Положение об охране труда 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об охране труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.
При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.
На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.
С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ
ПЕРЕЧЕНЬ ВСЕХ НОВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С НОВОГО ГОДА
Список ограничений по использованию труда женщин сокращается. Иначе говоря, теперь работникам-представителям прекрасной половины человечества будут доступны следующие рабочие места:
- водители-дальнобойщики;
- машинисты электропоездов;
- трактористы-машинисты;
- парашютисты;
- боцманы, шкиперы и другие члены палубной команды.
Кстати, а Вы что думаете о таком нововведении? Напишите в комментариях!
Тем не менее, список «неженских» профессий все же остался внушительным, он остался приложением к приказу. Но составлен он больше по признаку опасности к репролуктивной функции, чтобы будущее поколение было сильным и здоровым.
Тахографы (или самописцы) должны записывать скорость и маршрут транспортного средства. Но с точки зрения охраны труда нам важнее то, что тахографы фиксируют время работы и отдыха водителей. Уставший водитель, как известно, представляет опасность не только для собственной жизни, но и для здоровья и жизни окружающих.
Да, и почему мы обращаем на это Ваше внимание – за оплошность с тахографами штрафуют не только водителей, но и работодателей. Что регламентируют новые правила?
- нормы контроля тахографов;
- правила их эксплуатации и обслуживания;
- категории транспортных средств, которые должны быть оснащены самописцами (да, далеко не все ТС должны иметь тахограф).
В вопросе, какие документы регулируют надзорный контроль, было много ответов: нормативных правовых документов накопилось немало. Впрочем, может и ничего страшного (да и мы с января почти привыкли). Но вот слишком много стало путаницы: работодатели не понимают, как проходить проверку, а надзорные органы получают вдвое больше протестов в сторону результатов контроля.
Словом, на смену вереницы документов приходит один-единственный документ. Закон №248-ФЗ от 31.07.2020. Он одновременно касается проверок ГИТ; пожарной инспекции; Роспотребнадзора; Ростехнадзора.
Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:
- Рассмотреть и проанализировать законодательные и нормативные акты по охране труда, которые касаются деятельности организации.
- Актуализировать (привести в соответствие) локальные нормативные акты по охране труда и ознакомить с ними персонал.
- Провести внеплановый инструктаж.
- Организовать и провести внеочередную проверку знаний по ОТ. При этом нужно принимать во внимание новые нормативные акты, содержащие требования охраны труда. Организации имеют право создавать комиссии, которые будут проводить проверки. Члены таких комиссий обязательно должны пройти переобучение.
Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).
Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда:
- Поверку знаний по ОТ необходимо провести в обязательном порядке (независимо от даты предыдущей проверки).
- Порядок проведения проверки устанавливается с учетом нормативной документации, регулирующей безопасность конкретных работ.
- В поле «Тип проверки знаний» протокола проверки следует указать «Внеочередная».
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда при осуществлении трудовой деятельности по видам экономической деятельности и видам выполняемых работ, разработанных в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Порядок). Пунктом 3.1. Порядка определено, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
При этом внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3. Порядка).
Учитывая изложенное, а также в связи с поступающими обращениями, с целью исключения противоречий при правоприменении норм информируем о том, что вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателями должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3. Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знания требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
С учетом изложенного работодатель вправе организовать проведение внеочередной проверки знания новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.
При этом, по мнению Минтруда России, члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Одновременно информируем о том, что результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6. Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная»
Дополнительно разъясняем, что на основании пункта 3.8. Порядка обучения правая сторона удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» предусмотрена для внесения сведений в случае, если работник не прошёл проверку знаний при приеме на работу или очередном обучении. На практике при неуспешной проверке знаний удостоверение не оформляется. В связи с вышеизложенным рекомендуем сведения о внеочередной проверке знаний вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
Обращаем внимание, что в соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. новых правил по охране труда должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе инструкций по охране труда, программ обучения по охране труда работников, информационных материалов, использующихся в целях информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников.
А.В. Вовченко |
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
1 января 2021 г. вступили в силу новые правила по охране труда. В связи с этим работодатели должны организовать внеочередную проверку знаний по охране труда работников. Ее форма, порядок и продолжительность устанавливаются работодателем (уполномоченным им лицом). Результаты проверки оформляются протоколом с указанием «внеочередная».
Сведения о проверке вносятся в раздел удостоверения «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда». Имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, выданные до вступления в силу новых правил, признаются действительными до окончания срока их действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
Также необходимо актуализировать нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности организации.
-
Правила по охране труда при работе на высоте, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н. У нас есть статья, где подробно разобраны все изменения в сравнении с правилами, действующими ранее.
-
Правила по охране труда в морских и речных портах, утверждённые приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 343н.
-
Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 23.09.2020 № 644н.
-
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 25.09.2020 № 652н.
-
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене, утверждённые приказом Минтруда России от 13.10.2020 № 721н вступают в силу с 1 сентября 2021 года.
-
Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 27.10.2020 № 746н.
-
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утверждённых приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.
-
Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.
-
Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий, утверждённые приказом Минтруда России от 12.11.2020 № 776н.
-
Правила по охране труда при проведении работ в лёгкой промышленности, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 780н.
-
Правила по охране труда при производстве цемента, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 781н.
-
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н.
-
Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утверждённые приказом Минтруда России от 19.11.2020 № 815н.
-
Правила по охране труда при проведении полиграфических работ, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 832н.
-
Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 833н.
-
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 834н.
-
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 835н.
-
Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 836н.
-
Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 02.12.2020 № 849н.
С первого января 2021 года начали действовать новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (взамен старых правил - №390 от 25.04.2012 г.).
Мы ранее писали статью об изменениях, которые привнесут эти новые правила. Интересный нюанс – в этих новых правилах впервые прописаны программы дополнительного образования. Видимо, в ближайшем будущем ждем отмену 645 Приказа МЧС.
Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Выдержка:
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 19 августа 2016 года N 438нИзменения по охране труда в 2021 году. А Вы готовы?
1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
9. Политика работодателя в области охраны труда (далее — Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
10. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
11. В Политике по охране труда отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
12. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.
14. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее — цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V настоящего Типового положения.
15. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.
16. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
51. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее — План).
52. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.
57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
58. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
59. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
Уважаемые Клиенты.
В текущей, кризисной для всех ситуации, сообщаем, что ОЧУ ДПО «Учебный центр «Амулет» с 30 марта и до отмены карантина, ведёт свою деятельность в нормальном режиме, несмотря на удаленный формат работы.
Более того, во время карантинного периода, мы открыты к общению каждый день — звонки и сообщения, так же принимаются в СУББОТУ и ВОСКРЕСЕНЬЕ!
Для нас важно, чтобы, несмотря на сложившуюся ситуацию, наши клиенты имели возможность оперативно получить нашу консультацию.
Заявки будут приниматься в режиме онлайн, обучение дистанционно, а выдача документов без личного контакта.
С уважением УЦ Амулет!
Процесс внепланового инструктажа должен проводиться согласно новым принятым программам. Подобную работу выполняет руководящий состав. Подписывается приказ о внеплановом инструктаже, и заполняется на предприятии журнал регистрации инструктажа, согласно п. 2.1.3 Порядка № 1/29.
Очень важно учитывать, что пройти инструктаж нужно до момента вступления нового закона в силу, если позже, то тогда специалиста по ОТ можно привлечь к админответственности. С другой стороны, если сотрудник предприятия получил травму, и не проведено вовремя обучения, то тогда на такого специалиста могут завести уголовное дело.
После того, как новый закон вступит в силу, в течение 30 дней нужно будет провести обучение. В данном случае нет необходимости смотреть на то, когда была проведена предыдущая проверка. Нужно подготовить приказ про обучение по ОТ и проведению проверки знаний.
Комиссия, которая проводит обучение должна пройти проверку знаний в учебном центре, согласно пп. 2.3.2, 3.4 Порядка № 1/29. Лишь после этого они могут проводить экзамены.
Ряд сотрудников, должны пройти обучение в учебном центре, согласно п. 2.3.2 Порядка № 1/29. Сотрудники предприятия, которые не смогли пройти обучение по ОТ или не сдали экзамен, к работе не допускаются.
Новые требования к условиям труда
Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача от 02.12.2020 № 40
Работодатели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.
С 01.01.2021 по 01.01.2027 действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670–20. Они устанавливают обязанности работодателей по созданию безопасных условий труда. В частности, компании должны осуществлять производственный контроль за условиями труда, а также разрабатывать и проводить мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.
Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.
Кроме того, нужно организовывать профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников. К таким мероприятиям относят, например, механизацию и автоматизацию процессов, применение СИЗ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349
«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники
Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.
Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.
Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года
Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.
Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.
Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.
Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.
Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.
Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:
- Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
- Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
- Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
- Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
- Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;
До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.
До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.
До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.
Декларация прекратит действие в трех случаях, если:
- у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
- произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
- инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.
В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение
Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7
Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).
Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.
При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.
Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.
В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.
На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438 н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.
Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.
Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.
Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.
Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».
В комплекте документов по охране труда можно выделить 4 части:
- внешние документы, которые содержат правила эксплуатации приборов и оборудования, требования безопасности при использовании инструментов, сведения о степени опасности тех или иных материалов, сертификаты соответствия;
- документация управления организацией;
- документы подразделений;
- документы на рабочих местах.
В перечень необходимых документов по охране труда в организации входят:
- Приказы:
- об организации работы по охране труда и обеспечению безопасных условий работы;
- о создании службы или отдела по охране труда (актуально в организациях, в которых более 50 сотрудников);
- о создании комиссии по охране труда;
- о назначении сотрудников ответственными за безопасность при эксплуатации различных установок и оборудования;
- о назначении ответственных за проведение работ повышенной опасности (отдельными приказами назначаются ответственные за электрохозяйство, газовое хозяйство, пожарную безопасность, техническую эксплуатацию зданий и сооружений);
- о разработке инструкций по охране труда с указанием ответственных;
- об утверждении инструкций по охране труда;
- о продлении срока действия инструкций или пересмотре и внесении в них изменений;
- об утверждении инструкций о мерах пожарной безопасности и поведения при пожаре;
- о порядке присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- о назначении комиссии по СОУТ;
- о проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников организации;
- о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда и безопасных методов работы.
- Перечни:
- действующих инструкций по охране труда (по видам деятельности);
- должностей и профессий сотрудников, которые освобождены от инструктажа на рабочем месте;
- должностей и профессий сотрудников, которым необходимо присвоить I группу по электробезопасности;
- должностей и профессий работников, которым необходима группа по электробезопасности (от II и выше);
- работ повышенной опасности;
- рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда;
- профессий и должностей сотрудников, которым положены средства индивидуальной защиты (обязательно указывают виды средств, необходимое количество, сроки использования), а также обезвреживающих средств;
- поименный список работников, обязанных проходить предварительный и периодический медицинские осмотры.
- Журналы:
- вводного инструктажа по охране труда;
- инструктажа на рабочем месте;
- учета инструкций по охране труда;
- учета несчастных случаев на рабочем месте;
- учета выдачи инструкций по охране труда;
- учета инструктажей по пожарной безопасности;
- учета присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- регистрации работ по охране труда.
Также к обязательным документам по охране труда относятся:
- правила внутреннего распорядка работы организации;
- должностные инструкции сотрудников — указываются обязанности в области охраны труда;
- положение об организации работы по охране труда;
- инструкции по охране труда, мерах пожарной безопасности;
- программы инструктажей;
- программы обучения по охране труда;
- графики обучения и проверки знаний;
- удостоверения проверки знаний по охране труда, пожарно-технического минимума;
- акты о расследовании несчастных случаев на производстве, случаев профессиональных заболеваний;
- личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты и обеззараживающих средств;
- график проведения периодических медосмотров, акты по итогам их проведения;
- документация по СОУТ;
- нормативно-правовые акты, которые содержат требования по охране труда, соответствующие специфике предприятия.
Отсутствие организационно-распорядительных документов по охране труда является нарушением трудового законодательства.
Локальные документы по охране труда разрабатываются на основании ТК РФ, а также Федеральных законов:
- от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам по охране труда, на которые также необходимо опираться при разработке пакета документов, отнесены:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых прописаны требования к факторам производственной среды, к трудовому процессу.
При разработке перечня документов по охране труда на предприятии надо учесть следующие требования к документам по охране труда:
- ЛНА не должны противоречить Федеральному законодательству и государственным нормативным правовым актам в сфере охраны труда;
- не должны содержать норм, которые ухудшают положение работника по сравнению с тем, которое прописано в Федеральном законодательстве о труде, об охране труда;
- внутренние документы по охране труда должны действовать только в рамках одной организации.
Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда
При подготовке документов по охране труда необходимо учесть требования, которые законодательство предъявляет к руководству предприятия:
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений, проведении различных видов работ, при применении инструментов;
- применение подлежащих сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соблюдение режима труда и отдыха работников;
- проведение обучения безопасным методам и приемам работы, оказанию первой медицинской помощи, в том числе проведение инструктажей на рабочем месте;
- недопущение сотрудников, которые не прошли обучение охране труда и проверку знаний, к работе;
- информирование сотрудников об условиях работы, охране труда на рабочих местах, о возможных рисках, средствах индивидуальной защиты и предусмотренных компенсациях;
- принятие мер для предотвращения аварийных ситуаций, обеспечение безопасности работников при их возникновении;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве, случаев возникновения профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- информирование сотрудников о требованиях охраны труда;
- разработка документов по охране труда по согласованию с первичной профсоюзной организацией, Советом трудового коллектива.
Ответственное лицо по охране труда назначается в организациях со штатом свыше 50 человек. Оформление этого документа по охране труда строго не регламентировано, он пишется в свободной форме. Указываются:
- ФИО, должность ответственного лица;
- обязанности, которые на него возлагаются.
В документе делается ссылка на законодательный акт или распоряжение, во исполнение которого он составляется.
Сотрудник обязательно должен быть под роспись ознакомлен с приказом. Приказ утверждает руководитель организации. Документ оформляется на фирменном бланке и учитывается в специальном журнале.
Один из часто задаваемых вопросов, какие документы нужны по охране труда для проведения обучения? Отвечаем. В список входят:
- приказ о проведении обучения и проверке знаний по охране труда работников;
- приказ о создании комиссии по проверке знаний охраны труда и безопасных методов работы — в комиссии должно быть не менее 3 человек;
- программы обучения по охране труда с учетом особенностей профессий, должностей и выполняемых сотрудниками работ;
- графики проведения обучения и проверки знаний по его итогам;
- итоговые протоколы проверки знаний охраны труда;
- удостоверения утвержденного образца о проверке знаний охраны труда.
К документации по эксплуатации оборудования относятся:
- приказ о назначении ответственного за состояние оборудования работника;
- графики планово-предупредительных ремонтов оборудования — составляются ежегодно, чтобы качественно и вовремя проводить ремонт, в обязательном порядке доводятся до сведения руководителей подразделений;
- журналы технического состояния производственного оборудования — заводятся на каждую единицу техники.
Примеры документов можно скачать здесь.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В 2021 ГОДУ
Регуляторная гильотина представляет собой процесс отмены большого количества устаревших законодательных актов и концентрации всех правил в нескольких документах. Охрана труда – это отрасль перегруженная нормами и правилами, сохранившимся еще с советских времен и периода образования Российской Федерации. Приказом Минтруда РФ №495 от 11.08.2020г. и Постановлением Правительства РФ №1181 от 04.08.2020г. уже отменено порядка 250 неактуальных документов по ОТ, принятых до 2000 года. Им на смену в 2021 году власти готовятся принять новые
Новое в охране труда в 2021 году для специалиста по ОТ следует узнавать из официальных источников. На рассмотрении находится около 29 новых правил и два документа по медицинским осмотрам. Когда они будут приняты, они будут опубликованы на портале федеральных нормативных актов. Пока с проектами можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов.
Еще летом 2020 года были анонсированы изменения в законодательстве по охране труда в 2021 году, последние новости: власти уже начали реализовывать свои намерения. С 1 января 2021 года отменяется большое количество нормативных актов, формируются новые законодательные документы.
Директор департамента условий и охраны труда Министерства труда РФ Г.В. Молебнов в одном из своих докладов коснулся вопросов модифицирования законодательства по ОТ и подтвердил, что в настоящее время это приоритетное направление.
В рамках регуляторной гильотины количества законодательных документов будет сокращено более чем на 90%.
Минтруд при разработке новых ставит перед собой следующие задачи:
- сохранения труда работников, сокращение травматизма;
- снижение нагрузки на работодателя, сокращение проверок и обязательных норм выдачи средств индивидуальной защиты (они сохранятся только для работ с вредными и опасными условиями);
- обновление норм с учетом текущей обстановки, устранение дублирующих положений.
- Новый порядок обучения по охране труда, появится до июля 2021 года. Новый порядок обучения будет приниматься постановлением Правительства РФ. В нем будут расширены формы и виды обучения, возрастные группы. Молодежь теперь с малых лет начнут готовить по вопросам самосохранения.
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ с риск-ориентированным подходом. Единые типовые нормы выдачи СИЗ на сегодня фактически уже готовы и в начале следующего года появятся для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
- Новое положение о системе управления охраной труда в организациях. Разработкой Положения будет по госзаказу заниматься ВНИИ труда.
Однако все эти перечисленные выше документы появятся только после принятия новой редакции Трудового кодекса РФ, произойдет это согласно плану в начале 2021 года.
В проекте Трудового кодекса РФ прописан электронный документооборот по охране труда. Данное нововведение уже поддержали несколько крупнейших предприятий страны.
В ближайшее время ожидается выход 42 новых правил по охране труда. Некоторые из них — пересмотренные из ранее действовавших, некоторые — совершенно новые или объединенные. Молебнов уверен, что к 31 декабря будут выпущены все правила и никакого правового пробела в новом году не возникнет.
В заключении хочется сказать, что можно только приветствовать такой, по сути, новый и открытый онлайн формат выступлений, который очень полезен для всего сообщества по охране труда. Похвально, что новый директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ уже неоднократно принимал участие в подобных мероприятиях, например только в последнее время:
онлайн-конференция «СИЗ — новые вызовы в новом мире», «Цифровые решения в сфере охраны труда», «Здоровье, ответственность, труд в новых инициативах».
Единственный минус заключается в том, что информация об этих мероприятиях появляется в сети интернет как правило постфактум, очевидно, что реальной задачи кратного увеличения аудитории еще не стоит, а жаль. Ведь именно сейчас, в период реализации регуляторной гильотины, требуется максимальная открытость федеральных органов власти и регулярное публичное доведение до сведения работодателей, органов муниципальной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ самой актуальной информации о планах и о ходе реформ законодательства в сфере охраны труда. Приоритет при этом должен быть именно за такими открытыми и массовыми онлайн мероприятиями, а не за условно засекреченными или того хуже дорогостоящими коммерческими семинарами, в которых по определению в свое рабочее время чиновники любого уровня участвовать не должны.
Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
- Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
- Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
- Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации
новые правила по охране труда в различный отраслях деятельности
1.1. Настоящее Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе разработано на основе Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России №438н от 19.08.2016г, Постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 г №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» с изменениями на 12.02.2014 года, Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» с изменениями на 30.11.2016 года, Трудового Кодекса Российской Федерации; с учетом Федерального закона от № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда.
1.2. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации работы в области охраны труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности.
1.3. Работа по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности осуществляется в целях создания и поддержания функционирования системы сохранения жизни и здоровья сотрудников и обучающихся школы в условиях осуществления образовательной деятельности средствами нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий.
1.4. Руководство работой по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности осуществляет директор организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.5. Должностные лица, осуществляющие работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательной деятельности, определяются приказом директора школы.
1.6. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников общеобразовательной организации.
1.7. Настоящее Положение определяет направления деятельности и мероприятия по охране и обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе, а также регламентирует организацию контроля, обязанности и ответственность работников образовательной организации.3.1. Обязанности по охране труда директора школы
3.1.1. Обеспечивает соблюдение настоящего Положения, нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда, трудового законодательства, стандартов, норм и правил по охране труда, выполнение приказов и указаний вышестоящих организаций и предписаний органов государственного надзора.
3.1.2. Организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательной деятельности в соответствии с законодательством о труде и охраны труда.
3.1.3. Обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования общеобразовательной организации, а также применяемых в учебной деятельности сырья и материалов (реактивов, инструментов, гимнастических снарядов и т.д.). Своевременно организует осмотры и ремонт зданий школы.
3.1.4. Назначает своим приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.д., а также во всех подсобных помещениях.
3.1.5. Организует разработку планов по охране и улучшению условий труда сотрудников общеобразовательной организации. Осуществляет контроль выполнения запланированных мероприятий.
3.1.6. Организует в установленном порядке работу комиссий по приемке организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому учебному году. Подписывает акты приемки общеобразовательной организации.
3.1.7. Проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицам и организует контроль состояния охраны труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3.1.8. Контролирует условия, и качество приготовления пищи в школьной столовой. Привлекает для этой цели бракеражную комиссию, медицинского работника школы, назначает, лицо, ответственное за организацию питания в школьной столовой.
3.1.9. Обеспечивает обучение и проверку знаний правил охраны труда работниками школы, выполнение требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев в образовательной организации.
3.1.10. Организует обеспечение работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами, а также обучающихся при проведении общественно-полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ и т.д.
3.1.11. Организует проведение профилактической работы по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и обучающихся.
3.1.12. Безотлагательно сообщает о каждом несчастном случае в школе председателю Комитета по образованию (начальнику Управления образования), установленным законодательством органам надзора и контроля. Обеспечивает необходимые условия для проведения расследования.
3.1.13. Утверждает инструкции по охране труда для работников и обучающихся. В установленном порядке организует пересмотр инструкций.
3.1.14. Определяет финансирование мероприятий по охране труда и технике безопасности. Принимает меры к созданию кабинета и уголков по охране труда.
3.1.15. Организует работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.1.16. Рассматривает состояние условий и охраны труда в школе, на Педагогическом совете, производственных совещаниях или собраниях трудового коллектива, заслушивает отчеты специалиста по охране труда и комиссии по охране труда о проводимой ими работе по улучшению условий труда и снижению производственного и детского травматизма. Принимает соответствующие меры по устранению имеющихся недостатков.
3.1.17. Обеспечивает своевременное представление в установленном порядке статистической отчетности по охране труда.
3.1.18. Заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие.
3.1.19. Запрещает проведение образовательной деятельности при наличии вредных или опасных условий для здоровья обучающихся и работников.
3.1.20. Несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательной деятельности.3.2. Обязанности по охране труда заместителя директора по учебно-воспитательной работе
3.2.1. Организует работу и систематический контроль по соблюдению в учебной деятельности норм и правил охраны труда.
3.2.2. Обеспечивает контроль безопасности используемых в учебной деятельности оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.
3.2.3. Разрешает проведение учебной деятельности с обучающимися только при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, принятых по акту в эксплуатацию.
3.2.4. Организует совместно с заместителем директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала и других помещений.
3.2.5. Составляет, на основании полученных от медицинского учреждения материалов, списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
3.2.6. Организует разработку и периодический пересмотр не реже одного раза в пять лет инструкции по охране труда, а также разделов требований безопасности в учебной деятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ.
3.2.7. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающхся и его регистрацию в журналах.
3.2.8. Определяет методику и порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде, улице, пожарной безопасности.
3.2.9. Проводит административный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели, орг. техники.
3.2.10. Несет ответственность за выполнение должностной инструкции в части обеспечения безопасности жизнедеятельности.5.1. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, хранятся действующие нормативно-правовые акты по охране труда: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения и приказы органов управления образованием, иные нормативные документы.
5.2. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, содержится следующая документация по охране труда:- общая документация по охране труда;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение о комиссии (комитете) по охране труда;
- Положение об уполномоченном лице по охране труда;
- Положение об организации административно-общественного контроля в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с работниками и обучающимися организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Соглашение по охране труда и акты выполнения соглашений (2 раза в год);
- Технический паспорт на здание школы;
- Протоколы измерения сопротивления заземляющих устройств.
- Приказы по охране труда:
- О назначении лиц, ответственных за организацию охраны труда;
- О назначении лиц, ответственных за противопожарную безопасность и соблюдении правил пожарной безопасности;
- О назначении лиц, ответственных за электрохозяйство;
- О комиссии (комитете) по охране труда;
- О создании комиссии по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Программа (план) по улучшению условий охраны труда.
Документация по инструктажам и инструкциям:
- Программа вводного инструктажа;
- Журнал регистрации вводного инструктажа;
- Программа инструктажа по охране труда на рабочем месте;
- Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;
- Журнал регистрации инструктажа обучающихся по охране труда при организации экскурсий и походов;
- Приказ о разработке, утверждении и введении в действие или продлении срока действия инструкций по охране труда;
- Журнал учета инструкций по охране труда;
- Журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
- Инструкции по охране труда (по должностям и видам работ);
- Протоколы заседания Общего собрания организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
- Инструкция о порядке действий персонала при срабатывании пожарной автоматики (на плане эвакуации);
- Инструкция о порядке действий персонала при пожаре и чрезвычайных ситуациях;
- План эвакуации на случай пожара и чрезвычайных ситуаций.
- Документация по обучению охране труда и проверке знаний требований охраны труда:
- Приказ об организации обучения охране труда и проверке знаний требований охраны труда сотрудниками организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Приказ о назначении комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- Положение о Комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- Программа обучения и билеты по проверке знаний требований охраны труда;
- Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- Журнал регистрации выдачи удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;
- Журнал регистрации несчастных случаев с работниками;
- Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися;
- Материалы по расследованию несчастных случаев.
5.3. Ответственными за ведение журналов являются директор, специалист по охране труда (лицо, ответственное за охрану труда) организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
Похожие записи: