Право мораль и личность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право мораль и личность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Важное место в процессе применения норм права при решении конкретных юридических дел занимают нравственные нормы и принципы. Справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых преступлений многом зависит от учета моральных норм действующих в обществе. Правонарушение.
Иногда высказывается мнение, что проблемы этики можно значительно упростить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями.
О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения, что оно «питается моральными идеями», и т. д.
Аргументы «за» тезис «что законно, то морально»
Соответственно и процедура применения норм права отличается от применения норм морали. Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными лицами и органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо особом социальном механизме для приведения их в действие.
Стоит сделать специальную оговорку о том, что издавна к людям, занимающим руководящие должности, предъявляли повышенные нравственные требования, поскольку они должны служить примером добропорядочности для подчиненных.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Контрольные, курсовые, дипломные от 100 руб.
Рассмотрим аргументы «за» и «против» тезиса «что законно, то морально» на основе примеров из истории, современной социальной практики, действующего законодательства.
Другое важное различие между нормами права и морали — способ, которым обеспечивается их соблюдение. За выполнение первых несёт ответственность государство, а именно: органы законодательной, судебной и исполнительной власти, силовые структуры, полицейские и прочие регуляторы порядка.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Иногда нравственные и правовые требования могут не просто не согласовываться, но даже противоречить друг другу. К примеру, закон «О защите немецкой крови и немецкой чести от 15.09.1935» запрещал браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови [1.8].
Мораль, с другой стороны, регулируется и охраняется не властью, а обществом. За нарушением нравственных норм не последует наказания. Но последствиями могут стать общественное осуждение, порицание и другая негативная реакция со стороны окружающих лиц.
Несмотря на множество сходств двух понятий, их нельзя отождествлять и путать между собой. Мораль существовала гораздо раньше права. Она появилась ещё во времена зарождения первых общественных структур, в то время как право сформировались относительно недавно, на поздних этапах социальной эволюции.
Известно, что основное назначение права в любом цивилизованном обществе -это защита, совершенствование и регулирование общественных отношений, оказание благотворного влияния на духовно-нравственное развитие личности, нормативная регламентация ее поведения во всех сферах жизнедеятельности, привитие людям ответственности, дисциплины, чувства долга, воспитание подлинной гражданственности.
Право вырастает из социальных норм догосударственной организации. Оно формируется из обычаев, табу, которые преобразуются, отбираются, приспосабливаются к новым социальным отношениям, основанным на частной собственности, социальном и классовом расслоении общества.
Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С.
Цель. Основная задача как законов, так и нравственных обычаев — регулировать поведение людей в обществе путём установки определённых правил.
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
Идейная основа. Как право, так и мораль основаны на представлении о справедливости и правильности поступков.
Нормативность, как уже отмечалось, характерна и для различных форм сознания – политического, правового, морального, эстетического. Общественное сознание на основе практической деятельности вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые вплетаются в реальные общественные отношения, выступая регулятором поведения людей.
Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения. Это – система нравственных норм и ценностей. Принципы морали – это ее основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека.Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль «запрещает» и, наоборот, закон «запрещает», а мораль «разрешает». Согласия между ними нет. Отсутствие же «взаимопонимания» сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм.
Основная причина в том, что общество или часть его, проповедовавшие эту мораль, остались в прошлом. На смену им по мере развития экономической и социально-политической жизни приходили новые слои и классы. Они вырабатывали и закрепляли в обществе свои представления и взгляды о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.
42. Понятие и виды форм права. Источники права
Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п.
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.
При этом проблема всестороннего развития личности исследуется в статье как непрерывный процесс совершенствования индивидом своей морально-правовой культуры, его умение и способность воспитывать себя, используя все возможные пути и способы, определяющие активную жизненную позицию.
Говоря о взаимодействии и взаимовлиянии морали и права, их совместном воздействии на духовно-нравственный мир личности, С.С. Алексеев отмечает, что «право по своей органике представляет собой явление глубоко морального порядка, и его функционирование оказывается невозможным без прямого включения в ткань права моральных критериев и оценок» [3, с. 57].
Право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.
Право понималось как свод запретов, ограничивающих действия любого члена общества как в хозяйственной жизни, таки в сфере нравственности, и поэтому фактически являлось «руководством для моральной полиции».
По способу охраны от нарушений. Выполнение норм морали обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека и (или) средствами общественного мнения. Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяние. Обеспечение правовых норм же нередко требует применение мер юридической ответственности.
Право и мораль — взаимодействие, сходства и различия права и морали
Первый – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга».
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие.
Существует три способа формирования и существования позитивного права как публичного явления — института государственной жизни.
С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли, право имеет известное воспитательное значение: оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия.
Дополнительные материалы по теме: Право и мораль.
Право в известной своей части отражает нравственные взгляды общества. Поэтому важнейшие правовые принципы (например, принцип справедливости) являются одновременно и принципами морали.
Так, в Советском Союзе господствовала коллективистская мораль, признававшая первичность общественных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности.
Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы и т.п., тогда как право пресекает наиболее крайние и опасные их проявления.
Различиями между правом и моралью можно назвать:
- Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).
- Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в особых нормативных актах, которые имеют письменную форму).
- Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)
- Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права – в точно установленный срок).
- Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).
- Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, несправедливого и справедливого, а правовые – с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым).
- Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев и проч.).
Воздействие морали на право сказывается в самом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известная правовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении к жизни. Правда и милость должны царствовать совместно. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.