Критерии для обязательного аудита 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии для обязательного аудита 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства

  • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  • Аудит
  • Налоговый консалтинг
  • Судебные споры
  • Юридический консалтинг
  • Включение в реестр МСП

191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

  • Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ. Общие правила проведения аудитов в России:

    • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
    • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
    • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
    • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

    Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

    Кто подлежит обязательному аудиту за 2020 год

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Повышение критериев для обязательного аудита впихнули в другой законопроект

    Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России). За нарушение этого требования наступает ответственность:

    • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения – штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
    • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита – штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
    • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества – штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

    Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.

    По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

    Возврат к списку

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

    от 11 января 2021 года N ИС-аудит-37

    [Об изменениях в проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с 2021 года]


    Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

    Однако, чтобы понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, мало обращения только к данному перечню. Другие критерии обязательного проведения аудита могут быть установлены отдельными федеральными законами. И таких законов достаточно много.

    Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

    Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

    1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
    2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

    При наличии таких фактов ООО подлежит обязательному аудиту. Он неизбежен, поскольку закон прямо обязывает его проводить.

    Обязательный аудит — критерии 2021

    Что будет, если не проводить обязательный аудит для ООО, когда в силу закона (см. выше) он необходим?

    Дело в том, что действующими правовыми нормами не предусмотрены как таковые санкции за сам факт непроведения обязательного в силу закона аудита. Однако наказать могут за отсутствие аудиторского заключения. В основном за это предусмотрены санкции административного характера.

    Так, ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, а точнее, отсутствие заключения аудиторов по годовой отчетности, подпадает под:

    • статью 19.7 КоАП РФ – когда в местное подразделение Росстата вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности вовремя не сдано либо вообще не сдано аудиторское заключение;
    • часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ – за грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Такая организационно-правовая структура, как общество с ограниченной ответственностью – на сегодня самая популярная форма ведения бизнеса в России. Обычно она подразумевает совсем небольшой уставный капитал и штат сотрудников. Однако бывает и ровно наоборот: это может быть крупная фирма с хорошими финансовыми оборотами. Разумеется, и в первом, и во втором случае необходимо знать про критерии обязательного аудита ООО в 2017 году.

    Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

    Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

    Так, критерием обязательного аудита являются:

    • организация имеет организационно-правовую форму АО;
    • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
    • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
    • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
    • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
    • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

    Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

    Меняются лимиты, нужные для установления необходимости пройти обязательный аудит отчетности. Они будут увеличены в несколько этапов: в 2019 году, а затем в 2020 году.

    В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2019 году этот лимит будет увеличен.

    Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

    • ежегодно;
    • независимыми аудиторами;
    • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

    Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

    Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

    Критерии обязательного аудита

    Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

    Организационно-правовая форма (ОПФ)

    Акционерное общество (АО)

    ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

    Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

    Составители консолидированной отчетности

    Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

    В иных случаях, установленных федеральными законами

    С какими еще критериями могут столкнуться налогоплательщики в процессе своей деятельности, узнайте из материалов нашего сайта:




    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Старая редакция

    Новая редакция

    Комментарий

    Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества

    Не предусмотрено

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»

    Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам

    Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам

    Организация является кредитной организацией

    Не предусмотрено

    Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

    Организация является бюро кредитных историй

    Организация является бюро кредитных историй


    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти требования:

    установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — общая обязанность не формулировалась);

    определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — такое определение не формулировалось);

    установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).


    Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти положения.

    Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее — свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее — только при оказании аудиторских услуг).

    Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).

    Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2021 году


    Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:

    устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее — утверждал Минфин России);

    устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее — утверждал Минфин России);

    принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее — квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).


    В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

    определять порядок создания единой аттестационной комиссии;

    устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.

    Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 с 1 января 2021 г.

    В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

    Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

    Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

    В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

    Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

    • наименование;
    • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
    • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
    • информация по аудитору;
    • информация по отчетности с указанием периода;
    • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
    • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
    • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

    В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

    Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

    Новые сервисы для акционеров. Инновационные продукты для удобства людей.

    25 мая 2020 23 539

    К 1 июня списываются налоги за II квартал для малого бизнеса

    18 мая 2020 15 426

    Когда эмитенты должны опубликовать текст отчета за I квартал 2020 года

    12 мая 2020 15 537

    Для небольших АО обязательный аудит будет отменён

    21 октября 2020 17 3657

    АО или ООО, что выбрать?

    25 мая 2020 24 2670

      SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

      SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

      К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

      SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

      Данная форма предприятий является сегодня весьма популярной среди бизнесменов. Ее плюсы в простоте оформления, а также в том, что с ней намного легче осуществлять отчетность. Многие современные российские фирмы основаны как раз на данной правовой форме.

      В числе предприятий разделенных по форме деятельности, правовой вид ООО не содержится, но бывают исключения, и тогда ООО обязано проводить ОА. Есть два типа ООО предприятий, которым нужно каждый год проходить проверку своей финансовой деятельности. В случае когда компания имеет некоторые условия определенные для проведения ОА, она не может отказаться от проведения такой процедуры. Данные условия относятся к предыдущему периоду отчетности, который включает следующие параметры (хотя бы один из них):

      • размер выручки за прошедший год составил более 400 млн. руб.;
      • сумма активов баланса предприятия на 31.12 года, предшествующего отчетному, насчитывала более 60 млн. руб.

      Если предприятие выполняет одно из этих условий, то в таком ООО проверка ОА является обязательной, причем она должна учитывать привлечение аудиторских компаний или частного лица, имеющего право на реализацию таких проверок. Нужно помнить и о том, что есть случаи, когда необходима проверка ООО в обязательном порядке. Это случай принудительной проверки, которая должна быть проведена по настоянию судебной инстанции, прокурора, структур дознания и других правовых органов. Такая проверка также может осуществляться без выполнения вышеобозначенных условий предприятием.

      К примеру, для малых предприятий Федеральный Закон № 307 прямо ничего не говорит. Однако в соответствии с ФЗ № 161 и №7 говорит о том, что аудит-контроль проводится для муниципальных и унитарных предприятий в обязательном порядке. Аудит будет проводится также, как и в случае любого акционерного общества.

      В случае если доход ООО в прошедшем отчетном периоде составлял больше 400 млн руб. или же размер активов превышал отметку 60 млн руб., то ООО должен будет провести аудит.

      Правила

      При невыполнении аудита предприятие и его учредитель будут получать штрафы. Проверяются все финансовые документы, а аудит выполняют третьи лица за определенную плату. Правила проведения аудита предполагают:

      • соблюдение при его выполнении международных норм и стандартов;
      • полноту проверки имущественных и финансовых параметров предприятия;
      • правильное заполнение документов верной информацией.

      Руководство компании должно провести инвентаризацию еще до проверки, чтобы обеспечить аудитора достоверной информацией.

      Мы уже ранее говорили, что частота проведения аудита для ООО составляет минимум раз в год. А что будет если не проводить аудит? Ответ как и вопрос не сложный — штраф. Не проведение аудита по действующему КоАП расценивается как грубое нарушение бухгалтерской отчетности. При отсутствии заключения по аудиторской проверке директор юридического лица несет ответственность в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Если будет установлено, что аудит не проведен повторно, тогда штраф будет в 2 раза выше, чем предыдущий. Кроме того, в случае не представления аудит-заключения до акционеров юридического лица и его неопубликование — наказание с компании от 500 до 700 тыс рублей. Конкретно на директора фирмы наложат еще и штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

      Что касается малого и среднего бизнеса, то здесь есть возможность избежать штрафных санкций (можно отделаться предупреждением):

      • Нарушение является первым
      • Отсутствие материального ущерба

      Но все равно, даже если вам вынесут предупреждение, это не хорошо, так как в случае повторного нарушения к вам будут применяться уже штрафные санкции и назад дороги уже нет. Рисковать своим одним шансом, чтобы потом уже платить штрафы — плохая идея. Тщательно следите за сроками аудита своей компании, как того требует закон.

      Какие организации освободят от обязательного аудита в 2021 году

      Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

      Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

      Обязательный аудит организации имеет целью сформировать и сделать общеизвестным независимое профессиональное мнение профильных специалистов о достоверности бухотчетности, которую составляют и публикуют отдельные фирмы. Таким образом, ежегодному обязательному аудиту подлежат не все юрлица, а только те из них, которые упомянуты в профильном Законе от 30.12.08 № 307-ФЗ или же в другом федеральном законе. Так, на сегодняшний день ежегодному обязательному аудиту подлежат следующие группы экономических субъектов.

      Привлечение независимых сторонних аудиторов к проверке отчетности предприятия регламентировано действующим законодательством. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее, Закон № 307-ФЗ) устанавливает случаи, когда нужен обязательный аудит и критерии 2021 разделения компаний на группы с принудительным и добровольным проведением аудиторских проверок. В текущем году требования остались прежними (ст. 5 Закона № 307-ФЗ). Подробности – в материале.

      • положительные выводы, которые обозначаются при полном соответствии учета и отчетности нормативным требованиям законодательства;
      • положительное заключение, составленное с оговорками. Этот тип отчета готовится в ситуациях, когда система учета и внутреннего контроля функционирует стабильно, данные отражаются корректно, но имеются незначительные замечания;
      • отрицательные итоги рассмотрения отчетности присущи ситуациям, когда аудитором были выявлены грубые нарушения правил ведения учета и оформления отчетной документации.

      С 2021 года введены новые формы декларации и авансового расчета по налогу на имущество. Новые формы начинают действовать с отчета за 1 квартал и на последующие отчетные по данному налогу периоды. В отчетности появились пункты: адрес недвижимости — для объектов, у которых есть только инвентарный номер, кадастровый номер машино-места, кадастровый номер гаража и др. Изменения в отчетности произошли в пунктах 2, 2.1, 3.

      • Теперь юрлица могут серьезно поплатиться – вплоть до уголовной ответственности – если незаконно уволят или откажут в трудоустройстве предпенсионеру. То есть работнику, которому до выхода на пенсию 5 и менее лет.

      Также отметим, что профильный Закон 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ не приводит критерии, когда нужен обязательный аудит ООО. В нём идет речь только о так называемом инициативном аудите. То есть такая проверка отчётности обязательна, если:

      Важно чётко понимать, что действующим законодательством напрямую не установлены критерии обязательного аудита для ООО в 2017 году. В том числе – Законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Однако отсюда категорически нельзя делать вывод, что действующим законодательством не установлено требование проводить обязательный аудит в ООО.

      Обязательный аудит в 2021 году

      Непроведение обязательного аудита расценивается как грубое нарушение правил бухотчетности. За отсутствие аудит-заключения в таком случае директор юрлица подлежит штрафу на сумму от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение — санкция в два раза выше (ст. 15.11 КоАП).

      Организация является некоммерческой организацией – собственником целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей

      Начало текущего года ознаменовалась значительными изменениями относительно процедуры ежегодных проверок финансовой отчетности определенного ряда юридических лиц, его основных критериев. Более подробно каждый пункт рассмотрен в статье.

      • акционерные общества;
      • кредитные компании;
      • организаторы торговли;
      • профессиональные участники РЦБ;
      • компании, предоставляющие страховые и клиринговые услуги;
      • пенсионные фонды негосударственного типа, их управляющие;
      • инвестиционные, паевые фонды, их управляющие.

      Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

      В случае обязательного аудита нарушением считается:

      • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
      • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
      • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.

      Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

      Не все знают, что организации, подлежащие обязательному аудиту, есть в специальном перечне. Рассказываем о нем и даём полный список.

      Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

      То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

      Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2018 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

      Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

      Вот, какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году и, скорее всего, последующие периоды (ст. 5 Закона № 307-ФЗ):

      1 Компания функционирует в форме акционерного общества (все без исключения)
      2 Ценные бумаги предприятия допущены к организованным торгам
      3 Кредитные организации, бюро кредитных историй, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые фирмы, клиринговые компании, общества взаимного страхования, организаторы торговли, частные пенсионные или иные фонды, акционерные инвестфонды и их УК, УК ПИФов или частных пенсионных фондов
      4 Размер выручки от продаж (кроме госструктур, с/х кооперативов и их союзов) за минувший год перевалил отметку в 400 млн рублей
      5 Размер активов по балансу на конец года – от 60 млн рублей
      6 Предприятие представляет и/или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кого МСФО признают группами)
      • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
      • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;