Аудиторское заключение образец 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторское заключение образец 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Результаты проведенной проверки фиксируются в специальном документе – аудиторском заключении, особое место в котором занимает мнение специалиста о правдивости и достоверности информации, представленной в финансовой отчетности аудируемого предприятия. Заключение предназначается для пользователей отчетности компании – ИФНС, акционерам, собственникам, инвесторам и др.

Аудиторское заключение: пример

Документ составляется в определенной последовательности и должен содержать:

  • Название;
  • Адресата (т.е. лиц, для которых предназначен документ)
  • Информацию о проверяемой компании – наименование, адрес, реквизиты;
  • Сведения об аудиторской фирме/частном аудиторе: название или ФИО предпринимателя, регистрационный госномер, адрес, наименование СРО, членом которой является аудитор или компания, № в реестре аудиторов или аудиторских фирм;
  • Список отчетных документов, участвующих в проверке, период, за который документация составлена;
  • Информация о выполненном аудитором/компанией объеме работ, на основании которого выстроено мнение о правдивости финансовой отчетности проверяемой фирмы;
  • Мнение специалиста-аудитора или представителей фирмы о достоверности финансовой отчетности компании, базирующееся на факторах и обстоятельствах, которые оказали влияние на степень правдивости данных;
  • Итоги проверки;
  • Дата.

Оформленное аудиторское заключение предоставляется аудитором исключительно компании, заключившей договор на оказание соответствующих аудиторских услуг. Существуют полярно противоположные заключения.

Основную часть заключения составляет перечисление оснований, легших в основу мнений аудитора о достоверности подвергнутой аудиту бухгалтерской отчетности.

Если представленная бухгалтерская отчетность достоверно отображает реальное финансовое положение аудируемого лица, то аудитор излагает немодифицированное мнение. Если же представленная отчетность не дает оснований для отнесения ее к достоверной, аудитор излагает модифицированное мнение – либо отрицательное, либо с оговоркой.

Так, в соответствии со стандартом «О модифицированном мнении в аудиторском заключении», применение мнения с оговоркой или отрицательного может быть обусловлено:

  • обстоятельствами, повлиявшими на мнение аудитора;
  • степень влияния этих обстоятельств на бухгалтерскую отчетность в целом.

Градация оценки влияния в данном случае, может быть выражена в следующей схеме:

  1. искаженная бухгалтерская отчетность без всеобъемлющего влияния = мнение с оговоркой;
  2. искаженная бухгалтерская отчетность со всеобъемлющим влиянием = отрицательное мнение;
  3. недостаточность аудиторских доказательств без всеобъемлющего влияния = мнение с оговоркой;
  4. недостаточность представленных документов для надлежащих аудиторских доказательств со всеобъемлющим влиянием = отрицательное мнение.

Основание для выражения отрицательного мнения

Как указано в пункте 5 пояснительной записки, в консолидированную финансовую отчетность не были включены показатели дочернего общества ООО «Цветочек», приобретенного в 2014 году. В соответствии с требованиями правил отчетности в части подготовки консолидированной финансовой отчетности показатели дочернего общества подлежат включению в консолидированную финансовую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций (доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом). Если бы показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества ООО «Цветочек» были включены в консолидированную финансовую отчетность, то это привело бы к существенным изменениям многих показателей консолидированной финансовой отчетности. Количественная оценка влияния искажения, допущенного при составлении консолидированной финансовой отчетности, не осуществлялась.

Отрицательное мнение

По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для выражения отрицательного мнения, консолидированная финансовая отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ООО «Лютик» по состоянию на 31 декабря 2015 года, результаты их финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2015 год в соответствии с установленными правилами составления консолидированной финансовой отчетности.

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Для проведения аудиторской проверки могут привлекаться как сотрудники сторонних специализированных компаний и эксперты государственных надзорных структур, так и специалисты самого предприятия (но не во всех случаях). В любом случае, это должны быть лица, имеющие высшее экономическое или бухгалтерское образование, серьезный опыт работы, а также аттестат аудитора.

Основной целью проверки является оценка «чистоты» бухгалтерской финансовой отчётности организации и ее соответствия законам РФ.

По результатам проверки аудитор выдает свое заключение (положительное или отрицательное). При этом если проверяющий считает, что не получил достаточного объема документации и прочих подтверждающих свидетельств о деятельности компании, он имеет право отказаться от выдачи заключения.

Аудиты могут быть:

  • обязательными, регулируемыми законодательством РФ – обычно им подвергаются предприятия, работающие с финансовыми средствами населения;
  • добровольными – такие проводятся по инициативе руководства фирмы.

Также проверки могут быть разовыми или регулярными (последние обычно используются в крупных организациях и являются эффективным методом контроля за работой бухгалтерских и финансовых отделов).

Стандарты проведения аудиторских мероприятий прописаны в законодательстве РФ. Кроме того, некоторые правила могут содержаться в учетной политике организации.

В процессе проверки учитываются многие параметры:

  • направление деятельности компании;
  • квалификация персонала;
  • темпы роста;
  • финансовое состояние и т.п.

Далее просматриваются и анализируются предоставленные документы, а также действия, производимые сотрудниками предприятия.

Часто аудиторские мероприятия занимают несколько дней, а то и недель – конкретный период оговаривается индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе размера организации, наличия структурных подразделений и филиалов, длительности периода, за который проводится проверка и т.д.

В любом случае, аудит не проводится чаще одного раза в год.

Унифицированного образца акта аудиторской проверки нет, так что он может быть написан в произвольной форме. Однако, при его составлении важно учитывать некоторые общие для всех подобного рода документов особенности.

В частности, нужно обязательно делить акт на разделы. Их должно быть как минимум три:

  • начало (так называемая «шапка»),
  • основная часть,
  • заключение.

В начало вносятся реквизиты организации, в которой проводится проверка, а также сведения о проверяющем лице, в основной блок – методы и ход проверки, в заключение – выводы экспертов.

Акт обязательно должен быть подписан лицом или группой лиц, проводивших проверку – таким образом, они свидетельствуют о том, что вся внесенная в него информация верна и они несут за нее полную ответственность. Также акт должен содержать аудиторскую печать.

Составляется документ в двух идентичных экземплярах. Один их них остается у аудитора, второй передается компании – заказчику. Отметку об акте следует занести в журнал учета документации предприятия – он обычно находится у секретаря.

В начале документа пишется:

  • его наименование, а также дата и место (населенный пункт) составления;
  • информация об организации, проводящей проверку (ИНН, КПП, адрес и телефон);
  • данные аудитора (его ФИО, номер аттестата и прочие идентификационные данные);
  • сведения о компании, в которой осуществляется проверка (также – ИНН, КПП, адрес, телефон, ФИО директора и главного бухгалтера).

Затем идет основной раздел. Его можно поделить на несколько пунктов. Сюда нужно обязательно внести:

  • цель контрольных действий;
  • период, за которых проводится проверка;
  • методы проверки;
  • названия документов, которые подверглись анализу;
  • территория проведения (в офисе исполнителя или в офисе компании – заказчика);
  • пункт о разграничении ответственности (т.е. о том, что аудитор несет ответственность только за свои выводы, все, что касается достоверности бумаг, а также отсутствие необходимых документов – на совести того, кто их предоставил или не предоставил).

В завершении указываются результаты проверки. Чем подробнее будет расписана эта часть акта, тем лучше.

Документ может быть дополнен любой другой информацией (в зависимости от индивидуальных особенностей компании). Если к акту проверки прилагаются какие-то дополнительные бумаги, это нужно также отметить.

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Для проведения проверки составляется план внутреннего финансового аудита. Для каждой аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая план, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.

План утверждается до начала календарного года. Включаются в план финаудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.

Обязательный аудит за 2020 год: новые критерии и таблица

1.1.1. Проведение аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с « » 2021 г. по « » 2021 г.

1.1.2. Срок сдачи работ по Договору « » 2021 г. В результате:

2.2.1. Провести аудиторскую проверку хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с « » 2021 г. по « » 2021 г.

3.1. Стоимость работ, предоставляемых Исполнителем в соответствии с п.1.1 настоящего Договора, определяется умножением количества часов, затраченных на проведение работ, на стоимость одного часа работ, проведенных одним специалистом, в соответствии с протоколом согласования договорной цены (Приложение к Договору № от « » 2021 г.), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

3.2. Заказчик произведет платежи единовременно, после сдачи работы по Договору путем перевода денежных средств на расчетный счет Исполнителя с указанием: «За услуги по Договору № от « » 2021 г.»

9.1. Срок действия настоящего Договора: начало « » 2021 г. окончание « » 2021 г.

9.2. Любая из сторон будет иметь право немедленно прервать действие настоящего Договора путем передачи письменного уведомления в случае, если другая сторона Договора:

  • окажется неплатежеспособной, несостоятельной, произойдет ликвидация или реорганизация;
  • приостановит свои обычные деловые операции или возникнет угроза их приостановления;
  • передаст всю или значительную часть информации третьим лицам.

Важно! Под налоговым аудитом понимают услугу, которую оказывает аудиторская компания относительно проверки начисления и уплаты всех налогов и сборов заказчика. По результатам данной услуги аудитор составляет мнение о достоверности и правильности налогового учета организации, а также соответствие его требованием действующего законодательства.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2021 году

Различают следующие виды налогового аудита:

Виды налогового аудита Что собой представляет
Комплексный аудит Предполагает проведение полной проверки отчетности компании по налога (сборам) за конкретный период времени.
Тематический аудит Проводится по выборочным видам налогов (одному или нескольким), согласование которых происходит при заключении договора с аудиторской фирмой.

Помимо этого, можно также выделить еще один вид налогового аудита – структурный, особенностью которого является проведение проверки расчетов налоговых отчислений компании по отдельным структурным подразделениям. Такой вид налогового аудита широко распространен в крупных компаниях с филиалами, в которых отсутствует централизованный учет финансово-хозяйственных операций.

Данный этап включает в себя проведение исследований основных показателей, влияющих на формирование налогооблагаемой базы, после чего оценивается общее состояние налогового учета. Среди обязательных условий можно отметить проверку методов расчета налогов, соответствие показателей данным налоговой декларации, а также порядок документооборота и хранения данных.

По итогам проведения проверки аудитор должен составить письменный документ, в котором отражаются все результаты его деятельности. Согласно ст. 6 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — ФЗ об аудиторской деятельности), официальным документом, составляемым для бухгалтерии аудируемого лица, является заключение аудитора, которое содержит мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого.

В п. 14 приложения № 1 к приказу Минфина № 46н уточняется, что аудитор по результатам проверки может вынести одно из установленных заключений. Законодатель выделяет следующие варианты:

  1. Безоговорочно положительное заключение (немодифицированное). Данное заключение выдается в том случае, если представленные на проверку документы дают достоверное представление о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности. Иными словами, если вся документации составлена в соответствии с требованиями законодательства и аудируемое лицо ведет свою деятельность, не нарушая положений нормативных актов.
  2. Модифицированное заключение. Оно составляется, если в результате проверки имели место следующие обстоятельства:
    • не влияющие на мнение аудитора, но требующие внимания аудируемого лица;
    • влияющие на мнение аудитора и приводящие к составлению заключения с оговоркой, отрицательным мнением или отказу в выражении мнения со сторон аудитора.

При этом модифицированное заключение может быть:

  • с оговоркой — в случае, когда нет данных, позволяющих выразить отрицательное мнение, но имеются сведения, которые необходимо довести до руководства аудируемого лица во избежание допущения впоследствии ошибок в ведении хозяйственной и финансовой деятельности (в заключении может содержаться фраза «за исключением обстоятельств»);
  • с отказом от выражения мнения — в том случае, когда документы, представленные на аудит (объем аудита) не позволяют сделать каких-либо объективных выводов о соответствии бухгалтерского учета требованиям законодательства;
  • с отрицательным мнением — в том случае, если оговорки недостаточно для того, чтобы указать на ошибки в ведении финансово-хозяйственной деятельности и имеют место разногласия с руководством компании, которое этих ошибок не признает.

Вне зависимости от того, какую позицию занял аудитор, заключение должно содержать его мнение. Без этого раздела документ не будет иметь юридической силы.

***

Итак, результаты проведенной аудиторской проверки должны быть оформлены заключением аудитора. При этом последний также вправе составить отчет о проверке и акт выполненных работ, которые будут являться приложениями к договору на оказание услуг. Все замечания, которые изложены в заключении аудитора, обязательны для устранения. Недостатки же, изложенные в отчете и акте, носят рекомендательный характер.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

В ряде случаев аудитор определяется на основании открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эти случаи перечислены в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

В частности, конкурсный порядок обязаны соблюдать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Чаще всего это публичные акционерные общества.

Для всех без исключения акционерных обществ проведение аудита является обязательным (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Аудитор общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора (ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Утверждение аудитора общества должно производиться на годовом общем собрании акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (п.

1 ст. 47, п.

2 ст. 54 Закона № 208-ФЗ).

Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году

Статья 29 (п. 3) Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что утверждение аудитора относится к исключительной компетенции высшего органа управления НКО.

Для автономных НКО, некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) руководитель заведомо не является высшим органом управления (п. 1 ст.

29 Закона № 7-ФЗ).

Договор фиксирует обязанность заказчика собственными средствами и силами произвести инвентаризацию денежных средств и всех расчетных счетов, товарных и материальных ценностей и занести в нормативные акты установленного образца, полученные результаты. А дальше предоставить исполнителю-аудитору:

  • бухгалтерскую, финансовую и банковскую отчетность, другую информацию, касающуюся финансово-хозяйственной деятельности, в том объеме и в те сроки, которые согласованы с исполнителем;
  • соблюдать сроки предоставления информации, поскольку их нарушение влечет за собой невозможность проведения аудита в срок;
  • срыв срока или неполная информированность аудитора дает основание последнему прекратить работу, причем, ответственности за это он не несет – об этом должен быть специальный пункт в договоре.

Юридически грамотный договор на проведение аудита обязательно будет содержать и пункт «конфиденциальность», что в расшифровке не нуждается. Ведь проверке исполнитель подвергнет практически всю деятельность компании. Причем, по желанию клиента, проверка может касаться длительного периода. Вот почему так важно сохранять в тайне:

  • сам договор;
  • любую информацию, сводки и данные, которые предоставляет каждая из сторон;
  • в случае передачи такой информации третьему лицу или лицам без согласия клиента может закончиться судебным разбирательством.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ:

1.1.1. Проведение аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности Заказчика за период с « » года до « » года.

1.1.2. Срок сдачи работ по Договору « » года В результате:

1.1.3. Дается оценка состояния бухгалтерского учета сохранности материальных ценностей и денежных средств.

1.1.4. Составляется аудиторское заключение.

Действующее законодательство обязывает ряд категорий организаций проводить аудит бухгалтерской отчетности. Речь идет о следующих юридических лицах:

  1. Созданных в форме акционерного общества.
  2. Выпускающих ценные бумаги, обращающиеся на рынке.
  3. Ведущих деятельность в определенных сферах (например, банковской или страховой).
  4. Формирующих консолидированную отчетность.
  5. Имеющих финансовые показатели:
  • годовая выручка более 400 млн. руб.;
  • активы баланса более 60 млн. руб.

Для всех этих категорий компаний по итогам обязательного аудита отчетности составляется заключение.

Кроме обязательного существует еще инициативный аудит. Любое предприятие, не относящееся к перечисленным выше категориям, может заключить с аудиторской компанией договор на проведение проверки.

Инициативный аудит необязательно включает в себя проверку достоверности отчетности. В данном случае могут проверяться любые стороны деятельности компании — производство, сбыт, исчисление налогов. Поэтому выдача аудиторского заключения при инициативном аудите не является обязательным, но может иметь место по желанию заказчика, если проверка включает в себя и аудит отчетности.

Аудит организации обязательный и его проведение

С 2017 года форма российского аудиторского заключения должна соответствовать международному стандарту МСА 700, введенному на территории РФ приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н.

Вне зависимости от выраженного мнения аудиторское заключение должно включать:

  • Перечень лиц, для которых составляется заключение (обычно это собственники или руководители проверяемой компании).
  • Информацию о проверяемой компании.
  • Мнение аудитора.
  • Основание для выражения мнения.
  • Ключевые вопросы аудита. Данный раздел заполняется при аудите компаний, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке. Перечень ключевых вопросов зависит от особенностей бизнеса проверяемой компании.
  • Прочую информацию — предоставляется в случае необходимости.
  • Ответственность руководства за достоверность отчетности с указанием конкретных ответственных лиц.
  • Ответственность аудитора за проведенную проверку.
  • Обязанность аудитора предоставить другие отчеты (если она предусмотрена договором).
  • ФИО и подпись руководителя аудита.

В первую очередь, аудиторское заключение предназначено для руководства и собственников компании. Если же компания подлежит обязательному аудиту, заключение необходимо предоставить в органы статистики (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»).

Нужно ли сдавать аудиторское заключение в налоговые органы — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно не упоминается в ст. 14 закона № 402-ФЗ как составная часть бухгалтерской отчетности. Но с другой стороны, в п. 41 ПБУ 4/99 указано, что итоговая часть заключения при обязательном аудите должна прилагаться к отчету. Поэтому на практике компании, подлежащие обязательному аудиту, чтобы избежать споров, обычно предоставляют итоговую часть заключения и налоговикам.

По решению собственников аудиторское заключение может быть предоставлено и другим внешним пользователям — банкам, инвесторам, контрагентам при подписании крупных контрактов и др.

Актуально на

Само понятие аудиторское заключение означает выражение своего мнения проверяющим лицом или организацией по поводу состояния финансовой и бухгалтерской отчетности соответствующей проверяемой организации.

Аудиторское суждение составляется после проведения полной проверки предприятия уполномоченным лицом или организацией и имеет стандартную унифицированную письменную форму.

Правовая природа аудиторских заключений

На сегодняшний день применяются несколько видов аудиторских письменных выводов.

К ним относятся:

  1. Заключение проверяющего уполномоченного лица может быть выражено с абсолютно положительным мнением, это значит, что при проведении проверки соответствующей отчетности не было выявлено никаких нарушений, в ней была представлена правдивая информация, которая соответствует действительности;
  2. Модифицированное суждение после проведенной проверки, в свою очередь оно может делиться на несколько видов:
  • вывод проверяющего лица может быть с высказыванием мнения, которое не будет являться абсолютно положительным;
  • вывод проверяющего лица, может быть составлен с помощью написания абзаца, который должен привлечь внимание организации к недочетам;
  • вывод проверяющего лица, может быть составлен с оговоркой;
  • вывод проверяющего лица может быть составлен с выражением полного отрицательного мнения;
  • проверяющее лицо или организация может отказаться от выражения своего мнения. Это может быть в ситуации, когда документальная отчетность организации абсолютно не читаема или уполномоченному проверяющему лицу не были предоставлены все необходимые письменные документы, которые он запрашивал для осуществления соответствующей проверки.

Основные правила составления аудиторского мнения

Следует выделить основные пункты, которые необходимо в обязательном порядке прописать в написании аудиторского заключения отчетности.

К данным пунктам относятся:

  • указывается полное название соответствующего письменного вывода;
  • прописывается информация о лице, которому соответствующее письменное заключение будет направленно;
  • информация об проверяющем лице, это могут быть данные о самой проверяющей организации, удостоверяющие свидетельства о том, что данная организация или лицо имеет право проводить такую проверку;
  • прописываются данные о человеке или организации, которые осуществляют проверку, то есть адрес нахождения соответствующего предприятия, ее название и другое;
  • вначале письменного заключения пишется введение;
  • раздел, раскрывающий размер необходимой проверки;
  • прописывается основная часть, в которой проверяющее лицо указывает свое сформировавшееся мнение;
  • дата написания соответствующего мнения;
  • ставится в конце заключения личная подпись лица или организации, которое осуществляло проверку.

Само понятие аудиторское заключение означает выражение своего мнения проверяющим лицом или организацией по поводу состояния финансовой и бухгалтерской отчетности соответствующей проверяемой организации.

Аудиторское суждение составляется после проведения полной проверки предприятия уполномоченным лицом или организацией и имеет стандартную унифицированную письменную форму.

Правовая природа аудиторских заключений

На сегодняшний день применяются несколько видов аудиторских письменных выводов.

К ним относятся:

  1. Заключение проверяющего уполномоченного лица может быть выражено с абсолютно положительным мнением, это значит, что при проведении проверки соответствующей отчетности не было выявлено никаких нарушений, в ней была представлена правдивая информация, которая соответствует действительности;
  2. Модифицированное суждение после проведенной проверки, в свою очередь оно может делиться на несколько видов:
  • вывод проверяющего лица может быть с высказыванием мнения, которое не будет являться абсолютно положительным;
  • вывод проверяющего лица, может быть составлен с помощью написания абзаца, который должен привлечь внимание организации к недочетам;
  • вывод проверяющего лица, может быть составлен с оговоркой;
  • вывод проверяющего лица может быть составлен с выражением полного отрицательного мнения;
  • проверяющее лицо или организация может отказаться от выражения своего мнения. Это может быть в ситуации, когда документальная отчетность организации абсолютно не читаема или уполномоченному проверяющему лицу не были предоставлены все необходимые письменные документы, которые он запрашивал для осуществления соответствующей проверки.

Основные правила составления аудиторского мнения

Следует выделить основные пункты, которые необходимо в обязательном порядке прописать в написании аудиторского заключения отчетности.

К данным пунктам относятся:

  • указывается полное название соответствующего письменного вывода;
  • прописывается информация о лице, которому соответствующее письменное заключение будет направленно;
  • информация об проверяющем лице, это могут быть данные о самой проверяющей организации, удостоверяющие свидетельства о том, что данная организация или лицо имеет право проводить такую проверку;
  • прописываются данные о человеке или организации, которые осуществляют проверку, то есть адрес нахождения соответствующего предприятия, ее название и другое;
  • вначале письменного заключения пишется введение;
  • раздел, раскрывающий размер необходимой проверки;
  • прописывается основная часть, в которой проверяющее лицо указывает свое сформировавшееся мнение;
  • дата написания соответствующего мнения;
  • ставится в конце заключения личная подпись лица или организации, которое осуществляло проверку.

Ниже расположен типовой бланк и образец аудиторского заключения вариант которого можно скачать бесплатно.

Аудиторское заключение – документ, который содержит в себе мнение аудиторской организации или же индивидуального аудитора относительно достоверности финансовой отчетности проверяемой организации.

Как правило, данный документ составляется в следующих случаях:

  • необходимость получения официального заключения в случае планового обязательного аудита;
  • необходимость предоставления данного документа инвесторам, партнерам или банку для подтверждения своей деловой репутации, а так же кредитоспособности;
  • как доказательство соответствия документов и процедур всем нормативным документам;
  • предоставление данного документа на конкретную оценку рисков, объект сделки и т.д.

Формирование акта аудиторской проверки является обязательным этапом проведения контрольных проверочных мероприятий по финансово-экономической деятельности организации.

Для проведения аудиторской проверки могут привлекаться как сотрудники сторонних специализированных компаний и эксперты государственных надзорных структур, так и специалисты самого предприятия (но не во всех случаях). В любом случае, это должны быть лица, имеющие высшее экономическое или бухгалтерское образование, серьезный опыт работы, а также аттестат аудитора.

Основной целью проверки является оценка «чистоты» бухгалтерской финансовой отчётности организации и ее соответствия законам РФ.

По результатам проверки аудитор выдает свое заключение (положительное или отрицательное). При этом если проверяющий считает, что не получил достаточного объема документации и прочих подтверждающих свидетельств о деятельности компании, он имеет право отказаться от выдачи заключения.

Аудиты могут быть:

  • обязательными, регулируемыми законодательством РФ – обычно им подвергаются предприятия, работающие с финансовыми средствами населения;
  • добровольными – такие проводятся по инициативе руководства фирмы.

Также проверки могут быть разовыми или регулярными (последние обычно используются в крупных организациях и являются эффективным методом контроля за работой бухгалтерских и финансовых отделов).

Стандарты проведения аудиторских мероприятий прописаны в законодательстве РФ. Кроме того, некоторые правила могут содержаться в учетной политике организации.

В процессе проверки учитываются многие параметры:

  • направление деятельности компании;
  • квалификация персонала;
  • темпы роста;
  • финансовое состояние и т.п.

Далее просматриваются и анализируются предоставленные документы, а также действия, производимые сотрудниками предприятия.

Часто аудиторские мероприятия занимают несколько дней, а то и недель – конкретный период оговаривается индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе размера организации, наличия структурных подразделений и филиалов, длительности периода, за который проводится проверка и т.д.

В любом случае, аудит не проводится чаще одного раза в год.

Аудиторы проверяют весь пакет бухгалтерской документации (за определенный промежуток времени), а также отчетные бумаги: балансы, приложения, декларации, справки, примечания и т.д. При этом, для полного и всеобъемлющего анализа все запрашиваемые документы должны быть предоставлены.

В некоторых случаях аудиту подвергаются только некоторые направления деятельности компании, например, в части расчетов по налогам и прочим обязательным платежам, финансовых взаимоотношений с контрагентами, учету кассовых операций, основных средств и т.д.

Унифицированного образца акта аудиторской проверки нет, так что он может быть написан в произвольной форме. Однако, при его составлении важно учитывать некоторые общие для всех подобного рода документов особенности.

В частности, нужно обязательно делить акт на разделы. Их должно быть как минимум три:

  • начало (так называемая «шапка»),
  • основная часть,
  • заключение.

В начало вносятся реквизиты организации, в которой проводится проверка, а также сведения о проверяющем лице, в основной блок – методы и ход проверки, в заключение – выводы экспертов.

Акт обязательно должен быть подписан лицом или группой лиц, проводивших проверку – таким образом, они свидетельствуют о том, что вся внесенная в него информация верна и они несут за нее полную ответственность. Также акт должен содержать аудиторскую печать.

Составляется документ в двух идентичных экземплярах. Один их них остается у аудитора, второй передается компании – заказчику. Отметку об акте следует занести в журнал учета документации предприятия – он обычно находится у секретаря.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *