставить право на одновременное получение пособий по инвалидности и в случае потери кормильца. Норма поможет улучшить благосостояние 2 тысяч детей, которые в настоящее время вынуждены получать только один вид пособия на выбор.
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью I, II и III групп, а также ребенок с инвалидностью, один из родителей или опекунов, попечителей ребенка с инвалидностью до достижения им восемнадцатилетнего возраста и один из родителей (опекунов, попечителей) ребенка с инвалидностью с детства — в течение жизни этого ребенка.
Суть льготы: указанные лица освобождаются от индивидуального подоходного налога на доход в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год.
Ссылка на статью: статья 156, пункт 1, подпункты 13, 13-2 Налогового кодекса РК.
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью всех групп.
Суть льготы: указанные лица освобождаются от налога на транспортные средства по имеющимся у них в собственности мотоколяскам и автомобилям — по одному автотранспортному средству (кроме легкового автомобиля с объемом двигателя свыше 4 000 кубических сантиметров, в отношении которого в уполномоченном государственном органе произведены регистрационные действия после 31 декабря 2013 года).
Ссылка на закон: статья 365, пункты 3, 5, 6, 7, 8 Налогового кодекса РК.
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью всех групп, а также один из родителей человека с инвалидностью с детства.
Суть льготы: указанные лица могут не платить земельный налог на:
- земельные участки, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
- придомовые земельные участки;
- земельные участки, предоставленные для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
- земельные участки, занятые под гаражи.
Ссылка на закон: статья 373, пункт 3, подпункт 4 Налогового кодекса РК.
Льготы детям инвалидам и их родителям в 2021 году: как оформить и использовать
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью всех групп, а также один из родителей человека с инвалидностью с детства.
Суть льготы: указанные лица освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылка на закон: статья 457, подпункт 2 Налогового кодекса РК.
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью, а также один из родителей человека с инвалидностью с детства.
Суть льготы: указанные лица освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации залога движимого имущества.
Ссылка на закон: статья 457, подпункт 3 Налогового кодекса РК.
Кто имеет право на льготу? Люди с инвалидностью, а также один из родителей человека с инвалидностью с детства.
Суть льготы: указанные лица освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на произведения, охраняемые авторским правом.
Ссылка на закон: статья 457, подпункт 5 Налогового кодекса РК.
Создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Целями Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года (далее – Национальный план) являются реализация принятых Республикой Казахстан обязательств в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов и формирование инклюзивного общества через создание благоприятной среды для всех уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана до 2030 года.
Завершилась трехэтапная реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 – 2018 годы (далее – План мероприятий), направленного на создание условий к имплементации положений норм Конвенции о правах инвалидов. Основные цели и задачи Плана мероприятий исполнены.
Для определения основных приоритетов и комплексного интегрированного подхода в создании условий для самореализации и полноценной интеграции лиц с инвалидностью в общественно–экономическую жизнь страны разработан настоящий Национальный план.
Современная глобальная парадигма заключена в переходе от традиционного понимания ограниченных возможностей здоровья к более сложному синтезу индивидуальных отличий и универсальных прав в аспекте качества жизни.
Национальный план направлен на имплементацию международных стандартов с учетом мировых тенденций развития системы социальной защиты лиц с инвалидностью.
Намеченные в Национальном плане цели и задачи предусматривается реализовать в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года согласно приложению к настоящему Национальному плану.
В целях повышения уровня социализации лиц с инвалидностью, они обеспечиваются техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами (протезно–ортопедическая помощь, сурдо–, тифло– средства, специальные средства передвижения, санаторно–курортное лечение, обязательные гигиенические средства, услуги индивидуального помощника и специалиста жестового языка).
Ежегодно более 200 тысяч лиц с инвалидностью обеспечиваются техническими средствами и услугами реабилитации (далее – ТСР). Доля обеспечения ТСР в 2018 году составила 57,8 % от общего числа нуждающихся (2013 г. – 88 %, 2015 г. – 67 %, 2016 г. – 67 %, 2017 г. – 67,5 %).
Перечень ТСР за последние 3 года с учетом потребностей лиц с инвалидностью расширен с 32 до 55 видов наименований (в 1,7 раза), включая современные сурдотехнические и тифлотехнические средства.
Осуществлена доставка ТСР на дом более 14 тысячам лицам с инвалидностью, проживающим в отдаленных селах.
Лицам с инвалидностью, находящимся под стражей и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, предоставляются технические средства и специальные средства передвижения в соответствии с Правилами предоставления технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения осужденным, имеющим инвалидность и отбывающим наказание в учреждениях, и находящимся под стражей, утвержденными приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1088.
С 2015 года проводятся замена и настройка речевых процессоров к кохлеарным имплантам (далее – КИ), данную услугу получили за период с 2016 по 2018 годы 613 человек.
Основным результатом социализации детей с КИ стало включение 153 детей в общеобразовательный процесс в школах, направление 171 ребенка в специальные организации образования и обучение 34 детей на дому.
Кроме того, обеспечено развитие эффективной реабилитации детей с КИ на ранней стадии. За период с 2014 по 2018 годы слухоречевую адаптацию прошло 990 детей в условиях дневного и круглосуточного наблюдения из разных регионов страны, при этом, если ранее реабилитация проходила всего 15 дней в год, то, начиная с 2018 года, реабилитация осуществляется 40 дней в год, т.е. ежеквартально по 10 дней.
С 2017 года в 2 раза увеличено время оказания услуг специалиста жестового языка (с 30 до 60 часов) для лиц с нарушением слуха.
Усовершенствованы стандарты и внедрены новые технологии производства, новые модели протезно–ортопедических средств и услуг:
1) производство индивидуальных ушных вкладышей из силикона для слуховых аппаратов;
2) запущено в производство применение 3–D моделирования в производстве протезов, ортопедии;
3) разработаны и внедрены в производство протезы по новейшим инновационным технологиям.
Изготавливается около 90 наименований протезно–ортопедических изделий.
В 2015 году акционерным обществом «Республиканский протезно–ортопедический центр» и государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Научно–исследовательский институт травматологии и ортопедии» проведен пилотный проект по протезированию лиц, имеющих инвалидность, через несколько дней после ампутации конечностей.
Пилотный проект показал, что период протезирования от момента проведения операции ампутации сокращается с 76 до 44 дней.
В 2018 году протезно–ортопедические изделия и сопутствующие реабилитационные услуги, в том числе по обучению навыкам самостоятельного передвижения на протезах, получили 24 700 инвалидов.
В целях повышения качества оказываемых государственных услуг в 2018 году апробирован пилотный проект по оказанию в автоматизированном режиме государственной услуги «Установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты» без личного присутствия гражданина, на основании медицинских данных. В течение 2018 года были заочно освидетельствованы 495 человек.
В реализацию Послания Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы от 17 января 2014 года «Казахстанский путь–2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» предприняты меры для создания безбарьерной среды гражданам Казахстана с инвалидностью.
В целях реализации норм Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения и дополнения в 24 законодательных акта, в том числе 3 Кодекса по обеспечению доступности социальной и транспортной инфраструктуры, совершенствования услуг в социальной сфере (здравоохранение, образование и социальная защита).
На сегодня официальные интернет–ресурсы государственных органов имеют версии для слабовидящих лиц.
В целях упорядочения деятельности и повышения ответственности местных органов власти утверждаются региональные планы по созданию безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, которые содержат перечень конкретных зданий и объектов, подлежащих адаптации под нужды лиц с инвалидностью.
Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – Министерство) в 2015 году разработан портал «Интерактивная карта доступности «Доступная среда» (далее – портал).
Портал размещен на сайте Министерства (friendlybuilding.kz) и позволяет в онлайн–режиме вносить информацию по паспортизированным и адаптированным объектам страны, видеть степень адаптации объекта и оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта в онлайн режиме.
Всем зарегистрированным пользователям предоставлена возможность оценивать качество проводимой адаптации каждого объекта и размещать комментарии с приложением фотографий.
Национальный стандарт Республики Казахстан СТ РК 1525–2013, утвержденный приказом председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 5 февраля 2013 года №64–од (далее – национальный стандарт) содержит требования по созданию условий для лиц с инвалидностью.
На сегодняшний день по стране функционирует 247 железнодорожных вокзалов, из которых 91 вокзал, или лишь 37 % приведен в соответствие с требованиями национального стандарта:
1) на 91 вокзале билетные кассы переоборудованы под условия для инвалидов;
2) на 210 вокзалах в труднодоступных местах построены пандусы;
3) на 34 вокзалах оборудованы специализированные туалеты;
4) на 38 вокзалах для удобства слабовидящих верхние и нижние ступени лестниц окрашены в желтый цвет;
5) на 58 вокзалах в залах ожидания выделены места для инвалидов, обозначенные пиктограммами.
Работники железнодорожных вокзалов и проводники поездов оказывают услуги по посадке/высадке пассажиров с инвалидностью в поезде.
За период 2014 – 2018 годы в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, установлены 17 270 единиц дорожных знаков и указателей, 465 пешеходных переходов оборудованы звуковыми устройствами, создано 15 служб «Инватакси», в которых имеются 280 специализированных машин с охватом 35 тыс. человек.
По республике насчитывается 36 автовокзалов, из них 27 единиц или 75 % соответствуют национальному стандарту.
Количество автостанций по республике составляет 105 единиц, из которых 63,8 % (67 единиц) приведены в соответствие с требованиями национального стандарта Республики Казахстан.
По республике функционируют 18 аэропортов, которые полностью адаптированы для нужд лиц с инвалидностью.
В Правилах организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 189, с 2016 года предусмотрены требования по наличию международного стандарта качества обслуживания PRM (Persons with Reduced Mobility), которые предъявляют требования к парковкам, стоянкам, остановкам, местам встречи на привокзальной площади, бытовым услугам и сервисному обслуживанию; скорости и комфортности обслуживания пассажирских авиаперевозок, информационному обслуживанию и подготовке персонала.
В 6 аэропортах (Алматы, Нур–Султан, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау) имеются специальные лифты, эскалаторы, помещения, информационные указатели на государственном и русском языках, световые табло и вывески, туалетные комнаты, оборудованные кнопкой вызова медицинского работника.
В 9 аэропортах (Нур–Султан, Алматы, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау, Шымкент, Усть–Каменогорск, Жезказган) на входах и выходах установлены пандусы, предусмотрено предоставление инвалидных колясок, в уборных комнатах установлены специальные поручни.
В реализацию Послания Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан–2050″: новый политический курс состоявшегося государства» отмечено о необходимости создания условий, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения, обеспечив их заработной платой.
По состоянию на 1 января 2019 года среди 411 тысяч лиц с инвалидностью трудоспособного возраста работают более 27% (111,5 тыс. чел.).
В структуре лиц с инвалидностью трудоспособного возраста по группам инвалидности наибольший удельный вес занимают лица, имеющие вторую группу инвалидности (46 % или 191,9 тыс. чел.) и третью группу инвалидности (45 % или 186,4 тыс. чел.), незначительная доля (9% или 39,7 тыс. чел.) приходится на долю лиц 1 группы инвалидности.
В целях расширения занятости лиц с инвалидностью пересмотрена квота трудоустройства. Если раньше она составляла три процента для всех, то на сегодняшний день осуществляется дифференцированный подход от 2–х до 4–х процентов в зависимости от численности работников и по отраслям без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда.
В рамках квоты трудоустроены 7,4 тыс. лиц, имеющих инвалидность. Наибольшее количество лиц, имеющих инвалидность, трудоустроенных по квоте, работают в отраслях образования, здравоохранения и социальных услугах, торговле, в сельском хозяйстве и на транспорте.
В рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы «Еңбек» (далее – Программа), лица с инвалидностью, наряду с другими уязвимыми слоями населения имеют право в приоритетном порядке принимать участие в активных мерах содействия занятости населения.
В Программе могут принять участие самозанятые, безработные и лица, не имеющие квалификации, в том числе и лица с инвалидностью.
По состоянию на 1 января 2019 года в состав участников Программы включены 18,9 тыс. лиц с инвалидностью, что составляет 2,8% от общего количества участников Программы, из них трудоустроено 16,6 тыс. человек.
В целях стимулирования работодателей по трудоустройству лиц с инвалидностью с 2018 года введено субсидирование затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места для трудоустройства лиц с инвалидностью.
С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» в части автоматизации процедур участия общественных объединений инвалидов и организаций, созданных ими, в государственных закупках. Данная мера предусматривает повышение конкурентоспособности общественных объединений инвалидов и организаций, созданных ими, при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
Гарантированные государством специальные социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, а сверх гарантированный объем специальных социальных услуг – на условиях оплаты. При этом создана возможность выбора формы социального обслуживания – в условиях стационара, полустационара (дневные отделения), ухода на дому, временного пребывания.
Сеть системы социального обслуживания представлена 893 субъектами, оказывающими специальные социальные услуги.
В целях соблюдения одного из главных принципов социального обслуживания – сохранения человека в семье, налажена работа по расширению сети дневных отделений для детей–инвалидов путем передачи их через аутсорсинг в неправительственные организации (далее – НПО); преобразованию медико–социальных учреждений стационарного типа в центры социального обслуживания.
За период с 2015 по 2018 годы:
возросло число получателей услуг на 24,5% (121 тыс. чел.), из которых наибольшее число приходится на обслуживание в условиях ухода на дому – 46,1 %, в стационарных организациях – 19,9%;
увеличено количество организаций, оказывающих специальные социальные услуги до 893 единиц (в 2015 г. – 797), из которых преобладающие позиции продолжают сохранять организации надомного обслуживания – 53 %, организации стационарного типа – 12,4 % и динамика роста отмечена у организациях неправительственного сектора – 19,1 %.
В целях деинституцализации действующей сети интернатных организаций, повышения качества оказываемых услуг и социальной адаптации граждан в социуме начато развитие домов малой вместимости. Дома малой вместимости отсутствуют в 8 регионах: в Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской, в городах Шымкент и Нур–Султан.
С 2016 года медико–социальные учреждения преобразованы в центры социального обслуживания в целях исключения дискриминационных дефиниций в системе специальных социальных услуг.
Увеличено участие неправительственного сектора на рынке оказания специальных социальных услуг в рамках государственного социального заказа с 4 НПО в 2009 году до 177 в 2018 году.
Созданные условия для выхода из трудной жизненной ситуации позволили вернуть из детских домов–интернатов в семью 748 детей, имеющих инвалидность; трудоустроить 867 родителей, воспитывающих ребенка с инвалидностью.
В системе социального обслуживания трудятся более 30 тыс. работников, в том числе более 10 тысяч социальных работников, преобладающее большинство которых приходится на систему надомного обслуживания – 79,8 %.
Социальные работники представлены в здравоохранении, системе образования, пенитенциарной системе внутренних дел, молодежных учреждениях, учреждениях досуга и других сферах.
Утверждены квалификационные требования к социальным работникам в сфере социальной защиты населения, определившие необходимый объем знаний, умений и навыков для выполняемых работ с учетом уровня образования.
С 2016 года введена новая система оплаты труда гражданских служащих, в рамках которой заработная плата социальных работников, повышена была в среднем на 35%.
Дальнейшая модернизация системы социального обслуживания предполагает новое качество социальной работы с учетом потребностей каждого обратившегося лица на всех уровнях предоставления социальных услуг – в стационаре, полустационаре, организациях временного пребывания, надомном уходе.
Размеры социальных выплат с 1 января 2021 года
(0) |
С 1 января 2021 года пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет повысились на 7%:
- минимальный размер пенсии составил 43 272 тенге;
- минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге.
Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:
- с 1 января 2021 года – 60 лет;
- с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года – 61 год;
- с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
- с 1 января 2025 года – 62 года;
- с 1 января 2026 года – 62,5 года;
- с 1 января 2027 года – 63 года.
После рождения ребёнка как работающие, так и не работающие женщины могут обратиться за назначением единовременного государственного пособия на рождение ребёнка, размер которого зависит от очерёдности детей:
- на первого, второго или третьего ребёнка выплачивается 38 МРП – 110 846 тенге (в 2020 году – 105 564 тенге);
- на четвёртого и более ребёнка – 63 МРП или 183 771 тенге (в 2020 году – 175 014 тенге).
При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.
Размер выплаты для работавших до выхода в декрет женщины зависит от среднемесячного дохода за последние 12 месяцев.
С 1 января 2020 года ввели отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его назначают независимо от доходов семьи в размере:
- на четверых детей – 16,03 МРП или 46 760 тенге;
- на пятерых детей – 20,04 МРП или 58 457 тенге;
- на шестерых детей – 24,05 МРП или 70 154 тенге;
- на семерых детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге;
- на восьмерых и более детей – 28,06 МРП или 81 852 тенге плюс по 4 МРП за каждого последующего после седьмого ребёнка.
Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут получать ежемесячно 18 669 тенге.
Размер пособия по случаю потери кормильца зависит от величины прожиточного минимума, размер которого с 1 января 2021 года составит 34 302 тенге.
Размер пособия зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:
- при одном иждивенце – 29 500 тенге (было 26 818 тенге);
- при двух – 51 110 тенге (было 46 463 тенге);
- при трёх – 63 459 тенге (было 57 689 тенге);
- при четырёх – 67 232 тенге (было 61 119 тенге);
- при пяти – 69 634 тенге (было 63 302 тенге);
- при шести и более – 72 378 тенге (было 65 797 тенге).