Законы хаммурапи по отраслям права кратко

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы хаммурапи по отраслям права кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Один и тот же правовой случай может рассматриваться в смежных нормах и в различных правовых аспектах, так как деление на уголовное, государственное, семейное, процессуальное и тому подобное право вавилонская юридическая мысль не подразумевала. В каждом параграфе в одно и то же время было описано и правило, и ответственность в случае его нарушения.

В отличие от большинства других древних памятников Востока, для свода Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивации отдельных правовых норм, что делает его первым в истории человечества чисто законодательным актом.
Следующая часть излагает собственно сами реформы, заключающиеся в устранении беспорядков и злоупотреблений. Был отменён или сокращён ряд налогов и сборов — арендная плата со жрецов, сбор штрафов в пользу дворца (то есть правителя) с некоторых наиболее значительных лиц храмового персонала, другие поборы со жрецов в пользу дворца.

Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Герой царей, не имеющий равных в бою, который даровал жизнь городу Машканшабрим, напоивший богатством храм Эмеслам.

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию. Законы Эшнунны начинались с двух статей со шкалой цен на основные продукты (ячмень, масло, шерсть, медь и пр.); эквивалентами продуктов являлись серебро (статья 1) и зерно (статья 2). Статьи 3, 4, 7, 8, 10, 11 и 14 регулировали размеры наёмной платы для различных категорий работников с их инвентарём.

Статью подготовили специалисты образовательного сервиса Zaochnik.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Р. Стилом в 1948 году. Сильно повреждённый документ был написан на шумерском языке и насчитывал около 1200 строк, из которых в настоящее время можно разобрать не более трети — пролог, примерно 40 статей и часть эпилога.

В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.

Итак правление Хаммурапи датировано 1792-1750 гг. до н. э. . Пока все верно, так же преподают и в университетах, за одним исключением: в университете или в специальной литературе часто после даты добавляется аббревиатура MC (Middle Chronology) средняя хронология.

Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми.

Ст. 127-195 рассматривают положение семейных и наследственных правоотношений. Так в ст. 128-163 рассматривается о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях, наследовании ст. 165-182, о личных отношениях правового характера в семье между родителями, детьми — законными и приемными ст. 185-195.

Речь об хронологии. а именно об абсолютной хронологии. Это точная привязка того или иного события к абсолютной системе координат в нашем летоисчислении. Думаю, что про наше летоисчисление объяснять не надо.

Текст состоит из 3 частей. Первой является обширное введение, в котором Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры.

Текст состоит из 3 частей. Первой является обширное введение, в котором Хаммурапи провозглашает, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.

Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.

Т. е. между свободой и рабством у мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума Законы Хаммурапи оценивают » дешевле «, нежели жизнь, честь авилума (п. 201).

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Если тамкар дал шамаллуму для продажи зерно, шерсть, масло или всякое другое добро, то шамаллум должен сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить документ с печатью на серебро, которое он дал тамкару.

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Кроме аренды поля, сада Х.з. упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей.

Статьи с 6 по 126 анализируют право собственности, договор займа, поклажей, имущественные обложения. Внутри этого раздела можно выделить: статьи 6 – 14 о продаже без свидетелей и заключение соответствующего договора ст. 7, о наказании за содействие беглому рабу – ст. 15 – 20, о грабеже ст. 21 – 23, о воровстве на пожаре ст.25.

В судебнике Хаммурапи большое внимание отведено институту собственности, особенно правовому статусу земель (см. табл. №1).

Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)

Большое внимание уделялось договорной фиксации различных сделок. Наиболее важное из них напечатывалось в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности. Договором оформлялся брак. Договор был необходим для оформления займа (аренды ,сада), найма (скота, судна, раба).

Главной целью появления «Законов» считается распространение единых норм права на все присоединённые к Вавилону посредством военных действий территорий Месопотамии.

Кража со взломом каралась смертью (виновный зарывался заживо на месте преступления), другие разновидности кражи наказывались многократным возмещением стоимости украденного.

В заключении либо «Эпилоге» написаны проклятия тем, кто осмелится отступить от установлений, описанных в своде законов, а также подтверждаются благородные цели политической линии царя, описаны взывания к благосклонности богов к судебно-правовой работе правителя.

Распределение земли в Месопотамии эпохи правления Хаммурапи

Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико также в области торговли и обмена.

Всякий царский служащий или работник владел землей из дворцового фонда, в зависимости от выполняемой им службы.

А все дело в том, что мы на самом деле до конца не знаем, когда правил Хаммурапи. Что вполне логично на первый взгляд, так как это дела давно минувших дней.Но что мы на самом деле знаем?
Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические — храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении ЗХ далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная.

Законы Хаммурапи – древнейший памятник права

Следовательно, «Законы» были эффективным инструментом унификации экономического уклада и социальных отношений в Вавилонии, а также мощным и надёжным средством, укрепляющим монархическую власть.

Хаммурапи был царем Вавилона (1792—1750 г.г. до н.э.), незаурядным государственным деятелем и удачливым военным организатором, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию.

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Как иллюстрацию моей идеи приведу вот эту табличку из википедии. в ней показаны два главных и опорных события второго тысячелетия (правление Хаммурапи и падение Вавилона) и в соответствии с каждой хронологией свои даты.

Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, » отдавать за серебро «. Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и 172).

Частное землевладение было различным по своему объему; крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *