Пенсионный Возраст Для Военных В Беларуси С 2021 Года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный Возраст Для Военных В Беларуси С 2021 Года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важным моментом является ежегодная индексация всех видов пенсий, производимая правительством Республики Беларусь. Эта мера позволяет не откинуть за черту бедности население страны. Таким образом, белорусская пенсия защищается от инфляции.

Все граждане РБ, в том числе и военнослужащие, могут воспользоваться программой, дающей возможность накапливать дополнительные средства к назначаемой государством пенсии. Участие в программе не является обязательным. Каждый вправе решить, подключиться к ней или нет.

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Военнослужащие Беларуси выходят на пенсию по:

  • выслуге лет;
  • инвалидности;
  • за заслуги перед отечеством;
  • старости.

Чтобы выйти на пенсию, как военный, нужно отработать, а вернее отслужить, в сфере не менее 20 лет. Возраст военного пенсионера — 45 лет (с 2033 г. — 48 лет).

Некоторые категории военнослужащих имеют право и после достижения пенсионного возраста служить стране. К примеру, генерал-полковники могут оставаться в строю вплоть до 60 лет, полковники — до 50 лет.

Важным условием для оформления пенсии является постоянное проживание на территории Республики. На пенсионные выплаты влияет следующее:

  • стаж;
  • оклад, получаемый в соответствии со званием;
  • надбавки;
  • оклад, получаемый в соответствии с должностью.

В Республике Беларусь ежегодно осуществляется повышение военных пенсий. Заявленная выше индексация касается и этой категории.

Если в результате выполнения военного поручения или через 3 месяца после выхода в запас, военнослужащий стал инвалидом, он имеет право на получение пенсии по инвалидности. В этом случае требуется соответствие следующим условиям:

  • военный стаж не менее 1 года;
  • возраст не менее 23-х лет;
  • проживание на территории страны (постоянное).

Решение отправить на пенсию военного за заслуги перед государством принимается на уровне власти.
Стандартное начисление производится следующим образом:

  • Офицеры, военнослужащие контрактники, мичманы и прапорщики при стаже 20 лет — 50% от денежного довольствия, соответствующего категории. За каждый дополнительный год начисляется ещё 3%, но не более 75% в общей сложности. При отставке по возрасту или состоянию здоровья — 60%.
  • При стаже 25 лет, если не менее 12 лет и 5 месяцев из них приходится на военную службу или службу в органах внутренних дел, — 50% и за каждый дополнительный год по 1%.
  • При выслуге 15 лет — 40% плюс 3% за каждый дополнительный год.

В 2021 году схема начислений несколько изменилась.

До июля 2019 года начисление пенсионных выплат будет производилось на основании временных корректирующих коэффициентов. Пересчёт в переходный период осуществлялся в 4 шага:

  1. 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
  2. 12.17 — 01.07.18 — 0,85;
  3. 07.18 — 01.01.19 — 0,9;
  4. 01.19 — 30.06.19 — 0,95.

Начиная с 01.07.19 коэффициент, будет равен 1.00.

Повышение коснётся всех военных пенсионеров РБ. Больше других его почувствуют:

  • ветераны, награждённые медалью «Ветеран Вооружённых Сил ССС»;
  • ветераны, переехавших в РФ;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп;
  • военнослужащие со стажем более 30 лет, из которых более 20 лет — это служба в Вооружённых Силах.

В 2021 году расчёт пенсии военных производится в соответствии с указанным выше коэффициентом. Это делается для того, чтобы немного сдержать её рост и привести в большее соответствие с тем, что получают рядовые граждане страны.

Выход на пенсию для военных Республики Беларусь не означает, что они могут вести безоблачную беззаботную жизнь в полном достатке. Многим приходится продолжать трудовую деятельность отнюдь не из-за любви к армии или МВД, а из нужды. Прожить на 250–300 рублей не так просто. Между тем служба означает самоотречение и готовность в любой момент рисковать жизнью и терпеть лишения.

Информация о том, что военным хотят повысить пенсию, вызвала ажиотаж в массах. Многие выразили недовольство тем, что военные и на пенсии получают больше остальных.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Несмотря на политические разногласия в Беларуси, правительство работает в удвоенном темпе, старается законодательными нововведениями защитить каждую категорию населения. Военные пенсионеры не стали исключением. В феврале 2020 года произошли первые положительные изменения. Подписанные президентом Указ предоставил солдатам и военным пенсионерам социальные гарантии.

Согласно его нормам военнослужащие подлежат обязательному страхованию, в том числе в случаях потери здоровья, инвалидности и выхода на заслуженную пенсию. Размер обязательных взносов составляет 29% от зарплаты военнослужащего. Прошедшие изменения являются прямым доказательством тому, что в новом году состоится изменение пенсионных выплат военнослужащих в большую сторону.

Под страховым стажем понимается продолжительность времени, в течение которого военнослужащий нес срочную службу или исполнял другие возложенные на него обязанности. Выплаты в обязательном порядке проводятся в бюджет РБ.

Продолжительность срочной службы для лиц, которые исполнили воинский долг до принятия Указа будет учитываться при расчете общего стажа:

  • по состоянию на 2020 год страховой стаж военнослужащего должен составлять 17,5 лет;
  • на 2021 год – 18 лет;
  • на 2022 год – 18,5 лет.

К 2025 году он достигнет 20 лет. Максимальный пенсионный возраст мужчины в 2020 году – 60 лет, в 2022году – 63 года. Подробнее о поэтапных изменениях можно узнать с официальных правительственных сайтов или тематических форумов.

  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Военная пенсия в Беларуси в 2021 году

Современная жизнь военного пенсионера – не кажется медом. Несмотря на то, что выплаты больше минимальной пенсии, указанных средств не хватает на пользование культурными и социальными благами. Учитывая серьезность и ответственность работы, сложности, возникающие при выполнении боевых заданий, военные пенсионеры считают, что денежное довольствие при выходе на заслуженный отдых, должно быть выше, чем то, которое платится сегодня.

О том, что повышение военной пенсии в РБ состоится на все 100% говорить еще рано. Вследствие сложной политической ситуации и увеличения риска военной опасности и вторжения, власти обеими руками за повышение денежного довольствия. Президент и его подчиненные понимают важность указанного шага, понимают, что страна должна всегда быть в полной боевой готовности.

Современные венные пенсионеры являются теми же участниками военной системы, которые при необходимости могут быть задействованы в выполнении реальных заданий. Поэтому, добавка к военной пенсии в Белаарси 2021 должна быть реальной и значительной.

Насколько реальными станут планы, зависит от действий президента. После недавней инаугурации народ ожидает первые изменения, одним из которых может стать увеличение пенсионных выплат бывшим военнослужащим.

Дать точный ответ на вопрос, когда поднимут военную пенсию в РБ в 2021 году не сможет ни один эксперт. Причина того заключается в нестабильной политической ситуации и недостаточного количества средств в государственной казне. На сегодняшний день изменение пенсионных выплат бывших военнослужащих может произойти следующим образом:

  • вместе с очередным повышением размера прожиточного минимума;
  • при проведении индексации, которые являются следствием резкого изменения цен на социально-значимую группу товаров;
  • в результате принятия президентом законодательного акта, согласно которому изменения могут иметь кардинальный характер.

Рассматривая последние новости о размере выплаты военной пенсии в Беларуси эксперты обратили внимание, что вместе с изменением денежного довольствия лиц преклонного возраста, грядут кардинальные изменения в части социальной поддержки.

Нововведением будущего периода станет возможность пользования военнослужащими-срочниками госжильем и общежитиями. Действующие военнослужащие с положительными рекомендациями и средним баллом не ниже 6 могут претендовать на обучение в высших военных учреждениях за счет бюджета.

Из-за страховой ловушки, в которой оказались сегодняшние военные пенсионеры, лицам на заслуженном отдыхе остается рассчитывать на социальную помощь со стороны государства. Поэтому, в новом 2021 году правительство планирует расширить их не только относительно действующих солдат срочников, но и лиц, уже находящихся на пенсии.

На пороге 2021 года всех военных пенсионеров интересует вопрос повышения денежного довольствия. Повышение цен на лекарственные препараты, продукты питания, социальные и культурные услуги требуют срочного пересмотра пенсионных выплат бывших военнослужащих. Несмотря на сложную политическую ситуацию президент готов сделать все возможное, чтобы жизнь при выходе на пенсию стала для военнослужащего настоящим отдыхом.

Недавно случилось то, чего ждали очень долго белорусские призывники, солдаты срочной службы и даже те, кто находится в резерве. Президент подписал указ, в соответствии с которым выделяется ряд социальных мер, которые предназначены конкретно для военнослужащих Беларуси.

Указ президента был подписан 10 февраля 2020 года и он касается гарантий социальной защиты граждан, которые несут военную службу. Он устанавливает тот факт, что военнослужащие теперь подлежат обязательному государственному страхованию. Причём особенностью страхования является то, что оно затрагивает как случаи инвалидности, так и достижение пенсионного возраста.

Если говорить простыми словами, то данная категория граждан подлежит обязательному пенсионному страхованию, то есть за каждого военнослужащего производится обязательная выплата страховых взносов в бюджет. Производить это будет в соответствии с нормами законодательства и закон вступил в действие с 1 января 2020 года, ведь начиная с этого времени взносы обязательно должны производиться.

Размер обязательных взносов составляет 29 % от общего денежного довольствия и повышение военной пенсии в РБ напрямую связано с этим процессом.

Какая пенсия у военных в Белоруссии

По закону в страховой стаж будет включена только фактическая продолжительность тех периодов, когда человек находился на срочной службе, то есть за него оплачивались обязательные взносы. Все эти выплаты производятся в бюджет ФСЗН. И никак иначе, этот вопрос нужно учитывать при формировании всех выплат и во время разбирательства с данным вопросом.

Сложно говорить о том, когда поднимут военную пенсию в РБ в 2021 году, потому что пока ещё не совсем ясно, что будет происходить в нынешнем году. Власти говорят, что военную пенсионную систему нужно внедрять, ведь в мире повышается уровень военной опасности, значит армии должны находиться в боевой готовности, если страна хочет себя защитить.

Пенсионеры – это такие же участники военной системы, как и те, которые несут службу в реальном времени. Они свое отработали, и некоторые способны и дальше работать, если понадобится, но они вправе рассчитывать на материальную поддержку государства, выплачиваемую на должном уровне, а не пытаться выжить.

В скором времени планируется проведение выборов президента и есть достаточно высокая вероятность того, что в своей предвыборной кампании он упомянет об изменении пенсионных выплат для военных в отставке. Пока добавка к военной пенсии в Беларуси 2021 года остается неизвестной. За исключением того, что каждый военный будет официально находиться на пенсионном страховании, больше ничего неизвестно.

Помимо финансовых выплат для белорусских пенсионеров, которые несли воинскую службу, предусмотрены меры социальной поддержки. Например, нужно помнить о том, что члены семей тех военнослужащих, которые пребывают на срочной службе, могут пользоваться любыми помещениями – общежитиями, к примеру, которые находятся на государственном учёте.

Ещё один пункт социальной поддержки не особо касается пенсионеров, но в законе о нем упоминается. Люди, которые являются военными, и имеют рекомендации на обучение – рекомендации выдаются воинскими частями, могут пойти на образование. Для этого у них должен быть средний балл не ниже шести. Образование оплачивается средствами республиканского и или местного бюджета.

С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Виды, размеры и условия назначения пенсий

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Граждане, проходившие военную службу, имеют право пойти на пенсию по нескольким основаниям:

  • при наличии выслуги;
  • после получения инвалидности;
  • имея заслуги перед страной;
  • в связи со старостью.

Для оформления пенсионного статуса военнослужащему потребуется пройти службу на протяжении 20 лет. При этом, установлены требования к возрасту. Он не должен составлять менее 45 лет. С 2033 года указанное значение будет повышаться до 48 лет.

В 2020 году начисление пенсионной выплаты производится согласно с изменениями, которые внесены в 2017 году. В это время произведено увеличение выплат для всех групп лиц в РБ. Решение, разработанное главой государства, указывает на то, что с начала сентября будет производится повышение выплат, перечисляемых военным.

До окончания июля 2019 года начисление пенсии реализовывалось на основании применения коэффициентов корректирующего типа. Выделить можно несколько шагов проведения перерасчета, которые связываются с временными периодами.

В частности, изменения производились в 2017, 2019 и запланированы на 2020 год. В июне 2019 года коэффициент составляет 0,95. В наступившем году данное значение будет повышено.

Если лицо не проходило службу, то пенсия для него рассчитывается с учетом прожиточного минимума. Кроме того, могут учитываться усредненные размеры заработка и прочие моменты. Для военного основное влияние оказывает величина оклада. Эти суммы имеют зависимость звания и должности. Также учету подлежат средства, которые выплачиваются вместо надбавки и пайка.

Увеличение затрагивает все категории лиц, которые проходят службу.

На территории российского государства и Республики Беларусь данная категория граждан относится к особому положению.

Военные, отнесенные к числу интернационалистов не имеют возможности пользоваться такими преференциями:

  • пенсионное обеспечение, начисляемое за то, что лицо принимало участие в боевом действии;
  • пособия, связанные с инвалидностью;
  • использование медицинской льготы;
  • гарантии жилищной направленности;
  • дополнительные преференции.

При этом, у граждан, утративших трудоспособность, есть возможность совершить выбор на свое усмотрение.

  • до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
  • с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
  • с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
  • с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

  • В 2017 году – минимум 16 лет:
  • В 2018 году – минимум 16,5 лет;
  • В 2019 году – минимум 17 лет;
  • В 2020 году – минимум 17,5 лет;
  • В 2021 году – минимум 18 лет;
  • В 2022 году – минимум 18,5 лет:
  • В 2023 году – минимум 19 лет;
  • В 2024 году – минимум 19,5 лет;
  • В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

БЕЛТА

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

Что изменится в Беларуси с 1 января

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Законодательство РБ учитывает, что по объективным причинам можно не накопить достаточный стаж для получения трудовой пенсии, либо по объективным причинам люди имеют право выйти на пенсию раньше. Поэтому некоторые категории граждан имеют право получать льготную пенсию в Беларуси до наступления стандартного трудового стажа или пенсионного возраста.

Право на досрочное государственное пенсионное обеспечение имеют:

  • родители детей-инвалидов с детства;
  • сами инвалиды с детства;
  • инвалиды войны;
  • многодетные матери (от 5 детей);
  • матери военнослужащих, погибших при исполнении;
  • лилипуты и карлики;
  • люди, чья работа связана с социально-значимыми видами деятельности;
  • работники военизированных организаций, которые не имеют право на стандартную военную пенсию в Беларуси (не входят в перечень Закона РБ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»);
  • работники с вредными и опасными условиями труда и т.д.

Подробные условия назначения досрочной пенсии можно прочитать в Законе РБ «О пенсионном обеспечении».

Такая пенсия выплачивается вместе с трудовой (по возрасту или по инвалидности). На нее имеют право:

  • Герои РБ и СССР;
  • многодетные матери, которые родили или воспитали девять или более детей (при этом необходимо иметь соответствующий орден или медаль);
  • лауреаты Государственных премий РБ, СССР, БССР;
  • граждане РБ, занимающие высшие государственные должности в РБ (например, председатели облисполкомов);
  • победители и призеры крупнейших международных спортивных соревнований;
  • обладатели высоких государственных наград (например, орден «За службу Родине»);
  • начальникам партизанских бригад.

Устанавливается такая пенсия специальной Комиссией при Совете Республики.


Когда повысят пенсии в Беларуси?

Социальные пенсии повышаются 4 раза в год вместе бюджетом прожиточного минимума (в феврале, мае, августе и ноябре). Трудовые пенсии повышаются, как минимум, 1 раз в год. Это связано с пересчетом средней зарплаты по стране.

На сколько повысят пенсию?

Какая пенсия в Беларуси будет после повышения (точную сумму или процент), сказать сложно. Однако, в 2021 году запланированы рекордные финансовые вливания в бюджет ФСЗН, которые пойдут на выплаты трудовых пенсий.

Когда выплачиваются пенсии?

Сроки пенсионных выплат отмечены в специальном графике выплат пенсий в Беларуси в 2021. В первой декаде – это 10 число месяца, во второй – 15 число, в третьей – 21 число.

Сколько составляет минимальная пенсия в Беларуси?

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту составляет 260,82 рублей (минимальный размер 64,53 + доплата 196,29).

Какой стаж для получения трудовой пенсии?

Минимальный трудовой стаж для получения пенсии по возрасту у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет. Необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии за выслугу лет в 2021 году – 18 лет. Ежегодно до 2025 года он будет расти на 6 месяцев до достижения 20-летней черты.

  1. Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
  2. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
  3. Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
  4. Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
  5. Пенсионный возраст в 2021 году – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
  6. Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
  7. Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.

С 1 января 2021 года вырастет пенсионный возраст в Беларуси

С 1 января 2021 г. на полгода выросли пенсионный возраст (до 62,5 года для мужчин, до 57,5 — для женщин), а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Планомерное повышение продлится до 2023 г., когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет. Изменится пенсионный возраст и для военнослужащих.
Трудовой стаж показывает, сколько времени вы официально работали, а страховой стаж — как долго вы или наниматель платили взносы в Фонд соцзащиты населения. Если при выходе на пенсию не хватило страхового стажа, то вместо пенсии по возрасту вам начислят маленькую социальную пенсию (сейчас она составляет 129 рублей). В 2021 г. порог страхового стажа достигнет 18 лет, а в 2025-м — 20 лет для женщин и мужчин.

С 1 января будет иначе рассчитываться трудовой стаж для многодетных матерей при назначении пенсии. Мамам четверых и более детей в общий стаж будут засчитывать декретный отпуск до 12 лет (раньше 9). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (раньше — 17,5 лет).

С 1 января за работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников по спискам № 1 и 2), работодатели обязаны уплачивать более высокие взносы на профессиональное пенсионное страхование. Это позволит сформировать более весомую пенсию.

Минимальная зарплата

С 1 января 2021 г. месячная минимальная заработная плата вырастет до 400 рублей. Ровно год назад она равнялась 375 рублям. За ноябрь 2020 г. с учетом индексации ее размер составлял 388,42 рубля.

С января вырастет со 185 до 195 рублей базовая ставка для оплаты труда бюджетников. Напомним, уже год как действует новая система оплаты труда. Вместо 27 тарифных разрядов для бюджетников введены 18 разрядов. Основой для расчета зарплаты вместо ставки первого разряда стала базовая тарифная ставка. По размеру она близка к бюджету прожиточного минимума.

С 1 января и с 1 июня в два этапа потяжелеют тарифы на жили -коммунальные услуги. Так, зимой на 4,2 доллара в эквиваленте выросла стоимость услуг по техобслуживанию и капитальному ремонту жилых домов, газо-, электро- и водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами, техобслуживанию лифта, а также размеры возмещения расходов на электроэнергию. Летом на 0,8 доллара станут дороже теплоснабжение и горячее водоснабжение. В расчете на типовую двухкомнатную квартиру с тремя проживающими стоимость коммунальных услуг повысится не более чем на 5 долларов в эквиваленте.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *