Экология отчетность за 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экология отчетность за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Календарь эколога на 2018 год: отчетность
Кто должен сдавать отчет 2-ТП (отходы)
2-ТП (отходы): новая форма 2018 (образец и бланк)
Комплексное экологическое разрешение с 2019 года
Декларация платы за НВОС за 2019 год
Экологическая отчетность отличается некоторой специфичностью, но как и любой отчет, подчиняется стандартному правилу своевременного представления. Расскажем, в какие сроки должна быть сдана экологическая отчетность в 2021 году.
Экологические платежи / 12:00 26 августа 2019
Обновлена форма отчета в Росприроднадзор об отходах производства
Экологические платежи / 13:01 20 февраля 2019
Утвержден порядок выдачи комплексных экологических разрешений
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Экологическая отчетность 2021
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Плата за НВОС: главные изменения в 2021 году
\r\n\r\n
За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.
\r\n\r\n
Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.
\r\n\r\n
В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.
\r\n\r\n
Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:
\r\n\r\n
- \r\n\t
- более 10 тонн по одному объекту;
- от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n\r\n
СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.
\r\n\r\n\r\n
\r\n\r\n
Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Формы отчетов по экологическому сбору, плате за НВОС и статистической «экологической» отчетности, сроки и правила их представления приведены в таблице.
\r\n\r\n\r\n
ВНИМАНИЕ. Чтобы сдать отчетность в Росприроднадзор через интернет, нужно иметь сертификат электронной подписи.
Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.
Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.
Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
Если помните, в отчётности за 2019 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.
Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:
Было | Стало |
---|---|
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) | Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН) |
Временно согласованные выбросы (ВСВ) | Временно разрешённые выбросы (ВРВ) |
Нормативы допустимых сбросов (НДС) | Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН) |
Временно согласованные сбросы (ВСС) | Временно разрешённые сбросы (ВРС) |
Столбцы переименовали, потому что изменились нормы для объектов НВОС разных категорий. Раньше у всех объектов независимо от категории должны были быть разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов. Теперь нормы зависят от категории объектов:
- Для объектов I категории нужно получать комплексное экологическое разрешение (КЭР).
- Для объектов II категории нужно подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС).
- Для объектов lll категории разрешённые массы выбросов и сбросов устанавливаются по отчёту о производственном экологическом контроле (ПЭК).
Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор
Календарь эколога на 2021 год — сдаем отчетность за 2020
-
- большой штат опытных экологов и специалистов;
- наш опыт – лучшая гарантия согласования в надзорных органах;
- лояльное отношение к каждому клиенту;
- персональный подход;
- бесплатное консультирование;
- гибкая ценовая политика;
- возможность абонентского обслуживания;
- безупречная репутация с открытия в 2008 году.
Наши специалисты готовы персонально оценить специфику работы с Вашей компанией. У нас доступная стоимость работ, которая позволит при оптимальных материальных вложениях получить важнейшие экологические документы и возможность улучшить/оптимизировать свой бизнес процесс. Мы сможем качественно оценить специфику работы Вашей организации. Ваши ответственные работники смогут стать более компетентными в вопросах экологического характера, пользуясь консультациями наших специалистов. Чтобы оценить имеющуюся документацию или получить бесплатную консультацию, обратитесь за помощью к менеджеру-экологу компании или же оставьте свои контактные данные, чтобы менеджеры-экологи ООО ЭП «ФлорЭко» могли связаться с Вами. Мы готовы предложить максимально удобную форму работы без ущерба для предприятия! Выбирайте проверенную временем компанию!
Паспортизация отходов
Паспортизация токсичных отходов
Разработка ПНООЛР
Журнал движения отходов
Лицензия на обращение с отходами
Инвентаризация источников выбросов ПДВ/НДВ
Постановка на категорию объектов предприятия
Мероприятия по сокращению выбросов (НМУ)
Разработка программы ПЭК
Разработка санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
Проект оценки запасов подземных вод
Декларация о плате за НВОС
Отчет по форме 2-ТП (воздух)
Отчет по форме 2-ТП (отходы)
Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
Отчетность по отходам для объектов III категории
Отчет по программе ПЭК
Отчетность для производ. товаров и упаковки
Отчет по форме 4-ОС
Отчет по форме 4-ЛС
Отчет по форме 3.1 (скважины
Отчет по мониторингу подземных вод
Технический отчет по отходам
Абонентское обслуживание предприятий
Экологический аудит
Сопровождение при проверках
Обучение по экологическим программам
10 января 2021 г.
Отчет по форме 3.1 ежеквартальный
Приказ Минприроды РФ №205 от 08.07.2009 года
Все категории, при наличии скважин, добычи воды из поверхностных природных источников
15 января 2021 г.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)
Приказ МПР от 16.02.2010г №30
III, бескатегорийные объекты, в рекомендательном порядке
20 января 2021 г.
Отчет по форме 4-ЛС
Приказ Росстата от 07.07.2011 г. №308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»
Все категории, при пользовании подземными водами (скважина)
22 января 2021 г.
Отчет по форме 2-ТП (воздух)
Приказ Росстата от 08.11.2018г №661 (предоставляется в ТО РПН)
Все категории, при выбросах от 5-10 тонн/год загрязняющих веществ (ЗВ) и наличии в выбросах веществ 1-2 классов опасности; при суммарном выбросе ЗВ более 10 тонн/год
22 января 2021 г.
Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230«Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды»
Все категории, при изъятии и/или сбросе в водные объекты
25 января 2021 г.
Отчет по ведению мониторинга подземных вод
Водный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О недрах»; Положение о порядке лицензирования пользования недрами № 3314-1 от 15.07.1992года;Постановление Правительства РФ от 17.06.1996 № 597 «О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и об освобождении пользователей недр от указанных отчислений»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.97 № 307 «О мониторинге водных объектов»; и т.д.
10 января 2021 г.
15 января 2021 г.
20 января 2021 г.
22 января 2021 г.
22 января 2021 г.
25 января 2021 г.
25 января 2021 г.
1 февраля 2021 г.
10 марта 2021 г.
25 марта 2021 г.
1 апреля 2021 г.
Отчет по форме 3.1 ежеквартальный
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Отчет по форме 4-ЛС
Отчет по форме 2-ТП (воздух)
Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
Отчет по ведению мониторинга подземных вод
Отчет по форме 4-ОС
Отчет по форме 2-ТП (отходы)
Декларация по плате за НВОС (оплатить – до 01 марта 2020 г.)
Отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля (ПЭК)
Отчетность для производителей товаров и упаковки
Ежеквартально в территориальный орган Росводресурс направляется отчетность по забору и сбросу вод. Документ формализованный, каждый бланк характеризуют определенный вид деятельности:
- Потребление воды – №3.1;
- Сброс сточных жидкостей – №3.2;
- Сведения о качестве сточных вод – №3.3.
Эти формы отчетности обязаны заполнять те субъекты, в деятельности которых используются водные ресурсы. Соответственно, их пользование не может избегать загрязнения.
Такие предприятия обязаны устанавливать измерительные приборы. По данным на них и формируется отчетность. Приказом по предприятию назначается ответственный сотрудник, который отвечает за своевременное снятие показателей.
Сроки сдачи экологической отчетности в 2021 году по водопользованию – не позднее 10 числа после окончания очередного квартала. То есть, до 10 января, 10 апреля, 10 июля, 10 октября.
Сроки подачи Экологической отчетности 2021-2022 гг.?
Данный отчет сдают предприятия малого и среднего бизнеса, в результате работы которых образуются отходы либо данное предприятие занимается сбором, использованием, обезвреживанием, или утилизацией отходов.
Отчет предусмотрен для предприятий, имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу.
Отчет сдается придприятиями — водопользователями с суточным водопотреблением от 50 кум. м в зависимости от профиля деятельности.
Отчетность предусмотрена для предприятий, затративших средства на мероприятия, направленные на защиту окружающей среды.
В отчетность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении.
Отчет предоставляют юрлица и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы, отрицательно влияющие на окружающую среду, кроме объектов IV категории опасности.
Отчетность предусмотрена для производителей и импортеров продукции, включеной в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации.
Отчет для юрлиц и ИП, ведущих работу в области обращения с отходами от использования товаров.
Сдается в случае, если эти места организованы юрицами и ИП, имеющими лицензию на работу по обращению с отходами от использования товаров.
Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.
Сроки сдачи сведений за 2020 год не изменились. Плату также необходимо внести до 1 марта, а до 10 марта — представить отчет. Однако определять ее следует по-новому:
-
Способ расчета авансов на следующий год указывают в Декларации НВОС — смотрите приказ Минприроды РФ от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления Декларации…». Документ вступил в силу 15 января 2021 года, и его нужно учитывать при сдаче отчетности за 2020 год.
-
Расчет платы за НВОС производят по новым коэффициентам, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 г. — с изменениями от 17.08.2020 г. Некоторые из них выросли в 4-5 раз.
-
Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 г. N 1393 изменяет ставки платы за НВОС. Их определяют по показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 на 2018 год, и применяют повышающий коэффициент 1,08. Ставка платы за пыль каменного угля составляет 61 руб. за тонну.
-
Переплату за НВОС разрешено учитывать не только за предстоящий отчетный период, но и перенести на будущие периоды — смотрите Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 г. № 857.
Изменения в сфере промышленной экологии с января 2021 года
Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.
Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Приняты два важных изменения:
-
Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.
-
Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.
Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.
-
Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.
-
Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».
-
Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.
-
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.
-
Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.
Росприроднадзор с января 2021 г. принимает отчеты только в электронном виде. Ведомства ограничили свое общение с людьми в период локдауна и взаимодействовали с заявителями через цифровые сервисы. Видимо, такой способ связи пришелся чиновникам по вкусу, и они закрепили его в Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 500-ФЗ. Носить в надзорные органы распечатки могут только субъекты малого предпринимательства (СМП) — до 1 января 2022 г. Остальным придется осваивать Личные кабинеты на сайтах ведомств.
Росприроднадзор уже предупредил об электронном документообороте на своей официальной странице. Росстат разъяснил 14 января 2021 г., что будет принимать и бумажные отчеты, пока не изменится Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620.
Если у вас голова идет кругом от нормотворческих инициатив, звоните нам — мы поможем разобраться. Напоминаем, что вы всегда можете заказать в группе компаний «Норматив» услугу по сдаче экологической отчетности или экологическому аутсорсингу.
Экологическая отчетность в РПН 2021 года
В календаре собраны отчеты и платежи по итогам года, квартала и месяца. Таблица поможет не путаться в датах и всегда помнить об отчетах и платежах.
В календаре вы найдете сроки сдачи для следующих электронных и бумажных отчетов:
- налоговая отчетность: декларации, расчеты, справки, уведомления, журналы;
- бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах, движении денежных средств, приложения и пр.;
- отчетность в ПФР и ФСС: отчеты, расчеты страховых взносов, сведения о застрахованных лицах;
- статистическая отчетность: все формы для Росстата;
- экологическая отчетность: формы МСП и 2-ТП, расчет экосбора, декларации НВОС;
- алкогольная отчетность: ежеквартальные декларации.
Даты всех платежей также отражены в календаре.
Календарь учитывает правило переноса сроков по отчетам и платежам. Так, если последний день сдачи или уплаты по закону признан выходным, праздником или нерабочим днем, то датой окончания срока становится ближайший следующий рабочий день.
Узнать, как в 2021 году построены рабочие дни, выходные и праздники можно, заглянув в производственный календарь на 2021 год.
- в каждом месяце отражен перечень отчетов и платежей с периодами, в которые их надо сдать или заплатить;
- к отчетности привязаны инструкции по заполнению с актуальными формами и образцами из справочной Экстерна;
- календарь можно настроить, чтобы видеть только свои события: выберите систему налогообложения, отчетность или контролирующий орган;
- учтены переносы сроков с выходных и праздников на рабочие дни.
Величину ставок, применяемых для расчета в 2021 году платы за НВОС за 2020 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).
Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:
- стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
- осуществляющих сбросы в водные объекты;
- дающих отходы производства и потребления.
Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.
Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2020 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).
Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2021 году 10 марта — рабочий вторник. Поэтому отчитаться за 2020 год нужно не позднее окончательного срока — 10.03.2021.
Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:
- отсутствует электронная подпись;
- нет технической возможности для подключения к интернету;
- размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).
ВНИМАНИЕ! С 15.01.2021 отсутствие интернета не является основанием для сдачи декларации на бумажном носителе.
Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).
Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.
Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:
- при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
- при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
- при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.
К декларации прилагают:
- список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.
До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.
Разновидности отчетов зависят от формы субъекта хозяйствования, сферы деятельности, категории воздействия на ОС и т. д. Некоторые из них требуются для статистических данных (2-ТП, 4-ОС).
Отчетность подразделяют на следующие основные виды:
- отчеты МСП;
- декларация и расчет платежей на объекты НВОС;
- 2-ТП (воздух);
- 4-ОС;
- 2-ТП (отходы);
- организация и результаты ПЭК;
- декларация о реализуемых товарах, подлежащих последующей утилизации;
- представление расчета по экологическому сбору;
- 2-ТП (рекультивация);
- 2-ТП (водхоз);
1 апреля – Декларация о количестве выпущенных товаров за 2020 год Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 24.12.2015г №1417 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.5: от 20 000 до 80 000 рублей – Отчет о выполнении нормативов утилизации за 2020 год Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 08.12.2015г №1342 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.5: от 20 000 до 80 000 рублей – Отчёт о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г №1520 (приложение №10) Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.5: от 20 000 до 80 000 рублей – Отчет о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г №1520 (приложение №11) Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.5: от 20 000 до 80 000 рублей 10 апреля – Журнал движения отходов за I квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: п.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.2: от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток – Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 за I квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: Приказ МПР от 08.07.2009г №205 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статьи 8.13 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.14 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.15 от 80 000 до 120 000 рублей 15 апреля – Расчет и оплата экологического сбора Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства РФ от 08.10.2015г N 1073 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.41.1: от 500 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток 20 апреля – Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: ст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.41: от 50 000 до 100 000 рублей 10 июля – Журнал движения отходов за II квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: п.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.2: от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток – Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 за II квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: Приказ МПР от 08.07.2009г №205 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статьи 8.13 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.14 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.15 от 80 000 до 120 000 рублей 20 июля – Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: ст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.41: от 50 000 до 100 000 рублей 10 октября – Журнал движения отходов за III квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: п.7 Приказа МПР от 01.09.2011г №721 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.2: от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток – Отчет по формам 3.1, 3.2, 3.3 за III квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: Приказ МПР от 08.07.2009г №205 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статьи 8.13 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.14 от 80 000 до 100 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток КоАП РФ Статьи 8.15 от 80 000 до 120 000 рублей 20 октября – Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года Нормативно-правовой акт: ст.16.4 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», приказ МПР от 09.01.2017г №3 Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.41: от 50 000 до 100 000 рублей 1 ноября – Предоставление декларации о составе и свойствах сточных вод для абонентов ЦСВ на 2021 год Нормативно-правовой акт: Постановление Правительства от 29.07.2013г №644 Категория НВОС: I, II и III Штраф: – I–II кварталы – Отчет в региональный кадастр отходов Нормативно-правовой акт: У каждого субъекта РФ свой нормативный документ и свои сроки (например, для г. Москва – до 1 сентября, для Московской области – до 20 апреля) Категория НВОС: I, II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.2: от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток н/д – Технический отчет для продления лимитов Нормативно-правовой акт: Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 Категория НВОС: II, III, IV Штраф: КоАП РФ Статья 8.2: от 200 000 до 350 000 рублей. При несвоевременном продлении лимитов применяется пятикратный повышающий коэффициент к плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, а также штрафные санкции за отсутствие «лимитов» на размещение отходов. 5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды
Похожие записи: