Мотив и цель преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мотив и цель преступления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это объясняется тем, что в данном случае мотивом является защита от общественно опасного посягательства.

Совместно с виной определяются волевые качества человека при выполнении преступных действий. Важно понимать являлось ли нарушение закона свободным действием проявления воли подследственного или его ограничивали какие-либо обстоятельства, воздействующие изнутри или извне.

Хищение с целью, не связанной с корыстным интересом

В случае совершения преступлений по неосторожности социальная сущность вины выражается в том, что лицо проявляет легкомыслие, невнимательное, небрежное отношение к соблюдению тех требований, которые предъявляются к его поведению, вследствие чего наступают или могут наступить общественно опасные последствия.

Преступление с точки зрения психологии есть разновидность поведения, деятельности человека. Поэтому уголовно-правовое понятие «мотив преступления» должно опираться на определение мотива, выработанное в общей психологии, а психологи под мотивом понимают факторы активности личности. Однако ничего не изменилось с тех пор, как один из самых известных исследователей мотивов преступлений Б. С.

В основе мотива чаще всего лежат потребности. Помимо потребностей побуждениями к совершению преступления могут быть интересы и склонности. От особенностей мотива зависят сила воли, динамический характер поведения. Решающее значение имеет то, какое место побуждение, лежащее в основе мотива, занимает в структуре личности, насколько это побуждение связано с общей направленностью личности.

Исследованы понятия «мотивация», «мотив» и «цель» преступления. Проанализированы их сходные и отличительные черты. Установлено, что указанные понятия отражают внутренний компонент преступного события, однако не являются тождественными и равнозначными.

Если же убийство совершается из корыстных побуждений, оно квалифицируется по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. При преследовании виновным в убийстве цели использования органов или тканей потерпевшего содеянное квалифицируется по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Косвенный умысел обладает определенными отличиями от прямого, но также носит высокую общественную опасность. Интеллектуальный аспект в них идентичен, поскольку в обоих случаях человек понимает, что совершает противоправное действие. Волевая составная в данном виде умысла объясняется безразличным отношением к результатам (однако существует понимание их вероятного наступления).

Однако выявить тот или иной фактор в качестве побудителя воли еще не означает раскрыть внутреннюю пружину действий человека, в частности, совершающего преступление. Не менее важное значение имеет выяснение того, почему и как этот фактор (потребность, чувство) стал мотивом.

Уголовное право трактует данное понятие неоднозначно. С одной стороны, это обязательный побудительный стимул совершения любого опасного поступка, с другой – специальная уголовно-правовая норма, что используется для создания модели определенного преступления. В подобных ситуациях мотив является признаком состава преступления.

Понятие, содержание и структура субъективной стороны преступления

Деяния, совершенные по неосторожности, наказуемы в случае, если они повлекли или могли повлечь предусмотренные в законе общественно опасные последствия.

С. Таганцева, «мотив и цель — это два коррелятивных понятия»). Между мотивом и целью всегда имеется внутренняя связь. Одни считают, что в качестве мотива выступает единственный фактор — потребности человека, представляющие собой ту нужду, которую в чем-либо испытывает человек в определенной ситуации, и субъективно переживаемые в виде влечений и желаний. Другие же, признавая потребности главным фактором поведения человека, не отрицают существования и других побуждений.

В-третьих, мотив и цель преступления могут являться обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность при назначении наказания.

В связи с принятием Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее — УК ДНР), а также реформированием уголовно-правовой политики государства особую актуальность приобретают вопросы установления мотивации преступного поведения, в частности, мотива и цели преступления.

Чаще в статьях Особенной части УК содержатся указания на цель преступления. Например, о цели как об основном признаке преступления говорится в ст. 187 УК, предусматривающей ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами.

Преимущественно все виды уголовных помыслов отражают отсутствующий человеческий фактор потребностей, определяющих этот замысел против личности или общественного строя. У одной и той же личности их может насчитываться целое множество, а разнообразие мотиваций, или побуждений к владению определенной потребностью, может быть к тому же и взаимодополняемыми.

Так, торговля несовершеннолетними признается тяжким преступлением, если она осуществляется, например, в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации (п. «ж» ч. 2 ст. 152 УК). Указания на мотивы и цели преступления содержатся и в Общей части УК. В этих случаях они имеют определенное уголовно-правовое значение.

Что же лежит в основе мотивации преступления, какими психологическими побуждениями руководствуется преступник, идя на совершение противозаконного проступка?

Деяние признается совершенным в результате легкомыслия, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (ч. 2 ст. 26 УК РФ).

Разновидность вины: косвенный умысел

Мотив непосредственно связан с целью. Мотив определяет поведение человека не сам по себе, а лишь в связи с целью. Мотив и цель — понятия тесно связанные, но не тождественные. Они по- разному характеризуют волевой процесс, имеющий место при совершении преступного деяния.

Мотив и цель нередко указываются в числе конструктивных либо квалифицирующих признаков отдельных составов умышленных преступлений (пп. «а», «д», «е», «ж» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 126, 205, 206 УК и др.).

Небрежность, по мнению А.И. Рарога, «является единственным видом неосторожной вины, возможным в формальных составах преступлений».

В основе любого человеческого поведения лежат те или иные мотивы, определяя его социальный смысл и целевую направленность. Значение мотива в поведении человека многообразно. Мотив прежде всего играет побудительную роль. Он выступает как источник активности человека, стимул его поведения.

Мотивы, порождающие у некоторых людей решимость совершить общественно опасные деяния, бывают различными. К ним можно отнести корысть, месть, зависть, ревность, карьеризм, хулиганские побуждения и т.п.

При умышленной форме вины мотив, как правило, заранее ориентирован на совершение конкретного преступления (например, при убийстве — месть, ревность; при краже — корысть и т.п.).

Умысел дозволено считать самой опасной для общества формой вины, потому что преступник не только сознательно идет на незаконное деяние, но и жаждет наступления негативных последствий. Он также бывает таких разновидностей: прямой и косвенный.

Во-первых, мотив и цель могут выступать в качестве основных (конструктивных) признаков состава преступления. Отсутствие этих признаков будет означать и отсутствие в этих случаях состава соответствующего преступления.

Мотив преступления — это обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, вызывающие у лица решимость совершить преступление. Цель преступления — это представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление.

Разновидность вины: прямой умысел

Мотивы и цели всегда конкретны и указываются, как правило, в статьях Особенной части УК либо в качестве основного признака состава, либо в качестве квалифицирующего и привилегированного признака. При указании мотива как обязательного признака состава законодатель обычно использует термин «побуждения» или «заинтересованность».

К ним также относятся проявления таких низменных качеств человека, как карьеризм, месть, злоба, ненависть, трусость, малодушие, стремление избежать ответственности и др. 3.

Проанализированы их сходные и отличительные черты. Установлено, что указанные понятия отражают внутренний компонент преступного события, однако не являются тождественными и равнозначными. Доказано, что от определения мотива и цели преступного поведения зависит правильная квалификация деяния, а также отграничение преступного поведения от проступка.

Группы социально-нейтральных мотивов вовсе не означают их безразличия. С точки зрения уголовного права, характеристика таких мотивов означает только то, что они в отличии от неизменимых не отягощают наказание и не смягчают его.

Мотив преступления в уголовном праве: понятие, значение, цель и вина

В статье же Особенной части предусмотрена ответственность за организацию преступного сообщества (ст. 210 УК). При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков преступного сообщества необходимо обращаться к ч. 4 ст. 35 УК.

Для законодательного описания признаков субъективной стороны используется множество различных мотивов, в этой связи имеет важное значение вопрос о классификации мотивов преступлений.

Иногда цель по ошибке связывают с последствиями поступка. Чтобы избавиться от подобного толкования, следует понимать: цель относится к субъективной стороне права и характеризует определенный результат, к которому стремится преступник. Степень его достижения не влияет на классификацию сделанного.

Мотивы формируются из потребностей, те в свою очередь, в определенной мере способствуют уяснению цели, а цель совместно с мотивом порождает желание определенными способами в достижении результатов.

§ 8. Мотив и цель преступления. Эмоции

Цель преступления отличается от мотива тем, что в ней определены направления, т.е. имеется представление о будущем результате.

В приговоре суд указал, что действия гражданина были направлены на оправдание прогула и имели при этом корыстную цель. Между тем многие юристы возражают против такого рода выводов. В уголовно-правовой доктрине считается, что в каждом противоправном действии должна быть одна определяющая цель. Именно на ее основании необходимо квалифицировать поведение субъекта.

Во-первых, они могут превращаться в обязательные, если за­конодатель вводит их в состав конкретного преступления в каче­стве необходимого условия уголовной ответственности.

Мотив и цель, являясь самостоятельными понятиями, внутренне связаны между собой, хотя и имеют определенное различие, которое основывается на том, что они неодинаково характеризуют волевой процесс. Мотив преступления отвечает на вопрос, чем руководствовался субъект, совершая преступление.

Виды мотивов в уголовном праве

Существует классификация с точки зрения психологии:

  • целевые – определяют конечную цель преступника и выступают стимулом к действию;
  • ориентирующие – конкретизируют цель и помогают выбрать модель поведения;
  • технические – появляются в конкретной ситуации.

Если бы предвидение было более определенным и предметным, то лицо смогло бы правильно определить развитие событий, в частности, правильно оценить значение тех обстоятельств, с которыми связана надежда на предотвращение последствий. Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей — а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личности, т.е. социальные факторы»[2].




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *