План счетов кредитных организаций 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов кредитных организаций 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2021 года

Приложение
к Положению Банка России
от 27 февраля 2017 года N 579-П
«О Плане счетов бухгалтерского
учета для кредитных организаций
и порядке его применения»

(с изменениями на 14 сентября 2020 года)

Основные понятия и обозначения:

А — активный счет;

П — пассивный счет;

СБ — Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее — ПАО Сбербанк);

ОФБУ — общий фонд банковского управления;

межбанковский — относящийся к операциям между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и Банком России, банками-нерезидентами;

банки-корреспонденты (банки-респонденты) — кредитные организации и (или) банки-нерезиденты, установившие между собой корреспондентские отношения.

Счета для нерезидентов оговорены словом «нерезидент», счета без указания слова «нерезидент» используются для учета операций резидентов.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

(в ред. — Приказа ЦБ РФ от 11.03.97 N 02-67)

Обозначения: А — активный счет; П — пассивный счет; СБ — счет открывается только в Сберегательном банке Российской Федерации и его учреждениях; РФ — Российская Федерация; ОРЦБ — организованный рынок ценных бумаг; РЦ ОРЦБ — расчетный центр ОРЦБ. Под словом «банки» подразумеваются Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации. Счета для нерезидентов Российской Федерации специально оговорены этим словом. Без указания слова «нерезидент» счета используются для учета операций резидентов Российской Федерации.

План представлен схемой группировок и регистрации деятельности, носящей хозяйственный характер в бухгалтерском учете. Счета подразделяются на первый и второй порядок. Документ является основой для утверждения рабочего порядка бухучета, включающего в себя аналитические и синтетические разделы, требующиеся для ведения учета.

Субсчета подлежат изменению на уровне локальном, организации вправе вводить дополнительные разновидности, исключать либо объединять некоторые виды.

При рассмотрении документа через нормативную призму, приходят к выводу, что документ занимает место между вторым и третьим уровнем документации нормативного характера. Вследствие этого план не признается актом, носящим нормативно-правовой характер.

Учреждение имеет право использовать не все доступные синтетические счета, а те, которые считаются необходимыми для ее деятельности.

В случае грамотного оформления достигается согласованность показателей действующих и учетных. Субсчета, применяемые по функционирующему документу, необходимы для ведения отчетности, контроля и анализа в организации.

План счетов бухгалтерского учета 2021 года с субсчетами скачать и распечатать

План учреждения, функционирующего в бюджетной сфере, отделяется от применяемого организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Бюджетное учреждение имеет финансирование бюджетное и внебюджетное.

К числу учреждений, функционирующих в рассматриваемой сфере, отнесены:

  • выполняющие гос.функции;
  • фонды внебюджетного характера;
  • системы муниципалитетов и прочие.

Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.

В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.

При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.

В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.

Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.

Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.

Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.

Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.

Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.

Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.

Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.

ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2021. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бухучета в самой значительной части экономических субъектов. Вот актуальная таблица плана счетов бухгалтерского учета на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО.

Счет бухгалтерского учета

Тип (пассивный/активный)

Наименование

Раздел I

01

А

Основные средства

02

П

Амортизация основных средств

03

А

Доходные вложения в материальные ценности

04

П

Нематериальные активы

05

П

Амортизация нематериальных активов

07

А

Оборудование к установке

08

А

Вложения во внеоборотные активы

09

А

Отложенные налоговые активы

Раздел II

10

А

Материалы

11

А

Животные на выращивании и откорме

14

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

15

А

Заготовление и приобретение материальных ценностей

16

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

19

А

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III

20

А

20 счет бухгалтерского учета — это основное производство

21

А

Полуфабрикаты собственного производства

23

А

Вспомогательные производства

25

А

Общепроизводственные расходы

26

А

Общехозяйственные расходы

28

А

Брак в производстве

29

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40

А-П Выпуск продукции (работ, услуг)

41

А

Товары

42

П

Торговая наценка

43

А

Готовая продукция

44

А

Расходы на продажу

45

А

Товары отгруженные

46

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V

50

А

Касса

51

А

Расчетные счета

52

А

Валютные счета

55

А

Специальные счета в банках

57

А

Переводы в пути

58

А

Финансовые вложения

59

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI

60

А-П

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

А-П

Расчеты с покупателями и заказчиками

63

П

Резервы по сомнительным долгам

66

П

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

П

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68

А-П

Расчеты по налогам и сборам

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

\r\n\r\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\r\n
\r\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\r\n\r\n

Три вида синтетических счетов:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \r\n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \r\n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \r\n

\r\n\r\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\r\n\r\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\r\n\r\n\r\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\r\n\r\n\r\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\r\n
\r\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Что такое план счетов бухгалтерского учета и как его применять в 2021 году?

\r\n\r\n

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Тип

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО! Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Для кредитных организаций дополнили план счетов бухучёта

Приложение 1
к Положению Банка России
от 24 марта 2020 года N 713-П
«О Плане счетов бухгалтерского
учета для некредитных финансовых
организаций и порядке его применения»

Основные обозначения:

А — активный счет

П — пассивный счет

«-» — счета, не имеющие признака счета (А или П)

НПО — негосударственное пенсионное обеспечение

РППО — резерв покрытия пенсионных обязательств

ОПС — обязательное пенсионное страхование

ОЧСП — обязательства по оставшейся части страхового покрытия

ВСУ — обязательства по возникшим страховым убыткам

Номер счета

Наименование разделов и счетов бухгалтерского учета

Признак

первого порядка

второго порядка

счета

Тип НФО

Рекомендованный программный продукт 1С

компании, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела, страховые брокеры

1С:БСК и 1С:СКК

дилеры и брокеры

компании, осуществляющие функции центрального контрагента

акционерные инвестиционные фонды

компании, осуществляющие клиринговую деятельность

компании, осуществляющие деятельность организатора торговли

бюро кредитных историй

1С:БНФО

с последующим апгрейдом на 1С:Учет и управление для профессиональных участников рынка ценных бумаг ПРОФ

управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда

специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда

негосударственные пенсионные фонды

1С:Учет и управление для профессиональных участников рынка ценных бумаг КОРП

микрофинансовые организации

1С:Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом

кредитные потребительские кооперативы

жилищные накопительные кооперативы

сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

1С:Управление микрофинансовой организацией и кредитным потребительским кооперативом

ломбарды

рейтинговые агентства

1C:Ломбард КОРП (планируемая дата выхода III-квартал 2018)

1С:БНФО

06310DP Объединенный комплект «Буко»

06309DP Объединенный комплект «Буко — максимум»

Светлана Сивец прокомментировала новые правила учета для государственных учреждений

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 января 2011 г.

Регистрационный N 19593

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

4. Положения настоящего приказа применяются к бюджетным учреждениям до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления с учетом положений частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) в отношении бюджетных учреждений решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заместитель

Председателя Правительства Российской Федерации —

Министр финансов Российской Федерации

А. Кудрин

Приложение N 2 к Приказу

Основные источники права, на которые следует обращать внимание бухгалтеру банка, занимающемуся в 2015 году составлением плана счетов:

  • положение № 385-П;
  • указания Центробанка, посредством которых в положение № 385-П вносились поправки, — от 22.12.2014 №№ 3503-У и 3501-У, а также от 04.06.2015 № 3659-У.

Изучим наиболее заметные новшества, внедренные законодателем в регулирование процедуры составления планов счетов в банках.

Указанием № 3501-У утверждены поправки в положение № 385-П, в соответствии с которыми в банковском плане счетов появился новый счет — 10621. Он предназначен для учета инвестиций участников в имущество ООО. Еще один новый счет, введенный указанием № 3501-У, — 61214. Его предназначение — учет операций, которые связаны с уступкой банком прав требований по текущим договорам на кредиты, депозиты и иные услуги кредитно-финансовой организации.

В соответствии с указанием № 3503-У в практику учета в банках был введен счет 10611. Для учета амортизации по основным средствам банки, согласно нормам указания № 3503-У, получили предписание использовать счет 60414, а для отражения операций по инвестированию в основные средства (приобретение, создание или строительство) — счет 60415.

Указанием № 3659-У в план банковских счетов был включен счет 10614, посредством которого кредитно-финансовая организация должна фиксировать операции по безвозмездному финансированию. Указанием № 3659-У также введены в оборот счета 111 «Дивиденды», 30238, на котором должны фиксироваться обязательные резервы банков, а также 40506, который должен использоваться в качестве отдельного для исполнителей оборонных заказов государства.

Поступления добровольных взносов и пожертвований не облагаются налогами. Определяются они основанием платежа и по ним не предоставляются акты.

Подробнее почитайте в статье “Некоммерческие поступления в НКО”.

Все эти поступления являются целевым финансированием и поступают на счет 86 “Целевое финансирование” например:

Д51-К86 добровольный взнос на уставные цели НКО (деньгами)

Д10-К86 пожертвование материалов на уставные цели НКО (материалами)

Д08-К86 безвозмездная передача ОС или нематериальных активов для развития уставных целей НКО

Важно, что если в основании платежа не указано, что перевод активов сделан на уставные цели НКО, налоговая по умолчанию будет считать поступление выручкой. Исключением является такая форма НКО как ФОНД, она предназначена для сбора и распределения пожертвований. Только в фонде все поступления по умолчанию признаются пожертвованием.

Некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет по двум главным направлениям.

  • Некоммерческая деятельность. Которая ведет учет добровольных взносов и пожертвований, а также целевое использование этих средств. Основной счет 86 “целевое финансирование”
  • Деятельность приносящая доход. Которая ведет учет налогооблагаемой выручки и поступлений, с формированием их себестоимости и учета на счета 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы”

Очень часто бывает, что некоммерческая организация ведет только одно из этих направлений. Например, фонды ведут в основном только некоммерческую деятельность, а образовательные АНО только деятельность приносящую доход. Тогда задача бухгалтерского учета сильно облегчается. Но в большинстве активно действующих НКО активно ведется учет на обоих направлениях.

сложность состоит в разнесении расходов. На счетах 20 и 26 создаются субсчета для каждого их направлений, например:

20-1 и 26-1 – некоммерческая деятельность, которая потом закрывается на счет 86

20-2 и 26-2 – деятельность приносящая доход, которая потом закрывается на счет 90

Расходы могут быть одинаковыми, отнесение затрат зависит от того, на каком из направлений они были использованы. Могут быть расходы, которые были использованы на оба направления частями. Например, купили бумагу, часть ее использовали в некоммерческом мероприятии, а часть ушла в отдел продаж.

Или сотрудники, которые с одной зарплатой задействованы на двух направлениях. Постарайтесь избегать таких дроблений! Подтверждающий документ один (акт или товарная накладная), и он будет отличаться от суммы списания, налоговая такое не любит. Это делает учет непрозрачным и сомнительным.

Постарайтесь изначально разнести заявки на расходы и производить их отдельными статьями, приведу пример таких мер:

  • Заказать канцелярию в два разных счета
  • Заключение разных договоров на аренду в зависимости от использования площадей
  • Введение сотрудникам отдельных ставок как внутренним совместителям

Не обязательно полностью избавляться от таких операций, но советую свести их к минимуму.

Важно! Бухгалтер не может определить только по документам и оплатам к какому направлению отнести расходы. Важно построить финансовый учет.

Руководитель на уровне приказов и визирования счетов на оплату определяет, в каком из направлений будут отнесены расходы. Этот документооборот должен фиксироваться визами, быть прозрачным и понятным.

Финансовый учет обеспечивает прозрачность и ясность в разнесении расходов.

В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие.

Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.

Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:

  • 86-2-1 “Помощь Ване”
  • 20-1-1 “Помощь Ване”
  • 26-1-1 “Помощь Ване”

Или на этих счетах создается субконто “Помощь Ване”, если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.

Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям.

Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется “Акт о целевом использовании полученных средств”.

Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.

Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.

Центробанк дополнил план счетов бухучета для кредитных организаций

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бух. учета. Ключевые аспекты закреплены в Инструкции по бух. учету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Так, в 2021 г. действуют:

Однако основная структура единая для всех типов государственных и муниципальных компаний. Так, действующий план счетов 2021 для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В данном разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам и договорам, а также аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Счета для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

Действующая таблица ЕПСБУ для бюджетников

Бух. учет в кредитной организации существенно отличается от БУ коммерческих фирм и государственного сектора. Рекомендации и особые правила организации и ведения БУ в таких компаниях устанавливает Центральный Банк России.

Таблица ЕПСБУ для банковских и кредитных организаций:

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бух. учета в самой значительной части экономических субъектов. Так, законодатели утвердили план счетов бухгалтерского учета 2021 (таблица применяется и в 2021 г.).

Помимо этих счетов существует 11 так называемых забалансовых счетов, которые пронумерованы трехзначными числами — от 001 до 011.

По ссылкам в таблице ЕПСБУ вы можете ознакомиться с ключевой характеристикой каждого из счетов БУ, а также изучить типовые бухгалтерские записи и особенности их составления.

ЦБ РФ отправил в Минюст на регистрацию Положение № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и порядке его применения», которое после вступления в силу отменит действующие правила бухгалтерского учета и план счетов, утвержденные Положением № 385-П. Структура Плана счетов сохранена, но из него исключена Глава Д «Счета депо». Само Положение носит иное название, чем 385-П, и имеет похожую структуру, но некоторые части и Приложения названы по-иному.

Банковские новости

08 октября 2018 года

В связи с исключением с 1 января 2019 года из Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций балансовых счетов 70605 «Доходы от применения встроенных производных инструментов, не отделяемых от основного договора», 70610 «Расходы от применения встроенных производных инструментов, не отделяемых от основного договора», и, соответственно, счетов 70705 и 70710 согласно изменениям, внесенным в Положение № 579-П, Банк России разъяснил, что при наличии по состоянию на 1 января 2019 года остатков на исключаемых балансовых счетах 70605 и 70610 в целях составления годовой бухгалтерской отчетности за 2018 год необходимо в первый рабочий день 2019 года на балансовых счетах 70701 «Доходы» и 70706 «Расходы» открыть лицевые счета для отражения доходов и расходов от применения встроенных производных инструментов, не отделяемых от основного договора, по символам ОФР 25601 «Доходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора» и 45601 «Расходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора».

дата публикации: 08.10.2014 года
дата актуализации: 04.02.2019 года

Учет в банках, конечно, не простой и в нем есть много нюансов, которых не встретишь в правилах бухгалтерского учета для предприятий. Более того, Банк России постоянно вносит в План счетов для кредитных организаций изменения, не давая скучать банковским работникам. Сегодня мы поговорим о парных счетах. Как они устроены? Какие операции по ним отражаются? Сколько парных счетов в банке? И почему вообще появились такие счета?

План счетов бухгалтерского учета в 2020 году

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

20 марта 2017 года №46021

от 27 февраля 2017 года №579-П

О плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения

(В редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 05.07.2017 г. №4450-У, 02.10.2017 г. №4555-У (см. сроки вступ. в силу), 15.02.2018 г. №4722-У (см. сроки вступ. в силу), 12.11.2018 г. №4965-У (см. сроки вступ. в силу), 18.12.2018 г. №5019-У (см. сроки вступ. в силу), 28.02.2019 г. №5087-У (см. сроки вступ. в силу))

Настоящее Положение в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52, ст. 5032; 2004, №27, ст. 2711; №31, ст. 3233; 2005, №25, ст. 2426; №30, ст. 3101; 2006, №19, ст. 2061; №25, ст. 2648; 2007, №1, ст. 9, ст. 10; №10, ст. 1151; №18, ст. 2117; 2008, №42, ст. 4696, ст. 4699; №44, ст. 4982; №52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, №1, ст. 25; №29, ст. 3629; №48, ст. 5731; 2010, №45, ст. 5756; 2011, №7, ст. 907; №27, ст. 3873; №43, ст. 5973; №48, ст. 6728; 2012, №50, ст. 6954; №53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, №11, ст. 1076; №14, ст. 1649; №19, ст. 2329; №27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; №30, ст. 4084; №49, ст. 6336; №51, ст. 6695, ст. 6699; №52, ст. 6975; 2014, №19, ст. 2311, ст. 2317; №27, ст. 3634; №30, ст. 4219; №40, ст. 5318; №45, ст. 6154; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 4, ст. 37; №27, ст. 3958, ст. 4001; №29, ст. 4348, ст. 4357; №41, ст. 5639; №48, ст. 6699; 2016, №1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; №26, ст. 3891; №27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295) (далее — Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ) и решением Совета директоров (протокол заседания Совета директоров от 20 февраля 2017 года №4) устанавливает План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения.

Кредитным организациям предоставлено право осуществлять основную деятельность при наличии лицензии. Одобрение и оформление лицензий находится в ведении Банка России. Ведение бухгалтерского учета в учреждениях кредитного направления работы организовывается на основе Положения Банка России от 27.02.2017 г. №579-П. Этим документом утверждены действующий План счетов и правила его применения. Вторым базисным нормативным документом является Закон от 02.12.1990 г. №395-1. В нем раскрываются требования к банковским структурам и их подразделениям, к кредитной деятельности, порядку ведения бухгалтерского учета.

Система бухгалтерского учета в банковских структурах направлена на упорядочение механизма сбора, обобщения и накопления информации об имуществе, всех типах обязательств и выгод в стоимостных измерителях. В ст. 40 Закона №395-1 за Банком России утвержден статус учреждения, наделенного полномочиями устанавливать и изменять стандарты учета в кредитных организациях, правила составления отчетности и применения Плана счетов.

Для банков предусмотрено формирование корреспонденций счетов на основе двойной записи. Для отражения операций используются номера счетов первого и второго порядка, третий уровень числовых обозначений представлен индивидуальным лицевым счетом. Все счета разделены на активные и пассивные, их признак указывается в Плане счетов.

Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора

Текущая редакция принята: 28/02/2019 документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П О плане счетов… № 5087-У от 28/02/2019
Вступила в силу с: 01/06/2019


Редакция от 18/12/2018, принята документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П… № 5019-У от 18/12/2018
Вступила в силу с: 29/01/2019


Редакция от 12/11/2018, принята документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П О плане счетов… № 4965-У от 12/11/2018
Вступила в силу с: 01/01/2019


Редакция от 15/02/2018, принята документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П О плане счетов… № 4722-У от 15/02/2018
Вступила в силу с: 27/03/2018


Редакция от 02/10/2017, принята документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П О Плане счетов… № 4555-У от 02/10/2017
Вступила в силу с: 19/12/2017


Редакция от 05/07/2017, принята документом Указание Центрального банка Российской Федерации О внесении изменений в пункт 4.70 части II приложения к Положению Банка России от 27 февраля… № 4450-У от 05/07/2017
Вступила в силу с: 25/07/2017


Первоначальная редакция от 27/02/2017

Приложение к ПЦБ РФ от 27.02.2017 г. №579-П

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Положение Центрального банка Российской Федерации «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на…»

Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-п «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах ведения…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года №385-П «О правилах…»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года №579-П «О Плане счетов…»

Инструкция Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных нормативах банков»

Указание Центрального банка Российской Федерации «О методике проводимой Банком России оценки достаточности имущества банка для осуществления…»

Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса…»

Бухгалтерский учет в банках ведется по Плану счетов, установленному Банком России. С 1 января 2013 г. действует План счетов, утвержденный Положением № 385-П, который является национальным стандартом кредитных организаций. В основу Плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций положен опыт отечественной банковской системы России с учетом требований международных стандартов. В разработке концепции принимали участие консультанты из Международного валютного фонда и представители Мирового банка, но основную работу Банк России провел самостоятельно, учитывая особенности и своеобразие российских условий.

План счетов кредитных организаций обеспечивает максимальную прозрачность и сопоставимость отчетности, позволяет проводить анализ финансовой отчетности банка по таким показателям, как экономическая структура, ликвидность, платежеспособность и риски банковской деятельности.

8 февраля

Курс-погружение (вечерний): Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение: Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение (вечерний): Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Курс-погружение: Управление производством и ремонтами в «1С:ERP Управление предприятием 2»

8 февраля

Очный курс: Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2»




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *