Проблемы в сфере законодательства о рекламе 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы в сфере законодательства о рекламе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.

Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:

  • прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
  • клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
  • клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.

1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.

10 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.

  • Владелец информационного ресурса может быть признан причастным к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
  • Присвоение такого статуса отнесено к полномочиям Генерального прокурора РФ и его заместителей по согласованию с МИД России.
  • Роскомнадзор будет вести перечень нарушителей законодательства и принимать меры по блокировке ресурсов нарушителей.

Политика Роскомнадзора в 2020 году в области регулирования интернета несколько изменила курс: от традиционных запретов и контроля к протекционизму отечественных медиаресурсов.

С вступлением закона в силу эта тенденция, скорее всего, сохранится и будет ориентирована, главным образом на деятельность крупных иностранных площадок. Однако с учетом имеющихся у них технических мощностей, вероятность их блокировки или недоступности в России вызывает сомнения.

Скорее всего, применение закона на практике будет комбинироваться с существующими положениями об обязанностях удалять те или иные материалы, исключать их из поисковой выдачи, и новым регулированием социальных сетей.

Хотя положения нового закона выглядят больше политическим заявлением и инструментом для проведения переговоров с зарубежными ресурсами, не исключено, что в дальнейшем его положения будут дополняться имущественными санкциями или ограничением их бизнес-деятельности в России.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рекламе

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 28 января 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Как ФАС будет проверять недобросовестную рекламу с 2021 года


Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
(Статья дополнена с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 115-ФЗ.

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.


В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;


Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

Что изменится в законодательстве об информации в 2021 году

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ.

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Рассматриваемый закон применяется на всей территории Российской Федерации. Более того: даже если реклама создана за рубежом, но распространяется в России, она попадает под действие ФЗ № 38.

Однако есть сферы, в которых закон о рекламе в 2021 году не действует. Это:

  • политическая агитация;
  • исследования аналитического характера (например, научные исследования по экономике), не рекламирующие товар;
  • оповещения от органов власти (в том числе местной);
  • информационные объявления о купле/продаже, найме, предоставлении услуг (в газетах, на виртуальных досках объявлений и т.п.);
  • информация об изготовителе или дистрибьюторе товара на его упаковке;
  • фигурирование товаров и услуг в литературе и искусстве, связанное с сюжетом.

Законодательная база, касающаяся установки наружной рекламы и вывесок, изложена в ст. 19 закона о рекламе с последними изменениями.

В статье дается определение рекламной конструкции, предназначенной для размещения на ней наружной рекламы: это технические средства, имеющие стабильное положение на определенной территории: на остановках автотранспорта, фасаде домов, вдоль проезжей части и т.п.

В статье приведено перечисление таких конструкций. Однако в законе этот список окончательно не закрыт. Следовательно, в него могут попасть и иные средства и конструкции рекламного характера, если они соответствуют техническому регламенту и имеют стабильную сцепку с определенной территорией. Так, билборд установлен в определенном месте и с него не сдвигается, и это рекламная конструкция. А вот штендер – небольшого размера рекламный щит, раскладывающийся на манер «домика», не является средством наружной рекламы, так как он не закреплен на земле, а может быть в любой момент вынесен из помещения или занесен в него.

Характерно, что наружная реклама должна занимать внешнюю сторону здания, строения или иного сооружения. В связи с этим при комментировании закона возникают разные нюансы. Например, стенд, рекламирующий товар, размещен в подземном переходе. Это наружная реклама или нет? Оказывается, нет, несмотря на то, что подземный переход – уличное сооружение, делающее безопасным переход проезжей части. Но стоит разместить стенд на выходе из перехода, так, что его видно на улице, он тут же становится наружным.

Важный момент в законе – разграничение наружной рекламы и вывески. Это актуальный вопрос, поскольку на установку первой на доме требуется специальное разрешение от местных властей, а к вывеске такие требования не предъявляются.

Разрешение требует уплаты госпошлины, а компании, занимающиеся наружной рекламой и вывесками, часто соглашаются уладить этот вопрос за настолько «скромную» сумму, что ее выплата делается затруднительной для начинающих предпринимателей.

По закону о рекламе в 2021 году указание на организацию (в том числе поставляющую товары или предоставляющую услуги), размещенное на здании, где эта организация находится – вывеска. Но при отграничении вывесок от рекламы нужно учитывать обстоятельства их установки.

Два примера помогут их прояснить.

  1. Организация занимает все здание. На его крыше установлена конструкция, на которой размещено название организации. Это вывеска.
  2. Организация занимает часть здания. На его крыше установлена конструкция, на которой размещено название организации. Раз организация занимает не все здание, а только его часть, по информации на крышной установке невозможно точно идентифицировать ее местонахождение. Значит, конструкцию на крыше можно признать рекламной.

Таким образом закон о рекламе в 2021 году регламентирует установку конструкций для наружной рекламы, делая различия между ними и вывесками.

Помимо федерального законодательства учитываются и другие документы, связанные, в частности, с благоустройством населенного пункта и его архитектурным обликом и имеющие областное значение.

Так при установке наружной рекламы в Московской области помимо описываемого закона учитываются:

  • Жилищный кодекс РФ;
  • ОЗ № 191/2014 «О благоустройстве в Московской области»;
  • Распоряжение «Об утверждении сборника типовых стационарных рекламных конструкций Московской области» от 01.04.2016 № 31РВ-54.

Согласно перечисленным документам рекламные конструкции должны располагаться в местах, разрешенных законодательством. Так закрепленные на фасадах или крышах домов конструкции не должны ухудшать эксплуатацию здания: перекрывать коммуникации, окна, балконы, лоджии квартир, поскольку это противоречит ЖК РФ: ухудшаются условия проживания жильцов.

Все конструкции должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к их виду. В упомянутом распоряжении Главного управления архитектуры даны подробные характеристики каждого вида рекламной конструкции. Если требуется узнать, каким нормам должен соответствовать сити-формат, пиллар, ситиборд, суперсайт, остановочный павильон и другие конструкции, достаточно изучить этот документ.

Каждое описание конструкции в документе дано с иллюстрацией ее внешнего вида и схемой устройства.

О применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В п.п. 7, 11, 16, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» содержатся следующие разъяснения:

Разграничение ответственности по статье 14.3 за нарушение законодательства о рекламе и по статье 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 КоАП РФ. Однако совершение соответствующих действий, являющихся нарушением законодательства о рекламе, в силу части 1 данной статьи влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ.

При разграничении сферы применения названных статей КоАП РФ судам необходимо исходить из того, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии конкуренции с указанным лицом, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ, а не статьей 14.33 КоАП РФ (п. 7 Постановления).

Повторным будет считаться последующее правонарушение по ст. 14.3 КоАП РФ, совершенное лицом как в качестве рекламодателя, так и в качестве рекламопроизводителя или рекламораспространителя

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек определенный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При этом если лицо было привлечено к административной ответственности в качестве рекламодателя, последующее совершение данным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, не только в качестве рекламодателя, но и рекламопроизводителя или рекламораспространителя следует считать повторным совершением однородного административного правонарушения (п. 11 Постановления).

Не требуется проведение экспертизы по делам о привлечении к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за использование в рекламе бранных слов и выражений, оскорбительных образов

По делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется, в связи с чем неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта (п. 16 Постановления).

Ответственность по статьей 14.3 КоАП РФ за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре

Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ суд может назначить экспертизу для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой (п. 28 Постановления).

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 531-ФЗ

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» распространяло на телеканале РЕН-ТВ рекламу сети магазинов «Евросеть», а также смартфона Samsung Galaxy S6 Edge, с рекламным утверждением «Вот это флагман. Не то что глюк фруктовой компании. Реально крутой». Антимонопольный орган на основании заявления физического лица рассмотрел дело о данной рекламе на предмет некорректного сравнения рекламируемого товара с другими товарами, а также не соответствующих действительности сведений о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока.

Результаты экспертного совета при Московском УФАС и проведенного социологического опроса подтвердили стойкую ассоциацию «фруктовой компании» с компанией Apple и наличие в спорной рекламе некорректного сравнения продукции Самсунг и продукции компании Apple в использовании фразы «Вот это флагман. Не то что глюк фруктовой компании. Реально крутой». В рассматриваемой рекламе дана негативная оценка продукции конкурентной компании в отсутствие критериев для сравнения товаров и дачи объективной оценки достоверности такого сравнения.

Распространенные в рекламе сведения о наличии рекламируемого товара только в одном месте и в определенный период времени не соответствует действительности, что подтверждает информация о наличии данного товара как минимум в двух местах.

Антимонопольный орган выявил нарушение п.1 ч.2 ст.5 Закона о рекламе и ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части недобросовестной рекламы, содержащей некорректное сравнение и недостоверные сведения относительно наличия рекламируемого товара и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя

На пятом месте реклама, вводящая в заблуждение, то есть такая реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кстати, именно так квалифицируется реклама, содержащая важные условия мелким, нечитаемым шрифтом и рекламные скороговорки на радио (см. Рекомендации по соблюдению требований рекламного законодательства в части использования не воспринимаемой информации в аудиорекламе № 349 от 19.12.2019).

И логика здесь простая — если информация является существенной, то она должна быть воспринята потребителем. А если он не сможет прочитать или расслышать ее — значит информация отсутствует.

Четкого критерия “существенности” информации в законе нет, но в качестве примера я могу назвать рекламу различных тарифов у операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, а также различных финансовых продуктов… догадались почему? 🙂

Иногда этот вид нарушения путают с недостоверной рекламой, что неправильно, поскольку в недостоверной рекламе потребителю сообщаются неверные сведения, а в нашем случае часть информации или умалчивается или сформулирована таким образом, что у обычного потребителя, не обремененного суперслухом или суперзрением, складывается неправильное впечатление о предмете рекламы, что и вводит его в заблуждение.

Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАДов сократилось по сравнению с прошлыми периодами, хотя в 2016 году эта позиция уверенно входила в ТОП-3.

Болеть мы меньше не перестали, а причина лидерства была связана с периодом пышных изменений в Закон о рекламе: сначала запрещалась реклама методов лечения и была неопределенность в понятиях методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, в 2015 году ФАС издала разъяснение по этим вопросам, но в 2016 году Верховный суд частично его отменил, отбросив медиюристов на несколько шагов назад, что в свою очередь ударило и по карманам рекламодателей.

И лишь в 2017 году появилось новое Разъяснение “О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации“, в котором появились разграничение рекламы медицинских услуг от рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств читайте по этой ссылке.

Кстати, частенько поводом для административки является формальное несоблюдение требований закона о предупредительных надписях: для БАДов — это предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а для медицинской рекламы — предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Третье место в рейтинге занимает недостоверная реклама. И это неудивительно, поскольку целых 20 пунктов части третьей статьи пятой рекламного закона посвящено именно недостоверности рекламы.

Судебная практика сформировала позицию, согласно которой рекламная информация, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов “лучший”, “первый”, “номер один”, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Что касается ответственности за ненадлежащую рекламу, то штрафы за «онлайн-ошибки» не увеличатся. Также рекламодатели по-прежнему отвечают за любые нарушения Закона «О рекламе», а рекламораспространители и рекламопроизводители только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Будьте внимательны! Своим разъяснением ФАС четко дал понять: рекламный рынок в Интернете уже под его контролем.

Статья 33. Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы

Статья 34. Представление информации в антимонопольный орган

Статья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны

Статья 35.1. Организация и проведение проверок в сфере рекламы

Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Статья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Реклама ─ информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к товару, поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.

К форме рекламы в интернете требований нет ─ допускаются любые креативы: тексты, баннеры, графика, видео, аудио и другое.

Товары ─ это продукция, а также услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности, мероприятия. Под рекламой товаров надо понимать привлечение внимания к любым продуктам, как материальным, так и нематериальным.

Рекламодатель ─ производитель или продавец рекламируемого товара.

Рекламопроизводитель ─ создатель рекламы.

Рекламораспространитель ─ владелец интернет-площадки, на которой размещается реклама. К распространителям относятся владельцы сайтов, групп в соцсетях, блогеры.

✔️ Информация о ваших товарах и услугах, компании, бренде, спецпредложениях, новостях, а также отзывы на ваших онлайн-площадках (сайт и соцсети).

✔️ Сведения о компаниях или товарах, размещенные в онлайн-каталогах, агрегаторах и на маркетплейсах.

✔️ Статьи-обзоры, подборки, сравнения похожих товаров разных производителей или нескольких товаров одного бренда по одинаковым критериям с перечислением плюсов и минусов каждого.

✔️ Объявления физических лиц на онлайн-досках, например, Авито.

Исключения из правил ─ считаются рекламой:

  • На интернет-площадках ─ привлечение особого внимания к любым объектам (товары, компании, спецпредложения), например, всплывающими баннерами.
  • В обзорах ─ слова «лучший», «№ 1» и т.п. как оценка товара (бренда) в целом, а по не каким-то критериям.
  • На сайтах с объявлениями ─ информация, из регулярности и характера которой видно, что это не разовая продажа, а предпринимательская деятельность.

Изменения в Федеральный закон «О рекламе»

У каждого участника своя ответственность. Например:

✔️ Рекламодатель отвечает за достоверность информации о товаре (услуге).

✔️ Рекламопроизводители должен использовать формы, соответствующие закону. Так, при рекламе БАДов нужен дисклеймер размером не менее 10% от общей рекламной площади «Не является лекарственным средством».

Если услуги никак не будут оформлены, ФАС при определенных условиях может признать рекламопроизводителя и/или распространителя рекламы в качестве рекламодателя и привлечь к бОльшей ответственности.

Поэтому, если вы создаете или размещаете рекламу, особенно товаров и услуг с особыми требованиями, заключайте договор.

Если договор вы не подписали, хотя бы ведите переписку в электронной почте (не мессенджерах) и сохраняйте всю историю.

Но лучше договор и акт.

Как вариант можно разместить на сайте публичную оферту с условиями, на которых вы производите или размещаете рекламу. Но помните, что оферта «превращается» в договор только после акцепта.

Если вы сомневаетесь в том, что ваша реклама соответствует требованиям закона, направьте её нам на проверку.

Стоимость оценки одного макета 1000 рублей. Это в 20 раз меньше штрафа для ИП и в 500 раз меньше штрафа для юрлиц.

Порядок оказания услуги:

1. Вы оплачиваете проверку (нажмите на кнопку ниже).

[Федеральный закон «О рекламе»] [Глава 6] [Статья 40]

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2864);

2) пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 76-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2580);

3) Федеральный закон от 14 декабря 2001 года N 162-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4827);

4) абзацы 23 и 24 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2);

5) Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3530);

6) статью 55 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);

7) статью 11 Федерального закона от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377);

8) статью 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3124).

2. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

3. Особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Особенности размещения (распространения) рекламы на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

4.1. Особенности размещения (распространения) рекламы на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Особенности размещения и распространения рекламы на территории Владивостокского городского округа в период организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Федеральным «законом» «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Утверждено новое положение о государственном надзоре в сфере рекламы

МПБК «Очаковоя» распространяло наружную рекламу кваса «Очаковский», содержащую информацию о брендах реализуемого на российском рынке кваса с указанием стран производства. ООО «ПепсиКо Холдингс» направило претензию в антимонопольный орган в связи с распространением рекламы кваса «Очаковский» в нарушение действующего законодательства о рекламе.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о преимуществах рекламируемого товара на основании того, что товары конкурентов производятся в других странах, а рекламируемый товар произведен в России. Распространение данной информации способствует более позитивной оценке кваса «Очаковский» в сравнении с товарами конкурентов.

Антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении п.1 ч.2, п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в части некорректного сравнения рекламируемого товара с товарами конкурентов, распространения недостоверных сведений и применил меру административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

ООО «Проктер энд Гэмбл» распространяло на федеральных телеканалах рекламу порошка Ariel, содержащую утверждения о том, что рекламируемый порошок удаляет пятна c первой стирки лучше других порошков премиум-класса. ПАО «Нэфис Косметикс» обратилось в антимонопольный орган с претензией к ООО «Проктер энд Гэмбл» в связи с использованием некорректного сравнения стирального порошка Ariel с порошками премиум-класса других производителей, а также распространением недостоверных сведений о его преимуществах.

По мнению заявителя, рекламное утверждение «Лучшее удаление пятен с 1-й стирки» является некорректным, так как результаты проводимых исследований, используемых как основание для включения данного утверждения в рекламу, свидетельствуют о преимуществах порошка Ariel только при определенных условиях стирки. Помимо этого, демонстрируемая явная разница по степени отстирывания порошками рекламируемого товара и товаров конкурентов является недостоверной, так как для визуального восприятия разница должна значительно больше установленной в ходе исследований.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что реклама содержит некорректное сравнение порошка Ariel с порошками премиум-класса других производителей, недостоверные сведения о преимуществах порошка Ariel, признал рекламу ненадлежащей с нарушением п.1 ч.2, п.1 ч.3 ст.5 Закона о рекламе и назначил штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» распространяло на телеканале РЕН-ТВ рекламу сети магазинов «Евросеть», а также смартфона Samsung Galaxy S6 Edge, с рекламным утверждением «Вот это флагман. Не то что глюк фруктовой компании. Реально крутой». Антимонопольный орган на основании заявления физического лица рассмотрел дело о данной рекламе на предмет некорректного сравнения рекламируемого товара с другими товарами, а также не соответствующих действительности сведений о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока.

Результаты экспертного совета при Московском УФАС и проведенного социологического опроса подтвердили стойкую ассоциацию «фруктовой компании» с компанией Apple и наличие в спорной рекламе некорректного сравнения продукции Самсунг и продукции компании Apple в использовании фразы «Вот это флагман. Не то что глюк фруктовой компании. Реально крутой». В рассматриваемой рекламе дана негативная оценка продукции конкурентной компании в отсутствие критериев для сравнения товаров и дачи объективной оценки достоверности такого сравнения.

Распространенные в рекламе сведения о наличии рекламируемого товара только в одном месте и в определенный период времени не соответствует действительности, что подтверждает информация о наличии данного товара как минимум в двух местах.

Антимонопольный орган выявил нарушение п.1 ч.2 ст.5 Закона о рекламе и ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части недобросовестной рекламы, содержащей некорректное сравнение и недостоверные сведения относительно наличия рекламируемого товара и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Авиакомпания «Победа» посредством электронной почты распространила рекламу «Тариф 1 рубль! Только до 25 сентября!». На основании заявления физического лица антимонопольный орган рассмотрел спорную рекламу на предмет соответствия действующему законодательству о рекламе.

Рассматриваемая реклама содержала сведения о сроке акции и ограниченном количестве билетов по сниженной цене, однако заявитель не смог приобрести авиабилет по минимальному тарифу. Указаний на количество акционных билетов, условия досрочного окончания акции рекламный текст не содержал, вследствие чего потребители были введены в заблуждение.

Антимонопольный орган признал рассматриваемую рекламу ненадлежащей на основании п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе в части несоответствия требованиям действующего законодательства, а также выдал предписание с требованием прекратить установленные нарушения.

ООО «Проктер энд Гэмбл» транслировало на федеральных телеканалах рекламу шампуня «Head&Shoulders», которая демонстрирует российский флаг, интегрированный в рекламный слоган «Миссия гуд бай, перхоть!» на фоне карты России. Антимонопольным органом были рассмотрены претензии к данной рекламе в связи с иллюстрацией рекламного текста «Гуд бай, перхоть!» и изображением российского флага.

Антимонопольный орган усмотрел в действиях рекламодателя возможное уничижение российского флага и попытку сформировать негативное отношение к нему ввиду непосредственной близости размещения флага и слова «перхоть».

В спорной рекламе были выявлены признаки нарушения ч.6 ст. 5 Закона о рекламе в части использования оскорбительного образа российского флага как государственного символа и было возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе. Впоследствии производство по делу было прекращено.

Самые важные требования просты: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Под добросовестной рекламой подразумевается четная конкуренция на рекламном рынке. В рекламе не должно присутствовать сравнение продукции или товара с товарами конкурентов, и тем более она не должна осквернять репутацию конкурентов. Так что, если вы увидите рекламу вашего конкурента, который в открытую заявляет, что он в чем-то лучше вас, смело обращайтесь в антимонопольный отдел или саморегулируемые организации, так как это действие незаконно!

Достоверная реклама — эта реклама, в которой отображается только реальная информация о товаре или услуге: преимущества, характеристики, состав, гарантии, стоимость, наличии сертификатов соответствия, условия доставки, результаты исследований и т.д. Недостоверной признается реклама, в которой представлена любая информация, которая не является действительной. Под нарушение этого закона очень часто попадают наши коллеги по рынку, которые гарантируют попадание сайтов в ТОП-10 поисковых систем. Такая реклама обманывает пользователей, так как гарантировать попадание на первые строки поисковых систем не может ни одна организация.

Реклама не должна:

  • принуждать к насилию;
  • провоцировать на противоправные действия;
  • вызывать негативное отношение;
  • содержать акты насилия;
  • манипулировать несовершеннолетними.

В рекламных материалах не допускается:

  • использовать иностранные слова;
  • указывать стоимость в иностранной валюте;
  • применять ложные одобрения гос. органов;
  • указывать лечебные свойства продуктов;
  • использовать скрытую рекламу.

Я в краткой форме постаралась передать основные аспекты закона о рекламе. В идеале каждый владелец бизнеса должен выделить пару часов на изучение рекламного законодательства.

Но если даже на это у вас нет времени, обращайтесь в нашу Службу поддержки. Мы проконсультируем вас по вопросам, связанных с рекламой вашего продукта, и подскажем, какие документы нужно подготовить для рекламы.

Сфера распространения закона ограничена законодателем. Закон не регулирует следующие виды рекламы:

  • политическую, в том числе агитацию по проведению референдумов и выборов;
  • обязательную, которая доводится до потребителя в соответствии с ФЗ;
  • справочную и аналитическую информацию (результаты научных исследований, обзоры рынков, внутреннего и внешнего), которая не является социальной и не имеет целью продвижение товаров;
  • сообщения органов государственной власти и органов местного самоуправления, если они не содержат рекламы;
  • указатели и вывески;
  • объявления физических и юридических лиц, если они не связаны с получением прибыли;
  • информацию о товаре, размещенную на упаковке или на самом товаре.

Закон запрещает рекламировать отдельные виды товаров. К ним относится:

  • табачная продукция, курительные принадлежности;
  • подготовка и написание диссертаций и прочих научных работ.

Продукция военного назначения и оружия не подлежит рекламированию. Служебное оружие и патроны к нему можно рекламировать только в специальных печатных изданиях. Этот же прядок действует и на ручное стрелковое оружие, а также на гражданское оружие, оружие самообороны, охотничье, сигнальное, спортивное.

Кроме того, законодатель прописал ограничения рекламы алкогольной продукции. К ней должны быть применены специальные требования. Например, нельзя писать, что алкоголь способствует улучшению эмоционального или физического состояния.

Законодательство категорически запрещает рекламировать товары, реализация которых запрещена законами РФ. А также нельзя запускать в рекламу следующие товары:

  • наркотики;
  • взрывчатые вещества, кроме пиротехники;
  • органы и ткани человека в качестве объекта купли-продажи;
  • незарегистрированные товары;
  • не имеющие сертификата, если подлежат обязательной сертификации;
  • нелицензированные товары, на реализацию которых требуется лицензия.

Существуют особенности рекламирования по телевидению, в радиопередачах, в периодических изданиях, кинопродукции, наружной рекламе, на транспортных средствах.

В кинотеатрах не разрешено прерывать фильмы рекламными сообщениями или размещать бегущую строку во время демонстрации кинофильма.

В общественном транспорте нельзя самовольно размещать рекламные листовки или другую продукцию Это можно осуществить только на основании договора с собственником транспортного средства. Запрещена рекламе на спецтранспорте. Звуковое рекламное сопровождение также не разрешается.

Особенности рекламирования лекарств. Рекламные материалы должны:

  • исключать ссылки на конкретные случаи излечения;
  • запрещать создавать впечатление о ненужности обращения к врачу или о необходимости обязательного прима того или иного лекарства;
  • избегать обращения к детям;
  • не давать гарантии выздоровления.

Любой предприниматель, занимающийся услугами, продажей товаров, подчиняется закону о рекламе в равной степени, как и юридические и физические лица, чья деятельность так или иначе связана с рекламным бизнесом.

Если предприниматель является рекламодателем или распространителем рекламы, он в равной степени отвечает за нарушения рекламного законодательства. Конкуренция в рекламе должна быть честной, а потребители должны получать достоверную информацию об услугах и продуктах. Распространяться она должна по правилам: запрещены массовые рассылки по СМС, звонки по телефону без полученного согласия абонента.

Статья 19 закона регулирует использование наружной рекламы. К ней относятся щиты, в том числе электронные табло, билборды, стенды, строительные сетки, на которых используется баннерное полотно, аэростаты и пр. Все конструкции должны быть прочными, соответствовать техническим требованиям и использоваться только по назначению, т.е. для коммерческой и социальной рекламы.

Установка конструкций должна быть согласована с собственником земельного участка. Договор на установку рекламы заключается только после проведения торгов.

Статья 14 определяет порядок размещения рекламных материалов на телевидении. Во время телевизионной передачи ведущие обязаны известить зрителей о начале рекламного блока. Исключение составляет спонсорская реклама.

Если рекламный текст размещается в «бегущей строке», он не должен занимать более 7 % кадра, а общее время демонстрации не должно превышать 20% времени программы в течение одного часа. В развлекательных программах это время сокращается до 15%.

В спортивных передачах при трансляциях прямых эфиров соревнований, рекламные ролики должны идти только в объявляемых перерывах.

Запрещено прерывать рекламными сюжетами религиозные передачи, и короткие по времени (менее 15 минут). При освещении деятельности органов государственной власти нельзя прерываться на рекламные материалы.

Статья 16 регулирует размещение рекламных материалов в газетах и журналах.

Количество рекламных текстов тематической направленности не должно превышать 45% объема одного номера. Материал должен помечаться следующим образом: «на правах рекламы» или «реклама». Продолжительность — не более 30 секунд. Прерываться на рекламное сообщение по закону можно не чаще, чем через 15 минут.

Радиореклама также должна запускаться после предварительного сообщения.

Интернет-реклама становится все более популярной и массовой, т.к. она самая доступная по цене и количеству пользователей. Практически всю информацию о товарах малый и средний бизнес размещает в Сети. Объем интернет-рекламы превышает телевизионную в несколько раз. В то же время в законе она отдельно не выделена.

В настоящее время можно руководствоваться письмом Федеральной антимонопольной службы от 25.09.19 № АК/83509/19. В нем содержится разъяснение, какая информация в интернете считается рекламной.

Согласно этому письму информация на сайте производителя не считается рекламой. Но если на том же сайте есть всплывающий баннер, он квалифицируется как рекламный, потому что выделен из общего ряда и к нему привлечено внимание.

За нарушение рекламного законодательства установлены штрафы до 500 тыс. рублей на юридических лиц и до 20 тыс. на должностных лиц.

Стремительное развитие тизерной, таргетированной рекламы требует правового регулирования. В суды поступает все больше жалоб на недобросовестную, а также недостоверную рекламу в интернете. Необходимо вносить дополнения в закон.

Закон запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.

С 1 января 2007 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях (т.н. «брэндмобилей»).

Российское законодательство запрещает рекламу крепкого алкоголя на ТВ, в печатных СМИ и наружной рекламе с 1996 года. Но их производители до сих пор находили способы обойти закон: крепкий алкоголь рекламировался под видом слабоалкогольных коктейлей, питьевой воды, конфет, книг, музыкальных дисков и проч. Достаточно вспомнить рекламу перца «Немирофф» и конфет «Гжелка».

Теперь так называемые «зонтичные» бренды под запретом. К недобросовестной рекламе дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара. Если в эфире или на уличных рекламных конструкциях появится реклама чего-либо с водочным названием, телеканал или оператор рынка наружной рекламы автоматически получит предписание ее снять.

В целях ограничения распространения завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.

По-новому трактуют понятие «спонсор». Отныне «спонсором» может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. Поэтому с экранов телевизоров исчезнут сообщения о товарах — спонсорах той или иной программы.

Могут радоваться спортивные болельщики — трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований разрешается «перебивать» рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок.

Производителям пива запрещено спонсорство спортивных мероприятий, и это плюс к тому, что телереклама пива не может быть показана до 22.00, в ней нельзя использовать образы людей и животных.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *