Закон об отходах производства и потребления 2021 года действующая редакция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об отходах производства и потребления 2021 года действующая редакция». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

обработка отходов;

утилизация отходов;

обезвреживание отходов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

Комментарий к статье 3

Изменения в правовом регулировании обращения с отходами


Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

Комментарий к статье 4


Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ)

Комментарий к статье 4_1


Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 254-ФЗ)

Комментарий к статье 5_1

Изменения к ФЗ 89 от 31.12.2017


К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ.

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.


установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

(статья утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)


Комментарий к статье 7


Попытки усовершенствовать институт РОП, в том числе при помощи повышения нормативов утилизации и ставок экосбора, регулярно предпринимаются органами власти с момента введения РОП в 2015 г. Так, в конце 2018 г. проектом Постановления Правительства РФ предлагалось увеличить ставки экосбора по всем группам товаров «в целях усиления их стимулирующей роли». Однако Минэкономразвития России дало отрицательное заключение[4] на этот проект в связи с экономической необоснованностью и отсутствием правовых оснований для пересмотра установленных ставок экологического сбора.

Осенью 2019 г. по поручению Правительства РФ Минприроды России была разработана Концепция совершенствования института РОП, предлагавшая, в частности, перенос обязательств по утилизации упаковки на производителей упаковки.

Новой версией Концепции совершенствования института РОП предлагается введение норматива утилизации 100% для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей), а также поэтапное увеличение норматива утилизации по другим товарам РОП.

Таким образом, очевидно, что принятие поправок, увеличивающих ответственность производителей за утилизацию их товаров, неизбежно.

Предлагаем изучить положения Законопроекта № 869136-7, чтобы быть готовым к возможным нововведениям.

  • Проанализировать как организован возврат упаковки реализуемых товаров, с этой точки зрения оценить условия договоров, рассмотреть перспективу включения условий о возврате упаковки приобретаемых товаров, совместно с контрагентами продумать акции по привлечению к решению проблемы возврата упаковки конечных потребителей.
  • Рассмотреть возможность вступления в действующие ассоциации производителей товаров или создания новых ассоциаций, т.к. такое сотрудничество поможет повысить выполнение нормативов утилизации отходов упаковки, за счет утилизации других отходов от использования товаров (п. 4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)[5]. С учетом этого, можно также пересмотреть виды используемой упаковки.
  • Подготовить предложения по доработке Законопроекта № 869136-7.

В 2020 году Законопроекту № 869136-7 предстоит пройти три слушания в ГД РФ. Таким образом в течение 2020 года у предприятий имеется возможность пересмотреть и преобразовать систему сбора и утилизации отходов с учетом ожидаемых изменений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

За принятие 89 ФЗ об отходах Государственная Дума проголосовала в 1998 году. На протяжении существования этого нормативного акта в него вносились поправки, предназначенные для улучшения.

В этом документе подробно освещены главные принципы, на основании которых построена работа с отходами. Здесь учитываются особенности, принимаемые во внимание при утилизации различных типов мусора.

Закон об отходах описывает государственную политику в рассматриваемой сфере. На основании его положений регламентируются процессы возникновения отходов, процедуры хранения и способы утилизации. В составе документа можно видеть 8 глав и 31 статью. Некоторые из них не сохранили юридическую силу и были аннулированы.

Фирмы и ИП, участвующие в деятельности по перевозке, хранению и переработке отходов, обязаны в установленные сроки сдавать отчётность о своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отдельных её видов определяется органами государственной и муниципальной власти.

Регулирование деятельности по обращению с ТКО

Начиная с 2016 года действует юридическая норма, согласно которой, организация, выполняющая сбор мусора и дальнейшее хранение, обработку и другие действия в обязательном порядке должна иметь лицензию на этот вид деятельности. Её срок действия составляет 10 лет. После его окончания подтверждать своё право на выполнение этой деятельности необходимо снова. При нарушении этого требования такому юридическому лицу грозит административное наказание.

  • Экологическое проектирование
  • Об отходах производства и потребления
  • Порядок обращения с отходами

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет нормы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Закон об отходах 89-ФЗ дает определение таким понятиям, которые характеризуют обращение ТБО: сбор, хранение, утилизация и другие. Так, под первым понимается прием мусора от физических и юридических лиц для их дальнейшего обращения.

Под размещением отходов понимается совокупность хранения и захоронения. Различает Законодатель хранение и накопление мусора. Под обеими процедурами понимается процедура перемещения отходов с целью их дальнейшей переработки и утилизации, а при необходимости и обезвреживания. Только срок хранения может превышать 11 месяцев, а накопления не может.

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.

ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.

В первой статье закона об отходах производства и потребления даются определения основным понятиям, которыми оперирует закон. Там же определяются типы отходов. Формулируется, что именно в законе понимается под ТКО (твердые коммунальные отходы) – большой группой отходов бытового мусора. Основные положения уточняют, что правовое регулирование вопросов обращения с отходами осуществляется 89-ФЗ, однако предусмотрены исключения – радиоактивные, медицинские, биологические и опасные для озонового слоя отходы. С соответствии со статьей 4.1, все отходы классифицирую по степени опасности:

  • I – чрезвычайно опасные;
  • II – высокоопасные;
  • III – умеренноопасные;
  • IV – малоопасные;
  • V – практически неопасные.

В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.

Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.

Федеральный закон 89-ФЗ Об отходах производства и потребления.

Основные принципы экономического регулирования в вопросе обращения с мусором:

  1. Снижение объемов отходов и их повторное вовлечение в оборот;
  2. Наличие платы за размещение;
  3. Экономическое стимулирование утилизации.

Так, согласно статьи 23, ИП и юр. лица обязаны вносить плату за отрицательное воздействие на окружающую среду производимых и размещаемых отходов. Исключение составляет размещение мусора на специальных объектах, оборудованных для размещения отходов. В этом случае оплачивать негативное воздействие не требуется.

Кроме того, применяются меры экономического стимулирования – например снижение размера выплат за негативное воздействие или налоговые льготы, в случае использования биоразлагаемых материалов.

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

  • охрана окружающей среды;
  • налоговое:
  • бюджетное;
  • гражданское;
  • другие.

Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

ФЗ-89 об отходах в актуальной редакции 2020 г.

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

В соответствии с актуальным текстом статьи 4.1, по уровню опасности для человека и окружающей среды отходы потребления и производства делятся на следующие категории:

  • Чрезвычайно опасные;
  • Высокоопасные;
  • Умеренно опасные;
  • Малоопасные;
  • Практически неопасные.

Согласно статье 4 изучаемого Федерального закона, отходы потребления и производства могут относиться к предметам частной собственности.

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

Приоритетным сторонам политики нашей страны при совершении определенных действий с отходами посвящена Статья 3 ФЗ об отходах. Основополагающие принципы деятельности нашего государства в этой области содержат в себе следующие положения:

  1. Все действия, производимые с разного рода отходами, должны быть направлены на защиту человеческой жизни и здоровья, на сохранение биоразнообразия и нормального состояния экологической обстановки.
  2. Общественные интересы в области экологии и экономики должны быть строго взаимосвязаны для более стабильного развития общества.
  3. Внедрение и применение современных хороших, но недорогих технологических решений в деятельности, связанной с манипуляциями с отходами.
  4. Для сокращения массы отходов обязательной является максимально возможная переработка сырьевых запасов.
  5. Экономическое регулирование совершаемых действий и осуществляемых процессов в данной сфере так же с целью сокращения числа образующихся отходов и включение их в хозяйственную деятельность.
  6. Обеспечение доступа к информации в соответствии с законами РФ.
  7. Международное сотрудничество РФ, касающееся вопросов в данной области.

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Нормированию посвящена Ст. 18 ФЗ-89. При работе организаций ИП и юрлиц, в ходе которой происходит образование веществ, их смеси и материалов, не пригодных для применения и подлежащих удалению, для упомянутых лиц устанавливаются определенные нормативные показатели образования отходов и лимиты по их возможному размещению, которые определяются согласно предельно допустимым концентрациям пагубных для среды компонентов. По методическим рекомендациям ИП и юрлицами (кроме представителей малого и среднего бизнеса) самостоятельно разрабатываются проекты нормативных показателей образования остатков производственной и другой деятельности и проекты лимитов на размещаемые отходы. Эти методические рекомендации утверждаются органом исполнительной власти (федеральным или субъекта РФ), получившим на то должные полномочия.

Представители малого и среднего бизнеса, в ходе ведения которого происходит образование промышленного, бытового мусора, должны давать отчетную информацию с данными, связанными с образованием, утилизацией, обезвреживанием, размещением такого мусора, в уполномоченный орган исполнительной власти.

При несоблюдении нормативных показателей и при превышении лимитов деятельность предприятий ИП и юрлиц может быть подвергнута ограничению, приостановке или может быть даже вообще запрещена.

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением, указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны. Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах. Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) представляют собой сложную смесь из бытового мусора, пищевых отходов.

Нормативы по обращению отходов – средняя величина количества ТКО, образующихся за некоторый временной период (день, месяц, год). Региональный оператор – юридическое лицо, заключившее договор по обращению с отходами с собственником мусора в определённом регионе.

ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

В законодательстве появилось определение «Группа однородных отходов». К ней относится вторсырье, подразделяемое по одному или нескольким одинаковым признакам. В настоящее время порядок обращения с отходами такой категории регулирует Росприроднадзор.

Существует подразделение однородного мусора по категориям:

  • стекло – посуда, бутылки;
  • бумага (макулатура) – различные упаковки, старые газеты, книги;
  • текстиль;
  • пищевые отходы;
  • дерево;
  • лом и отходы цветных и чёрных металлов;
  • кожаные и резиновые изделия;
  • пластик, пластмасса.

В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.

Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:

  1. Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
  2. Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
  3. Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
  4. Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
  5. Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
  6. Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
  7. Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.

Законодательство имеет три основных пункта экономического регулирования деятельности, связанной с отходными материалами.

  1. Уменьшение объема мусора путем применения на производстве в виде вторсырья.
  2. ИП и юр. лица, проводящие мероприятия по распределению отходного сырья, должны выплачивать компенсацию, если отбросы вредят окружению. При наличии технических сооружений, защищающих экологию от отрицательного влияния отходов, плата с организации не взимается. Тарифы не распространяются на предприятия, накапливающие отходы производства и потребления в промежуток времени, не превышающий 11 месяцев, с последующей утилизацией.
  3. Экономическое стимулирование в виде снижения суммы компенсации, уплачиваемой организациями за нанесение вреда экологии, при наличии новейших технологических разработок. Льготы также предоставляются предприятиям, использующим биоразлагаемые материалы.

В статье 24.5 ФЗ 89 прописано об экологическом сборе, взимаемом с производителей и поставщиков товаров, подлежащих последующей утилизации в случае потери потребительских свойств.

Статья 6 закона №89-ФЗ дополнила обязанности региональных структур в сфере обращения отходов. Теперь они должны позаботиться об организации деятельности, в том числе по раздельному накоплению (!) отходов. Это нововведение вступит в силу с января 2019 года. Раньше речь шла только о раздельном сборе отходов. Теперь это будет происходить само собой, еще на стадии их накопления.

В частности, для жильцов многоквартирных домов раздельное накопление ТКО (твердые коммунальные отходы) должно помочь в снижении платы за услуги по сбору и утилизации таких отходов.

Корректировки статей 24.8-24.9 закона №89-фз уточняют правила по установлению тарифов в сфере обращения с ТКО и льгот при их внесении. А также вводят обязанность по уплате экологического сбора для производителей товаров в случае не соблюдения ими нормативов по утилизации ими товаров и упаковки.

Кроме того, закон №503-ФЗ внес изменение в Жилищный Кодекс РФ в ч.1 его статьи 157. Теперь с 1 января 2019 года плата за обращение ТКО будет включена в состав платежей за коммунальные услуги, которые оказываются лицам, проживающим в многоквартирных домах.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Комментирует – Алина Маклакова, предприниматель, владелец фирмы по вывозу и утилизации отходов:

С января 2019 года в нашей стране начал работать новый закон по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. Говорят о нем много, бессчетное количество раз собирали всех операторов, перевозчиков на разных уровнях. Об этом много не буду говорить, потому что все всё знают, а кто не знал, уже давно прочитал в интернете. Определены региональные операторы, выбраны перевозчики. А дальше “мусорная” реформа начала буксовать.

Мы вывозили мусор из деревень. Взяли “газельку“, организовали минимальную сортировку. К новому закону стали готовиться заранее. Если вы хотите стать перевозчиком, то должны отвечать нескольким обязательным требованиям:

  • у вас обязательно должна быть лицензия на перевозку и утилизацию отходов. Мой совет: прописывайте по возможности все классы опасности, кроме утилизации промышленных отходов. Так вам не придется доплачивать каждый раз за внесение изменений. Не забывайте, что лицензия должна соответствовать ОКВЭДам (коды экономической деятельности), прописанным в Уставе организации или индивидуального предпринимателя.
  • у вас обязательно должен быть специализированный транспорт. Обычно он требуется , если вы собираете мусор в больших городах. В небольших населенных пунктах местным жителям разрешили мешковой сбор мусора. То есть едет машина или трактор и собирает мешки по улицам. В деревнях, где кольцевое движение сведено к минимуму (то есть улицы относительно прямые), установили самодельные контейнеры на несколько домов, куда все складывают мусор. Удобно и нам, и людям. Имейте в виду, что это пока временное явление.

До сих пор в наших деревнях идут многочисленные споры о том, где оборудовать контейнерные площадки. Мое мнение такое, что не стоит идти на поводу у местных жителей. Главное – чтобы это место отвечало всем требованиям российского законодательства и санитарным нормам. Основная проблема наших деревень – огромное количество садовых товариществ. И место, которое предлагает одна из инициативных групп, расположено на выезде из деревне. Оно лежит как раз по пути садоводов. Поэтому здесь нужно принимать волевое решение. Хорошо, если есть какое-то юридическое лицо на основе закона местного самоуправления – в своем большинстве это ТОС (территориальное общественное самоуправление). С ним договориться гораздо проще и быстрее.

Если юрлица нет, необходимо провести собрание или сход жителей, определить места, закрепить все это протоколом, подготовить проект контейнерной площадки, составить смету, сдать все в сельский совет и ждать денег. Всего на сельсовет было выделено 1 100 000 рублей, из них на каждую деревню приходится порядка 200 000 рублей. Цена может меняться в зависимости от количества жителей, чем меньше проживающих, тем меньше контейнерных площадок.

Слушайте, но делайте свое дело. Если вы не придете к консенсусу, эти площадки оборудуют там, где скажет сельсовет уже своим волевым решением.

В апреле по всей стране начнется массовое обустройство контейнерных площадок. Поскольку суммы небольшие, скорее всего будут дробить, чтобы упросить процедуру конкурсных торгов. Здесь тоже можно заработать. У нас обычно подряд предлагают тем, кто уже участвует в “мусорной” цепочке, потому что они владеют большей информацией по своим объектам. В каждой управляющей компании, которая обслуживает сельсовет, есть свои сертифицированные специалисты, которые могут разработать всю документацию. Это удешевляет процесс: они получают за это зарплату, а вам обустройство могут отдать на подряд или субподряд.

Начинать шевелиться нужно сейчас. Никто не знает, насколько вырастут цены на строительные материалы , рост инфляции тоже никто не отменял, а суммы, которые выделены из федерального и регионального бюджетов, уже утверждены и даже перечислены в поселковые и сельские советы.

Однажды пришлось мне присутствовать на одном из совещаний в местной администрации по проблемам мусорной реформы. Как обычно в России делается, сначала мы создаем проблемы, а потом начинаем их устранять. Пригласили нас как специалистов, давно работающих на этом рынке. Компания собралась довольно разношерстная, большую часть составляли жители соседних деревень.

Основной вопрос, который волновал многих – это плата за вывоз мусора. Волевым решением главы нашего региона она была снижена в несколько раз и составила 35 рублей для сельского населения. Еще один немаловажный момент – почему приходится платить и по месту прописки, и по месту фактического проживания. В этой ситуации необходимо обратиться в управляющую компанию и уведомить ее о том, где вы постоянно проживаете.

Есть один нюанс: если в регионе плата берется исходя из количества квадратных метров, то платить собственнику придется за все адреса, а не только там, где прописан. Слава богу, в нашем регионе тариф установлен за количество проживающих.

Заключать договор обязаны абсолютно все. Хотя штрафных санкций для физических лиц новым законодательством не предусмотрено. Многие ссылаются на то, что в деревнях мусора особенно не собирается, все или утилизируется, или сжигается. Если ведется жизнедеятельность, значит, образуются и отходы, а их нужно утилизировать. Сжигать категорически запрещено законом и правилами благоустройства, за это положен штраф до 2 000 рублей.

Договор считается заключенным с того момента, когда он опубликован на официальной сайте регионального оператора и считается публичной офертой. Можно заключить его самостоятельно, если для вас это принципиально. Есть только один момент: у нашего оператора должным образом не приписаны его обязанности и ответственность, так что никто особенно не стремится его скачивать.

Все данные о жителях берутся из официальных источников, их предоставляет сельский совет, поэтому обращаться в прокуратуру бесполезно, никакого нарушения законодательства нет. Единственный минус – предоставляются недостоверные данные, очень часто встречаются “мертвые души”, те, кто уже умер.

Если вы занимаетесь или планируете заниматься переработкой мусора, ходить на такие мероприятия очень полезно. Можно найти множество “болевых” точек, с которыми не справляется региональный оператор, и взять эти проблемы на себя. Например, по новому законодательству он доложен не только вывозить мусор, но и сортировать его, содержать в порядке контейнерные площадки. Многие с этим не справляются и готовы заключать договора субподряда.

Очень много вопросов и по методу сбора. В нашей деревне размещение контейнеров на территории поселения вызвало огромный резонанс: большая часть проголосовала за то, чтобы оборудовать площадки в пределах населенного пункта, остальные – на выезде. Дебаты были долгими и продолжительными, подписи собирались по несколько раз, поскольку находились типа юристы и признавали предыдущие собрания нелегитимными. В итоге по соглашению с региональным оператором до конца года остались на мешковом сборе мусора.

По всем вопросам региональный оператор советовал обращаться на “горячую линию”. Звонила, спрашивала. Сидит на том конце девочка, которая на все вопросы отвечала только одно: “Перезвоните позже, я записала все ваши вопросы, передам их руководству”. И ни слова о том, что “мы вам перезвоним”, или “оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас”. Мой совет – обучайте свой персонал, чтобы потом не краснеть перед клиентами. Мы тоже пришли к тому, что иметь в своем штате сертифицированных экспертов гораздо выгоднее, чем обращаться в сторонние организации. Есть риск того, что они потом могут уйти к конкурентам или откроют свой бизнес. Места на этом рынке хватит всем.

Из диалога с оператором стало понятно, что государство просто не готово к этой реформе. Например, не продумана логистика вывоза мусора. Например, в Белорецком районе Башкирии машинам приходится проезжать около150 километров до отдаленных деревень, где мусорную машину видели в последний раз еще в советское время, собирал мусор обыкновенный трактор и вывозил в неизвестном направлении. Понятно, что тарифы уменьшились, а затраты значительно возросли. Поэтому решено было привлечь прежних поставщиков услуг.

Нет мусороперерабатывающих заводов. Те, которые есть, просто стоят, потому что не отработана цепочка полного цикла, мусор просто везут на полигоны. Случился такой инцидент в г. Октябрьский, когда предприниматель на собственные средства построил такой завод (а это 20 миллионов рублей), прошел все экспертизы, получил разрешение, а теперь его просто заставляют сносить. Мы тоже столкнулись с проблемой: почти год приучали жителей к сортировке, а теперь с приходом регоператора все почти рухнуло. Люди видят, что все их труды сваливают в одну кучу и перестали сортировать отходы. Мусора стало гораздо больше.

И никакие субботники не решат экологической проблемы: с одного места мусор просто перекладывают в другое. Вот и вся реформа.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *