Административная реформа в российской федерации 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная реформа в российской федерации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
После реформы все министерства и ведомства должны будут соответствовать определенному стандарту. Согласно утвержденному решению, штат центральных аппаратов федеральных органов власти с 1 января должен быть сокращен на 5%, территориальных органов — на 10%. Сокращение будет проходить в основном за счет вакантных мест. Освободившиеся средства при этом останутся в фондах оплаты труда.
Устройство ведомств теперь будет зависеть от численности их сотрудников. Так, в структурных подразделениях министерств по новым требованиям должно трудиться не меньше 40 человек, в службах и агентствах — не менее 25. В отделах в составе департамента или управления должно состоять не менее пяти работников, в самостоятельных отделах — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений устанавливается ограничение — к ним должно относиться не более 30% от общего числа сотрудников.
Отдельное требование касается заместителей руководителей федеральных органов власти. Каждый из них должен координировать работу не менее двух департаментов или управлений.
При этом, как поясняли в кабинете министров, в особых случаях может быть разрешено отклонение от установленных параметров. Такими полномочиями наделяется специальная подкомиссия. При реформе госаппарата под сокращение попадут 37 заместителей руководителей федеральных органов власти. Всего же реформа коснется 45 министерств и ведомств. Доклад о результатах проведения реформы должен лечь на стол председателя правительства к 1 мая.
По мнению главы российского кабмина, все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Важно, чтобы вся система государственного управления «работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы», отмечал ранее Мишустин.
При этом он подчеркивал, что при проведении административной реформы необходимо наладить надежный и эффективный механизм обратной связи между людьми и государством, чтобы каждый, кому требуется помощь, мог напрямую обратиться в профильное ведомство или к чиновнику, отвечающему за решение вопроса. «А главное — оперативно получить ответ на свое обращение, добиться результата», — указывал премьер. Для этого власти в том числе расширяют возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В России начинается административная реформа
Изменения коснутся в том числе институтов развития — 23 ноября Мишустин объявил об их масштабной оптимизации. Часть из них перейдет под управление госкорпорации «ВЭБ.РФ», часть объединится с другими, схожими по функционалу, а практически каждый пятый ждет ликвидация. Как ранее сообщали ТАСС в пресс-службе правительства, будут ликвидированы в том числе Фонд развития моногородов, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, а также ОЭЗ.
При этом в пресс-службе ВЭБ.РФ предстоящие изменения называли частью административной реформы, которую проводит правительство для повышения эффективности работы госструктур. «В ее рамках планируются мероприятия по оптимизации численности персонала, созданию эффективной, работающей модели поддержки экономики и достижения национальных целей развития», — поясняли в госкорпорации.
Такие изменения позволят решить и проблему конкуренции институтов развития друг с другом и с коммерческими структурами, подчеркивали в ВЭБ.РФ. Результатом должно стать повышение их эффективности и общего вклада в реализацию национальных проектов, что в конечном итоге поможет улучшать качество жизни россиян.
Комментируя эти меры, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечала, что ряд корпораций и фондов развития дублируют функции исполнительной власти, а административная реформа, подразумевающая оптимизацию госаппарата в России, уже назрела. Она обращала внимание на то, что «тучные годы остались позади, и сегодня вопрос более рационального расходования средств является крайне важным».
Большинство жителей страны также согласно с необходимостью проведения административной реформы. Так, согласно результатам опроса сервиса по поиску работы Superjob, около 54% опрошенных россиян поддержали предложение Мишустина об оптимизации штата госслужащих. Против высказались 18%, еще 28% затруднились с ответом.
В то же время научный руководитель института государственного и муниципального управления ВШЭ Виталий Клименко в беседе с ТАСС выражал мнение, что оптимизация штата позволит стабилизировать конкурентоспособность госслужащих, а также улучшить структуру оплаты труда. Он обращал внимание на то, что планы по сокращению аппарата были и ранее. «Прошлые неудачи во многом были связаны с тем, что сокращения проводились на фоне роста числа функций и без создания необходимых условий для роста «производительности». На этот раз есть все основания полагать, что ситуация поменяется», — считает эксперт.
За три месяца 2021 года в центральных аппаратах федеральных ведомств штат госслужащих планируют сократить на 5%, в территориальных органах – на 10%. Предположительно, сокращение произойдет за счет вакантных позиций. Глава кабмина подчеркнул, что около 20% должностей в федеральных органах исполнительной власти сегодня остаются вакантными, в территориальных органах министерств и ведомств – 18%.
Премьер особо подчеркнул, что при административной реформе все финансовые ресурсы для поощрения сотрудников сохранятся, а финансирование системы государственного управления останется прежним.
– Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, – сказал Михаил Мишустин. – Делать это будем за счет в основном вакантных позиций. При этом сохранятся все финансовые ресурсы, в том числе материальное стимулирование.
Отдельным постановлением Михаил Мишустин определил стандарты к структуре федеральных органов исполнительной власти. По новым требованиям штатная численность департаментов в министерствах должна составлять не менее 40 человек, управлений в ведомствах – не менее 25, отделов в составе департамента или управления – не менее пяти, а самостоятельного отдела – не менее десяти сотрудников. Для обеспечивающих подразделений, на которые возложены, например, кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские и иные функции, устанавливается ограничение – не более 30% от общей численности сотрудников.
Как сообщает «Российская газета», отдельное требование прописано к заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они должны координировать работу не менее двух департаментов или управлений. В исключительных случаях, связанных в том числе с особенностью деятельности, министерствам и ведомствам разрешат отступать от установленных рекомендаций. Такое решение будет принимать специальная подкомиссия по вопросам проведения административной реформы.
Все организационно-штатные мероприятия Михаил Мишустин постановил провести до 1 апреля. А к 1 мая в правительстве ожидают доклады об их завершении.
– Все эти меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти, – уверен председатель правительства. – Важно, чтобы вся система государственного управления соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи – повышения качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.
Премьер рассказал, что после проведения реформы граждане смогут напрямую отправлять свои обращения в ведомства через портал госуслуг. Для этого будут расширены его возможности. Пилотными станут министерства и ведомства, чьи услуги сегодня особенно востребованы.
Что стоит за новой административной реформой
В рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано почти шесть тысяч функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти. Из них около полутора тысяч были признаны избыточными, более двухсот – дублирующими, 900 требовали изменения.
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
Согласно административной реформе запланировано сократить:
- работников федеральных структур (ФОИВ) до 10%;
- работников муниципальных структур (или территориальных подразделений ФОИВ) до 15%.
Теперь будут стараться провести соответствия новым требованиям реформы
- В штате министерств должно быть не менее 40 человек в департаментах.
- Не менее 25 человек в управлениях ведомств.
- Не менее 5 отделов, входящих в состав управления или департамента.
- Не менее 10 работников в каждом из отделов.
Изменения численности гослужащих в 2021 году коснуться и из зарплаты. Если ранее какой будет зарплата гослужащих решали региональные чиновники, то теперь ею будут заниматься только федеральные органы ,то есть правительство. Доход чиновников теперь будет пересмотрен. Зарплата будет состоять из ставки и дополнительных выплат, которые у каждого могут быть свои. Сюда входят премии и целый ряд льгот, и компенсаций.
Оклад сотрудников госструктур может изменяться и будет зависеть от решения кабинета министров. Такой поход к зарплате госслужащих считают более полным и справедливым. Теперь зарплата у ряда служащих могут и вырасти, но каждый будет получать только то, что заработал.
Мишустин поручил провести реформу за три месяца: с 1 января по 1 апреля 2021 года.
По данным «Коммерсанта», для четырех ведомств, занятых борьбой с COVID-19 и его последствиями, сделали исключение: оптимизация их штатов отложена до 1 октября 2021 года. Речь идет о Минздраве, Федеральном медико-биологическом агентстве, Росздравнадзоре и Роспотребнадзоре.
Также, по данным издания, в особом порядке будут оптимизировать штаты еще некоторых ведомств. В их числе — Минцифры, Минстрой и Ростуризм.
Помните, как у классика? «Подкомиссию бы…» Без этого бюрократия не может. Вот и сейчас создаётся специальная подкомиссия по вопросам оптимизации, которая будет вправе в отдельных случаях разрешать отклонение от новых универсальных стандартов.
Если переводить с бюрократического на русский, то правительство хочет работать быстрее, чётче и с меньшими бюрократическими нагрузками. А для премьер-министра важна скорость проводимых решений, о чём он говорил уже неоднократно.
Однако федеральные чиновники стараются менять что-то крайне осторожно. Сокращения коснутся того, что в структуре исполнительной власти сейчас считается «излишним», или, грубее, «балластом». Как и было сказано выше, скорее, речь идёт о том, чтобы сократить вакансии, которые сейчас есть и которые просто не заполнены.
Речь идёт о соблюдении баланса между начальниками и подчинёнными. Действительно, странно, когда заместитель руководителя федерального органа власти возглавляет подразделение, где работают всего 5–10 человек. Сколько таких руководителей сегодня и кто они? Ответить на этот вопрос в точности, поведомственно и пофамильно сейчас не представляется возможным: конкретные планы оптимизации не озвучены. Однако «злые языки», точнее источники в аппарате правительства, отмечают, что из министерств и ведомств могут в некотором количестве уйти люди, которые попали туда «на передержку» не потому, что были необходимы на этой работе, а потому, что существует принцип «порадеть родному человечку». Для таких создавались, по сути, синекуры – должности, не предполагавшие серьёзной ответственности. Если Михаил Мишустин будет достаточно решителен, на какое-то время от этой практики удастся избавиться.
Однако стоит напомнить, что это далеко не первая попытка сокращения количества чиновников, которая предпринимается в России за последние годы. И есть мнение – не последняя. Прошлые подобные инициативы, даже по мнению их авторов, можно было назвать успешными лишь частично. С другой стороны, Михаил Мишустин уже продемонстрировал, что он может быть достаточно жёстким администратором. А потому, может быть, нынешняя реформа поможет добиться поставленных целей по оптимизации работы государственной системы.
Административная реформа в 2021 году
Ничего не предвещало внезапного задержания аудитора Счетной палаты, а ранее губернатора Ивановской области и главы Минстроя РФ Михаила Меня, сына известного православного священника и богослова. Впрочем, это не тот случай, когда ребенок пошел по стопам своего родителя. Репутация у Меня-младшего весьма противоречивая, и есть утверждения насчет того, что его работа в той же Ивановской области сопровождалась, например, ростом давления на местных журналистов.
Сотрудники СМИ первыми и сообщили Меню о его проблемах с законом, причем сам он заявил, что это неожиданность и что он ничего не понимает. Тем не менее, бывший губернатор был задержан после допроса в Следственном комитете по обвинению в растрате 700 млн рублей. Правда, затем суд назначил ему довольно мягкую меру пресечения в виде «запрета определенных действий на два месяца».
Из слов Михаила Мишустина становится понятно, что штаты министерств и ведомств будут сокращать в 2021 году за счёт вакантных позиций. По словам экспертов сокращения коснутся также и пожилых работников.
Михаил Мишустин отметил, что необходимо создать рационально сформированный штат из специалистов, а также определить сферу ответственности для каждого исполнительного органа государственной власти. Премьер-министр также отметил, что будет сохранён объем финансовых ресурсов, который уже был наработан до текущей оптимизации.
Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:
- Заработная плата сотрудника за отработанный им период.
- Компенсация за его отпуск.
- Выплата выходного пособия.
- Размер среднего заработка на время поиска новой работы.
- Возможная дополнительная компенсация в том случае, если произошло увольнение до истечения пары месяцев с момента уведомления.
Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»). В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года. По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.
Есть два принципиальных преимущества, которые появляются у организации при ее переходе из унитарной формы в коммерческую, рассказал «Известиям» собеседник, участвовавший в акционировании «Почты России» (была преобразована из ФГУП в АО в конце прошлого года). Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления с хорошо развитыми принципами принятия решений. В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.
Во-вторых, имущество переходит на баланс АО, добавил собеседник «Известий». В случае с ФГУПом активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, тем самым организация не может ни эффективно ими распоряжаться, ни отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.
В Минфине на вопросы «Известий» о реалистичности проведения реформы до 2021 года, а также о конкретных компаниях, которых она может коснуться, сообщили, что сроки установлены поручением правительства РФ.
— Конкретные этапы реализации мероприятий, направленных на исполнение поручения, прорабатываются с заинтересованными органами в рамках подготовки дорожных карт по ликвидации или реорганизации подведомственных ФГУПов, — добавили там.
Как сократят чиновников с 1 января 2021: реформу объявил Мишустин
-
Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации в 2015 году
07.06.2016 Ссылка
-
Приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2016 г. № 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
03.06.2016 Ссылка
-
Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2014 году»
29.12.2015 Ссылка
-
Проект приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»
01.04.2013 Ссылка
-
Проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений)»
05.02.2013 Ссылка
26365
93421
26417
72760
Административная реформа: куда уволенному чиновнику податься
Фото 37231
Фото Видео 30933
Фото Видео 24292
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Административная реформа – банки вместо государства
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
- повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
- увеличение понижающего коэффициента.
В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.
Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.
На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.
Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2018 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.
Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2019 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).
Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.
- Правовые основы оказания государственных услуг как ключевой функции органов исполнительной власти. Специфика и классификация 2019 / Николай Вячеславович Нагаев
- К вопросу об осуществлении органами внутренних дел административного надзора в области защиты объектов животного мира и водных биологических ресурсов 2020 / Эмиль Юсифович Мамедов
- Конституционные основы единства публичной власти в Российской Федерации 2020 / Султанов Евгений Батырович
- Президент и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в системе государственной власти 2010 / Полатов Зорро Титалович
- Нормоконтроль в Российской Федерации: перспективы развития института 2020 / Якушева Наталья Геннадьевна, Антонов Владимир Ильич
- Некоторые аспекты институциональных мер защиты, связанных с независимостью судебной системы Российской Федерации в контексте поправок в Конституцию РФ 2020 2020 / Головченко Владимир Иванович
- Процесс объединения субъектов Российской Федерации как фактор образования статусно-новых территорий 2011 / Нифанов А. Н.
- Процесс реформирования органов политической власти и местного самоуправления РФ и Забайкальского края 2014 / Новикова Анна Владимировна
- К вопросу о модернизации Конституции Российской Федерации 2020 / Ханахмедова Л. В., Стругова Е. В.
- Общая характеристика системы государственного управления 2014 / Кожина А. М.
- Послание Президента РФ от 25 апреля 2005 г. Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета от 26 апреля 2005 г.
- Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. N 4. С. 29.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 51. Ст. 5712.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А.В. Шарова «Об основных элементах административной реформы» включена в информационный банк согласно публикации — «Журнал российского права», 2005, N 4.
- Шаров Л.В. Об основных элементах административной реформы //Журнал российского права. 2011. N 5.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 N 451 // СЗ РФ. 2003. N 31. Ст. 3150.
- Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» // СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 3046.
- The message of the President of the Russian Federation of April 25, 2005, Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation // the Russian newspaper dated 26 April 2005.
- Tikhomirov Y.A. Legal aspects of the administrative reform // Law and Economics. 2004. N 4. C. 29.
- Federal constitutional law from 17.12.1997 N 2-FKZ «On the Government of the Russian Federation» // SZ RF. 2003. N 51. Article 5712.
- Sharov L.V. On the main elements of administrative reform // Journal of Russian law. 2011. N 5.
- Russian Federation Government decree dated 31.07.2003 N 451 // SZ RF. 2003. N 31. Article 3150.
- Decree of the President of the Russian Federation 23.07.2003 N 824 «About measures on realization of administrative reform in 2003 — 2004» // SZ RF. 2003. N 3. Article 3046.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2003 года N 451
О Правительственной комиссии по проведению административной реформы
(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2004 года N 248 (Российская газета, N 108, 26.05.2004);
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 июля 2003 года N 451
(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
1. Правительственная комиссия по проведению административной реформы (далее именуется — Комиссия) является координационным органом, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 сентября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200. — См. предыдущую редакцию)
2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Изменение государственного строя, произошедшее в конце прошлого века в России, должно было обязательно повлечь за собой значительные изменения структуры государственного управления.
Существовавшее в советскую эпоху государство, строящее свою деятельность на плановом хозяйстве, должно было стать государством, регулирующим рыночную экономику и функционирующим согласно принципам демократии в рамках Конституции. Задачи, стоящие перед государством, связаны, в первую очередь, с решением проблемы соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. Прежде всего, необходимо создать условия для развития экономических свобод, предоставить населению качественные государственные услуги, эффективно управлять собственностью, надежно обеспечивать безопасность граждан.
Один из первых шагов по реформированию исполнительной власти был связан с аудитом государственных функций, которым в 2003 г. занималась Комиссия по административной реформе при Правительстве РФ. Впервые в российской истории были проанализированы установленные в нормативных правовых актах функции государства и подготовлены рекомендации по сокращению «избыточных и дублирующих» функций. Однако на практике значимого сокращения государственных функций не произошло, хотя избыточных и дублирующих насчитывалось около 30% от общего числа.
Уменьшение избыточных функций и полномочий государственных органов является известным, аксиоматичным условием повышения эффективности государства. Эта работа не должна стать одноразовой кампанией, поскольку в этом случае не будут созданы гарантии оптимизации бюрократии в будущем. Необходим постоянно работающий механизм, позволяющий поддерживать оптимальный состав полномочий органов исполнительной власти и препятствующий неэффективному государственному вмешательству в экономику и другие сферы жизни общества.
Ключевое значение в административной реформе принадлежит идентификации и упразднению избыточных функций.
Чтобы идентифицировать избыточные, каждая функция должна быть проверена: на соответствие целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на адекватность формы и методов реализации функции целям и задачам государственной политики в определенной сфере общественных отношений; на соответствие минимально необходимому уровню власти.
Для определения избыточности функции необходимо сопоставить цели и задачи указанной функции с целями и задачами, предусмотренными нормативными правовыми актами и политическими документами. К таким нормативным правовым актам следует отнести Конституцию (в особенности главу первую, в которой сформулированы цели государства), программы социально-экономического развития Российской Федерации, планы действий Правительства РФ, программы и концепции развития определенной отрасли (сферы общественных отношений), утвержденные Президентом РФ и Правительством РФ, а также основополагающие международные конвенции и договоры. К политическим документам относятся послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на текущий год и бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на текущий год.
Анализ на адекватность форм и методов реализации функции целям и задачам государственной политики выявляет, насколько способы реализации функции позволяют достигнуть заявленной цели и решить поставленные задачи государственного регулирования. Значение легитимности функции состоит в том, что на основе данного критерия функция может быть признана избыточной безотносительно к двум вышеуказанным критериям, поскольку отсутствие надлежащей правовой формы делает ее выполнение лишенным правовых оснований.
Функция может быть признана избыточной для данного уровня власти: федеральной или региональной, если ее выполнение наиболее эффективно может осуществляться на нижестоящем уровне власти в соответствии с принципом субсидиарности.
Мишустин избавляется от «блатных». Чиновники упёрлись
Создание механизмов предотвращения появления новых избыточных функций включает в себя законодательные и административные меры.
Порядок принятия решений о введении новых функций государственного регулирования, действующий в настоящий момент, является внутренним делом ведомства и Правительства РФ. Участники рынка, граждане не имеют возможности оперативно, до введения новой функции влиять на принятие решения о целесообразности ее осуществления, высказывать экспертное мнение как равноправные участники процесса. Это приводит к тому, что новые функции вводятся без проведения всесторонней независимой оценки на предмет их целесообразности и эффективности, что способствует появлению избыточных неэффективных функций, а также установлению неоправданных административных барьеров. Важной законодательной мерой, позволяющей не допускать появления нецелесообразных и неэффективных функций органов власти, является закрепление федеральным законом многоступенчатой процедуры доказательства ведомством целесообразности и эффективности вводимых функций и оценка таких доказательств независимыми экспертами по критериям допустимости государственного регулирования, включенным в закон. Этим законом вводится презумпция нецелесообразности государственного регулирования в социально-экономической сфере, если в соответствии с процедурой ведомством не доказано иное. Аналогичные законы показали свою эффективность в Австралии, Мексике и США.
Обеспечение информационной открытости власти – самостоятельная задача в рамках административной реформы. Ее решение не только позволит добиться своевременного информирования граждан и организаций о деятельности государственных органов, но и обеспечит постоянный контроль за деятельностью власти. Для этого необходимо: принять немало нормативных правовых актов, основу которых составят федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «О служебной тайне»; создать открытые и доступные информационные ресурсы государственных органов исполнительной власти и обеспечить их постоянный мониторинг на предмет полноты и транспарентности.
Реформа государственной службы началась в 2003 г., раньше других реформ в сфере государственного управления. Реформирование государственной службы, наряду с проводимыми в стране административной, судебно-правовой, правоохранительной, военной, образовательной реформами, рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.
С начала нынешнего столетия в Российской Федерации началась масштабная работа по реформированию сложившегося с середины 1990-х гг. института государственной службы.
Реформирование государственной службы Российской Федерации осуществляется для повышения эффективности государственного управления, формирования и развития системы государственной службы, ее отдельных видов, качественной подготовки и рационального использования кадрового состава государственных органов Российской Федерации.
Государственная служба Российской Федерации – важнейший инструмент проводимых в обществе и государстве преобразований, связанных с развитием экономики, социальной сферы, укреплением исполнительной вертикали, национальной безопасности, формированием институтов гражданского общества и правовой культуры российских граждан.
Следует отметить, что Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации было впервые констатировано отсутствие в Российской Федерации целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, что обусловлено следующими основными обстоятельствами: 1) действующее законодательство РФ о государственной службе внутренне противоречиво, поскольку правовые основы видов федеральной государственной службы урегулированы различными законодательными актами РФ, которые не соответствуют друг другу; 2) в субъектах РФ по вопросам государственной службы приняты различные законодательные акты, которые в ряде случаев противоречат законодательству РФ; 3) в целом, законодательство РФ о государственной службе характеризуется неполным законодательным регулированием государственно-служебных отношений.
Такие весьма критические выводы, имеющие тем не менее объективный характер, потребовали принятия мер комплексного характера по изменению сложившейся ситуации, что нашло весьма оперативное выражение в законодательстве РФ.
Для решения задачи реформирования государственной службы Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 была утверждена федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)». Целью Программы является повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы. Безусловно, что для достижения данной цели необходимо, прежде всего, решить задачу оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы. В этой связи названным Указом Президента РФ установлено, что одним из главных направлений реформирования государственной службы Российской Федерации является создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Федеральной программойконстатировананеобходимостьразра-ботки и принятия ряда приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов (о системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной службы, о муниципальной службе и др.). Как предполагается, эти законодательные и нормативные правовые акты в комплексном действии должны обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной службы, управлению государственной службой.
Административная реформа в России Скачать 794548 11 0
… за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов». Защита прав граждан в сфере публично-правовых отношений, обозначаемая понятием «административная юстиция», — важнейшее направление административной реформы. В России в отличие от многих европейских государств отсутствует обособленная от общей система административных судов. Административные дела разрешаются в рамках …
Административная реформа в Российской Федерации Скачать 48983 0 0
… проведению административной реформы в августе 2005 г. Официальная концепция проведения административной реформы была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах являются: S повышение качества и доступности государственных услуг; S снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с …
Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления Скачать 86738 0 0
… ); послужит искоренению коррупции в сфере государственной административной деятельности. Реформирование системы государственного управления в России в настоящее время предполагает включение субъектов РФ в проведение административной реформы по таким основным направлениям, как: упорядочение полномочий органов исполнительной власти; разработка административных регламентов; регулирование …
Стратегические установки административных реформ западных стран Скачать 90508 0 0
… практики менеджмента в правительстве США. Таким образом, практика перманентных административных новаций становится будничным американским стилем государственного управления. Глава 2. Общие черты административных реформ западных стран 2.1 Общие черты административных реформ Проводимые сегодня во многих странах мира государственные реформы, будь то административные, бюджетные или …
Административные преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно разбить на три периода:
- административные преобразования 1991–1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;
- первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;
- второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.
В России стартовала административная реформа
23 июля 2003 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении административной реформы[1], о необходимости которой он говорил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию.
Первый этап, разработанный группой Дмитрия Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети.
Ключевыми областями административных реформ являются:
- 1. Роль государства в обществе;
- 2. Структура и функции органов государственного управления;
- 3. Повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата;
- 4. Управление государственной службой;
- 5. Реформа финансового управления;
- 6. Подотчётность и прозрачность государственного аппарата.
Несмотря на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительства в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Целью таких реформ является, устранение препятствий, с которыми сталкивается правительство при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.
- Основные направления, выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация механизма управления
Сущность, основные задачи и компоненты административной реформы. Структура и система органов исполнительной власти. Основные элементы административной реформы в Российской Федерации. Реформа контрольно-надзорных органов. Упразднение избыточных функций.
курсовая работа [55,0 K], добавлен 18.03.2010
- Административная реформа в современной России, ее цели, задачи и проблемы реализации
Теоретические основы административной реформы в России на современном этапе ее развития. Основные этапы проведения в стране административной реформы. Составление плана преобразований в системе управления Российской Федерации и государственной власти.
дипломная работа [47,6 K], добавлен 14.01.2015
- Функции, полномочия, взаимодействие Президента РФ в системе органов государственной власти
Понятие и основные признаки государственного органа. Система органов государственной власти. Роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации. Компетенция и акты Президента Российской Федерации.
курсовая работа [33,7 K], добавлен 21.07.2011
- Административная реформа в Российской Федерации
Административной реформой как реорганизация системы государственного управления. Особенности, исторический и зарубежный опыт административных реформ. Реформы государственного аппарата в западных странах. Направления и этапы административной реформы.
реферат [37,2 K], добавлен 03.03.2010
- Общая характеристика органов прокуратуры
История возникновения и развития прокуратуры Российской Федерации, ее основные задачи и функции. Современное устройство и направления деятельности. Определение места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации.
курсовая работа [913,3 K], добавлен 18.12.2014
- Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
Понятие и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Их административная реформа на примере Орловской области. Организационно-правовые основы построения системы органов государственного управления и основные звенья ее структур.
курсовая работа [25,4 K], добавлен 08.03.2011
- Рассмотрение органов законодательной власти субъектов Российской Федерации в системе государственного управления
Понятие, полномочия и роль законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Изучение организации деятельности и компетенции Законодательного Собрания Челябинской области. Рассмотрение проблем в работе данных органов власти.
курсовая работа [68,7 K], добавлен 30.11.2014
- 1 Ход реформы
- 1.1 Первый этап реформы (2003—2005 годы)
- 1.2 Второй этап реформы (с 2006 года)
- 1.2.1 Создание многофункциональных центров
- 1.2.2 Разработка административных регламентов
- 2 Цели реформы
- 3 Финансирование
- 4 Результаты реформы
- 5 Органы
- 6 Документы
- 7 Ссылки
- 8 Примечания
Первого замминистра уволили в рамках реформы системы управления
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
25 октября 2005 года правительство Российской Федерации одобрило концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах[2]
- Интервью
- Вопросы к экзамену
- Вопросы к зачету в условиях ДОТ