Закон о транспортно экспедиционной деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о транспортно экспедиционной деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Отношения между экспедитором и клиентом в настоящее время регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются также транспортными уставами и кодексами.

На первом месте по значимости – сохранность груза и безаварийная его транспортировка. Кроме того, за экспедитором:

  • организация перевозки груза;
  • выбор маршрута, если на это получено согласие клиента;
  • от имени заказчика – заключение разовых договоров на конкретную транспортировку конкретного груза;
  • передача его клиенту со всей подтверждающей благополучную доставку документацией;
  • предоставление документов, свидетельствующих о форс-мажорных обстоятельствах, повлекших за собой штраф.

В договоре может быть зафиксирована еще одна обязанность экспедитора: постоянная связь с заказчиком на всех этапах следования груза.

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с « » года до « » года.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее « » года г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее дней с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

Закон РБ О транспортно-экспедиционной деятельности

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора.

г. ______________ «___» ___________ 20__г.

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина-предпринимателя)

именуем __ в дальнейшем «Экспедитор», в лице ___________________________,

действующего на основании ______________________________________________,

с одной стороны, и _____________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина)

именуем __ в дальнейшем «Клиент», в лице _______________________________,

действующего на основании ________________________, с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанность за

вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение следующих услуг,

организовать перевозку грузов транспортом Экспедитора по маршруту

заключить от имени Клиента договоры перевозки грузов;

получать и оформлять необходимые для перевозки грузов документы;

выполнять таможенные и иные формальности;

уплачивать за счет Клиента пошлины, сборы и другие расходы,

(перечень других необходимых для перевозки операций и услуг).

1.2. Клиент выдает Экспедитору доверенность на совершение действий,

необходимых для оказания Экспедитором услуг, указанных в п.1.1

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую

информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную

информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей,

1.4. В случае отказа Клиента от заявленной экспедиции он обязан

уведомить об этом Экспедитора с возмещением последнему фактически

понесенных расходов и уплатой штрафа в размере ____________ рублей.

Вознаграждение, предусмотренное в п.2.1 настоящего договора, в таком

1.5. В случае отказа Экспедитора от договора он обязан предупредить

об этом Клиента в _________________ (срок) и возместить Клиенту все

2.1. За оказание услуг, указанных в п.1.1 настоящего договора,

Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение в размере _________

2.2. Не позднее __________ срока со дня подписания договора Клиент

обязан уплатить Экспедитору аванс в размере __% от суммы, указанной в

п.2.1 договора, т.е. _______________ рублей.

2.3. Последующие платежи производятся в следующем порядке:

2.4. Оплата вознаграждения производится Клиентом по безналичному

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания

3.2. Настоящий договор заключен на срок до ________________________.

3.3. До завершения сторонами исполнения своих обязательств,

вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора

4.1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору

в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации,

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение

или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору по

основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами

гл.25 ГК РФ. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства

вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его

ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

4.3. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем

договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской

4.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении

настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров

4.5. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров

стороны передают их на рассмотрение в ____________ (указать место

5.1. Права и обязанности сторон, прямо не предусмотренные в

настоящем договоре, определяются в соответствии с ГК РФ и другими актами

гражданского законодательства Российской Федерации.

Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба

экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон

находится один экземпляр настоящего договора.

Клиент ________________________________________ М.П.

Экспедитор ____________________________________ М.П.

Договор — документ, с которого начинается транспортно-экспедиторская услуга. Оформление на бумаге отношений между сторонами в одной ситуации гарантирует, что работа будет выполнена качественно, а экспедитор получит оплату.

Этот пункт указывается непосредственно в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг или в приложении к нему. Вознаграждение исполнителю может выражаться в одном из вариантов:

  • твердая сумма;
  • проценты от провозной платы;
  • тариф экспедитора.

В сумму оплаты также включают расходы, связанные с выполнением обязательств перед клиентом.

Скорректирован понятийный аппарат Закона № 124-З: исключены термины «грузоотправитель», «грузополучатель», «перевозчик» и их определения, поскольку они установлены и регламентированы другими актами законодательства в сферах автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Одновременно расширено определение клиента.

Справочно: клиентом в соответствии с внесенными изменениями может быть не только грузополучатель или грузоотправитель, но и любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Для применения в Законе № 124-З единого понятия документов, используемых при транспортно-экспедиционной деятельности, введено определение сопроводительных документов.

Справочно: сопроводительные документы − это транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные документы, оформленные при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

К транспортно-экспедиционным услугам отнесена в т.ч. организация процесса перевозки любым видом транспорта экспресс-груза, являющегося таковым в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Напомним, что с 23 июля 2016 г. транспортно-экспедиционные услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия*. Поэтому из текста Закона № 124-З исключена ст. 14 «Подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

____________________________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 20.07.2016 № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».

Из перечня актов законодательства, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, исключены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила). Однако основные положения, определяющие правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, ранее не содержавшиеся в Законе № 124-З, включены в него.

В связи с исключением Правил из области законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности также упраздняются и установленные ими примерные формы поручения экспедитору, расписки экспедитора о принятии груза в свое ведение, заказа-поручения.

Все вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не урегулированные Законом № 124-З, будут устанавливаться сторонами договора.

Статьи Закона № 124-З, определяющие права и обязанности экспедитора и клиента, претерпели изменения. Проанализируем, появилось ли действительно что-то новое в правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции и нужно ли корректировать договоры транспортной экспедиции.

Права и обязанности клиента

Права клиента дополнены такими правами, как объявлять ценность груза, распоряжаться грузом или передавать право распоряжения грузом иным лицам, приостанавливать перевозку груза или изменять пункт назначения. Данные права, ранее отсутствовавшие в Законе № 124-З, перенесены из Правил.

Статья 22 Закона № 124-З, определяющая обязанности клиента, изложена в новой редакции. Однако фактически она дополнена лишь некоторыми обязанностями клиента, перенесенными из Правил:

  • своевременно письменно уведомить экспедитора о необходимости изменения условий перевозки груза;
  • обеспечить оформление сопроводительных документов, если обязанность оформления таких документов возложена на клиента, нести ответственность за их полноту и достоверность;
  • если иное не указано в договоре транспортной экспедиции, обеспечить предъявление груза, требующего защиты от повреждения, в исправных упаковке, таре, соответствующих для них требованиям.

Одновременно из обязанностей клиента, установленных ст. 22 Закона № 145-З, исключена необходимость:

  • представить экспедитору документы и другую информацию для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции;
  • указывать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче.

Важно! Данное исключение не означает, что клиент больше не обязан исполнять эти обязательства. Эту обязанность на него возлагает п. 1 ст. 757 ГК.

Статья 23 дополнена следующими правами экспедитора, перенесенными из п. 34 Правил:

  • выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя;
  • принимать груз в свое ведение по внешним признакам (количество мест, вид и состояние упаковки, тары) и сопроводительным документам;
  • в случае принятия в свое ведение груза вносить в транспортные (перевозочные) документы сведения, касающиеся его внешних признаков (количество мест, вид и состояние упаковки, тары);
  • в случае принятия в свое ведение груза проверять правильность погрузки и размещения груза в транспортном средстве и требовать от грузоотправителя устранения выявленных недостатков.

Рекомендуем указывать данные положения в договоре транспортной экспедиции.

Из обязанностей экспедитора, установленных ст. 25 Закона № 124-З, исключена обязанность запрашивать у клиента дополнительную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции, в случае представления клиентом неполной информации. Однако несмотря на исключение из Закона № 124-З, такая обязанность экспедитора сохраняется, так как установлена п. 2 ст. 757 ГК.

Претерпела изменения ст. 30 Закона № 124-З, регламентирующая вопросы предъявления претензий и исков.

В связи с упразднением Правил, определяющих порядок и сроки предъявления претензии к экспедитору, эти нормы перенесены на уровень закона. Так, до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Физическое лицо вправе предъявить иск к экспедитору без предъявления ему претензии.

Если в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация перевозки грузов, претензии к экспедитору предъявляются:

  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществляется перевозка, не являющаяся смешанной;
  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии, если осуществлялась смешанная перевозка;
  • в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществлялась доставка груза в конечный пункт назначения, определенный договором транспортной экспедиции, если осуществлялась смешанная перевозка груза и не известен вид транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии.

Светлана Маковская, начальник управления таможенного транзита и законодательства БАМАП

Скачать Закон Республики Беларусь О транспортно-экспедиционной деятельности

Текущая редакция принята: 18/03/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 34 Федерального закона Устав автомобильного транспорта и городского… № 59-ФЗ от 18/03/2020
Вступила в силу с: 18/03/2020


Редакция от 06/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты… № 374-ФЗ от 06/07/2016
Вступила в силу с: 20/07/2016


Редакция от 14/10/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные… № 307-ФЗ от 14/10/2014
Вступила в силу с: 15/11/2014


Первоначальная редакция от 30/06/2003

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов»

Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации «О направлении письма Минфина России»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные…»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты…»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского…»

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные…

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты…

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 34 Федерального закона Устав автомобильного транспорта и городского…

Ссылка на Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

Ссылка на Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) :: Статья 932. Страхование ответственности по договору

Ссылка на редакцию документа от 14/10/2014 :: 5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также

Ссылка на редакцию документа от 14/10/2014 :: Статья 3. Права экспедитора и клиента

Ссылка на редакцию документа от 14/10/2014 :: Статья 4. Обязанности экспедитора

Ссылка на редакцию документа от 30/06/2003 :: Статья 5. Обязанности клиента

Ссылка на Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) :: Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств

Ссылка на редакцию документа от 14/10/2014 :: Статья 6. Общие основания ответственности

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального
закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок
осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок
оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами
транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для
таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления
перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,
определяются сторонами договора транспортной экспедиции
(экспедитором и клиентом).
2. Положения настоящего Федерального закона не
распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность,
осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности
определяются:

  • перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих
    заключение договора транспортной экспедиции);
  • требования к качеству экспедиционных услуг;
  • порядок оказания экспедиционных услуг.

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если
только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по
независящим от него обстоятельствам не смог предварительно
запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии
на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой
запрос.
В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не
соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по
независящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить
указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя
из интересов клиента.
2. В случае, если договором транспортной экспедиции не
предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид
транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки
груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При
этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в
порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с
настоящим пунктом изменениях.
3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной
экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз
до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах
клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего
обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты
вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае
клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.
За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором
в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет
клиент.
4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления
клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах
груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для
исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления
неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента
необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном
договором транспортной экспедиции.
5. (Утратил силу — Федеральный закон
от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
6. Клиент имеет право:

  • выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;
  • требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором
    транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе
    перевозки груза;
  • давать указания экспедитору в соответствии с договором
    транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с
договором транспортной экспедиции. При заключении договора
транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность
предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о
физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих
стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее
в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой
информации без проверки ее достоверности не допускается. (В
редакции Федерального закона от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
2. В случае, если отсутствует возможность предварительного
запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой
запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан
уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление
станет возможным, в порядке, определенном договором.
3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных,
семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением
клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по
его требованию информацию, предусмотренную законодательством
Российской Федерации о защите прав потребителей.
4. При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность
представленных клиентом необходимых документов, а также информации
о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации,
необходимой для исполнения экспедитором обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего
выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту
оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с
договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании
выданной им доверенности. (В редакции Федерального закона
от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента
договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено
договором транспортной экспедиции.

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей,
предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим
Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по
основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с
главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом и иными федеральными законами. (В редакции
Федерального закона от 06.07.2016 г. N 374-ФЗ)
2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение
обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки,
ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор
перевозки, определяется на основании правил, по которым перед
экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками
грузов в международном сообщении, и использовании при этом
соответствующих экспедиторских документов предел ответственности
экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не
может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу
отгрузки, за исключением ответственности экспедитора,
предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона при оказании
экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в
международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица
специального права заимствования, определенная Международным
валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права
заимствования исчисляется в соответствии с методом определения
стоимости, применяемым Международным валютным фондом на
соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со
стоимостью рубля в единицах специального права заимствования
перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения
или на дату, установленную соглашением сторон.
4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной
пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего
Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет,
что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для
экспедирования груза возникли не вследствие его собственного
действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по
грубой неосторожности.
5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора
транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой
стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф
в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или
клиентом затрат.

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора
транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору
претензии, за исключением предъявления иска при оказании
экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением клиентом предпринимательской
деятельности.
2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет
клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо,
получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а
также страховщик, приобретший право суброгации.
3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об
утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть
приложены документы, подтверждающие право на предъявление
претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость
отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в
установленном порядке их копии.
4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение
шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть
выдан;
возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока
выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со
дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не
определено сторонами;
нарушения иных обязательств, вытекающих из договора
транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2
настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной
форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении
претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.
При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором
претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны
основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с
претензией документы возвращаются заявителю.
6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по
истечении установленного настоящей статьей срока, если причина
пропуска срока предъявления претензии будет признана им
уважительной.

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной
экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный
срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных
услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального
закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем
правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в
силу.

Что нового в обновленном Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг. Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

6. Клиент имеет право: выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза; давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об у��ловиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (докуме��тально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Транспортная экспедиция осуществляется не только по соответствующему договору, но и на основании договоров об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6 Закона о ТЭД). Поэтому договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки.

Существует достаточно большая разница между этими договорами. Они отличаются и по предмету договора, и по кругу лиц (участников отношений), и разными правами и обязанностями сторон. Следовательно, ответственность сторон по этим договорам также разная.

Обычно предметом договора перевозки груза является обязанность перевозчика переместить груз в оговоренное место, вручить его получателю и обеспечить его сохранность (ст. 739 ГК). В связи с этим договор перевозки принято считать реальным, т.е. он вступает в силу с момента передачи груза перевозчику, а не с момента заключения договора.

В обязательном порядке при заключении договора перевозки груза составляют транспортный документ или транспортную накладную:

– при автомобильной перевозке – ТТН-1 или CMR-накладную;

– при морской перевозке груза или перевозке водным транспортном – коносамент;

– при авиаперевозке груза – грузовую накладную;

– при железнодорожной перевозке груза – железнодорожную накладную или накладную СМГС.

Как правило, договор перевозки не предусматривает дополнительных услуг перевозчика, или же они вытекают из главной обязанности перевозчика – доставки товара.

Если стороны правоотношения по перевозке хотят сделать основным предметом договора именно целый набор услуг, то он превращается в иной вид договора – транспортно-экспедиционный.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг содержится в ст. 8 Закона о ТЭД. В частности, в ней перечислены подготовка груза к перевозке, погрузка (выгрузка), оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, сопровождение, страхование и хранение груза, таможенное оформление и иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Это значит, что стороны в договоре могут согласовать иные услуги, которые необходимы заказчику: например, получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов и т.д. (ст. 755 ГК).

Обратите внимание!

Услуги, включаемые в договор транспортной экспедиции, всегда должны быть непосредственно связаны с перевозкой груза.

Таким образом, договор транспортной экспедиции в отличие от договора перевозки может включать целый перечень дополнительных услуг, обязательно связанных с самой перевозкой груза. Эти услуги четко оговариваются в договоре. В связи с этим договор транспортной экспедиции является консенсуальным, т.е. он действует с момента его заключения в надлежащей форме.

Важно!

При этом экспедитор может не брать на себя обязанность по доставке вверенного ему груза в пункт назначения и выдачу его уполномоченному на получение груза лицу, как это происходит в простом договоре перевозки. По транспортно-экспедиционному договору экспедитор может лишь выполнять или организовывать выполнение соответствующих услуг, сам не осуществляя перевозку.

Например, на условиях, определенных договором транспортной экспедиции, экспедитор может давать консультации и (или) оказывать информационные услуги по условиям перевозки грузов различными видами транспорта, маршрутам следования, стоимости услуг и срокам доставки; таможенным и иным операциям при перевозках грузов (п. 19 Правил № 1766).

Документ:

Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766 (далее – Правила № 1766).

Рекомендация: если требуется, помимо самой перевозки, одна-две дополнительные услуги (например, загрузка, выгрузка, оформление накладной и др.), то можно оформить это и договором о перевозке, добавив в него дополнительные условия. Но если этих услуг требуется много и тем более если они влекут дополнительную ответственность для перевозчика, то имеет смысл заключать не обычный договор перевозки, а договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Эти правила распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняет перевозчик.

Ответственность сторон договора транспортной экспедиции определена общими положениями ГК. В то же время Закон о ТЭД устанавливает более четкие границы ответственности участников экспедиции.

Что касается ответственности перевозчика, то ГК и, например, КДПГ предусматривают ограничение ответственности перевозчика. Однако ограничение не действует, если ущерб был вызван злоумышленным поступком или произошел по вине перевозчика, его агентов (других лиц, к чьим услугам перевозчик прибегнул) (ст. 23 КДПГ). Таким образом, при наличии вины перевозчика в форме неосторожности применяется ст. 23 КДПГ, что невыгодно владельцу груза, так как соответственно происходит и уменьшение размера возмещения ущерба, причиненного полной или частичной утратой груза или его повреждением, взыскиваемого с перевозчика (пп. 36, 37 постановления Пленума ВХС № 9).

Документ:

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее – постановление Пленума ВХС № 9).

Ответственность экспедитора ограничена только 2 случаями:

1) если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства;

2) если надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 372 ГК).

Важно!

При этом отсутствие вины доказывает сам экспедитор.

Если нарушение условий договора транспортной экспедиции произошло по вине как экспедитора, так и клиента, суд может уменьшить размер ответственности, но полностью не освободит экспедитора от нее. Суд также может уменьшить размер ответственности экспедитора, если клиент умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Экспедитор отвечает перед клиентом и за несохранность груза, принятого в свое ведение (ст. 27 Закона о ТЭД), и за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции (ст. 28 Закона о ТЭД). Экспедитор несет ответственность перед клиентом по правилам, установленным для ответственности перевозчика в рамках такого вида договора, как перевозка, если докажет, что нарушение им своей обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза (ст. 26 Закона о ТЭД). При недоказанности таких обстоятельств ответственность экспедитора будет наступать на общих основаниях.

При разрешении спорных ситуаций важно определиться, какое именно из принятых на себя обязательств нарушил ваш контрагент.

Обратите внимание!

Соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении уже установленной законодательством ответственности недействительны (ст. 26 Закона о ТЭД).

Стороны в договоре транспортной экспедиции также могут согласовать дополнительную ответственность за невыполнение принятых обязанностей. Например, определить размер и порядок уплаты штрафных санкций за нарушение сторонами установленных договором сроков.

Рекомендация: заключение договора транспортной экспедиции выгодно клиенту еще и потому, что экспедитор по закону обладает более высокой степенью ответственности, чем перевозчик, и всего в двух указанных выше случаях может быть освобожден от ответственности. Рекомендуем также предусматривать в договоре четкие размеры штрафных или иных санкций, а не отсылочные нормы к мерам ответственности, предусмотренным законодательством.

  1. Как правильно организовать работу с должниками 128
  2. Основные изменения в Указе № 143 (Комментарий к Указу № 512) 123
  3. Десять нарушений при закупках аудиторских услуг 115

Внешнеэкономическая деятельность

Юридическая практика

Договорная деятельность

Взаимодействие с государством

Готовый документ

Правовыми источниками, регламентирующими транспортно-экспедиционную деятельность, выступают ГК, ФЗ № 87, а также Правила, утвержденные правительством.

Специализированные компании предоставляют услуги по перевозке грузов на основании договора. В соответствии с ним, один участник – экспедитор – принимает обязательство по доставке имущества получателю за счет контрагента (отправителя или получателя). За это ему выплачивается вознаграждение. Соответственно, заказчик обязуется передать груз и оплатить его перевозку.

В соответствии с 87-ФЗ, на экспедитора возлагаются:

  • Организация транспортировки груза с гарантией его сохранности в сроки и на условиях, оговоренных сторонами.
  • Координация взаимодействия участников доставки.
  • Составление экономических и технических обоснований маршрутов и схем транспортировки с учетом требований и пожеланий владельца груза.
  • Организация и предоставление услуг, связанных с приемом, перевозкой и выдачей грузов по установленным правилам.
  • Контроль маркировки и пломбирования контейнеров, грузов, перевозочных средств, бункеров, холодильных камер и прочих хранилищ.
  • Наблюдение за процессом выполнения перегрузочных, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных и складских работ, контроль соблюдения сроков, условий хранения, выдачи, накопления товаров.
  • Оформление сопроводительных документов (в т. ч. товарно-транспортных накладных) на всех стадиях осуществления транспортно-технологических маршрутов и схем доставки.

Кроме этого, в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» указано, что перевозчик должен предоставлять услуги согласно условиям договора и обо всех изменениях должен предупреждать заказчика. Если у исполнителя нет возможности направить клиенту запрос об отступлении от указаний либо в течение суток на него не получен ответ, он должен известить заказчика об изменениях сразу же, как это станет возможным.

В соответствии с ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», если договором не закреплено иное, перевозчик имеет право выбрать или изменить вид транспорта, последовательность доставки, маршрут следования, руководствуясь интересами клиента.

Экспедитор имеет право не приступать к выполнению обязательств до предоставления заказчиком требуемых документов и информации об особенностях и свойствах доставляемого груза, условиях транспортировки и прочих существенных данных.

При приеме груза исполнитель должен оформить экспедиторский документ, предоставить оригиналы соглашений, которые будут заключены от имени заказчика на основании доверенности. Экспедитор не может заключать договор страхования перевозимого имущества, если это прямо не предусмотрено условиями сделки.

Согласно положениям ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», заказчик вправе:

  1. Выбирать способ доставки и маршрут следования.
  2. Требовать от исполнителя (если это закреплено в договоре о транспортно-экспедиционной деятельности) предоставления сведений о ходе перевозки.
  3. Давать экспедитору указания в соответствии с условиями договора.

Обязанности заказчика сводятся к своевременному предоставлению достоверной, полной и точной информации о характеристиках груза, условиях доставки, а также в передаче документов, необходимых для проведения таможенного, санитарного и прочих видов госконтроля.

Транспортная экспедиция в законе

Она возникает в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения условий договора и требований закона.

В частности, экспедитор возмещает реальный ущерб, возникший у клиента вследствие утраты, недостачи или повреждения груза после принятия для перевозки и до выдачи его получателю. В законодательстве предусмотрен следующий порядок расчета:

  • при объявлении ценности груза – в ее размере или части этой суммы, пропорциональной недостающей доле груза;
  • без объявления ценности – в размере документально подтвержденной, действительной стоимости имущества (или утраченной части).

В последнем случае при порче/повреждении груза перевозчик компенсирует сумму, на которую уменьшилась цена объектов. Если же восстановить имущество после порчи не представляется возможным, то возмещению подлежит полная действительная его стоимость.

В договоре об осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности может быть закреплено, что, кроме компенсации реального ущерба, связанного с порчей, утратой либо недостачей груза, исполнитель обязан вернуть вознаграждение, полученное ранее от клиента, если оно не включено в стоимость имущества. Сумма устанавливается пропорционально стоимости недостающего, испорченного, утраченного груза. Дополнительно перевозчик компенсирует клиенту упущенную выгоду, связанную с порчей, недостачей или утратой груза.

При одностороннем отказе любого из участников от исполнения договора он обязан компенсировать контрагенту потери, вызванные этим действием, а также выплатить штраф – 10% от величины понесенных расходов.

В ФЗ № 87 установлено, что до предъявления перевозчику иска с требованиями, вытекающими из договора, обязательно соблюдение досудебной процедуры. Для этого клиент составляет письменную претензию и направляет ее экспедитору. Предъявить досудебные требования можно в течение 6 мес. с даты возникновения права на это (со дня, когда субъект узнал о нарушении). К претензии о порче (повреждении), недостаче или утрате груза заказчик должен приложить подтверждающую документацию, а также бумаги, удостоверяющие стоимость и количество отправленного имущества. Сопроводительные документы могут быть в подлиннике или копии. В последнем случае необходимо их заверение в установленном законом порядке.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги). Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
  2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
  2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг; порядок оказания экспедиционных услуг.

Статья 3. Права экспедитора и клиента

  1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
    В случае, если указания клиента неточны или неполны, либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
  2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.
  3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.
  4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
  5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
  6. Клиент имеет право: выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза; давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 4. Обязанности экспедитора

  • Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
  • В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.
  • Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
  • При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
  • Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

    Статья 5. Обязанности клиента

    1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.
    2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

    Статья 6. Общие основания ответственности

    1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
    2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
    3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
      Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.
    4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
    5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

    Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

    1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
      1. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
      2. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
      3. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
      4. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

      1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
      2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
      3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
      4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

        -возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
        — возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
        — нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

      5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
      6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

      Статья 13. Исковая давность

      Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

      Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
      2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
      13 июня 2006 г. N 124-З

      О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Принят Палатой представителей 4 мая 2006 года
      Одобрен Советом Республики 23 мая 2006 года
      (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.12.2007 N 300-З,
      от 29.11.2010 N 195-З)

      Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах.

      Глава 1
      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

      Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:
      грузоотправитель — юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза;
      грузополучатель — юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на иных законных основаниях;
      клиент — грузоотправитель или грузополучатель, которые заключают с экспедитором договор транспортной экспедиции;
      перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора;
      транспортно-экспедиционная деятельность — вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг;
      транспортно-экспедиционные услуги — услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта;
      участники транспортно-экспедиционной деятельности — клиенты (грузоотправители, грузополучатели), экспедиторы, перевозчики и иные юридические и физические лица, которые вступают в отношения в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг;
      экспедитор — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность.
      (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.11.2010 N 195-З)
      (см. текст в предыдущей редакции)

      Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, связанной с выполнением внутриреспубликанских и международных перевозок грузов.
      Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при:
      транспортировке продукции магистральным трубопроводным транспортом;
      осуществлении транспортной деятельности в целях обеспечения обороноспособности, безопасности, правопорядка и охраны здоровья;
      осуществлении транспортной деятельности в области почтовой связи;
      выполнении погрузочно-разгрузочных работ в рамках договора перевозки груза в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

      Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности

      Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 20, ст. 221), настоящего Закона, Правил транспортно-экспедиционной деятельности, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь.

      Статья 4. Международные договоры Республики Беларусь
      (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.11.2010 N 195-З)
      (см. текст в предыдущей редакции)

      Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

      Статья 5. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

      Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
      порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;
      права и обязанности клиента и экспедитора;
      формы, в том числе примерные, и порядок заполнения документов, используемых при оказании транспортно-экспедиционных услуг;
      (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.11.2010 N 195-З)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции;
      иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
      Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

      Глава 2
      ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
      ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      В обязанности клиента обычно входит своевременная подача груза в порт, обеспечение всех необходимых документов (сертификаты, лицензии на груз), своевременное информирование клиента о подходе груза.

      В обязанности исполнителя входит организация перевозки, перевалки и осуществление полного ТЭО. Исполнитель решает все таможенные и санитарно-карантинные вопросы и др.

      Исполнитель привлекает экспертов-сюрвейеров для определения количества и качества грузов, обеспечивает контроль за ПРР.

      3) Ответственность сторон. По договоры стороны несут ответственность за убытки, причиненные друг другу ненадлежащим выполнением контракта. Может быть предусмотрено ограничение ответственности экспедитора.

      Помимо этого договоры содержат стандартный перечень юридических условий, таких как порядок и форма расчета, форс-мажор, порядок рассмотрения споров.

      Цена предоставленных услуг обычно оговаривается в приложении к контракту. При этом может быть несколько способов указания цены:

      1 способ — указывается одна ставка, включающая плату за экспедирование и плату за услуги третьих лиц;

      Например, ставка за ТЭО сахара-сырца в 9,25 долл/т, включающая аккордную ставку ОАО «НМТП», подача и уборка вагонов, отбор проб и экспертиз, оплата запорных устойств, экспертиза Торгово-промышленной палаты, накладные расходы и др. расходы.

      2 способ — фиксируется ставка за экспедирование, а оплата третьим лицам идет отдельным приложением. Например, ставка экспедирования угля составляет 0,3 долл/т. Кроме этого, прилагается отдельный прейскурант в котором указаны ставки за услуги третьих лиц:

      — таможенное оформление;

      — хранение на складах;

      — аккордная ставка;

      — фумигация;

      — досмотр и услуги Гос. Хлеб. Инс.;

      • сертификация груза в Центре стандартизации, метрологии и сертификации и другие.

      Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование и оптимизацию расходов в осуществлении перевозок грузов.

      Указанный вид коммерческой деятельности регулируется следующими актами:

      1. Гл. 41 ГК РФ.
      2. Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
      3. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД).

      Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ

      Правилао транспортно-экспедиционной деятельности направлены на координацию следующих вопросов:

      • порядок оказания экспедиторских услуг (пп. 6–18 Правил ТЭД);
      • требования, которые предъявляются к качеству услуг, регулируемых указанными правилами (пп. 15, 19);
      • список документов, используемых при осуществлении экспедиторской деятельности (п. 5).

      Отношения между заказчиком и экспедитором регулируются не только положениями действующего ГК РФ, законом № 87-ФЗ, указанными правилами, но и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил ТЭД). А правоотношения между перевозчиками и экспедитором подчиняются положениям действующих транспортных кодексов/уставов.

      ВАЖНО! Правила ТЭД не подлежат применению в сфере почтовой связи (п. 3 Правил ТЭД).

      Документы, используемые в процессе оказания экспедиторской деятельности, имеют унифицированные бланки, введенные в гражданский оборот приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.02.2008 № 23. Он определяет, что, оформляя такие документы, необходимо учитывать все особенности перемещения товаров разнообразными видами транспорта. Требования по заполнению экспедиторских документов обязательны для обеих сторон договора.

      Действующие Правила ТЭД указывают на необходимость оказания экспедиторских услуг в определенном порядке и в соответствии с оговоренным качеством. Однако сам порядок определения качества не разъясняется.

      П. 19 Правил ТЭД содержит указание на то, что требования по качеству оказываемых услуг должны быть определены национальными стандартами РФ. Однако на сегодняшний день единственным документом, определяющим требования, классификацию и порядок контроля, является ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст). Данный акт имеет весьма общий характер, подробно регулирует лишь классификацию услуг экспедитора. Вследствие этого в судебной практике ГОСТ Р 52298-2004 применяется не как мерило качества услуг, а для обоснования позиции налогоплательщика об отнесении конкретной услуги к экспедиторской.

      Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

      С учетом внесенных изменений Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается.

      При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

      Ранее, до принятия указанного федерального закона, вышеизложенное было правом компаний, оказывающих логистические услуги, теперь обязанностью.

      В случае несоблюдения указанных положений принятый Федеральный закон установил для Экспедиторов административную ответственность, предусмотренную статьей 11.14.3. КоАП РФ (Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности).

      Так, часть первая указанной статьи предусматривает ответственность за нарушение экспедитором обязанностей проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов и сведений (данных), информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Административный штраф на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

      Часть вторая предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.14.3 КоАП РФ. Административный штраф на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Таким образом, законодатель установил для экспедиторов обязанность по проверке документов, как о юрлице, так и сведений о грузе. Если в процессе экспедирования будет установлено, что информация о юрлице, о свойствах груза и условиях его перевозки будет не соответствовать действительности, то экспедитор будет привлечен к административной ответственности.

      К списку новостей

      Новый год 2020!

      Летний корпоратив на Неве

      Команда ГК АРИВИСТ на Гонке Героев 2019

      Новый год 2019!

      • 1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги). Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
      • 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.




      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *