Что нового в инвентаризации с мая 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нового в инвентаризации с мая 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.
Что нового в инвентаризации с мая 2021
- участок размещения;
- источник образования отработанных материалов;
- наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
- присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
- характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
- принятые нормы образования отработанных материалов;
- места временного хранения и их характеристики;
- варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
- прочие необходимые показатели.
Российская сторона уже компенсировала убытки за некондиционную нефть Казахстану и Украине, выплатила часть компенсации Польше, но в случае с Беларусью «все еще считает ее размер» и требует от Минска документальных подтверждений ущерба и объемов «грязной нефти». Но в этом году компенсация, пусть и неизвестно в каком размере, должна поступить в бюджет Беларуси.
Однако летом, со сменой руководства, Минздрав взялся изучать разницу в ценах у нас и за границей — в референтных странах (то есть сходных по условиям), опросив граждан — что покупают там чаще всего. Часть из того, что лидирует по опросам, включили в новый перечень препаратов, на которые будут установлены предельные отпускные цены. Он заработает с 2021 года. В списке появилось как минимум 100 позиций.
Итоговый документ президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко должны были подписать 8 декабря, а затем 20-го. Однако он так и не был подписан: Россия и Беларусь не договорились по газу, нефти и налогам.
Отметим, что разд. VIII ФСБУ «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2021 году целесообразно ссылаться именно на названный стандарт. Последний вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по-прежнему можно применять при проведении инвентаризации.
Например, в прошлом году Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1101 в порядок формирования госзадания были внесены изменения. Теперь в госзадании должна быть учтена годовая сумма плановой (расчетной) амортизации по особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), используемому в процессе оказания госуслуг. То есть амортизация основных средств финансируется, а убыток от обесценения пока нет. Хотя сам убыток согласно ФСБУ «Обесценение активов» Минфин уже предлагает отражать в учете.
Инвентаризация выбросов позволяет систематизировать данные о распределении всех источников выбросов на территории предприятия, включая состав и количество выбросов от каждого источника. Инвентаризация может проводиться инструментальными и расчетными методами.
Уже с апреля 2021 года вводится новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ). Он утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2021 № 352, вступающим в законную силу с 26.04.2021 года.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
- Увеличение размера прожиточного минимума, а значит, и минимального размера оклада труда, поскольку с некоторых пор они составляют одинаковое значение – 12 130 руб.
- Доступность составленного отчета, уже скрепленного электронной подписью налоговой, через ГИР БО, который станет открытым для абонентского использования на платной основе, будет реализована с мая 2021 года.
- Последние новости для нерадивых бухгалтеров и решения о запрете на отчуждение имущества будут публиковаться Федеральной налоговой службой на официальном сайте ФНС, там же можно будет найти и уведомления, если такое решение будет отменено.
- С того же апреля налогоплательщику будут поступать уведомления от налоговой в вариабельной форме – СМС-сообщения, почтовые отправления, другие вероятные способы правда, только при согласии налогоплательщика.
Для того чтобы включенные в годовую бухгалтерскую отчетность данные были достоверными, перед ее составлением необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в сроки, установленные законодательством.
Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2021 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:
- ликвидация организации;
- реорганизация организации;
- смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
- продажа имущества;
- выкуп имущества;
- передача в аренду имущества;
- воровство, хищение и т.д.;
- порча имущества;
- форс-мажорные ситуации.
Алгоритм проведения инвентаризации в организации выглядит следующим образом:
- Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации. Для оформления приказа можно использовать унифицированную форму ИНВ-22, так как в данной форме содержатся все необходимые данные для проведения инвентаризации;
- На инвентаризации должны присутствовать материально-ответственные лица;
- Необходимо определиться со сроками проведения инвентаризации, утвердить состав инвентаризационной комиссии и указать всю эту информацию в приказе;
- К началу проведения инвентаризации все имущество должно быть приведено в порядок;
- Если инвентаризация проходит, например, на складе, то в процессе инвентаризации наличие имущества определяется путем подсчета, взвешивания и т.д.;
- Все данные заносятся в инвентарные описи. Инвентарную опись должны подписать все члены комиссии.
- Материально ответственное лицо должно письменно согласиться с тем, что инвентаризация проходила в его присутствии;
- Все расхождения записываются в сличительные ведомости;
- После проведения инвентаризации выясняются причины расхождения, выявленные в процессе инвентаризации;
- С материально ответственного лица берутся письменные объяснения
Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, находящегося на балансе, но также и в отношении других объектов бухгалтерского учета, например, тех, которые находятся на забалансовых счетах.
Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.
Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации | Унифицированная форма |
основные средства | ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
нематериальные активы (НМА) | ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности | ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость) |
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути | ИНВ-5, ИНВ-6 |
наличные денежные средства | ИНВ-15 |
драгметаллы, драгоценные камни | ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9 |
ценные бумаги и БСО | ИНВ-16 |
дебиторская, кредиторская задолженности | ИНВ-17 |
Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа – ИНВ-26.
Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать
Вопрос. Обязательна ли инвентаризация при смене главного бухгалтера?
Ответ. Делать инвентаризацию при смене главного бухгалтера необходимо только в том случае, если в трудовом договоре предусмотрена полная материальная ответственность главного бухгалтера в соответствии со статьей 243 Трудового Кодекса РФ. Если же такого условия в договоре нет, то и инвентаризация необязательна. Но если есть желание, то такую возможность можно указать в учетной политике.
Инвентаризация в компании может быть обязательной процедурой, либо по требованию ее руководства. В любом случае ревизия не может начаться без составления соответствующего приказа. Как это делается, мы сейчас и посмотрим.
Приказ о проведении инвентаризации оформляется тогда, когда ревизия проводится по решению управления фирмы, и тогда, когда этого требует закон. Обязательная инвентаризация осуществляется в ситуациях, перечисленных в п.27 Приказа Минфина №34н.
К ним относятся:
1. При передаче имущества в аренду, при его продаже или выкупе;
2. Когда составляется годовой бухгалтерский баланс, но не ранее 1 октября отчетного года;
3. У вас появилось иное материально-ответственное лицо (к примеру, кладовщик или кассир);
4. Обнаружена недостача, воровство, порча товарно-материальных ценностей фирмы;
5. Стихийные бедствия;
6. Ликвидация или реорганизация предприятия.
Порядок внеобязательной проверки лучше прописать в учетных документах фирмы.
Пересчет назначается как по всему имуществу компании, так и по отдельным пунктам. Например: ревизия ОС, НМА, товарно-материальных ценностей, производственных запасов фирмы.
Для проверки в 2020-2021 годах назначается комиссия (не менее двух человек), ее состав должен быть оговорен в приказе на инвентаризацию в обязательном порядке. Материально ответственные сотрудники членами такой комиссии быть не могут.
Приказ на проведение инвентаризации делается либо в свободной форме, либо на унифицированном бланке ИНВ-22, утвержденном в постановлении Госкомстата России № 88.
Последний вариант наиболее удобен, так как не нужно ломать голову, какие поля включить в документ. К тому же официальный бланк входит в состав большинства бухгалтерских электронных программ.
Наиважнейшие пункты распоряжения состоят из таких данных:
• Название и реквизиты организации или ИП;
• Номер и дата составления распоряжения;
• Период проведения ревизии;
• Что подлежит проверке (ОС, НМА, материальные ценности, касса и т.д.);
• Причина назначения контроля;
• Что будет проверяться конкретно (например, ценности, хранящиеся на складе таком-то и пр.);
• Кто войдет в комиссию (ФИО, должность).
Документ обязательно визируется руководителем предприятия. Его номер и дата записываются в журнал, который ведется в организации для официальных распоряжений.
У фирмы с небольшим штатом может быть большое количество запасов или большая номенклатура. Кроме того, у мелкого и среднего бизнеса любой покупатель или клиент «на счету». Поэтому, закрывать на несколько суток, к примеру, магазин или точку общепита (особенно в пред-и посленовогодние дни) не хотят ни владельцы, ни руководство.
Как выполнить условие Указаний о приостановке движения материальных ценностей на время инвентаризации?
Для этого до начала мероприятия следует составить продуманный план инвентаризации.
По общему правилу, материально ответственное лицо должно присутствовать при инвентаризации. Но только вверенных ему ценностей. Так, мат. ответственные работники отдельного склада должны присутствовать при пересчете комиссией склада, но не обязаны находиться, к примеру, в магазине, где за сохранность ТМЦ отвечают работники магазина.
Как быть, если мат. ответственное лицо не может присутствовать при пересчете в силу объективных причин? Можно ли проводить инвентаризацию?
Можно, но при соблюдении нескольких обязательных этапов:
1. Мат. ответственному работнику следует вручить письменное предложение присутствовать при пересчете вверенных ему ценностей. На что работник должен дать тоже письменный ответ, в котором изложит причины, почему не может быть на инвентаризации.
Если же данное требование невыполнимо (например, работник отсутствует по невыясненным причинам), составляют акт об его отсутствии.
2. На основании ответа работника либо акта об отсутствии руководителю нужно издать приказ о проведении пересчета в отсутствие материально ответственного лица.
3. Во всех инвентаризационных документах в местах, где должен отметиться отсутствующий сотрудник, делают записи о том, что он отсутствует и по какой причине. Каждую такую запись заверяют подписями всех членов комиссии.
4. Разрешено вместо мат. ответственного лица привлечь независимых свидетелей для наблюдения за пересчетом. В случае необходимости (например, при оспаривании мат. ответственным лицом результатов инвентаризации) свидетели могут подтвердить, что процесс проводился без нарушений со стороны комиссии.
Техническая инвентаризация в 2021
- не требующие получения разрешительной документации и согласования с органами власти;
- производимые по типовому проекту с внесением всех изменений в техплан помещения.
- требующие предварительного согласования и получения разрешения в установленном жилищным законодательством порядке;
- оформляемые по упрощенной схеме без разработки проекта, но с обязательным внесением всех изменений в техническую документацию объекта;
Каким образом отразить в бухгалтерском учете организации исправительные записи? Верно ли будет отразить в бухгалтерском учете организации использованные на создание основного средства материалы на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», поскольку Инструкция № 26 1 не предусматривает корректировки первоначальной стоимости основного средства в случае выявления ошибки?
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 57-З 1 активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Как поясняется в проекте рекомендаций круглого стола (находится в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), после создания объединенной системы кадастрового учета объектов недвижимости фактически прекратился государственный учет жилищного фонда. Иными словами, кадастровый учет получил приоритет над государственным.
Трудно найти человека, которому никогда не приходилось сталкиваться с работой органов технической инвентаризации. Назначение БТИ (бюро технической инвентаризации) – инвентаризация жилищного фонда и других объектов недвижимости, осуществляемый с целью получения достоверной информации о наличии, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности строений и помещений. Эти сведения необходимы для составления государственной отчетности, исчисления и контроля базы налогообложения. Они требуются для контроля за самовольным строительством, для определения степени эксплуатационной пригодности жилых строений.
Техническая инвентаризация объектов недвижимости — это комплекс работ проводимых на объекте, таких как проведение обмеров помещения, определение внешних контуров здания, определение перечня материалов используемых для строительства, оценка конструкции здания (несущих и ненесущих стен) и т.д.
В ходе проведения работ по технической инвентаризации удается определить индивидуальные параметры объекта, на основе которых впоследствии составляется технический паспорт (описание) объекта недвижимости. С принятием в июле этого года федерального закона «О государственной кадастровой оценке» каждый субъект РФ должен создать и организовать работу нового госучреждения (специализированного ГБУ), которое будет определять кадастровую стоимость недвижимости для последующего расчета земельных и имущественных налогов.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Естественно, среднее специальное образование позволяет работать в БТИ. Однако обучение в ВУЗе дает несколько существенных преимуществ. В частности, у специалистов с высшим образованием больше шансов получить должность без опыта работы в данной сфере, в то время как к кандидатам со средне-специальным образованием такое требование предъявляется обязательно. Также сотрудник, получивший профильное высшее образование, может гораздо раньше пройти профессиональную аттестацию и повысить уровень квалификации, чем его коллега, получавший образование в техникуме или колледже. А все потому, что для сотрудников БТИ с разным уровнем образования устанавливается разная планка минимального стажа.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Инвентаризация перед составлением годовой отчетности за 2020
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.
Годовая инвентаризация 2021 года в бюджетном учреждении
При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».
Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. С месяца, следующего за месяцем оприходования ОС, начисляется амортизация.
В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.
Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.
Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).
- По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
- По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
- По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
- По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
- По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
Одна из основных задач инвентаризации — выявить просроченную задолженность, подлежащую списанию.
Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
- Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
- Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.
Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.
На счетах бухгалтерского учета:
- Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
- Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
- Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
- Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).
Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).
Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).
На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:
- Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
- Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
- Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
- Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.
НДС, начисленный при получении аванса, следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91.«Прочие расходы».
По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.
Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.
- Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
- Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
- Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
- Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.
Девять важных изменений для малого бизнеса в 2021 году
Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:. Комиссия формируется для непосредственного проведения инвентаризации.
Нововведения вступили в силу с Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:. Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.
Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы. Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать.
Это касается и материально-ответственных лиц — они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки. К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:. Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок.
Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи. Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы.
– правильность расчетов с налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы; – правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям; – правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.
Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).
Напомним, Минфин согласно своему Приказу от 28.02.2021 № 36н планировал в июле этого года ввести поправки в Приказ № 52н, но этого не произошло. Можно предположить, что финансовое ведомство собиралось внести изменения и в инвентаризационные формы с целью приведения их в соответствие требованиям вступивших в 2021 году стандартов учета.
Инвентаризация нужна компании, чтобы проверить, какое имущество у нее фактически имеется и каково состояние ее финансовых обязательств. Это мероприятие проводят по определенным правилам в несколько этапов. Но для начала необходимо издать приказ о проведении инвентаризации. Приказ на инвентаризацию образец года обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.
Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале. Бюджетные учреждения, деятельность которых регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета.
Новые правила инвентаризации: возможно введение в следующем году
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами и здесь все регламентировано. Например, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них должна производиться в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от N «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».
Закон N ФЗ разделяет инвентаризации на два вида — на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, — внезапно.
В образец приказа на проведение инвентаризации обязательно необходимо вписать реквизиты документа, его наименование, номер и дату, сведения о проверочных мероприятиях, причину проведения оценки имущественных объектов, указать те ценности, которые будут подвергнуты контролю, и установить сроки данного процесса. Также в документе определяется состав комиссии с поименным и должностным указанием каждого ее члена.
Представленный образец вы можете изменять, дополнять либо сокращать. Главное, чтобы приказ был составлен с учетом названных в начале статьи требований. Многие ошибочно указывают членов комиссии в зависимости от их должности. Правильно будет составлять список по алфавиту. Инициалы по отношению к фамилии в приказах, касающихся основной деятельности, указываются так, как указанно в образце. По окончанию процедуры подсчета составляется акт, в котором указываются все результате проверки, а в ведомости учета отражаются все выявленные расхождения.
С 1 января для УСН поднимут верхние планки: по доходу — со 150 до 200 миллионов рублей, а по количеству персонала — со 100 до 130 человек. Ставка налога в этой буферной зоне тоже возрастёт с 6 до 8% при уплате с дохода и до 20% при уплате с разницы между доходами и расходами. Для тех, кто укладывается в прежние рамки (доход до 150 миллионов, численность работников до 100 человек), ставка не поменяется.
Патенты
Акт инвентаризации – образец, бланк 2021 года
Для предпринимателей, чьи доходы превысили пять миллионов рублей, вводится прогрессивная ставка НДФЛ в размере 15%. Кроме того, наряду с вкладами физических лиц, с дохода по вкладам ИП будет отчислять НДФЛ в размере 13% в случае превышения необлагаемого минимума, рассчитываемого на сумму вкладов размером до одного миллиона рублей. Годовые налоговые декларации
В феврале 2021 года заканчивается отсрочка для ИП по добавлению номенклатуры в чеках онлайн-касс. Теперь вне зависимости от системы налогообложения и вида деятельности нужно указывать в чеке наименование товара или услуги и количество единиц продукции. За нарушение для организаций установлен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. ФНС рекомендует отображать реквизит так, чтобы он был понятен покупателям, но жёстких требований пока нет.
Допускается использование обобщающих названий групп товаров — например, шуба в ассортименте. Для отображения номенклатуры нужно установить специальное ПО либо подключить кассу к телефону/планшету для внесения наименований товаров и услуг. Их можно вбить вручную или загрузить из учётной программы товарную базу. Возможно, придётся менять ККТ, если подключить её к управляющему устройству нельзя.
Людям, впервые устраивающимся на работу в 2021 году, не нужно заводить классические трудовые книжки. ИП передаст в пенсионный фонд данные о приеме работника в электронном виде по форме
С 2021 года в него включены одежда и продукция легкой промышленности, шины и покрышки, духи и туалетная вода, а также молочная продукция. Одежду без маркировки нельзя продавать с 1 января, срок маркировки нереализованных остатков — до 1 февраля. Шины и покрышки нужно снабдить кодами DataMatrix к марту 2021 года.
Продажа любой парфюмерии без маркировки с сентября 2021 года будет караться штрафами. Маркировка молочной продукции в течение года будет внедряться поэтапно.
Подробно все сроки и категории продукции расписаны на сайте системы «Честный знак». Для работы с маркировкой нужно завести там учётную запись, заказать коды DataMatrix на товары и промаркировать их любым удобным способом (наклейки, бирки и т. д.). Затем установить двухмерные сканеры для считывания кода и обновить ПО онлайн-кассы, чтобы она корректно работала с кодами.
Некоторые предприниматели приобретают онлайн-кассу не потому что это обязательно, а потому что она способна решить десятки задач малого бизнеса. В том числе, организовать маркировку товаров и товароучёт.