Расходы бюджета на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы бюджета на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

  • 20 января 2021, 11:56

    Не паниковать, не грубить, не пугать связями: как себя вести, если на улице остановил полицейский

  • 17 декабря 2020, 09:20

    Принят бюджет Архангельской области на 2021 год: экономист и депутаты объясняют, что изменится

Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.

Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.

Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.

Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.

Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.

Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.

Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).

По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.

Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.

По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.

Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.

Несмотря на мощное сопротивление Минфина, в новом бюджете полностью предусмотрено финансирование мер поддержки, обещанных президентом Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию. Так, на организацию бесплатного горячего питания для младшеклассников — 540 миллионов рублей в следующем году, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство — 760 миллионов рублей, на создание дополнительных мест в школах в отдельных субъектах РФ — 32,8 миллиарда рублей.

На втором месте по расходам — раздел «Национальная экономика». На поддержку экономического роста направят 3,3 триллиона рублей — 15,5% от всего бюджета. Данные меры, по мнению правительства, должны привести к росту экономики в следующем году на 3,3%, следует из документа.

На третьем месте по расходам национальная оборона: 3,1 триллиона рублей. Совокупно с расходами на национальную безопасность и МВД РФ всего силовики получат из бюджета 5,5 триллиона рублей. Перед принятием бюджета Минфин призывал сократить количество служащих как в армии, так и в других силовых ведомствах. Но, судя по всему, уменьшены эти расходы также не будут. Хотя такие высокие расходы на армию (2,7% ВВП) — нонсенс среди развитых стран. Для сравнения: Германия тратит на свою оборону менее 1% от ВВП, другие страны НАТО — порядка 2% ВВП.

Также из утверждённой «бухгалтерии» не видно обещанного секвестра и государственных чиновников. Раздел «Общегосударственные вопросы» — это 7,4% расходов, или 1,5 триллиона рублей. Он хоть и уменьшился по сравнению с прошлым годом на 3,8%, но это совсем не похоже на обещания сократить армию госслужащих минимум на 10%.

Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

Как и прежде, больше всего средств заложили в национальный проект «Здравоохранение». На его реализацию направят 240 млрд. руб. По плану, в 2022 году выделят чуть больше денег — 251,1 млрд. руб., но уже в 2023 году финансирование сократят до 212.1 млрд. руб. Планируется, что часть средств направят на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

Правительство продолжает вкладывать средства в разработку вакцины против новой коронавирусной инфекции. В этом году на это выделят на 138,1 млрд. руб. больше, чем в предыдущем. В правительстве уверены, что расходы оправданы, ведь если получится победить пандемию, то не будет необходимости содержать ковидные госпитали, выделять средства на лечение коронавируса и платить медикам из «красной зоны». Более того, удастся уберечь жизнь и здоровье граждан. Учитывая затраты, невольно закрадывается мысль, что вакцинация все же станет добровольно-принудительной.

Каким будет новый федеральный бюджет на три года

Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В документе прописываются основные источники роста доходов. Во-первых, в правительстве рассчитывают на улучшение поступлений доходов от нефти и газа. По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% в 2020 г. до 5,6% ВВП к 2023 г.

«На фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 г. (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 г. до 33,6% в 2023 г.», — говорится в документе.

Во-вторых, в правительстве рассчитывают на поступление дополнительных доходов за счет модификации параметров режима НДД, отмены ряда льгот в нефтянке, повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений, повышение акциза на табачную продукцию, введения НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам, введения прогрессивного НДФЛ, изменения законодательства в части налога на прибыль организаций за счет корректировки соглашения об избежании двойного налогообложения.

С учетом поправок ко второму чтению расходы на национальную экономику в 2021 г. составят 3 трлн 140,4 млрд руб.; в 2022 г. — 2 трлн 885,9 млрд руб.; в 2023 г. — 3 трлн 38,7 млрд руб.

  • В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
  • Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
  • Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
  • В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия

Бюджет — 2021: как государство сокращает расходы на медицину

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Предполагается, что доходы бюджета составят 18,8 триллионов рублей, расходы — 21,5 триллионов. Впервые с 2017 года бюджет дефицитный уже на этапе его формирования. Прошлые отчёты и прогнозы говорили о том, что в ближайшие годы доходы будут расти примерно на триллион рублей в год, однако из-за пандемии они только сократились. При этом очевидно, что “резать” расходы сейчас не получится — дело и в государственных программах, и в необходимости восстанавливать экономику после пандемии. Так что вполне вероятно, что в ближайшие 2-3 года расходы будут превышать доходы.

638,9 миллиардов рублей направят на восстановление экономики от пандемии. Поддержка будет заключаться в сохранении рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях, часть денег пойдёт на кредиты организациям.

12,6 миллиардов рублей направлено на субсидирование льготных ипотек (6,5% годовых), в дальнейшем эта сумма должна увеличиться в два раза и стать постоянной статьёй расходов федерального бюджета. На реализацию национальных проектов направят 2,25 триллионов рублей.

Также отмечается, что в 2021 году будет выделено 2,717 триллионов рублей на межбюджетные трансферы, что позволит регионам планировать свой бюджет уже сейчас. Это довольно большие деньги, учитывая то, что в 2019 году эта статья расходов обошлась лишь в триллион рублей. По всей видимости, пандемия вскрыла проблемы многих регионов (в том числе и проблемы с здравоохранением).

Помимо принятия бюджета на следующий год, депутаты обрисовали примерное положение в течение следующих двух лет.

Согласно прогнозам, в 2022 году доходы бюджета составят 20,6 триллионов рублей, в 2023 — 22,3 триллиона. Конечно, сейчас очень тяжело делать прогнозы.

Надежды депутатов можно объяснить повышением цен на нефть после окончания пандемии и ростом экономической деятельности в России. Пока что нет оснований считать, что всё так и будет. Конечно, если про пандемию все забудут уже в середине 2021 года, то вполне реально, что доходы в 2022 году будут выше, чем в 2021. При этом точные цифры называть бесполезно — слишком мало вводных для хоть каких-то адекватных подсчётов. Тем не менее депутаты даже с такими хорошими прогнозами принимают как данность то, что дефицит неизбежен.

  • 23 декабря 2020, 12:00

    Общий дефицит — 10 миллиардов: депутаты утвердили бюджеты для Новосибирска и региона на 2021 год

  • 23 декабря 2020, 09:30

    Мэрия разрешила людям помогать бюджету деньгами и имуществом. Это как? Разбираемся в поправках к уставу

  • 18 декабря 2020, 12:15

    Новосибирская область отправит полтора миллиарда на отопление в 2021 году

Бюджет-2021. На чём будут экономить в следующем году

  • Путин подписал законопроект о федеральном бюджете на 2021 год, который до этого 24 ноября приняла Госдума, а 2 декабря одобрил Совет Федерации. Теперь официально утверждено: расходы будут сокращены на 1,214 трлн руб. по сравнению с 2020 годом. Это поможет уменьшить дефицит бюджета до 2,7 трлн руб. (в текущем году дефицит достигнет 4,4 трлн руб.).
  • На здравоохранении будет сэкономлено 135 млрд руб., расходы уменьшатся на 11% по сравнению с текущим годом, до 1,129 трлн руб. И это в условиях пандемии, которая по всем прогнозам продлится до 2022 года.
  • Также будут сильно урезаны программы социальной поддержки граждан. Под этим подразумеваются пособия по безработице и выплаты семьям с детьми. На эти статьи правительство потратит на 172,6 млрд руб. меньше – 5,594 трлн руб.
  • Уменьшится и трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд – на 1,263 трлн руб., до 3,444 трлн. Как это ни странно, будут порезаны и расходы на оборону – на 195,7 млрд руб., до 3,113 трлн руб.
  • При этом увеличится финансирование статьи «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 97,6 млрд руб., до 2,456 трлн. На «национальную экономику» потратят на 135,9 млрд руб. больше – 3,236 трлн руб. На госпропаганду пустят дополнительные 1,6 млрд руб. – всего 102,8 млрд руб.
  • Из-за того, что Путин приказал «не палить резервы» и решать вопрос дефицита бюджета за счет госдолга, в 2021 году на 34% вырастут расходы на его обслуживание. По процентам перед кредиторами придется отдать 1,203 трлн руб. Но даже в этом случае Фонд национального благосостояния трогать не будут – из него возьмут лишь 94,1 млрд руб., а 2,6 трлн руб. снова займут.

Федеральный бюджет на 2021 год и плановый период 2022—2023 годов поступил на рассмотрение в Госдуму, хором отрапортовали кабинет министров и нижняя палата российского парламента, но на пленарном заседании рассматривать его будут, по словам думского спикера Вячеслава Володина, «не раньше конца октября».

В правительстве подчеркивают, что при формировании главного финансового документа страны исходили из двух приоритетов: безусловного исполнения социальных обязательств государства перед гражданами и реализации национальных целей развития.

Какими бы ни были эти цели, главной, судя по объемам финансирования, все же остается обеспечение обороноспособности и правопорядка — в открытой части бюджета-2012 на национальную оборону предусмотрено 1,081 трлн рублей, и еще 1,527 трлн рублей — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В общей сумме это 2,608 трлн рублей, или 14,25% от общей суммы расходов. По сравнению с почти 5,668 трлн рублей, предусмотренными в этих разделах уточненной бюджетной росписи на 2020 год — невероятно мало. Но, как известно, значительная часть оборонных расходов проводится по закрытым статьям бюджета, а на них в документе на 2021 год заложено 3,209 трлн рублей. Так что государство может в следующем году потратить на военных и силовиков до 5,817 трлн рублей — почти на 150 млрд рублей больше, чем в текущем году, а это уже более четверти расходов казны.

Доходы бюджета, по расчетам правительства, в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, что на 1, 82 трлн меньше, чем ожидалось в текущем году (правда, продолжающийся коронакризис еще может внести свои коррективы).

Проект бюджета основывается на медленном восстановлении мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3% (от низкой базы 2020) , в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году — 124,22 трлн рублей, в 2023 году — 132,82 трлн рублей.

Тем не менее, в кабинете министров планируют рост поступлений в бюджет — до 20,64 трлн рублей в 2022 году и 22,26 трлн рублей в 2023 году.

Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году — 1,25 трлн рублей, в 2023 году — 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

В бюджете исторически доминируют расходы на оборону, отмечает основатель TalkBank Михаил Попов. При этом урезаются социальные статьи расходов, что, конечно, не радует в условиях пандемии. Касательно того, справится ли правительство со своими соцобязательствами — Попов уверен, что справится. Последние года правительство изыскивало средства для выполнения своих обязательств во избежание социальной напряженности.

«У нас есть фонды благосостояния, и средства могут заимствоваться в пенсионном фонде по модели замораживания накопительной части пенсии, которую и на этот год опять заморозили. Кроме того, возможна денежная эмиссия и увеличение курса иностранной валюты, чтобы нефтедолларовые и нефтегазовые доходы приносили больше рублей в казну. За счет этих инструментов можно увеличить поступление в бюджет и расплачиваться по социальным обязательствам», — говорит эксперт.

Ключевым фактором риска для бюджета правительства является инфляция, при том, что денежная эмиссия позволяет ему напечатать денег, чтобы ими расплатиться с бюджетниками. Понятно, признает Михаил Попов, что такие решения могут подстегнуть инфляцию, с которой последнее время достаточно успешно борется Центральный банк России и сдерживание которой является одним из ключевых параметров работы правительства. Баланс зависит от внешней конъюктуры — насколько будут высоки цены на нефть и газ, на какой физический объём будем делать поставки энергоресурсов, в целом, насколько экономика сможет адаптироваться к изменениям в условиях пандемии.

Грядёт вторая волна карантинных ограниченней, что вызовет снижение деловой активности, уменьшению выручки в определённых отраслях, таких как общественное питание, туризм, массовые мероприятия. Это, уверен эксперт, уменьшит налоговые поступления и увеличит запросы на дотации из бюджета. Много еще неизвестных факторов, и их влияние очень сложно оценить.

Подготовка плана и бюджета на будущее всегда опирается на принцип «от достигнутого», то есть базируется на существующих показателях, указывает, в свою очередь, шеф-аналитик ТелеТрейд Пётр Пушкарёв. А «достигнуто» в 2020 году не так много. Запланированные на текущий год доходы — 20,6 трлн руб. В действительности, из-за пандемии будет намного меньше. В первом полугодии доходы составили 9,1 трлн руб. Проект бюджета на 2021 года учитывает это.

Доходы в следующем году предполагаются 18,8 трлн руб., то есть меньше, чем в плане 2020 г. и ближе к реальности. И лишь в 2022 г. они выйдут на уровень первоначального плана 2020 г. Возможность выполнения таких ориентиров на следующие годы высока, полагает аналитик. Но помешать ей могут новые непредвиденные обстоятельства — широкая новая волна пандемии, резкое снижение цен энергоносителей и пр. Ведь запланировано увеличение доли нефтегазовых доходов с 28,7% в 2020 году до 33,6% в 2023. Это возможно лишь при предполагаемом повышении цен, добычи после окончания сделки ОПЕК++.

Расходы казны в 2020 году, напротив, «достигнуты» выше плана, добавляет Пётр Пушкарёв. Предполагалась их сумма 19,6 трлн руб. В реальности, по оценкам правительства, она составит 22,6 трлн. руб. — прежде всего из-за срочных мер поддержки экономики и населения. Поэтому на следующий год государству придётся «затянуть пояса» — траты бюджета закладываются в 21,6 трлн рублей, то есть меньше фактического уровня 2020 года.

При этом урезание расходов в 2021 году предполагается масштабное. Например, общегосударственных расходов — с 3,6 до 1,6 трлн. Не обойдётся без сворачивания и без того невысоких ассигнований социальной сферы. Социальные расходы уменьшатся с 5,8 до 5,6 трлн руб., на здравоохранение — с 1,2 до 1,1 трлн руб.

Тем не менее, уверен Пётр Пушкарёв, добиться возврата к профицитному бюджету в предстоящие годы не удастся. Его дефицит в 2021 году предполагается в 2,8 трлн рублей. Главный источник погашения — заимствования. «Кубышку» резервов, в частности, ФНБ решено в основном приберечь, очевидно, на случай ещё более тяжелых времён. В 2021 году из ФНБ будет потрачено лишь 0,95 трлн руб. В результате объём госдолга вырастет с 15,8% в 2019 года до 21,4% ВВП в 2023 году.

— Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?

— Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.

— Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?

— В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.

— В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?

— Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.

Распределение расходов госбюджета в 2021 и 2023 годах

— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?

— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.

А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?

Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.

Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.

— Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?

Приоритет в новом бюджете — проектам

  • развития медицинских учреждений — на это будет выделено 5 млрд рублей,
  • реконструкции детских художественных и музыкальных школ — 2,5 млрд.

А также

  • миллиард рублей пойдет на проведение ремонтно-реставрационных работ в зрительных залах театров,
  • 500 млн потратят на проведение капитального ремонта и оснащения специализированным оборудованием библиотек города.

Общий объем расходов бюджета Москвы в 2021 году составит 3 триллиона 152 миллиарда 754,3 миллиона рублей.

По итогам года прогнозируется снижение доходной части московского бюджета на 3% по сравнению с прошлым годом. Причина — пандемия коронавируса.

Всего Москва недополучит примерно 300 млрд рублей.

Согласно бюджету на 2021 год, столица заработает 2,6 трлн рублей.

  • То есть, Мосгордума приняла бюджет Москвы на 2021 год с дефицитом в 510 млрд рублей.

Столичный бюджет становится еще больше социально ориентированным. По сравнению с 2020 годом, рост составит 90 миллиардов рублей.

На социальные нужды выделяется 56% от расходной части всего городского бюджета – это 1,8 триллиона рублей. А с учетом оплаты медпомощи из Фонда ОМС финансирование соцрасходов достигнет рекордной суммы – около 2,1 триллиона рублей.

Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в жизнь столицы. Приоритетом московского бюджета на следующий год будет развитие здравоохранения. Расходы на эти цели увеличиваются на 11,8%.

На профилактику инфекционных заболеваний в 2021 году город потратит 12,7 миллиарда рублей. Из них 10 миллиардов власти столицы направят на массовую вакцинацию населения от коронавируса.

Бюджет России на 2021 год в цифрах

Проект бюджета предусматривает рост доходов на 92,4 млрд гривен (+9,4%), до 1,071 трлн гривен. Однако нужно учитывать, что плановое увеличение доходов произойдет в сравнении с откорректированными в апреле параметрам бюджета 2020 года. Тогда объем госдоходов снизили на 11% до 978,6 млрд гривен с 1,093 трлн гривен, которые были в смете, принятой при правительстве Алексея Гончарука. То есть, в следующем году уровень доходов будет даже ниже, чем в первичном варианте бюджета текущего года.

Основу структуры государственных расходов в следующем году составляю: долги, оборона и безопасность, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование.

Погашение долгов является главным приоритетом бюджетной политики государства. В следующем году на погашение долга будет направлено 439 млрд гривен. В целом, для выплат по текущей задолженности и финансированию бюджета, правительство намерено привлечь фантастическую сумму в размере 702 млрд гривен. Примечательно, что наблюдается удорожание обслуживания госдолга на 19,2 млрд гривен, в сравнении с расходами в текущем году. Всего же, в 2021 году по процентам займов нужно заплатить 160 млрд гривен. На обслуживание долгов Украина тратит больше чем на медицину или социальную защиту населения.

Вторая значимая часть расходов – оборона и безопасность (267,1 млрд гривен). Увеличены бюджеты Государственного бюро расследований (+1,1 млрд гривен), СБУ (+2,8 млрд гривен), МВД (+3,8 млрд гривен). Также почти на 140 млн гривен увеличили финансирование НАБУ, продуктивность работы которого, мягко говоря, вызывает вопросы.

Финансирование дефицита Пенсионного фонда — 203,8 млрд

На финансирование дефицита Пенсионного фонда будет направлено 203,8 млрд гривен. В целом, направление расходов государства на социальные гарантии в бюджете следующего года остаются абсолютными аутсайдерами. На социальную защиту населения, например, планируется потратить всего 67,5 млрд гривен.

В проекте бюджета запланирован рост расходов на образовательную сферу до 173,8 млрд гривен (+30 млрд гривен, в сравнении с 2020 годом). Дополнительные 28 млрд гривен получит также сфер здравоохранения, общие расходы составят 156,2 млрд гривен. Из главных новшеств финансирования здравоохранения:

  • 2,6 млрд гривен на вакцинацию населения от Covid-19;
  • 9,5 млрд гривен на обеспечение больных дорогостоящими лекарственными средствами и медицинскими изделиями по лечению ВИЧ / СПИДа, туберкулеза, онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний;
  • с 16, 2 до 2,9 млрд гривен «срезаны» субвенции медицинским учреждениям, которые не работаю по программе медгарантий, и не выстроились в реалии «реформы им. Супрун».

Исходя из общих цифр госбюджета следующего года, можно сказать, что ни «возможностей», ни «развития» он не предусматривает. Обслуживание и привлечение новых займов остается определяющим фактором. Все остальные направления, по большому счету, финансируются по остаточному принципу.

Ярким показателем «тупиковости» проекта бюджета является перечень новых бюджетных программ. В их числе практически нет никаких инициатив, которые направлены на экономическое развитие, стимулирование и модернизацию производства, реанимацию индустриального сектора, инвестиции в социальный капитал, и развитие науки.

Единственным исключением, пожалуй, можно назвать программу модернизации и железной дороги и обновление подвижного состава. Проект бюджета предусматривает выделить Министерству инфраструктуры 4,5 млрд гривен на электрификацию нескольких участков ЖД-сообщений и закупку пассажирских вагонов.

Пока на расходы только на обслуживание процентов по долговым обязательствам будет уходить больше средств чем на науку, культуру и социальную защиту населения вместе взятыми, ни о каком «развитии» не может быть и речи. А вот «возможности», которые сулит такой бюджет – это деиндустриализация экономики и депопуляция Украины.

1. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделу «Здравоохранение» (или государственные расходы на здравоохранение) в текущих ценах в 2021 г. по сравнению с 2020 г. останутся на прежнем уровне (4,4 трлн. руб.). При этом расходы федерального бюджета сократятся на 11%, консолидированные бюджеты регионов — на 1%, а бюджет ФОМС увеличится только на 8%. К 2023 г. государственные расходы на здравоохранение по сравнению с 2020 г. вырастут только на 8% (см. табл. 1).

2. Государственные расходы на здравоохранение с поправкой на инфляцию или в постоянных ценах (2019 г.=100%) в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. — на 4% (см. табл. 1).

3. Государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП в 2021 г. по отношению к 2020 г. сократятся с 4,1% до 3,8% ВВП, а к 2023 г. – до 3,6% ВВП (см. табл. 1). Это означает, что темпы роста расходов на здравоохранение будут отставать от темпов роста ВВП.

4. В РФ в 2019 г. государственные расходы на здравоохранение по сравнению с развитыми странами были значительно ниже (см. табл. 2):

  • в доле в ВВП они были в 1,4 раза ниже по сравнению с «новыми» странами ЕС, которые близки к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), и в 2,2 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно — 3,7%, 5% и 8% ВВП);
  • по доллару ППС (1 $ ППС = 25,7 руб.) на душу населения они были в 1,8 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, и в 3,9 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно — 1010, 1850 и 3950 $ППС);
  • как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) была на 40% выше, чем в «новых» странах ЕС, и на 60% выше, чем в «старых» странах ЕС (соответственно — 35%, 25% и 22%).

5. Доля расходов российского бюджета в ВВП составляет 34-35%, в то время как в «новых» странах ЕС она на 26% больше, чем в РФ, а в «старых» странах ЕС — на 35% больше (соответственно — 43% и 46%). Это позволяет этим странам тратить существенно больше средств на социальную сферу, в том числе на здравоохранение.

6. В 2021-2023 гг. расходы бюджетной системы на целевые проекты, преимущественно направленные на обновление инфраструктуры медицинских организаций, составят около 330 млрд. руб. в год (90 млрд. руб. на модернизацию первичного звена здравоохранения и около 240 млрд. руб. на национальный проект «Здравоохранение»). Это 7% от государственных расходов на здравоохранение.

7. Однако в РФ в 2021-2023 гг., кроме решения проблемы с изношенностью основных фондов, потребуется гораздо большее финансирование здравоохранения, чем предусмотрено. В первую очередь, на оказание медицинской помощи дополнительным потокам пациентов с новой коронавирусной инфекцией и тем пациентам, которым помощь была отложена по плановым показаниям в предшествующий период. Во-вторых, потребуется решить накопившиеся до эпидемии другие неотложные проблемы в отрасли, а именно:

  • дефицит медицинских кадров и крайне низкие базовые оклады: у врачей от 12 до 35 тыс. руб., а у медицинских сестер – от 10 до 20 тыс. руб. В сочетании с постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями и излишними проверками это является причиной дефицита кадров в отрасли. Кроме того, высокий уровень выгорания специалистов и продолжающаяся эпидемия усилят отток кадров из отрасли. Особенно тяжелая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс. чел.), средних медицинских работников – в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), в том числе фельдшеров – в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.). В результате сегодня обеспеченность врачами в РФ на 14% ниже, чем в Германии при большем потоке больных людей и низкой плотности населения;
  • недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в 2,8 раза меньше на душу населения, чем в «новых» странах ЕС, а это один из главных индикаторов доступности медицинской помощи. Бесплатные лекарства у нас получают только отдельные категории граждан, а за рубежом – все, кому врач выписал рецепт, что называется системой всеобщего лекарственного обеспечения;
  • необходимость реализации дополнительных и расширения имеющихся целевых программ, направленных на улучшение здоровья отдельных категорий населения:

− восстановление «школьной медицины» (смертность детей в РФ в 1,5 раза выше, чем в «новых» странах ЕС);

− восстановление производственно-цеховой медицины (смертность трудоспособного населения в РФ в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС);

− расширение объемов медицинской помощи пациентам с психической патологией и наркозависимостью (в 2018 г. в РФ было зарегистрировано 609 тыс. новых случаев психических заболеваний, 6 млн. случаев составляет общая заболеваемость, 1,5 млн. чел. с этой патологией состоят на учете).

8. По расчетам, на решение названных проблем потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения на 600 млрд. руб. ежегодно в постоянных ценах 2019 г., а именно: с 4,2 трлн. руб. в 2020 г. до 6,0 трлн. руб. к 2023 г., что будет составлять 5,3% ВВП.

Запланированные государственные расходы на здравоохранение (бюджет ФОМС, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. — на 4% (в ценах с поправкой на инфляцию). Это произойдет преимущественно за счет федеральной составляющей, которая уменьшится на 14% в 2021 г. и на 23% — к 2023 г. При этом эти расходы в РФ сегодня и так в 1,4 раза ниже в сопоставимых показателях, чем в странах, близких к РФ по уровню экономического развития.

Такое сокращение государственных расходов на здравоохранение приведет к дальнейшему снижению гарантированной Конституцией бесплатной медицинской помощи и нарастанию критических проблем в отрасли. Как следствие, не будут достигнуты национальные цели, поставленные Президентом РФ, и вырастет недовольство населения. Для решения названных проблем необходимо изыскать дополнительные средства федерального бюджета в размере не менее 600 млрд. руб. ежегодно (в ценах 2019 г.).

Традиционно замыкает топ-3 самых финансируемых разделов расходов «Cудебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». В 2021 году на эти цели выделили 2,77 млрд, или на 290 млн больше, чем годом ранее. Органы внутренних дел получат свыше миллиарда, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – около 300 млн. На другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности выделят 315 млн.

Отдельно нужно сказать о сфере здравоохранения, ставшей приоритетной в контексте пандемии. В 2021 году на неё выделят 1,67 млрд рублей, тогда как год назад – 1,27 млрд. Прирост – 400 млн, 684 млн потратят на медицинскую помощь населению, свыше 7,3 млн – на государственный санитарный надзор, 19 млн – на прикладные исследования в области здравоохранения, наконец, 958 млн уйдет на другие вопросы в области здравоохранения.

Подписан закон о федеральном бюджете на 2021 год

Что касается основных параметров федерального бюджета, то они остались практически без изменений при некотором перераспределении расходов внутри статей.

В 2021 году на первом месте по объему направляемых из бюджета средств находятся социальная политика (5,58 трлн рублей) и национальная экономика. При этом расходы на национальную экономику в 2021 году несколько сократятся и составят 3,14 трлн рублей, а не 3,25 трлн, как было запланировано. В 2022 году на эту статью расходов отводится 2,89 трлн рублей, а в 2023 году — 3,39 трлн рублей.

На третьем месте по объему выделяемых средств в бюджете на 2021 год — национальная безопасность и правоохранительная деятельность (1,53 трлн). Далее идет статья «общегосударственные вопросы» (1,48 трлн).

Одна из поправок, которые накануне одобрил комитет по бюджету, касается обеспеченных госгарантиями кредитов, выделяемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Согласно предложению правительства РФ, в 2021 году российские банки смогут пролонгировать такие кредиты до 31 марта 2026 года.

Кроме того, поправки предполагают выделение 421,2 млрд рублей субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности в 2021 году.

Еще одна поправка подразумевает возможность выплаты ОАО «РЖД» субсидий в размере до 7,5 млрд рублей на компенсацию потерь доходов от перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Третье чтение проекта федерального бюджета запланировано на 26 ноября.

Смотрите также:

Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью «Национальная оборона». Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.

Автор: Ирина Филатова, Михаил Бушуев

В-четвертых, бюджет будущей трехлетки — бюджет принципа «каждый сам за себя». Трансферты регионам после резкого роста в этом году, свершившиеся по понятным «коронавирусным» причинам, будут столь же резко сокращены. Дело, впрочем, не только в них, на регионах лежит еще и заметная часть расходов по нацпроектам. Сведение концов с концами станет еще сложнее. В целом обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось, при этом с 2005-го число региональных налогов сократилось с 7 до 3, а местных — с 5 до 3. Эта политика «на централизацию» привела к тому, что в среднем по стране регионы могут покрывать налоговыми и неналоговыми сборами лишь около 70% необходимых расходов, остальное надо покрывать трансфертами из центра, которые в достаточном количестве достаются не всем, но тем, кто обладает достаточным лоббистским ресурсом.

Соответственно, субъекты вынуждены наращивать долги, и в рамках бюджетного кредитования (т. е. долга перед федеральным бюджетом), и в рамках коммерческого. Вроде бы пределы здесь еще не выбраны: в среднем по стране отношение налоговых и неналоговых доходов бюджета к госдолгу составляет 24%, из которых бюджетные кредиты занимают около половины. С другой стороны, античемпионами в этом отношении являются такие значимые регионы, как Томская и Орловская области с долгом в 92% и 100% от доходов соответственно. Венчает же этот список Мордовия, чей госдолг более чем вдвое превосходит размер доходов бюджета.

Увы, ситуация в будущем году лишь ухудшится, чему уже сейчас свидетельством может являться провал конкурсов на должности мэра в Магадане и Норильске: позиция расстрельная, денег нет, обязательства выполнять надо, а чуть что не так — прокуратура рядом. При этом социум очень сильно рассчитывает на участие государства в вопросе выравнивания ситуации в регионах: по свежему опросу ФОМ, подавляющее большинство (76%) считает, что государство может что-либо сделать для создания во всех регионах страны равных условий для реализации способностей граждан. Среди востребованных обществом мер государства — создание полноценных рабочих мест, «чтобы работа была не только в Москве, но и в провинции» (17%), подъем экономики и промышленности (14%), в целом же 45% респондентов считают, что в некоторых регионах у россиян практически нет возможности для реализации своих способностей.

Кроме вышеперечисленного, стоит отметить еще одну фундаментальную вещь. Две недели назад правительству наконец-то стало понятно, что в нынешней ситуации бюджет категорически не тянет гигантское количество разнообразных силовиков — и были подготовлены предложения по оптимизации в том числе и этого направления расходов. Ранее оно, напомню, было неприкасаемо, поскольку в лояльности этого слоя людей и их ближних российские элиты видели некоторую гарантию от хтонического ужаса оранжевой революции. Увы, поддерживать это все стало слишком дорого — и минфин подготовил предложение, например, сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу. Там были и другие идеи — оптимизировать управленческий аппарат, централизовать финансово-хозяйственную деятельность, создать на основе МВД единый правоохранительный орган (с сокращением численности сотрудников) и даже увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет без учета времени учебы.

Да, приняты они (пока) не были, соответствующий служилый слой предсказуемо возмутился, аналогично возмутилась разнообразная патриотическая общественность разной степени воинственности, но факт остается фактом. Есть предположение, что без санкции с самого верха такие идеи появиться не могут, кроме того, они хорошо ложатся на слова того же Путина о необходимости налаживания гражданских производств на военных заводах, так, чтобы они составляли половину (кто сказал «конверсия»?). Увы и ах, пошатнувшийся экономический базис принудительно диктует политике определенное миролюбие.

В целом же все свершившееся — еще одно свидетельство того, что всякий кризис резко ускоряет уже идущие в социуме процессы. Сокращение бюджета все равно бы произошло, но то, что предполагалось где-то в 2025 году на фоне электромобилизации, падения цен на нефть и перенасыщения непроизводительными расходами, происходит уже сейчас. Здесь же и рост налогов, и правовой нигилизм (полномочия государственного санитарного врача прописаны в соответствующем ФЗ — и тотальный масочный режим туда не входит), и наступление на гражданские права со сбором персональных данных, и повальная цифровизация где надо и нет. Возможно, что где-то к следующему лету коронавирус притихнет и превратится в привычный эндемик для человека, порушенная мировая экономика начнет кое-как восстанавливаться, хотя ту же глобальную логистику наверняка будет жестко бить агрессивный «зеленый дискурс». В этом случае Россия выдохнет: «Фух, пронесло» (для справки: по всему миру в год от диареи умирают порядка 1,6 млн человек, в полтора раза больше, чем текущий счет по коронавирусу), но, полагаю, из этого магистрального направления особо уже никуда не деться.

В 2012 году совокупный экспорт сырой нефти и газа (без нефтепродуктов) принес РФ более $240 млрд, в 2019-м — $162 млрд., в 2020 году удастся получить не более $100–115 миллиардов. России надо учиться жить без ренты. Уже на практике, а не в теории.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *