Обязательно ли обучение по 44-фз для руководителя организации в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательно ли обучение по 44-фз для руководителя организации в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов для сотрудников контрактных служб и закупочных комиссий заказчика. Для руководителей организаций-заказчиков – не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и очно-заочная. Если образовательная организация проводит обучение по очно-заочной форме, то очная (аудиторная) часть должна составлять не менее 40 часов (для руководителей организаций-заказчиков – не менее 16 часов).

При обучении могут применяться дистанционные образовательные технологии, в том числе занятия в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурсов. Суть такой формы обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Онлайн — обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Необходимо помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В программы повышения квалификации рекомендуется включать лекции, практические семинары, деловые игры и консультации.

Обратите внимание, что проходить переподготовку, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны каждые три года.

  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
  • Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году
  • Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  • Риски демпинга и антидемпинговые меры

Руководитель отдела образовательных программ АО «ЕЭТП». В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Повышение квалификации по 44‑ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке.

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

☎ Связаться с нами!

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Часто компании, которые работают по контрактной системе, не знают об обязательности повышения квалификации по 44-ФЗ. Тем не менее многие нередко задаются следующими вопросами: кому необходимо прохождение обучения, какова должна быть его периодичность, могут ли оштрафовать организацию за отсутствие подтверждающего квалификацию документа и в каком размере?

Проясним все эти моменты.

Кто в обязательном порядке должен обучиться работе в сфере госконтрактов, прежде чем приступать к исполнению обязанностей:

  1. Сотрудники заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, работающие по контрактной системе, в том числе входящие в состав комиссии по осуществлению закупок, а также специалисты контрактной службы, контрактные управляющие.
  2. Сотрудники органа, регулирующего контрактную систему в сфере госзакупок, органа, имеющего полномочия осуществлять контроль в сфере закупок, органа – аудитора участников этой сферы.
  3. Работники специализированной компании, выполняющей отдельные функции, к примеру выбирающей поставщика (подрядчика, исполнителя) либо принимающей участие в его отборе.
  4. Специалисты, выполняющие другие функции при обслуживании госконтрактов.

Заказчик должен пройти обучение по 44-ФЗ в обязательном порядке. Допуск к закупкам сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий могут получить только при наличии законченного высшего или дополнительного профессионального образования в этой сфере. Обучают работе с госконтрактами в вузах, длительность программ составляет от 2 до 5 лет.

Существует два вида дополнительного образования – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Они различаются по многим параметрам. Целью переподготовки является получение дополнительной специальности, а повышение квалификации позволяет апгрейдить уже имеющиеся профессиональные знания. Кроме того, документом, подтверждающим успешное завершение программы переподготовки, является диплом, а курсов повышения квалификации – удостоверение повышения квалификации по 44-ФЗ.

44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021 году: изменения и правоприменительная практика

Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:

  • работа с документацией – сбор, архивирование;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование стоимости закупки;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа определения поставщика;
  • составление отчетности;
  • разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
  • составление планов-графиков.

Специалисты должны также знать требования антимонопольного законодательства и в сфере госзакупок, ориентироваться в гражданском, бюджетном, земельном, трудовом и административном праве.

Существуют бесплатные программы повышения квалификации 44-ФЗ для начинающих. К примеру, на сайте Единой информационной системы есть видеоуроки по 44-ФЗ. Кроме того, региональные органы власти, регулирующие контрактную систему закупок, нередко организуют обучающие мероприятия для заказчиков и исполнителей.

Также повышение квалификации по 44-ФЗ дистанционно возможно путем изучения материалов из открытых источников. Но их всегда нужно проверять на достоверность и соответствие всем нововведениям.

Повышать свой уровень знаний в сфере госзакупок необходимо не только заказчикам, но и поставщикам. Организациям и ИП, которые хотят принять участие в торгах, надо знать требования закона к их проведению, регламент, виды и особенности таких процедур, критерии определения победителя, порядок заключения сделки. Полезно поставщикам будет и изучение практики по делам, связанным с госзакупками. Оно поможет не попасться на мошеннические уловки заказчиков и избежать ошибок при участии в тендере.

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Изменения в законодательстве по 44-ФЗ в первом полугодии 2021 года

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Применение профессиональных стандартов начнется с 01 июля 2016 года. Напомним, что профстандарты частично должны применяться и до этой даты. Так, на работодателей возлагается обязанность использовать название должности сотрудника, которое указано в утвержденном профессиональном стандарте, если он имеет какие-либо льготы в связи с осуществлением своей трудовой деятельности.

С начала июля 2016 года применять профессиональные стандарты нужно будет в отношении тех сотрудников, которым для исполнения своих трудовых функций необходимо обладать определенной квалификацией и практическим опытом в силу закона. Сотрудники в сфере госзакупок относятся к данной категории работников. Как мы уже указывали выше, закон о закупках предъявляет требования к образованию и стажу трудовой деятельности отмеченных работников. Таким образом, работодатель в отношении сотрудников по госзакупкам с 01.07.2016 года должен применять профстандарты в следующей части:

  • наименование должности;
  • требования к квалификации (образование, практический опыт).

В остальной части требования профессиональных стандартов пока будут носить рекомендательный характер.

Обратите внимание! После вступления в силу профстандартов нельзя автоматически поменять трудовые обязанности. Внесение изменений в должностную инструкцию сотрудника возможно только при наличии его согласия.

Также нельзя уволить сотрудника после вступления в силу профстандарта, если его образование и стаж не дотягивают до указанных в профессиональном стандарте. Работодатель имеет право провести аттестацию сотрудников. Если сотрудник не обладает требуемым образованием и стажем работы, аттестационная комиссия может порекомендовать назначение указанных сотрудников на должности, которые могут занимать работники с необходимой специальной подготовкой и стажем работы. Для этого необходимо, чтобы у сотрудника без соответствующего уровня квалификации был достаточный практический опыт, и он качественно выполнял свои трудовые обязанности. Такую позицию высказал Минтруд России в своем письме от 05.04.2016 года с разъяснениями о применении профессиональных стандартов.

Изменения 2021 года для участников закупок

После прохождения обучения обучающимся может быть предложено прохождение экзамена и (или) защита итоговой работы. Для руководителей предусмотрена итоговая аттестация в форме экзамена (тестирование).

Если обучение прошло успешно, то обучающиеся получат удостоверение о повышении квалификации. Образец такого документа образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

ВАЖНО! Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2020 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации) предполагает следующие формы обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма;
  • дистанционная форма (online обучение);
  • семинары.

Семинар — форма учебно-практических занятий для группы слушателей по определенной теме. Чаще всего семинары по госзакупкам бывают 1-2-х дневные.

В настоящее время дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ пользуется большой популярностью среди слушателей. Суть такой формы обучения достаточно проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Online обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, т.к. компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

При этом в соответствии с ч.2 ст.76 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное образование в сфере закупок, как правило, является платным.

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

Сроки обучения устанавливаются образовательными организациями самостоятельно, в соответствии с разрабатываемыми ими программами. Рекомендуемый срок обучения для специалистов по закупкам — 108 часов по программе повышения квалификации (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Эти случаи прописаны в п. 1 ст. 38 ФЗ-44, по которому заказчики обязаны формировать специальные контрактные службы, если совокупный доход за год превышает 100 000 000 рублей. Создавать при этом специальное подразделение нет необходимости, но назначить руководителя нужно. Образец должностной инструкции приложен в конце статьи.

Если объем работы небольшой, то дополнительные должностные обязанности, связанные с осуществлением госзакупок, могут быть возложены на любого специалиста с высшим образованием или специальным профильным образованием в сфере закупок. Если закупок много, целесообразно создать отдельную должность.

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, подготовка обоснований, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • организация: разработка документации, размещение информации в Единой информационной системе, оформление и рассылка приглашений о принятии участия в выборе поставщиков закрытыми способами, обеспечение работы закупочной комиссии, привлечение экспертов, организация общественного обсуждения;
  • осуществление госзакупок: обеспечение заключения контрактов и проведение самих закупок, принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании выбора поставщиков, проведение претензионно-исковой работы.

Вопрос:
Я являюсь главным бухгалтером бюджетного учреждения, учусь на последнем курсе института (заочно), необходимо ли мне проходить повышение квалификации для бухгалтеров (которое обязательно проходить раз в три года)Согласно Постановлению Правительства от 27 июня 2016 г. N 584?

Как сотрудники, так и работодатели подчас задаются вопросом: обязательно ли бухгалтерам проходить повышение квалификации, и стоит ли направлять сотрудников на курсы и семинары. Чтобы разобраться в вопросе, давайте изучим действующее российское законодательство.

Правовые нормы ТК РФ

Повышение квалификации бухгалтерского персонала определяется следующим набором нормативно-правовой базы:

  • Статья 168 ТК РФ регламентирует необходимость оплатить затраты на командировку, если повышение квалификации по его направлению проводится с покиданием территории проживания и работы.
  • Статья 187 ТК РФ указывает основной порядок обеспечения работодателем определенных гарантий сотрудникам, которые направляются на повышение квалификации. К таким гарантиям относится обязательное сохранение за трудящимися рабочих мест и среднего заработка на весь период обучения.
  • Статья 195.1 ТК РФ определяет понятие квалификации работников.
  • Статья 195.3 ТК РФ устанавливает обязанность использовать профессиональные стандарты в отношении к должностям, для которых они предусмотрены. Профстандарт бухгалтера является разработанным и принятым в РФ, поэтому его нормативы также обязательны для использования работодателем.
  • Статья 196 ТК РФ указывает обязанности и права работодателей, связанные с предоставлением работникам образования, в том числе в вопросах повышения квалификации сотрудников.
  • ФЗ №402 от 06.12.2011 рассматривает понятие бухгалтерского учета в целом и регламентирует требования к определенным работникам, в том числе главным бухгалтерам в частности.
  • Приказ Минтруда №1061н от 22.12.2014 посвящен непосредственно введению в действие профессионального стандарта бухгалтера, следовать которому обязан каждый работодатель и сотрудник.


Обязательно ли проходить повышения квалификации бухгалтеров?

Для того, чтобы понять является ли повышения квалификации бухгалтеров обязательными или нет, нужно знать, в какого типа организации работает бухгалтер. В частных организациях курсы повышения квалификации не являются обязательными ни для сотрудников, ни для работодателей — не так давно вышел новый профстандарт “Бухгалтер”, однако и он не обязывает к прохождению (положения нового профстандарта рассматриваются ниже).
А вот для работников бюджетных учреждений и госслужащих повышение квалификации регламентируются другими нормативными актами (устанавливающими обязательность прохождения):

  • Указ Президента №1474 от 28.12.2006
  • ФЗ №79 от 27.07.2004

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба создается одним из следующих способов: путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Выделяйте службу в отдельное структурное подразделение по желанию. Ориентируйтесь на штатные возможности, объем и интенсивность тендеров. Решайте сами, выделять КС в отдельное структурное подразделение или наделить этими функциями состав работников, который действует в организации. Такой способ организации привлекателен тем, что сотрудники не совмещают разные трудовые функции, это обеспечивает равномерное распределение нагрузки. Если выбираете этот тип организации, предусмотрите отдельную должность для руководителя.

Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Выбор контрактная служба или контрактный управляющего по 44 ФЗ зависит от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Если он больше 100 млн. руб., то заказчик обязан создать службу. А если СГОЗ меньше 100 млн. руб., то назначает то или другое по своему усмотрению. Это указано в ч. 1 ст. 38 44-ФЗ.

Заказчики должны всячески способствовать и участвовать в мероприятиях, направленных на повышение уровня профессионализма работников, с целью их соответствия изменяющимся требованиям и особенностям контрактной системы. Иными словами, с точки зрения Закона № 44-ФЗ пройти обучающие курсы необходимо.

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма не разработана, поэтому составляют его в свободной форме на бланке организации.

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.


Исходя из действующей законодательной базы России касающейся закупок государства, предусматривается реализация работы спецучреждений и органа Контроля в привлечение обученных специалистов с наивысшей степенью квалификации, которые имеют определенный набор теории в самых разных областях госзакупок.

Заказчиком и спецучреждениями должно реализовываться:

  • Повышение уровня проф квалификации;
  • Улучшение уровня знаний лиц, которые занимают должности и напрямую работают с государственными закупками.

Данные действия происходят с помощью курсов которые повышают квалификацию или же посредством проф. переподготовки.

В 44-ФЗ прописано, что контрактный управляющий обязуется получить высшее образование любой направленности, плюс доп.проф.образование по целевому профилю. Впрочем, какого-либо подтверждения наличия такого образование Законом не предусматривается.
Однако, начиная с этого года, лица, которые занимают должность контрактного управляющего обязаны получить проф или доп.проф.образование в сфере размещения заказов на исполнение работы для нужд государства и муниципалитета.
Хотя, стоит отметить, что Минэкономразвитие и Минобрнауки РФ прописывают минимальный срок — 108 ч. для прохождения программ профподготовки независимо от той технологии, которая применяется при обучении. А длительность программ для обучения руководителей и того меньше, всего 40 ч. В июле предыдущего года произошло вступление ТК РФ о порядке применения профстандартов в полную силу. Что касается Закупок, то стандартизация разделяется всего на два вида:

  • Специалисты;
  • Эксперты.

Если исходить из стандартизации, то специалист — это лицо, которое имеет средне-профессиональное образование и плюсом к этому доп.образование по целевому профилю — программы повышения квалификации или переподготовки.
А вот лицо имеющее статус эксперта должно обладать высшим специальным образованием (специалитет) и таким же доп.образованием, что и специалист, но помимо этого. Однако эксперты помимо прочего обязаны иметь опыт — от 5 лет в сфере деятельности Закупкок, при том не менее 3-х лет из них как руководители.

Первый в нашем списке — это получение образования по целевому профилю, то есть в вузах или колледжах. Такое обучение может происходить в любой форме, а также на бюджетной или же коммерческой основе. Как итог, в конечном результате выпускники получают дипломы с подтверждением прохождения обучения.

  • Дополнительное профессиональное образование

Вторым видом получения образования является дополнительное проф.образованием. Давайте подробнее разберемся о том, что к нему относятся. Такое образование является обязательным как для специалистов, так и для экспертов. Получение доп.образованием происходит методом повышения квалификации или же непосредственно с помощью проф.переподготовки. У данной формы обучения также имеются разные ее формы, если опустить 2 всем известные формы — заочного и очного обучения, то останутся такие формы как:

  • Дистанционное
  • Семинарное

Дистанционное обучение — это вид обучение который появился совсем недавно, происходит оно в удаленном режиме, в формате “онлайн”. Если говорить доступным языком, то данная форма — это получение образования через сеть Интернет с документальным подтверждением такового. Семинарное — это вид повышения уровня знания путем присутствия на лекции (семинаре) для того, чтобы узнать какие-либо новые детали по ранее изученной сфере, для более продуктивной работы. Или же получения новых знаний в нашем случае относящихся к государственным закупкам.
Исходя из Российской законодательной базы, курсы по повышению квалификации или проф.переподготовки должны быть подтверждены соответствующей документацией — то есть удостоверением о самом факте прохождения такой профессиональной подготовки. Тут стоит отметить такой момент, что доп.проф.образование может получить только лицо, которое уже имеет средне-специальное или высшее образование. И к сожалению дополнительное образование осуществляется на коммерческой, то есть платной основе.

  • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, подготовка обоснований, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
  • организация: разработка документации, размещение информации в Единой информационной системе, оформление и рассылка приглашений о принятии участия в выборе поставщиков закрытыми способами, обеспечение работы закупочной комиссии, привлечение экспертов, организация общественного обсуждения;
  • осуществление госзакупок: обеспечение заключения контрактов и проведение самих закупок, принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании выбора поставщиков, проведение претензионно-исковой работы.

Вопрос:
Я являюсь главным бухгалтером бюджетного учреждения, учусь на последнем курсе института (заочно), необходимо ли мне проходить повышение квалификации для бухгалтеров (которое обязательно проходить раз в три года)Согласно Постановлению Правительства от 27 июня 2016 г. N 584?

Как сотрудники, так и работодатели подчас задаются вопросом: обязательно ли бухгалтерам проходить повышение квалификации, и стоит ли направлять сотрудников на курсы и семинары. Чтобы разобраться в вопросе, давайте изучим действующее российское законодательство.

Правовые нормы ТК РФ

Повышение квалификации бухгалтерского персонала определяется следующим набором нормативно-правовой базы:

  • Статья 168 ТК РФ регламентирует необходимость оплатить затраты на командировку, если повышение квалификации по его направлению проводится с покиданием территории проживания и работы.
  • Статья 187 ТК РФ указывает основной порядок обеспечения работодателем определенных гарантий сотрудникам, которые направляются на повышение квалификации. К таким гарантиям относится обязательное сохранение за трудящимися рабочих мест и среднего заработка на весь период обучения.
  • Статья 195.1 ТК РФ определяет понятие квалификации работников.
  • Статья 195.3 ТК РФ устанавливает обязанность использовать профессиональные стандарты в отношении к должностям, для которых они предусмотрены. Профстандарт бухгалтера является разработанным и принятым в РФ, поэтому его нормативы также обязательны для использования работодателем.
  • Статья 196 ТК РФ указывает обязанности и права работодателей, связанные с предоставлением работникам образования, в том числе в вопросах повышения квалификации сотрудников.
  • ФЗ №402 от 06.12.2011 рассматривает понятие бухгалтерского учета в целом и регламентирует требования к определенным работникам, в том числе главным бухгалтерам в частности.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях , составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.

Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):

— в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.

Что меняется в работе государственных заказчиков и поставщиков с января 2021

10 450

3 000

бесплатно

при направлении 1-го работника от организации по программе профессиональной переподготовки

Стоимость обучения
с 1 марта 2021 года

11 550

Изменения в организации деятельности контрактной службы

9 550

  • Сопровождение 1С
  • Эл.Отчетность
  • Заполнение деклараций
  • Регистрация ООО
  • Регистрация ИП
  • Тех. обслуживание
  • Бух.обслуживание
  • Центра обработки данных

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) — в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).

При этом, указанное лицо должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
До 1 января 2016 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Других обязательных требований к должности контрактного управляющего Законом № 44-ФЗ не предъявлено.

Таким образом, по смыслу закона в настоящее время заказчик должен назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию — функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Статья 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) раскрывает понятия сторон трудовых отношений.
Так, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
При этом работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ч. 6 ст. 20 ТК РФ — права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Следовательно, руководитель организации вправе издавать приказы в отношении всех работников учреждения, и как работодатель издавать приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) при соблюдении вышеназванных норм трудового законодательства.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Положения Главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Статья 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) говорит, в частности, о контрактном управляющем.

Так, согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта — контрактного управляющего.

По смыслу положений ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что контрактным управляющим является лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки либо нескольких закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по кругу должностных лиц, которые могли бы выполнять функции контрактного управляющего. Единственное ограничение – наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Однако необходимо учитывать и особый статус руководителя организации.
Особенности регулирования труда руководителя организации установлены в Главе 43 ТК РФ. Положения данной главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Нормы гл. 43 ТК РФ не запрещают руководителю совмещать должности в руководимой им организации. Однако федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований, уставом учреждения могут быть предусмотрены ограничения по совмещению руководителем должностей. Таким образом, уставом может быть предусмотрено, что руководитель учреждения не имеет права осуществлять какую-либо деятельность помимо руководства текущей деятельностью организации. Положение об этом запрете должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.

Следовательно, при отсутствии в заключенном трудовом договоре ограничений дополнительная работа в порядке совмещения профессий поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации (учредителем, либо собственником имущества учреждения, либо иным уполномоченным лицом), с согласия работника и с указанием конкретного срока, суммы доплаты, круга выполняемых работ.

Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 276 ТК РФ — руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *