Черный список оффшоров минфина
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Черный список оффшоров минфина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Данный документ определяет налогообложение российской компании в момент получения дивидендов. Как говорится в соответствующем регулирующем документе, налогом не облагается только та прибыль, которая была получена компанией, владеющей в течение 1 года не менее чем 50% уставного капитала той организации, которая эти дивиденды выплачивает.
Казалось бы, а ЧТО С ЭТОГО – НАМ? Ну, включили кого-то в список, кого-то – исключили и – что?
Предполагается, что данный перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения на регулярной основе с Российской Федерацией, вступит в силу с 1 января 2018 года.Приказ «Об утверждении Перечня…» вступает в силу с 1 января 2018 года.
Черный список оффшоров минфина
В 2007 году Минфин утвердил собственный перечень зон, которые должным образом не предоставляют информацию о находящихся на их территории компаниях российского происхождения.
Десятка опасных игроков по версии аналитиков Tax Justice Network выглядит так: 1) Каймановы острова, 2) США, 3) Швейцария, 4) Гонконг, 5) Сингапур, 6) Люксембург, 7) Япония, 8) Нидерланды, 9) Британские Виргинские острова, 10) Объединенные Арабские Эмираты.
Учитывая популярность таких стран как Панама, Каймановы острова и Сейшелы, российским группам с компаниями в этих юрисдикциях и присутствием в ЕС может быть целесообразно проанализировать влияние «черного списка» на налогообложение операций с такими компаниями и необходимость включения таких операций в новую отчетность по DAC6.
Оффшорные страны и юрисдикции предлагают для иностранных предпринимателей и инвесторов особые условия ведения бизнеса. Самыми распространёнными преимуществами оффшорных стран, которые прописывают в законодательстве, можно назвать следующие:
- Простая и быстрая процедура регистрации новой компании;
- Упрощенная система ведения отчётности;
- Отсутствие необходимости проведения аудита;
- Сниженные налоги;
- Дополнительная защита от кредиторов, мошенников и конкурентов;
- Гибкое законодательство, позволяющее настроить свою компанию под конкретные задачи;
- Повышенная защита личной информации владельцев и директоров;
- Доступ к новым рынкам и финансовым инструментам;
- Многое другое.
1. Черный список офшорных зон Минфина
Офшорные зоны – небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций.
В приказе от 4 декабря 2018 года, который пришел на смену документу 2017 года, опубликованы 100 стран и 18 территорий. Сам список носит не только информационный характер — он играет ключевую роль при определении правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), принадлежащих российским налоговым резидентам.
Не следует забывать и о международных списках, которые также оказывают влияние на ситуацию с оффшорами в нашей стране. В первую очередь, это списки Международной межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
На основе этих стандартов Министерство финансов России составило собственный перечень стран, нарушающих общепринятые нормы.
Если посмотреть на список оставшихся в тени стран, можно сделать вывод, что практически все основные юрисдикции, которые могли бы быть интересны ФНС, уже осуществляют с ними обмен информацией.
Рассматриваемый перечень ФНС ведёт для целей ст. 25.13-1 НК РФ. Эта норма освобождает прибыль контролируемой инофирмы от налогообложения, если её постоянное местонахождение – государство, с которым Россия заключила международный договор по вопросам налогообложения.
Получается, что офшоры уже перестали быть такими, какими мы привыкли их воспринимать. Практически все острова готовы обмениваться информацией: в сложившихся жестких условиях их услуги в прежнем виде сопряжены для клиента с прямым нарушением законов и потому не востребованы, и отток клиентов неизбежен.
Оффшорная страна специальный образом прописывает правила для бизнеса в своём законодательстве. Зачастую идёт разделение: одни правила для компаний, которые работают на местный рынок и другие правила для компаний, которые работают за пределами территории страны или юрисдикции.
Третья группа – наименее надежные (с точки зрения ЦБ РФ) оффшорные юрисдикции. К ним относятся Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Маршалловы острова, Науру.
Но с 19 февраля 2019 года территорий осталось столько же, а стран – на 7 меньше. То есть ровно 100. Тем самым, список стран-офшоров покинули:
- Белиз;
- Бразилия;
- Лихтенштейн;
- Монако;
- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ);
- Сейшелы;
- Уганда.
Регулярно получайте дайджест наших публикаций и будьте в курсе последних новостей в сфере международного налогообложения, оффшоров и регистрации компаний в различных юрисдикциях.
Но с 19 февраля 2019 года территорий осталось столько же, а стран – на 7 меньше. То есть ровно 100. Тем самым, список стран-офшоров покинули:
- Белиз;
- Бразилия;
- Лихтенштейн;
- Монако;
- Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ);
- Сейшелы;
- Уганда.
Первые оффшорные зоны появились в середине прошлого века. Буквально за одно-два десятилетия оффшорный бизнес превратился в развитую индустрию, на которую сделали ставку некоторые даже достаточно крупные государства, например, Панама. С ростом процессов глобализации мировой экономики, масштабы задействования оффшорных механизмов только увеличились.
При выборе учитывается проходит ли надлежащая проверка, утвержден ли процесс обмена информации о бенефициарных собственниках, есть ли действующие санкции, компетенцию государственных органов, практику международного сотрудничества.
Списки ЦБ и Минфина имеют больше сходств, чем различий. Перечень крупных стран, которые предоставляют комфортные налоговые условия и пользуются популярностью у отечественных бизнесменов, практически одинаковый. Здесь также есть БВО, Гонконг, Маршалловы и Сейшельские о-ва, княжество Лихтенштейн.
В список ОЭСР традиционно входят юрисдикции, не принявшие требования, предусматривающие раскрытие по запросу информации по любым налоговым вопросам независимо от национального налогового законодательства о защите частной информации и сохранении банковской тайны. Также требования ОЭСР подразумевают разглашение информации втайне от объекта разглашения.
Разберемся, какие оффшоры попали в немилость российских органов в 2020 году и как это повлияет на бизнес.
Российская Федерация активно сотрудничает с международными организациями, деятельность которых направлена на урегулирование налоговых отношений между странами. Последние годы мировая политика направлена на борьбу с отмыванием денег через оффшоры, что вполне логично и обоснованно. Какой стране хочется отпускать капитал за пределы юрисдикции, не имея с таких сделок доход, как минимум в виде налога?
В этой связи весьма примечателен «демарш» Швейцарии, заблокировавшей свой взнос на развитие отношений с ОЭСР и «большой двадцаткой», а также предложение главы Еврогруппы Жана-Клода Юнкера включить в список оффшоров – США!
Почему офшоры готовы выходить из тени и обмениваться информацией? В 2012 году в ответ на запрос G20 начали разрабатываться специальные единые правила для стран ОЭСР. Было необходимо создать единый стандарт обмена финансовой информацией для налоговых целей по всему миру, и эти стандарты были обозначены аббревиатурой CRS (Comon Reporting Standard).
Большинство развитых стран принимают собственные списки оффшорных юрисдикций, операции с которыми хотя и не запрещаются, но подпадают под особый контроль и/или режим налогообложения. В национальных списках оффшорных юрисдикций, как правило, содержится большинство традиционных оффшоров, таких как Каймановы острова, Багамы, BVI, Маршалловы острова, Панама, Сейшелы, Белиз и другие.
Список ЦБ делит оффшорные зоны на три группы, для которых предусматривается различный порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками соответствующих стран.
Принцип отбора учитывает и особенности налогообложения, и экономические связи, и ряд других критериев. На основе этого создаются списки юрисдикций, проводить операции с которыми не запрещено, но они попадают под особый контроль.
Для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы на три года: в 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой прийти не должны. Это касается проверок Роструда, ФМС России, Ростехнадзора и Госпожнадзора. Однако к налоговым проверкам и проверкам страховых взносов это не относится (статья 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Контролируемые иностранные компании, зарегистрированные в странах данного перечня, не освобождаются от налогообложения на прибыль.
4. Другие Черные списки офшоров
Финансовый кризис и дефицит ресурсов в экономиках абсолютно всех стран привел к глобальной конкуренции за эти ресурсы. Какие-то страны пытаются решить эти проблемы, снижая свою налоговую нагрузку и повышая защищенность собственной банковской системы. Какие-то – напротив, ужесточая налоговое администрирование и повышая налоги.
В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.
Перечень оффшорных зон Минфина «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций» на сегодняшний день является одним из самых весомых документов, определяющих порядок взаимодействия с оффшорами.
Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.
7 стран, которые с 2019 года покинули чёрный список офшоров
Каждая страна самостоятельно решает, какие меры должны быть приняты относительно тех, кто рискует работать с такими зонами.
Если государства обмениваются налоговой информацией, то на территории этих образований соблюдаются условия об избежании двойного налога. То есть если фирма платит взносы с доходов в Нидерландах, то при переводе в Россию повторным налогом средства не облагаются.
ФНС РФ ежегодно вносит изменения в список налоговых гаваней, которые не сотрудничают с Россией по вопросу обмена налоговой информацией. Это также касается контролируемых иностранных компаний (КИК) из государств, включенных в данный перечень.
Черный список оффшоров Минфина
Недостаточные усилия по борьбе с вышеозначенными проблемами, по мнению ФАТФ, принимают 11 юрисдикций: Ангола, Боливия, Эфиопия, Кения, Мьянма, Непал, Нигерия, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Турция. Активное противодействие усилиям мирового сообщества оказывает Иран, который выделен организацией в особую категорию.
Происходит это потому, что иностранная компания или физическое лицо, регистрируясь в оффшоре, соблюдают законодательство страны-оффшора, но нарушают при этом законы государства, чьим резидентом являются.
Но вопросы в отношении этих списков, безусловно, остались. Так, совершенно непонятно, на основании чего в «белый» список попали такие «махровые» оффшоры, как Барбадос, Гернси, остров Мэн, Джерси, Мальта, Маврикий, Сейшелы и ЮАР?