Налоговый кодекс с комментариями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:

  • обновление формы декларации по налогу на имущество;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
  • новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
  • изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.

Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.

Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.

Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.

У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.

О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.

По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.

Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.

Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

Изменения в налоговом законодательстве – 2021

  • Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
  • Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
  • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
  • Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
  • Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

  • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
  • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
  • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
  • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
  • Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю
  • Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря

Статьей 88 НК РФ в новой редакции предусмотрен новый порядок проведения камеральных проверок по НДФЛ. Если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не предоставлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 статьи 228 НК РФ, п. 1 статьи 229 НК РФ, налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об их доходах. Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.

Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения. Если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) предоставлена налоговая декларация, то текущая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе предоставленной налоговой декларации.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству охвата и кругу лиц.

Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых актов:

  1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
  2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения. Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
  3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны, направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
  4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими также уточняется порядок выполнения принятых норм.
  5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти. Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
  6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания) сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или иных сборов с отдельных лиц.
  7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к капиталистической форме экономических отношений при формальных рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы налогообложения.

Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме «дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

В качестве основополагающего законодательного акта, устанавливающего и регулирующего правила функционирования налоговой системы страны, НК РФ решает следующие задачи:

  1. Устанавливает принципы, на которых вводятся новые и прекращают действие устаревшие налоги и сборы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Формулирует процедуру и порядок уплаты налоговых начислений.
  3. Регулирует права и обязанности лиц подлежащих налогообложению, а также органов исполнительной власти и специализированных служб, являющихся участниками общественно-государственных налоговых отношений.
  4. Определяет взимаемые в государстве налоги и сборы.
  5. Устанавливает методы регулирования и контроля над начислением и сбором налогов.
  6. Вводит степень ответственности за несвоевременную или неполную оплату налогов, укрывательство и иные преступления в сфере налогообложения, а также меры административного или уголовного преследования по данным основаниям.
  7. Предусматривает механизмы защиты интересов (включая судебные) граждан и организаций в случаях злоупотреблений, неправомерных действий или бездействия представителей налоговых органов и иных должностных лиц, так или иначе вовлеченных в сферу налогового регулирования.

Как уже было указано, под налоговыми отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

Исходя из определения, к объектам этого вида общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и должностных лиц. К ним относятся:

  • Налоговые инспекции;
  • Таможенные пункты;
  • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными законодательными актами.

Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России, приводится в первом разделе документа (главы 1 и 2 ), в 1 -18 статьях. В них приводятся:

  • Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли законодательства и международными договорами РФ;
  • Отношения и принципы налогового законодательства;
  • Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
  • Участники налоговых отношений и их краткая характеристика;
  • Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
  • Основы системы страховых взносов.

Налоговый кодекс (НК РФ) 2021, 2020

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной, поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432 статьи.

Общая. Очерчивает правовые рамки и элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

(0)

Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки «долевки». Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев — пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.

Функции налогового агента по НДФЛ при покупке любых облигаций, совершенных с использованием инвестиционных платформ, возлагаются на депозитарии. Гражданам — потребителям финансовых услуг не нужно будет в этом случае подавать декларацию в налоговые органы.

Законопроект уточняет перечень компенсационных и социальных выплат, освобождаемых от НДФЛ.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

Корректируется база для расчета НДПИ при добыче драгоценных камней, в том числе алмазов. Согласно действующему законодательству, НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных камней составляет 8%. База для НДПИ рассчитывается на основании прейскурантов Минфина. Министерство рассчитывает их на основе предложений Гохрана, АО «В/О «Алмазювелирэкспорт» и компаний по добыче. Прейскурант пересматривается в случае изменения цены более чем на 10%, которое держится в течение 90 дней. Принятый закон при начислении НДПИ предлагается оценивать стоимость драгоценных камней исходя из цены их реализации, а не из действующей сейчас первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина, при этом цена должна быть не ниже прейскурантов.

Отдельно описывается порядок оценки стоимости алмазов специальных размеров (массой 10,80 карата и более).

Госдума упростила процедуру учета фактических потерь в расчете компаниями базы по НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти (с коэффициентом сложности добычи (Кд) меньше 1). Сейчас анализ так называемой добываемой «скважинной жидкости» (смеси нефти, воды и примесей) нужно проводить не реже четырех раз в месяц. Поправки разрешают проводить замеры с учетом времени работы скважины, но не реже одного раза в месяц. В итоге нововведений четыре проверки в месяц могут понадобиться только в случае, если скважина работает в постоянном режиме.

Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых — льгота по налогу на прибыль.

«Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям — не может получать льготы», — пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.

Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.

Принятый закон запрещает применять нулевую ставку по налогу на дивиденды, если они выплачиваются хоть и российскому акционеру, но через иностранные компании группы. Предусмотрен переходный период с 2021 года по конец 2023 года. Речь идет о структуре с двумя российскими компаниями, между которыми находится иностранная компания. Сейчас налог на дивиденды в данном случае составляет 0%, и такая возможность у компаний сохранится до конца 2023 года. Затем ставка составит 13%. Ранее эксперты, опрошенные «Интерфаксом», отмечали, что предлагаемые изменения окажут существенное влияние на российские компании, которые создают вместе со своими иностранными партнерами зарубежные совместные предприятия для ведения операционной деятельности в России через российские проектные компании.

Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

Принятый закон расширяет на 2020 и 2021 годы интервалы так называемой безопасной гавани процентных ставок по долговым обязательствам в контролируемых сделках. Кроме того, законопроект при применении правил недостаточной капитализации (специальное правило налогообложения процентов по займам, было введено в НК в 2002 году для борьбы с минимизацией налогообложения) для долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, предлагает использовать в течение 2020-2021 годов валютную оговорку: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ на последний день отчетного или налогового периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года.

Эксперты, комментируя ранее законопроект, отмечали, что поправки направлены на сокращение случаев применения правил недостаточной капитализации в условиях существенного роста рублевой оценки валютных внутригрупповых долгов и уменьшения собственного капитала.

Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.

Из другого законопроекта в этот «переехала» норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы «Одно окно» в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.

В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.

Для большинства норм срок вступления в силу — через месяц после официального опубликования.

Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга какие-то материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

Новые реквизиты для уплаты страховых взносов 2021

УСН с 2021: изменения

Налоговый мониторинг с 2021 года

Cрок возврата переплаты по налогу в 2021 году

Отмена 2-НДФЛ с 2021 года

В налоговое законодательство в 2020 году было внесено немало поправок. Часть из них уже применяется в текущем периоде, другие вступят в силу лишь в новом году.

Напомним об изменениях налогового законодательства с 2021 года, которые повлияют на работу большинства налогоплательщиков.

Законодатели решили продлить период каникул для ИП на «упрощенке» и патенте еще на 3 года – до 01.01.2024 г. (закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Льгота предоставляется, если:

  • ИП зарегистрирован впервые и использует УСН или патентную систему;
  • деятельность ведется в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг, услуг по предоставлению мест для временного проживания;
  • на территории ведения деятельности введен закон о таких каникулах;
  • доля доходов по льготной деятельности — более 70% от общего объема.

Нулевую ставку можно использовать 2 налоговых периода подряд.

Надо помнить, что налоговые каникулы будут действовать, если в регионе принят соответствующий закон.

Введены льготы для резидентов Арктики (закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). В НК теперь обозначены условия применения:

  • ставки 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет;
  • вычета по НДПИ при добыче на новом участке недр;
  • ставки НДС 0% при экспорте товаров, отправляемых морскими судами.

Также приведен перечень работ (услуг) по ледокольной проводке морских судов и морской перевозке товаров для применения нулевого НДС.

Налоги и взносы / 13:00 24 ноября 2020
В НК РФ внесены изменения

Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ начал действовать 31 июля 2020 года. Он принципиально обновил «упрощенку». Но основные изменения вступят в силу только с 1 января 2021 года – с нового налогового периода по УСНО.

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, рассматриваемые новшества разработаны на основании п. 1.4 разд. 4.1 Паспорта федерального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», являющегося частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которым предусмотрено мероприятие по законодательному закреплению переходного налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства, утративших право на применение УСНО в случае превышения максимального уровня выручки и (или) среднесписочной численности работников.

В 2020 году предельный размер доходов, при превышении которого организация (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на применение УСНО, равен 150 млн руб.

С 2021 года к утрате права на применение «упрощенки» приведет доход, превысивший 200 млн руб. Но это не означает, что, как в действующей редакции гл. 26.2 НК РФ, можно получить доход в 200 млн руб. и облагать его, например, по ставке 6 % (объект «доходы»). Одновременно законодатель ввел отдельный порядок налогообложения доходов, превышающих 150 млн руб. (об этом далее).

Корректировки внесены в ст. 346.13 НК РФ.

Теперь п. 4 ст. 346.13 НК РФ гласит, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн руб., и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

Это означает, что если «упрощенец» получит доходы более 200 млн руб. или средняя численность работников превысит 130 человек, то он больше не вправе применять данный спецрежим.

Уточнено, что все размеры доходов, обозначенные в гл. 26.2 НК РФ, в том числе указанные в п. 4, 4.1 ст. 346.13, п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 и абз. 2 п. 4 ст. 346.21 НК РФ величины доходов налогоплательщика, будут индексироваться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Напомним, что на сегодняшний день индексация приостановлена (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ[2]).

Но если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн руб., в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде.

Изначально основными налоговыми ставками при УСНО были:

  • 6 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • 15 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Затем субъектам РФ дали право снижать приведенные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков:

  • до 1 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • до 5 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

С 2021 года при применении УСНО будут действовать дополнительные налоговые ставки 8 % (объект «доходы») и 20 % (объект «доходы минус расходы»). Соответствующие поправки внесены в ст. 346.20 НК РФ.

Но сразу скажем: это не означает, что действующие сегодня ставки 6 и 15 % больше не будут применяться. Они остаются.

Одновременно внесены поправки в ст. 346.21 НК РФ – в порядок исчисления и уплаты налога.

По общему правилу налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении налогоплательщиков, у которых доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

В этом же порядке исчисляются авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Законами субъектов РФ, как и сегодня, могут быть установлены пониженные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом если «упрощенец» получил доходы более 150 млн руб., но не более 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, то применяется налоговая ставка в размере 8 % в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8 % для этого налогового периода.

Поясним сказанное на примере (страховые взносы не учитываем).

Пример 1.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы», за девять месяцев 2021 года получила доход 120 млн руб. По итогам 2021 года доход составил 180 млн руб. Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 7,2 млн руб. (120 млн руб. х 6 %).

За налоговый период 2021 год сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 12 млн руб. (7,2 млн руб. + (180 — 120) млн руб. х 8 %).

Налоговая ставка устанавливается в размере 15 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Законами субъектов РФ также могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, начиная с квартала, по итогам которого доходы налогоплательщика, определяемые нарастающим итогом с начала налогового периода в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение которого средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, при исчислении налога применяют налоговую ставку в размере 20 % в отношении части налоговый базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 20 % для данного налогового периода.

Пример 2.

Организация, применяющая объект налогообложения «доходы минус расходы», за девять месяцев 2021 года получила:

  • доходы – 120 млн руб.;

  • расходы – 50 млн руб.

По итогам 2021 года были получены следующие результаты:

  • доходы – 180 млн руб.;

  • расходы – 60 млн руб.

Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 10,5 млн руб. ((120 — 50) млн руб. х 15 %).

За налоговый период 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 20,5 млн руб. (10,5 млн руб. + ((180 — 60) — (120 — 50)) млн руб. х 20 %).

Пункт 2 ст. 346.18 НК РФ дополнен нормой, которой установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. Данная поправка касается только «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы».

Кардинально нового в этом случае ничего нет: если расходы, учитываемые по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ, превышают полученные доходы, то уплачивается только минимальный налог в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

К октябрю 2020 года Министерством Труда России будет установлен минимальный размер часовой ставки (МРЧС) при привлечении работников на неполное рабочее время на срок до 3 месяцев для выполнения различных видов работ с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время.

Согласно проекту закона предполагается установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час. Каким будет размер МРЧС по предложению Министерства Труда, пока не известно.

Вывод: Примут закон о новом МРОТ, который установит минимальный размер часовой ставки (МРЧС). При расчете зарплаты, помимо МРОТ и регионального коэффициента, придется ориентироваться еще и на МРЧС. Ее нужно будет использовать при расчетах с сотрудниками, которых работодатель привлекает к работе на неполное рабочее время (на срок до трех месяцев).

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

В 2021 году будет применяться новая форма 6-НДФЛ. Согласно проекту приказа ФНС, форма 6-НДФЛ не будет содержать даты фактического получения дохода и даты удержания налога, но отразит данные о доходах каждого физического лица в своем приложении. (Данные изменения связаны с отменой справок 2-НДФЛ).

В форму 6-НДФЛ добавятся строки для указания даты и суммы НДФЛ, возвращенного физическим лицам, строки об излишне удержанном налоге и строки для информации за прошлые налоговые периоды.

Да, Государственная дума утвердила отмену справок 2-НДФЛ, начиная с отчетов за 2021 год.

Согласно проекту приказа ФНС, подготовлены новые формы документов, применяемых для регистрации (регистрации изменений) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, международных компаний и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Изменения на которые обратил внимание — в регистрационных формах добавлена возможность отражения наименования юридического лица на иностранном языке, добавлена возможность внесения сложного юридического адреса с большим кол-вом символов.

Действующие в настоящее время аналогичные формы документов будут упразднены. Новые формы начнут действовать уже в 2020 году — с 25.11.2020 года. Читайте наш Обзор изменений регистрационных форм с 25.11.2020 года

Новая форма 3-НДФЛ утверждена приказом ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@.

Изменения в декларации 3-НДФЛ:

  • заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога теперь включено в состав налоговой декларации. (ранее данное заявление подавалось отдельно от декларации).
  • изменены правила расчета авансовых платежей по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой. (теперь НДФЛ платится от реального, а не предполагаемого дохода).

Новая форма декларации вступит в силу с 1 января 2021 года и применяется к отчетности за 2020 год.

Федеральная налоговая служба внесла изменения в форму декларации по налогу на прибыль. Новая форма декларации по налогу на прибыль организаций утверждена приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@.

Правки в форму потребовались из-за многочисленных изменений законодательства. Об этом ФНС писала в пояснительной записке к проекту приказа.

Вот что изменено в декларации по налогу на прибыль:

  • лист 02 «Расчет налога»;
  • приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;
  • приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»;
  • раздел А «Расчет инвестиционного налогового вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ» приложения №7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • раздел Г «Расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета» приложения №7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ»;
  • страница со штрих-­кодом «00214339» в листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»;
  • приложение №2 к декларации.

Кроме того, как обычно, изменены штрих-коды декларации.

Новая форма декларации вступит в силу с 1 января 2021 года и применяется к отчетности за 2020 год.




Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *