Фз о цб рф последняя редакция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз о цб рф последняя редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 1 февраля 2021 года)

Денежные переводы с 10 января 2021 года будут контролироваться. Какие именно?

Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

С января расплатиться наличными станет сложнее. Что ждёт покупателей и бизнес

Статья 7_1. Банк России устанавливает порядок предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и государственной гражданской службы, утверждает единую форму предоставления сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и порядок ее заполнения.
(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 482-ФЗ)

Статья 8. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.

Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк).

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона.

Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Действие частей первой и пятой настоящей статьи не распространяется на операции Банка России на открытом рынке, совершаемые в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона.

Банк России в целях обеспечения устойчивости рубля вправе создавать и (или) участвовать в капитале организации, осуществляющей деятельность по доверительному управлению активами Банка России, а также активами, переданными в ее управление Российской Федерацией, государственными корпорациями, созданными Российской Федерацией, и иными публично-правовыми образованиями или организациями, включая иностранные, для осуществления инвестиций в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах.
(Часть дополнительно включена со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ)

К сделкам, совершаемым Банком России с кредитными организациями в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики, предусмотренным статьями 39, 40, 44 настоящего Федерального закона, не применяются положения главы XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 340-ФЗ)

Банк России на основании решения Совета директоров вправе вносить денежные средства и (или) иное имущество, включая недвижимое имущество, в качестве имущественного взноса Банка России в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 53-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2008 года Федеральным законом от 27 октября 2008 года N 176-ФЗ.

почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);

снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;

ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).

Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).

Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.

Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:

если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;

если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).

Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.

когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;

когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);

когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;

когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

С 10 января вступают в силу поправки к 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём». Как отметил ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин, они станут самыми масштабными с того момента, как закон был принят в 2001 году.

С одной стороны, поправки позволяют существенно облегчить жизнь легальному бизнесу. Так, поясняет юрист, из перечня для контроля исключены операции по анонимным счетам, платежи через небанковские организации, а также обмен денежных знаков разного достоинства.

Что касается банков, страховых и лизинговых компаний, ломбардов, ювелиров, МФО, КПК, то контролировать будут только наиболее специфичные для них операции. Всё это сократит нагрузку и на бизнес, и на Росфинмониторинг, — рассказал Павел Уткин.

С другой стороны, новые поправки нацелены на устранение лазеек для тех, кто предпочитает вести двойную бухгалтерию. Будет усилен контроль за операциями по договорам лизинга и за любыми операциями с наличными деньгами свыше 600 тыс. рублей. Регулирование распространится на иностранные фонды, трасты, партнёрства.

Для каждой группы компаний той или иной направленности (банки, страховые компании, ломбарды, почта и так далее) вводится чёткий перечень клиентских операций, о которых надо будет сообщать в Росфинмониторинг. Добросовестным компаниям опасаться нечего. Новых санкций за нарушение или несоблюдение данного закона не вводится. Всё остаётся так, как сейчас. За нарушение банковский счёт могут заблокировать и передать информацию по сделке не только в Росфинмониторинг, но и в налоговую или МВД, — пояснил ведущий юрист «Европейской юридической службы» Павел Семибогатов.

Теперь под контролем будут почтовые переводы от 100 000 рублей и выше. В том числе сделанные в иностранной валюте, если рублёвый эквивалент перевода превышает эту сумму.

Будет проверяться также снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона. Это произойдёт, если речь идёт о суммах более 100 000 рублей.

Окажутся под контролем ставки в лотерее от 600 000 рублей. Будет учитываться и выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму.

С 2021 года будут контролироваться расчёты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Как пояснила юрист адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Любовь Сысоева, пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности. Например, если человек купил или продал квартиру дороже 3 млн, заключил договор мены или ренты.

Таким образом, поправки расширяют перечень сделок с недвижимостью, за которыми будет вестись наблюдение. Теперь к ним относятся аренда, ипотека и коммерческий наём жилья. Нотариусы, риелторы и юристы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сделке, которая заключена на сумму от 3 млн рублей, — пояснила старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса университета «Синергия» Наталья Пшеничникова.

Основатель аудиторско-консалтинговой группы компаний «Бизнес-эксперт» Марина Дяченко отметила, что сейчас налоговые органы и банки просто объединяют усилия в целях контроля за операциями с наличными. По её словам, для компаний нарушение правил денежного оборота будет грозить штрафом в 50 000 рублей.

Наталья Пшеничникова предупреждает: при любых операциях с недвижимостью нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих денег. Это понадобится, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки.

Например, могут заинтересовать ситуации, когда цена в договоре намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Сомнительной может показаться операция, если по сделке передаётся крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социально-экономическому статусу её участников. Допустим, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жильё. Чтобы избежать проблем в будущем, нужно проанализировать своё финансовое положение с учётом новых требований, — пояснила Наталья Пшеничникова.

Таким образом, фактически под запретом оказались все крупные сделки с неподтверждёнными доходами. Чтобы избежать проблем, нужно исключить операции, которые могут вызвать подозрение у Росфинмониторинга. Иначе карту, с которой был совершён платёж, могут заблокировать. Но даже если это произошло, то её разблокируют при предоставлении подтверждающих документов. В противном случае участников сделки могут ждать долгие разбирательства с органами финконтроля. Всё это время деньги будут заморожены.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк с универсальной лицензией — банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Банк с базовой лицензией — банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Небанковская кредитная организация: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций); (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

3) кредитная организация — центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (далее — Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»). Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации — центрального контрагента (далее — центральный контрагент) устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 403-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. (в ред. Федерального закона от 14.03.2013 N 29-ФЗ)

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов; (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

7.1) размещение указанных в пункте 7 настоящей части привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет; (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

7.2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов; (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

7.3) осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах; (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

8) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 249-ФЗ)

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления), филиалов (представительств) иностранных юридических лиц осуществляется при наличии сведений о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации юридических лиц, об аккредитации филиалов (представительств) иностранных юридических лиц, о постановке на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц и государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 191-ФЗ)

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами, монетами из драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Такой контракт должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация обязана получать в порядке, установленном Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и рассматривать поступившие от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведений о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, направляемые в целях проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии. При наличии у кредитной организации сведений о счетах, вкладах кредитная организация обязана направлять указанные сведения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Банком России по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Кредитная организация и должностные лица кредитной организации несут ответственность за нарушение требований части шестой настоящей статьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 231-ФЗ)

Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме: (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

1) 1 миллиард рублей — для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

2) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3) 90 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента; (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

4) 300 миллионов рублей — для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации — центрального контрагента. (в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. (в ред. Федерального закона от 03.05.2006 N 60-ФЗ)

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. Оплата уставного капитала кредитной организации при увеличении ее уставного капитала путем зачета требований к кредитной организации не допускается, за исключением денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме. Банк России устанавливает порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 352-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ)

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Федеральный закон о Центральном банке РФ (Банке России)

Принят Государственной Думой 12 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 29.01.2021)
  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
  • Приказ Минстроя России от 28.12.2018 N 886/пр (ред. от 22.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 25.07.2017 N 14-40/40262 (ред. от 19.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.10.2014 N 14-40/48742 (ред. от 19.01.2021)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/820@ (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 14.01.2020 N 14-40/00825 (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 12.12.2019 N 14-40/77066 (ред. от 18.01.2021)
  • Последние изменения в 86 федеральном законе произошли 18 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 176. Согласно этим изменениям, в первой части 18 статьи был добавлен пункт 17.5. Была добавлена еще одна функция работы Совета Директоров, они планируют и устанавливают категории и списки рейтинговых агентств, регулируют уровни рейтингов и особенности их применения.

    Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня. Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля. Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

    Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

    Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

    Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (395-1-ФЗ) 2021, 2020

    Прописывается участие Банка в разработке единой экономической политики в рамках своей компетенции. Подтверждает право БР финансировать дефицит федерального бюджета в размерах, и способами, предусмотренными законодательством.

    Отчетный год БР приравнен к календарному году. Ежегодно не позднее 15 мая он обязан предоставлять годовой отчет о результатах своей деятельности, включающий:

    • мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики;
    • экономический анализ РФ, состоящий из данных денежного обращения, кредита, финансового рынка и платежного баланса;
    • финансовую отчетность;
    • аудиторское заключение по результатам финансовой деятельности.

    Прописана монопольное право ЦБ РФ на эмиссию наличности. Здесь же прописаны права БР в части организации, контроля и регулирования кассовых операций.

    Описывается роль БР в денежно-кредитной политике. В качестве регулятора БР:

    • устанавливает уровень процентной ставки по операциям;
    • определяет размер нормативов обязательных резервов;
    • осуществляет операции на открытом рынке;
    • рефинансирует коммерческие банки и другие кредитные организации;
    • проводит валютные интервенции;
    • определяет цель роста денежной массы.

    Описывается право ЦБ РФ оказывать банковские услуги по кредитованию, покупке и продаже ценных бумаг, драгоценных металлов и валюты, РКО, выдаче банковских гарантий и поручительств. Роль банка, главный финансовый институт, осуществляет исключительно для банковских организаций с действующей лицензией и государственных органов.

    Прописаны полномочия БР выступать от имени государства во взаимоотношениях с центральными банками других государств. Описаны функции и обязанности регулятора, отвечающие за валютный контроль.

    Определены права Банка, как регулятора финансовой системы страны, в том числе в части регистрации кредитных организаций и дальнейшего контролю за их деятельностью. Описаны мероприятия и права по отношению к нарушителям действующего законодательства.

    Ключевым моментом является норма, согласно которой, БР не отвечает по долгам коммерческих банков, а те, в свою очередь, по долгам ЦБ РФ.

    86 ФЗ о Центральном Банке РФ с последними изменениями

    В информационной части кредитной истории гражданина содержится информация:

    • об обращении за кредитом,
    • о заключении договора или об отказе в его заключения,
    • об отсутствии платежей по договору займа или кредита, лизинга в течение 90 календарных дней с даты наступления срока платежа.

    Если лицу было отказано в предоставлении займа или кредита в кредитной истории фиксируется:

    • сумма договора (сделки), то есть сумма запрошенного займа;
    • основания и причины отказа;
    • дата отказа.

    Информационная часть кредитной истории юридического лица формируется при каждом обращении за кредитом, займом.

    В информационной части кредитной истории компании содержится информация:

    • об обращении за кредитом, займом,
    • о заключении договора займа или об отказе в его заключении,
    • об отсутствии платежей по договору займа (кредита), договору лизинга в течение 90 календарных дней с даты наступления платежа.

    Если компании было отказано в получении кредита, в кредитной истории будет зафиксировано следующее:

    • сумма договора;
    • основания и причины отказа;
    • дата отказа.

    Информация об одобренном, но не полученном кредитором займе, в информационной части не отражается.

    Если юрлицу отказано в заключении договора займа (кредита) формируется кредитная история, состоящая из титульной, дополнительной (закрытой) и информационной частей.

    Услуги по предоставлению сведений о среднемесячных платежах обладателей кредитных историй – физлиц предоставляют бюро кредитных историй.

    Все кредитные истории хранит Центробанк. Центральный каталог кредитных историй – это информационная система Банка России, созданная для хранения кредитных историй, предоставления информации о бюро кредитных историй и осуществления временного хранения баз данных бюро кредитных историй в ряде случаев.

    Запросить кредитную историю в Бюро кредитных историй могут:

    • сами заемщики, как граждане, так и организации;
    • банки,
    • микрофинансовые организации,
    • другие юридические лица.

    Кредитная история хранится в одном или нескольких Бюро. Прежде чем ее получить, нужно выяснять, в каком именно Бюро хранится кредитная история конкретного лица. Для этого необходимо отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России через сайт Госуслуги.

    Там же на сайте Госуслуги есть и доступ к списку бюро кредитных есть на сайте Госуслуги.

    • Количество кредитов и из общую сумму.
    • Сумму ежемесячных платежей.
    • Общую сумму платежей с процентами и штрафами.
    • Прострочку платежей.
    • Остаток платежа.

    Отчет по кредитной истории и скоринговый бал помогают до обращения в банк, понять, на какой вид кредита можно рассчитывать.

    ФЗ №86 «О Центральном Банке РФ»: основные положения

    Кредитная история гражданина

    В основную часть кредитной истории гражданина добавят его индивидуальный рейтинг, а в информационную часть — сведения о просроченных платежах по договору займа (кредита), договору лизинга более чем на 90 календарных дней.

    Кредитная история компании

    В кредитные истории компаний будут «заносить» данные об открытых конкурсных производствах или нахождении юрлица в процессе ликвидации.

    В кредитные истории компании будет внесены данные о просрочках платежей по договорам займа (кредита), договорам лизинга на срок более 90 календарных дней.

    В информационной части кредитных история юрлиц появятся данные об обращении в банковские структуры за кредитом (займом) и полученных фирмой отказах.

    В основной части кредитной истории теперь разрешено указывать кредитную оценку (скоринг).

    Последние изменения в ФЗ о ЦБ были внесены 2 июня 2016. В соответствии с ними, было сформулировано основное положение главной финансовой организации страны, а именно – Центральный Банк имеет независимый статус, действует как самостоятельный юридический субъект и не связан с государством никакими обязательствами.

    Однако, деятельность Центрального банка, как юридического лица, не должна противоречить Конституции России и Гражданскому Кодексу РФ.

    Отвечать за денежные обязательства страны ЦБ также не обязан, поскольку существует исключительно за счет своего собственного капитала и владеет своим имуществом. За финансовый долг России ЦБ также не несет ответственности.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

    Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86 «О Банке России» — это ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ. Действующая редакция от 23.04.2018 г. внесла изменения касательно влияния Банка России на страховой сектор: теперь предусмотрена возможность выдачи кредита без обеспечения Управляющей компании на срок до 5 лет в качестве предупредительных мер против банкротства в отношении активов страховых компаний. Согласно этой же редакции Банк России имеет право отозвать лицензию у страховой компании, если последняя инвестирует свыше 20% собственного капитала и страховых резервов в активы, не соответствующие требованиям регулятора.

    Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня. Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля. Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

    Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

    Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

    Кредитные истории граждан и компаний дополнят новыми данными с 2021 года

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

    Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    1. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
    2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
    3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
    4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
    5. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.

    Внесение изменений в последний раз в закон о Центральном Банке РФ произошло в июне 2016 года (первичное принятие было в июле 2015 гола). В частности были уточнены полномочия по лицензированию кредитных учреждений, отзыве лицензий и внутренней и проведения внутренней эмиссии наличного капитала. Последняя редакция также претерпела изменения в части отчетности Центрального Банка РФ перед уполномоченными органами. Плюс, изменения коснулись и сроков рассмотрения обращений. Настоящий текст в последней редакции можно скачать на профильных сайтах в сети. Далее опишем полномочия.

    Задачами Центрального Банка в соответствии с текстом последней редакции значатся следующие:

    • отраслевая защита и обеспечение необходимой устойчивости отечественной валюты;
    • прямое развитие и укрепление всей банковской системы;
    • организовывает обеспечение стабильности и должного развития национальной платежной системы;
    • постоянное развитие национального рынка;
    • обеспечение защиты отечественного финансового рынка.

    Комментарии к задачам и собственно текст следует скачивать с изменениями от декабря 2016 года.

    ЦБ РФ имеет в своем распоряжении наличный капитал, необходимый для внутреннего обращения. Основные задачи структуры определены в главах 9 – 12 Федерального акта № 86, а именно:

    • ЦБ уполномочен представлять интересы РФ в отношениях с основными банками различных государств;
    • Имеет право осуществлять надзор над кредитными и иными финансовыми организациями с целью контроля за соблюдением ими норм действующего законодательства;
    • ЦБ наделен полномочиями контроля безналичных расчетов и правом лицензировать данный вид деятельности.

    Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ

    Центробанк РФ – это главный финансовый орган страны, который регулирует внутреннюю и внешнеэкономическую политику банка России, а также осуществляет контроль за финансовым движением в экономической сфере Российского государства.

    Основой данного банковского регулирования и наблюдения считается сохранение устойчивости банковской концепции Российской Федерации и охрана интересов вкладчиков и заемщиков. При этом ЦБ РФ никоим образом не вмешивается в работу кредитных структур. Стабилизирующие функции ЦБ определенны законодательством РФ и исполняются посредством Совета банковского наблюдения, который ратифицируется Советом директоров.

    Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

    В 2018 году закон о ЦБ РФ был дополнен законом «О внесении изменений…» от 04.06.2018 № 133-ФЗ, вступившим в силу 03.09.2018. Дополнения были связаны с введением должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг:

    • ч. 1 ст. 18 дополнена п.п. 17.7 и 17.8, в соответствии с которыми к функциям Совета директоров ЦБ РФ отнесено назначение финансового уполномоченного и определение размера имущественного взноса ЦБ РФ как учредителя службы обеспечения деятельности уполномоченного.
    • ст. 20 дополнена п.п. 5.1 – 5.3, закрепившая право председателя ЦБ РФ по согласованию с президентом предоставлять Совету директоров свои предложения о назначении финансового уполномоченного, а также ставить вопрос об освобождении его от занимаемой должности.
    • введена глава XI.1, посвященная взаимоотношениям ЦБ РФ со службой обеспечения деятельности финуполномоченного.

    В 2017 году в значительной мере текст закона был дополнен с 16.06.2017 (см. ст. 4 закона «О внесении изменений» от 01.05.2017 № 84-ФЗ), в т. ч.:

    • годовой отчет ЦБ РФ должен будет включать 2 новых раздела: аудиторский отчет об эффективности использования средств Фонда консолидации и реализуемые меры оздоровления кредитных организаций (ст. 25 закона № 86-ФЗ);
    • ЦБ РФ предоставляется право продлить кредитный договор с Агентством по страхованию вкладов еще на срок до 5 лет (абз. 5 ст. 46);
    • утверждается перечень действий, на которые будет уполномочен ЦБ РФ при проведении мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций (изменения в ст. 75);
    • вводится новая глава, посвященная созданию и деятельности ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

    ***

    Итак, в 2019 году текст закона № 86-ФЗ был дополнен новыми положениями. Наиболее важными являются изменения, связанные с введением должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Кандидатуру на должность финуполномоченного по согласованию с президентом РФ предлагает председатель ЦБ РФ, а утверждает уполномоченного Совет директоров банка.




    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *