Негосударственные пенсионные фонды проблемы развития 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негосударственные пенсионные фонды проблемы развития 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

» » Вернуться назад на В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально-пенсионным статусом.

Речь идет о том, что будет создан и предложен нашим гражданам такой накопительный элемент, который был бы гарантирован, который бы имел четкие понимания о наследовании. Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть потрачены в ходе накопления — по сути это пенсионный капитал, который может быть использован при необходимости в период его накопления» «Я думаю, что в этом и следующем году мы найдем оптимальный вариант развития накопительной системы и надеюсь, что с 2021 года мы можем ее запускать, чтобы она работала и приносила доходы тем гражданам, которые в ней участвуют. Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — подчеркнул министр финансов.

Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать.

В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры

  1. Надежность. Это один из важнейших параметров оценивания пенсионного фонда. Пенсионная система организована таким образом, чтобы защитить денежные вклады – весь объем накоплений застрахован в полном объеме, благодаря чему человек может быть уверен, что в старости не останется без денег. Существуют различные ежегодные рейтинги, проводимые специальными аналитическими агентствами. В результате сравнения перечня параметров, каждому фону присваивается определенная категория. Наивысшая оценка такого учреждения – ААА, она свидетельствует о наилучшей надежности среди всех конкурентов.
  2. Период работы. Чем выше срок деятельности организации в сфере пенсионного обеспечения, тем у нее больше опыт, она имеет большую базу и умеет приспосабливаться к любым условиям рынка.
  3. Количество застрахованных. Этот показатель говорит о том, сколько человек работают с этой организацией. Если компания имеет менее, чем миллион клиентов, не рекомендуется доверять ей свои денежные средства.
  4. Доходность. Этот показатель имеет комплексную оценку, и составляется ан основании нескольких составляющих. Нужно понимать, что некоторые рейтинговые агентства специально подбирают показатели таким образом, чтобы вывести на первое место нужную им организацию. Связано это с тем, что параметр доходности имеет несколько модификаций – доходность за последний год, средняя доходность за 10 лет, накопленная доходность, и все они считаются по-разному, а некоторые зависят еще и от периода осуществления деятельности.
  5. Сопутствующие услуги. Этот параметр не столь важен при выборе компании, однако он влияет на удобство пользования ее услугами. Согласно рекомендациям специалистов, нужно уточнить, имеется ли у фирмы официальный сайт, личный кабинет для каждого пользователя, насколько оперативно и качественно работает техническая поддержка.
  6. Местоположение офиса. Лучше всего выбирать компанию, имеющую филиал в Вашем родном городе, поскольку некоторые вопросы можно решить только при личном посещении организации.

Важный нюанс. Изменить пенсионный фонд можно не чаще, чем один раз в год. Однако если за период работы с компанией не прошло 5 лет, все проценты с инвестиций Вы теряете. Многие этот нюанс не знают, в результате чего теряют существенные суммы денег, которые могли бы работать и получать доход. Для того, чтобы узнать, каков период Вашей работы со страховщиком, нужно зайти на сайт Госуслуги в раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Получив документ, Вы узнаете о том, какая сумма накоплений имеется у Вас, и с какой организацией Вы имеете договорные отношения. Здесь же можно узнать дату заключения договора с фондом.

Сразу необходимо отметить, что единого и признанного всеми рейтинга по надежности и доходности не существует. Большинство аналитических агентств ориентируются на рейтинги, составляемые независимым кредитным агентством под названием «Эксперт РА», по данным Центробанка и других известных источников. Все аккредитованные фонды по параметру «надежность» подразделяются на четыре вида категорий, каждой из которых присваивается буквенное обозначение. Так, наилучшую надежность имеют учреждения, которым присвоена категория ААА. В 2021 году по данным агентства «Эксперт РА» к данной категории отнесены 5 компаний: АО Газфонд «Пенсионные Накопления», АО ВТБ «Пенсионные накопления», АО «Газфонд», АО «Сбербанка», АО «Эволюция». Рассмотрим их поподробнее.

Перед тем, как выбрать НПФ, мы рекомендуем разобраться, что это такое, и какие преимущества он имеет по сравнению с государственными учреждениями.

Важно правильно найти баланс между доходностью компании и ее надежностью, ведь потерять все накопленные средства не хочет никто, а получить меньше, чем это было возможно, не позволяет врожденное чувство жадности.

Выбрать, условия какой фирмы лучше, не всегда удается потому, что многие компании открыто заявляют о своих преимуществах, но умалчивают о недостатках. Основная проблема заключается в том, что о неприятных моментах клиент узнает только на стадии заключения договора, когда рядом находится консультант и убедительно рассказывает о том, что лучшей компании Вы не найдете.

Мы рекомендуем подходить к выбору НПФ взвешенно, и не принимать необдуманных решений, поскольку деньги, которые Вы хотите им доверить, заработаны тяжелым трудом. Мы надеемся, что наша статья поможет Вам сделать правильный выбор!

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе граждан из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой или из ВЭБа в НПФ. Документ размещен на официальном сайте правовой информации в понедельник, закон подписан 29 июля. Закон

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании»

(в части введения механизма информирования негосударственных пенсионных фондов о вновь заключенных договорах) был внесен группой депутатов в феврале 2016 года.

Закон предусматривает детальное информирование граждан о потерях инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям в случае досрочной смены пенсионного фонда — чаще, чем раз в пять лет. Граждане смогут подавать заявление о смене НПФа или перехода из ВЭБа в НПФ через Единый портал государственных

Нечто вроде информационного слива о возможном банкротстве ПФР тут же напомнило старую истину – мало что пугает так сильно, как неясная угроза. Иной раз просто необходимо, чтобы электорат, а речь-то идёт о стариках – самой стойкой и самой надёжной его части, вздохнул с облегчением, считая, что могло быть и хуже.

Да, закрома Пенсионного фонда России уже не первый год были пусты, как в отстающем колхозе. И всем, кто не растерял память, понятно почему. Не из-за инфляции и не из-за санкций. И даже не потому, что пожилых людей в России стало слишком много – из-за роста продолжительности жизни.

Фонд, по всем внешним признакам, примитивно разворовали. Но кто и как – это, скорее всего, на века останется тайной. Негосударственные фонды разворовывали не так откровенно, но они тоже прогорали один за другим. А с началом пресловутой пандемии надо было ждать только нарастания процесса.

Кстати, так и случилось. На грани балансирует фонд «Благосостояние», обслуживающий РЖД. А из-за беглого банкира Мотылёва вот-вот грохнутся сразу семь негосударственных пенсионных фондов. Дежа-вю, да и только. Хотя вместо МММ – теперь НПФ.

Идея просто-напросто прикрыть наш всеобщий пенсионный фонд за ненадобностью витает в воздухе уже не первый год. Пресловутая реформа только придала ей актуальности.

За чиновников ПФР при такой перспективе волноваться не приходится – офисный планктон не тонет. И в конце концов, кто-то должен отвечать за то, что победила в итоге система, которая не просто «несправедлива», но остро «нуждается в масштабной ревизии».

Тот же Миронов не просто так сетует на то, что «чудовищная неэффективность» пенсионной системы «несёт колоссальные политические риски». И автор не просто так заговорила о пенсионерах, как о своеобразном авангарде электората. Они-то на выборы ходили, ходят, и будут ходить.

У старшего поколения всегда фиксируется самый высокий процент явки. И когда ему раз за разом предлагают затянуть пояса, оно всё ещё их затягивает. А то, что ПФР могут превратить в простого оформителя начислений, стариков, кажется, только порадует.

Частные компании и НПФ обогнали ВЭБ по доходности инвестирования накоплений

И всё же – чего ждать пенсионерам в наступающем году? Будем надеяться, следующий год осчастливит нас победой над коронавирусом. В Совете федерации назвали проценты, которые автор приводила ещё в одной из своих статей, как вполне соответствующие нашим реалиям.

Сейчас речь идёт о том, что с 1 января 2021 года все страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. В верхней палате Федерального собрания даже уточнили, что в среднем это составит примерно по тысяче рублей на каждого.

Так не та ли это тысяча, которую нам клятвенно обещали, проворачивая вопреки всем недовольным пенсионную реформу? Отнюдь нет. Деньги, похоже, просто напечатали. Да вот только хватит ли их, чтобы сохранить хотя бы уровень жизни, который есть у пенсионеров сейчас?

Опять же, как видим, люди настроены однозначно — не было бы хуже. Но у кого-то есть надежда и на повышение социальных пенсий, которого можно ждать с 1 апреля. Но это касается лишь тех, кто в силу тех или иных причин не смог заработать трудовой стаж и необходимое количество пенсионных коэффициентов.

Доходность моих инвестиций за 2021 год составляет около 30% годовых, ознакомиться с последними новостями моих вложений можно в еженедельных отчетах. Рекомендую каждому читателю пройти обучение на курсе ленивого инвестора. Первая неделя абсолютно бесплатная. Подробнее

Государственная система пенсионного страхования – проблема, возникшая не сегодня.

Количество трудоспособного населения сокращается, а иждивенцев преклонного возраста растет. В России ситуация усугубляется недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. Я допускаю обстановку, при которой поступлений в пенсионный фонд может не хватить для выплат. Характерный случай: в 2021 году правительство предпочло сэкономить порядка 150 млрд руб.

, заменив индексацию пенсий одноразовой выплатой пяти тысяч рублей. В экономическом прогнозе ВЭБа уже заложено повышение пенсионного возраста с 2020 года. Судя по плачевному состоянию пенсионного бюджета, этот прогноз с большой вероятностью сбудется. К такому решению подталкивает и демографическая ситуация со стареющим населением.

Прежде чем анализировать проблему, вспомним, что такое НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, которое занимается накоплением и управлением пенсионными активами.

НПФ распоряжается средствами вкладчиков в установленных законодательством рамках. За управление деньгами НПФ получает вознаграждение в размере 8–15% от инвестиционного дохода.

По итогам 2016 года, который считающегося сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11%. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53%. В 1 полугодии 2021 доходность ВЭБа опустилась до 8.

8% годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет.

В силу низкой инфляции в 2021—2021 годах, и частным и государственному пенсионному фонду, скорее всего, удастся опередить её.

С точки зрения государственных гарантий, ПФР выглядит менее рискованной инвестицией. С другой стороны, с 2015 года НПФ имеют возможность вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц, аналог АСВ.

38 НПФ являются членами Агентства Страхования Вкладов. Но, в случае банкротства, частный пенсионный фонд может лишиться аккредитации. Накопленные средства будут возмещены за счет страховых выплат и переведены в ПФР.

В то же время нельзя не учитывать факторы, которые подрывают доверие граждан к государству:

  • длящаяся уже 4 года заморозка накопительной части;
  • непрозрачность реформирования пенсионной системы;
  • перевод учета накоплений в ПФР из денежной формы в балльную.

В случае, когда накопительная часть в результате заморозки присоединяется к страховой, речь об инвестировании не идет в принципе. Накопления индексируются в соответствии с уровнем инфляции только виртуально. Внешне это выглядит лучше, чем возможные убытки НПФ, особенно в периоды экономической рецессии.

Противники накопительной системы (например, вице-премьер Ольга Голодец) говорят о рисках банкротства НПФ. Однако в условиях, когда правительство почти ежегодно меняет принципы формирования пенсионных сбережений, риски остаться «молчуном» едва ли меньше.

Особенно беспокоит то, что сегодня никто не может сказать, сколько будут стоить накопленные на счете баллы в момент выхода на пенсию.

  1. Чем дальше, тем больше делается очевидным, что финансовая модель ПФР постепенно себя изживает. Денег у государства становится все меньше, индексирование не покрывает обесценивания пенсий.
  2. Беспрерывно меняющиеся правила учета пенсионных отчислений в ПФР преподносят новые сюрпризы.

  3. В условиях экономического роста, который рано или поздно возобновится, рентабельность НПФ перекрывает инфляцию и превосходит показатели ПФР. Но на горизонте 10 лет частные фонды пока обгоняют государственный ПФР по накопленной доходности: НПФ – от 80 до 100%; УК ВЭБ – от 50% по базовому портфелю (госбумаги) до 80% по расширенному портфелю.

Еще один аргумент в пользу НПФ – обещанная реализация в 2021 году идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК, о котором я писал полгода назад, отложена на неопределенное время.

Но велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.

  1. Риск банкротства НПФ, особенно небольших частных фондов.
  2. Доходность некоторых НПФ проигрывает инфляции. Основной причиной убытков стали вложения в ценные бумаги Открытия и Бинбанка.
  3. Переход из одного НПФ в другой ранее, чем через 5 лет ведет к потере начисленного инвестиционного дохода.

    Кстати, в 2021 году около 2 млн граждан поменяли один фонд на другой. Их потери составили 33 млрд рублей.

причина ухода бывших «молчунов» в негосударственные пенсионные фонды – тотальное недоверие государственной пенсионной системе. Конечно, играет свою роль активность агентов, привлекающих в клиентов.

Но ни уговорами, ни обманом невозможно добиться таких результатов. Частным структурам люди в целом не доверяют. Но на государство полагаются еще меньше. Чего стоят только заморозка накопительной пенсии и перевод на балльную систему учета денег на лицевых счетах.

По статистике почти 65% отдало предпочтение ПФР, то есть проигнорировало происходящие изменения. Однако ситуация приобретает другой оборот, и только в 2021 году 2.9 млн россиян («молчунов») перевели свои накопления из государственного ПФР в НПФ. Общая сумма накоплений в НПФ достигла 2.7 трлн руб. Вернулось в обратном направлении только 76.7 тыс.

Цифры кажутся огромными, но годом ранее было подано в 2 раза больше заявлений. Основную часть клиентов привлекли пенсионные фонды, принадлежащие госбанкам. Лидером среди них со значительным отрывом является НПФ Сбербанка (52% заявлений). Их частные конкуренты, наоборот, несут потери.

Происходящее вписывается в общий процесс передела рынка в пользу госбанков.

Очевидно, будет продолжено укрупнение и огосударствление индустрии пенсионных фондов. Этот процесс повторяет то, что происходит в банковской системе.

Необходимо ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан. 7. Развитие инфраструктуры рынков НПФ Для качественного развития инфраструктуры необходимо предпринять следующие меры.

7.1 Совершенствование законодательной базы.

За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, которые не оказали позитивного влияния на развитие НПФ. 7.

2 Повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ. Проблему нехватки профессиональных кадров в сфере негосударственных пенсионных услуг возможно, например, решить введением четкой системы сертификации и обучения актуариев.

Существует несколько рейтингов НПФ. Самым надежным считается рейтинг «Центробанка». Он учитывает год основания компании, количество участников, сумму накоплений, доходность и условия размещения. Но стоит иметь в виду, что ни один рейтинг не будет показателен, если рассматривать его в разрезе одного года. Работа с финансами сложная, бывают взлеты и падения.

Пенсии-2021: возможное банкротство ПФР

Компаний, занимающихся индивидуальным страхованием пенсий, становится все больше. Чтобы не прогадать, стоит выбирать организации с продолжительной историей, большим количеством клиентов и значительным капиталом, но еще важнее «не складывать яйца в одну корзину». Экономическая ситуация постоянно меняется. В 2021 году можно выбирать между НПФ, депозитами, вложениями в недвижимость или драгметаллы.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

  1. Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам
  2. В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат
  3. Граждане теперь могут пожаловаться финомбудсмену на НПФ
  4. Граждан оградили от пенсионных агентов
  5. НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам
  6. НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам
  7. В России изменился срок дожития
  8. Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

Негосударственные пенсионные фонды проблемы развития 2021 год

Сегодня на рынке действует множество НПФ, предлагающих разные условия, доходность и инвестиции в различные объекты. При этом спрос на услуги данных учреждений повышает предложение — это обуславливает высокую конкуренцию на рынке. Сделать выбор в пользу эффективно работающего и надежного фонда помогают рейтинги, составляемые экспертами на базе сложной методологии. Рейтинг доходности негосударственных пенсионных фондов определяет, в какой мере данное учреждение способно выполнить взятые на себя обязательства по отношению к вкладчику. Главный критерий рейтинга — доходность НПФ или объем прибыли, который фонд получает по итогам управления пенсионными накоплениям своих клиентов. Рейтинг надежности негосударственных пенсионных фондов, напротив, в приоритет ставит стабильность учреждения и способность противостоять актуальным рискам.

Первые НПФ в России были созданы в 1992 году. За этот период экономика пережила кризисы 1998 и 2008–2009 годов. В целом система негосударственного пенсионного страхования успешно выдержала испытания и продолжает развиваться. Однако остается ряд важных вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее движение вперед. Одна из ключевых проб­лем, которая обсуждалась на круглом столе, — защита граждан на финансовых рынках, связанных с пенсионными накоплениями. В России успешно работает государственная система страхования вкладов. Средства граждан, размещенные в банках на достаточно короткий срок, полностью гарантированы к возврату. Однако пенсионные средства, которые вкладываются на десятки лет, никак не защищены. Такая ситуация порождает недоверие к деятельности НПФ и, как следствие, не позволяет им развиваться.

Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ. Но и тут возникает много вопросов. В частности, Р. А. Кокорев, заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ, заострил внимание на следующем. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость страхования пенсионных накоплений от колебаний рынка. Но надо ли страховать потери, связанные с непрофессиональным или недобросовестным поведением финансовых институтов (НПФ и управляющих компаний)? Определить, являются ли убытки следствием падения рынка или ошибкой управляющего, порой бывает очень трудно. При этом человек не виноват в том, что доверил деньги недостаточно профессиональной или недобросовестной компании, между тем взыскать средства с виновного лица удается далеко не всегда.

Также остро стоит проблема доходности пенсионных накоплений. Е. В. Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, подчеркнул, что основная задача НПФ — обеспечить доходность пенсионных средств не ниже уровня инфляции. Конечной целью деятельности фондов является выплата гражданам пенсий. Для того чтобы не нарушить интересы будущих пенсионеров, необходимо сохранить накопления в реальном выражении.

К сожалению, обеспечить высокую доходность пенсионных накоплений и одновременно гарантировать их сохранность невозможно. Главный аргумент критиков накопительного компонента заключается в том, что система инвестирования средств неэффективна. К. С. Угрюмов, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов, сказал по этому поводу, что НПФ любой страны мира имеют возможность инвестировать средства в высокодоходные инструменты Российской Федерации. Речь идет об акциях «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Норильского никеля». Однако российские НПФ такой возможности лишены.

На сегодняшний день НПФ обязаны ежегодно фиксировать прибыли и убытки. Но если в погоне за сиюминутной доходностью фонды станут размещать средства в рискованные инструменты, то сам факт существования накопительной системы может оказаться под вопросом. По словам К. С. Угрюмова, НПФ должны выстраивать долгосрочные стратегии инвестирования, которые опирались бы на строжайший контроль за разумным и ответственным поведением инвестора.

На круглом столе неоднократно звучала такая мысль: для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать свое­образный индекс эффективности доверительного управления. Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования. Он будет служить показателем минимально допустимой эффективности, ниже которой управление уже ведется не лучшим образом. И главное — этот индекс должен быть признан профессиональным сообществом как критерий делового оборота.

Не менее остро стоит проблема прозрачности деятельности НПФ. В нашей стране основная масса управляющих компаний, которые привлекают средства населения, являются непубличными. Они должны отчитываться перед своими клиентами, но при этом нигде не прописаны стандарты такой отчетности. В результате управляющие компании сами разрабатывают формы отчетности и, к сожалению, часто исходят из собственного удобства, а не из удобства клиента. Эти отчеты предоставляются в бумажной форме, они трудно­анализируемы и недостаточно прозрачны. Таким образом, в интересах граждан требуется унификация стандартов отчетности НПФ и управляющих компаний перед клиентами.

Е. В. Бушмин остановился на некоторых шагах, которые повысили бы привлекательность НПФ среди населения. В частности, необходимо освободить средства работодателей, перечисляемые в НПФ в пользу работников, от налогообложения. Такой шаг продемонстрирует всем, что НПФ являются важной частью пенсионной системы и государство в них заинтересовано. Также следует освободить от подоходного налога взносы граждан, добровольно направляемые в НПФ. Серьезным фактором по повышению привлекательности фондов Е. В. Бушмин считает ужесточение требований к их работе, в том числе по достаточности собственного капитала и стандартам операционной деятельности. Причем требования должны быть жесткими и очевидными для граждан.

Лучшие НПФ по доходности на 2021 год

Изменения внутри государственной пенсионной системы оказали гнетущее воздействие на негосударственные. Информация за 2018 год, впервые в истории средневзвешенная доходность, начисленная НПФ на счета клиентов, упала ниже нулевой отметки. Это связано с убыточной работой определенных фондов. В РФ осталось около 50 работающих негосударственных пенсионных фондов, в основном они консолидированы вокруг государственных банков. С одной стороны – это нехорошо, но в условиях современной России, чем ближе к государству, тем стабильней. Согласно статистике чуть больше половины НПФ смогли начислить гражданам дохода чуть выше инфляции 4,3%.

До 2018 НПФ существовали за счет платы за успех, за определенный процент который забирали от дохода, весной 2018 года лобби негосударственных фондов добилось того, что появилась фиксированная плата за управление. Размер оплаты не зависит от результата, которые показывает организация.

Фиксированная плата 0,75% средней стоимость активов ежегодно. Сумма не большая, но за определенный период фирма забирает внушительную долю прибыли.

Кроме платы за управление, взимается плата за успех. Размер, которого колеблется, и может достигать 15%. Необходимо понимать, что если организация отработала в убыток, плата за управление еще больше углубляет потери, в которых пребывает клиент.

Согласно статистике, в 2018 году организации, давшие нулевую доходность, в среднем выплатили себе премии свыше 33 млрд. рублей.

Накопления в негосударственных пенсионных фондах банков России пребывают под защитой ОСВ. Если НПФ обанкротиться, деньги будут возвращены. Нужно понимать, что клиент отдает деньги на определенный период, в это время в стране была инфляция, накопления обесценились. Как раз от инфляционной коррозии никто не защитит. НПФ обязаны ежегодно делать отчисления в ОСВ, это 0,00024% и резервы по пенсионному страхованию 0, 25%.

Статистика за 2018:

  • в ОПС фонды внесли 22 млрд рублей;
  • в ОСВ 3 млн рублей.

Данная страховка с одной стороны требуется, но с другой стороны она максимально не защищает от форс-мажорных ситуаций. В особенности нужно учитывать, что в данном случае речь идет о длительном инвестировании, поэтому без инфляции никуда.

Помните, что изменить НПФ можно не чаще чем 1 раз в 5 лет. Инвестиционная прибыль в большинстве случаев теряется. Правда, в ЦБ говорят, что введут определенные коррективы, возможно даже отметить ограничения. Поскольку это стало основой для создания мошеннических схем, когда людей насильно переводят в другую негосударственную организацию, а пенсионеры об этом даже не знают. Периодически следует проверять, где находятся накопления.

1 января 2020 года грозило введением индивидуальных пенсионных планов – данная система призвана сменить накопительную историю. Суть работы схожий, россиянин будет самостоятельно перечислять процент от зарплаты в фонды. Возможно, участие в системе ИПС будет добровольным, деньги можно будет забрать и заниматься управлением самостоятельно. Если такая возможность будет – это идеальное решение, позволяющее не делится своими доходами с организацией, которая использует их не эффективно.

НПФ предлагает разные коммерческие продукты, поскольку нужно заработать. Одним из которых выступает индивидуальный пенсионный план, самостоятельное накопление пенсии. Если ознакомиться с комиссионными издержками – это чрезмерно высокая оплата. Каждый при желании может самостоятельно составить базовый инвестиционный портфель, существуют ИНС, дающее право на получение налогового вычета. Также можно купить консервативные инструменты в виде ОФЗ или акции голубых фишек. Результат может быть и лучше, при этом вы экономите на комиссии.

Для кого-то в рейтинге негосударственных пенсионных фондов важен объем пенсионных накоплений: это говорит о размере оборотных средств, возможной прибыли. Другие ориентируются на публикации в «Вестнике Банка России». Поэтому приведу списки лучших НПФ по разным критериям.

Рейтинг по отчету ЦБ РФ за 9 месяцев 2019 г., топ-10:

  • Сбербанк — 608 202 297,64509 тыс. руб.;
  • «ГАЗФОНД пенсионные накопления» — 551 559 605,81662 тыс. руб.;
  • «Открытие» — 509 907 811,62335 тыс. руб.;
  • «Будущее» — 256 074 688,38737 тыс. руб.;
  • «Сафмар» — 254 942 846,5577 тыс. руб.;
  • «ВТБ Пенсионный фонд» — 242 544 409,09023 тыс. руб.;
  • «Эволюция» — 126 381 343,5706 тыс. руб.;
  • «Большой» — 45 127 767,19274 тыс. руб.;
  • «Согласие» — 30 044 787,69339 тыс. руб.;
  • «Социум» — 21 772 360,73238 тыс. руб.

Рейтинг НПФ по доходности за 3 квартала 2019 г. в процентах (отминусованы вознаграждения УК и депозитарию):

  • «Профессиональный» — 13,73;
  • «Гефест» — 13,03;
  • «Альянс» — 11,81;
  • «Согласие» — 11,74;
  • «АПК-Фонд» — 11,53;
  • «Первый промышленный альянс» — 11,12;
  • Сбербанк –10,93;
  • здесь два НПФ, «Традиция» и «Эволюция», с одинаковым результатом — 10,91;
  • «Волга-Капитал» — 10,78;
  • «Пенсионный выбор» — 10,73.

Рейтинг надежности присваивают агентства. Учитывайте только, что подобный рейтинг платный (у меня вызывает сомнение объективность оценки).

Согласно данным «Эксперт РА» (к сожалению, на начало 2020 г. даже не топ-5):

  • Сбербанк, «Газфонд» — ruAAA;
  • «Большой» — ruAA.

По остальным НПФ данные не обновлялись.

Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2021 году

К сожалению, сам договор с НПФ отличается весьма невыгодными условиями:

  • в любом случае оплачиваются услуги НПФ, УК и депозитария, а на клиента разносятся убытки;
  • сложно перейти к другой негосударственной организации без потери накоплений.

Выбирать хранилище будущей пенсии на основе рейтинга — не самое удачное решение. Я рекомендую:

  1. На основе сводных отчетов ЦБ РФ составить таблицу динамики доходности за последние 5 лет по лучшим фондам из рейтинга.
  2. Зайти на официальный сайт каждого НПФ. Попробовать найти публичную отчетность там.
  3. Написать в поддержку, позвонить на горячую линию. Если долго не отвечают на вопросы, дают заведомо ложную информацию (например, на вопрос о доходности) — от этого варианта лучше отказаться.
  4. Уточнить, в каком режиме возможна работа по отслеживанию накоплений, есть ли личный кабинет, рассылаются ли отчеты на электронную почту, предоставляются ли необходимые справки.
  5. Поискать скандальную информацию о фонде в сети (кто конечный владелец, с кем передел бизнеса, были ли обманутые вкладчики).
  6. Проверить, соответствуют ли рейтинги на сайте НПФ с реальными данными рейтингового агентства.

Главное, сначала собрать информацию (не просто просмотреть рейтинги) — лишь затем принять решение.

Иногда вступить в негосударственный пенсионный фонд получается без согласия клиента. По стране прогремели скандалы, когда людей перебрасывали из ПФР или НПФ в другой фонд без их ведома.

Если же подходить к выбору сознательно (изучив рейтинги и доступную информацию), для подписания договора потребуется минимальный перечень документов:

  • паспорт;
  • СНИЛС.

В представительстве фонда или на официальном сайте нужно заполнить заявление, а затем подписать договор.

Мой совет: если вероятен уход на пенсию досрочно — по возможности укажите в договоре с НПФ момент начала выплаты (не наступление пенсионного возраста, а дату выхода на пенсию).

Да. Для этого подписывается договор с новым НПФ (обычно лучшим в рейтинге). Разрывается договор со старым. Затем подается заявление в Пенсионный фонд по месту жительства.

На личный счет в банке перевести накопления не получится. Накопления будут либо выплачены как пенсия, либо переведены в другой фонд.

Наследники должны подать заявление в НПФ, тогда средства будут направлены в указанный банк.

Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.

Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.

Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.

Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит перевод пенсии в негосударственный фонд. При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.

Тем, кто формирует накопительную часть пенсии, не лишним будет изучить – рейтинг доходности негосударственных пенсионных фондов.

Рейтинг НПФ России в 2021 году

Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.

НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.

Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:

  • введение счетов;
  • заключение пенсионных договоров;
  • предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
  • выплату и хранение взносов;
  • формирование резерва;
  • проведение расчетов.

Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.

В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.

Участники вправе требовать:

  • выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
  • выплату и перевод сумм в другие фонды;
  • изменение условий договора по пенсионному обеспечению.

В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.

Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности

В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР.

Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.

Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.

Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:

  1. Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
  2. Составлен новый порядок ликвидации организаций.
  3. Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.

Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.

В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.

Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.

Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования.

Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.

НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году поставит пятилетний рекорд

Сторонники НПФ настаивают на том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и уже сегодня стоит задуматься о том, можно ли прожить на государственную пенсию.

«Для того, чтобы число участников негосударственных пенсионных фондов расширилось, нужно, чтобы люди понимали: государственной пенсии у них или не будет, или она будет такой, что на нормальную жизнь ее не хватит. Пока человек не осознает проблему, «насильно» навязать пенсионное накопление практически невозможно.

Когда будет такое осознание, люди начнут интересоваться вариантами накопления, сравнивать различные инструменты. Выбирать удобные, надежные, наиболее контролируемые. А, например, для меня самый надежный инструмент тот, на который я лично могу влиять и который я сама могу контролировать», – считает глава Совета Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Татьяна Сальникова.

Осталось только решить проблему финансовой грамотности населения и вернуть доверие к финансовым структурам.

«К сожалению, в нашей стране граждане не раз сталкивались с серьезными проблемами, такими, как потеря, невозврат или частичный возврат вложенных капиталов по разным причинам. Поэтому всем надо также работать над восстановлением доверия граждан к финансовым институтам, а это долгий по времени путь», – считает заместитель директора по развитию бизнеса финансовой компании «Activitis» Павел Матияш.

  1. Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.
  1. По итогам Глобального пенсионного рейтинга, который пятый год подряд составляют эксперты французского банка Natixis, в 2017 году уровень жизни российских пенсионеров был признан одним из худших в мире (40 место из 43 стран). Рассматривались четыре группы факторов: материальное благополучие, качество жизни, доступность качественных медицинских услуг и доступность финансовых услуг, которые могут позволить максимизировать пенсионный доход. Современные пенсионеры действительно недовольны своим уровнем жизни. В России человек, уходя на пенсию, теряет большую часть дохода. В то время, как в таких странах как Норвегия, Швейцария, Исландия (лидеры рейтинга 2017 года) пенсионеры могут позволить себе жить в достатке и путешествовать, выходя на пенсию.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

Получается, что гражданин сам должен отследить, где нарушаются его права, и доказать это в суде. А потом, возможно, ПФР пересчитает ему пенсию. Сотни тысяч людей имеют право на дополнительные пенсионные выплаты за неучтенный рабочий стаж. В основном это касается жителей регионов, где расположено много вредных производств.

О положенных выплатах многие пенсионеры узнали после того, как один из жителей Свердловской области отсудил у Пенсионного фонда России 370 тысяч перерасчета пенсии за 12 лет, которые он проработал на Крайнем Севере по второму списку вредности (виды деятельности с тяжелыми рабочими условиями).

Особенно остро эта проблема стоит в таких регионах как Свердловская область, где много вредных производств. Речь идет о крупных металлургических предприятиях, шахтах, а также предприятиях военно-промышленного комплекса.

  1. В повышении пенсионного возраста чиновники видят решение многих проблем пенсионного обеспечения в РФ. В 2018 году на рассмотрение был вынесен правительственный законопроект, который предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 63 лет к 2034 году, и для мужчин – с 60 лет до 65 лет к 2028 году. После обнародования этой новости, по всей стране прошли массовые митинги населения против принятия законопроекта.

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

— снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);

— возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);

— смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;

— возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

  1. Следующей проблемой является наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ. Так, например, в ноябре 2018 года в Красноярске было возбуждено уголовное дело о хищении свыше 75 млн. рублей в региональном отделении Пенсионного фонда. Как установили правоохранительные органы, они были похищены за счет искусственного завышения стоимости здания, купленного для одного из районных управлений ПФР. На рабочих местах и в квартирах руководителей краевого отделения фонда силовики провели обыски, изъяли крупные суммы наличных и банковские карты.

Буквально в конце марта 2019 года обыски и изъятие документов проходили в центральном офисе отделения ПФР в Дагестане, а также в управлениях фонда в Советском, Кировском и Ленинском районах Махачкалы. На данный момент, подробности уголовного дела, в рамках которого проводились следственные действия, пока неизвестны, но ранее в Дагестане сообщалось о тысячах выявленных лже-инвалидов, получавших выплаты по фиктивным основаниям [24].




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *